Выставки "Российский прорыв на SIA’2005"


 

 

Несмотря на свой 13-й порядковый номер, Киевский международный автосалон SIA’2005 поразил масштабностью и географией участников, количеством посетителей. Специалистам транспортной сферы, службы сервиса, автолюбителям и просто любопытным было чем любоваться и из чего выбирать. Правда, “чёртова дюжина” некоторых прошлогодних участников форума всё-таки отпугнула, но праздник киевского Моторшоу от этого не пострадал. Согласитесь, посмотреть творения даже 750 компаний со всех уголков земного шара довольно сложно. Но – приятно…

 

“РусПромАвто” представляет

Главными персонажами выставки были, конечно же, автомобили. В коммерческом разделе колёсных транспортных средств внушительно представили линейку своих машин украинский КрАЗ, российские КамАЗ, ЗиЛ, белорусские МАЗ, МАЗ-MAN. Из дальнего зарубежья свои грузовики демонстрировали IVECO, Renault, MAN. Далёкая Поднебесная впервые приехала себя показать и на других посмотреть. Их представляли китайские производители коммерческих автомобилей – компания FAW. У каждого были как серийные автомобили, так и новинки и даже премьеры. Не менее масштабно подготовились к показу и производители пассажирских машин – ликинские, павлоградские, черкасские, бориспольские и другие автобусостроители. А вот гамма прицепной техники в основном была представлена европейскими компаниями, лидирующими на рынке СНГ.

Своей масштабностью выставочной программы и далеко идущими планами по удержанию ниши в украинском рынке продаж поразил холдинг “РусПромАвто”. Сюда, как известно, входят 15 крупнейших промышленных предприятий России. Этот гигант сумел 20 % всех экспортных поставок направить в Украину. Динамика роста поражает: за последние два года объём продаж вырос почти в полтора раза и достиг 115 млн. долларов. К примеру, известная украинская торгово-сервисная корпорация АИС реализовала в 2004 году 1600 единиц автобусов ПАЗ, ЛиАЗ, КАВЗ, что на 560 машин больше 2003-го. В году нынешнем планируется реализовать уже 1700 автобусов, в том числе и из “линейки” новых моделей.

 

Пассажирские машины завода “Павловский Автобус” среди российских поставок в Украину держат лидерство – 43,73 % от общего объёма продаж

 

В нише средних грузовиков лидерство, конечно же, держит ГАЗ. Если в 2003-м Украина закупила 1436 машин, то в 2004 году она обновилась на 1702 единицы такой техники. Планируемая цифра в 2000 автомобилей на 2005-й, видимо, будет скорректирована (+ 5 машин), чтобы порадовать и себя, и рынок: в 2005 году – 2005 грузовиков! Этакий пример ударного труда, вероятнее всего, у производителя и его украинского торгового дилера получится.

“РусПромАвто” привёз на SIA'2005 новую перспективную модель – грузовик “Валдай” ГАЗ-3310. Детище завода ГАЗ предназначено для городской и региональной дистрибуции товаров. Такой автомобиль давно ждали предприниматели для перевозки грузов в городской черте. Впрочем, в междугороднем, пригородном использовании этот “мужичок-с ноготок”, наверное, проявит себя не хуже. Грузоподъёмность у него почти в два раза больше, чем у “Газели”, в манёвренности и надёжности он не уступает более лёгким автомобилям, в том числе и зарубежным аналогам. База шасси “Валдая” адаптирована под установку фургонов и надстроек различного назначения, изготовление автобусов как вагонной, так и полукапотной компоновки.

 

Унифицированный “горожанин”

ГАЗ-3310 – первый серийный автомобиль России, у которого пневматическая тормозная система с дисковыми вентилируемыми тормозами на передних и задних колёсах. В сочетании с ABS фирмы Knorr-Bremse она обеспечивает прекрасные тормозные свойства и высокий уровень активной безопасности. К тому же пневматика исключает использование тормозной жидкости, позволяет применять режим лёгкой подкачки шин. Нижегородцам пришлось специально разработать, а потом освоить производство новых шин и колёс. От традиционного 20-дюймового диска пришлось отказаться. Теперь он стал меньше, в размере не превышает17,5 дюймов, что позволило снизить погрузочную высоту и уменьшить радиус поворота. У европейских производителей развозных грузовичков такой размер колёс уже давно вошёл в практику. Россияне не стали “изобретать своё колесо”, удачно применив европейский стандарт на своей технике. В сочетании с интегральным гидроусилителем рулевого управления манёвренность “Валдая” для стеснённых городских условий получилась лучше любой из предыдущих моделей “Газели”.

