Экология "Переходим на «подножный корм»?.."


Альтернативное биологическое топливо для дизельных двигателей с трудом отвоёвывает свою часть мирового рынка у привычной солярки

 Синица в руках, а журавль – в небе

По прогнозам Всемирного совета по энергетике, всего через 40-60 лет запасы нефти и природного газа будут на исходе. Страны Западной Европы, не избалованные хлещущими из-под ног нефтяными фонтанами, задумались об альтернативном топливе задолго до нас. Вывеска «RapsOil» уже лет десять назад стала привычной для западноевропейского автомобилиста, а наши туристы, вырвавшись на запад, глядя из иллюминаторов самолетов на бесконечные ярко-жёлтые поля с редкими вкраплениями красных черепичных крыш, недоумевали: куда немцы девают столько рапса? В феврале Европейская комиссия разрешила правительству Германии предоставлять дотации на все виды биологического автомобильного топлива. Таким образом, до 2009 года все виды биологического горючего, а также смеси, в составе которых есть биодизель или биоэтанол, будут освобождены от налога на топливо. Европейская комиссия аргументировала своё решение преимуществами его для окружающей среды. По словам её представителя, Германия смогла доказать, что производство биологического топлива связано с более высокими расходами, чем производство обычного бензина или дизельного топлива. По мнению эксперта СДПГ Германа Шеера, литр солярки с биологическими добавками может подешеветь на 16 центов. До настоящего времени в Германии дотации предоставлялись исключительно на дизельное топливо, произведённое из рапсового масла. Кроме того, в Евросоюзе по требованию Еврокомиссии к 2010 году все такси переведут на биотопливо, а его использование на транспорте составит около 6 %. Поэтому в Латвии уже два года назад построили первый завод по производству солярки из рапсового масла, Литва завершает строительство такого же предприятия мощностью 30 тыс. т топлива в год, а в Украине собираются возводить два завода суммарной мощностью до 160 тыс. т в год.

В американском штате Калифорния приняты самые жёсткие в мире законы по автомобильным выхлопам.

По новым правилам, все производители легковых автомобилей, продаваемых на территории штата, с 2009г. должны будут обеспечивать 25 %-ое (по сравнению с нынешним уровнем) сокращение выбросов двуокиси углерода и других вредных газов.

В грузовиках и джипах необходимо сократить вредные выбросы на 18 %. С2016 г. сокращение должно быть ещё более радикальным – 34 %.

Автопроизводители протестуют, заявляя, что новые ограничения будут обходиться индустрии в 3 тыс. долл. на каждый выпускаемый автомобиль. Ведущие автомобильные корпорации США намерены обжаловать это решение в суде.

Инициаторы законопроекта, однако, утверждают, что увеличение расходов на каждый выпускаемый автомобиль не превысит 1 тыс. долл.

Ожидается, что примеру Калифорнии последуют несколько штатов на восточном побережье США, северо-западе страны, а также в Канаде.

Стоит отметить, что в настоящее время в Китае внедряется технология получения автомобильного топлива из кукурузы. Китайские власти уже приняли решение об экспериментальном использовании в ближайшее время в провинции Цзилинь в массовом порядке нового горючего, имеющего октановое число 97. Китайские эксперты считают, что распространение дешёвого топлива, произведённого из кукурузы, позволит сократить импорт нефти в страну.

Напомним, что в ряде китайских провинций уже проводились вполне удачные эксперименты с топливом, имеющим октановое число 93, также произведённым из кукурузы. Кстати, эксперты в последнее время отмечают снижение экспорта кукурузы из КНР.

