Есть проблема "Нет международного сертификата ТО? Ходи пешком…"


В прошлом году Беларусь присоединилась к международному Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колёсных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров. Тогда это вызвало среди перевозчиков много вопросов, споров и догадок. Для чего нужен международный сертификат технического осмотра? Всем ли следует его получать?.. Но, как обычно бывает, поговорили да и успокоились. А зря…

 

Автоперевозчики, которые осуществляют международные доставки грузов и пассажиров по территории стран-участниц договорённости, обязаны, в соответствии с Соглашением, иметь на борту международный сертификат технического осмотра. Это – унифицированный документ, подтверждающий прохождение периодического технического осмотра в стране своей регистрации.

Участницами Соглашения являются Россия, Финляндия, Эстония, Румыния, Венгрия, Болгария, Нидерланды и Беларусь. Требовать сертификат вправе контролирующие службы только этих стран. В государствах, подписавших, но не ратифицировавших Соглашение, международный сертификат технического осмотра контролю не подлежит.

В2004 г. российский Минтранс уведомил, что до конца года транспортная инспекция России не будет требовать от белорусских перевозчиков обязательного наличия международного сертификата технического осмотра. А с 2005-го при отсутствии оного от предупреждений перейдет к применению соответствующих мер.

И этот день наступил. В целях выполнения Соглашения Министерство транспорта РФ 18 марта текущего года установило, что наличие на борту белорусского автоперевозчика международного сертификата технического осмотра при въезде транспортного средства на территорию страны является обязательным.

На Россию приходится достаточно большая доля белорусского рынка международных перевозок. Поэтому можно представить, какая ситуация возникла на белорусско-российской границе. Пробки, срыв сроков доставки груза, финансовые потери и проч.

Конечно, в тех условиях, когда белорусских перевозчиков вытесняют с международного рынка грузоперевозок, отсутствие любого требуемого документа – очередной повод зажать их в тиски. Так ли это в данном случае, судить не берёмся. Однако напомним, что необходимость наличия на борту автотранспортного средства международного сертификата технического осмотра была узаконена в нашей стране еще в начале2004 г. Кроме того, в Беларуси соответствующие сертификаты стали выдаваться ещё в июне прошлого года. Поэтому в большей степени в возникшей ситуации повинны сами перевозчики, которые вследствие нерасторопности и “забывчивости” понадеялись на авось. Не вышло.

Ввиду возникшей острой проблемы Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 28 марта2005 г. обратилось к российской стороне с письмом №04-10/1537 о сохранении прежнего порядка въезда на территорию РФ белорусских автотранспортных средств, выполняющих международные перевозки. Минтранс РФ дал указание органам транспортной инспекции, осуществляющим контроль на границе Беларуси и России, отсрочить до 25 апреля этого года требование наличия у белорусских перевозчиков международных сертификатов технического осмотра. Однако с оговоркой, что это касается тех, кто произвел загрузку до 18 апреля. А дальше – как масть ляжет…

Белорусские перевозчики из числа тех, которые дорожат репутацией добросовестного транспортного оператора, вовремя получили сертификаты. И сегодняшние проблемы их не затронули. А кто предполагал, что из-за сравнительно недавнего присоединения Беларуси к упомянутому Соглашению, особых карательных мер со стороны стран-участниц не будет, наступил на те же грабли, что и россияне в отношениях с финнами. Последние просто не пропускают российские машины без сертификата на территорию своего государства.

Сегодня рано говорить о преимуществах, которые даст перевозчику наличие сертификата. Однако впоследствии, возможно, все страны Евросоюза присоединятся к этому Соглашению. Тогда, где бы перевозчик ни прошел техосмотр, его результаты везде будут признаны. Сейчас же владельцы транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров, обязаны получать и государственный сертификат технического осмотра, и международный. Кстати, предполагается, что в дальнейшем при наличии международного сертификата технического осмотра отпадет необходимость в получении национального. А пока перевозчик вынужден дважды платить деньги, дважды стоять в очередях (государство – одно, министерство – одно, а кассы – разные…).

 

Между прочим

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №2 4 “О присоединении Республики Беларусь к Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров”, вступившим в силу с 21 января2004 г., Министерство транспорта и коммуникаций РБ приняло Инструкцию “О порядке выдачи владельцам автомобильных транспортных средств, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров, международных сертификатов технического осмотра, их использования и контроля за их использованием”.

В соответствии с ней международные сертификаты технического осмотра (МСТО) автотранспортных средств выдает БелНИИТ “Транстехника” Минтранса Беларуси на основании представления перевозчиком следующих документов:

– заявки на получение МСТО;

– оригинала свидетельства о регистрации АТС (возвращается перевозчику) и его копии, заверенной печатью перевозчика;

– оригинала сертификата о прохождении государственного технического осмотра АТС (возвращается перевозчику) и его копии, заверенной печатью перевозчика;

– копии диагностической карты транспортного средства, заверенной печатями перевозчика и диагностической станции, её выдавшей.

Основанием для выдачи МСТО являются положительные результаты прохождения автотранспортным средством государственного технического осмотра на любой из диагностических станций, имеющих соответствующее разрешение Минтранса. Выдаваемые БелНИИТ “Транстехника” международные сертификаты технического осмотра действительны в пределах срока действия сертификата о прохождении государственного технического осмотра автотранспортного средства, но не более 12 месяцев. Последующие технические осмотры АТС, осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров, проводятся в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь. В МСТО предусмотрен вкладыш, куда по прохождении автотранспортным средством двух последующих государственных технических осмотров диагностическая станция ставит соответствующую отметку. После окончания срока действия последней отметки о прохождении АТС государственного технического осмотра международный сертификат технического осмотра подлежит замене.

Подлинник документа должен находиться на борту автотранспортного средства без права передачи его на другую автомашину.

При хищении, утрате, порче МСТО перевозчик ставит в известность БелНИИТ “Транстехника” и оформляет заявку на выдачу его дубликата с приложением предусмотренных Инструкцией документов и описанием обстоятельств случившегося.

При замене регистрационного знака автотранспортного средства до истечения срока действия МСТО перевозчик подает в БелНИИТ “Транстехника” заявку (в произвольной форме) на переоформление сертификата. К заявке прилагаются: копия свидетельства о государственной регистрации АТС с новыми регистрационными номерами; оригинал МСТО, выданный БелНИИТ “Транстехника”. По результатам рассмотрения заявки выдается новый сертификат на срок действия, установленный предыдущим.

Международный сертификат технического осмотра аннулируется в следующих случаях:

- истечение срока действия, указанного в сертификате, и дальнейшего использования МСТО перевозчиком;

- признание МСТО недействительным (в том числе в связи с подделкой, неправильным заполнением);

- использование МСТО перевозчиком на автотранспортном средстве с отличным от указанного в сертификате идентификационным номером.

Игорь ВАСИЛЕВИЧ