Таможня "Таможенный режим временного ввоза в Беларуси вновь изменился"


Таможенное законодательство Республики Беларусь в настоящее время одно из самых сложных и постоянно меняющихся. Причем, от правильности применения этих норм может зависеть судьба всего предприятия, т.к. последствия неправильности применения таможенного законодательства весьма жестки – вплоть до конфискации объекта правонарушения.

В настоящей статье рассматриваются не только произошедшие в последнее время изменения в правовом регулировании таможенного режима временного ввоза, но и типичные ошибки, допускаемые субъектами хозяйствования.

 

Немного теории

К основным нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров, относятся следующие:

1. Таможенный кодекс Республики Беларусь (ст. 68-74) – далее - ТК

2. Указ Президента Республики Беларусь от 4 мая2004 г. N 211 "Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза товаров" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2004 г., N 71, 1/5494) (далее – Указ 211);

3. Положение о таможенном режиме временного ввоза (вывоза) товаров, утвержденное Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь 08.04.2002 N 22 (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями ГТК от 30.10.2002 N 91, от 02.06.2003 N 47, от 20.10.2003 N 66, от 05.04.2005 N 20) – далее Положение № 22;

4. Инструкция о порядке исчисления и уплаты таможенных пошлин и налогов за пользование товарами в таможенном режиме временного ввоза (вывоза), а также освобождения временно ввезенных (вывозимых) товаров от обложения таможенными пошлинами и налогами, утвержденная Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 17 июня2004 г. N 51 (далее – Инструкция № 51).

 Содержание таможенного режима

Прежде чем рассматривать особенности правового регулирования таможенного режима временного ввоза, а также суть последних изменений, внесенных Положение № 22, напомним читателям содержание данного таможенного режима.

 Временный ввоз (вывоз) товаров - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Республики Беларусь или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

 

Уплата таможенных платежей

 Как следует из содержания таможенного режима, пользование товарами, помещенными под данный таможенный режим, допускается с полным или частичным освобождением от таможенных платежей. Случаи полного освобождения временно ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин и налогов в настоящее время определены Указом № 211 (ранее случаи полного освобождения определялись  Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.09.1997 г. № 1280 «Об освобождении временно ввозимых товаров от обложения таможенными пошлинами и налогами» – далее – постановление № 1280, о практике применения которого мы остановимся ниже)[1] .

В остальных случаях применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный месяц уплачивается три процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. В настоящее время порядок уплаты таможенных платежей в режиме временного ввоза установлен Инструкцией № 51.  Размер этих платежей зависит от времени пользования иностранными товарами на территории Республики Беларусь. Так, при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза либо вывоза таможенные пошлины и налоги уплачиваются до или одновременно с подачей таможенной декларации за весь период, на который установлен такой таможенный режим, (раньше был другой порядок)[2] из расчета 3% за каждый полный и неполный месяц. Т.е. если режим временного ввоза установлен на один год, плательщик не позднее дня подачи таможенной декларации, должен уплатить таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость (а в отношении подакцизных товаров и акциз) в размере 36% от суммы, которая подлежала бы уплате в отношении этих товаров при их выпуске для свободного обращения. Аналогичным образом рассчитываются суммы таможенных платежей, подлежащие уплате при продлении установленного срока действия режима временного ввоза. Например, при продлении таможенного режима временного ввоза на 6 месяцев до или одновременно с подачей в таможенный орган заявления на продление таможенного режима уплате подлежит сумма таможенных платежей в размере 18% от суммы таможенных пошлин и налогов, рассчитанных на день принятия таможенным органом грузовой таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим временного ввоза. Причем необходимо отметить очень существенный момент! При изменении режима временного ввоза после окончания его срока (т.е. если установленный срок выбран сполна) на режим выпуска для свободного обращения зачет уплаченных так называемых периодических таможенных платежей (а если быть более точным, таможенных пошлин и налогов с частичным освобождением) не производится.[3] Это объясняется тем, что в соответствии со ст. 125 Таможенного кодекса Республики Беларусь, а также Законом РБ от 20.12.1991 г. N 1323-XII "О налогах и сборах, взимаемых в Республике Беларусь" зачету подлежат лишь излишне уплаченные в бюджет платежи. Поскольку частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при временном пользовании товарами на таможенной территории республики все-таки предполагает обязательную уплату части таможенных платежей, эти суммы нельзя назвать излишне уплаченными. Следовательно, они не могут быть зачтены при помещении товаров под иной таможенный режим.