ГАЗ-3310 “Валдай” внешне похож на своего предшественника ГАЗ-3307, предназначенного для эксплуатации преимущественно в сельской местности, но он всё-таки больше “горожанин” и даже чуток магистральник, поскольку, будучи довольно скоростной, имеет более низкую погрузочную высоту, 3-местную комфортабельную кабину. По сути, новинка дополнила модельный ряд городских автомобилей “Соболь” и “Газель”, имеющих меньшую грузоподъёмность.

 

Вместо традиционного 20-дюймового колеса ГАЗ-3310 получил “обувку” размером 17,5 дюймов, в которой “щеголяет” вся городская маломерная развозная техника Европы

 

Комплектация "Валдая" максимально унифицирована с уже выпускающимися автомобилями этого класса. Использование деталей, технологий и оснастки действующего производства грузовых автомобилей “ГАЗ” пошло на пользу и заводу, и эксплуатационникам – в обслуживании, ремонте всё-то знакомо, привычно и удобно.

Свою кабину “Валдай” позаимствовал у широко известной "Газели". Рама собрана из лонжеронов ГАЗ-3307 с оригинальными траверсами и кронштейнами. Прежние рессоры на резиновых подушках уступили место более длинным, несимметричным малолистовым, на пальцах и серьгах с сайлент-блоками. Задняя подвеска имеет прогрессивную рессору без подрессорника. А стабилизаторы поперечной устойчивости задней и передней подвесок повысили устойчивость автомобиля в целом. Это сказалось на управлении: “Валдай” более послушен, чётче реагирует даже на незначительные повороты руля. Поначалу даже трудно уяснить: в управлении это грузовик или легковой автомобиль.

 

Внешне “Валдай” похож на “Газель”, но вот технические характеристики по грузоподъёмности у него выше, а плавность хода лучше

 

Силовой агрегат на “Валдай” завозят из Беларуси – ММЗ Д-245.7. Это рядный, 4-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением, турбонаддувом, охладителем наддувочного воздуха и непосредственным впрыском топлива. В модельном ряду машин нижегородцев этот движок уже хорошо обкатан на “Газелях”, имеет прекрасные характеристики и очень прост в обслуживании. Минский агрегат выдает “на-гора” все необходимые современные показатели по тяговой динамике, скоростному режиму, а по экологичности соответствует формату Евро-2. К тому же высокоэкономичный двигатель оборудован специальной системой облегчённого пуска в холодное время. С ним агрегатируется новая 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач собственного производства. Правда, сами разработчики не исключают возможной комплектации этого автомобиля моторами Iveco и Cummins.

 

“Волга” модели 31105 на дорогах Украины ещё не примелькалась, но это дело времени: VIP-персоны страны любят проехаться “с шиком”

 

Под названием “Валдай-Автомат”

ОАО “ГАЗ” одновременно с началом массового выпуска автомобиля ГАЗ-3310 “Валдай” приступило к реализации нового финансового продукта в рамках фирменной лизинговой программы “ГАЗ-Лизинг”, который получил название “Валдай-Автомат”. Решение о финансировании покупки “Валдая” в лизинг принимается фирмой-продавцом автоматически при условии, что потребитель подтверждает свою готовность внести аванс в размере 39 % от полной стоимости автомобиля. Покупатель, заплатив всего лишь 165 тысяч рублей, приобретает автомобиль, который сразу начинает приносить доход.

Время оформления сделки в автосалоне дилерской организации ОАО “ГАЗ” составит после предоставления необходимых документов всего 4 часа. Оставшаяся часть стоимости автомобиля выплачивается в течение срока лизинга – от 1 года до 3 лет. Реализация данной схемы продаж стала возможна благодаря сотрудничеству с компанией “Элемент-Лизинг”, входящей в Холдинг “Базовый элемент” и обслуживающей лизинговые схемы продаж техники, выпускаемой на ОАО “ГАЗ” и других предприятиях ОАО “РусПромАвто”.

