Автоспорт "Там, за облаками… прошёл первый этап кубка Украины по ралли-рейду"


Первый этап кубка по ралли-рейдам 2005 года, получивший название «Сингента-рейд», автомобильная федерация Украины провела на высоком уровне. Если точнее, то на высоте 1000 метров над уровнем моря. Плато Караби в крымских горах стало местом проведения одного из самых дорогих и опасных видов автоспорта.

 

Где тучи ходят «по головам»

Плато Караби, являясь красивейшим местом европейской части континента, практически безлюдное. В непогоду здесь облака действительно «ползут» по траве и карстовым наростам, обволакивают тело пугающим холодом и влагой. Ни селений, ни дорог. Всё это внизу, откуда автобусы не ходят, туристов не возят. После дождей к вершине, где расположена метеостанция и отряд контрольно-спасательной службы Крыма, можно добраться разве что армейским вездеходом или полноприводным легковым внедорожником. А ещё – верхом на лошади. Другого транспорта нет.

 

Свой бивуак спортсмены разбили в безлюдном месте на высоте 978 метров над уровнем моря


 Меккой для туристов официально признанное самым безлюдным местом в Крыму и Украине плато Караби (100 кв. км) не стало из-за таящих опасность провалов, пещер в карстовых породах и резко меняющейся погоды. Здесь насчитывается 3500 воронок, 235 пещер и шахт. Скалистое плато усеяно провалами, карами, нагромождением каменных глыб, вытянутых приземистых пород. Даже во время Великой Отечественной войны сюда боялись заходить фашисты. Правда, местных жителей это не касалось: партизаны обустроили здесь главную взлётно-посадочную полосу для связи с Большой землёй и регулярно принимали под боком врага самолёты из Москвы.

Для ралли-рейда плато оказалось в самый раз – трасса изобилует сложностями по всему маршруту: каменистая поверхность чередуется лесными глинистыми участками, горными ручьями, 400-метровыми обрывами в горно-лесной зоне  Караби-Яйла и Долгоруковского плато.

В Ялтинской автошколе автомобили участников ралли-рейда прошли обязательный административный и технический контроль


Для внедорожников «полигон» оказался что надо. Впрочем, современные джипы «могут отдыхать» по сравнению с экстримом, которому подвергли в этих местах первый советский луноход. Перед запуском его «обкатывали» здесь, поскольку рельеф местности напоминает лунный, повторяя его кратеры и провалы. В округе на 100 кв. км нет ни воды, ни жилья. На гребне в978 мрасположена лишь метеостанция и пост горноспасателей.

Группу журналистов, освещающих соревнование, от подножья к месту события «десантировали» на 2 автомобилях-«вахтовках» ГАЗ-66, принадлежащих горноспасателям. Автобус остался внизу. Особого комфорта в этом случае никто не ожидал, но всё-таки ехали, а не топали ножками вверх по «серпантину». Двигатели машин натужно пыхтели, однако тащили вверх целеустремлённо. На прямой передаче бывшие армейские вездеходы не мчались, 3-ю включали изредка, основными рабочими на подъёме были всё-таки 1-я и 2-я передачи. За час до старта, назначенного на 7 утра, аварийно-спасательная техника доставила журналистскую бригаду на место.

 «Вахтовки» горноспасателей на базе автомобиля ГАЗ-66   в горах наиболее востребованы

 «Тест-драйв» транспортного средства в 1 л.с. «Вьехать» в повадки горного скакуна оказалась сложнее, чем «гарцевать» по бездорожью на джипе…


 Накануне вечером организаторы соревнований провели демонстрацию техники и дали символический старт ралли-рейду на набережной Ялты при стечении тысяч горожан и отдыхающих. На первый этап соревнований полноприводных внедорожников «Сингента-рейд-2005» вышли 14 экипажей в категории «Спорт» и 23 в категории «Рейд». Вместе с украинскими спортсменами померятся силами прибыли команды из Гомеля, Москвы, Ростова-на-Дону. Получился, этакий славянский интернационал.

В 7 часов 01 минуту с плато стартовал первый экипаж в составе Богдана Сухецкого и Александра Пташника, выступавший под №201.