В соответствии с частью пятой стати 72 ТК, если общая сумма фактически уплаченных таможенных пошлин и налогов в таможенном режиме временного ввоза станет равной сумме таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза они были бы выпущены для свободного обращения, то такие товары считаются выпущенными для свободного обращения при условии, что в отношении таких товаров не применяются меры экономической политики. Аналогичная норма установлена в отношении временно вывезенных за пределы таможенной территории товаров.

Иными словами, чтобы суммы таможенных платежей сравнялись, временно ввезенный товар должен находиться в таможенном режиме временного ввоза не менее двух лет десяти месяцев. Именно за такой период времени сумма таможенных пошлин и налогов с частичным освобождением станет равной сумме этих платежей, подлежащих уплате при выпуске данных товаров для свободного обращения. Т.е. в течение 2 лет 9 месяцев выплачивается 99% необходимой суммы (33 мес. х 3%) и 1% выплачивается за 34-й месяц временного пользования товаром.

Для снятия с таможенного контроля товаров, помещенных под таможенный режим временного воза, в отношении которых выплачена сумма таможенных пошлин и налогов в размере 100%, достаточно подать в таможню заявление установленного образца.

 

Приведем пример, иллюстрирующий неправильное применение норм таможенного законодательства.

Общество «N» везло на таможенную территорию Республики Беларусь 15.02.2000 г. технологическое оборудование по договору лизинга с иностранным партнером, которое было оформлено в таможенном режиме временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных платежей. Товары находились в таможенном режиме временного ввоза 2 года и 8 месяцев (предельный срок временного ввоза, действовавший в тот период). В соответствии с законодательством, действовавшим в то время (Порядок применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов при заявлении товаров в таможенном режиме временного ввоза (вывоза), утвержденного приказом ГТК Республики Беларусь от 10.09.1997 г. № 287-ОД[4] обществом ежемесячно выплачивались таможенные пошлины и налоги, которые к истечению срока временного ввоза были выплачены полностью. В это же время в соответствии с договором лизинга лизинговые платежи также были полностью выплачены, и оборудование перешло в собственность общества. Исходя из положений части пятой статьи 72 ТК , общество полагало, оборудование считается выпущенным для свободного обращения, т.к. в режиме временного ввоза были выплачены 100 % таможенных платежей.

Однако в ходе проверки было обнаружено нарушение таможенного законодательства, выразившееся в следующем:

1. Нарушен сам порядок уплаты таможенных платежей. Как упоминалось выше, в соответствии с законодательством при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный месяц уплачивается три процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. Как мы подсчитали ранее, для выплаты 100% начисленных сумм таможенных платежей необходимо, чтобы товар находился в таможенном режиме временного ввоза как минимум 34 месяца (фактически – 32 месяца)

2. Нарушена статьи  71 и 73 ТК, устанавливающие, что временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии до истечения установленных сроков или должны быть заявлены в ином таможенном режиме либо помещены на склады временного хранения.

Суд усмотрел в действиях директора состав правонарушения, предусмотренного ст. 193–3 и постановил подвергнуть его штрафу в размере 150 базовых величин с конфискацией оборудования, явившегося непосредственным объектом административного таможенного правонарушения.

Таким образом, мы видим последствия: директор оштрафован на значительную сумму, за оборудование выплачены лизинговые платежи, таможенные платежи, а в итоге – оборудование конфисковано.

Мнение директора, что в случае выплаты обществом всей начисленной суммы таможенных платежей товар считается выпущенным в свободное обращение в силу ст. 72 ТК, является не верным. ГТК в Положении № 22 (действовавшем на момент окончания срока временного ввоза) определил порядок завершения таможенного режима временного ввоза в отношении именно такой категории товаров, а именно -  выдачей уполномоченным должностным лицом таможни свидетельства о снятии товаров с таможенного контроля, чего в действительности не было.