Впрочем, это не единственное растение, из которого можно производить автомобильное горючее. Так, выше мы уже писали о строительстве в Латвии, Литве и Украине заводов по производству топлива из рапсового масла. Это только часть грандиозного проекта по превращению постсоветских республик в независимых производителей топлива для автомобилей, а может быть, и его экспортеров. Гектар рапсового поля дает 3 т масла, из которого получают тонну горючего. На фоне высоких цен на нефть и очевидности того, что этот источник сырья не бесконечен, прогнозируется повышение спроса на альтернативные виды топлива, и в первую очередь на биотопливо: речь идёт о биодизеле (производится из рапсового масла) и биоэтаноле (из кукурузы или пшеницы).

По информации газеты "БизнесБалтия", в перспективе до 40 % сельскохозяйственной техники в Латвии планируется перевести на нетрадиционное топливо, что позволит снизить импорт нефтепродуктов в страну.

Растительное масло (в данном случае речь идёт о рапсовом) латыши будут заливать в бак вместо дизельного топлива без какой-либо дополнительной обработки. Такой опыт имеется в Швеции, проводит подобные эксперименты и Латвийский сельхозуниверситет. Правда, в этом случае нужно несколько модернизировать двигатель. Кстати, некоторые западные фирмы производят такую модифицированную сельхозтехнику, но стоит она недёшево.

В мире более популярен другой вариант. Из рапсовых семян отжимают масло, потом заливают его в специальную ёмкость и добавляют "абсолютный" этиловый (99,6 %) или метиловый спирт и щёлочь. Смесь отстаивается, после чего на дне остаётся глицерин, который можно использовать для производства полимеров, антифризов и прочей химической продукции, а сверху – биодизель. Его без проблем можно заливать в бак любого трактора, комбайна, автобуса.

С одного гектара можно получить до трёх тонн рапсовых семян и отжать около тонны масла. Добавив около100 лспирта, получим примерно тонну биодизеля и почти100 лглицерина. По своим характеристикам биодизель почти не отличается от обычного дизтоплива. К примеру, во Франции 1-3 % биодизеля добавляют в "традиционное" горючее – это улучшает его качество.

Сейчас в одном из передовых латвийских хозяйств, которое занимается производством пищевого рапсового масла, полным ходом идёт реализация "биодизельного" проекта". Ведутся переговоры с зарубежными партнёрами о поставке спецоборудования стоимостью около 80 тыс долларов.

Уже этой осенью планируется выпустить первую партию топлива. Впрочем, продавать его пока не собираются – неизвестно, какое получится качество, надо отрабатывать технологию, апробировать на старых тракторах. Так что реализовывать его вначале будут по бартеру – фермерам своего же кооператива. Те поставляют на "биозавод" рапс – взамен получают биодизель. А где же прибыль? Разве что жмых, который можно использовать на корм для скота. Но сейчас главное не прибыли, считают в хозяйстве, – нужно показать, что в Латвии возможно производство альтернативного топлива.

Планов громадьё…

Потихоньку переходят на «подножный корм» для дизельных двигателей и белорусы.

По мнению местных специалистов, обеспечить к 2012 году четверть объёма производства электрической и тепловой энергии в Беларуси за счёт использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии, по мнению ученых, задача реальная. Биодизельное топливо на основе рапсового масла – один из таких резервов. Поэтому вопрос о его производстве был вынесен на недавнее заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь. С докладом о состоянии проблемы выступил председатель Государственного комитета по науке и технологиям РБ член-корреспондент Национальной академии наук Юрий Плескачевский. Он, в частности, сообщил, что в соответствии с директивой Еврокомиссии страны ЕС должны к концу 2010 года обеспечить потребление биотоплива не менее 5,75 % от общего использования на транспортные нужды. И чтобы этого добиться, законодательство предусматривает введение определённых льгот. В Германии, например, благодаря тому, что биотопливо освобождено от акцизного налога до конца 2009 года, приняты меры по стимулированию выращивания рапса, его плантации на юге страны занимают более 40 % посевных площадей. Национальные программы производства дизельного биотоплива приняты также в Латвии, Польше, Украине.

