Актуально "Гостехосмотр сменил хозяина…"


 

В Беларуси создана новая схема инструментального контроля транспортных средств, мало чем напоминающая прежнюю, зато очень схожая с немецким TUV

 

 Как вспомнишь – так и вздрогнешь

Наши водители хорошо помнят времена, когда всевластная ГАИ сама контролировала не только дорожное движение автотранспортных средств, но и их техническое состояние. Сам техосмотр – как вспомнишь, так вздрогнешь!..

Самые продвинутые и хитрые тогда решали проблему просто: нашёл знакомого знакомого своего знакомого – дал 20 баксов и избежал мучительной процедуры, которая гарантировала не столько отличное техническое состояние твоего АТС, сколько наличие штемпеля в сертификате.

В итоге руководители и ГАИ, и Минтранса пришли к выводу, что дальше так продолжаться не может. В 2002 году был утверждён Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», который отделил контроль технического состояния автомобиля (его возложили на Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь) от контроля дорожного движения (он остался в ведении Министерства внутренних дел Республики Беларусь). Ещё год потребовался для того, чтобы в недрах Минтранса родилось республиканское унитарное сервисное предприятие «Белтехосмотр».

Закон «О дорожном движении» определил порядок осмотра всех транспортных средств. Собственно, даже не столько определил, сколько возложил организацию этого порядка на Минтранс, но по согласованию с МВД. Минтранс организовал при «Интертрансе» отдел в составе нескольких человек, которые и разрабатывали основы будущего предприятия. Стала создаваться сеть диагностических станций практически по всей Беларуси. О современных особенностях инструментального контроля АТС в Беларуси рассказывает директор предприятия Анатолий ПАШКЕВИЧ:

- С чего начиналось-то?

- Были четыре станции на всю республику, которые с позиций сегодняшнего дня с натяжкой можно назвать станциями. А в остальном технический осмотр ТС производился по так называемой упрощённой схеме. Поэтому перед нами стояла важнейшая задача: создать в республике именно сеть диагностических станций и пунктов технического контроля.

- Это те самые подвижные пункты технического контроля, которые есть по всей республике?

- Нет, эти пункты, оснащённые диагностической аппаратурой, появились позже. А тогда техосмотр проводился по той же злосчастной упрощённой схеме. Скажем, на вооружении у них был еще дорожный метод проверки тормозной системы.

Главное, начали создавать наши опорные пункты инструментального и приборного контроля технического состояния транспортного средства. Я имею в виду диагностические станции, такие, например, как в Колядичах под Минском. Это крупное предприятие, оснащённое самым современным оборудованием. Или в Минской ГАИ. Это как образец для всех остальных, как ориентир, к которому необходимо стремиться всем остальным.

За год в республике создали целую сеть таких станций, позволяющих обеспечить автовладельцев всех форм собственности надлежащим контролем состояния транспортных средств. В большинстве районов появилась пятидесятикилометровая зона обслуживания. Правда, мы не остановились, посчитали это только первым этапом. В конце 2004 года мы запретили работу пунктов технического контроля по упрощённому методу. Сначала, конечно, предупредили о решении, составили план переоснащения пунктов технического контроля современным оборудованием. Так что большинство пунктов привлекли к работе, стержнем которой было финансирование переоснащения. В основном помогало министерство. В результате задачу решили: все пункты технического контроля практически достигли уровня диагностических станций. Правда, по документам они еще числятся пунктами технического контроля, поскольку у них нет чётко выстроенной проездной линии осмотра. Но оборудование – однотипное и современное.

Они отличаются от диагностических станций чисто организационно. Однако на начало этого года у нас несколько уменьшилось количество диагностических станций и пунктов технического контроля: из 160 осталось 110. Но мы были готовы к этому и заранее начали создавать мобильные диагностические станции, ведь тех 160 ДС и ПТК не хватало на все районы даже при пятидесятикилометровой зоне обслуживания.

- Что из себя представляют мобильные диагностические станции? Те же пункты технического контроля, но только на колесах?