Таким образом, мы видим, чтобы действительно реализовать альтернативную возможность окончания временного уплаты, срок временного ввоза должен быть,  как минимум, 2 года и 10 месяцев.

О том, какие сроки действуют в настоящее время, остановимся ниже.

 

Сроки временного ввоза (вывоза) товаров

 Исходя из самого названия таможенного режима следует, что использование товаров в соответствии с данным таможенным режимом не может осуществляться бессрочно.

Статья 71 ТК определила, что сроки временного ввоза (вывоза) товаров временного ввоза (вывоза) товаров, как правило, не могут превышать двух лет.

В связи с тем что нормы Положения № 22, не соответствовали принятым нововведениям, введенным Указом № 211, а также в целях совершенствования порядка таможенного оформления товаров, в том числе транспортных средств, в Постановлением ГТК Республики Беларусь от  05.04.2005 N 20 (далее – Постановление № 20) внесены изменения и дополнения Положение № 22.

Пересмотрены первоначальные и общие сроки временного ввоза товаров.

Так, для товаров, временно ввезенных на территорию Республики Беларусь резидентами и нерезидентами, первоначальный срок ввоза не должен превышать соответственно 12 и 6 месяцев.

В отношении товаров, временно вывозимых резидентами Республики Беларусь, первоначальный срок временного вывоза ограничен двумя годами.

Товары, используемые для осуществления деятельности дипломатических и иных официальных представительств других государств, международных организаций, их филиалов и представительств, иных представительств – нерезидентов Республики Беларусь, временно ввозятся на территорию нашей страны на срок действия разрешения на открытие представительства, но не более чем на два года.

Более наглядно изменение сроков временного ввоза, внесенных  можно представить в следующей таблице.

 

 

Предельный срок временного ввоза до вступления в силу Указа

Предельный срок временного ввоза после вступления в силу Указа

Категория товара

2 года и 8 месяцев

30 дней с даты ввоза*

ввозимые нерезидентами Республики Беларусь транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах и осуществляющие международные перевозки пассажиров и товаров, а также запасные части, принадлежности и иное транспортное оборудование, входящие в обычную их комплектацию, ввозимые с данными транспортными средствами;

ввозимые резидентами Республики Беларусь прицепы и полуприцепы, зарегистрированные в иностранных государствах и используемые исключительно для международных перевозок товаров;

железнодорожные вагоны для осуществления международных перевозок пассажиров и товаров

 

2 года и 8 месяцев

шесть месяцев с даты ввоза*

товары для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых в целях продажи ввезенных товаров), а также вспомогательное оборудование и материалы для использования при демонстрации товаров либо в ходе международных встреч, конференций и конгрессов;

контейнеры (включая необходимые принадлежности и оборудование, ввозимые с данным контейнером и возвращаемые вместе с ним, отдельно или вместе с другим контейнером либо ввозимые отдельно и возвращаемые вместе с контейнером), а также запасные части, предназначенные для ремонта временно ввезенных контейнеров;

поддоны, другая многооборотная тара и упаковка;

образцы, остающиеся в собственности нерезидентов Республики Беларусь и предназначенные исключительно для получения заказов на товары такого типа, если их использование не имеет целью извлечение дохода и количество идентичных образцов не превышает двух экземпляров;

рекламные фильмы о свойствах или функциях товаров, если данные фильмы остаются в собственности нерезидента Республики Беларусь, относятся к иностранным товарам, предлагаемым нерезидентом Республики Беларусь, подходят для показа возможным покупателям, ввозятся в одном экземпляре и их использование не имеет целью извлечение дохода;

товары для проведения испытаний, проверок, экспериментов и (или) показа их свойств и характеристик, если использование этих товаров не имеет целью извлечение дохода;

 носители цифровой информации, безвозмездно предоставляемые для использования при автоматической обработке данных

 

2 года и 8 месяцев

12 месяцев с даты ввоза*

профессиональное оборудование (оборудование прессы, радио и телевидения  и т.п.), необходимое их представителям, отправляющимся на территорию другой страны в целях подготовки репортажей, осуществления записей или передач для определенных программ;

