Экономика "Автопром Украины: на рынке ценных бумаг становится жарко"


В октябре прошлого года трудовые коллективы Луцкого автомобильного завода и «Черкасского автобуса» пикетировали здание администрации президента Украины в знак протеста против блокирования инвестиционной программы ЛуАЗа – одного из крупнейших украинских автопроизводителей. Убедившись в бесполезности этих действий, топ-менеджеры предприятий решили прибегнуть к достаточно новому для СНГ механизму привлечения инвестиций – выпуску корпоративных облигаций. Это возымело своё действие, и уже в июле этого года за право стать андеррайтером ОАО «Луцкий автомобильный завод» боролись несколько крупнейших банков Украины…

 

Предпосылки ажиотажа

За последние два-три года в экономике Украины произошли серьёзные структурные изменения, и, хотя основу крупного бизнеса Украины по-прежнему составляют сырьевые компании (прежде всего металлургия, топливно-энергетический комплекс и предприятия химической отрасли), в стране всё активнее развивается машиностроение, и в первую очередь автомобилестроение. Например, Запорожский автомобилестроительный завод всего за один прошлый год в украинском рейтинге «ТОП-100» поднялся с 92-го на 27-е место, к нему стремительно подтягивается ОАО «Луцкий автомобильный завод», а им в затылок уже жарко дышат другие, пока малоизвестные на рынке, предприятия автопрома.

Впрочем, для машиностроения, сектора, который очень долго был в Украине в явном застое, это явление положительное. Если в стране стал наблюдаться рост экономического развития начиная с 2000 года, то в сегменте машиностроения, включая и автопром, эта тенденция обозначилась только в 2003 году, с опозданием на 3 года.

Говоря о взрывном характере роста производства в автомобильной промышленности последних лет, следует отметить несколько факторов, подстегнувших развитие отрасли. Во-первых, достаточно быстрое повышение доходов населения, во-вторых, стремительное развитие кредитования этого населения под покупку автомобилей, плюс такой фактор, как необходимость менять изношенный парк коммерческих автомобилей (в частности, грузовиков и автобусов) – если по советским нормативам срок службы таких машин не превышал 10 лет, то как раз в2001 г. назрела необходимость массового обновления автомобильного парка страны.

К тому времени «созрели» и украинские банки, которые уже могли себе позволить в достаточном объёме давать «длинные» деньги для кредитования серьёзных инвестиционных программ. Так, по состоянию на 1 июля2005 г. Консолидированный объём кредитно-инвестиционного портфеля украинских банков достиг 111 млрд грн., что на 26 % было больше, чем в январе. И хотя банкиры объясняют рост активных операций эффектом отложенного спроса, финансовые аналитики отмечают стойкий интерес банковского сектора к рынку ценных бумаг, и в первую очередь к корпоративным облигациям так называемых «голубых фишек» – наиболее удачливых украинских предприятий.

Проявляется данная тенденция хотя бы в том, что практически двукратно – до 56 % – увеличились темпы роста инвестиций в ценные бумаги, объём которых достиг 11,6 млрд грн. Особо заметное оживление произошло на рынке корпоративных облигаций в связи с повышенным спросом на эти бумаги со стороны нерезидентов, и, по сути, на сегодняшний день банки стали посредниками между эмитентами корпоративных ценных бумаг и зарубежными инвестиционными фондами. Растёт число украинских банков, выступающих в роли андеррайтера – юридического лица, уполномоченного страховой (перестраховочной) компанией принимать на страхование (в перестрахование) финансовые риски.

 

год

Частные выпуски

Публичные выпуски

1995-97

286

 

1998

3

 

1999

32

 

2000

13

 

2001

22

107

2002

61

742

2003

483

331

2004

151

523

6 мес. 2005

224

386

Диаграмма 1. Облигационный бум в Украине(в млн дол.).

