Возвращаясь к напечатанному "А Карфаген должен быть разрушен!"


Именно так - «Carthaginem esse delendam» - заканчивал каждую свою речь в сенате римский полководец и государственный деятель Катон Старший (234 – 149 гг до н.э.), непримиримый враг Карфагена. С той поры это его выражение стало употребляться как настойчивый призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.

Несмотря на то, что с того времени прошло столько веков, суть человеческая не изменилась. С тем же упорством (хотя точнее было бы сказать: упрямством) ГТК РБ, встретивший на своем пути неожиданное для него препятствие, твердит во всех своих письмах: «прибор OBU –товар» (см. «АП» №№ 5 и 62005 г). Приводим еще одно его письмо 11.03.2005 г за № 08-22/1310:

«Об отнесении On-Board Unit (OBU) к определенной подсубпозиции ТН ВЭД РБ

Государственный таможенный комитет РБ сообщает, что (…) на основании представленной БАМАП информации (техническое описание прибора, принцип действия системы «Toll Collect», инструкция по эксплуатации прибора, информация для пользователя) …Товар On-Board Unit (OBU), представляющий собой автомобильный прибор (…) , который на основе сателлитных сигналов (Global Positional System, GPS) и при поддержке сенсоров определения местонахождения, автоматически распознает проходимые этапы маршрута, подлежащие оплате, затем вычисляет дорожный сбор и передает полученные через мобильную связь в вычислительный центр Toll Collect, классифицируется в подсубпозицию 8526 91 900 0 ТН ВЭД Республики Беларусь».

Во-первых, о Обратим внимание в этой фразе на словосочетание: «товар On-BoardUnit(OBU), представляющий собой автомобильный прибор…». Даже из определения, данного «Таможенным кодексом Республики Беларусь», совершенно очевидно, что прибор, установленный (отдельно не проданный! отдельно не купленный!) на автомобиль, т.е. ставший неотъемлемой частью этого автомобиля, не может быть товаром! Правда, это очевидно всем, кроме чиновников ГТК РБ.

А во-вторых, совершенно непонятно, зачем именно эти чиновники в письме автоперевозчикам объясняют именно этим автоперевозчикам принцип работы прибора OBU, если именно эти автоперевозчики уже давно изучили его по инструкции, изданной «Toll Collect» и на курсах «БАМАП-Веды» и не одну пару колес истерли об немецкие автобаны!

А следующий абзац письма может стать наглядной иллюстрацией для тех, кто овладевает методами схоластики:

«В качестве источника информации для определения таможенной стоимости рассматриваемого товара могут быть использованы данные экспертизы определения оценочной стоимости товара, проведенной Белорусской торгово-промышленной палатой».

Во-первых, в свою возню вокруг прибора OBU белорусский таможенный комитет вовлекает все больше госинстанций, а во-вторых, с помощью торгово-промышленной палаты он достиг недостижимой ни для кого в мире цели: произведена оценочная стоимость товара, который не является товаром и потому не имеет стоимости!

А дальше все просто:

«При проведении данной экспертизы оценочная стоимость товара определена с учетом уровня цен на аналогичные изделия в Республике Беларусь. В качестве данных использовались сведения представительства фирмы «Siemens» в Республике Беларусь и «Toll Collect GmbH». Данный подход к определению стоимости товара соответствует законодательству Республики Беларусь».

Сам же ГТК РБ превратил нетовар в товар и сам же пришел к выводу: эта манипуляция несовместимых понятий вполне соответствует законодательству Республики Беларусь. И, конечно же, установил форму таможенного оформления прибора OBU.

«1. Наименование: Установка для автоматической оплаты дорог «Siemens», КВА 90745, серийный номер № 06011010031321330000338369, тип № 1372,0001010101000

Количество: 3 шт.

Дата выпуска/ввода в эксплуатацию: 01.06.2004/16.12.2004

Оценочная стоимость: 250 Евро

Примечание: предназначен для автоматической оплаты. Изготовитель – Siemens VDO Automotive. Габариты – 200х130,9х100,7 мм, масса – 580 г.

Система передачи данных – GSM, GPS

2.Наименование: Установка для автоматической оплаты дорог «Grundig», серийный номер № 0402

Количество: 1 шт.

Дата выпуска/ввода в эксплуатацию: 2004

Оценочная стоимость: 250 Евро

Примечание: предназначен для автоматической оплаты. Изготовитель -  Grundig in Europe. Рабочее напряжение – 9-36 В, Система передачи данных – GSM, GPS».

И теперь, исходя из вышеизложенного, похоже, придется дополнить статью 18 «Основные понятия…» «Таможенного кодекса Республики Беларусь» еще двумя понятиями:

1. Автомобильный прибор, который не является товаром, все-таки является товаром, потому что так хочет ГТК РБ;

2.Оценочная стоимость – это когда  стоимости у данного предмета нет (он не покупается и не продается), но она почему-то в данный момент очень нужна ГТК РБ.

Единственное, в чем ГТК РБ согласился с общепринятой во всем мире логикой, это – дальнейшая судьба автомобильного прибора OBU:

«В случае изменения по причине смены владельца (собственника) регистрационного номера транспортного средства, имеющего установленный прибор OBU, выпущенный ранее в свободное обращение, для исключения случаев повторного таможенного оформления данного прибора при осуществлении этим транспортным средством международных автомобильных перевозок, заинтересованному лицу при въезде на территорию Республики Беларусь необходимо предоставить копию таможенного разрешения на использование указанного прибора в таможенном режиме  выпуска для свободного обращения, содержащего в графе 31 ГТД идентификационные признаки прибора и данного транспортного средства (№ шасси), а также документы, подтверждающие изменение регистрационного номера данного транспортного средства».

Так что грандиозная эпопея, развернутая ГТК РБ Государственным таможенным комитетом Республики Беларуси вокруг автомобильного прибора OBU, продолжается. И в нее вовлекается, как я уже сказал чуть выше, все большее число крупнейших организаций республики. Например, на сайте БАМАПа размещены письма Госкомвоенпрома Республики Беларусь и Госстандарта Республики Беларусь, в которых четко изложена формулировка: разрешение этих уважаемых организаций на ввоз в Республику  Беларусь прибора OBU не требуется! Самый резон присоединиться к мнению этих организаций и ГТК РБ. Но его чиновники твердят: «А Карфаген…» то бишь: «А прибор OBU должен стать товаром». Вопреки всем и всему.

Чуть раньше Катона-Старшего жил афинский государственный деятель и оратор Ликург (390 – 324 гг до н.э.), который в своей речи против Леократа процитировал оставшегося неизвестным поэта: «Когда гнев богов постигает человека, то прежде всего божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его мыслям, чтобы он не осознавал своих ошибок». В латыни эта мысль звучит более кратко: «Deus vult perdere dementat prius» - «Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума». Думается, Ликург вместе с неизвестным поэтом были более правы, ибо иной человек так до сих пор и не осознает своих ошибок…

А перевозчикам-то что теперь делать?..

Владимир ЖАРКО