Презентация "Новое семейство зиловских эвакуаторов"


В середине июня на территории старейшего московского автозавода АМО «ЗИЛ» состоялась презентация нового семейства эвакуаторов ЗИЛ-5302АР. Гости мероприятия, в числе которых были первый заместитель руководителя департамента транспорта и связи Правительства Москвы С. В. Николаев, представители службы эвакуации ГУ ГИБДД г. Москвы, ГУП «Автохозяйство ФХУ мэрии Москвы», ГАБТУ МО РФ, а также журналисты ведущих автомобильных изданий, смогли по достоинству оценить в процессе работы каждую из четырёх новинок.

 

Больше грузоподъёмности!

Стремительный рост парка лёгких грузовиков, предназначенных для перевозок мелких партий товаров, а также тяжёлых внедорожников обусловил необходимость создания нового поколения эвакуаторов повышенной грузоподъёмности. Ведь в силу ограниченности этого важнейшего параметра для двухосных эвакуаторов, в частности, машин подобного назначения на шасси широко известного «Бычка», значительно сужались возможности по транспортировке автомобилей в ремонтную зону. Поэтому создание трёхосных эвакуаторов более высокой грузоподъёмности оказалось своевременным шагом зиловцев в расширении модельного ряда продукции. В отличие от машин на базе ЗиЛ-5301 («Бычков»), новой серии эвакуаторов присвоен индекс ЗиЛ-5302АР.

В первую очередь обращает на себя внимание конструкция трёхосного шасси с колёсной формулой 6х2, однотипного для всех четырёх представленных образцов. Средняя ось при этом является ведущей, а задняя – подкатной. За счёт применения последней и удалось добиться увеличения грузоподъёмных возможностей. Если максимальная грузоподъёмность эвакуаторов предыдущего поколения составляла порядка 2,5 т, то теперь она находится в пределах 3,5-5 т, в зависимости от особенностей конструкции надстройки каждой из новинок. Заметим, что тормозные механизмы колёс передней оси дисковые, а задней и средней осей – колодочные. Причём они имеют ту же конструкцию, что и представители семейства ЗИЛ-5301.

Установка третьей оси позволила увеличить габаритную длину платформы. Если для представителей семейства ЗИЛ-5301 аналогичный параметр эвакуируемого транспортного средства был ограничен5 м, то теперь для новинок с неподвижной платформой и выдвижными аппарелями, а также со сдвижной платформой он составляет уже6,5 м. При этом сохранено такое важное свойство эвакуаторов первого поколения, как малая погрузочная высота. В зависимости от типа платформы величина этого показателя колеблется от 85 до955 мм, что обусловливает удобство выполнения погрузочно-разгрузочных манипуляций.

 

Разнообразие надстроек

Важнейшей особенностью продемонстрированных разработок стало конструктивное различие надстроек каждого из представителей нового семейства. В частности, один из образцов был укомплектован неподвижной платформой, жёстко закрепленной на раме шасси. Причём задняя часть платформы имела наклон, необходимый для уменьшения погрузочной высоты. Кроме того, следует отметить наличие аппарелей. При выдвижении они служат продолжением наклонной части платформы, что также уменьшает погрузочную высоту и тем самым благоприятствует погрузке/разгрузке эвакуируемого автомобиля. Кстати, этот процесс осуществляется путём затаскивания или, соответственно, спускания неисправной машины с помощью тяговой лебёдки. Последняя обладает механическим приводом реверсивного действия от коробки передач через коробку отбора мощности. Причём максимальное тяговое усилие на тросе лебёдки составляет порядка 60 кН. Длина троса на всех представленных образцах весьма существенна (от 30 до35 м), что расширяет возможности подтягивания эвакуируемого автотранспортного средства к платформе.

Существует и другой вариант надстройки – со сдвижной платформой. После её перемещения в продольном направлении и наклона до уровня земли осуществляется загрузка эвакуируемого автомобиля. Затем платформа вместе с закреплённым на ней автотранспортным средством возвращается в исходное положение. Тяговым элементом здесь является лебёдка с гидроприводом.

