Дороги "Международный сертификат взвешивания: ждём-с…"


Со дня на день Беларусь будет полностью готова к выдаче международного сертификата взвешивания транспортных средств. Но перевозчики вряд ли сломя голову бросятся его оформлять: кому нужен международный документ, не действующий на территории соседних стран?

 

 В апреле2004 г. в г.Чолпон-Ата (Кыргызстан) главы девяти стран СНГ подписали Соглашение о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств – участников СНГ. Сертификат (бланк строгой отчётности с необходимой защитой от подделок) призван дать перевозчику возможность при транзитном перемещении по территории стран, подписавших документ, избегать многократного (и не всегда корректного) взвешивания.

Процедура согласования всех позиций Соглашения заняла не один год (нетрудно представить, насколько сложный это процесс, когда в нем участвуют девять сторон). Однако в окончательном варианте документа остались пункты, которые отнесены к компетенции каждой из договаривающихся сторон. Например, ответственность за несоблюдение весовых параметров, указанных в сертификате, и порядок его выдачи страны устанавливают для себя самостоятельно. В Беларуси эти вопросы оговорены в Инструкции о внутренних процедурах по применению сертификата взвешивания грузовых транспортных средств.

Белорусское государство ратифицировало соглашение первым, причём единственным – в год подписания. Проект Закона Республики Беларусь “О ратификации Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств – участников СНГ” был принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 5 ноября2004 г. Совет Республики Национального собрания одобрил законопроект 10 ноября того же года (постановление №657-СР2/XI) и направил его на подпись президенту страны. Президент Республики Беларусь подписал Закон 25 ноября2004 г.

По состоянию на 1 июля2005 г. внутригосударственные процедуры по ратификации, кроме Беларуси, выполнили Таджикистан, Армения и Кыргызстан. В ближайшее время обещают сделать это в Молдове. Беларусь же, что совершенно естественно, больше всего заинтересована в ратификации Соглашения соседями – Россией и Украиной.

Поскольку в ходе официальных встреч российская сторона не раз заявляла о необходимости навести порядок в организации весогабаритного контроля, белорусы справедливо полагали, что Россия не замедлит с ратификацией. Однако россияне, затянув процесс ратификации девятистороннего Соглашения, предложили Беларуси ввести пилотный двусторонний проект в рамках Союзного государства, а впоследствии подключать к нему другие страны Содружества по мере принятия ими соответствующих нормативных документов.

Предполагалось, что пилотный проект начнёт работать уже в первом полугодии2005 г. Причинами, по которым этого не произошло, корреспондент “Автоперевозчика” поинтересовался у начальника управления внешних экономических связей Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь С. Кучинского. Сергей Николаевич сказал нам по телефону, что никакого пилотного проекта уже нет, поскольку для его реализации Беларусь и Россия прежде всего должны были заключить двустороннее соглашение о введении международного сертификата взвешивания, то есть фактически заново проделать работу, которая уже выполнена.

Буквально через месяц Беларусь будет полностью готова к выдаче сертификата (на данный момент ещё не завершены все внутригосударственные процедуры). Однако белорусские перевозчики вряд ли бросятся его оформлять – наверняка мало кому из них нужен документ, не действующий на российской территории.

В чём же причина задержек со стороны России? По словам С. Кучинского, эту проблему белорусская сторона поднимает на каждом совместном совещании, но Россия по-прежнему отвечает, что всё ещё не готова ратифицировать Соглашение. Поиски в Интернете какой-либо информации по данному вопросу результата тоже не дали. Между тем на российских сайтах нашлось немало сообщений различных российских агентств и изданий о том, что “международный сертификат взвешивания грузового автотранспорта будет ввёден в странах СНГ с 1 января будущего года”.

Напомним также, что С. Кучинский говорил о планах российской стороны завершить внутригосударственные процедуры по введению в действие документа на своей территории до конца текущего года. Остаётся ждать.

 Отступление по теме

 

С предложением о введении в странах Содружества Независимых Государств международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств выступила Беларусь. Произошло это на заседании Межправительственного совета дорожников (МСД) СНГ в2002 г.

Основной причиной для вынесения такого предложения на обсуждение стали жалобы международных автомобильных перевозчиков на многочасовые простои транспорта на погранпереходах стран Содружества из-за проблем с прохождением процедуры взвешивания. Благодаря же сертификату должны резко сократиться потери времени, затраченные на этот порой изнурительный, но официально принятый порядок действия.

Межправительственный совет дорожников, явившийся инициатором разработки и подписания Соглашения, имеет прямое отношение к его подготовке и согласованию: до рассмотрения документа правительствами его обязан рассмотреть МСД.

Очередное, 24-е заседание МСД СНГ, в работе которого приняли участие представители дорожных администраций и специалисты-дорожники из Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Узбекистана, России, Украины и Латвии, состоялось 6 июля текущего года в Москве. В повестке дня совещания стоял и вопрос “О перечне мер и порядке введения в действие международного сертификата взвешивания транспортных средств”.

Как рассказал участвовавший в работе МСД заместитель начальника отдела развития дорожной сети департамента “Белавтодор” Александр Николаевич Чернышевич, в ходе рассмотрения этого вопроса было обращено внимание руководителей дорожных администраций Грузии, Казахстана, Молдовы, России и Украины на необходимость ускорить выполнение внутригосударственных процедур по ратификации Соглашения. Помимо всего прочего, поскольку к Соглашению не присоединились Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, было признано целесообразным обратиться от имени МСД в адрес правительств этих стран с предложением рассмотреть возможность присоединения к Соглашению.

