Экономика "Что происходит с горючим?"


 

Сегодня мы поговорим о том, что волнует практически всех – цены на нефть и нефтепродукты. Исходя из анализа рынка, можно сказать, что Россия не может влиять на уровень цен ни на экспортном, ни на внутреннем рынке. Мы подчиняемся законам, которые диктует не сколько рыночные, а геополитические интересы стран, и, прежде всего, США и Китая. Поэтому, попав в зависимость от экспорта нефти, оказались в «ловушке»: мы не можем «слезть с нефтяной трубы» и не можем влиять на монополизированный рынок внутри страны. Приходиться ждать «развязки» подобной ситуации в виде ресурсного кризиса.

 Анализ прошедшего периода

Итак, прежде всего мы посмотрим на прошедший год, чтобы лучше понять тенденции нынешнего. Вследствие роста цен производителей на нефть, она подорожала за 2004 год на 66 %, а бензин соответственно на 31,5 %. Это составило рост потребительских цен почти в 2,5 раза.

По итогам2004 г. ожидаемый объём добычи нефти составил 470 млн т с ростом на 38.7 млн т (9,2 %) к2003 г. Введено в эксплуатацию 21 месторождение с суммарной добычей нефти более 155 тыс. т и проходкой в эксплуатационном бурении около 148 тыс. м. Среди них 9 месторождений введены ОАО "Татнефть", 4 месторождения – ОАО "НК ЛУКОЙЛ", 3 месторождения – ОАО "Тюменская нефтяная компания".

В2004 г. отмечено заметное повышение качества моторных топлив. Так, доля высокооктановых бензинов в общем выпуске автомобильного бензина за январь-ноябрь2004 г. выросла до 58,2 % против 55,3 % в2003 г.; дизельного топлива с содержанием серы до 0,2 % произведено 94,36 % (в2003 г. – 93,14 %), в том числе с содержанием серы до 0,035 % – 5,83 % (в2003 г. – 3,1 %). Объём переработки нефтяного сырья составил 195.7 млн т, что на 2,1 % больше, чем в2003 г. При этом производство автомобильного бензина увеличился на 1,1 млн т (3,5 %) и составил 31,5 млн т, дизельного топлива – до 65 млн т, а мазута снизилось по сравнению с2003 г. на 1,5 млн т и составит 50,1 млн т.

По мнению некоторых аналитиков, Россия на разведанных еще в советское время месторождениях подошла к своему предельному уровню добычи. А дефицит инвестиций в нефтедобывающую отрасль «провоцирует» увеличение затрат на ее добычу, и, как следствие, – рост цен. Об этом постоянно говорят не только аналитики, но и ведущие мировые агентства, изучающие этот сектор рынка. Пока расходы оплачиваем мы с вами, несмотря на то, что дорогой бензин в стране, добывающей нефть, – нонсенс.

С начала 2005 года в РФ крупные нефтяные компании наращивают экспорт нефти и нефтепродуктов, этому способствуют не только высокие экспортные показатели, но сама системы переработки нефти и система налогообложения.

 Ситуация на рынке в мае – августе 2005 года

На протяжении второго квартала в виду увеличения спроса наблюдается постепенное увеличением объема экспорта нефтепродуктов, что приводит к увеличению (до 6-8 % в месяц на бензин и дизтопливо и – 16 % в месяц на мазут и битум) стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке, начиная с июня месяца.

По прогнозам Министерства промышленности и энергетики РФ, рост цен на бензин в России по итогам2005 г. не превысит уровень инфляции. Напомним, что Правительство РФ прогнозирует инфляцию по итогам2005 г. в пределах 10-11 %. Процесс роста цен на горюче-смазочные материалы будет продолжаться до октября-ноября. Одна из причин – климатическая: из-за прекращения навигации на реках уменьшится экспорт нефтепродуктов, а зимой из-за снижения спроса на внутреннем рынке вероятно снижение цен на ГСМ. (таблица № 1)

Анализируя ситуацию с бензином весной, напомним, что в апреле потребительские цены на автомобильный бензин выросли на 2,8 %, в мае темпы роста замедлились до 1,1 %, а за 15 дней июня цены снизились на 0,1 %.

