Экономика "КамАЗ в транспортной отрасли страны"


Размышления над годовым отчётом-2004

Год назад произошло важное событие, которое многие так и не заметили: Камскому автозаводу исполнилось 35 лет. Дата вроде и не круглая, но дающая повод осмыслить нынешнее положение дел, ведь КамАЗ ассоциируется с Россией так же, как истребитель Су-27, танк Т-80 и автомат Калашникова. А после серии ярких побед в «Дакаре» этот бренд действительно узнаваем во всём мире.

 Ситуация в стране

Минувший, 2004-ый, стал шестым годом экономического роста в России после печально известного «чёрным вторником» и грянувшим вслед за ним дефолтом 1998-го. Однако темпы роста экономики несколько замедлились. В 2004 году рост ВВП в Российской Федерации составил 7,1%. Показатель, конечно,  неплохой, хотя исходя из президентского наказа по удвоению ВВП в ближайшие 10 лет, явно недостаточный. В то же время по темпам экономического роста Россия превзошла многие развитые державы мира, уступив по этому показателю лишь некоторым государствам с переходной экономикой, включая прогрессирующий год от года Китай и ряд республик Содружества.

За три последние месяца 2004 года замедлился промышленный подъём и рост ВВП. Стало очевидным постепенное уменьшение темпов роста инвестиций в основной капитал. На фоне роста мировых цен на нефть чётко обозначилось ускорение темпов инфляции. В то же время производство грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т в нашей стране в 2004 году выросло на 17 %. Рост продаж отечественных грузовиков всех классов составил 3,9 %, что для экономики переходного периода вроде бы неплохо. Впрочем, это как посмотреть.

Дело в том, что автомобилестроение напрямую зависит от инвестиционной активности других отраслей, использующих автомобильный транспорт. Отличительной чертой всего минувшего года стало снижение темпов прироста инвестиций. Их поступление в основной капитал снизилось до 10,9 % против 12,5 % в 2003 году. И это при том, что Республика Татарстан занимает пятое место в рейтинге регионов с наименьшим интегральным инвестиционным риском: средневзвешенный индекс риска равен 0,811. Учитывая высокую материалоёмкость автомобилестроения, существенным отраслевым риском для ОАО «КамАЗ» стал критический рост цен на металл и продукцию естественных монополий в феврале-мае 2004 года. По некоторым позициям он составил двукратное увеличение, что в итоге сказалось на уменьшении прибыли предприятий машиностроения, и КамАЗа в том числе.

Рост цен на металлы во многом был обусловлен оживлением мировой экономики, а также огромным спросом на материалы со стороны стремительно растущего производства Китая. Времена, когда бренд made in China вызывал скептическую улыбку, прошли. Теперь самое время следить за тем, как растёт потенциал КНР. Однако главным вектором ценового роста в прошлом году стало сырьё. По оценкам Deutsche Bank, коксующийся уголь подорожал на 20 %, до 56 долларов за тонну, а железная руда – на 16 %, до 29 долларов. Всё это заставило ОАО «КамАЗ» оптимизировать потребление сырьевых ресурсов, от которых он сильно зависим. А они у предприятия внушительные: только металлопродукции в течение 2004 года поставлено 123720 т.

Ещё один важный фактор – риск устаревания основных фондов предприятий отрасли. В настоящее время большинство из них изношены на 60 %, и при невозможности привлечения крупных инвестиций в этом кроется серьёзная проблема. Да и откуда взяться притоку капитала при низкой рентабельности машиностроения. А где же ей стать высокой при растущем дисбалансе цен на сырьё и готовую продукцию. Получается замкнутый круг, разорвать который даже крупному предприятию не так-то просто.

По мнению экспертов, предприятия отрасли в обозримой перспективе будут ограничены имеющимся техническим уровнем активной части фондов. А это, в свою очередь, неминуемо приведёт к расширению закупок импортных комплектующих вместо собственного производства. Аналитики предсказывают, что в среднесрочной перспективе в ряде секторов автомобильной промышленности возможна загрузка 85-90 % мощностей.

 Годичные вехи

  Построенный усилиями всей страны Камский автомобильный долгие годы был под пристальным вниманием общественности. Заводские новости находились в эпицентре интересов нации, а выпуск юбилейных машин превращался в культовое событие – об этом снимали документальные фильмы, рапортовали на съездах партии, этому посвящали большие статьи в центральных газетах. И это было закономерно: КамАЗ являлся основой транспортной безопасности государства и его достоянием. Таким он остаётся и сегодня, хотя общество уже не проявляет к нему прежнего интереса. Зато сам завод, как лакмусовая бумажка, отражает реальное состояние экономики страны в общем и её автопрома в частности.

 2004 год стал беспрецедентным по числу и масштабу решённых задач. Тон 12-месячному марафону задал победный финиш заводской команды «КамАЗ-Мастер» в труднейшем ралли-рейде «Барселона-Дакар». Это был первый и, пожалуй, самый яркий успех КамАЗа. Первый, но не единственный. Через полгода серийный КамАЗ-5460 без проблем преодолел все преграды и препятствия трансконтинентального автопробега «Лиссабон-Владивосток». Его усовершенствованная модификация КамАЗ-5460М была названа «Лучшим грузовиком МИМС-2004». Осенью компания дебютировала на международной выставке коммерческого транспорта IAA в Ганновере, оказавшись, кстати, первым и единственным российским производителем грузовой техники, принявшим участие в столь престижном транспортном форуме. В 2004 году завод вышел на новые экспортные рынки целого ряда стран. Наконец, в декабре завод первым в России сертифицировал собственный двигатель, отвечающий экологическому стандарту Евро-3.

Ключевые показатели по группе компаний «КамАЗ» в 2004 году были лучше аналогичных данных 2003 года. Выручка составила 46479 млн руб., а чистая прибыль достигла 208 млн руб. Продажи грузовой техники зафиксированы на уровне 28114 единиц, что эквивалентно доле на российском рынке в 37,3 %. Рыночная капитализация на декабрь2004 г. достигла $357 млн. Кроме того, в 2004 году получены дивиденды в сумме 46284,4 тыс. руб. по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2003 год обществ, созданных с участием ОАО «КамАЗ».

