Автобусный парк "Mercedes-Benz Tourismo: арифметика экономии"


Как худеют люди – известно всем. А как «худеют» автобусы и чем это чревато? Ответ на непростой вопрос дало турецкое подразделение Mercedes-Benz Omnibusse, выпустив специальную серию модели Tourismo «Edition 10000». Цифра означает количество собранных лайнеров на заводе в Хосдере, что под Стамбулом. Обновлённый «турист» сбросил 500 кг и претерпел ряд усовершенствований.

 

«Сделано в Турции»

Давно прошли времена, когда фраза «Сделано в Турции» отражала не самое высокое качество товара. Нынче факты говорят об обратном. Например, выпускаемый здесь лайнер Tourismo – самый продаваемый автобус Mercedes-Benz в Европе. А избалованным первоклассной техникой жителям Старого Света есть с чем сравнивать. Но вот в чём парадокс: даже в почтенном по нынешним временам возрасте модель Tourismo остаётся на плаву. Нашлось немало операторов, захотевших приобрести лимитированную серию «Edition 10000», состоящую всего лишь из 70 эксклюзивных машин.

Как и обычный Tourismo RHD, юбилейный туристический лайнер создан дочерней структурой DaimlerChrysler, компанией Mercedes-Benz Turk A.S. Компания была основана в Турции в 1967 году под названием Otomarsan. Через год здесь началось производство междугородных автобусов Mercedes-Benz O302, а ещё спустя два года было положено начало экспорту готовой продукции. За период с 1970 по2004 г. каждый третий автобус (15 тыс. из 41 тыс. выпущенных на предприятии) был продан за границу. В ноябре 1990 года компания Otomarsan сменила название на Mercedes-Benz Turk A.S. И уже через четыре года, в 1994-м, завод приступил к сборке модели Tourismo.

Производство в Хосдере нередко называют ультрасовременным, и в этом нет ни тени преувеличения. На предприятии регулярно осуществляются мероприятия, снижающие долю ручного труда. И это несмотря на то, что рабочая сила здесь обходится намного дешевле, чем в той же Западной Европе. Например, кузова автобусов перемещают между рабочими участками с помощью воздушных подушек. Наряду с быстрой сменой места это позволяет создавать оптимизированные по операциям рабочие участки. На высшем уровне и логистика: любой необходимый материал подаётся в нужную точку завода строго по графику. А чтобы не было сбоев в ритме сборочного процесса, в цехах предусмотрены небольшие склады с самыми необходимыми материалами.

Как уже отмечалось, сам завод по производству автобусов Mercedes-Benz Tourismo расположен в городе Хосдере под Стамбулом. На территории более 350 тыс. м2 с площадью застройки 70 тыс. м2 находится одно из самых современных в Европе предприятий по выпуску пассажирских машин. Полный цикл сборки одного лайнера занимает два с половиной дня, а в будущем он сократится до двух дней. В настоящее время ежедневно из цехов предприятия выезжают 11 автобусов, готовых к отправке потребителю. Производство ведётся при 6-дневной рабочей неделе.

 

Сколько отличий?

Если вы зададите этот вопрос в отношении разницы между обычным и юбилейным вариантом автобуса любому рабочему или даже управляющему, никто на него не ответит. Потому что достоверно точно никто не считал количество внесённых изменений в конструкцию и дизайнерское оформление Tourismo RHD лимитированной серии. Зато рассказать о каждом из них в деталях сможет, пожалуй, каждый, кто причастен к производству юбиляра.

При желании некоторые изменения можно оценить и без посторонней помощи. Туристический лайнер в эксклюзивной версии окрашен в серебристый «металлик», который имитирует полированный алюминий под специальным лаком. Кроме того, на боковинах кузова есть подсказка в виде броской надписи «Edition 10000», а передняя бленда выкрашена в блестящее «тоник-серебро». Незаурядность лайнера подчёркивают хромированные диски колёс, придающие экстерьеру особый шик. Наличие элементов отделки экстерьера под «крылатый металл» призвано подчеркнуть элегантность и лёгкость конструкции в прямом смысле этого слова: автобус юбилейной серии на500 кглегче серийного аналога. Неспроста между транспортниками он получил неофициальное прозвище «Tourismo Light».