 

Средние цены на московских АЗС на середину сентября:

Марка

ДТ

Аи-80

Аи-92

Аи-95

Цена

15,02

14,37

16,47

17,56

Изменение

+0,13

+0,09

+0,14

+0,17

 

Динамика цен на бензин

 

Индекс потребительских цен

 

Май

Июнь

Июль

август

АИ-76

101,0

100,1

101,7

101,3

АИ-80

101,0

100,1

101,7

101,3

АИ-92

101,3

100,2

102,1

102,1

АИ-95

101,3

100,3

102,4

102,4

Индекс цен производителей

АИ-76

100,3

97,6

103,6

103,7

АИ-80

100,2

97,6

103,6

103,7

АИ-92

106,2

94,6

106,7

105,3

АИ-95

105,3

98,5

103,7

103,2

Май:

Повышение потребительских цен отмечено в 64 субъектах РФ.

Без изменения – в 14.

Снижение – в 11.

 

Июнь:

Повышение потребительских цен отмечено в 31 субъекте РФ.

Без изменения – в 31.

Снижение – в 27.

 

Июль:

Повышение потребительских цен отмечено в 72 субъектах РФ.

Без изменения – в 13.

Снижение – в 4.

 

Август:

Повышение потребительских цен отмечено в 42 субъектах РФ.

Без изменения – в 33.

Снижение – в 14.

Рост цен на автомобильный бензин зарегистрирован в 54 центрах России. Максимум показателей в Биробиджане – за неделю + 6,4 %. Наряду с ростом тарифов в течение года на электроэнергию и тепло, дорожают и тарифы на грузоперевозки. МПС является основным партнером при транспортировки нефтепродуктов по оптовым реализаторам. Кроме того, мы все периодически наблюдаем и еще один фактор роста цен – мировой рынок. Ситуация, на наш взгляд, осложняется и таким аспектом, как сговор некоторых компаний по ценам на топливо. Федеральная антимонопольная служба в меру своих возможностей оказывает давление на участников, но кроме предписаний о нарушений реально ничего сделать не может. Несколько предложений внесено в Правительство РФ, в частности об увеличении вывозных пошлин, чтобы ограничить объем экспорта. Еще один финансовый инструмент – проект закона о поставках нефтепродуктов для государственных нужд в режиме биржевых торгов. По мнению чиновников, а они у нас известные затейники, биржа по торговле нефтью и нефтепродуктами нужна для регулирования цен на внутреннем рынке. Она позволит снизить цены, предотвратив сговор ВИНКов (вертикально-интегрированных компаний), под влияние которых рынок давно уже монополизирован. Больше шансов появиться у мелких компаний продавать свою продукцию напрямую потребителям. Однако, как в многое в России, замышлявшееся во благо, становиться в конечном счете на руку немногим и так имеющим лакомые куски. В России многое делает именно политика, а не рынок, модель которого мы пытаемся построить уже не одно десятилетие. Поэтому мы советует не ждать от биржи реального влияния на цены.

Деятельность нефтяных компаний

По сообщениям информационных агентств, президент нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов весьма болезненно отреагировал на запрос Федеральной антимонопольной службы России на информацию, связанную с ростом цен на топливо. Мы не будем цитировать его реакцию, а уточним, что заинтересовало ФАС. Как правило, рост цен у нефтяных монополистов связан с получением стабильной прибыли, поэтому весь спектр информации, которая должна была быть представлена, позволила прояснить, какую прибыль закладывают для своего бизнеса нефтяные магнаты. Эти составляющие таковы: объем добычи сырья в сутки, объем экспорта нефти и нефтепродуктов, в том числе поставляемых нефтеперерабатывающим предприятиям, уровень отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов, оптовые цены сбытовых предприятий, розничные цены на автозаправочных станциях, принадлежащих компаниям, количестве этих АЗС в каждом регионе. Кроме того, необходимо указать, дата и основания изменения цен на топливо.