кинематографическое оборудование, необходимое въезжающему на таможенную территорию Республики Беларусь лицу в целях съемки одного или нескольких определенных кинофильмов;

прочее оборудование согласно приложению к настоящему Указу, имеющее отношение к профессии лица, въезжающего на территорию Республики Беларусь для выполнения определенной работы (к данному оборудованию не относится оборудование, используемое для промышленного производства, упаковки товаров (за исключением ручного инструмента), эксплуатации природных ресурсов, строительства и ремонта зданий или ухода за ними, выполнения земляных либо других подобных работ);

вспомогательные устройства и принадлежности к профессиональному оборудованию;

запасные части, предназначенные для ремонта временно ввезенного профессионального оборудования;

оборудование и материалы для научно-исследовательских и учебных целей, а также запасные части к ним, если они остаются в собственности нерезидентов Республики Беларусь и их использование не имеет целью извлечение дохода;

товары, ввозимые или безвозмездно передаваемые нерезидентами Республики Беларусь во временное пользование государственным органам и организациям для устранения последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

рекламные материалы (каталоги, прейскуранты, коммерческие проспекты) нерезидентов Республики Беларусь, если для одного получателя эти материалы ввозятся в одном экземпляре либо их общий вес брутто не превышает одного килограмма;

театральные (цирковые) костюмы, сценическое оборудование и другой театральный (цирковой) реквизит, предназначенные для проведения представлений, спектаклей и подобных мероприятий;

кино- и видеофильмы, диапозитивы, фотографии и иные материалы с зафиксированным изображением для демонстрации на фото- и киноконкурсах и подобных мероприятиях, если их использование не направлено на извлечение дохода;

товары для проведения спортивных соревнований или подготовки к ним на территории Республики Беларусь при условии, если эти товары остаются в собственности нерезидента Республики Беларусь;

остающиеся в собственности нерезидента Республики Беларусь животные для дрессировки, обучения, ветеринарного лечения, туризма, спасательных операций, участия в выставках, конкурсах, соревнованиях, демонстрациях, спектаклях, представлениях и других подобных мероприятиях, а также в качестве рабочего скота (вместе с соответствующим оборудованием) для использования в пограничной зоне;

2 года и 8 месяцев

2 года

иные товары и транспортные средства

5 лет

2 года

временно ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь товары, относящихся к основным производственным фондам в соответствии с требованиями законодательства, регулирующими бухгалтерский учет и отчетность в Республике Беларусь, в случае полного освобождения таких товаров в соответствии с законодательством Республики Беларусь от обложения таможенными пошлинами и налогами;

5 лет

2 года

технологическое оборудование, в том числе транспортные средства, используемые для перевозки грузов и пассажиров

5 лет

2 года

товары, используемых для осуществления деятельности представительств.

 

* Сроки временного ввоза применяются к правоотношениям, возникшим после 25 мая2003 г

 

 

Освобождение от уплаты таможенных платежей в режиме временного ввоза.

 Как упоминалось выше, в  целях реализации Конвенции о временном ввозе, подписанной в г.Стамбуле 26 июня1990 г., упорядочения предоставления льгот по уплате таможенных платежей при временном ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь отдельных транспортных средств и товаров, 4 мая2004 г. был подписан Указ Президента Республики Беларусь № 211 (вступил в силу с 21 мая 2004). Помимо имплементации норм Стамбульской Конвенции о временном ввозе, Указом, устранен правовой вакуум возникший, как мы упоминали ранее, после отмены с 26 мая2003 г. Постановления  № 1280 в части перечня товаров, в отношении которых предоставлялось полное освобождение от уплаты таможенных платежей. На практике одной из самых распространенных категорий товаров, в отношении наиболее часто предоставлялось полное освобождение, являлись транспортные средства, предназначенные для междун6ародных перевозок пассажиров и товаров. Одним из условий предоставления такого освобождения являлось ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь транспортных средств по договору имущественного найма (по действующему в настоящее время Гражданскому кодексу – договору аренды или лизинга).  Однако, в то время на эту «незначительную» деталь – какой договор заключать с контрагентом – имущественного найма или безвозмездного пользования, многие не обращали внимания, что привело, как это ни печально, к необходимости выплаты государству значительных сумм таможенных платежей, пени и штрафных санкций. На некоторых предприятиях суммы доходили до нескольких сотен тысяч (!) долларов.