- Не совсем, хотя и близко к этому. БелНИИТ «Транстехника» разработал для нас диагностическую линию, компактно расположенную на машине. Само оборудование линии мы закупили в Германии. Комплекс по приезде на выбранное место разворачивается в течение часа. Площадку стараемся подобрать где-то под крышей – в Беларуси погода в любую минуту может преподнести сюрприз. Но в принципе при более или менее благоприятных условиях оборудование позволяет диагностировать и под открытым небом.

Мы разработали графики проведения техосмотров автотракторной техники и сельскохозяйственного подвижного состава во всех без исключения районах. В начале года приобрели еще шесть комплектов ПДС. Только в Могилёвской области работают пять таких станций. А всего в республике их 19. Они позволяют чётко выполнять составленные нами графики в зависимости от количества зарегистрированных транспортных средств в том или ином районе, населённом пункте. Исходя из этих данных и пропускной способности ПДС, мы и определяли время нахождения там этой станции с таким расчётом, чтобы все автовладельцы, автохозяйства промышленных и сельскохозяйственных предприятий смогли пройти техосмотр за определённый период. Так что уже сегодня все ПДС работают по графику, согласованному с облисполкомами и утвержденному Минтрансом.

Обычно мы работаем до тех пор, пока ТО не пройдёт последний клиент. А для предприятий даже подбираем удобный для них день, чаще всего – выходной, чтобы проведение ТО не срывало рабочий ритм коллективов. На сегодняшний день мы наработали достаточно большой опыт подбора и подготовки площадок для ПДС, их развертывания в кратчайшие сроки и организации самого процесса ТО. В результате во время ТО ПДС практически ничем не отличается от стационарной ПДС. Особенно заботимся о том, чтобы там обязательно находился работник ГАИ, избавляя автовладельца ещё и от поездки в ГАИ.

- Такой порядок организован только на государственных диагностических станциях?

- Есть инструкция, которая регламентирует порядок государственного технического осмотра (ГТО) и которая одинаково обязательна для всех ДС, независимо от форм собственности. Кроме того, есть установленный порядок выдачи разрешений на проведение ГТО. Все учредители станций, без исключения, прежде чем получить такое разрешение, должны выполнить целый ряд предварительных условий и вложить немало средств в подготовку. На сегодняшний день в целом в развитие структуры диагностики транспортных средств вложено уже более 30 млрд небюджетных белорусских рублей. Деловые люди понимают: это дело государственное, для них перспективное в смысле финансовой отдачи, развития и стабильности.

- Какое все-таки у вас отношение к частникам? Привечаете ли вы их или просто терпите?

- Привечаем: чем больше будет диагностических станций, тем шире охват подвижного состава техническим контролем. Правда, процессом мы уже управляем, поскольку самотёк неизбежно привёл бы к нездоровой конкуренции. Если, скажем, в Минске, другом городе или районе будет переизбыток ДС при более или менее постоянном контингенте осматриваемой техники, то учредителю, владельцу этой ДС придется каким-то способом привлекать клиентов для улучшения своего экономического положения. А каким способом? Понижать цены? Тогда концы с концами не свяжешь. Менять условия ТО? Значит, игнорировать инструкцию. Мы установили такой контроль, чтобы это стало невозможным. В том же Минске (да и в других регионах) нам пришлось закрыть несколько ДС, оставив лучшие. Значит, и государству, и дорожному движению это пошло на пользу.

Причём мы не устраиваем никаких процессов, смахивающих на облаву. Лицензию на проведение ГТО выдаёт Минтранс на один год, а затем владелец обязан ежегодно подтверждать свое право на оказание услуг. Решает вопросы выдачи или продления лицензии не один человек, а созданная при Минтрансе компетентная комиссия, в которую входят представители ГАИ, Госстандарта, БелНИИТ «Транстехника» и начальник научно-технического отдела министерства. Кроме того, «Белтехосмотр» ежегодно не менее одного раза инспектирует работу каждой ДС, вскрывает ошибки и недостатки. Это не означает, конечно, что после каждой такой инспекции следуют оргвыводы. Обнаруживаются те или иные недостатки, но сразу же ищем пути их устранения, исправления.