Несмотря на введение обязательного рейтингования выпуска ценных бумаг,

объём публичных выпусков облигаций в Украине за первое полугодие 2005 г. достиг рекордных высот…

 

Битва финансовых «тяжеловесов»

Среди «пионеров» выпуска корпоративных облигаций Украины нужно назвать АКИБ «УкрСиббанк», который сегодня занимает лидирующие позиции среди менеджеров по размещению облигаций в Украине, приняв участие в 20 выпусках облигаций. В своё время банк был признан лидером украинского рейтинга андеррайтеров за 2002 и 2003 гг., по итогам 2003 и2004 г. агентство Cbonds (Россия) назвало его «Лучшим инвестиционным банком Украины», а в2004 г. – ещё и самым активным торговцем муниципальными и корпоративными облигациями в ПФТС. Такая оценка – результат того, что «УкрСиббанк» довольно успешно выступил андеррайтером выпусков облигаций ЗАО «Киевстар Дж.Эс.Эм.» (первая и вторая эмиссии), ГАК «Титан» (вторая эмиссия), ГМА «Борисполь» (первая и вторая эмиссия), ЗАО «Сармат» (первая и вторая эмиссия), ДП «ЗАО ПО «Киев-Конти» «Конти-Инвест», туристическая фирма «САМ», ДК «Укртрансгаз», ООО «УкрСиб-Финанс», ОАО «Азот», ООО «Концерн «АВК», ЗАО «ПроКредит Банк», ООО «МКС», Киевской и Запорожской городских администраций на общую сумму более 1,3 млрд грн. Как видно из списка, на тот момент предприятия автопрома ещё не вошли в сферу интересов крупнейшего банка, активно специализировавшегося на выпуске корпоративных облигаций – в лучшем случае, «УкрСиббанк» только присматривался к первому опыту и «примерял» его к потенциальному, но очень уж дорогому сектору автомобильного производства.

Зато другие участники рынка времени даром не теряли, поэтому «облигационный» старт украинского автопрома был очень мощным. АКБ «Укрсоцбанк» в качестве организатора и платёжного агента 21 июня2005 г. приступил к размещению облигаций одного из ведущих автопроизводителей Украины – ОАО «Луцкий автомобильный завод». Размещение 130 тыс. облигаций серии A номинальной стоимостью 1 тыс. грн. производилось в бездокументарной форме и со свободным обращением, объём эмиссии составил 130 млн грн; срок обращения – 1820 дней (с 20 июня2005 г. по 12 июня2010 г.). Как отмечают аналитики финансового рынка, и на сегодняшний день сумма выпуска облигаций ЛуАЗа рекордна для негосударственного предприятия.

И хотя «Укрсоцбанк» давно и прочно занимает место среди лидеров украинских банковских структур (его чистые активы на 1 июля2005 г. составили 9,53 млрд грн., капитал – 935 млн грн., кредитный портфель – 5,27 млрд грн.), своей победе в тендере он обязан даже не столько финансовым показателям, сколько коммерческой гибкости, которую проявил при выработке условий сотрудничества с потенциальным эмитентом облигаций. Здесь он обошёл «на повороте» несколько основных «тяжеловесов» этого рынка (5-6 крупнейших банков), участвовавших в тендере на право стать андеррайтером одного из лучших автомобильных заводов Украины.

Парадокс ситуации с выпуском корпоративных облигаций как раз и заключается в том, что, в отличие от кредита, «право решающего голоса» в тандеме «заёмщик – банк» принадлежит уже не финансистам, а предприятиям; в этом случае именно они выбирают, какой банк им наиболее выгоднее взять в деловые партнёры. О том, как решался вопрос о выборе андеррайтера, рассказал глава наблюдательного совета ОАО «ЛуАЗ» и член совета директоров корпорации «Богдан» Владимир Гунчик: «Наши финансово-аналитические службы провели своего рода тендер среди инвестиционных банков, и в результате мы остановились на «Укрсоцбанке», который предложил наиболее выгодные и приемлемые для нас условия».