На протяжении 12 отчётных  месяцев ОАО «КамАЗ» приняло участие в 47 выставках и презентациях в России и 16-ти за рубежом, а также в двух автопробегах (Лиссабон-Владивосток и Нижний Новгород-Волгоград). И такая активность принесла свои плоды.

 Профиль компании

Датой рождения КамАЗа считается 1969 год, когда на берегу реки Камы был заложен город Набережные Челны. Первый автомобиль сошёл с конвейера в феврале 1976 года. А всего за 29 лет выпущено более 1,7 млн грузовых автомобилей большой грузоподъёмности и свыше 2,3 млн двигателей. В настоящее время предприятие производит более трёх десятков грузовиков свыше 300 модификаций, автомобили с правым рулём, прицепную технику, автобусы, тракторы, моторы, силовые агрегаты, различный инструмент. Открытое акционерное общество «КамАЗ» создано в 1990 году в порядке преобразования производственного объединения. В единый комплекс входят 14 крупных специализированных подразделений по разработке, производству, сборке автомобильной техники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции. Всего в группу компаний «КамАЗ» входят 110 предприятий, включая ОАО «НефАЗ» (г. Нефтекамск) и ОАО «Автоприцеп-КамАЗ» (г. Ставрополь). ОАО «КамАЗ» входит в первую десятку производителей тяжёлых грузовиков и занимает 8-е место в мире по объёмам выпуска дизельных двигателей.

Акционеры и развитие

  Уставный капитал ОАО «КамАЗ» на начало и конец 2004 года составлял 39 287 378 700 рублей. Уместно подчеркнуть, что вклад государственной собственности в нём составляет более 25 %. Количество размещённых и полностью оплаченных акций достигло 785 747 574 штук номинальной стоимостью 50 руб. каждая. На 31 декабря 2004 года капитализация общества составляла 357,5 млн долларов США, что соответствует росту в 26 % относительно капитализации на конец 2003 года ($283,3 млн). В 2005 году, согласно прогнозу, уровень капитализации составит $400 млн.

 Удивительно, но факт: генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Анатольевич Когогин доли в уставном капитале не имеет. Нет у него долей и в дочерних или зависимых обществах. Более того, не связан он и родственными узами с иными лицами, входящими в состав органов управления ОАО «КамАЗ» и органов контроля финансово-хозяйственной деятельности. В то же время он грамотно руководит хозяйством и умело выбирает перспективные направления бизнеса. В итоге от реализации пакетов акций, долей, принадлежащих ОАО «КамАЗ», в 2004 году получен доход в размере 75934,2 тыс. руб., что на 71145,7 тыс. руб. больше по сравнению с 2003 годом.

По данным агентства АК&М, в отчётном году ОАО «КамАЗ» заняло 27-е место в рейтинге капитализации отечественных предприятий, 3-е – среди машиностроительных хозяйств и 2-е – среди предприятий автомобилестроения. В течение года рыночная цена на акции ОАО «КамАЗ» изменялась в диапазоне от 0,325 до 0,515 долларов США. В целом динамика котировок акций соответствовала общерыночным тенденциям (динамике РТС) и темпам экономического роста предприятия.

 

СХЕМА: Сравнение рыночной цены акций ОАО «КамАЗ» на торгах РТС

Развитие ОАО «КамАЗ» довольно тесно связано с принятыми Правительством РФ федеральными программами, которые являются определяющими для экономики Татарстана и России в целом. Ни для кого не секрет, что темпы автомобилизации страны значительно опережают развитие сети автомобильных дорог. Глобализация торговли и жёсткая конкуренция на товарных рынках всё сильнее ограничивают транспортную составляющую в цене продукции. Очевидно и другое: усиливается международное соперничество за транзитные грузопотоки. Мировое сообщество вводит новые, более высокие стандарты по экологии и безопасности транспорта, что приводит к реальным потерям позиций российских перевозчиков на международных рынках.

 Вехи биографии КамАЗа

1969 г. – закладка первого камня в фундамент завода

1976 г. – 16 февраля выпущен первый грузовик марки КамАЗ

1978 г. – утверждена программа выпуска трёх базовых моделей: бортового КамАЗ-5320, самосвала КамАЗ-5511 и тягача КамАЗ-5410

1979 г. – начато производство бортовой версии КамАЗ-53212 (6х4)

1981 г. – введена в строй вторая очередь предприятия; освоены тягач КамАЗ-54112 (6х4) и бортовой автомобиль КамАЗ-4310 (6х6)

1982 г. – в серию запущен КамАЗ-43105 с постоянным полным приводом и односкатной ошиновкой всех колёс

1988 г. – в октябре с конвейера сошёл миллионный грузовик

1989 г. – создан двухосный КамАЗ-5325; разработчик семейства – главный конструктор Р.А. Азаматов

1990 г. – 23 августа приватизированный «КамАЗ» стал акционерным обществом открытого типа

1991 г. – разработан двухосный седельный тягач КамАЗ-5425МА с двигателем Cummins и кабиной фирмы Sisu

1993 г. – 14-15 апреля произошёл гигантский пожар на заводе двигателей

1995 г. – предприятие освоило третье поколение грузовых автомобилей; был построен будущий триумфатор ралли-рейдов КамАЗ-49251 (4х4)

1996 г. – в серию запущен самосвал КамАЗ-6540 грузоподъёмностью 18,5 т

1997 г. – завод развивает сотрудничество с тюнинговыми фирмами из Набережных Челнов «Автодизайн», «Элаэр», «РИАТ»

1998 г. – «КамАЗ» на грани банкротства: выпущено всего 3300 машин

2000 г. – в серии бортовой 14-тонный КамАЗ-65117 и седельный тягач КамАЗ-65116, пришедшие на смену моделям 53212 и 54112,  плюс самосвал КамАЗ-45231 с трёхсторонней разгрузкой

 Системное решение всего комплекса обозначенных проблем является основным содержанием Федеральной целевой программы  «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)». Её целью является повышение сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы, обеспечивающей жизненно важные интересы страны. Программа рассчитана до 2010 года, который, в общем-то, не за горами. Она предусматривает два этапа реализации. На первом (2002-2005 гг.) развитие транспорта ориентировано в основном на модернизацию имеющихся мощностей. На втором этапе (2006-2010 гг.) предполагается обеспечить ускоренное развитие транспортной системы, значительное повышение эффективности и качества транспортного обслуживания. Участие ОАО «КамАЗ» в реализации каждого из этапов программы определяет общий успех и перспективы развития компании.