По-своему неординарен комфортабельный салон. При взгляде на него создаётся впечатление, что сделан он по заказу элитного клуба, но уж никак не для массовых перевозок. Разница между ним и серийным салоном заметна сразу. Именно по интерьеру сразу угадывается необычность «Edition 10000». Например, в глаза бросается панель приборов с декоративной вставкой под дерево. Тут же видны монитор навигационной системы, DVD-проигрыватель и компактный холодильник. У водителя появилась видеокамера, настроенная на средний вход.

Пассажирские кресла получили верхнюю часть в виде монолитного подголовника из кожи. Каждое сиденье оборудовано ремнями безопасности, снабжено подножками и откидными столиками, имеет регулируемую по углу наклона спинку и выдвигаемую в проход подушку. Над креслами расположен современный сервисный блок со светильниками для чтения, соплами вентиляции, кнопкой вызова стюардессы и выключателем громкоговорителя. В общем, к услугам путешествующих – максимально возможный уровень комфорта. И – безопасности: автобус сохранил несущий стальной кузов, сваренный в единое целое с верхним каркасом и рамой шасси. Тем самым достигнута высокая прочность конструкции, позволяющая соответствовать строгим допускам норм на опрокидывание ECE R66.

Есть в конструкции помолодевшего Mercedes-Benz Tourismo и новшества, спрятанные от глаз. Например, в моделях выпуска 2005 года прежнее рулевое управление заменено хорошо известным по Mercedes-Benz Travego немецким ZF 8098. С точки зрения шумности и производительности оптимизирована работа бортового кондиционера. Полностью изменён привод компрессора кондиционера, что также дало положительный результат. После перемещения испарителя кондиционера на новое место заметно увеличились багажные полки в задней части салона. Обновлена трансмиссия. Теперь в ней используется механическая 6-ступенчатая коробка передач Mercedes-Benz GO 190 с интегрированным ретардером Voith Retarder R115. Наконец, с зимы 2005 года все кузова Tourismo проходят на заводе антикоррозийную обработку методом катафореза. Применение гальванического лакирования (KTL) сделало автобус надёжно и надолго защищённым от ржавчины. В общем, улучшений и впрямь немало. Но грош была бы им цена, если бы создатели не попотели над решением, пожалуй, самой главной проблемы – существенным «похудением».

 

Липосакция по железу

Главные козыри юбилейной модели кроются в оптимизации его собственной массы. Автобус – любитель сладкого, которого нельзя посадить на диету, но сделать ему конструкторскую липосакцию можно. Тут приходится экономить на мелочах, стремясь при этом не перейти разумную грань. За счёт чего же конструкторы заставили автобус «похудеть»?

Однозначно и не ответишь, поскольку точек приложения усилий – множество. Например, взамен 540-литрового стального топливного бака был установлен 400-литровый из алюминия. Логика в этом есть: зачем возить с собой большой запас топлива, если заправки есть на каждом шоссе. В настиле пола багажного отделения были использованы алюминиевые пластины, уложенные по принципу сандвича. Они снижают вес конструкции при сохранении её прочностных свойств. Ведущая ось НО 6 с передаточным числом 3.077 изготовлена методом формовки вместо прежнего литья. Диски колёс стали алюминиевыми, а не стальными. Даже ресивер сжатого воздуха сделан с применением «крылатого металла». Пуд там, пуд здесь – глядишь, и усилия дали ощутимые результаты. Ради «похудения» в салоне были удалены подлокотники сидений со стороны стеклопакетов – их роль выполняет обрамление окон. Это тоже дало экономию в несколько десятков килограммов. Исчезли и небольшие ёмкости для мусора на каждом кресле. Вместо этого дополнительно к контейнеру в середине салона добавлен контейнер около туалетной кабины.

Суммарные меры дали оптимизацию веса на500 кг. Кому и этого покажется мало, может сэкономить путём уменьшения числа сидений до 44, отказаться от отделки спального места водителя и подножек к пассажирским креслам. Можно выиграть несколько килограммов за счёт возимых запчастей и инструментов, уменьшения запасов воды и продуктов питания, сокращения списка дополнительного оборудования. Кстати, обычный Tourismo RHD массой13750 кгсчитался среди двухосных «туристов» одним из лучших. А в лимитированной серии он вообще стал едва ли не образцом.