Типичная ситуация.

Предприятие осуществило ввоз транспортных средств на таможенную территорию Республики Беларусь по договорам безвозмездного пользования, заявив при этом в таможенной декларации при их помещении под режим временного ввоза соответствующий код внешнеэкономической операции. Таможенные платежи не уплачивались в связи с действием Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.09.1997 г. N 1280. Однако по истечении времени предприятием был получен акт о возникновении таможенной задолженности. Директор предприятия задает вопрос: «На каком основании с предприятия пытаются взыскать суммы, невзирая на то, что таможенник, проверив декларацию, выдал соответствующее разрешение, т.е. согласился с тем, что платежи уплачиваться не должны?» Ответ на этот вопрос прост: прежде чем заключать внешнеэкономическую сделку и совершать какие-либо действия с товарами, необходимо внимательно изучить законодательство. Напомним, что согласно подпункту 1.1 пункта 1 Постановления  1280 полностью освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами транспортные средства, временно ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь по договорам имущественного найма, а не безвозмездного пользования. Таким образом, транспортные средства, ввезенные по договорам безвозмездного пользования, не могут освобождаться от уплаты таможенных платежей в режиме временного ввоза и, следовательно, требование таможни об уплате таможенных платежей в отношении предприятия правомерно.

Что же касается действий должностного лица таможенного органа при выдаче предприятию разрешения на использование товаров в заявленном режиме без уплаты платежей, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 173 Таможенного кодекса Республики Беларусь обязанность уплаты таможенных платежей возложена на декларанта. Следовательно, принятие должностным лицом таможенного органа таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим, требующий уплаты таможенных платежей, не исключает возникшую у плательщика обязанность их уплаты. Кроме того, в соответствии со статьей 187 Кодекса при проведении таможенного контроля таможенные органы Республики Беларусь используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Республики Беларусь о таможенном деле. Неприменение других форм таможенного контроля не снимает с декларанта обязанности соблюдения таможенного законодательства.

Пример из судебной практики.

Подан иск ИП «А» к таможне о признании недействительным решения таможни о взыскании с ИП «А» таможенных платежей и пени.

Суть спора.

На основании контракта (без названия) ИП «А»  ввез на территорию Республики Беларусь автотранспортные средства, которые были оформлены в режиме временного ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь N 1280 от 29.09.1997 "Об освобождении временно ввозимых товаров от обложения таможенными пошлинами и налогами".

Истцом в таможенном разрешении ТД-1 был указан код сделки - 402 (безвозмездное пользование) и преференция "Ж" (полное освобождение от обложения таможенной пошлиной и налогом на добавленную стоимость). В графе 44 ГТД (дополнительная информация / представляемые документы) был указан договор N 01/00 от 23.05.2000.

Таможенным органом было выдано разрешение на перемещение товаров в соответствии с заявленным режимом.

При проверке деятельности ИП "А" таможенным органом было установлено, что такое декларирование транспортных средств не подпадает под действие постановления Совета Министров Республики Беларусь N 1280 от 29.09.1997, что ведет к доначислению таможенных платежей, штрафных санкций и пени. Указанные обстоятельства и расчет сумм отражены в пяти актах о возникновении таможенной задолженности и задолженности по процентам. На основании этих актов таможней принято решение начислении истцу своевременно не уплаченных сумм таможенных платежей (периодической ввозной пошлины, периодического налога на добавленную стоимость, периодического акцизного налога) и финансовых санкций, а также пени по каждому виду таможенного платежа в размере учетной ставки Национального банка РБ, действующей на день уплаты таможенного платежа, за каждый день просрочки.

Из искового заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что с решением таможни истец не согласен, так как считает, что льготы ему были предоставлены обоснованно, что следует из документов, представлявшихся при таможенном оформлении и фактического исполнения договора; истец указывает на неполноту проведенной таможней проверки, неправильное доначисление сумм платежей и санкций.