Говоря о перспективах Беларуси в этой сфере, Ю. Плескачевский отметил, что за последние 10 лет объём производства семян рапса увеличился более чем в 4 раза и составил в 2004 году 160 тыс. т при средней урожайности 16 центнеров с гектара. По данным НИИ земледелия и селекции, есть все предпосылки для поэтапного увеличения объёмов производства зерна рапса до 1,5 млн т, а это 500 тыс. т биотоплива и 1 млн т жмыха. Возделывание рапса на семена экономически выгодно уже при урожайности 7-8 ц, а при 20 ц рентабельность составляет более 80 %. Ученые же НАН Беларуси в последние годы создали системы сортов озимого и ярового рапса с потенциалом урожайности 45 – 60 ц. Исследования ученых НИИ физико-химических проблем Белгосуниверситета и УП «Унихимпром БГУ» позволили разработать опытно-промышленную технологическую линию непрерывного получения биотоплива из рапсового масла. Технология запатентована, является ноу-хау, рассчитана на использование в процессе переработки компонентов, выпускаемых в ГПО «Азот», и позволяет получать топливо по стандартам ЕС. Сейчас завершаются пусконаладочные работы на установке производительностью 2000 т топлива в год, которая смонтирована на базе ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» в Дятловском районе. Опытно-промышленное производство планируется начать в первом квартале этого года. Хотя дизельное биотопливо обходится пока дороже, чем нефтяное, оно дает при сгорании вдвое меньше оксида азота и вовсе не содержит в выхлопе традиционного «букета» из угарного газа, углеводородов и серы. Попадая во внешнюю среду, оно полностью распадается на неагрессивные компоненты. Эксплуатационные характеристики, как следует из официального заключения НПО «Транстехника», находятся у дизельного биотоплива на уровне нефтяного.

Ю. Плескачевский утверждает, что никаких переделок двигателя не требуется, потери мощности не происходит, дизели работают устойчиво. Температура вспышки нового топлива в два раза выше, стало быть, его противопожарные характеристики лучше. Сейчас необходимо провести сертификацию созданного производства. Во-вторых, следует разработать и утвердить нормативно-правовую базу на новые виды топлива, включая смесевые. В-третьих, надо создать систему ценообразования и налогообложения, стимулирующую, по примеру стран ЕС, производство и потребление дизельного биотоплива. Для завершения цикла работ предприятию «Унихимпром БГУ» целесообразно выделить финансирование, например бюджетную ссуду. Необходимо после опытной эксплуатации установки в течение 2005 года оценить реальную экономическую эффективность использования биотоплива на базе Новогрудского, Дятловского и Лидского районов, где уже накоплен опыт по получению смесей на основе рапсового масла и нефтяного дизельного топлива. По завершении всего комплекса мероприятий в дальнейшем возможно тиражирование установок мощностью от 2000 до 20000 т в год и их размещение в различных регионах Беларуси.

 

Гладко на бумаге…

Учёные обязаны быть оптимистами. А производственники?..

По итогам 8 месяцев текущего года, убытки двух крупнейших производителей масложировой отрасли – Минского маргаринового завода и Гомельского жирового комбината – достигли свыше 6 млрд бел. рублей. В себестоимости конечной продукции переработчиков сырье занимает 80 %, и лишь 20 % приходится на переработку. Так распределялись затраты на производство продукции в США и европейских странах в 1918-20 годах.

Из 140-160 тыс. т растительного масла, необходимого для удовлетворения потребностей рынка, только 18 тыс. т Беларусь производит сама. И хотя посевные площади под рапс за последние 5 лет выросли более чем в 4 раза, в общей структуре всех площадей они занимают всего 2,2 %. В Чехии, к примеру, рапсом засевают около 15 %: в Европе, по оценкам экспертов, выпуск рапсового масла растёт, поскольку оно значительно дешевле подсолнечного и полезнее для здоровья.