Эвакуатор с жёстко закреплённой на раме платформой и выдвижными аппарелями

 

Оценивающие взгляды специалистов привлёк и экземпляр со сдвижной платформой, дополненный установкой на ней гидравлического крана-манипулятора V10500 SS/3S. Это изделие итальянской фирмы Amco Veba укомплектовано 4-секционной стрелой, обладающей грузоподъёмностью от 1,3 т при максимальном вылете7,84 мдо 4,45 т при вылете2,34 м. Помимо погрузки машины посредством сдвижной платформы и гидравлической лебёдки, предусмотрена возможность подъёма неисправного автомобиля на платформу с помощью крана-манипулятора, что позволяет эвакуировать автотранспортное средство, стоящее среди припаркованных рядом автомобилей.

Четвёртый образец отличался своей неподвижной платформой, оснащённой краном-манипулятором австрийского производства Palfinger PK 12000T. Последний снабжён устройством для разворота автомобиля в горизонтальной плоскости. Таким образом, если неисправная машина расположена не параллельно по отношению к платформе эвакуатора, то её можно поднять, развернуть на требуемый угол и поставить на платформу или же на ограниченную площадку среди других автомобилей после того, как машина доставлена в ремонтную зону. Кроме того, в задней части эвакуатора установлено буксирное устройство, позволяющее поднять и зафиксировать переднюю ось неисправного автомобиля с помощью специального захвата. Таким образом, становится вполне допустимой транспортировка одновременно двух транспортных средств, одно из которых поднято на платформу эвакуатора с помощью крана-манипулятора, а другое буксируется методом частичной погрузки.

При наличии кранов-манипуляторов, у которых стрела выдвигается на расстояние 2 ми более, стандартной принадлежностью автомобиля-эвакуатора являются аутригеры, выдвигаемые для повышения устойчивости конструкции при выполнении работ. Предусмотрены они и на соответствующих зиловских новинках. Примечательной особенностью является и возможность поворота стрелы у обоих кранов-манипуляторов на 3600, что существенно расширяет зону погрузки.

Как рассказал главный конструктор, начальник УКЭР АМО «ЗИЛ» Е. Л. Рыбин, на первые три образца уже получено одобрение типа транспортного средства, и завод может их выпускать. Четвёртый же экспонат в настоящее время проходит заводские испытания, по завершении которых ещё предстоит выполнить целый комплекс мероприятий по его сертификации.

 

Представитель семейства ЗИЛ-5302АР, оснащённый сдвижной платформой

 

В помощь аварийным бригадам

Помимо семейства эвакуаторов с четырьмя различными вариантами надстроек заводчане представили на суд гостей ещё две разработки. Первая из них представляла собой штабной автобус, который, как ожидается, заинтересует руководителей МЧС и других аналогичных подразделений. Такая машина специально приспособлена для выезда к месту аварии. Салон автобуса оснащён откидывающимися сиденьями, столом для заседаний. Для обеспечения работы всего необходимого оборудования, размещённого в кузове, предусмотрен генератор для выработки тока напряжением 220 В.

Оснащение автобуса впечатляет. В салоне установлен компьютер, на монитор которого можно вывести схему аварии, что позволяет бригаде руководителей оперативно принимать решения по её устранению. Учитывая, что продолжительность операции может составить не одни сутки, а также опираясь на опыт осуществления подобных мероприятий в системах Мосгаза и в Мосводоканала, автобус оборудован и биотуалетом, и микроволновой печью, и холодильником. А ещё зиловцы позаботились и о наличии системы связи и светосигнальной аппаратуры. Кроме всего прочего, машина укомплектована кондиционером, а также автономным обогревателем. Так что в зимнюю стужу или в летний зной вполне достаточный уровень комфорта будет обеспечен.

Для перевозки же аварийно-спасательных бригад в составе 5 человек, не считая водителя, предусмотрен грузопассажирский фургон. Следует отметить, что в заднем его отсеке по желанию заказчика, в зависимости от конкретной сферы применения указанной машины, может быть установлено различное оборудование – сварочные аппараты, тиски и прочая техника, необходимая при выполнении работ по ликвидации аварии.

Появление подобных разработок, несомненно, будет способствовать облегчению труда как работников подразделений технической помощи, в частности, эвакуационных бригад, так и аварийно-спасательных служб. Поэтому особый интерес представителей указанных структур к данной продукции не случаен, как и мнение специалистов о том, что появление новинок в модельном ряду зиловской продукции стало ещё одним шагом на пути совершенствования отечественной автотехники.

 

Юрий ПОЛЯКОВ,

фото Андрея МАХОТИНА