Таможня "Там, на неведомых дорожках…"


 Большинство автоперевозчиков в один голос утверждает, что оперативно переместить груз через таможенную границу практически невозможно. И они правы. На все сто процентов. Многочасовые очереди с оформлением сопроводительных документов у разных служб контроля отбирают массу времени, портят нервы и, конечно же, тормозят перевозки. Введение Украиной и Россией с 1 января прошлого года новых Таможенных Кодексов ситуацию улучшило, но транспортные заторы на границах всё-таки остались.

 

В режиме перемен

Конец зимы и начало весны для субъектов внешнеэкономической деятельности Украины превратились из “трудовых будней” в “черные листки” календаря. В канун женского праздника на западной границе практически замерло всякое движение, очереди с недошедшим транспортом растянулись на десятки километров. Украинско-польская граница такого “застоя” еще не видела. По стечению обстоятельств “ягодки-цветочки” сошлись по времени, дате и месту: предприниматели стали перед фактом резкого скачка ставок таможенных пошлин на некоторые виды импортируемого товара, а таможенники в рамкам правительственной программы “Контрабанде – стоп” попали под “зачистку”. Крайними, как всегда, оказались автоперевозчики, поскольку из-за этих перипетий пересечь границу мало у кого получалось. Компьютеры на пунктах пропуска и сетевые сервера информационной службы таможни начало “глючить”, а в начале марта они вообще зависли и перестали функционировать.

 

 На грузовом терминале у границы с Польшей, на “колейках” у подходов к автопереходам двух стран своей очереди водители ждали сутками

 

Грузовые автотерминалы южных черноморских портов, куда Украине, России, Беларуси доставляются грузы морским путём, тоже залихорадило: “гоп-стоп” заклинил всякое таможенное перемещение товара, поскольку некоторые ретивые таможенные руководители в рамках реализации правительственной антиконтрабандной программы дали команду на 100-процентный таможенный досмотр грузов, в том числе и транзитных.

Сегодня утверждать, что с коррупцией на границе покончено, пока преждевременно: слухи о её кончине вызывают ироническую улыбку даже спустя полгода после начавшихся событий. В чём нельзя сомневаться, так это в том, что порядка на границе стало больше.

 

Таможня прорубила “окно”

Ветер перемен всё-таки принёс на таможенные границы новые технологические схемы и мировую методику работы с участниками ВЭД. На Луганщине, к примеру, первыми в стране начали “обкатывать” схему “единого окна” в процедуре оформления документов на внутренних таможнях, а в пунктах пропуска на границе – “единого офиса”. Новый порядок предусматривает упрощенную схему оформления грузовой таможенной декларации, более оперативное пересечение траков через кордон. С таким внедрением процесс оформления документации на груз, досмотр перед выездом на сопредельную сторону сокращаются в несколько раз.

 

Через 2 часа после сдачи документов на оформление экспортного груза инспектору Луганского грузового таможенного комплекса Сергею Кравцову по новой технологии декларант ЗАО “Краснодонский завод “Автоагрегат” Наталья Герасименко получает “под ключ” все документы на отправку машины в дальнюю дорогу

 

Автоперевозчики прекрасно знают, что оперативно загрузить трак еще не значит также быстро отправиться в путь. Приходилось почти целый день выстоять на площадке грузового терминала внутренней таможни, пока брокеры или декларанты оформят необходимую документацию в соответствующих службах. Таких кабинетов и “окошек” за стойками было очень много. А ещё фитосанитарный, радиологический, экологический контроль, СМАП и т. д. Только по таможенному ведомству нужно было обойти 3-4 основных отдела с их множеством внутренних структур. И везде очереди. А ждать и догонять, как помнится, всегда считалось занятием неблагодарным. Между тем без отметки должностных лиц в отделах статистики, номенклатуры таможенной стоимости, платежей или грузового сектора дело с места не сдвинется. Так что цена простоя гружёных автомагистральников была очень большой.

Сейчас, по словам первого заместителя Луганской таможни Андрея Турло, ситуация коренным образом изменилась. Таможенному брокеру или декларанту достаточно подать документы одному инспектору, который дальше ведёт дело по всему процессу. Спринтерские забеги по кабинетам от инспектора к инспектору для организаторов отправки или приёма грузов теперь упразднены, видимо, навсегда.