Хотя в Беларуси принята программа по выращиванию рапса, перспективы отказа от импорта российского, венгерского или немецкого растительного масла весьма призрачны. Проблемы начинаются уже на полях. На маслосемена рапса существует госзаказ, полностью оплаченный предприятиями концерна, однако отоваренный пока лишь на 48 %. А в Витебской области госзаказ на поставку маслосемян рапса выполнен вообще только на 65 %. Надо полагать, аналогичное положение во всех остальных регионах. Получая авансы под рапс, колхозы, завязанные на массу иных острейших проблем, от закупки топлива до выплаты зарплаты, за счёт "рапсовых" денег и пытаются их решить. А переработчики получают либо мизер от плана, либо вообще ничего. Но тем не менее вынуждены каким-либо образом возвращать кредиты, полученные под очередное авансирование села.

Специалисты концерна говорят о "нецивилизованных" финансовых отношениях, но, очевидно, ситуация в ближайшее время кардинально не изменится. Разваливающийся АПК не обойдётся без поддержки государства, которая с каждым годом усиливается. И всё же специалисты настаивают на отказе от принудительного задания каждому колхозу по выращиванию рапса, и перехода на формирование специальных сырьевых зон, параллельно усиливая ответственность хозяйств за невыполнение госзаказа.

Как признаёт директор РУП "Гомельский жировой комбинат" Юрий Малыхин, "мы несём большие потери по переработке этого масла. Если в прошлом году из 7 тыс. т рапсового масла 3 тыс. т было масла 2-го сорта, то в этом году его уже 5813 т". Мощности Гомельского жирового комбината и Минского маргаринового завода рассчитаны на 58 тыс. т маргарина в год. Потребности белорусского рынка – 28 тыс. т в год. Если в прежние годы заводы были полностью загружены, обеспечивая внутренний рынок и экспортные поставки, то ныне переработчики работают лишь на внутренний рынок и не в состоянии конкурировать с российской продукцией. А тамошние масложировые предприятия, как и вся пищевая отрасль, – на подъёме.

 И всё же…

Первые 10 тонн белорусского биотоплива будут выпущены к новому году в Новоельне. Польско – германским инжиниринговым предприятием «Wiedemann Polska» изготовлено оборудование и на базе ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» (г. п. Новоельня, Гродненской обл.) впервые в Республике Беларусь смонтирована технологическая линия по выпуску дизельного биотоплива из рапсового масла производительностью 2000 т в год. На предприятии применена передовая словацкая технология, в которой использован холодный способ прессования сырья. Аналогов этому в стране нет. Такая технология позволяет сохранить в готовом продукте все природные полезные вещества и получить масло, соответствующее европейским стандартам.

В эксперименте по выпуску опытной партии биотоплива для дизелей принимает участие Скидельское СЗАО "Гроднобиопродукт".

Согласно тройственному договору о сотрудничестве между предприятием "Гроднобиопродукт" с Белорусским государственным университетом и Новоельнянским Межрайагроснабом, технологию производства биотоплива разработали ученые НИИ физико-химических проблем БГУ. Импортозамещающий продукт представляет собой смесь рапсового масла с продукцией химического производства, причём без добавок дизельного топлива. Специалисты полагают, что смесь можно будет заливать в дизельные двигатели, которые будут работать без дополнительных переделок. Проект реализуется при поддержке Белорусского инновационного фонда.

По словам директора СЗАО "Гроднобиопродукт" Романа Юровского, это альтернатива топливу для транспорта больших городов, потому что в нём практически нет выбросов, вредных для здоровья человека. Если эксперимент пройдёт удачно, в год в республике будет выпускаться до 2 тыс. т дизельного биотоплива на основе местного сырья. Технологию предполагается внедрить на других предприятиях республики. Ей уже заинтересовались в России и Украине.

Несколько слов о местной технологии производства дизельного топлива из растительных масел. Исходные материалы: рапсовое (или другие) масло, метанол, катализатор. Основные технические характеристики топлива:

плотность при 20 °С  886 кг/м³

теплотворная способность 39670 ± 4,5 Дж/г

температура вспышки  138 °С.