Например, компания ТНК-BP, добывшая в2004 г. 73 млн т нефти, по итогам первого полугодия2005 г. увеличит производство и экспорт нефтепродуктов. По приведенным им данным, производство нефтепродуктов в I полугодии текущего года увеличится на 10 % по сравнению с тем же периодом2004 г. – до 11,1 млн т. Экспорт нефтепродуктов вырастет на 38,6 % – с 4,4 млн т в I полугодии2004 г. до 6,1 млн т за первые шесть месяцев2005 г. основную часть составят темные нефтепродукты.

 Ситуация на внутреннем рынке

Положение здесь характеризуется высоким уровнем монополизации нефтяного рынка России. Мы не будем здесь углубляться в причины этого – это проблема Федеральной антимонопольной службы. Заметим лишь, что малая часть независимых поставщиков не влияет существенно на ситуацию на рынке нефтепродуктов в России.

Теперь рассмотрим ситуацию по бензину.

Растущие цены на бензин заставляют транспортников обращать более пристальное внимание на грузовой транспорт с дизельным топливом. Но обновление парка грузовиков из-за достаточно высоких цен на импортные автомобили и неразвитость системы кредитования и лизинга, будет расти достаточно умеренно.

Некоторые эксперты уверяют, что транспортные потоки с автотранспорта медленно перераспределяются на МПС, что способствует общему сокращению грузооборота автотранспорта. Однако, на наш взгляд, это достаточно спорное заявление, не имеющее под собой серьезных оснований.

В некоторых регионах объем грузооборота автотранспорта сохранится в связи с географическими особенностями региона и инфраструктурой.

Что неоспоримо, так это ситуация с сектором легковых автомобилей и малотоннажников. Количество легковых автомобилей постоянно возрастает, в основном за счет увеличения количества их в личном пользовании.

К 2010 году число легковых автомобилей на 1 тыс. жителей увеличится со 150 до 265 штук. Кроме того, развивающийся малый бизнес также вносит свою долю в общий растущий показатель.

Состав автомобильного парка говорит о значительно возрастающей доле иномарок среди легковых автомобилей. А это, прежде всего, высокооктановый бензин.

Поэтому, можно прогнозировать и увеличение общего спроса на бензин, и стабильное увеличение потребления высокооктанового бензина. И в тоже время – снижению показателя удельного расхода топлива легковым автотранспортом.

По достаточно объективным причинам – износ парка составляет 15-25 лет, – количество пассажирских автобусов постоянно сокращается. В частности, это относится к автобусам общего пользования. Работающие на данный момент программы решения этой проблемы не спасают кардинально ситуацию. Ведь обеспечение финансирования общественного транспорта необходимо по всей стране в целом, а не в отдельных регионах или городах. Ремонтный ресурс по обслуживанию таких автобусов постоянно уменьшается в виду отсутствия производства запасных частей, а замены и доработки возможны лишь в единичных случаях.

Выход нашли региональные и местные власти в закупках автобусов производства 80 – начала 90 гг. европейского производства, выбывшие из эксплуатационного срока, и потребляющие дешевое дизельное топливо.

Однако еще одна проблема связана с коммерческими пассажирскими перевозками маршрутными микроавтобусами. В виду уступок этого сектора услуг крупными автопредприятиями, перевозки маршрутными такси будет достаточно динамично развиваться в ближайшие годы. Основная особенность этих автобусов в том, что маршрутные такси потребляют низкооктановый бензин.

Немного о дизельном топливе. Дизельное топливо – это продукт постоянного и крупномасштабного спроса занимает важное значение в обеспечении ресурсами экономики России. Поэтому необходимо постоянное и своевременное обеспечение.

