Подвижной состав "Китайский синдром"


 

История китайского автопрома восходит к середине 50-х годов прошлого столетия, когда в бывшей Поднебесной начали выпуск автомобиля собственной конструкции, получившего символическое имя “Ветер с Востока”. Машина эта выпускалась в небольших количествах, да и предназначалась исключительно для внутреннего рынка.

 

Армейский партнер

По-настоящему же развиваться китайское автомобилестроение начало лишь в конце 60-х, после окончательного разрыва с СССР, на фоне продолжающейся изоляции со стороны Запада. В1969 г. в Китае была создана автомобильная компания «Дон Фэн» (Dong Feng), опиравшаяся исключительно на экономические возможности и технические ресурсы страны.

В результате был создан ряд предприятий с замкнутым циклом производства различной продукции для автозаводов, независимых от внешних и внутренних поставщиков. На этих предприятиях компания производит практически всё, необходимое ей для собственных производственных нужд, начиная от силовых агрегатов, кузовов и других крупных узлов, и заканчивая мелкими деталями, фильтрами, и даже маслами и техническими жидкостями.

Сейчас в составе компании «Дон Фэн» - 42 завода. При этом на четверти из них выпускаются двигатели, 50% из которых – дизельные. Интересно, что стратегическим партнером компании стала известная фирма Cummins, с которой у «Дон Фэн» созданы СП и совместное КБ по разработке дизельных двигателей. Примечательно, что это СП является самой большой производственной базой Cummins за границей.

Сегодня компания «Дон Фэн» лидирует в автомобильной отрасли Китая, являясь стратегическим предприятием №1 военно-промышленного комплекса КНР. За последние 35 лет в китайскую армию было поставлено более полумиллиона автомобилей различного назначения этой марки. В целом же компания производит более 1 млн. машин в год, в число которых входит полная гамма легковых и коммерческих автомобилей грузоподъёмностью от 0,5 до 220 т.

Согласно официальной статистике, с компанией так или иначе связан каждый 25-й житель Китая, что составляет около 50 млн. чел. А к концу2010 г. компания намерена выйти по объёмам производства на 1-е место в Азии и на 3-е место в мире, уступая лишь «Дженерал Моторс» и «Форд».

Сейчас автомобили китайской компании эксплуатируются в 92-х странах мира. До недавнего времени они поставлялись преимущественно в страны азиатско-тихоокеанского региона, а сейчас появились и на постсоветском пространстве.

 

Безымянный, но похожий

Первой “ласточкой” марки Dong Feng на нашем рынке стал безымянный бортовой 1,8-тонный грузовичок. Трудно сказать, какого рода продукция является основной для этой компании, но, без сомнения, она имеет прямое отношение к оборонной промышленности. Далеко не каждый сообразит, что означает аббревиатура EQ1032G43D2-985. А ведь именно такое мудрёное название носит 1,8-тонная модель грузовичка Dong Feng.

Описание дизайна этой машины – дело неблагодарное. Даже с первого взгляда угадываешь в ней азиатское происхождение с характерными японскими и корейскими чертами. Впрочем, китайцы утверждают, что это на  100% собственная разработка. Не будем с этим спорить, но грузовичок уж очень сильно (включая многие мелкие детали) напоминает такие модели начала-середины 90-х годов, как Toyota Dyna 200 и Hyundai H250.

Впрочем, для тех, кто ценит в грузовиках исключительно утилитарность, дизайн – дело второстепенное. Смотрится машина нормально, допотопной не выглядит – и ладно.

Конструкция машины – рамная, причём рама изготовлена из широкого П-образного профиля, и на вид достаточно мощная. Поэтому похоже, что проблем с перегрузом у нее не будет. Тем более, подвеска всех колёс - рессорная.

Грузоподъёмность “Дона” (будем так условно называть эту машину, чтобы не сломать язык о труднопроизносимое наименование модели) не вписывается ни в какие стандарты. Во всяком случае, в нашем понимании. Обычно производители стараются уложиться в 3,5 т полной массы, чтобы автомобиль соответствовал категории “В”. Поэтому машины с полной массой 4 т у нас если и появляются, то исключительно редко. Да это и понятно – кому охота ради перевозки дополнительных трёх центнеров обзаводиться “правами” категории “С”? Поэтому не удивительно, что европейские производители избегают выпускать подобные машины. Другое дело – Китай…

К этому нужно добавить, что машина не оснащена сцепным устройством для буксировки прицепа. Не предусмотрено и место для его крепления.Обут “Дон” в диагональные китайские шины 6,5-16 LT 10PR, предназначенные для лёгких грузовиков. Запаска крепится сзади под рамой, и опускается при помощи тросовой лебёдки. Как и всё китайское, этот грузовичок блестит на солнце всеми своими гранями. Но если присмотреться повнимательнее, кое-где на швах уже можно заметить ржавчину.Оптика, установленная на машине, ничем не примечательна. Если, конечно, не принимать во внимание, что уже на новой машине блок подфарников изнутри покрыт конденсатом. Так что о сроке службы осветительных приборов можно только гадать.