                                                                  

Самый младший «судья» соревнований в это утро не проспал и помогал маме «дирижировать» движением на предстартовом посту


 Потом на маршрут по своему графику ушли другие команды. С места, как и положено, срывались резво: счёт-то идёт на секунды. А их, как водится, в какой-то момент не хватает. Особенно на такой экстрим-трассе. Стартовавший в 7.56 экипаж под номером 104 в составе Олега Солдатенко (Ялта) и Романа Свитюка (Алупка) уже через минуту «с хвостиком» слетал с дороги под откос: их автомобиль УАЗ-469, летевший со скоростью под 90 км/час, провалился колесом в выбитую дождём выемку и, потеряв устойчивость, слетел вниз. Ребятам всё-таки пришлось несколько раз кувыркнуться по склону, пока машина не легла на правый борт. Лобовое стекло вылетело при первом «сальто», но кузов выдержал, а спортсмены не пострадали, поскольку ремни безопасности, мощные каркасные дуги сверху и «раллийные» каски прекрасно подстраховали. Помощь медиков и бойцов контрольно-спасательной службы не понадобилась. Да и УАЗ не был бы УАЗом. Всего полторы минуты понадобилось, чтобы с помощью подбежавших спортсменов, механиков и зрителей поставить его «на ноги». С первой попытки двигатель лишь прожужжал стартером, но не завелся.

Всего полторы минуты понадобилось спортсменам, чтобы поставить УАЗ «на ноги»


 Несколько ударов ногой по педали акселератора для подкачки топлива в систему и наполнения горючей жидкости в камере карбюратора своё дело сделали – с первого оборота движок заводится и, спустя 2-3 секунды, машина со спортсменами устремляется нагонять упущенное время.

Отечественный «джип» по проходимости не уступал land cruiserам, но в скорости был не такой резвый  


 В этом месте, получившим шуточное название «чьёрт пабери», в откос летели даже именитые «иностранцы». После замены покореженных дисков и мелкого ремонта внедорожники снова уходили на трассу.

Забегая вперёд можно сказать, что «104-й» номер был в числе немногих, кто всё-таки одолел все заезды и успешно финишировал. Потому и стал обладателём кубка «За стремление к победе»: за неистовым упорством ялтинского экипажа войти в число лучших «наездников» с интересом наблюдали все спортсмены, зрители и журналисты. Судейская бригада тоже равнодушной не осталась, отметив стремление ребят к победе кубковой наградой.

 «Убойный» маршрут

Карабийская трасса действительно была «убойной». Прошедший ночью ливневый дождь усложнил и без того экстремальные условия, из-за чего пришлось «перекраивать» маршрут, и по вопросам безопасности вводить резервный вариант. Длина трассы спортсменов составила270 км, а «рейдовиков» –160 км.

Все машины мало чем напоминали классические модели полноприводных внедорожников. Колёсная формула 4х4 у них осталась, но кузова были усилены мощными опорами, страхующими при опрокидывании. Двигатели обрели дополнительные «лошадки» за счёт усовершенствованных топливных систем, зажигания, агрегатов, ходовой базы собственного изобретения или оригинальных новинок заводов-изготовителей. Общие черты кузова при этом мало изменились. Вся «модернизация» спрятана внутри – салон с электроникой, навигационными приборами и спортивными пилотскими сиденьями по комфорту уступает «классике», но по жизнеобеспечению стоит на несколько порядков выше. Ходовая база, топливная, тормозная системы тоже подверглись модернизации, с адаптацией на экстрим. Единственной техникой, которая меньше всего подвергалась переделке, оказались отечественные УАЗы разных «поколений».

Старенький  УАЗ-469 крымчан казался «тёмной лошадкой» даже среди  «сородичей» нынешнего поколения ульяновских машин, но заезды выдержал


  К примеру, «469-е» некоторых спортсменов лишились только задних сидений да тента, а в остальном – всё родимое, оригинальное. В дополнительной комплектации появились ремни безопасности (старые модели не оборудовались ими) и мотки стальных тросов для буксировки. Плюс приборы навигационной системы, предоставленные в аренду организаторами соревнований. Вот и все «навороты».

 Повышенные меры безопасности, предпринятые на время проведения ралли-рейда, стали незримым атрибутом гонки.

Экипировка спортсменов и оснащение их автомобилей системой спутникового позиционирования соответствовали стандартам МФА


 Задействованный отряд контрольно-спасательной службы Крыма с медиками, спасателями находился в постоянной готовности на своей базе у метеостанции, откуда был дан старт. К счастью, их помощь ни спортсменам, ни зрителям, ни многочисленному обслуживающему соревнования техническому персоналу не понадобилась. Все машины на маршруте были в поле навигационной видимости организаторов и контрольных постов. Для эффективного контроля прохождения трассы спортивными автомобилями организаторы применили спутниковую систему позиционирования автомобиля на основе GPS с постоянной записью данных на флеш-карту. Совокупная погрешность в точности измерения при скорости автомобиля не более 250 км/час не превышала15 м. Правда, организаторы дали свой допуск – не более20 метровпогрешности при интервале записи в 1 сек. Без этого прибора ни один спортивный автомобиль к старту не допускался.