 А успехи есть, о чём красноречиво свидетельствует отчёт Совета директоров о результатах развития ОАО «КамАЗ» по приоритетным направлениям его деятельности. Одним из пунктов в нём стоит использование резервного фонда в размере 15,5 млн руб. для покрытия убытков прошлых лет. Кроме того, было принято решение обеспечить выплату единовременной материальной помощи неработающим пенсионерам – бывшим работникам в честь празднования 35-летия с начала строительства ОАО «КамАЗ».

Крупнейшие акционеры ОАО «КамАЗ» на 31 декабря 2004 года

Наименование акционера

Владеет акциями, шт.

Вклад в уставном капитале, %

Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом

267 209 085

34,01

Банк внешней торговли (открытое акционерное общество)

134 913 688

17,17

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан

91 120 237

11,60

Европейский банк реконструкции и развития

53 343 574

6,79

KamAZ International Management Co., L.P.

30 040 104

3,82

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО)

22 129 307

2,82

 Положительная тенденция развития ОАО «КамАЗ» характеризуется динамичным наступательным продвижением на рынок современной автомобильной техники с востребованными потребительскими свойствами. В 2004 году на рынок были выведены 8 новых моделей КамАЗ, в том числе четыре седельных тягача: 5460 с пневмоподвеской, 65116, 65225 и 65226. В числе новинок оказались бортовой КамАЗ-65117, автосамосвал КамАЗ-45143 и две модели шасси – КамАЗ-4308 и -63501. Был завершён переход на выпуск автомобилей с двигателями Евро-2.

В минувшем году ОАО «КамАЗ» начало активно выводить на российский рынок среднетоннажный автомобиль КамАЗ-4308. По мнению потребителей, это достойная альтернатива «Зубрёнку» МАЗ-4370 и «Бычку» ЗИЛ-5301. И хотя выпуск этой новинки стартовал совсем недавно, в 2004 году в Россию и страны Содружества было реализовано 106 среднетоннажных КамАЗ-4308 грузоподъёмностью 5 т.

Активное развитие компании, обновление и расширение модельного ряда силовых агрегатов с новыми потребительскими свойствами (Евро-2 и газовые двигатели), шасси и освоение нетрадиционных продуктов обеспечивают стабильность и конкурентоспособность предприятия. Такой подход диктуется как деятельностью завода в предыдущие годы, так и перспективным развитием российской экономики. С одной стороны, половина из более чем миллионного грузового парка России – это автомобили КамАЗ. Причём, судя по результатам исследований, большинство их владельцев не собираются изменять марке и в будущем, рассчитывая на ценовую привлекательность и проверенные эксплуатационные качества грузовиков из Набережных Челнов.

России

Ключевые показатели

 Объём выручки ОАО «КамАЗ» в 2004 году составил 39182 млн руб. В 2003 году он был равен 25833 млн руб. Таким образом, темп роста достиг отметки 151,7 %. Понятно, что часть положительной динамики можно отнести на темпы инфляции и естественное удорожание товара. Но всё-таки это незначительная составляющая, не имеющая решающего значения в общей картине.

 В общей сумме выручки отчётного года 63,4 %, или 24830 млн руб. – выручка от продажи готовой продукции; 33,2 %, или 13012 млн руб. – от продажи товаров и 3,4 %, или 1340 млн руб. – выручка от услуг.

 По итогам финансово-хозяйственной деятельности ОАО «КамАЗ» за 2004 год получило чистой прибыли на сумму 41,4 млн руб. (за2003 г. – 15,5 млн руб.). Прибыль от продаж по обычным видам деятельности составила 3086 млн руб. В том числе: от продажи продукции – 1122 млн руб., от продажи товаров – 1358 млн руб., от оказания услуг – 606 млн руб. Важно отметить, что за последние три года динамика показателей выручки ОАО «КамАЗ» (см. схему 1) имеет чётко обозначенный положительный вектор: 20 млрд руб. в 2002 году, 24 млрд руб. в 2003-ем и 28 млрд руб. в 2004-ом. Рост напрямую связан и с увеличением продаж автомобилей КамАЗ. Объём отгруженной продукции (в сопоставимых ценах) за 2004 год составил 24830 млн руб., что в 1,2 раза больше объёма продукции предыдущего года (в 2003 году – 20653 млн руб.).

 Несколько иная картина по динамике показателей прибыли ОАО «КамАЗ» за последние три года (см. схему 2). В 2002 году чистая (балансовая) прибыль была выше, чем годом и двумя позже. И всё-таки с учётом убытка чистая прибыль 2004 года оказалась на 26 млн руб. больше, чем годом ранее. А общая прибыль от продаж впечатляет ещё больше: с 1,2 млрд руб. в позапрошлом году она скакнула до 3,1 млрд руб. в прошлом году.

Основные производственно-финансовые показатели ОАО «КамАЗ»

Показатели

2003 г.

2004 г.

Динамика

Выручка от продажи товаров и услуг, млн руб. (без налогов, акцизов и обязательных платежей)

25833

39182

+13349

Отгружено автомобилей КамАЗ, шт.

24077

28114

+4037

Себестоимость товаров, продукции и услуг, млн руб.

22316

33049

+10733

Себестоимость на 1 руб. продаж, коп.

86,39

84,34

-2,05

Затраты, млн руб.

24676

36096

+11420

Затраты на 1 руб. продаж, коп.

95,52

92,12

-3,40

Оборачиваемость капитала, дней

62,5

47,8

-14,7

Прибыль от продаж, млн руб.

1157

3086

+1929

Рентабельность продаж, %

4,5

7,9

+3,4

Чистая прибыль, млн руб.

15,5

41,4

+25,9

Уставный капитал, млн руб. (на конец года)

39287

39287

-

Коэффициент текущей ликвидности

0,769

0,880

+0,111

Среднесписочная численность персонала, чел.

14692

14215

-477

Среднемесячная зарплата работника, тыс. руб.