 

 

Третье место для ног

 Первый же взгляд в “полуторную” кабину “Дона” вызывает недоумение. Позади первого ряда из трёх сидений (водительского и сдвоенного пассажирского) расположена неширокая лавка непонятного назначения. Для второго ряда сидений она служить не может, так как попытавшимся туда сесть просто некуда будет втиснуть ноги. По информации дилеров, это “спальник”. Правда, весьма своеобразный, так как воспользоваться им сможет далеко не каждый. Ведь длина его лишь около полутора метров. Что же, для китайского водителя, может быть, и достаточно…

   

Узкий и короткий “спальник” – настоящее “тёщино место”

 

 На водительском месте не тесно, но и не просторно. Водитель средней комплекции, отодвинув сиденье в крайнее заднее положение, разместится за рулём вполне комфортно.

   

 Разместиться за рулем можно свободно


А вот людям покрупнее там будет явно тесновато. Рулевая колонка не регулируется ни по высоте, ни по наклону. Но, в общем-то, и места для этого нет. Примечательно, что достаточно широкий нижний край оконного проёма успешно выполняет роль подлокотника, как при открытом, так и при закрытом окне.

А вот трёхместной кабину можно назвать весьма условно. Правильнее будет сказать, что в кабине легко размещаются двое взрослых, даже плотного телосложения. Если же там усядутся трое, даже средней комплекции, им будет очень тесно. Но – в тесноте, да не в обиде: зато  автоинспектор к “лишнему” пассажиру не прицепится.

Панель приборов на “китайце” выглядит скромно, но вполне современно. Наличие круглых стрелочных спидометра и тахометра дополняется указателями температуры и уровня топлива, намного меньшего диаметра, а также цифровым одометром и рядом контрольных лампочек.

Панель приборов выглядит современно, хотя и скромно

 

   В торпедо вмонтированы магнитола, динамики которой установлены в дверцах кабины, рычажки управления отоплением и вентиляцией кабины, а также небольшой бардачок, пепельница и выдвижной бокс.

На торпедо находятся небольшой бардачок, пепельница и выдвижной бокс

 

Антенна, установленная на левой стойке кабины, имеет два колена, подвижное из которых лишь одно. Так что спрятать её можно только наполовину.

 

SuFuMA – звучит шумно

 Откинув сдвоенное пассажирское сиденье, покрытое снизу слоем шумоизоляции, можно увидеть продольно расположенный дизельный двигатель, который называется SuFuMA 490Qp-1. Этот мотор, по утверждению создателей автомобиля, также 100-процентная китайская разработка.

 4-цилиндровый дизель имеет рабочий объём2,54 л, и развивает56 л.с. при 3000 об/мин, и крутящий момент 152 Нм при достаточно высоких оборотах – 2100.

 Доступ к мотору из кабины несколько ограничен, но его вполне достаточно для обслуживания топливной аппаратуры, контроля уровня и доливки масла и охлаждающей жидкости. А вот для ремонта, особенно крупного, кабину придётся снимать. Впрочем, сделать это, по заверениям дилеров “Дона”, весьма несложно.

 

Двигатель расположен в межколёсном пространстве и не защищён от грязи

   

Удивляет, что двигатель, расположенный практически “на улице”, ничем не защищён от воды и грязи. Он просто вывешен в межколёсном пространстве под кабиной между балками рамы. Здесь нет не только моторного отсека, но даже самого элементарного кожуха или брызговика. Так что грязь прямо из-под колёс будет лететь на мотор. Трудно сказать, чем руководствовались конструкторы этого автомобиля, придумывая подобное устройство. Может быть, в Китае дороги и почище, чем у нас, да и солью их наверняка не посыпают. Но в нашем климате всё навесное оборудование на моторе при подобной компоновке “кончится” очень быстро. И первым, похоже, будет генератор…

 

“Борт” без тента

 Цельнометаллический кузов с тремя откидными бортами крепится к раме через деревянные проставки при помощи четырёх “стремянок” и четырёх болтов (по два с каждой стороны). Хотя на машине предусмотрены крепления и для стоек, и для тросов, в базовой комплектации на кузове присутствует лишь передняя дуга. Тент же не входит в стандартную комплектацию, и является дополнительным оборудованием.