 Таблица 1. Банковский кредит или облигации?

Банковский кредит

Облигации

Ключевые отличия:

зависимость от банка

публичность

Главный плюс:

индивидуальность

нет обеспечения

Главный минус:

требуется обеспечение

государственная регистрация

Процентая ставка:

стандартный уровень

обычно ниже кредитов

По сравнению с банковским кредитом, сегодня у украинских корпоративных облигаций автомобильной промышленности несколько важных преимуществ, среди которых изменение структуры экономики, высокий рейтинг предприятий-эмитентов, укрепление гривны, снижение процента банковских ставок, появление на рынке инвесторов-нерезидентов

 

Что ж, добившись признания сначала на украинском, а затем и на рынке СНГ, автостроители могли себе позволить «перебирать харчами», ведь, как и прогнозировалось, облигации ЛуАЗа вызвали огромный интерес как среди украинских инвесторов, так у инвесторов-нерезидентов. Впрочем, интерес банков к роли андеррайтера понятен – они приобретают свою долю процента от суммы эмиссии; ясна и позиция предприятия-эмитента – выпустив облигации, они получают доступ к «длинным» деньгам на самых щадящих условиях. А вот чем привлекателен такой механизм для непосредственного инвестора – покупателя облигаций? Так как для Украины (впрочем, как и для других стран СНГ) этот вид бизнеса относительно новый, есть смысл остановиться на его нюансах подробнее.

 У каждого свой интерес

Какие цели преследуют эмитенты облигаций (заёмщики)? Во-первых, решая свою основную проблему – финансирование долгосрочных инвестиционных проектов, – они удешевляют заёмный капитал, снижают зависимость от одного кредитора, формируют благоприятные сроки выплаты процентов. Выпуская облигации, они не только формируют публичную кредитную историю и завоёвывают доверие на рынке ценных бумаг, но и оптимизируют свои налоги, заодно выводя имущество из-под обеспечения, что «развязывает руки» и повышает финансовую манёвренность, а вместе с ней и хозяйственную гибкость.

Не менее привлекательны облигации и для инвесторов: они разделяют риски заёмщика между собой, получая при этом возможность хеджировать (страховать) процентные и валютные риски; их облигационный долг ликвиден – по условиям выпуска ценных бумаг, эмитент обязан выкупить свои ценные бумаги, а если они к тому же ещё и пользуются спросом, то высоколиквидны и на вторичном рынке продаж. Привлекательны для инвесторов и процентные ставки на облигации (на уровне и выше банковских депозитов); немаловажен и фактор прозрачности и публичности компании-эмитента – как правило, заёмщики предпочитают не ухудшать свою репутацию.

Здесь стоит отметить, что развитие рынка корпоративных облигаций зависит не столько от инициативы того или иного банка и от потребности того или иного предприятия пополнить свои оборотные средства за счёт выпуска своих ценных бумаг, сколько от рыночной ситуации, от того, насколько этот финансовый механизм будет выгоден всем участникам рынка, и в первую очередь инвесторам – покупателям облигаций.

В случае с ОАО «ЛуАЗ» она складывалась так. Выпуск облигаций предусматривает оферты через каждые 364 дня со дня эмиссии и с выплатой дохода через каждый 91 день по ставке 14 % годовых (до первой оферты). Другими словами, приобретение инвестором этих ценных бумаг – выгодное вложение капитала, которое по своей доходности сегодня не уступает банковскому депозиту. Однако при приобретении именно этих облигаций есть и существенное преимущество: для потенциального покупателя их покупка означает диверсификацию рисков вложений, поскольку на рынке ценных бумаг это всего лишь второй случай первичного предложения облигаций, выпущенных одним из ведущих автомобилестроителей Украины. Кроме того, очень важно и то, что на украинском рынке ОАО «ЛуАЗ» зарекомендовало себя как дисциплинированный заёмщик, завоевав тем самым в банковской среде репутацию предприятия с высоким кредитным качеством, а среди покупателей облигаций – славу перспективного предприятия, у которого большое будущее (значит, риск потерять свои деньги минимален).