- То есть не только транспортные средства подвергаются тщательному ТО, но и сами ДС проходят такой же жёсткий контроль?

- Да, жёсткий, но конструктивный. Никто из нас не хочет рубить сук, на котором сидит. Да, делаем и внезапные проверки ДС, и повторные с целью контроля процесса по устранению обнаруженных недостатков. И добиваемся того, чтобы все ДС работали лучше. Данные об их годовой работе рассматривают члены комиссии, которые коллективно решают: продлить лицензию на ГТО, приостановить на какое-то время или вообще изъять её.

Сама техника, даже самая совершенная, не решит проблему грамотного ГТО транспортных средств. Люди, специалисты – вот главное. Во-первых, они должны быть грамотными, а во-вторых, добросовестными. Для решения первой задачи мы создали своеобразный порядок подготовки персонала диагностических станций. Сначала проводим тестирование при приёме на работу. После этого он обязательно проходит курс обучения, в ходе которого изучает нормативные и правовые документы, регламентирующие деятельность в сфере ГТО, устройство и основные показатели технического состояния ТС, методы, приборы и оборудование, применяемые при проверке технического состояния ТС, саму технологию проведения ГТО. После этого специалист проходит стажировку, во время которой учится проводить ГТО ТС, производить компьютерную обработку результатов осмотра и передавать информацию на сервер, организовывать высокачественный приём и обслуживание клиентов. А уж затем – экзамен и получение диплома о повышении квалификации. Мы добиваемся того, чтобы на диагностической линии работало всё больше специалистов с высшим техническим образованием, причём желательно с автотракторным или машиностроительным профилем. Нам нужны такие инженеры, из которых можно было бы за две недели успешно подготовить высококлассных специалистов-диагностиков на линию ДС.

- Вы несколько ДС закрыли. Почему?

- Причиной закрытия стали неоднократные грубые нарушения технологического процесса диагностирования ТС.

- Какие?

- Есть технология проведения государственного технического осмотра. В ней есть основные посты, на которых проверяются те или иные узлы и агрегаты автомобиля. Наши проверки выявили, что работники станции сознательно пропускают кое-какие операции по различным мотивам: то ли по знакомству, то ли по чьей-то просьбе, то ли за откровенную взятку. Могут быть и другие причины. Скажем, что-то из оборудования ДС вышло из строя, и специалисты проверяют на этом посту на глазок, чтобы не останавливать процесса техосмотра – это же деньги! А бывает, что каким-то образом допускают к ГТО не совсем подготовленного специалиста – другого под рукой нет, а давать клиентам от ворот поворот тоже не хочется по той же финансовой причине. Или же не выполнено какое-то предписание по дооборудованию технологической линии. Но в любом случае на дороги выходит АТС с неисправностями, но со свидетельством того, что машина техосмотр прошла и на ней все в полном порядке... Короче говоря, это бывает тогда, когда на работу на ДС попадают недобросовестные люди.

- Но там же находится представитель ГАИ. Неужели он не видит этого?

- К сожалению, это у нас самое больное место: далеко не всегда на ДС находится представитель ГАИ – не хватает их на всех. Поэтому на некоторых диагностических станциях они бывают два-три раза в неделю, да и то не полный день. Для работника ГАИ тоже составляются графики, с тем чтобы за день он смог побывать на двух-трёх ДС. Поэтому он просто физически не может контролировать весь процесс ГТО. Даже если бы он работал весь день на одной ДС, то едва ли сумел бы выявить недобросовестность работника.

Скажу, что РУСП «Белтехосмотр» морально-психологически, а также практически готово взять на себя и этот участок работы и, естественно, ответственность за её качество. Мы бы создали соответствующий институт специалистов, которые бы прошли более глубокую подготовку. Например, в Германии на такую поточную линию ТО готовят специалистов не менее 6 месяцев. Там более высокие требования к техническому состоянию ТС, но и более глубокая программа подготовки специалистов к выполнению столь ответственной работы.

