Презентация "Минский «гибрид» для северного экстрима"


Колёсная формула 6х2 на седельных тягачах не заинтересовала европейских перевозчиков, избалованных слишком хорошим состоянием дорожного покрытия. «МАЗ-МАН» применил её на модели 640168, учитывая особенности севера и востока России.

 

Увидев на специализированной выставке «КомТранс’2005» новое творение то ли «белорусского немца», то ли «немецкого белоруса» МАЗ-MAN, перевозчики чесали затылки и задавали оч-ч-чень много вопросов…

Конструкция седельного тягача МАЗ-МАН-640168 совершенно нетрадиционна для Европы и Америки. Колёсная формула 6х2 не является неким принципиально новым открытием в мире грузового автомобилестроения. В Европе, где мягкий климат, широкие, ровные и ухоженные дороги, он фактически оказался невостребованным. Но к востоку от Буга и Тисы и климат жёстче, и вместо дорог порой приходится ездить по так называемым зимникам.

Между благоустроенной в дорожном отношении и одарённой мягким климатом Европой и теми зауральскими местами, о которых бывшие пленные немцы, румыны, итальянцы, венгры и т. д. по сей день вспоминают с благоговейным трепетом и ужасом, разница большая. Там (особенно на Дальнем Востоке и Крайнем Севере) зимы зверски холодны, а ширина дорог и само дорожное покрытие невольно заставляют поминутно поминать Господа Бога. На дорогах Европы и восточной части той территории, на которой прежде размещался Советский Союз, в дальних перевозках довольно часто используются тягачи с колёсной формулой 4х2, к седельным устройствам которых присоединяется трёхосный полуприцеп. И все довольны: длина автопоезда не превышает допустимых в европейских странах параметров, а груз перевозится даже в самых экстремальных (по понятиям Европы) условиях.

Третья ось с регулировкой давления в шинах

 

Для тех ситуаций, когда эти условия совсем уж плохи, серийно выпускается альтернатива: седельный тягач с колёсной формулой 6х4. Кстати, именно его предпочитают перевозчики, работающие на Дальнем Востоке и Севере (благо для них в России не существует законодательных ограничений по количеству осей автопоезда, а максимальная разрешённая длина, в отличие от Европы, составляет не 16,5, а20 м). Там ведь требуется высокая тяговая динамика, гораздо большая грузоподъёмность, повышенная проходимость. Это особенно важно на заснеженных, покрытых льдом дорогах, где на краю обрыва встречные машины «обмениваются» осколками левых зеркал заднего обзора отнюдь не виртуально.

Машина вызвала неподдельный интерес

 

Но бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И удовольствие пользоваться седельным тягачом с колёсной формулой 6х4 обходится российским северянам и дальневосточникам недёшево. Конструктивно тягач 6х4 на порядок сложнее и гораздо тяжелее, чем 6х2. Ко всем «удовольствиям жизни» здесь добавляются редуктор и ведущая тележка вместо моста. А это, между прочим, дополнительные сложности и затраты – особенно в экстремальных северных условиях. Высота седла у тягача 6х4 не может быть меньше 1400 или1340 мм, так что использование в сцепке с ним полнообъёмного 90-кубового трёхосного тягача (который «предпочитает» 1150-1250 мм) невозможно по определению. Так что финансы перевозчика поют в данной ситуации весьма невесёлые романсы…

МАЗ-МАН предложил перевозчику «гибрид» из 4х2 и 6х4: МАЗ-МАН-640168 с колёсной формулой 6х2.

- А зачем? – спросил я у директора по маркетингу и сервису белорусско-германского СП Станислава Иванюшенко. – Ведь речь идёт прежде всего о повышении тягового усилия именно на старте автопоезда. Здесь бы хватило, наверное, и антипробуксовочной системы…

- Да давно уже стоит! Но её не хватает. Вы когда-нибудь были в Зауралье?