В этой связи напомним, что в феврале текущего года Луцкий автомобильный завод (его специализация – сборка автомобилей марки «ВАЗ», «УАЗ») вошёл в состав корпорации «Богдан», которая создана для реализации масштабных инвестиционных проектов, направленных на создание в Украине мощностей по производству автотранспортных средств различных типов. В прошлом году завод произвел 22,3 тыс. единиц автомобилей (12,3 % от общего количества автомобилей, собранных в Украине за этот период). Заняв свою нишу на украинском рынке, в прошлом году корпорация «Богдан» уверенно вышла на международную арену: в Москву отправили 96 автобусов, в Беларусь – 89, в Армению – 70, в Грузию – 65, в Чехию – 10. В ближайшей перспективе – освоить казахский рынок (туда уже поставлено 14 автобусов и вот-вот отгрузят ещё 20) и Молдову; проведены переговоры о поставке автобусов в Литву, Латвию, Польшу, Алжир… Уже в этом году добавятся новые экспортные направления – в Узбекистан, Азербайджан и Афганистан; возможна организация совместного предприятия по производству автобусов «Богдан» для иранского рынка. А ведь кроме автобусов корпорация выпускает порядка 200-240 грузовиков малой тоннажности – именно то, что, по мнению аналитиков, в ближайшие годы будет пользоваться всё большим спросом (впрочем, вместе со стратегическим партнёром «Богдана», японской компанией Isuzu, решено расширить модельный ряд грузовиков, чтобы их грузоподъёмность варьировалась в диапазоне от 2 до 20 т – как говорится, «на все случаи жизни, для любого потребителя»).

 

И привлекательный внешний вид, и удобный салон, и эргономичное рабочее место водителя – всё это по праву принесло украинским «Богданам» признание пассажироперевозчиков не только в Украине, но и в странах СНГ, а также Европы, Азии и Африки


 Помимо всего прочего, Луцкий автомобильный завод уже приступил к реализации широкомасштабной инвестиционной программы стоимостью 1,83 млрд грн., утверждённой Кабинетом министров Украины в январе2005 г. и предполагающей расширение мощностей по выпуску легковых автомобилей до 53 тыс. единиц, автобусов – до 4 тыс., грузовых автомобилей – до 7 тыс. к 2008 году (в прошлом году группа «Богдан» выпустила около 22 тыс. легковых автомобилей, 0,8 тыс. грузовиков и 1,2 тыс. автобусов). А учитывая, что 20 июля корпорация «Богдан» создала совместное торговое предприятие с японской компанией Isuzu Motors Ltd. и Sojits Holdings Corp., образовав СП «Isuzu-СНГ-Украина», резко повысились шансы на то, что японская сторона приложит все силы по продвижению продукции Isuzu-«Богдан» на рынках СНГ и Европы. То есть облигации этого предприятия опять же укрепились в рейтинге.

 Кто на новенького?..

Учитывая достаточно стойкий рост интереса украинского рынка к облигациям ведущих предприятий-эмитентов (и эта тенденция сохранится в обозримой перспективе), АКБ «Укрсоцбанк» планирует в2005 г. выступить организатором выпусков облигаций разных эмитентов на сумму около 1 млрд грн. Председатель правления АКБ «Укрсоцбанк» Борис Тимонькин объяснил эту стратегию так: «Облигации – это универсальный инструмент, который легко даётся в залог, а потому широко расходится по рынку. С точки зрения банков, в сравнении с классическим кредитованием выпуск облигаций – это более ликвидное и менее рискованное дело. Сегодня есть серьёзный интерес нерезидентов к подобным ценным бумагам отечественных эмитентов».

