Безопасность "Интернет-жулики на перевозках"


Глава российского представителя известной финской сюрвейерской компании «Ларс Крогиус» Анатолий ШМЕЛЁВ по роду своей деятельности расследовал не один десяток случаев нанесения ущерба участникам перевозки или страховщику. И волей-неволей отмечал некоторые изменения в характере подобных нарушений. Своими наблюдениями, выводами и советами он решил поделиться с читателями журнала.

        

В последнее время в области международных перевозок участились случаи мошенничества с использованием услуг Интернет-бирж, и мне пришлось расследовать уже несколько таких случаев.

Сейчас в интересах страховщиков наша компания принимает участие в расследовании ряда случаев, когда в цепочке «перевозчик – экспедитор – грузовладелец» присутствует заявка через Интернет. Причём в одном из случаев предполагалась перевозка дорогого и ходового товара – мобильных телефонов и запчастей к компьютерам – на сумму более 700 000 евро. Хотя возможно, что груза могло не быть вовсе, поскольку более всего этот случай напоминает страховое мошенничество.

В этом, как и во многих других подобных случаях, события развивались следующим образом. Российский грузополучатель заявляет через «мировую паутину» о необходимости доставить для него груз из Германии и нанимает для этого иностранного экспедитора (в одном случае это был белорусский экспедитор, в другом – литовский). Причём мы предполагаем, что выбирается экспедиторская компания, которая сама работает с перевозчиками через Интернет. Как только предложение груза размещается в сети, очень быстро (я бы сказал, подозрительно быстро) находится соглашающийся на все условия перевозчик.

Всё делалось в очень короткие сроки, да так, что в одном случае экспедитор даже не удосужился проверить наличие у перевозчика CMR-страхования, а в другом экспедитор не успел получить копию свидетельства о страховании. В одном из случаев литовский перевозчик прибыл на погрузку и несколько дней стоял в ожидании, поскольку номера машины не соответствовали сообщённым ранее. Имеются в таких случаях и книжки МДП, которые потом оказываются подделанными. Загрузившись, машина уезжает и пропадает вместе с грузом. Где-то на второй день после этого перестают отвечать телефоны офиса перевозчика (обычно это мобильные номера). Поскольку в таких случаях задействованы законодательства трёх-четырёх разных стран, потерпевшим – а это экспедиторы и страховые компании – приходится обращаться в Интерпол, который, надо признать, работает очень медленно.

Что следовало бы предпринять для предотвращения случаев мошенничества с использованием Интернета? Прежде всего, я считаю, следовало бы обязать организации и фирмы, ответственные за размещение разного рода заявок в Интернете, например, на электронных биржах, требовать и помещать вместе с заявкой дополнительную информацию о том предприятии, от которого заявка исходит. В частности, является ли это предприятие членом соответствующей национальной ассоциации. Ещё лучше, если оператор электронной биржи проверит телефоны предлагающей заявку фирмы, наличие и подлинность регистрации и соберёт сведения о ней в страховых фирмах.

И ещё хочу обратить внимание экспедиторов, перевозчиков, водителей на необходимость быть предельно бдительными и внимательными при погрузке, перевозке и разгрузке грузов – особенно дорогостоящих (странно, что об этом приходится напоминать, но – увы…)

Один из таких случаев произошёл в ходе доставки широкоформатных плазменных экранов, которые устанавливаются на улицах и площадях Минска. Перевозка их осуществлялась из Франции. По прибытии в Беларусь на СВХ было обнаружено, что сильно повреждён дорогостоящий груз, находящийся на поддоне со стороны, не видимой водителю. Как нам удалось установить, водителя при погрузке целенаправленно отвлекли, частично загрузив машину и сообщив, что в этот день загрузки больше не будет, а все проблемы он может решить сам, связавшись с главным офисом. В то время, когда он связывался с главным офисом, ему сообщили, что для него нашли ещё два транспортных пакета и произвели полную загрузку. Поскольку повреждение визуально не обнаруживалось, ничего не подозревающий водитель отправился в путь.

Мы провели расследование этого случая и установили, что повреждение не могло быть нанесено в ходе транспортировки. Пакет уронил работавший на складском погрузчике рабочий, которого за это уволили, но попытались переложить вину и плату за ущерб на перевозчика.

Один из самых популярных способов обмана в России сейчас заключается в том, что в момент выгрузки товара после прохождения всех таможенных формальностей обнаруживается его недостача, а водитель пишет в объяснительной, что лишь при открытии прицепа заметил, что контрольный шнур был разрезан и затем скреплен с помощью иголки. Причём он указывает, что не может даже предположить, где его обокрали, поскольку он проехал восемь стран, делал двенадцать остановок и нигде не замечал ничего подозрительного. Также ничего подозрительного не заметили и на всех таможнях, которые ему пришлось пройти. Мы предполагаем, что в таких случаях на этапе разгрузки водитель просто получает деньги за часть товара, а ответственность перекладывается на хозяина машины и страховую компанию. Другим вариантом подобного способа обмана можно считать ситуацию, когда в момент выгрузки обнаруживается разрез в верхней части тента.

Наибольшая опасность обмана при осуществлении перевозки существует, как показывает практика, в момент погрузки. Каждому перевозчику следует помнить морское правило: "При погрузке думай о выгрузке".