6572

7483

+911

  На 31 декабря 2004 года нематериальные активы ОАО «КамАЗ» составляли 3574,4 млн руб., основные средства равнялись 30347,7 млн руб. За весь год было введено основных средств на сумму 44,5 млн руб. С начала года начислено износа на сумму 353,3 млн руб. Списано и реализовано основных средств в размере 1178,6 млн руб. Остатки незавершённого строительства составили 3572,8 млн руб.

  Запасы ОАО «КамАЗ» за 2004 год увеличились на 50,5 % и составили 4583,2 млн руб. Дебиторская задолженность с начала года возросла до 6699,1 млн руб. Добавочный капитал составил 9700,8 млн руб., а его сумма в части дооценки основных средств уменьшила сумму убытков прошлых лет. Непокрытый убыток снизился и на 31 декабря составил 3541,2 млн руб., задолженность по кредитам и займам на конец года равнялась 9591,6 млн руб. Долгосрочные обязательства по ОАО «КамАЗ» составили 93,4 млн руб. Кредиторская задолженность уменьшилась на 2205,1 млн руб.

  Задолженность перед поставщиками и подрядчиками на 31 декабря 2004 года достигла величины 3067,2 млн руб., а кредиторская уменьшилась на 656,7 млн руб. Задолженность перед государственными внебюджетными фондами уменьшилась с начала года на 249,0 млн руб. Начислено взносов и пени во внебюджетные фонды по ОАО «КамАЗ» 396,4 млн руб. Задолженность по налогам и сборам на финише года составила 121,3 млн руб. Долги прочим кредиторам на конец года составляли 1029,5 млн руб., что на 234,8 млн руб. меньше прежнего значения. Полученные авансы увеличились по ОАО «КамАЗ» на 134,7 млн руб. и составили 535,4 млн руб.

 Реализация

 Выпустить хорошую продукцию мало – нужно ещё уметь её выгодно и быстро продать. И в этом плане у предприятия всё в порядке. Потребителям реализовано 28114 новых автомобилей КамАЗ на сумму 20522 млн руб. Это на 6345 млн руб. или на 44,8 % больше отгрузки в 2003 году (14177 млн руб. или 24077 штук). Из общего количества в Россию в 2004 году было отгружено 79 % продукции ОАО «КамАЗ», что соответствует сумме в 19528 млн руб. Динамика реализации основной продукции наглядно отображена на схеме 3. Она указана в миллионах рублей, в сопоставимых ценах 2004 года, без НДС и других платежей. А структура реализации основной продукции отчётливо видна по схеме 4. Из неё следует, что автомобили КамАЗ в общем пироге составляют львиную долю – 82 %.

 

Динамика реализация основной продукции ОАО «КамАЗ», млн руб.

Товарная позиция

2003 г.

2004 г.

Рост, %

2005 г. (план)

Автомобили КамАЗ

14177

20521

+ 30,92

26784

Запасные части

1534

2209

+ 30,56

2793

Диверсификация

439

652

+ 32,67

1622

Другая продукция

1017

1447

+ 29,72

1594

  В продвижении на рынок продукции ОАО «КамАЗ» особую роль играет и уникальная фирменная сеть продаж и сервисного обслуживания, которая прошла реорганизацию и в настоящее время успешно функционирует. Она включает 111 автоцентров, охватывающих Россию и страны СНГ. Кроме того, существует дилерская сеть, насчитывающая около 140 участников. Для справки: в 2004 году через дилерскую сеть в Россию был реализован 71 % грузовых автомобилей от общего числа продаж.

 Прошлый год характеризовался активной работой с корпоративными клиентами, наиболее крупными из которых являются Министерство обороны РФ и ОАО «Газпром». Доля продаж корпоративным клиентам в общей реализации составила 12,7 %, что на 0,6 % больше, чем в 2003 году. Наибольший прирост реализации автомобильной техники корпоративным клиентам пришёлся на долю ОАО «Газпром» (+32,2 %). По предприятиям нефтяного комплекса он составил +21,1 %, а по Министерству обороны, в том числе через заводы спецтехники и дилеров, +11,6 %. Суммарный рост по корпоративным клиентам составил +18,2 %.

 Экспорт

Начиная с 1976 года КамАЗ реализовал за пределами нашей страны более 130 тыс. грузовиков в 83 страны мира. Через ФГУП «Рособоронэкспорт» было поставлено более 2 тыс. военных автомобилей в такие страны, как Египет, Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Эфиопия, Эквадор. О популярности русских «мустангов» за рубежом говорит тот факт, что в позапрошлом году на Международной выставке вооружений и военной техники в ОАЭ IDEX-2003 КамАЗ получил один из самых престижных трофеев – приз «За самую совершенную технику, представленную на демонстрационных выступлениях». К слову, и в нашей стране компания стала пятикратным победителем конкурса «Лучший экспортёр Российской Федерации».

В 1993 году ОАО «КамАЗ» по линии ООН осуществило первые поставки грузовиков в Израиль, Иорданию, Ливан и на Кипр. Самая крупная партия (около 4 тыс. автомобилей) была отправлена с 1999 по 2003 гг. в Ирак в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Начиная с 2002 года более 500 КамАЗов поставлено в Афганистан через различные международные организации: «Врачи без границ», «Международная организация по миграции», «Международная продовольственная программа» и т.д. А с декабря 2002 года ОАО «КамАЗ» является официальным поставщиком ООН.

В 2004 году завод вышел на новые экспортные рынки. Они охватили страны Восточной Европы (Венгрия, Словакия, Сербия), Ближний Восток (Бахрейн, Катар, Иран, Ливан) и Азиатско-Тихоокеанский регион (Индия, Пакистан, Бангладеш). Каждый четвёртый грузовик, сошедший с конвейера, отправляется на экспорт. Объём продаж на экспорт по сравнению с 2003 годом вырос на 34 %. Желая развить этот успех, КамАЗ укрепляет позиции на доминирующих рынках (Казахстан, Украина, Вьетнам) за счёт развития сервиса, расширения и повышения эффективности работы дилерской сети, поставок новых моделей грузовиков. В числе мер также организация за рубежом сборочных производств и увеличение объёмов продаж запасных частей.

Реализация продукции ОАО «КамАЗ» в России и на экспорт, млн руб.