Впрочем, эта «палочка-выручалочка» поможет далеко не всем желающим – для такого займа эмитенту нужно показать, как минимум, пять лет «прозрачной» и надёжной работы на рынке, предложить нормальные условия заимствования. Да и далеко не каждый банк способен вступить андеррайтером, а кто в состоянии – изо всех сил будет оберегать свою репутацию, т. е. идти навстречу действительно самым надёжным и перспективным предприятиям.

Одно из таких высокотехнологичных предприятий в сфере автопрома – ООО «Спецтехника» из Днепродзержинска в Днепропетровской области, которое, в частности, производит инженерные пластики для украинских и зарубежных автомобилестроительных компаний (например, потребителем этой продукции, а также технологического оснащения в виде различных штампов и пресс-форм, каркасов тормозных колодок являются автомобильные концерны Volkswagen, Audi, General Motors, Mercedes и ряд других автомобильных компаний Израиля, США и Германии).

На рынке инженерных пластиков для автомобилестроения конкурентным преимуществом «Спецтехники» является её вертикальная интеграция – предприятие для себя производит пресс-формы, осуществляет высококвалифицированное и быстрое обслуживание оборудования. Растущий спрос на продукцию (инженерные пластики) обусловлен ростом объёмов производства автомобилей в Украине, в странах СНГ, а также укреплением доверия к украинской продукции со стороны ведущих автомобилестроительных компаний Европы, что привело к активизации заявок со стороны зарубежных клиентов. Имея возможность инструментального производства, предприятие планирует активно работать на рынке инженерных пластиков для наращивания продукции высокой точности с большой долей добавленной стоимости – а для этого необходимы «длинные» деньги.

Изучив в деталях производство ООО «Спецтехника», «Укрсоцбанк» согласился стать андеррайтером на выпуск корпоративных облигаций объёмом 10 млн грн. Определило это решение, в частности, то, что в июле2004 г. предприятие установило систему по контролю качества, сертифицированную по стандарту ISO 9001:2000. Что касается перспектив непосредственного производства, то конструкторский отдел по проектированию оснастки укомплектован не хуже ведущих мировых автомобильных концернов – это САПР EUCLID французской фирмы DATAVISION, здесь создано 12 рабочих мест САПР SOLIDWORKS; на вооружении днепродзержинцев имеется широкоуниверсальное оборудование, которое позволяет изготовлять детали весом до 5 т и габаритами до 800х1400 мм. Инструментальное производство включает в себя конструкторско-технологическое бюро и цех по техоснастке, работающий на оборудовании с ЧПУ (7 электроэрозионных станков швейцарской фирмы CHARMILLES TECHNLOGIES), с июня 2004-го здесь успешно функционирует вертикальный металлообрабатывающий станок немецкой фирмы DMG. Это позволяет не только увеличить выпуск высококачественной продукции, но и выпускать пресс-формы с габаритами до 600х1400 мм – т. е. расширить ассортимент продукции и выполнять заказы, от которых ранее здесь были вынуждены отказываться. Оснастка проходит испытания с контрольным замером изделий на координатно-измерительной машине VISTA Carl Zeiss; кроме того, компания имеет современные многофункциональные цифровые измерительные приборы швейцарской фирмы TESA с ценой деления0,001 мм. Весь этот «фарш» позволяет ООО «Спецтехника» выпускать продукцию такой степени сложности, что в Украине у них нет конкурентов.

Ещё одна «голубая фишка» украинской промышленности, тесно связанная с автоперевозками, – львовский «Концерн Галнафтогаз», входящий в тройку крупнейших владельцев сети АЗС (сегодня компания владеет сетью из 165 автозаправочных комплексов во Львовской, Ивано-Франковской, Закарпатской, Тернопольской, Ровенской, Хмельницкой, Винницкой и Черниговской областях, а также в Киеве). Заметим, что этот независимый оператор, не связанный ни с государством, ни с российскими вертикальноинтегрированными компаниями, в2003 г. получил консолидированную прибыль более 10 млн грн. (для сравнения: в2002 г. этот показатель составил только 0,6 млн грн.), а товарооборот достиг почти 1 млрд грн.