Преимущество использования рапса заключается прежде всего в том, что сырье это, в отличие от нефти, возобновляемое. После переработки, кроме биодизеля, на выходе имеем ценные сопутствующие продукты: твёрдое топливо, жмых для приготовления кормов, техническое мыло, глицерин. При производстве рапсового масла образуется небольшое количество сточных вод, нет газообразных выбросов. Небольшие производства дизельного биотоплива можно наладить непосредственно на месте его потребления. В выхлопных газах нет окислов серы и твёрдых частиц. Это топливо биоразлагаемо, соответствует всем требованиям, предъявляемым к дизельному топливу нефтяного происхождения.

 Зависеть только от погоды?..

Стремление многих стран максимально заменить традиционную солярку на непривычный рапсойл вызвано не только стремлением к чистоте окружающей среды. Скорее всего, на первом месте здесь стоит стремление сделать собственную экономику менее зависимой от «капризов» экспортёров нефти. Во всяком случае – настолько, насколько это возможно. Только проблема заключается в том, что массовое производство биологического топлива – особенно на начальном этапе – потребует огромных капиталовложений. А в свободных инвестициях сейчас нуждаются ой как многие отрасли мирового хозяйства. Да и на самом мировом рынке растительных масел и жиров тоже не всё просто…

В начале текущего сезона многими экспертами прогнозировался значительный рост глобального производства растительных масел и животных жиров, что должно было способствовать восстановлению уровня их мировых запасов. Однако сегодня со значительной долей уверенности можно говорить, что эти ожидания не оправдались.

Особенно угрожающим выглядит сокращение предложения растительных масел на фоне роста спроса на них. Согласно оценкам издания Oil World, в 2004/05 гг. совокупное мировое потребление растительных масел и животных жиров должно возрасти на 4,3 млн т по сравнению с предыдущим сезоном и достигнуть 128 млн т (47 % прироста приходится на Индию и Китай).
На фоне значительного падения производства других видов масложировой продукции отрадным исключением можно считать рост выработки рапсового масла, чему в немалой степени способствует неплохое состояние сырьевой базы. На начало текущего года мировые запасы рапса и канолы (рапса канадской селекции) оценивались в 16,2 млн т. Это на 1 млн т больше, чем на тот же период предыдущего года (хотя и заметно меньше, чем в предшествовавшие три года.

Как следствие, с января по июнь2005 г. за счёт увеличения поставок из Австралии и Канады объём торговли рапсом превысил уровень первого полугодия2004 г. примерно на 0,7 млн т. Большая часть прироста пришлась на Китай, Мексику, Пакистан и Японию. Только Китай, согласно некоторым оценкам, закупил за первые 5 месяцев текущего года до 600 тыс. т канолы против 156 тыс. за аналогичный период прошлого года. Всего, по предварительным данным, за первое полугодие величина мировых продаж рапса составила 2,76 млн т. Благоприятная рыночная ситуация повлияла на планы канадских фермеров, которые готовы второй год подряд расширять посевы канолы. По прогнозу, такая прибавка посевных площадей может составить около 10 %, и в этом случае производство семян в2004 г. может вырасти до 7,2 млн т. Не исключено, что восстановление производства рапса произойдёт также в Европе, США и Австралии.

Если говорить о других влиятельных игроках на рынке маслосемян, то нельзя не упомянуть Индию, где благодаря росту урожайности валовой сбор семян рапса в 2003/04 гг. может составить 5,8 млн т, что значительно выше показателя предыдущего сезона. Правда, есть мнение, что в будущем сезоне средняя урожайность рапса здесь несколько понизится и его сборы упадут.

При условии сохранения нормальной погоды резкий рост производства рапса, по мнению ряда экспертов, должен произойти и в Китае. Прошлой осенью посевные площади, занятые рапсом, там существенно возросли, что, согласно оценкам, позволит получить не менее 12 млн т данного сырья. До его поступления для выработки масла используется канола, закупаемая в Канаде и Австралии.