Производство в годовом объеме и с запасом обеспечено сырьем (нефтью) и производственными мощностями нефтеперерабатывающими заводами. Производимого в стране объема дизельного топлива пока вполне достаточно для нормальной хозяйственной жизнедеятельности, в т.ч. и поддержания обороноспособности страны. Вследствие отсутствия среди производителей дизельного топлива монополистов, срыв производства на одном из заводов не вызовет даже локального кризиса. Это вам не гигантские объемы потребления бензина!

В числе потребителей дизельного топлива наибольшее внимание привлекает сельское хозяйство. Потребление в этой отрасли носит естественный сезонный характер. Самый пик приходится, как правило, на посевную и уборочную компании. При небольшой корректировке регионального коэффициента следует знать, что на 100 т/км для грузового автомобиля требуется 1,4 литра дизеля, для обработки 1 гектара земли нужно 130 –145 литровдизельного топлива.

Особые дефицитные ситуации, возникающие в различных регионах, связаны, прежде всего, с финансовой составляющей потребителей дизельного топлива. Эти факторы таковы: невозможность своевременной оплаты купленного топлива, исключения бартерных схем при расчете между потребителем и поставщиком. Это специфика нашего сельского хозяйства.

 Ситуация на мировых рынках

Во 2-м квартале 2005 года на мировом рынке нефти цены бьют рекорды, сохраняя повышательную тенденцию. Так, вопреки ожиданиям многих аналитиков коррекция цен была краткосрочной, и уже во второй декаде июня стоимость барреля "чёрного золота" достигла нового абсолютного рекорда. Скорее всего, увеличение стоимости нефти во втором квартале относительно первого и есть коррекция, следовательно, в ближайшие месяцы необходимо ожидать ускоренных темпов роста мировых цен на нефть марки Brent и марки Urals. Это может привести к заметному снижению объемов мировой экономики. (график № 1)

Ситуация сейчас такова, что на рынке боятся нехватки нефти в будущем. По расчётам, в I квартале объем мировой добычи составил 84,3 млн баррелей в день, а в IV квартале спрос достигнет 86,8 млн. Цена декабрьского фьючерса в Нью-Йорке – 60,7 долларов.

Российская нефть Urals за год подорожала в мае и составила 45,2 доллара за баррель, что на 27,6 % больше, чем годом ранее, и на 4,7 % меньше, чем в апреле2005 г.

Основная причина – позиция ОПЕК, представители которой в условиях снижения котировок не корректируют квоту на добычу, имеющую за последние несколько десятков лет огромный показатель – в мае2005 г. – 30,3 млн баррелей в сутки. В этих условиях запасы топлива во многих развитых странах, и, в том числе, в США, увеличились. Динамика объема запасов именно в США оказывает существенное влияние на котировки. Ведь ситуация на рынке нефти и нефтепродуктов в США практически всегда была определяющей для мирового рынка в целом.

 Данные и прогнозы мирового спроса/предложения на нефть

Млн. барр./сутки

Спрос

Предложение

 

2004

2005

2006П

2004

2005

2006П

ОПЕК

82.3

83.64

85.41

83.5

-

-

Международное энергетическое агентство (IEA)

82.4

83.82

85.71

83.6

-

-

BP Statistical Review

80.2

-

-

80.9

-

-

Источник: ОПЕК, BP Statistical Review

 Мнения экспертов

Что нам говорят эксперты? Эксперты, конечно, называют множество причин роста цен, но многие сходятся в одном: рост цен на бензин в России является искусственным процессом. Если объяснять ситуацию с позиции системы государственного регулирования экономики, то удорожание бензина в нефтедобывающей стране недоразвитостью системы контроля этой отрасли.