 Чтобы забраться в кузов, достаточно ухватиться за дугу и вставить ногу в “стремя”, расположенное под кузовом сразу за кабиной. Правда, это возможно только сбоку, и только при поднятом борте, так как, откинутый, он полностью перекрывает “стремя”. А при наличии тента забраться в кузов будет значительно сложнее. Удивляет, что “стремя” выкрашено эмалью в цвет кузова. Ведь достаточно будет несколько раз забраться в кузов, чтобы краска начала лущиться, а металл под ней – ржаветь.

  

 

Передний и задний упоры боковых бортов расположены с большим перепадом по высоте, так что вся нагрузка приходится на задний упор, а переднего борт даже не касается

 

Кстати, передний и задний резиновые упоры боковых бортов расположены с большим перепадом по высоте, так что вся нагрузка приходится на задний упор, а переднего борт даже не касается. Что это? Просчёт конструкторов или просто «копирка» с Hyundai H250? Кстати, на прототипе “корейца”, грузовичке Toyota Dyna 200, упоры установлены “по-умному” – на одном уровне.

 

Зеркало для воды

Процесс посадки в кабину и высадки из неё не очень удобен из-за того, что ступенька сильно смещена вперёд. Правда, картину несколько скрашивают ручки, размещённые на передних стойках кабины.

Обзор с водительского места очень даже неплохой, благодаря большим ветровому и боковым стёклам, а также трём зеркалам заднего вида – внутрисалонному и двум наружным. Кроме того, с правой стороны расположено дополнительное сферическое зеркало, помогающее при парковке. Правда, в солнечную погоду это зеркало постоянно бликует, ослепляя водителя. Как ни поверни машину, оно “ловит” либо солнце, либо его отражение в ветровом стекле.

   

Как ни поверни машину, сферическое зеркало либо “ловит” солнце напрямую, либо его отражение в ветровом стекле

 

 Кстати, стоило повернуть зеркало, чтобы отрегулировать его наклон, как из его корпуса ручьём хлынула набравшаяся туда дождевая вода. Остаётся только надеяться, что само зеркало надёжно изолировано и прослужит достаточно долго…

С поворотом ключа зажигания прогретый двигатель заводится с пол-оборота. А вот чтобы заглушить его, выключить зажигание недостаточно. Для этого нужно потянуть за рычажок, расположенный слева на рулевой колонке и блокирующий планку топливного насоса. Работает дизель достаточно шумно. Может быть, даже слишком шумно, и начинает досаждать своим грохотом уже через несколько минут движения. Соответственно, шумно и снаружи машины. Очевидно, что китайцев пока не очень волнуют подобные проблемы. В то же время, мотор хорошо сбалансирован, и во время движения практически не вибрирует.

К этому нужно добавить, что алгоритм переключения передач достаточно специфический, и принципиально отличается от принятого на лёгких грузовиках.

Алгоритм переключения передач достаточно специфический

 

 В принципе, ничего страшного в этом нет, но если водителю  “Дона” придётся работать и на других марках машин, ему будет нелегко каждый раз адаптироваться. Впрочем, передачи переключаются без чрезмерного усилия и достаточно чётко.

 Динамика у порожнего автомобиля вполне приемлемая. Да и маневренность неплохая. Здесь нельзя не отметить, что руль “Дона” имеет оптимальный диаметр, и вращается достаточно легко (даже несмотря на отсутствие гидроусилителя). В частности, этому способствует и развесовка машины с разгруженным передним мостом. Правда, это оборачивается тем, что порожняя машина изрядно “козлит” даже на небольших неровностях дороги. С грузом она должна, по-видимому, идти намного мягче. Кстати, судя по сечению рамы и по рессорам (очень напоминающим “газоновские”), реальная грузоподъёмность автомобиля может быть выше задекларированной. Точнее  об этом может сказать только опыт эксплуатации.

 Не вызывает нареканий и вполне приемлемая жёсткость педалей. Порадовали тормоза – хорошие, мягкие, с прогнозируемой реакцией и средним усилием на педали.

