Лизинг "«Купляйце беларускае»…"


Свидетельством устойчивого положения перевозчика является состояние парка автомобилей, которым он обладает. К сожалению, на сегодняшний день по определённым причинам у белорусских перевозчиков сложилась критическая ситуация – 70 % транспортных средств, работающих на рынке международных автоперевозок, имеют возраст более 7 лет. Жёсткие требования, предъявляемые за рубежом к качеству автомобильных транспортных средств, диктуют необходимость обновления национального подвижного состава.

 

 

 В решении этого вопроса можно пойти двумя путями. Первый – приобрести импортную технику, причём новую (учитывая заградительные ставки ввозных таможенных пошлин на транспортные средства старше трёх лет). Второй – поддержать отечественного производителя и ездить в Европу на МАЗах.

Для того, чтобы конечный потребитель автотехники (перевозчик) предпочёл второй вариант, государство начиная с2002 г. предпринимает попытки нормативно урегулировать вопрос приобретения отечественных транспортных средств по договору лизинга. Однако количество заключаемых договоров не увеличивается. Почему?

Впервые вопрос совершенствования условий лизинга отечественной автотехники был регламентирован с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 28 августа2002 г. № 461 «О некоторых мерах по реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства» (далее – Указ № 461). Данный нормативный акт Главы государства был направлен (как сказано в преамбуле) на совершенствование условий реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства для обеспечения ими юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, осуществляющих городские, пригородные и междугородные перевозки пассажиров, а также международные перевозки грузов и пассажиров.

В частности, Президентом были установлены определённые правила игры, по которым должны были работать лизингодатели при реализации техники отечественного производства. Так, например, автотранспортные средства, предназначенные для международных перевозок грузов и пассажиров, реализуются на следующих условиях:

предоплата – не более 15 % от цены, предусмотренной в договоре финансовой аренды (лизинга);

лизинговая ставка – не более 10 % годовых в иностранной валюте, в том числе вознаграждение (доход) лизингодателя – не более 2 %;

срок договора финансовой аренды (лизинга) – не более 5 лет с обязательным выкупом указанных автомобильных транспортных средств.

Производителям автотранспортных средств было предопределено устанавливать рентабельность их производства более 10 %, но при этом они освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость с оборотов по производству и реализации указанных автомобильных транспортных средств.

Лизингодателям также были предоставлены налоговые льготы – они освобождались от уплаты налога на добавленную стоимость с вознаграждения (дохода), полученного по договорам лизинга автотранспорта, предназначенного для городских и внутриреспубликанских перевозок грузов и пассажиров, заключённым в соответствии с условиями Указа № 461.

Для лизингодателей, реализующих автотранспорт для международных перевозок грузов и пассажиров на условиях Указа № 461, были установлены льготы при исчислении целевых сборов в местные бюджетные фонды. Объектом обложения этих сборов установлено только вознаграждение (доход), полученное (полученный) по указанным договорам. Льготы были предоставлены и банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы.

Указом были предусмотрены и нормы, обеспечивающие его реализацию на практике. Так, Совмину совместно с Национальным банком было поручено обеспечивать создание банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, условий для привлечения средств в иностранной валюте в размерах, удовлетворяющих ежегодную потребность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов и пассажиров, а также городские, пригородные и междугородные перевозки пассажиров, в автомобильных транспортных средствах отечественного производства.

Кроме того, Совмин должен был принять иные меры по реализации настоящего Указа.

Областным и Минскому городскому Советам депутатов Президентом было предложено принять решения по вопросам:

о направлении ежегодно не менее 50 % поступающих в соответствующие бюджеты средств транспортного сбора на приобретение отечественной автомобильной техники для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров, в том числе по импорту автобусов малой вместимости, не производимых в Республике Беларусь, по договорам лизинга:

о недопущении использования средств транспортного сбора на приобретение подвижного состава по импорту, за исключением автобусов малой вместимости, не производимых в Республике Беларусь;

об освобождении от целевых сборов в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, лизингодателей, реализующих автомобильные транспортные средства для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров согласно абзацу пятому подпункта 1.1 пункта 1 настоящего Указа по договорам финансовой аренды (лизинга), в части вознаграждения (дохода), полученного по указанным договорам, а также юридических лиц Республики Беларусь, производящих данные автомобильные транспортные средства и реализующих их названным лизингодателям, в части средств от этой реализации.

Однако за два года действия Указа количество реализуемой отечественной техники существенно не увеличилось, и было принято решение установить новые правила реализации отечественных автотранспортных средств по договорам лизинга.

В целях улучшения условий реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства, обеспечения ими юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь, осуществляющих городские, пригородные и междугородные перевозки пассажиров, а также международные перевозки грузов и пассажиров в дополнение к Указу № 461 был принят Указ Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004 года №171 «О некоторых мерах по улучшению условий реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства» (далее – Указ № 171).