- Потому белорусский и международный сертификаты не совпадают?

- В какой-то мере – да. Но в то же время пока что у нас в республике разделены функции тех организаций, которые выдают сертификаты. Согласно инструкции «О порядке выдачи владельцам автомобильных транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров, международных сертификатов технического осмотра, их использования и контроля за использованием» (утверждена постановлением Минтранса от 2 декабря 2004 года № 46), международные сертификаты выдает БелНИИТ «Транстехника». Хотя, честно говоря, это не совсем понятно и не совсем удобно для автоперевозчиков. Ведь дополнительного ТО не проводится – международный сертификат выдается на основании нашего сертификата. Только автоперевозчику приходится ехать за ним в Минск. По-моему, это лишнее. Тем более что и при последующих двух ГТО именно наша диагностическая станция ставит во вкладыше международного сертификата соответствующую отметку. Рано или поздно РУСП «Белтехосмотр» придется брать на себя и эту функцию. У нас уже есть 4 диагностические станции, которые имеют аккредитацию лабораторий и проводят ТО на уровне «Евро-3». Конечно, еще встречаются и досадные недоразумения, когда в Германии, например, наш сертификат не получил подтверждения. Так что нам надо подтягиваться до международного уровня. Тем более что уровень нашего оборудования и требований не ниже, а иногда даже выше зарубежного. Я недавно был в Германии и убедился в этом. Правда, на своем оборудовании они работают давно, а мы его только установили. Мы изучили их опыт и взяли на вооружение все лучшее, что у них есть. Там есть чему поучиться. Правда, и ошибки тоже есть, но мы постараемся не повторять их у себя.

- Когда техосмотры производила только ГАИ, находились ловкачи, которые искали обходные пути мимо линии техосмотра и талончик на лобовое стекло получали: кто - за дополнительную плату, кто – по блату. Как у вас обстоит дело с такими, скажем, обходными путями?

- Создается база данных каждого проходящего ГТО автомобиля. Тормозной стенд сразу же автоматически фиксирует и сам факт прохождения данного автомобиля через ДС, и данные приборного контроля. И сразу же они заносятся в базу данных. Так что обойти этот неподкупный контрольный стенд очень сложно. Но, к сожалению, должен признать, что в начале нашей работы тоже имелись недобросовестные люди, которые находили (а некоторые и сейчас пытаются находить), как говорится, обходные варианты, особенно в тех случаях, когда применялись упрощённые способы ТО. Сейчас, когда весь контроль производится практически инструментально-приборным методом, лазейки для ловкачей закрываются. Но они остаются еще в области индивидуального осмотра – шланги, рулевые тяги, подвеска и т. п. То есть там, где мы полагаемся на грамотность и порядочность специалиста-диагноста.

С другой стороны, служба внутренней безопасности МВД следит за тем, чтобы были прикрыты лазейки и в ГАИ. За прошлый год 14 нарушителей правил техосмотра приговорены к различным срокам заключения.

- Не могут ли специалисты ДС, как бы это помягче сказать, записывать несуществующие неисправности, с тем чтобы у их же коллег-авторемонтников, работающих рядом, в цеху, появилась загрузка, а значит, и увеличился заработок?

- Во-первых, мы стараемся добиться такого положения, чтобы заработок специалистов ДС и ремонтников не зависел друг от друга. Во-вторых, мы стараемся сделать так, чтобы у одной и той же администрации не были в подчинении и контролирующие работники, и ремонтники. Где-то рядом находится СТО – пожалуйста. Потому что это удобно и клиенту: обнаружили на его машине неисправность – ему не надо колесить по городу в поисках СТО, поскольку рядом грамотные специалисты устранят обнаруженные неисправности в кратчайший срок. И мы заметили такую закономерность: как только начинает действовать новая ДС, так где-то поблизости возникает СТО.

- И каковы планы?

- Предполагаем сократить зону досягаемости ДС до30 километров. Довести многие ДС до уровня «Евро-3». И чтобы наш сертификат и за рубежом был признан правомочным.

 

Записал Владимир ЖАРКО