Место продаж

2003 г.

2004 г.

Рост, %

2005 г. (план)

Россия

13799

19528

+ 29,34

26052

Зарубежные страны

3367

5303

+ 36,51

6742

Всего

17166

24831

+ 30,87

32794

  На рынках СНГ и дальнего зарубежья в 2004 году реализован 21 % произведённой продукции на сумму 5303 млн руб. (в 2003 году – 19 %). Доля в приросте составила 50,3 %. Каждый второй дополнительный автомобиль имел маркировку КамАЗ.

Из общего числа продано автомобилей КамАЗ на сумму 4939 млн руб. (6135 единиц). Для сравнения: в 2003 году их было продано на 3135 млн руб., или 4578 единиц. В минувшем году удалось реализовать запасных частей на  сумму 354 млн руб. (в 2003-ем – 231 млн руб.). Остальная доля суммарных доходов пришлась на продукцию диверсификации – на сумму 9,6 млн руб. (в2003 г. – 0,7 млн руб.).

 Конкуренцию продукции ОАО «КамАЗ» на зарубежных рынках составляют новые автомобили производителей СНГ (МАЗ, КрАЗ, «Урал»), грузовики китайских и индийских производителей. Кроме того, серьёзные позиции на рынках дальнего зарубежья занимают подержанные машины известных мировых лидеров – DaimlerChrysler, Volvo, Scania, IVECO, MAN, DAF.Активную борьбу за перспективные рынки Восточной Европы, стран СНГ и Азии ведут Hino и Hyundai. На этом фоне добиться успеха очень сложно. И тем не менее это удаётся. По итогам 2004 года КамАЗ значительно увеличил долю продаж на традиционных рынках. Так, в Казахстане прибавка составила 7 % (с 59 % до 66 %), в Украине – 8,4 % (с 23 % до 31,4 %). А успешное выступление заводской команды «КамАЗ-Мастер» в сложнейших ралли-рейдах позволяет надеяться на дальнейшее продвижение российской марки по странам и континентам.

Производство

 Большое производство – это, прежде всего, конечно же, большой персонал. Его списочная численность на начало 2004 года составляла 14215 человек. На работу было принято 3263 человека, а выбыло за тот же период 2236 человек, в том числе 84 человека по сокращению штатов и 1448 человек по собственному желанию. Вследствие проведения мероприятий по оптимизации численности, изменения структуры ОАО «КамАЗ» и применения новых персонал-технологий среднесписочная численность за отчётный период в сравнении с предыдущим уменьшилась на 1406 человек или на 9 %, в том числе за счёт вспомогательных рабочих – на 612 человек. Численность основных рабочих в связи с ростом производства продукции увеличилась на 113 человек.

 Впервые за последние годы в 2004-ом сложилось опережающее соотношение темпов роста производительности труда к темпам роста заработной платы, составившее 100,5 %. Выплаты социального характера увеличились на 325 тыс. руб.  в  связи с ростом выплаты материальной помощи по личным заявлениям работников и за счёт увеличения оплаты путёвок на лечение и отдых.

 Головное предприятие КамАЗ находится в Набережных Челнах, но сборка грузовиков этой марки осуществляется и за пределами Татарстана. Таких географических точек на карте шесть: в Польше, Казахстане, Азербайджане, Украине, Эфиопии и Вьетнаме. За три последних года прирост объёмов производства ежегодно составляет 20 %.

 Общий объём производства грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 т в 2004 году по заводам Российской Федерации и стран СНГ составил 55487 единиц, что на 17 % выше аналогичного периода 2003 года.

Выпуск грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т в России и СНГ

Производитель

2003 г.

2004 г.

Рост, шт.

Темп роста, %

ОАО «КамАЗ»

23913

27977

4064

+ 17,0

РУП «МАЗ»

15913

17635

1722

+ 10,8

ОАО «АЗ «Урал»

6404

7757

1353

+ 21,1

ОАО «КрАЗ»

1113

2047

934

+ 83,9

ОАМО «ЗИЛ»

63

71

8

+ 12,7

Всего

47406

55487

8081

+ 17,0

 

Рыночная ниша

  Успех продаж грузовиков с эмблемой мустанга во многом определяется достойным техническим уровнем продукции и эффективной стратегией на рынке. Кроме того, он связан и с активностью предприятия по работе с производителями спецтехники – их в активе КамАЗа более 130.

  Ещё одна слагаемая успеха – гарантия фирменного обслуживания в любом регионе России и зарубежья через собственную сервисную сеть, охватывающую более 350 организаций. Всего в дилерскую сеть входят 187 субъектов, из них 101 в России, 52 в странах СНГ и 34 в государствах дальнего зарубежья. В нашей стране КамАЗу принадлежит 120 автоцентров. Кроме них успешно работают ещё 88 независимых автоцентров, предоставляющих гарантийное обслуживание автомобиля при пробеге до 50 тыс. км.

  Объём продаж во многом зависит от крупных ежегодно возобновляемых контрактов. В связи с этим уместно вспомнить крупнейших потребителей продукции в нашей стране. Это, конечно же, Министерство обороны РФ, РАО «Газпром», «Лукойл», «Суэк», «Тюменская Нефтяная Компания». Следует подчеркнуть, что в настоящее время ОАО «КамАЗ» не работает с использованием всех имеющихся ресурсов. Например, годовые производственные мощности компании позволяют выпускать 50 тыс. грузовых автомобилей, 75 тыс. силовых агрегатов и 1 тыс. автобусов.

  Доля продаж ОАО «КамАЗ» в общей реализации автомобилей всех производителей РФ и СНГ составила 50,4%. Иными словами, по-прежнему каждый второй проданный автомобиль нёс на себе эмблему галопирующего иноходца.

 ОАО «КамАЗ» традиционно является лидером по объёмам реализации автомобилей на российском рынке. Более того, в минувшем 2004-ом темпы роста продаж автомобилей КамАЗ второй год подряд опережали темпы роста продаж иномарок, основных конкурентов на российском рынке. Не секрет, что в нашу страну в основном ввозят подержанные седельные тягачи. С февраля минувшего года зафиксировано снижение ввоза иномарок и изменения в возрастной структуре импортируемых грузовиков. А в конце года наметилась тенденция увеличения объёмов ввоза новых автомобилей. В отличие от КамАЗа, многие другие производители снизили объёмы реализации по сравнению с 2003 годом: МАЗ – на 3,7 %; КрАЗ – на 27,1 %; ЗИЛ – на 57,1 %.