 В Украине такая программа ещё не работает. В настоящее время компания “Элемент-Лизинг” развивает региональное направление в Санкт-Петербурге, Архангельске, Иваново, Калуге, Ярославле, Брянске, Самаре, Волгограде, Астрахани, Чебоксарах, Новосибирске, Иркутске и Владивостоке, где уже создана филиальная сеть. А желающих воспользоваться новой технологией покупки коммерческого грузовика в лизинг уже достаточно.

 “Валдаевское” шасси, на удивление разработчиков, оказалось очень удачным. И перспективным. Во-первых, позволило увеличить грузоподъёмность городского грузовика и поставить его в один ряд с зарубежными аналогами. Во-вторых, цена российского детища не так “кусается” как цена импортируемых в СНГ малотоннажников. В-третьих, шасси “Валдая” стало базовым для ещё одного направления в автомобилестроении холдинга “РусПромАвто” – пассажирского.

 

В нише автобусов малого класса

Сегодня в Украине автобус ПАЗ является абсолютным лидером по продажам среди производимых в России пассажирских машин – 43,73% к общему объёму поставок 2004 года. “РусПромАвто” презентовал на SIA’2005 свою новинку – автобус малого класса на шасси “Валдая”, который в ближайшее время может потеснить не только ПАЗ, но и украинские “Богданы”, “Эталоны”. Эти автобусы будут производить Павловский и Курганский автобусные заводы. Эксперты прогнозируют, что “ПАЗ-Валдай” уже в ближайшее время может стать настоящим хитом пассажирских перевозок.

 

“ПАЗ-Валдай” по своим характеристикам приглянулся многим перевозчикам

 

Автобус по своей длине лишь40 смне дотянул до7 метров, но при стандартной ширине получился высоким –2,93 м, что сразу выводит его в перспективную модель. Согласитесь, иметь в салоне потолок на уровне1980 смуже привлекательно. К тому же пассажировместимость здесь доведена до 37 мест с 23 креслами, 3 из которых расположены впереди. Обычно это место возле моторного отсека в автобусах такого класса “гуляет”, но конструкторам удалось “выкроить” пространство для размещения спаренного и одинарного сидений и свободного прохода к ним.

 

Салон автобуса на “валдаевском” шасси получился просторным, высоким, светлым и вместительным

 

У моторного отсека разработчики сумели “выкроить” проход и 3 посадочных места

 

И шасси, и силовой агрегат, так же как тормозная система и стабилизаторы поперечной устойчивости задней и передней подвесок, здесь “валдаевские”. Следует лишь добавить, что стояночные тормозные механизмы и тормозные камеры на задних колёсах имеют пружинные энергоаккумуляторы. Под резерв задействован один из контуров рабочей тормозной системы. Что касается КПП, то на автобус поставили родную механическую 5-ступенчатую коробку ГАЗ-3307. А вот рулевое управление взяли в Кировограде на ЗАО “Радий”.

Вентиляцию разработчики сделали традиционной – люки в крыше плюс форточки вверху боковых окон. В системе отопления применена отечественная “классика” в количестве четырёх отопителей в салоне и одного на рабочем месте водителя. Правда, здесь есть одно “но”: если Россия всё-таки станет членом ВТО, то придётся следовать современным стандартам, где требования к отопительным системам пассажирского транспорта более жёсткие – только жидкостные конвекторы обогрева.

 

Рабочее место водителя по эргономике теперь отвечает мировым стандартам автобусостроения. В таком “офисе” любому пассажирскому перевозчику работать будет приятно

 

Украинским автоперевозчикам, которые, в отличие от москвичей, впервые увидели “ПАЗ-Валдай” и поближе познакомились с машиной, новинка понравилась по техническим характеристикам, дизайну, эргономике рабочего места водителя. Салон, по их мнению, тоже удался – из-за пространства, удобных кресел, которые жёсткими никак не назовёшь. Многие сошлись во мнении, что в городских условиях, как и на пригородных, сельских маршрутах, машина будет востребована. А для производителя, перевозчика это и есть главный критерий оценки.

Впрочем, ещё одну похвалу российские автобусостроители услышали в адрес своего другого детища – городского низкопольного “длинномера” ЛиАЗ-6213.