 Динамика цен на нефть марки Brent

В связи с нынешней ситуацией на рынке рост цен на нефть уже никого не удивляет. Отметка в 60 долларов за баррель пройдена, следующая – 70. Но тут нет единого мнения аналитиков. Находятся такие, кто всерьез прогнозирует снижение цены до 40-45 долларов за баррель в связи с насыщением рынка. Но, судя по последним сообщениям из США, американцы взялись за созданием собственного «стратегического запаса» в отдельно взятой семье. Когда этот период закончится – никто не предскажет, но Америка превратилась в мощный насос нефти, объемы которого никто не рассчитает. Кроме того, и Китай продолжает пополнять стратегический резерв нефти ускоренными темпами. А если оперировать свежими данными по предложению и спросу нефти, картина такова: предложение (85 млн баррелей нефти) на 1,3 млн баррелей в сутки превышает спрос (83,7 млн баррелей нефти). Как видите сами, разница довольно невелика. И это пока, но не за горами зима…

Страны-члены ОПЕК не пойдут на увеличение объёмов добычи, ибо оборудование работает практически на пределе мощностей. Любой сбой может сразу вызвать рост цены, причем, это уже будет нормальной и логичной реакцией рынка, а не каких-то труднопонимаемых факторов.

Поэтому, ни о каком снижении цен в ближайшие полгода серьезно говорить не приходиться.

Мы проанализировали некоторые сообщения аналитиков и интернет–СМИ (РБК), и составили небольшой спектр мнений.

Исполнительный директор РТС Григорий Сергиенко: «Основной фактор – построенная в советские времена система нефтепродуктообеспечения. Так, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не могут конкурировать между собой из-за высокой транспортной составляющей. Кроме того, независимые НПЗ и заводы в составе вертикально интегрированных нефтяных компаний не могут конкурировать – первые вынуждены покупать нефть по рыночной цене, тогда как вторые получают ее по цене внутрикорпоративной. Еще одним "неблагоприятным" фактором, влияющим на ситуацию на топливном рынке является действующая система налогообложения нефтяной отрасли, которую, как полагает представитель топливного союза, необходимо пересматривать».
Вице-президент ОАО "ЛУКОЙЛ" Леонид Федун: «цены на бензин растут, прежде всего, из-за структуры налогов. В стоимости бензина, как и любого подакцизного товара, налоговая составляющая очень велика, в РФ она составляет 65 %. Условно говоря, если потребитель платит за литр Аи-95 15 руб., то 8 руб. он отдает государству, нефтяным компаниям – 7 руб., из которых чистая прибыль нефтяных компаний составляет 1,5 руб. Объективно говоря, чем выше цены на бензин, тем выше доходность государства»,. Второй причиной высоких цен на бензин, по его мнению, является реальная нехватка бензина на рынке. Количество автомобилей сегодня растет гораздо быстрее, чем прогнозировалось, указал вице-президент НК, отметив, что на сегодняшний день, дефицит бензина Аи-95, составляет примерно 1 млн т и с каждым годом он (дефицит) будет расти.

Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко: «рост цен на бензин в стране связан, в частности, с региональной монополизацией рынка, а также с тем, что антимонопольные меры очень слабы».

Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев: «высокие экспортные пошлины на нефть не позволяют компаниям получать прибыль от экспорта. В связи с этим нефтяные компании стараются компенсировать её за счёт повышения цен на внутреннем рынке. Кроме того, по словам эксперта, сказывается и повышение цен на сырье, поставляемое на российские НПЗ, которые в свою очередь вынуждены повышать цены на отпускную продукцию».

 Прогноз на осень и перспективу

Сохраняется стабильно высокий спрос на бензин, поэтому можно ожидать, что динамика цен будет не столь интенсивной и не на много будет отличаться от динамики августа. Но по поводу так называемых тёмных нефтепродуктов (мазут) сложно сказать что-либо определенное – завершается сезон завоза в районы Крайнего Севера и Чукотки.

Прогноз на сентябрь такой: увеличение стоимости ожидается от 3-5 %, (на бензин) до 5 – 10 % (мазут) относительно прошлого месяца.