 

 В апреле только Луганские таможенники “обкатывали” принцип “единого окна”. Пока строители под эту программу монтировали соответствующие рабочие места в здании терминала, приём и выдачу документов сотрудники вели уже индивидуально, избавляя брокеров от беготни по кабинетам и службам

 

В недалёком прошлом, когда таможенная служба только-только создавалась, подобная практика уже была. Тогда один инспектор без проблем управлялся с полным оформлением документов “под ключ”. Но с расширением законодательной базы и появлением сотен всевозможных нормативных актов, приказов, распоряжений произошло разграничение полномочий, в моду вошла специализация таможенных сотрудников. Сегодняшнее “единое окно” на таможне не что иное, как давно забытое старое. Правда, уже усовершенствованное и адаптированное под мировую таможенную практику.

Подаваемая декларантом или брокером в “единое окно” электронная копия грузовой таможенной декларации с вводом её в компьютер автоматически фиксирует начало процесса по минутам и даже секундам. Хронометраж действий должностного лица на любом из терминалов Украины можно проследить даже из офиса государственной таможенной службы в Киеве по сети электронной связи, в которую заведены все таможни страны. Если по платежам информационная система дает подтверждение об уплате налогов и инспектор видит, что таможенный досмотр проводить нет необходимости, то декларация сразу же оформляется и возвращается на руки со всеми отметками ответственного лица. Простые декларации без сложных разрешительных документов и с наименованием одного вида товара оформляются за час, более сложные – за 2-3 часа.

 

Единое окно” решило главную проблему грузового таможенного комплекса: на территории терминала уже нет скопления транспорта. Сейчас магистральники международного сообщения здесь вообще не задерживаются. Машин стало меньше из-за оперативности и слаженности в работе и таможенников, и брокеров

 

“Обкатку” новинки луганчане начали в последнюю декаду апреля, когда в помещении грузового таможенного терминала ещё не обустроили места приёма документов. Но режима “единого окна” придерживались, принимая декларации прямо в рабочих кабинетах. Новшество брокерам и декларантам понравилось. А больше всех порадовались водители – ждать-то теперь приходится меньше!

 

Процедура досмотра груза у “рампы”, его опечатывания требует обязательного присутствия водителя, инспектора таможни и брокера. Процесс несложный, но ответственный как для отправителя, так и для перевозчика

 

Во-первых, теперь у отправителей и получателей груза отпала необходимость выстаивать в очередях. Во-вторых, запустив в производство процедуру оформления документов, они получили свободное время для подготовки документов на следующего грузоотправителя и перевозчика. Процесс заполнения таких документов занимает время, требует скрупулезности и внимания. К примеру, бланк грузовой таможенной декларации, который в формате А-4 имеет 54 графы на 90 видов товара, без надлежащей подготовки и знания всех тонкостей по кодировке, группе товара, его стоимости никак не заполнить. Сейчас это всё можно оформлять без спешки, в обычном рабочем режиме. И без беготни.

 

Выпускница Украинской таможенной академии, инспектор грузового отдела Татьяна Доленко уверяет, что между отправителем, получателем груза, перевозчиком и таможенным инспектором должны быть хорошие деловые отношения. Когда груз быстро оформлен, досмотрен и опечатан, настроение у всех станет лучше. Да и водителю искреннее напутствие “Счастливой дороги!” обязательно поможет в пути

 

Если на грузовом терминале Луганской таможни 1 сентября прошлого года наблюдалась некая суета, ощущалась проблема очередей, то нынешней весной рабочий ритм даже порадовал: ни тебе беготни брокеров, ни толкучки в коридорах, ни тебе нервных срывов у водителей. Да и во дворе праздношатающихся дальнобойщиков не увидел.

И те, кто прибыл с погрузки на оформление, и те, кто только приехал с границы на “растаможку”, дружно “ударили на массу”, что тоже понятно: на данном этапе все организационные дела ведут брокеры и декларанты. 2-3 часа отдыха пойдут только на пользу после дальней дороги. Или перед ней. Ведь не секрет, что сразу за воротами грузового таможенного терминала водитель останется сам на сам с дорогой. А там можно рассчитывать лишь на себя и шоферскую удачу… По одному из таких маршрутов через Краснодон на границу отправился и автор этих строк.