Всего в сезоне 2004/05 гг. прирост мирового урожая семян рапса и канолы относительно уровня текущего может составить 3-3,6 млн т. В результате, согласно предварительным расчётам, валовой сбор семян рапса в 2004/05 гг. оценивается в 41 млн т. Если данный прогноз оправдается, то этот урожай рапса будет самым высоким с сезона 1999/2000 гг.

Повышение стоимости (ввиду сокращения предложения) других видов масличного сырья способствовало повышению конкурентоспособности рапса и более значительному, чем ожидалось ранее, росту его мировой переработки. В период с июня 2004 г. по июль 2005 г. объём переработки семян рапса на масло составит 34 млн т, что на 2,4 млн выше показателя предыдущего сезона. Наиболее заметный рост переработки ожидается в Канаде, Китае и Индии.
Вследствие укрепления евро относительно американского доллара позиции европейских производителей рапса на мировом рынке значительно ухудшились. Их товар потерял ценовую привлекательность ещё в начале ноября 2003 г., и с тех пор вплоть до середины 2005 г. сколь-нибудь значительных поставок рапса за пределы ЕС практически не осуществлялось.
В то же время цены, эквивалентные 270-280 USD/т, обеспечивали достаточно высокую эффективность рапса для возделывающих его фермеров. Это можно объяснить достаточно высоким уровнем внутреннего спроса на семена рапса в странах Евросоюза на фоне сокращения импорта и переработки семян подсолнечника в период с января по июнь2005 г. Следствием стало увеличение доли рапса на европейском рынке масличного сырья.

В условиях ограниченности мировых ресурсов семян подсолнечника эксперты предсказывают дальнейшее резкое возрастание потребности экономики ЕС в семенах рапса, и такая ситуация сохранится по меньшей мере до получения нового урожая подсолнечника. Помимо роста потребления рапсового масла в пищевых целях, ожидается увеличение спроса на него со стороны предприятий биодизельного сектора, где оно используется как для получения нового вида моторного топлива, так и в качестве добавки к традиционному дизельному.

Характерно, что одной из важнейших причин, по которой европейские производители продовольственных товаров отдают предпочтение рапсовому маслу, является минимальный риск получения трансгенной продукции, в то время как при закупках соевого масла вероятность поставок генетически модифицированной продукции неприемлемо высока.

Как полагают специалисты, по итогам2005 г. производство семян рапса в ЕС возрастёт примерно на 0,7 млн т по сравнению с предыдущим годом и составит около 10,2 млн т. Конечно, в этот прогноз могут быть внесены значительные коррективы в зависимости от изменения погодных условий в основных районах культивирования рапса.

Несомненно, что на развитие конъюнктуры в этом сегменте рынка серьёзное влияние оказало вхождение в состав ЕС 10 новых стран, 7 из которых — Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Эстония, Латвия и Литва – являются производителями рапса. В2005 г. там получен урожай этой культуры в 2,5 млн т. Крупнейшим поставщиком рапса среди новичков является Польша, где посевы этой культуры были увеличены до 500 тыс. га.

Несмотря на капризы погоды, предварительная оценка польского урожая рапса на конец первого полугодия составила 1,1 млн т. Почти вдвое по сравнению с уровнем предыдущего года увеличилось производство рапса в Чехии. В Словакии и Венгрии из-за ограничения посевных площадей производство рапса, по мнению аналитиков, будет меньше потенциальных возможностей этих стран.

Этот рынок, как и нефтяной, живёт по своим законам. И сегодня эти рынки сосуществуют вполне мирно.

Каковы же прогнозы на будущее? От прогнозов, пожалуй, лучше воздержаться, ибо здесь сколько специалистов, столько и прогнозов – от сверхоптимистичных до почти трагических… Время покажет…

 

Олег ЖАРКО