Таможня же  полагает, что истцом неправомерно получены льготы при таможенном оформлении временного ввоза, поскольку транспортные средства ввезены на территорию республики по договору безвозмездного пользования, а не имущественного найма. В соответствии же с постановлением СМ РБ N 1280 от 29.09.1997 льготы предоставляются субъекту хозяйствования в случаях, если транспортные средства ввозятся во временное пользование по договорам имущественного найма, используемые или предназначенные для использования при международных перевозках пассажиров и грузов.

Рассмотрев доводы сторон, дав оценку сложившейся ситуации, суд пришел к выводу, что к договорам имущественного найма отнесены договора аренды и оперативного лизинга. Договор, указанный истцом в ГТД, не относится к договору имущественного найма, не является его разновидностью, поскольку носит безвозмездный характер, что явно следует из п. 2, где указано, что арендная плата не взимается.

Таким образом, при таможенном оформлении транспортного средства в силу статей 119, 173 Таможенного кодекса РБ истец обязан был уплатить установленные законодательством таможенные платежи при перемещении транспортного средства через таможенную границу РБ и помещении их под соответствующий таможенный режим. Факт получения истцом разрешения таможенного органа на ввоз транспортного средства в заявленном режиме, оформление другого таможенного режима, не является основанием для освобождения от уплаты причитающихся платежей в случаях выявленных в результате контроля нарушений законодательства.

Статьей 193 Таможенного кодекса РБ таможенным органам предоставлено право проводить таможенный контроль в любое время вне зависимости от выпуска товаров, в том числе перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации.

Согласно ст. 124 Таможенного кодекса РБ за время задолженности взыскивается пеня.

При изложенных обстоятельствах иск о признании решения таможни недействительным удовлетворению не подлежит.

 

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей

Как упоминалось ранее, после отмены постановления № 1280 и до принятия Указа № 211 почти год (с 26 мая2003 г. до 21 мая2004 г.) существовал правовой вакуум в части освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь автотранспортных средств по договорам имущественного  найма и используемых в международных перевозках. После отмены Постановления № 1280 таможенные органы прекратили предоставлять полное освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении временно ввозимых транспортных средств. Однако больший вопрос возникал не с вновь ввезенными АТС (кстати, после 26 мая2003 г. ввоз АТС в республику практически прекратился), а с тем, как поступать с транспортными средствами в отношении которых УЖЕ предоставлено полное освобождение. У многих международных перевозчиков, поместивших свои транспортные средства под таможенный режим временного ввоза, иссекал первоначальный срок временного ввоза, на который выдавалось таможенное разрешение. При продлении срока временного ввоза таможенные органы начисляли таможенные платежи, которые составляли 3 % от установленных ставок ввозных таможенных пошлин и налогов за каждый месяц нахождения транспортного средства под таможенным режимом временного ввоза, при этом продление срока временного ввоза оформлялось путем выдачи нового таможенного разрешения (а не внесением в оригинал разрешения-обязательства записи о продлении срока)

В последующем, почти через год, подпунктом  2.5. Указа № 211 было установлено, что не облагаются таможенными пошлинами, акцизами и налогом на добавленную стоимость при временном ввозе транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, помещенные до 26 мая2003 г. под таможенный режим временного ввоза с полным освобождением от обложения такими пошлинами и налогами согласно законодательству. Таким образом, в связи с вступлением в силу Указа, периодические таможенные платежи, уплаченные в тот период, считаются излишне уплаченными и подлежат возврату или зачету заявителю. Однако когда заявители таможенного режима обращались в таможенные органы за возвратом таможенных платежей, следовал отказ на основании того, что до вступления в силу Указа № 211 (т.е. в период отсутствия полного освобождения) была подана новая грузовая  таможенная декларация, а в соответствии со ст. 5 ТК в таможенном деле применяются акты законодательства, действовавшие на день принятия таможенной декларации.

Почти год международные перевозчики тщетно пытались возвратить свои периодически уплаченные в период с 26 мая2003 г. по 21 мая2004 г. таможенные платежи. С принятием постановления ГТК Республики Беларусь от 05.04.2005 г. № 20 (далее – Постановление № 20) данный вопрос решен положительно.