 

Пассажирский автопоезд

Если в прошлом году на международном Киевском автосалоне ликинцы показали одну из первых своих низкопольных машин ЛиАЗ-5292, то на SIA’2005 они снова привезли новинку – городской сочленённый автобус особо большого класса. Почти 18-метровый пассажирский гигант рассчитан на перевозку 171 человека, из которых 39 могут сидеть. Главная примечательность этакого “поезда на пневмоходу” в его низкой посадке: при клиренсе в152 ммвысота пола доходит лишь до325 мм. В час “пик” процесс посадки и высадки людей на остановках из-за такой “приземлённости” и довольно широкого дверного проёма (1,2 м) значительно ускоряется.

 

На отведённую выставочную площадку почти 18-метровый “длинномер” ЛиАЗ-6213 вошёл лишь наполовину, “кормовая” часть осталась на аллейке

 

 В древнем Киеве, где пассажиропоток всё время растёт, машин подобного класса и вместимости не так много, скорее – их мало. И к тому же – это почти отработавшие свой ресурс автобусы из числа западноевропейского сэкондхэнда.

 

Киев давно ожидает замены устаревшего парка городских длинномерных автобусов с высокой посадочной площадкой и узкими дверными проёмами на просторные низкопольники-“длинномеры”

 

Ликинская пассажирская машина может стать палочкой-выручалочкой всему мегаполису, сменив на поприще перевозок “бэушный” парк импортных длинномерных городских автобусов. И ресурс её будет не меньше, чем у западных аналогов: автобус получился на славу. 6-цилиндровый дизельный двигатель Caterpillar-3126 в рекламе не нуждается. Мосты от известного производителя фирмы Raba модели А-138.34 и 3-ступенчатая коробка-автомат Voith Diva, рулевой механизм ZF тоже рекламаций не получают. А 300 “лошадок” с экологическим форматом Евро-3 для городского бюджета никак “прожорливыми” не будут – всего-то25 литровсолярки на100 кмпробега. Правда, этот расход производитель гарантирует при скорости60 км/ч. В городском цикле работы затраты топлива при постоянных пассажирозагрузках и остановках на светофорах, конечно же, будут выше, но всё-таки по карману.

 

Гофрированное соединение “тамбура” всегда считалось слабым местом сочленённого автобуса. В нынешней разработке конструкторы продлили срок службы гибкой части салона за счёт подбора более прочных материалов

 

В таком салоне есть где присесть и постоять всему подъезду 14-этажки. Киев машины такого класса уже давно ожидает, вот только денежки на транспортные удобства выкроить не всегда получается

 

Информации о том, проведёт ли киевская мэрия закупки сочленённого автобуса особо большого класса ЛиАЗ-6213, пока нет, но чиновники транспортного департамента администрации к нему уже приценивались. Если принять во внимание, что город начал снимать с маршрутов маловместительный пассажирский транспорт, в том числе и низкопотолочные пассажирские “Газели”, то “длинномеры” с низким полом имеют хорошую перспективу. Впрочем, у 37-местного “Валдая” будущее на украинском рынке тоже есть.

 

В сервисном диапазоне

Серию среднетоннажников ОАО “ГАЗ”, кроме бортового “Валдая”, на SIA’2005 представлял и эвакуатор на базе “Газели” модели 3302. Этот спецавтомобиль впервые демонстрировался на берегах Днепра и вызвал огромный интерес у специалистов коммунальной и сервисной служб. Эвакуатор из Нижнего Новгорода имеет немножко непривычное для “Газели” шасси, достигающее габарита7 м длины за счёт удлинённой платформы. Выдвижные аппарели (2,1 м) в транспортном положении втягиваются под платформу со стороны “кормы”, в режиме погрузки или выгрузки ТС устанавливаются под 18-градусным углом. При таком наклоне аппарелей на платформу легко вкатить легковой автомобиль даже вручную. Правда, для этой цели есть электрическая лебёдка, установленная возле защищающего кабину ограждения. Погрузочная высота платформы спецавтомобиля-эвакуатора едва достигает 90, а дорожный просвет –17 см.

 

Эвакуатор на шасси ГАЗ-3302 украинским сервисникам и коммунальщикам понравился

 

Небольшая по размеру, но мощная по тяговым усилиям электрическая лебёдка для эвакуатора – вещь необходимая

 

Лёгким движением руки… аппарели втягиваются в свои ниши для транспортного положения

 

В комплекте техпомощи, кроме инструментального ящика, разработчики предусмотрели “башмаки” бесступенчатой фиксации перевозимого ТС, комплект крепёжных ремней с ручными натяжными устройствами. Платформу оснастили дополнительным светооборудованием – габаритными огнями по высоте/ширине защитного ограждения за кабиной, фарой и жёлтым проблесковым “маячком”.