- Был. Как пассажир...

- То-то и оно…

Лестница для доступа на площадку за кабиной

 

Действительно, повышенная тяговая динамика нужна не везде и не всегда, а лишь при трогании с места и движении на скользком склоне, когда необходимо повысить сцепление колёс с дорожным покрытием.

Вот тут-то и возникает необходимое сравнение колёсной формулы 6х4 с 6х2. У 6х4 проблема решается не качеством, а количеством колёс: мол, не одно, так другое, за что-нибудь, да зацепится.

У 6х2 – всё иначе. Эффект, которого позволяет достичь колёсная формула 6х4, в данном случае достигается всего лишь за счёт перераспеределения нагрузки между осями. Вторая ось здесь – привычная для 4х2. Зато третья на первый взгляд вызывает некоторое удивление. Она – не подъёмная. С помощью электронных систем регулируется давление в её пневмобаллонах. В ситуации так называемого северного экстрима третья неподъёмная ось, оснащённая колёсами уменьшенного диаметра (295/60 R22,5 при остальных шинах 315/80 R22,5) действует так: при старте на скользкой дороге (или при движении на скользком спуске) водитель одним нажатием на кнопку на приборной панели снижает давление воздуха в баллонах подвески дополнительной оси. Это позволяет добиться большей нагрузки на ведущий мост, а значит, усиливается давление на дорожное полотно (и, соответственно, сцепление с ним). Тяговая динамика увеличивается на 40 %!

Как только автопоезд разогнался до40 км/ч, электроника приводит давление в пневмоподвеске дополнительной оси в «предстартовую норму». Вот, собственно, и весь секрет. Непривычно. Ново. Но – просто и весьма эффективно.

Получившийся в итоге применения колёсной формулы 6х2 тягач повышает тяговую динамику до уровня 6х4. А допустимая нагрузка на седельное устройство возросла до 16,5 т (о таких возможностях тягачу 4х2 остаётся только мечтать!). По расходу топлива – почти 4х2 (чего, в свою очередь, не может добиться тягач с колёсной формулой 6х4): на 0,2 л/100 км меньше, чем у тягача с колёсной формулой 4х2 и на 6-7 л/100 км меньше, чем у тягача 6х4.

Высота «седелки» (в зависимости от модификации) – 1150 и1250 мм. Нагрузка на седло – 16,5 т. А значит, использование при перевозках 90-кубовых «чулков» вполне позволительно.

Снаряжённая масса тягача –8090 кг. Допустимая полная масса автомобиля –24900 кг. Допустимая полная масса автопоезда –44000 кг. Колёсная база тягача –3150 мм. Длина автомобиля –6735 мм. Осевые нагрузки: передняя ось –6700 кг(или7100 кг– в зависимости от применяемых шин), ведущий мост –11500 кг, дополнительная неподъёмная ось –6700 кг.

Один из перевозчиков, толпившихся вокруг «странной машины», задал весьма деликатный и актуальный вопрос:

- А как же быть с продольной гибкостью автопоезда? Дополнительная ось сводит её до возможностей формулы 6х4…

- Ничего подобного!- возмутился Иванюшенко. – Эту проблему мы решили, применив на дополнительной оси колёса уменьшенного диаметра.

…Новый автомобиль – уже на конвейере. Цена его – чуть выше, чем у тягачей с колёсной формулой 4х2, и значительно ниже, чем у 6х4 (согласитесь: тележка стоит дороже, чем ось).         А всё остальное – как обычно: 410-сильные двигатели MAN (Евро-2 и Евро-3) с электронным управлением подачи топлива, 16-ступенчатая КПП производства ZF (модель 16 S 181), кабина MAN с двумя спальными местами, передний и ведущий мосты – мазовские, дополнительная неподъёмная ось – это у же разработка «МАЗ-МАН». Комфорт – обычный для «белорусских немцев»…

Олег ЖАРКО