Нововведением является предоставление возможности продлевать срок временного ввоза для товаров, размещенных на складе временного хранения, путем выдачи нового разрешения-обязательства (ранее уполномоченное должностное лицо таможни вносило в оригинал разрешения-обязательства запись о продлении срока, заверяемую его личной номерной печатью, с указанием даты внесения изменений в разрешение-обязательство). Данная норма предусмотрена в связи с тем, что Указом №211 от уплаты таможенных пошлин, акцизов и налога на добавленную стоимость освобождены временно ввозимые транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров и помещенные до 26 мая2003 г. под таможенный режим временного ввоза. Причем, действие данного пункта  распространяется на правоотношения по уплате таможенных платежей, возникшие до вступления его в силу в соответствии с частью первой подпункта 2.5 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 4 мая2004 г. N 211. Таким образом, можно отметить, что веденная дополнительная процедура продления срока временного ввоза позволит произвести перерасчет таможенных платежей, уплаченных с 25 мая2003 г., по товарам, которые в соответствии с Указом №211 освобождены от их уплаты.

Как же произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей?

В развитие Указа № 211 ГТК 19 июня2004 г. было принято постановление № 51 «О порядке исчисления и уплаты таможенных пошлин и  налогов за пользование товарами в таможенном режиме временного ввоза (вывоза), а также  освобождения временно ввезенных (вывозимых)  товаров от обложения таможенными  пошлинами и налогами»

Инструкцией определены условия возврата (зачета) излишне уплаченных таможенных платежей в отношении транспортных средств, помещенных под таможенный режим временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных платежей до 26 мая2003 г., для чего  в таможенный орган необходимо предоставить следующие документы:

копия таможенных разрешений на использование транспортных средств в таможенном режиме временного ввоза с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами.

документы, подтверждающих использование транспортных средств для международных перевозок пассажиров и товаров;

таможенное разрешение, содержащее измененные и (или) дополненные сведения выданного таможенного разрешения и отражающее освобождение таких товаров от обложения таможенными пошлинами и налогами;

аннулированный бланк расчета.

         Возврат (зачет в счет предстоящих платежей) также производится в случае завершения таможенного режима временного ввоза таких транспортных средств в период с 26 мая 2003 года по 21 мая 2004 года - дату вступления в силу  Указа Президента Республики Беларусь от 4 мая2004 г. № 211.

Помимо этого, для возврата таможенных платежей необходимо руководствоваться следующим.

С 1 июля2005 г. вступила в силу Инструкция о порядке исчисления, уплаты и контроля за уплатой таможенных сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость, утвержденная Постановлением ГТК Республики Беларусь от 11 мая2005 г. № 28 (далее – Инструкция № 28)

Для возврата излишне уплаченных таможенных платежей плательщик должен подать заявление в таможенный орган не позднее трех лет со дня уплаты или взыскания указанной суммы

Для возврата сумм таможенных платежей, являющихся излишне в таможню представляются следующие документы:

письменное заявление плательщика (в произвольной форме), заверенное подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью организации, в котором указываются обоснование возврата, излишне уплаченная или взысканная сумма платежа, подлежащая возврату по каждому платежному документу, согласно которому платеж был уплачен или взыскан, вид платежа, банковские реквизиты плательщика. Если за плательщика уплату сумм таможенных платежей производило иное лицо, то в своем заявлении плательщик может указать учетный номер плательщика и номер счета, с которого суммы таможенных платежей были уплачены либо взысканы;

копии платежных документов, подтверждающих уплату или взыскание сумм таможенных платежей.

Дополнительно (в зависимости от оснований излишней уплаты) - копии документов, на основании которых исчислялись и уплачивались суммы таможенных платежей, и копии таких документов с произведенной в них корректировкой, иные, имеющие непосредственное отношение к исчислению и уплате или взысканию сумм таможенных платежей.

Копии представляемых документов должны быть заверены плательщиком.

Таможня обязана произвести возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей либо вынести письменное решение об отказе в возврате излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в течение 30 календарных дней с момента подачи заявления.

Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей может быть осуществлен при отсутствии у плательщика задолженности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами.

Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей при наличии у плательщика задолженности по уплате платежей, взимаемых таможенными органами, может осуществляться только после ее погашения независимо от того, кем был произведен обязательный платеж - плательщиком либо иным заинтересованным лицом.

 

Завершение таможенного режима временного (вывоза)

 Постановлением № 20 внесены изменения в процедуру снятия с таможенного контроля до истечения срока временного ввоза некоторых категорий товаров.

В отношении товаров, размещенных на складе временного хранения или в ином определенном таможней месте, если их размещение на складе временного хранения невозможно в целях вывоза за пределы таможенной территории Республики Беларусь либо помещения под иной таможенный режим, заявитель таможенного режима временного ввоза подает заявление установленной формы о снятии товаров с таможенного контроля. Регистрация должностным лицом таможни заявления производится при условии представления его электронной копии и сохранения неизменного состояния ввезенных товаров (за исключением изменений, вызванных естественным износом).

Дополнен перечень документов, необходимых для регистрации заявления о снятии товаров с таможенного контроля, если временно ввезенный товар либо транспортные средства выбыли из владения заявителя таможенного режима по причине их уничтожения или утраты на таможенной территории Беларуси и за ее пределами, в том числе вследствие неправомерных действий третьих лиц либо по решению нерезидента Республики Беларусь – арендодателя или собственника данных транспортных средств, а также если они по решению суда обращены в доход государства.

Внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке заполнения и регистрации заявления о снятии с таможенного контроля товаров, заявленных в таможенном режиме временного ввоза (вывоза), которая утверждена постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 8 апреля2002 г. №22.

Так, при заполнении заявления о снятии с таможенного контроля товаров, заявленных в таможенном режиме временного ввоза (вывоза), в качестве которого используется грузовая таможенная декларация, декларант должен дополнительно вносить сведения о товарах в графы 38, 41, 41а, 42 грузовой таможенной декларации. В графе 40, заполняемой должностными лицами таможенных органов, указываются номер таможенного разрешения на использование товаров в таможенном режиме временного ввоза (вывоза), выданного ранее таможенным органом в отношении заявленного в графе 31 товара, а также порядковый номер такого товара, под которым он значится в графе 32 разрешения.

Постановление № 20 вступило в силу  через десять дней после официального опубликования, т.е. с 29 мая2005 г., за исключением п.1.3, действие которого распространяется на правоотношения по уплате таможенных платежей, возникшие до вступления в силу постановления в соответствии с частью первой п.2.5 Указа №211 (как упоминалось ранее,  п. 1.3. постановления № 20 касается возможности продления срока временного ввоза товаров, размещенных на складе временного хранения, путем выдачи нового таможенного разрешения)

***

В заключение хотелось бы отметить, что контроль за целевым использованием транспортных средств и товаров, помещенных под таможенный режим временного ввоза, осуществляется таможенными органами, органами прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, Министерством финансов, его территориальными органами и другими государственными органами в соответствии с законодательством.

В случае нарушения требований, предусмотренных Указом № 211, в том числе нецелевого использования транспортных средств и товаров, таможенные платежи, а также пени и штрафы взыскиваются в соответствии с законодательством.

 

Светлана ИГНАТОВИЧ,

юрист


[1] Утратило силу с 26 мая2003 г.

[2] В соответствии с Порядок применения частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов при заявлении товаров в таможенном режиме временного ввоза (вывоза), утвержденного приказом ГТК Республики Беларусь от 10.09.1997 г. № 287-ОД, действовал до 01.03.2002 г. (далее – Порядок № 287-ОД) таможенный орган не вправе был требовать уплату предварительных периодических платежей единовременно более чем за три месяца, т.е уплата таможенных платежей производилась периодически, а не единовременным платежом, как сегодня.

[3] До 01.03.2002 г. при выпуске в свободное обращение производился зачет периодических таможенных платежей, уплаченных в таможенном режиме временного ввоза в соответствии с Порядком № 287-ОД

[4] Утратил силу с 01.03.2002 г. в связи в связи с изданием постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 16.01.2002 N 1. «Об утверждении Положения о порядке полного либо частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза)»