Производство "Два бренда в одном"


 

Минский автозавод в начале года приобрёл новый филиал – ОАО «Могилевтрансмаш», экономическое положение которого вызывало тревогу.

 

В синдроме «снежного кома»

10 февраля 2005 года на совещании с руководителями промышленных предприятий на Минском моторном заводе белорусский президент принял решение о передаче Минскому автозаводу контроля над ОАО «Могилевтрансмаш». А уже 22 февраля было создано предприятие «Филиал РУП «МАЗ» «Завод «Могилёвтрансмаш».

Этому событию предшествовала колоссальная работа специалистов Минского автомобильного завода по изучению и анализу ситуации на заводе «Могилёвтрансмаш», который когда-то создавался для производства сельскохозяйственной техники. Даже «обзорная экскурсия» по заводу, построенному в начале 80-х годов прошлого века, убеждает в том, что потенциал у предприятия огромный, поскольку оно грамотно спланировано, удобно для размещения технологического оборудования.

«Участок сборки осей полуприцепов»

 

Ещё в советские времена, когда спрос на сельхозтехнику несколько снизился, сюда частично перешло производство прицепов МАЗ. Тем не менее это был самостоятельный во всех отношениях завод со своими финансовыми, технологическими и кадровыми ресурсами, наработанными программами реализации продукции. Несмотря на то что продукция могилевчан была достаточно ликвидной, из-за отсутствия оборотных средств не удалось загрузить производство в полном объёме, выдать рабочим зарплату, закупить необходимые комплектующие и т. д. и т. п. Ситуация знакомая: многие промышленные предприятия в то непростое время пережили подобное.

Во времена планового хозяйства был план, были заказы, все давалось в руки «сверху», а заводу (и не только «МТМ») оставалось только производить то, что «спущено» по плану, не думая о том, куда и кому реализовать произведенное. Нашумевший августовский дейолт больно ударил по многим белорусским предприятиям, в том числе и по «МАЗу», и по «МТМ». В одночасье все рухнуло. «Снежный ком» проблем разрастался.

 

Реконструкция предприятия не остановила главное производство

 

Производственный рывок

Сегодня ситуация на предприятии меняется к лучшему. По плану технического перевооружения могилёвского филиала «МАЗ» уже установлена 81 единица оборудования (всего планируется передача с «МАЗа» и переустановка 246 единиц технологического оборудования). Полным ходом ведутся строительные и монтажные работы в прессово-сварочном производстве, механосборочном и сборочно-окрасочном цехах, где оборудуется новая линия окраски прицепной техники, строятся камеры обезжиривания и дробеструйной обработки деталей прицепов. Завершена реконструкция второй нитки конвейера сборки полуприцепов. Уже налажено производство самосвальных прицепов МАЗ-8571. Всего через месяц после начала реорганизационных работ, в апреле 2005 года, было выпущено 60 прицепов, в мае – 150, а в июне – уже 300 прицепов. До конца года поэтапно из Минска в Могилёв будет передано производство прицепов МАЗ-8561 и МАЗ-83781.

Благодаря увеличению объёмов производства автокранов, платформ, осей для прицепов по конструкторско-технологической документации «МАЗ», а также самих прицепов, загрузка оборудования, теперь составляет 70,3 %. К концу года этот показатель планируется довести до 82 %.

Товарная продукция в сопоставимых ценах за первое полугодие 2005 года составила 41,954 млрд. белорусских рублей (для сравнения: за весь предыдущий год завод «Могилёвтрансмаш» произвел товарной продукции на сумму около 43 млрд. белорусских рублей). Рост объёмов производства достигнут без увеличения численности работников предприятия, что серьезно сказалось на показателях производительности труда. Выработка на одного работника с 1,76 млн. рублей в месяц в январе 2005 года выросла до 4,53 млн. рублей в июне.

Полуприцепы для перевозки 20- и 40-футовых контейнеров пользуются огромным спросом у перевозчиков

 

За счёт роста производительности труда заработная плата производственных рабочих выросла по сравнению с январской почти в полтора раза.

К концу нынешнего года мазовское прицепное производство планируется полностью перенести в Могилёв. А на высвободившихся площадях в Минске будут выпускаться автобусы, спрос на которые пока превышает возможности автобусного производства. Вся «тематика», традиционно характерная для МТМ, естественно, сохраняется. Это в первую очередь прицепная техника. Причем не только двухосные прицепы, но и контейнеровозы для 20- и 40-футовых контейнеров, и тентованные 3-осники. Планы предприятия весьма амбициозны – 9000 единиц прицепной техники и 50 единиц крановой в месяц (сегодня их выпускается 25-35 единиц – почти в два раза больше по сравнению с прошлым годом). Причём модельный ряд крановой техники предстоит модернизировать и расширять. Спросом пользуются краны грузоподъёмностью 16-18 т; 25-тонные краны можно модернизировать в 28 тонные. И далее – создавать краны грузоподъемностью до 35-40 тонн. Для кранов большой грузоподъемности предстоит создать специальное шасси. Теперь, когда есть головной завод, эту проблему решить, наверное, проще.

Образцы, представленные на площадке отгрузки готовой продукции, серийные (их никто специально не готовил) и даже внешне, не говоря уже о конструкции, соответствуют самым высоким требованиям и по дизайну, и по качеству. Подтверждение этому – ни одной рекламации ни на головной завод, ни на «МТМ». В стратегических планах нового филиала «МАЗ» – не только сохранение номенклатуры производимой продукции, но и её расширение. Теперь заказчик скажет, что ему нужно. Причем, если выпускаемая ныне продукция пользуется спросом на рынке, она и дальше будет выпускаться. Если же рынок потребует (и уже требует) чего-нибудь «свеженького», у предприятия есть возможности для удовлетворения этих потребностей. Около 15 миллиардов белорусских рублей уже вложено в новый филиал. Однако не следует думать, что эти деньги «МАЗ» потерял. Для «МАЗа» – это фактически вложения в развитие собственного производства.

 

Александр ТОВПИК,

фото автора