Японский «самурай» с тройным амортизационным блоком впереди имел самую современную электронную начинку,

мощный двигатель, но везение от экипажа А. Чунюкина и С. Доценко в тот день отвернулось


 Судейская команда по данным системы позиционирования могла сопоставить фактический маршрут экипажей с разработанной «легендой»: установленный «коридор» по всей трассе допускал отклонение от её оси не больше200 метров.

После первого круга машина харьковчан Александра и Андрея Гребенюков

угадывалась лишь по очертаниям и стартовому номеру. Другие были не лучше…


Ближе к финишу ралли-рейда на автомобилях от блеска сверкающих красок ничего не осталось. Пилоты и штурманы были не лучше – перепачканные в мокрой глине костюмы, пропыленные лица свидетельствовали лишь о том, что на трассе ребятам досталось здорово: ночной ливень привнес-таки дополнительный экстрим и неожиданности на горных подъёмах. Независимо от производителя там вся техника оказалась в одинаковых условиях. Перед некоторыми сложностями маршрута полноприводные «иностранцы» Toyta land cruiser, Challenger pajero sport, Mersedes 280 GE, Nissan, наши УАЗики, «Нивы», «Волынянка» были бессильны.

 «Долгожитель» горных дорог

Украинский ЛуАЗ в здешних местах оказался незаменимым видом транспорта. По словам крымчан, он проходит со своим полным приводом на каждое колесо там, где даже армейские вездеходы пасуют, не говоря уже о всевозможных джипах производства «made in…».

 ЛуАЗ-1302 был хорош и на торжественном старте в Ялте, и на трассе Караби


 Харьковский экипаж братьев Сергея и Константина Дзюбы прошёл на «Волынянке» ЛуАЗ-1302 все этапы гонки не хуже японского «самурая», который разрабатывался под серийное производство как 2-местный военный разведывательно-дозорный вездеход. Тот может падать с 3-метровой высоты и ехать дальше. Если «японец» имеет впереди сразу 3 точки амортизационных блока (по бокам и центру), то украинская «черепашка» оснащена лишь обычными гидравлическими амортизаторами по каждому борту. И всё.

 О любимце селян и неутомимом труженике провинциального  бездорожья автомобиле «Волынянка» когда-то ходило немало анекдотов. Над детищем волынских автомобилестроителей с серийным номером модели ЛуАЗ-1302, шутили, о нём рассказывали массу смешных историй и небылиц, но, его с охотой покупали. Неприхотливый в эксплуатации и обслуживании внедорожник был неотъемлемой частью жизни и быта людей на протяжении нескольких десятилетий. И не только наших соотечественников.

В крымских горах без ЛуАза просто никак. Этот «труженик бездорожья» поднял всю семью местного жителя на плато любоваться ралли-рейдом


 Автомобиль украинского производства с успехом конкурировал в классе малолитражных вездеходов со своими зарубежными собратьями на дорогах бывшего соцлагеря, в «загнивающей» Европе, Азии, Африке и даже Австралии. Возможно, в комфортабельности, скорости на автобанах «Волынянка» и уступала своим импортным «коллегам», а вот в проходимости по бездорожью, горной местности – нет! Ей просто не было равных! В 2002-ом выпуск этой модели Луцк прекратил. Последние 70 машин, сошедших с конвейера, взяло дальнее зарубежье для эксплуатации в гористой местности. Забрали с охотой.

Крымчане и сейчас покупали бы ЛуАЗ-1302, но его в продаже нет. За «бэушными» машинами на авторынке не угнаться – разметают сразу же: в горной местности лучше транспортника в перевозки грузов для личного хозяйства и доставки пассажиров не сыскать. Положительно зарекомендовавший себя УАЗ-469 тоже пользуется спросом, но в проходимости «Волынянке» уступает. Луцкая машина не такая «прожорливая» по топливу, более практична в эксплуатации на горном бездорожье, едет сама и может тащить небольшой прицеп с сеном, дровами или туристической поклажей.

Ни среди раллийных автомобилей, ни среди машин техобслуживания ровесников у «ветерана крымских гор»

не нашлось. В следующем году этой «Волынянке» «стукнет» 30 лет…


 С владельцем оранжевого (с революцией на Майдане не связано) автомобиля под брэндом «Волынянка»  разговорились прямо у бивуака спортсменов, где тот припарковал свого кормильца. Его ЛуАЗ-1302 эксплуатируется с 1976-го, ровесник уже взрослого сына. Мотор родной, но несколько раз собственноручно перебирался. Водительское сиденье заменили другим, поставили более удобное с высокой спинкой и подголовником. Ходовая база осталась прежней. Рулевую колонку несколько лет назад заменили, взяв баранку с «убитого» «иностранца». Вот и вся модернизация. В любом случае системы и агрегаты работают «как часики». Единственное неудобство – старый аккумулятор. В горах эта проблема решается просто: вездеход на стоянку нужно ставить под уклон с фиксацией автомобиля на «ручняк» и включенную передачу. Потом вполне оправданно можно обойтись без «кривого стартера». Достаточно вывести  передачу в нейтральное положение, снять стояночный тормоз и, включив зажигание, легко завести двигатель «в накате», приберегая «амперы» батареи и ресурс стартера на другой раз.

