Компоненты "Цифровой тахограф стал обязательным. Что дальше?"


 Специализированные европейские издания приводят статистику изменений в отрасли коммерческого транспорта за восемь лет, прошедших после законодательного внедрения аналоговых тахографов на международных автомобильных перевозках. Количество ДТП с участием такого транспорта снизилось в среднем на 22 %, число происшествий с летальным исходом – на 54,5 %. При этом в 2,5 раза возрос межаварийный пробег, на 12-15 % снизились затраты владельцев на горюче-смазочные материалы...

 

С клеймом автомобильного «хакера»

После употребления алкоголя и превышения скорости третье место в перечне причин ДТП занимает фактор усталости водителя. Тахограф же позволяет эффективно контролировать режим труда и отдыха водителя (или водительского экипажа). Но для славян нет ничего невозможного: именно они стали пионерами в деле обмана аналогового тахографа (любой ушлый водитель по секрету расскажет добрый десяток способов, которые помогут вам обмануть и тахограф, и инспекторов). За ними дружно подтянулись остальные европейские коллеги, пожелавшие ускорить доставку груза к месту назначения. С таким положением дел не согласились международные организации, которые стремятся снизить аварийность на автодорогах. Отсюда и появилась идея внедрения цифрового тахографа. Его обмануть сложнее, но, говоря по правде, способы уже есть: нашего брата на кривой кобыле не объедешь!

На семинаре, посвящённом проблеме внедрения цифровых тахографов, организованном академией МСАТ и производителем цифровых тахографов Siemens VDO в Таллинне, разработчик вполне обоснованно изложил необходимость внедрения цифровых тахографов как одного из главных элементов безопасности дорожного движения. По мнению представителя компании Клауса Зума, именно индивидуальные смарт-карты для каждого водителя позволят исключить махинации с заполнением контрольных листков, а разноуровневый доступ к информации, содержащейся в тахографе, позволит эффективно контролировать выполнение требования соглашения ЕСТР.

Выступление заместителя начальника отдела немецкого федерального управления грузовых перевозок (BAG) лишний раз подтвердило: цифровой тахограф необходим как контролирующий элемент безопасности дорожного движения. По данным BAG, 68 % всех нарушений приходится на нарушение положений ЕСТР.

 

Фальстарт с туманной перспективой

В 1998 году был принят документ Евросоюза ЕС 2135/98, который регламентировал перспективное внедрение цифровых тахографов. Уже с 5 августа 2004 года они должны были быть внедрены на территории Евросоюза. Однако в связи с неготовностью стран к внедрению данного прибора было принято решение перенести дату на 5 августа 2005 года.

Но готовы ли сами страны ЕС внедрить цифровые тахографы? По информации представителя МСАТ Хуберта Линсена, к внедрению тахографа оказались готовы только 4-6 стран. Смарт-карты для водителя, компаний, контролирующих органов и мастерских есть только в Австрии, Чехии, Эстонии, Франции, Нидерландах и Швеции. 14 государств-членов ЕС вообще не готовы к работе с цифровыми тахографами. Производители автотранспортных средств тоже не готовы к введению цифрового тахографа с 5 августа 2005 года, так как не имеют ни карт, ни самих тахографов. Тем не менее, Еврокомиссия официально решила не продлевать срок внедрения цифровых тахографов. Таким образом, произведённые после 5 августа 2005 года транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонн и международные автобусы с числом мест для сидения более 9 (включая место водителя) должны оснащаться цифровыми тахографами.

Чего от такого решения следует ожидать отечественным перевозчикам? Проведенный семинар показал, что в настоящее время относительно цифровых тахографов существует больше вопросов, чем ответов. Наиболее ярко это прослеживалось в выступлении разработчика цифровых тахографов Клауса Зума. Он несколько неосмотрительно отметил, что фирма вложила в разработку тахографа несколько миллионов долларов и заинтересована окупить вложенные затраты как можно скорее.

К сожалению, реально работающей версии цифрового тахографа Siemens не представил. Более того, для перевозчиков из стран СНГ немцы предполагают выпускать упрощённую версию VDR. Белорусская фирма-разработчик цифровых тахографов СКБ «Камертон» также не получила однозначного ответа на интересующие вопросы. По мнению Евросоюза, другие страны-члены ЕСТР в перспективе внедрят цифровые тахографы только к 2010 году.

 

А в Беларуси не дремлют...

Для представителя фирмы Siemens стал полным откровением тот факт, что в Беларуси есть опытный образец цифрового тахографа собственного производства. Однако для его сертификации на международном уровне есть ряд преград. В частности, нужно пройти ряд сертификаций и проверок на получение трёх документов:

  1. Сертификат функционирования.
  2. Сертификат взаимодействия (чтение производимых смарт-карт любым цифровым тахографом).
  3. Сертификат безопасности (криптографическая защита).

Но для выхода на международный рынок и получение вышеназванных сертификатов обязательным условием является наличие в Беларуси компетентного национального органа, отвечающего за ЕСТР, который в настоящий момент не определён. Может быть, прежде чем собираться внедрять цифровые тахографы у себя, лучше подождать, посмотреть, как станет работать Евросоюз с цифровыми тахографами и поучиться на чужом опыте?..

 

Тяжело в учёбе – легко в дороге

Для внедрения цифровых тахографов необходимо знать, как с ними работать. Учебные программы необходимы для водителей, транспортных компаний и ремонтных мастерских. Фирма Siemens представила презентацию обучающей программы: для предприятий – на 13 языках, водителей – на шести языках, для мастерских – на одном языке. О русском языке почему-то забыли. Обучающие программы Siemens интересны тем, что законодательство ЕС не предусматривает какого-либо специализированного обучения водителей, персонала или других организаций, связанных с деятельностью на транспорте. А периодичность такого обучения, объём программ и минимальные стандарты определяет компетентный национальный орган каждой страны. Таким образом, учебные программы Siemens – это первый образец специального обучения водителей.

Но главное заключается в другом. Несмотря на решение о внедрении цифровых тахографов, по сей день существует ряд проблем. Во-первых, чётко не отражена система работы глобальной сети Tachonet, которая должна обеспечить полный контроль за эксплуатацией смарт-карт всеми странами Евросоюза. Система Tachonet должна обеспечить выдачу каждому водителю не более одной смарт-карты. Более того, Tachonet не предусматривает взаимодействия с не входящими в Евросоюз странами-членами ЕСТР. Иначе говоря, белорусский водитель, работающий в Польше, может получить одну карту в Польше, а вторую – в Беларуси. Во-вторых, не отражена политика взаимодействия с компетентными органами стран ЕС и ЕСТР по обмену информацией об организациях и электронных ключах выдаваемых смарт-карт. В-третьих, чётко не объяснена схема переноса информации, содержащейся в цифровом тахографе, на другие электронные носители ЭВМ.

Так что, как говорится, будем «подождать и посмотреть…»

 

Геннадий ДАШКЕВИЧ