 

Реализация грузовых автомобилей полной массой свыше 14 т в России

Производитель

2003 г.

2004 г.

Разница, шт.

Темп, %

ОАО «КамАЗ»

19318

21809

2491

+ 12,9

РУП «МАЗ»

11124

10707

- 417

- 3,7

ОАО «АЗ «Урал»

5347

6130

783

+ 14,6

ОАО «КрАЗ»

923

673

- 250

- 27,1

ОАМО «ЗИЛ»

63

27

36

- 57,1

Иномарки

17000

19110

2110

+ 12,4

Всего

53775

58456

4681

+ 8,7

  В IV квартале минувшего года, как и в I квартале, проявились признаки снижения деловой активности на рынке грузовых автомобилей. Эксперты рассматривают это как следствие торможения промышленного роста. Но даже несмотря на недостаточно благоприятную ситуацию на рынке во втором полугодии прошлого года, бизнес-план по продажам грузовых автомобилей полной массой 14-40 т выполнен на 102%. В целом выполнение бизнес-плана по автомобилям, с учётом машин полной массой от 3,5 до 14 т, составило 100 %.

 

Спортивные достижения

Ралли                                    Автомобиль                Место

Телефоника – Дакар-2004      КамАЗ-4911 Extreme     1, 2, 4        

Оптик 2000 – Тунис-2004      КамАЗ-4911 Extreme     1

Хазарские степи-2004            КамАЗ-4911, -63505      1, 2

Ориент-2004                           КамАЗ-4911, -63505      1

Тихий Дон-2004                     КамАЗ-4911, -63505      1, 2

Дезерт Челлендж-2004           КамАЗ-4911 Extreme     1, 2, 4

Показательные выступления

Russian Expo Arms 2004                  КамАЗ-4911 Extreme

5-й чемпионат МЧС РФ                  КамАЗ-4911 Extreme

 

Лизинг лидера рынка

 ОАО «КамАЗ» первым из российских автозаводов предложил лизинг от производителя. Это сразу же привлекло к нему многочисленных клиентов. После двух лет работы с различными заказчиками эта услуга стала ещё более интересной и конкурентоспособной, в том числе для региональных лизинговых компаний и агентов. В 2004 году департаментом лизинга для них разработана и введена новая программа специальных скидок. Отработана система страхования рисков. Улучшены условия работы с банками-партнёрами. Это позволяет всем участникам проекта получать выгоду, не меняя условий приобретения техники для конечного потребителя. По итогам 2004 года по схеме «лизинг от производителя» потребителям передано 6 % выпущенных автомобилей. Для сравнения: в 2003 году эта цифра была вдвое меньше – всего 3 %.

В 2004 году объёмы реализации по департаменту лизинга составили 250 % по отношению к 2003 году. На счета компании от внедрения лизинговой программы поступило 2 млрд 200 млн рублей. Чистая прибыль КамАЗа от лизинга как от финансового инструмента в минувшем году составила более 200 млн руб. Бизнес-план оказался перевыполнен на 6,7 %.

Всего с начала деятельности объединением реализована 3841 единица техники на общую сумму 4,3 млрд руб. В минувшем году в лизинг передана 2061 единица автомобильной техники, что эквивалентно росту в сравнении с 2003 годом в 2,65 раза. Имущество, переданное в лизинг, по состоянию на 31 декабря 2004 года составляло 1672,5 млн руб. Но успехи в области лизинга на этом не закончились. По данным журнала «Эксперт», в 2004 году департамент лизинга ОАО «КамАЗ» вышел на 8-е место в России по объёму заключённых договоров. По так называемому интегральному показателю, т.е. по объёму полученных средств, он занял 15-е место, переместившись на него с 52-го. А среди компаний, предлагающих на отечественном рынке грузовики в лизинг, КамАЗ занял третье место, уступив лишь шведским брендам Volvo и Scania. 

 

Положение ОАО «КамАЗ» на российском рынке по итогам 2004 года

Место

Предприятие-производитель, бренд

Доля рынка, %

1.

ОАО «КамАЗ»

37,3

2.

РУП «МАЗ»

18,3

3.

Иномарки (без приведенных в таблице)

10,9

4.

ОАО «АЗ «Урал»

10,5

5.

Volvo

5,9

6.

Scania

4,7

7.

MAN

4,5

8.

Mercedes-Benz

3,4

9.

IVECO

3,2

10.

ОАО «КрАЗ»

1,2

11.

ОАМО «ЗИЛ»

0,1

 

Запчасти

 Одна из важнейших программ ОАО «КамАЗ» - обеспечение субъектов сервисной сети и автотранспортных предприятий запасными частями. Их рынок оценивается примерно в 16 млрд руб., из которых на долю компании приходится лишь 4,8 млрд руб. Проблема в том, что значительную часть российского рынка занимают «серые» производители, не отвечающие за качество своей продукции. Для их вытеснения разработана программа продвижения и сбыта фирменных запчастей и комплектующих. Реализация программы позволит не только увеличить доходы предприятия, но и повысить надёжность автомобилей КамАЗ при помощи качественного сервиса и ремонта.

 Следует отметить, что КамАЗ не держит монополию на изготовление оригинальных деталей. Он поставляет в фирменную сеть запасные части как собственного производства, так и заводов-смежников. Это позволяет предложить клиенту более полную номенклатуру запчастей, обеспечивающую комплексное обслуживание техники. Увеличение спроса на запчасти производства организаций группы ОАО «КамАЗ» объясняется гибкой ценовой политикой и качеством продукции, которой в конечном итоге доверяет потребитель.

Запасные части ОАО «КамАЗ»

Рыночные позиции

2003 г.

2004 г.

Разница, %

Доля на российском рынке з/ч, %

25

30

+ 5,0

Доля по з/ч собственного производства, %

40

49

+ 9,0

Доля по покупным изделиям, %

1,4

2

+ 0,6

Общий объём реализации, млрд руб.