Только у селений подножья плато Караби не менее 2 сотен человек хотели бы обзавестись таким автомобилем, но его, увы, уже вряд ли где найдёшь. А ведь в Крыму есть и другие вершины, в т.ч. знаменитая Кара-Тау, где востребованность луцкого вездехода ЛуАЗ-1302 очень высокая. Нынешняя модель волынских автомобилестроителей  ЛуАЗ-1301, которую разработали несколько лет тому конструктора из Луцка, уже произвела фурор на нескольких автосалонах, но «в серию» пока не пошла.

Нынешний «джип» ЛуАЗ-1301 смотрится красиво, но в условиях бездорожья или в горах он вряд ли так пощеголяет, как его «дедушка» ЛуАЗ-1302


 Если честно, то этот современный и очень даже конкурентоспособный автомобиль повышенной проходимости вряд ли заменит привычную и работящую «Волынянку»: скорее, он магистральник, чем транспортно-пассажирский труженик гор и бездорожья… 

 Когда 4х4 бессильна перед  экстримом

Это оказалось правдой. Не все «навороченные иностранцы», как и отечественные автомобили, смогли финишировать. Кого подвела техника, кого опыт пилотов и штурманов. В категории «Спорт» к финишу добрались только 10 экипажей, а в зачёте «Рейд» пришло меньше половины – лишь 11. Победителём в индивидуальном зачёте «Спорт» стал экипаж под номер 211 из Москвы в составе Алексея Домановского и Павла Бризжева. Он стартовал в 7.15 утра и финишировал в 16.45, набрав при этом 15 очков. Второе и третье места соответственно достались днепропетровцам Игорю Калиновскому и Григорию Шелупенко (№213), Андрею Ковалёву и Ирине Калиницкой (203).

У профессиональных водителей и разговор профессиональный:  ростовчане и москвичи на «разборе полётов» ралли-рейда общались на своём языке…


 В командном зачёте победу одержали киевские спортсмены команды «4х4 Экстрим мотоспорт». Она состояла из 3 экипажей: «201-й» – Богдан Сухецкий и Александр Пташник, «202-й» – Юрий Заставный, Евгений Санин, «206-й» – Михаил Морголин  и Алексей Комиссар.

Следует заметить, что в команде киевлян под № 202 состязался и генеральный директор украинского представительства швейцарской компании Syngenta Юрий Заставный, которая выступила генеральным спонсором ралли-рейда. Это первая попытка, «засветившая» в столь престижном виде автоспорта мирового лидера инновационных средств защиты растений и производства высокопродуктивных семян. Юрий не новичок в престижном ралли, «пилотировал» уже не раз, но в этом году выступал в качестве финансового гаранта всему мероприятию. Правда, его и всех участников поддерживала известная в Украине страховая компания «Универсальная», выступившая официальным страховщиком спортивного мероприятия. Toyta land cruiser Юрия Заставного выдержала весь маршрут, но уже после первого круга её «дизайн» резко изменился, как и машин других участников гонки.

 Если не считать нескольких покореженных автомобилей, «пострадавших» на экстриме маршрута внедорожников, всё прошло благополучно. Иначе, как заявили организаторы ралли-рейда, и не могло быть: все меры безопасности, в т.ч. допуск транспортных средств к соревнованиям, были предприняты по условиям международного спортивного кодекса FAU и нормативной базы автомобильной федерации Украины.

Ростовскому экипажу из команды «Р-Джаз», выступавшим на УАЗе, уже перед финишем не повезло


 До конца года состоится ещё 4 этапа ралли-рейда 2005 года. «Кубок Дружбы» и «Одесса-рейд» пройдут в Харькове и Одессе, в Днепропетровской области состоится Nemiroff-троффи». Завершающий этап под названием «Осенний рейд» традиционно пройдёт в ноябре на одном из полигонов военной техники в Черниговской области. Там по итогам максимально набранных очков во всех турах определится команда-победитель Кубка Украины в командном зачёте.

А пока участники рала-рейда вернулись к своей работе – кто к бизнесу, кто преподавательскому столу, а кто к своему магистральному грузовику: в автоспорте все профессии важны, все профессии равны…

Валентин Ожго,

Киев-Симферополь-Ялта-Киев.

Фото автора