 

В “коридоре” для тех, кто везёт, едет и просто идёт

Путь к международному автомобильному пункту пропуска “Изварино” не очень далёкий, каких-то 60 вёрст. От Луганска к Краснодону дорога радует прекрасным покрытием, 2-полосным движением в обе стороны и довольно неплохой инфрастуктурой с множеством пунктов питания, магазинчиков и придорожных кафе с прохладительными напитками. Информационная атрибутика дорожных знаков и указателей “ростовской” трассы тоже оказалась на высоте, что особенно важно водителям, впервые попавшим в эти края.

 

 Участок “ростовской” трассы от Луганска к Краснодону радует водителей состоянием дорожного покрытия, большой пропускной способностью и сервисной инфраструктурой.

 

В колыбели молодогвардейцев, знаменитом Краснодоне, прелести дорожного полотна заканчиваются. Пересекать город и двигаться к границе уже приходится по колдобинам в асфальте. Здесь особо не разогнаться, разве что на небольших отрезках. Капитальным ремонтом, как и “ямочной косметикой”, в здешних краях, видимо, уже давно не занимались. Правда, дорожники “лицом в грязь не ударили”: неудобства компенсируют множеством знаков, предупреждающих о неровной дороге…

 

 Современное здание таможенно-пограничного комплекса МАПП “Изварино” с одной стороны примыкает к украинскому поселку, а с другой – к российскому городку

 

Небольшое село Изварино расположено у самой границы. Отсюда рукой подать до небольшого городка Донецк Ростовской области. Поскольку таможенно-пограничные пункты пропуска по обе стороны границы работают в режиме пешеходных переходов, то местные жители друг к другу ходят в гости пешком, молодёжь вечерами бегает на свидания, а некоторые любители пивка по выходным специально выбираются “за границу” посидеть в тамошних барах. Ограничений на это нет.

 

Местным жителям сходить “за границу” через переход не сложнее чем перебежать к соседке за спичками. Главное, не нарушать закон

 

Маршрутными такси через границу ехать тоже удобно. Каждый час пассажирские “газели” идут в обе стороны. Маршрут “Донецк-Краснодон” обслуживают 5 машин российского перевозчика. На каждую в день приходится по 3-4 кругорейса. “Левые” маршрутки здесь не “грачуют” из-за другой процедуры таможенно-пограничного контроля: для узаконенных маршрутов на пункте пропуска предусмотрен так называемый “зелёный коридор”, а “залётные” микроавтобусы идут на общих основаниях. Выгода для пассажира в том, что на пункте пропуска задержка рейсовой пассажирской машины длится всего 5-7, самое большее 10 минут, необходимых для проверки документов, иногда выборочного осмотра багажа. Всё происходит быстро. Отчасти в том заслуга самих водителей, которые ещё на посадке людей у платформы автовокзала предварительно готовятся к процессу быстрого пересечения границы. У каждого перевозчика имеется достаточное количество заранее заготовленных бланков миграционных карточек. Пока машина на платформе, их выдают пассажирам для заполнения. На автопереходе это значительно ускоряет дело.

 

Маленькие маршрутные такси прочно “вписались” в автоперевозочный процесс на стыке двух государств. Предоставляемые транспортные услуги по всему маршруту пользуются у пассажиров спросом

 

 Начальник отделения пограничного контроля Луганского погранотряда капитан Андрей Каковкин доволен: процедура паспортного контроля благодаря предварительным действиям автоперевозчиков сводится до минимума. Пассажиру даже не нужно покидать салон, поскольку инспектор погранслужбы сам примет документы у пассажира, идентифицирует его личность по документам, а после внесения данных в компьютерную базу, вернет их владельцу.