3,5

4,8

+ 37

 

 Одно из конкурентных преимуществ автотехники КамАЗ – широкая сервисная сеть. В странах СНГ функционируют 115 автоцентров и два ремзавода с участием ОАО «КамАЗ» и 111 независимых сервисных центров, оказывающих услуги по гарантийному обслуживанию на договорной основе. Доля рынка сервисных услуг выглядит так: гарантийный сервис – 100 %, в том числе 50 % - через автоцентры КамАЗ и 50 % - через независимую дилерско-сервисную сеть. Послегарантийный сервис в 2004 году составил 1387,8 млн руб., или 10,5 % от общего рынка сервиса. В том числе 6,7 % - через автоцентры КамАЗ, 3,8 % - через независимую дилерско-сервисную сеть.

 Автобусы, прицепы и не только

 Современное ОАО «КамАЗ» - это не только грузовые автомобили, но также автобусы и прицепы. Их выпускают соответственно ОАО «НефАЗ» и ОАО «Автоприцеп-КамАЗ». На сегодняшний день на шасси КамАЗ выпускаются автобусы пяти классов: городской, пригородный, междугородный, туристический и в «северном» исполнении. По итогам 2004 года на российском рынке реализовано 1098 автобусов и автобусных шасси, выпускаемых в группе организаций ОАО «КамАЗ».

 С начала освоения производственных мощностей ОАО «ЗМА» до 31 декабря 2004 года собрано 296084 легковых автомобиля «Ока». В минувшем году потребителям отгружено 41200 малолитражек этой марки, что на 4,3 % больше, чем в 2003-ем. План отгрузки выполнен на 103 %.

 Уже второй год предприятие реализует уникальную, весьма выгодную для собственных старых парков автомобилей КамАЗ услугу – капитальный ремонт (модернизацию) старых моделей и обновление основных узлов: рамы, кабины, силового агрегата. В 2005 году планируется осуществить программу по классическому трейдингу.

Структура экспортной продукции ОАО «КамАЗ», %

Товарные позиции

2003 г.

2004 г.

Разница, %

Автомобили КамАЗ

74

75,1

+1,1

Запасные части

16,4

16,2

- 0,2

Продукция диверсификации

5,6

4,1

- 1,5

Прицепы и полуприцепы

2,8

3,8

+1,0

Автомобили «Ока»

0,7

0,5

- 0,2

Автобусы

0,5

0,3

- 0,2

 

Качество и техническое развитие

 Качество продукции ОАО «КамАЗ» обеспечивается системой, отвечающей требованиям международного стандарта ISO 9001-2000. Она сертифицирована ассоциацией «Русский регистр». Предприятием получены сертификаты на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001-2000, ГОСТ Р, ISO 9001-2001 и сертификат Международной организации сертификационных обществ IQNet.

 За отчётный период планирование и выполнение мероприятий, необходимых для повышения качества, осуществлялось по 37 направлениям (разделам) программы «Качество-2004», которая была выполнена на 99,7 %. В целом система менеджмента качества функционирует эффективно, поскольку основные соответствующие показатели улучшились. Совокупный уровень удовлетворённости потребителей продукцией ОАО «КамАЗ», выявленный по результатам анкетирования крупных автохозяйств в IV квартале 2004 года, составил 4,1 балла по 6-балльной шкале. Это выше удовлетворённости тех же потребителей автомобилями МАЗ, «Урал» и иномарок, совокупная оценка которых составляет 3,9 балла.

 В 2004 году ОАО «КамАЗ» приняло участие в конкурсе на премию Правительства РФ в области качества и по результатам обследования получило высокую оценку с присвоением звания «Дипломант премии Правительства Российской Федерации в области качества 2004 года».

Показатели качества продукции ОАО «КамАЗ»

Показатели

Единица измерения

2003 г.

2004 г.

Рекламации по грузовым автомобилям КамАЗ

Среднемесячное число

304

280

% к гарантийному парку

1,28

0,96

Рекламации по шасси автобусов КамАЗ

Среднемесячное число

32,7

32

% к гарантийному парку

4,91

3,67

Затраты на гарантийный ремонт автомобилей КамАЗ

Тысяч рублей

18192

26133

% от объёма продаж

0,124

0,1239

Потери от брака

Тысяч рублей

11391

16022

 Выполнение плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и развитию автомобильной техники на 2004 год позволило ОАО «КамАЗ» расширить конкурентное присутствие на рынке. В частности, по семейству полноприводных автомобилей обеспечен выпуск КамАЗ-4355 капотной компоновки с колёсной формулой 6х6. Ведутся испытания опытных образцов специального шасси КамАЗ-43118 под понтоновоз, грузовиков с газовыми двигателями и модификаций машин семейства «Мустанг». Среди них: КамАЗ-6350 с бронекабиной, модели 43501, 53504, 6450, 63501, 4350, 5350. Есть авиадесантируемые автомобили для ВДВ, техника с изотермическим кузовом-фургоном АФИК и другие образцы.

 Огромный объём работы проделан по семейству автомобилей повышенной грузоподъёмности. Например, выводится на рынок самосвал КамАЗ-6522 (6х6), испытываются самосвал КамАЗ-65201 (8х4) и специальное лесовозное шасси КамАЗ-65224 (6х6). Проходят доводку тягачи КамАЗ-65224 (6х6) и КамАЗ-6560 (8х8), ориентированные на арабский рынок. Отдельным пунктом стоит работа над специальным седельным тягачом 8х8 для работы в составе автопоезда полной массой до 120 т.

 В 2004 году выдана конструкторская документация для изготовления опытно-промышленной партии КамАЗ-4307 и на ТПП автопоезда-сортиментовоза на шасси КамАЗ-65115 полной массой 38 т, с двигателем 740.30-260 (Евро-2). Активно проходят испытания опытного образца базового седельного тягача КамАЗ-5480 (4х2) с осевой нагрузкой 10-13 т. Доводятся опытные образцы автопоезда-сортиментовоза полной массой 47 т на шасси КамАЗ-6520 (6х4) с двигателем 740.50-360 (Евро-2). Очень важное значение придаётся совершенствованию КамАЗ-4308, -65115, -6520, оборудованных покупными моторами Евро-3. Эти автомобили предназначены для поставок в страны Восточной Европы.