Однако большинство аналитиков высказывают мнение, что сентябрь пройдет достаточно спокойно, несмотря на некоторые потрясения на мировом рынке. Пострадают показатели деловой активности – «голубые фишки», но нефтяная отрасль, скорее всего, будет стабильна. Но есть аналитики, которые отмечают главный фактор нестабильности и очередного роста цен – последствия урагана «Катрина». Рынок настолько нестабилен именно сейчас, что возможен резкий, но небольшой всплеск цен. И это мнение мы тоже учитываем.

Свои прогнозы огласил и Международный валютный фонд, согласно которым темпы роста мировой экономики заметно сократятся и составят 3-4 %, что на 0,2 % ниже показателей 2004 года. Это и является неким фактором стабилизации на нефтяных рынках. В прошлом году, по подсчетам некоторых агентств, спрос на нефть достиг апогея за последние почти 30 лет и составил 85,2 млн в сутки.

По оценкам экспертов Международного энергетического агентства в 2004 году основным потребителем нефти стал Китай в связи с созданием стратегического запаса, но в этом году потребление упадет более чем на 10-11 %, что вызовет сокращение спроса на сырье в районе 1,6-1,8 % до 84,7 млн в сутки. К похожим цифрам пришли и эксперты ОПЕК, скорректировав снижение мирового спроса на нефть на 1,5-1,6 %.

С падением спроса связывают и ценообразование в нефтяном секторе. В конце2004 г. эксперты МВФ подготовили доклад о снижении цен на нефть на 11 %, что подтвердил косвенно и аналитики ОПЕК. В докладе отмечалось, что цена сорта «Brent» опустится до уровня 31-33 доллара за баррель.

Что касается России, то стабилизация на нефтяном рынке оказывает только негативное влияние на российскую экономику. России не нужна стабилизация, а уж, тем более, снижение цен. Печальные песни про зависимость от цен на нефть, темпы роста инфляции, доходы бюджета от экспорта нефти, а теперь еще и Стабилизационный фонд, говорят лишь об одном: нефтяная труба какая бы она ни была бы, не в состоянии прокормить армию чиновников, не говоря уже об учителях, врачах и ученых. Уже десять лет мы слышим от президента до чиновника, что нельзя долго уповать на сырье и полезные ископаемые – невозобновляемые ресурсы, и продолжаем радоваться очередному скачку цен.

Однако аналитики ведущих нефтяных компаний высказываются более оптимистично: добыча нефти увеличится на 7 % и составит 490-500 млн т. Но не исключается и негативный сценарий. Общее снижение добычи, уменьшение мирового спроса и политическая нестабильность в странах, через которые идет транзит нефти привести к падению экспорта нефти в среднем на 5-6 %, а к 2007 году – ещё на 5-7 %. Оказывает влияние и падение спроса на российскую нефть.

«Погоду» в конце 2005 года уже делают биржевики, которые уже сейчас заключают фьючерсные контракты на поставку нефти в декабре по цене 80 долларов за баррель. Это говорит, в первую очередь, об уверенности участников рынка в том, что зимой цены на нефть будут если и ниже, то не намного.

Несколько месяцев назад чиновники из Еврокомиссии заявили, что не видят политических рисков для дальнейших инвестиций в связи с делом «ЮКОСА».

Однако их смущает стабильность объёма добычи нефти в России, что является и следствием пределом мощностей оборудования. Дело в том, что месторождения в Северном море начинают иссякать. А чтобы привести добывающую отрасль в порядок России необходимо не менее 750 млрд долларов в течение нескольких десятков лет. Шумиха вокруг дела «ЮКОСА» и новые законы о недрах не добавили привлекательности нефтегазовому сектору. Однако рейтинг инвестиционной привлекательности сделал свое дело – приток инвестиций увеличился в прошлом году. Поэтому стабильный экспорт российского сырья гарантирован, т. к. во-первых, рост мировой экономики нуждается в постоянном увеличении поставок нефти как для индустриально развитых западных стран и для азиатской экономики. А во-вторых, нестабильная политическая ситуация на Ближнем Востоке заставляет крупнейших импортеров нефти обратить внимание на российскую экономику.

 

Роман ПАВЛИЕНКО