В разделе эвакуаторов “засветился” и ЗиЛ-5303Е0 с итальянским гидроманипулятором на платформе.

 

У этого эвакуатора за счёт итальянского гидроманипулятора возможности по подъёму и габаритам перевозки неисправной техники другие, но цели – такие же

 

Как и его “земляк” из Нижнего Новгорода, он предназначен для эвакуации с улиц и дорог неисправных автомобилей и перевозки техники. Правда, у машины АМО «ЗИЛ» полная масса достигает 7 т без50 кг, а у “Газели” модели 3302 она лишь 3,5 т. Разная у них и длина. В любом случае для службы сервиса или городской коммунальной сферы машины такого класса и грузоподъёмности не столько конкуренты, сколько союзники, поскольку при одних целях имеют свои конкретные задачи. Эвакуатор ДИП5 состоит из платформы, жёстко закреплённой на раме автомобиля. Верхняя часть покрыта сплошным рифлёным листом.

Шасси малотоннажных машин семейства ЗиЛ-5301 хорошо знакомо эксплуатационникам коммунальной техники городского хозяйства и сервисных служб. А вот итальянская гидроманипуляторная “навеска”, которой оснастили эвакуатор, нашим коммунальщикам и сервисникам ещё в диковинку: импортная комплектация спецмашин только-только набирает обороты и вызывает определённый потребительский интерес.

Модель 807Т 2S Amko Veba именно из таких новинок. У неё двухсекционный гидравлический телескоп с ротатором. Изготавливается по стандарту ISO 9001, без которого в Евросоюзе путь к потребителю закрыт. На максимальном вылете стрелы5,28 мкран-манипулятор способен взять1230 кг. С уменьшением вылета грузоподъёмные характеристики увеличиваются: с3,63 мподнимает1860 кг, а с2,06 м–3350 кг. В рабочем положении эвакуатор “якорится” для устойчивости выносными гидравлическими упорными лапами.

 

Две гидравлические опоры надёжно “якорят” машину при погрузочных операциях

 

В перечне эвакуационного оборудования коммунально-сервисная спецустановка комплектуется ремнями, захватами, упорами колёс и рабочим инструментом в ящике. Максимальный размер перевозимого автомобиля или другой техники ограничен5 м, что вполне достаточно для этого малотоннажного середнячка-эвакуатора. Эвакуатор-“малютка” на нижегородском шасси может взять на платформу автомобиль длиной не более4,2 м.

В линейке эвакуаторов на “зиловском” шасси есть и более мощные машины, но их посетителям выставки дилеры завода демонстрировали лишь на проспектах и буклетах. Знакомый украинскому потребителю ЗиЛ-5301Е2 с колёсной формулой 6х2 лишь внешне похож по принципу работы на своего младшего собрата, а в остальном он чуть ли не тяжеловес. Коммунально-дорожный сервисник способен зацепить на свою платформу неисправное авто длиной6,5 ми весом в 3,5 т. Правда, итальянский кран-манипулятор на нём 4-секционный, с максимальным вылетом стрелы7,84 м, где грузоподъёмность достигает1300 кг. А на5,9 мэта установка уже тянет 2,5 т.

 

С таким набором навесного оборудования на небольших, манёвренных и экономичных в эксплуатации автомобилях в хозяйствах фермеров, коммунальщиков, предприятий связи успехи транспортников будут обязательно

 

Проникновение такой техники на рынок Украины неизбежно. Интерес национального потребителя подогрела информация о том, что техника на ЗиЛовском шасси вскоре станет дешевле из-за планируемой сборки “навески” по всей гамме сервисных, ремонтных, высотно-монтажных и коммунальных работ на одном из предприятий Харькова. Если такое произойдёт, то в выигрыше будут и поставщик шасси, и рынок труда харьковчан, и украинский потребитель: экономический сектор страны может продвинуться вперёд лишь с хорошей техникой и передовыми технологиями. Россияне такую помощь предложили и, кажется, ошибки не сделали.

 

(Продолжение следует.)

 

Валентин ОЖГО,

фото автора