 Компетентный собеседник

 

Реализацией проекта в странах Содружества занимаются транспортники: в России – АСМАП, в других республиках – министерства транспорта. В Беларуси по данной проблеме работает дорожное ведомство, в частности управление содержания дорожной сети департамента “Белавтодор”. На вопросы корреспондента “Автоперевозчика” отвечает заместитель начальника управления Александр ГОЛОВНЕВ.

Александр Федорович, кто будет выдавать сертификат взвешивания?

– Эта функция возложена на станции взвешивания, прошедшие определённую процедуру аккредитации в органах Госстандарта и уполномоченные приказом Минтранса. Перечень станций взвешивания не будет ограничен каким-то их конкретным числом, то есть работать смогут все желающие, если подтвердят в органах Госстандарта свою компетентность и независимость.

Выдача сертификата будет платной услугой?

– Естественно, ведь содержание станций взвешивания, печать бланков сертификатов и прочее потребуют затрат. Закон “О дорожных фондах” не предусматривает расходования средств на такие цели, а коммерческие структуры, в свою очередь, тоже не станут работать себе в убыток или за счёт своей получаемой прибыли. Поэтому за сертификат перевозчику придётся заплатить. В какую сумму выльется получение этого документа в Беларуси, пока неизвестно (цену, вероятно, утвердят Минфин или Минэкономики). Одно только совершенно точно: цену установят единую по всей стране, чтобы не создавать недобросовестную конкуренцию. Кстати, перевозчик сможет выбирать – платить ему за сертификат взвешивания либо работать по старой схеме. Никто не будет принуждать его к обязательному получению сертификата, и никто не отменит существующую ныне процедуру. Хочешь – получай сертификат, а не хочешь – будь любезен взвешиваться в каждом пункте весогабаритного контроля по пути следования.

Оговариваются ли в Соглашении предельные допустимые нагрузки на ось и по общему весу?

– В Соглашении указано, что предельные допустимые нагрузки каждая из стран-участниц устанавливает для себя сама. В связи с чем важно отметить, что сертификат взвешивания не является специальным разрешением на проезд. Он представляет собой документ, только подтверждающий вес, а превышает этот вес допустимые параметры или нет, каждая страна определит на основании своего законодательства.

 Сертификату доверяют, но проверяют

 

Сертификат взвешивания вводится, чтобы избежать повторных взвешиваний грузовых транспортных средств. Однако в качестве исключения (дабы не допустить ошибок или злоупотреблений в стране-отправителе груза) контролирующая сторона уполномочена Соглашением выборочно производить повторное взвешивание. Цель его – контроль не сертификата перевозчика, а станции взвешивания, выдавшей этот сертификат (в случае систематического расхождения результатов взвешивания станция, выдавшая этот разрешительный документ, будет лишена аккредитации).

Повторное взвешивание не является основанием для отмены действия сертификата: если результаты процедуры повторного взвешивания расходятся с данными, указанными в сертификате, для расчёта стоимости проезда или для пропуска без её взимания берутся данные сертификата.

Помимо того, Соглашением предусмотрено проведение контрольного взвешивания. Оно осуществляется бесплатно и исключительно при нижеследующих обстоятельствах:

1) несоответствие весовых характеристик, указанных в сертификате и путевой документации (CMR, Carnet-TIR);

2) дозагрузка, частичная разгрузка либо перегрузка грузов в другое транспортное средство, а также передача грузов под другой таможенный режим;

3) несоответствие данных, указанных в сертификате, данным о контролируемом транспортном средстве (тип транспортного средства, регистрационные номера);

4) несовпадение особых весовых характеристик (степень заполнения топливных баков, присоединённых к двигателю, включая баки для устройства охлаждения, число запасных шин, количество людей в транспортном средстве, наличие подъёмной оси) и данных, зафиксированных в сертификате.

При обнаружении расхождения, которое составляет более 2% (возможная погрешность, обычно вызванная либо конструкцией самого весового оборудования, либо внешними факторами), между данными, указанными в сертификате и полученными в результате контрольного взвешивания, информация об этом факте доводится до компетентных органов сторон, на территории которых был выдан сертификат и зарегистрировано транспортное средство. Сертификат взвешивания признаётся недействительным, а перевозчик несёт ответственность в соответствии с законодательством той страны, где зафиксировано нарушение.

 Дословно

 

Начальник управления внешних экономических связей Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сергей Кучинский:

– Вопрос о введении международного сертификата взвешивания рассматривался на заседании российско-белорусской рабочей группы по сотрудничеству в области транспорта в Москве. Мы обратились к российским коллегам с просьбой ускорить выполнение внутригосударственных процедур по вступлению в силу на их территории Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств – участников СНГ, уже ратифицированного Республикой Беларусь 25 ноября 2004 г. Члены российской делегации заявили, что планируют завершить внутригосударственные процедуры по введению в действие этого документа на своей территории до конца текущего года.

В Молдове ратификация указанного Соглашения задержалась в связи с выборами, однако и там произвести её обещают в 2005 г. Для вступления документа в силу необходима его ратификация не менее чем в трёх из подписавших Соглашение государств. Как только это произойдёт, можно будет единый сертификат взвешивания ввести в действие на территории Беларуси и России (вероятно, европейской ее части). Техническая подготовка акта введения нами давно завершена.

 Первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Николай Верховец:

Что касается внедрения международного сертификата взвешивания, то в ходе официальных встреч российская сторона не раз заявляла о необходимости навести порядок в организации весогабаритного контроля. Беларусь предприняла все меры, чтобы Соглашение как можно быстрее прошло ратификацию. Дело теперь за нашими партнёрами. Надеемся разрешить эту проблему до конца 2005 г., причём не дожидаясь третьих, четвертых стран-участниц. Поначалу внедрим международный сертификат взвешивания на территории двух государств по маршруту второго международного транспортного коридора. А уж потом станем распространять его на другие направления движения международного транспорта.

 

Юлия БЕККЕР