Чтобы оценить реальный «аппетит» машины, меня с коллегами пригласили поколесить за рулём новой версии по немецким дорогам. «Похудевший» Tourismo ждал нас прямо в аэропорту Дюссельдорфа. И прямо здесь немецкие специалисты предложили начать тест-драйв. Ради чистоты эксперимента автобус заполнили балластом, имитирующим полную загрузку. На борту установили измерительную аппаратуру, показывающую среднюю скорость и мгновенный расход топлива до тысячных долей включительно. Маршрут для всех участников тест-драйва был один и тот же, протяжённостью более100 км. Менее половины его проходило в обнимку с автобаном, а остальная часть петляла по сельским дорогам с крутыми подъёмами и не менее крутыми спусками.

От инструктора узнаём, что до русских журналистов ходовые испытания тестового лайнера проводили наши коллеги в Испании. Но, в отличие от нас они сами выбирали дороги и отмеряли на них определённые отрезки. У них две трети пути пришлось на скоростную трассу и треть – на второстепенные шоссе. При этом средний расход топлива при движении по Мадриду и за городом составил 29,087 л/100 км. Немецкие инструкторы говорят, что для водителей, не имеющих постоянной практики управления автобусом и уж тем более не прошедших курсов обучения экономичному вождению, это очень неплохой результат. Хотя профессионал в тех же условиях показывает расход в диапазоне 26,0–26,5 л/100 км. Заметим: на ровной дороге, позволяющей поддерживать довольно высокую среднюю скорость.

Не вдаваясь в подробности, скажу сразу: повода для радости экологам мы не дали, поскольку средний расход топлива у каждого оказался выше ожидаемого. При разгоне на подъёме электронное табло бортового компьютера показывало мгновенный расход топлива в 99,9 л/100 км. Но едва машина выбиралась на равнинный участок, как «аппетит» немецкого мотора резко снижался. Но блеснуть низким результатом, убрав на несколько секунд ногу с педали газа, мало – нужно суметь оптимизировать расход на всей дистанции. Пока едем по автобану – расход дизельного топлива в разумных пределах. Но едва размениваем «большак» на второстепенную дорогу, как аппетит мотора вновь просыпается.

По ходу выясняется, что вместо 6-й прямой передачи с передаточным числом 1.0 при покупке автобуса можно заказать повышающую с передаточным отношением 0.8–0.9. Что это даст? Увеличение скорости при меньших оборотах двигателя, а соответственно – при меньшем расходе топлива. Драгоценное время и топливо съедает маневрирование в узких коридорах между припаркованными машинами. Третий водитель управляет Tourismo уже в дождь, и становится ясно, что одинаковых результатов точно не будет. Лучший из тройки участников тест-драйва показывает результат, близкий к 32 л/100 км. Это вовсе не означает, что лучшего нельзя было достичь, поскольку у представителей компании на том же самом маршруте с первого раза зафиксировано значение 27,9 л/100 км. Всё это в очередной раз доказывает, что снижение массы автобуса хотя и играет важную роль, но не является панацеей в борьбе за снижение эксплуатационных затрат. Важен и уровень подготовки водителя, от которого реальная экономия зависит куда больше.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

 

 

Технические характеристики Mercedes-Benz Tourismo «Edition 10000»

(данные завода-изготовителя)

Габаритные размеры

Длина

11980мм

Ширина

2500мм

Высота (с кондиционером)

3647мм

Высота салона

2011мм

Передний свес

2595мм

Задний свес

3135мм

Колёсная база

6250мм

Внутренний диаметр разворота

17314мм

Внешний диаметр разворота

21146мм

Весовые параметры

Собственная масса

13260 кг

Нагрузка на переднюю ось

7000 кг

Нагрузка на задний мост 

 11500 кг

Допустимая полная масса

18000 кг

Двигатель

Модель двигателя

OM 457 LA (Евро-3)

Тип двигателя

 турбодизель

Число и расположение цилиндров

6, рядное

Рабочий объём

 11,97 л

Диаметр цилиндра/ход поршня 

128/155 мм

Максимальная мощность

310 кВт/422 л.с./1900 мин–1

Максимальный крутящий момент 

1900 Нм/1100 мин–1

Степень сжатия

17,75:1

Трансмиссия

Модель коробки передач

GO 190

Тип коробки передач

6-ступенчатая, механическая,

со встроенным ретардером

Передаточные числа:

 

1 передача

8,17

 2 передача

4,65

3 передача

2,78

4 передача

1,81

5 передача

1,25

6 передача

1,00

задний ход

7,68

 

Общие данные

Число мест (не считая водителя)

48+1

Объём багажных отсеков/без туалета

10,5/11,6 м3

Ёмкость топливного бака

400 л

Размер шин   

295/80 R22.5

Максимальная скорость

140 км/ч