Таможенный инспектор, работающий “в спарке” с пограничником, как правило, выборочно проводит досмотр багажа. “Шмона по полной программе” нет: проверяющие знают если не по имени, то в лицо большинство пересекающих границу – местные жители с той или этой стороны здесь гости постоянные, о контрабандном перемещении товара через пограничный переход даже не помышляют. Правда, сами пограничники и таможенники знают, что в здешних местах контрабанда процветает. Но она, как правило, идёт не через пункт пропуска, а по обходным полевым дорогам и тропинкам, которых здесь не одна и даже не две сотни. Маневренные группы пограничной, таможенной служб нарушителей ловят, но у каждой тропинки погранзаставу или таможенный пост не выставишь…

Беседуя с сотрудниками таможенно-пограничного международного автомобильного пункта пропуска “Изварино”, не упускаю случая параллельно понаблюдать за их работой и за перемещением транспорта. Очередная маршрутная “газель” с 5 пассажирами, направляющимися в Донецк, под навесом поста задержалась всего 6 минут. Получается, контроль занял по минуте “с хвостиком” на каждого пассажира. И проверяющие, и проверяемые друг к другу доброжелательны. Правда, водитель микроавтобуса в удручающем настроении: на ухабах по дороге от Краснодона отлетела радиаторная решётка, теперь ему на конечной остановке придется вместо отдыха заниматься на отстое ремонтом. Вчера, рассказывают таможенники, у другого водителя маршрутного такси на этом же участке сорвало крепёж выхлопной трубы.

С противоположной стороны добротного современного навеса несколько пешеходов, возвращаясь из Донецка в Изварино, проходили паспортный контроль. Спустя минуту-полторы они уже покидали зону контроля, унося домой покупки, сделанные в России. Для некоторых изваринских селян сходить в магазин к соседям “за границу” гораздо ближе, чем побывать в своем сельмаге на другом конце села. Правда, в соседних населенных пунктах россиянам ближе сходить “за солью” в украинские магазинчики.

Личным транспортом местные жители для “загранпоездок” теперь стали пользоваться реже. Как с российской стороны, так и с украинской, поскольку оба государства ввели “автогражданку”. В Украине она действует с 1-го апреля. На 1-2 поездки вкладывать деньги в страховку здесь не принято. У страховых полисов цели-то вроде бы одни, а вот зона действия некоторых страховых компаний на другую страну, оказывается, не распространяется.

При поездке за границу личный транспорт местные жители, как правило, паркуют на своей территории у шлагбаума погранзоны. Кордон они официально переходят пешком, а на сопредельный стороне пользуются общественным транспортом. Отпускникам, прибывающим на отдых в Украину своим транспортом, в считаные минуты такой документ оформляют в расположенном здесь филиале офиса украинской страховой компании.

 

 Многие донецкие таксисты на своих машинах с ростовскими госномерами украинскую “автогражданку” всё-таки приобрели: клиенты, желающие попасть в Краснодон или приграничные села на сопредельной стороне, у них бывают часто

 

 На коммерческие автомобили, пересекающие границу с экспортно-импортным товаром, действуют немножко другие правила, иные ставки страхования транспорта, груза. Их перевозчики знают и соблюдают. Раньше через МАПП “Изварино” за сутки в среднем проходило до 30 магистральных траков. Теперь, после введения в строй нового таможенно-пограничного комплекса с полной инфраструктурой контроля, досмотра многотоннажных машин, пропускная способность здесь увеличилась. Сейчас таможенники и пограничники, имея в своем распоряжении крытые павильоны досмотра, площадки взвешивания транспорта, современный офис информационной обработки данных, могут в режиме работы “единый офис”, функционирующему по такому же принципу, что и “единое окно” на внутренней таможне, принять гораздо больший грузопоток.

 

Автобус “вне расписания”

У пассажирского транспорта, получившего здесь “свою” полосу, тоже появилось преимущество в быстром пересечении границы. Каких-либо задержек обычно нет. По новой методике работы, направленной на сокращение времени паспортного контроля и создание максимума удобств людям, пассажиры не покидают салона автобуса. Водитель же в обязательном порядке по требованию контролёров открывает багажные ниши, моторный отсек и т. д.

 Такая технологическая схема особенно оправдывает себя сейчас, когда потоки отдыхающих направились к Чёрноморскому побережью. В зоне контроля украинских пограничников и таможенников предусмотрена всего одна остановка: на каждого пассажира тратится не более 1,5-2 минут. После этого рейсовый или туристический автобус, если он и его пассажиры не вызывают никаких подозрений, пересекает пограничную черту.