 Примечательно, что при движении задним ходом на машине включается “пищалка”, расположенная внутри рамы, над запасным колесом. В городской толчее это большой плюс.

 

Запчасти - самолетом

Теоретически, “Дон” недорог в эксплуатации. Стоимость ТО, которое проводится каждые 8 тыс. км, составляет около 200 долларов, которые примерно поровну тратятся на запчасти и стоимость работ. (ТО-1 проводится после полутора тыс. км.) Конечно, можно проводить техобслуживание и самостоятельно, но в этом случае теряется гарантия, которая составляет 1 год или 50 тыс. км.

Задекларированный расход топлива “Дона” даже при максимальной загрузке составляет “не более 13 л/100 км”.

По заверениям дилеров, проблем ни с ремонтом, ни с запчастями к этому автомобилю не будет. Ими уже получено несколько контейнеров наиболее ходовых запчастей, а при необходимости детали можно будет и дозаказать. При этом срок поставки крупных узлов может составить около месяца, а “мелочёвку” обещают доставлять самолётом, на что потребуется день, от силы – два.

Всего по Украине намечено открыть около двух десятков сервисных центров, в которых будет проводиться обслуживание и ремонт грузовиков Dong Feng. Естественно, цены в них могут отличаться, но не очень значительно.

К этому остаётся только добавить, что стоит такой грузовичок 10 400 долларов.

Конечно, это только первое знакомство с “Доном”. И поэтому сравнивать его с каким-либо другим грузовиком (даже с китайским “Фотоном”) пока просто некорректно. Об этом можно говорить, только обобщив опыт его эксплуатации.

Учитывая тесноту кабины, небольшую ширину, высокую маневренность и небольшую крейсерскую скорость “Дона”, можно смело считать его городским автомобилем. Правда, чрезмерная шумность не очень-то благоприятствует эксплуатации “Дона” в городских условиях.

Что касается китайского качества, то оно вызывает очень большие сомнения. Кто знает, сколько проживёт такой автомобиль, если даже на новой машине по швам уже проступает ржавчина? Впрочем, перекрасить машину недолго. А вот насколько хватит незащищённого двигателя, и имеет ли металл необходимую прочность, покажет только время.

Остаётся надеяться, что в Украине найдётся достаточное количество покупателей грузовиков Dong Feng, чтобы опыт их эксплуатации можно было изучить и обобщить.

 

Владимир ШЛЯХОВОЙ

   

Плюсы

 – Сравнительно невысокая цена

 – Лёгкое рулевое управление

 – Хорошие тормоза

 – Мощная рама

   

Минусы

 – Чрезмерная шумность двигателя

 – Тесная кабина

 – Незащищённый двигатель

 – Требуются права категории “С”

   

Технические характеристики грузовика Dong Feng

 

Модель          

EQ1032G43D2-985

Тип кузова

борт

Тип кабины

полуторная

Количество мест, включая водителя

3

Колёсная формула

4х2

Габаритные размеры, д/ш/в, мм

5468/1890/2140

Масса снаряжённого автомобиля, кг

1980

Полная масса, кг

3980

Грузоподъёмность, кг

1800

Внутренние размеры кузова, мм

3500 х 1800 х 380

Колёсная база, мм

3000

Клиренс, мм

180

Минимальный радиус поворота, м

6,7

Двигатель

дизель водяного охлаждения

Модель

SuFuMA 490Qp-1

К-во и расположение цилиндров

4, рядное

Рабочий объём, л

2,54

Мощность кВт (л.с.) при об/мин

41(56)/3000

Макс. крутящий момент, Нм (кгм) при об/мин

152(15,5)/2100

Диаметр цилиндра/ход поршня, мм

90/100

Степень сжатия

18

Коробка передач

5 М

Рулевое управление

винт-шариковая гайка

Тормозная система

гидравлическая, двухконтурная, с вакуумным усилителем

Тормоза передние/задние

барабанные

Подвеска передняя/задняя

рессорная

Количество листов спереди/сзади

5/9

Шины передние/задние

6,5-16

Бортовое напряжение, В

24

Аккумулятор

12СТ-90, 2 шт

Генератор, Вт

1000

Стартер, кВт

3,7

Максимальная скорость, км/ч

85

Расход топлива, л/100 км, не более

13

Объём топливного бака, л

70

Периодичность ТО, км

6000

Стоимость ТО, $ (в среднем)

200

Гарантия, лет/км

1/50 000

Стоимость автомобиля, $

10 400