 Большой потенциал развития прослеживается по автобусным шасси КамАЗ-3297 для автобусов малой пассажировместимости и КамАЗ-52975 для междугородных лайнеров дальнего следования. В минувшем году были изготовлены шасси и автобус НефАЗ-5299 с газовым двигателем и ГМП фирмы Voith. Кроме того, начаты испытания опытных узлов и агрегатов автобусных шасси КамАЗ-52974 для низкопольных пассажирских машин большой вместимости, модернизированной версии КамАЗ-52971 и КамАЗ-5297 с газовым двигателем.

 Кузница Кулибиных

 Было бы несправедливо обойти молчанием патентно-лицензионную и изобретательскую работу, от которой в немалой степени зависят успехи предприятия.

 По данным ОАО «КамАЗ», в 2004 году в изобретательской и рационализаторской деятельности приняли участие 2571 человек (в 2003 году – 2440 человек). В производстве использовано 1420 изобретений и рацпредложений (годом ранее – 1353). От их использования получен экономический эффект в сумме 93710,8 тыс. руб. (за 2003 год – 110070,5 тыс. руб.). Сэкономлено 1344 т чёрного и цветного металла (за2003 г. – 1005 т), 1952,8 тыс. кВт/ч электроэнергии (за2003 г. – 2078,2 тыс. кВт/ч), 3653 т условного топлива (за2003 г. – 1886 т), инструмента на 2811 тыс. руб. (за2003 г. – 4774 тыс. руб.).

 За 12 месяцев отчётного года продано четыре лицензии на право производства автомобилей КамАЗ, двигателей или отдельных узлов (всего – 19 лицензий), в том числе одна – за рубеж. В Федеральный институт промышленной собственности подано 57 заявок на выдачу патентов и свидетельств, получено 39 патентов на новые разработки КамАЗа и 18 свидетельств на товарные знаки. В настоящее время Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам России зарегистрировано 5 логотипов ОАО «КамАЗ». Товарные знаки по трём свидетельствам зарегистрированы в 23 странах мира. Они являются нематериальными активами и имеют высокую степень известности в СНГ и странах дальнего зарубежья.

 Сертификация продукции в минувшем году, как и прежде, занимала большое место. Были проведены сертификационные испытания в ГУП НИЦИАМТ 10 моделей грузовиков по 50 регламентам (тормоза, светотехника, шум, управляемость и т.д.). В органах по сертификации оформлено 65 одобрений типа транспортного средства и заключений на шасси на 43 модели и модификации. Во ФГУП НАМИ оформлено 32 Сообщения об официальном утверждении типа конструкции в рамках Женевского соглашения1958 г. Проведены работы по сертификации автомобилей КамАЗ в Беларуси и Украине, а также техники, собираемой из машинокомплектов во Вьетнаме.

 В 2004 году, по сравнению с предыдущим, сертифицировано на 12 моделей больше (43 вместо прежних 31) и на 27 увеличилось количество международных сертификатов. Число сертифицированных автомобилей в Украине выросло с четырёх до десяти. Официально утверждены типы изделий на три модели двигателей Евро-3. В общем, отчётный период стал очень насыщенным в плане сертификации.

 Прогноз-2005

 ОАО «КамАЗ» ежегодно наращивает своё присутствие на российском рынке и в странах СНГ. Бизнес-планом на 2005 год предусмотрено увеличение продаж на российском рынке автомобилей полной массой от 14 до 40 т с 37 % до 40 %. В 2005 году прогнозируется реализовать товарной продукции в объёме 32794 млн руб., что в 1,32 раза больше объёма 2004 года (24831 млн руб.). В том числе: по грузовым автомобилям – в 1,31 раза; по запасным частям – в 1,26 раза; по продукции диверсификации – в 2,49 раза.

 В текущем году ОАО «КамАЗ» намерено снизить удельные затраты на производство: по материалам – на 2,1 %, энергоносителям – на 0,3 %, оплате труда – на 0,4 % и прочим расходам – на 0,8 %. В числе основных целей – полный переход на выпуск автомобилей Евро-2 по семействам транспортных, модернизированных транспортных и полноприводных грузовиков; освоение машин с мотором Евро-3, расширение конкурентного присутствия в традиционных сегментах рынка и освоение новых. В области оптимизации производства планируется обеспечить увеличение загрузки мощностей по производству автомобилей, отливок, поковок, холодных штамповок на 10-20 %. Кроме того, руководство намерено вывести наименее рентабельные производства, а также непрофильные и неиспользуемые активы и земельные участки из состава ОАО «КамАЗ» для снижения общепроизводственных расходов.

До конца текущего года планируется реализовать 31504 автомобиля КамАЗ, что на 3390 единиц больше фактического количества реализованных автомобилей в отчётном году. В планах выпуска – 900 пассажирских автобусов, 11,1 тыс. единиц прицепной техники. Заводчане рассчитывают довести реализацию продукции диверсификации до 4,9 млрд руб.

 Планом 2005 года намечено экспортировать 21 % произведенной продукции на сумму 6742 млн руб., в том числе 6504 автомобиля КамАЗ на сумму 5481 млн руб. Основной финансово-экономической целью ОАО «КамАЗ» и его дочерних обществ является обеспечение рентабельности основной деятельности на уровне не ниже 4,9 % и получение чистой прибыли от финансово-хозяйственной деятельности не менее 306 млн руб.

 Наконец, с 2005 года планируется начать внедрение инновационных проектов, направленных на лицензионное освоение гасителей крутильных колебаний, создание мощностей по выпуску семейства машин повышенной грузоподъёмности, освоение нового типажа коробок передач (включая лицензионные агрегаты фирмы ZF), выпуск двигателей Евро-3. С учётом инфляции и резкого роста цен, в бизнес-плане на 2005 год были заложены темпы роста стоимости сырья, материалов и энергоносителей выше индекса изменения потребительских цен.

 Всё вышесказанное даёт основания полагать, что КамАЗ сохранит роль лидера на внутреннем рынке и ещё больше упрочит своё положение. Есть надежда и на то, что предприятие внесёт существенный вклад в ускорение экономического развития страны. По крайней мере, от него этого ждут миллионы людей.

 

Александр ТРОХАЧЁВ