 

 В летний сезон отпусков легковые автомобили и пассажирский транспорт, направляющийся с отдыхающими к морю, в очередях на границе не задерживаются. Технология совместного контроля пограничников и таможенников, обкатанная “зелёным коридором” год назад, сегодня дала положительные результаты.

 

Правда, отдельных “ЧП” или неожиданных ситуаций не всегда удаётся избежать. Начальник отделения погранконтроля “Краснодон” Андрей Каковкин, ставший гидом журналисту “Автоперевозка” по территории пункта пропуска, в тот день уже сутки находился на посту: в час ночи по тревоге прибыл на рабочее место. Его, как и начальника таможенного поста, сотрудников других специальных служб управлений МЧС, милиции, СБУ, срочно вызвали на МАПП. Причина оказалась экстремальной: в рейсовом автобусе, следующем по маршруту Луганск-Волгоград, при осмотре рундука с реминструментом контролёры обнаружили боевую гранату РГД-5 и устройство, похожее на взрывное. Пассажиров, а их оказалось 24 человека, сразу же вывели в зал админздания пункта пропуска. Те поначалу так ничего и не поняли. Когда спустя 10-15 минут в зону территории таможенного и пограничного контроля влетели машины с пожарными расчётами Краснодонского отряда МЧС, а потом появились оперативные машины со взрывотехниками областного управления МВД и следственная бригада, люди начали догадываться о происходящем. Паники не было, хотя многие вспомнили и прошлогодние события в Беслане, и взорванный террористами самолёт, рухнувший невдалеке от этих мест в Ростовской области.

К счастью, в смене таможенников и пограничников оказались опытные психологи, сумевшие толково объяснить путникам причины вынужденной задержки. По меркам “ЧП” она оказалась недолгой. Через 4 часа, вполне хвативших на обезвреживание взрывоопасного груза и тщательную проверку всей пассажирской машины, автобус взял курс на Волгоград. На сопредельной стороне, расположенной в сотне метров, были в курсе всех событий, автобус “вне расписания” пропустили без проволочек, выполнив лишь формальную процедуру паспортного контроля: российские таможенники и пограничники, как никто другой, понимали и чрезвычайную ситуацию, и состояние пассажиров…

В отпускной период пассажиропоток на российско-украинской границе возрос. Правда, очередей не наблюдается: технического оснащения и количества людей в сменах таможенников и пограничников вполне достаточно для ритмичной работы МАПП “Изварино”. Условия их работы теперь вызывают зависть даже коллег с российской стороны. Там комфорт всё еще в режиме “полевых условий”…

 

Там, на неведомых дорожках…

Сотрудники автоперехода “Донецк” Миллеровской таможни Южного таможенного управления РФ действительно работают в полевых условиях – временные модули, ставшие постоянными, здесь прочно вписались в пейзаж шахтёрского края. Особенно неудобно и дискомфортно пассажирам автобусов. Им в обязательном порядке нужно покидать салон и, несмотря на жару, холод, снегопад или дождь, встать в очередь к инспектору погранслужбы, который из окошка модуля осуществляет паспортный контроль. После этого необходимо перейти на противоположную сторону пункта пропуска к поджидающему автобусу. Там – таможенный досмотр. Выборочный. Процедура не из приятных, но необходимая.

За последние полгода корреспондент “Автоперевозчика” трижды пересекал этот автопереход, каждый раз убеждаясь в оперативности контролёров. Простоять к инспектору паспортного контроля в очереди под дождём или снегом, к счастью, не пришлось: по словам местных жителей, часто пересекающих границу, стоять-то в непогоду не очень приятно. А вот как снимают с маршрутки нелегалов, наблюдать давелось в сентябре. Тогда паспортный контроль российских пограничников не прошли 2 человека – мужчина и девушка с явными чертами кавказской национальности. На сопредельный украинский пункт пропуска наше маршрутное такси уже уехало без них. Спустя минут 20, когда благополучно миновали украинскую таможню, на автобусной остановке в селе Изварино рейсовый микроавтобус уже поджидали оставленные на российской стороне попутчики. Пока мы стояли, проходили контроль и ехали по петляющей автотрассе, они оврагами и огородами по неведомым дорожкам успели пешком пересечь границу и оказаться на территории Украины. У пассажиров маршрутки это недоумения не вызвало, а вот иронические улыбки появились: российско-украинская граница-то хотя и на замке, но с “волшебным ключиком” для сообразительных. И не только...