Именно тогда ОАО «Концерн Галнафтогаз» решило не только продолжать расширение сети АЗС, но и выйти на качественно новый уровень предоставляемого на заправках сервиса, а для этого нужны серьёзные инвестиции. Чтобы найти необходимые средства, компания активно использует разные формы финансирования, но приоритетной стратегией для компании остаётся привлечение «длинных», а главное – дешёвых финансовых ресурсов, и здесь ОАО «Концерн Галнафтогаз» выработало для себя формулу «7 – 7» (привлекать денежные ресурсы не короче, чем на 7 лет и стоимостью не выше 7 % годовых), что в условиях банковского кредитования в Украине очень проблематично.

Тогда-то и возникла идея прибегнуть к такому новому для украинского рынка финансовому инструменту, как выпуск корпоративных облигаций. В2003 г. концерн «Галнафтогаз» осуществил первую эмиссию трёхлетних облигаций в объёме 30 млн грн. После того, как известная консалтинговая компания Deloitte дала позитивную оценку развития львовского концерна до 2008 года, а международная аудиторская компания Ernst&Young подтвердила высокий рейтинг 4А2, было решено снова прибегнуть к выпуску облигаций – для осуществления стратегии развития до 2008 года. ОАО «Концерн Галнафтогаз» необходимо освоить порядка 100 млн долларов (около 60 % этой суммы концерн планирует привлечь на финансовых рынках, включая выпуск своих облигаций, а остальную сумму составят собственные средства). Оценив ситуацию, «Укрсоцбанк» согласился выступить андеррайтером львовского концерна и осуществить выпуск облигаций на 30 млн долларов.

Параллельно с этим концерн «Галнафтогаз» намерен взять кредит у Европейского банка реконструкции и развития в размере 25 млн долл. для развития и реконструкции своей сети автозаправочных станций. Речь идет о кредитной линии ЕБРР сроком на 7 лет для расширения существующей сети автозаправочных станций под торговой маркой «ОККО» (по словам представителя «Галнафтогаза», концерн планирует к 2008 году расширить сеть АЗС «ОККО» с нынешних 105 до 260 штук).

 Более отдалённая перспектива

По словам начальника отдела выпуска финансовых инструментов АКБ «Укрсоцбанк» Эрика Наймана, банку как раз интересны предприятия, которые, увеличивая диверсификацию своей продукции, повышают свою устойчивость на рынке, а значит, и свою надёжность как заёмщика. В этом случае компания-универсал намного более привлекательна, чем специализирующаяся, например, на выпуске только лишь легковых автомобилей.

С этих позиций банк также интересуют такие машиностроительные предприятия, которые поставляют на автомобильный рынок те или иные комплектующие. Например, ООО «ХарП Трейдинг», эксклюзивный дистрибьютор ОАО «Харьковский подшипниковый завод» («ХарП»), – один из ведущих производителей подшипников в Украине. В прошлом году «ХарП Трейдинг» получил 6,92 млн грн. чистой прибыли, выручка от реализации составила 206,86 млн грн., а потребность в продукции предприятия растёт даже быстрее, чем автомобильная промышленность (подшипники идут для железной дороги, ремонта и т. д.). Поэтому такие предприятия с большой коммерческой перспективой вполне могут рассчитывать на выпуск корпоративных облигаций, чему навстречу идёт тот же АКБ «Укрсоцбанк».

История корпоративных облигаций на рынке украинской автомобильной промышленности лишь только начинается. Те из финансовых институтов, которые найдут наиболее «проходные» предприятия отрасли и поспешат им на помощь в качестве андеррайтера, окажутся в выигрыше вдвойне – сначала получат свой дивиденд от размещения корпоративных ценных бумаг, а когда предприятие прочно станет на ноги и выйдет на мировые рынки, оно останется бизнес-партнёром банка.

 

Виктор ШОЛОХОВ