 

Законопослушные автоперевозчики с “ростовской” трассы не съезжают, им незачем пересекать границу окольными путями. Но “грачующим” перевозчикам “двери” к просёлочным дорогам открыты почти везде. Там не нужны ни “единое окно” с госпошлиной и досмотром, ни волшебный ключик...

 

В пресс-службе Южного таможенного управления РФ из этого особого секрета не делали: этот участок российско-украинской границы по числу нелегалов и перемещаемой контрабанды действительно уязвим. В приграничных украинских селах и российских станицах это знают, но живут по принципу “ничего не видел, ничего не слышал”. Не секрет: это многих кормит. Во-первых, по обе стороны границы сотовая связь российских и украинских операторов очень устойчивая. Можно общаться по мобильному телефону даже без роуминга. Во-вторых, любая информация о передвижении маневренных групп пограничников и таможенников тут же уходит “к своим” за копейки по соединению за связь, но за приличные суммы вознаграждения от тех, кому такая информация “сливается”.

По нелегальным “неведомым дорожкам” сюда идут ГСМ, автозапчасти, продукты и даже наркотики. Приграничные сёла стали для них своего рода перевалочной базой. В апреле такое пришлось наблюдать. Подсевшие в маршрутку к Краснодону молодые парни, видимо, в приграничном селе Изварино хорошо упаковались “травкой”, поскольку один пакетик на выходе из маршрутки в городе молодогвардейцев они все-таки потеряли. Водитель маршрутного такси, обнаруживший спустя пару минут столь “интересную” находку, негодовал: попадись такая штуковина при досмотре на таможне – беды не миновать. Правда, сфотографировать дурман не позволил: мол, тоже мне корреспонденты выискались. Попал прямо в точку. Или почти в точку, поскольку автор сих строк оказался не просто корреспондентом, а специальным, для которого один раз увидеть куда важнее, чем сто услышать…

А 12 мая сотрудники таможенного поста МАПП “Донецк” Миллеровской таможни ЮТУ РФ задержали жителя Луганской области, который на автомобиле без госномеров переправлял из России 4,2 тыс. литров дизтоплива. Перевозчик-злоумышленник, как и положено контрабандисту, направлялся домой по проселочным дорогам в объезд таможенных постов. По этому факту вынесено определение о возбуждении дела по ст. 16.1 ч. 1 КоАП РФ “Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации”.

И хотя подобных случаев задержаний у таможенников, пограничников обеих государств множество, “неведомые дорожки” под колёсами автомобилей нарушителей никак не зарастают травой.

Сейчас в Свердловском и Краснодонском районах Луганской области, по словам начальника Луганского пограничного отряда Олега Медведчука, вводят дополнительные режимные ограничения. В первую очередь речь идёт о запрещении нахождения в однокилометровой полосе местности от линии государственной границы лиц и транспортных средств, не имеющих на то права. На путях за пределами населенных пунктов, ведущих к государственной границе, лицам и транспорту без документов, которые удостоверяют предъявителя и подтверждают необходимость его пребывания в отмеченном районе (месте), и документов на право управления и собственности транспортного средства просто делать нечего.

Ограничение на передвижение транспортных средств, конечно же, немного умерит пыл нарушителей, но, видимо, ненадолго: нелегальных автоперевозчиков вряд ли остановят такие ограничения и дополнительно установленные знаки. Таблички “Пограничная зона”, “Контролируемый пограничный район”, “Въезд запрещён” – это всего лишь предупреждения, на которые в поисках лёгкого заработка мало кто среагирует. А нужно всего-то ничего – коренной перелом в сознании людей, понимание того, что они живут в приграничной зоне разных правовых государств, где закон чтит и высокий чиновник, и предприниматель, и рядовой гражданин…

Валентин ОЖГО,

фото автора