Указ № 171 установил, что автотранспортные средства отечественного производства, приобретаемые у их производителя, передаются организациям-лизингодателям по контрактной стоимости. При этом контрактная стоимость складывалась из отпускной цены завода-изготовителя и расходов лизингодателя, связанных с приобретением, регистрацией и дооборудованием транспортного средства. Реализовывать технику могут только три банка (Беларусбанк, Белпромстройбанк и Промстройинвест – перечень определён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2004 г. № 927) на следующих условиях:

- предварительная оплата – не более 15 % от контрактной стоимости, предусмотренной в договоре лизинга;

- общая сумма процентной ставки за пользование кредитом и вознаграждения (дохода) лизингодателя – не более 10 % годовых в иностранной валюте, в том числе вознаграждение (доход) лизингодателя – не более 2 % годовых;

- срок договора лизинга – не более 5 лет с правом выкупа указанных автотранспортных средств.

Как видим, общие условия заключения договоров лизинга по указам № 641 и № 171 аналогичны. Однако, в отличие от действовавшего ранее Указа №461, Указом № 171 дополнительно оговорено следующее:

- лизингодателю возмещаются лизингополучателем расходы, связанные с возникающей разницей между учитываемой в белорусских рублях суммой НДС от контрактной стоимости автотранспортного средства, полученной от лизингополучателя, и суммой НДС в белорусских рублях, принятой у лизингодателя к налоговому вычету после оплаты лизингодателем автотранспортного средства производителю – резиденту Республики Беларусь и получения лизингодателем автотранспортного средства от производителя – резидента Республики Беларусь;

- расходы лизингодателя сверх процентов за пользование кредитом (для банков-лизингодателей – за пользование ресурсами с учётом средств, депонируемых в фонд обязательных резервов) и вознаграждения (дохода) лизингодателя возмещаются лизингополучателем лизингодателю по согласованию сторон в соответствии с договором лизинга;

- валюта платежей по договорам лизинга устанавливается по соглашению между лизингодателем, лизингополучателем и (или) банком-кредитором (лизингополучателем и банком-лизингодателем). Расчёты при поставке автотранспортного средства производятся в той иностранной валюте, в которой был получен кредит на его приобретение (для банков-лизингодателей – в которой был заключён договор лизинга), или в белорусских рублях с возмещением лизингополучателем расходов лизингодателя по купле-продаже и (или) конверсии валют;

- налог на доходы банков, передающих автотранспортные средства по договорам лизинга, уменьшается на сумму разницы между средневзвешенной процентной ставкой по валютным ресурсам, складывающейся по банку и принимаемой в расчёт компенсации, и размером процентной ставки по валютным ресурсам, депонируемым в фонд обязательных резервов, для исполнения договоров лизинга на условиях, определённых настоящим Указом.

- разрешается относить курсовые (суммовые) разницы, возникающие у лизингодателя (лизингополучателя) при отражении в бухгалтерском учёте (в учёте у индивидуального предпринимателя) операций по договорам лизинга, заключённым в соответствии с настоящим Указом, на финансовые результаты организации лизингодателя и (или) лизингополучателя как внереализационные расходы либо внереализационные доходы.

Однако и этих мер оказалось недостаточно для того, чтобы увеличить реализацию отечественной техники. В этой связи 16 марта2005 г. был подписан Указ Президента Республики Беларусь № 134 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 8 апреля2004 г. № 171».

Указом № 134 определён ряд дополнительных мер, направленных на компенсацию потерь банков от предоставления кредитов лизингодателям и осуществления операций лизинга отечественных транспортных средств.

В частности, при передаче автотранспортных средств отечественного производства по договорам лизинга на условиях Указа № 171 для банков, обслуживающих государственные программы, налог на доходы уменьшается на сумму разницы между процентным доходом, исчисленным исходя из остатка задолженности по кредиту, предоставленному банком лизингодателю на условиях Указа № 171, с использованием сложившейся по банку за отчётный период средневзвешенной процентной ставки по кредитам, выдаваемым в иностранной валюте, и процентным доходом, получаемым по кредитному договору с лизингодателем за отчётный период. Для банков, передающих автотранспортные средства по договорам лизинга, налог на доходы уменьшается на сумму разницы между процентным доходом, исчисленным исходя из остатка невозмещённой контрактной стоимости автотранспортных средств, переданных лизингополучателю на условиях Указа № 171, с использованием сложившейся по банку за отчётный период средневзвешенной процентной ставки по кредитам, выдаваемым в иностранной валюте, и доходом за отчётный период, включающим вознаграждение лизингодателя по договору лизинга.

В целях реализации данного Указа Совмином и Нацбанком было принято совместное постановление от 30 июля 2004 г. № 931/14 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 8 апреля 2004 № 171» (Вступило в силу с 10 мая 2004 г.). Данным постановлением было определено, что при предоставлении банками кредитов в иностранной валюте для приобретения автомобильных транспортных средств по договорам финансовой аренды (лизинга) в соответствии с Указом № 171 применяются единые процентные ставки в размере не более 8 % годовых с учётом вознаграждения (дохода) лизингодателя.

До заключения кредитного договора с лизингодателем банк должен направить ходатайство в Национальный банк и Министерство финансов о согласовании уровня процентной ставки по конкретному кредиту в иностранной валюте. При этом Национальный банк и Министерство финансов должны в двухнедельный срок принять согласованное решение о размере процентной ставки за пользование кредитом.

Но и эта норма не работала так, как хотелось бы. Поэтому 1 сентября было принято ещё одно постановление Совмина и Нацбанка № 969/10 «О процентных ставках при предоставлении банками кредитов в иностранной валюте для приобретения автомобильных транспортных средств по договорам финансовой аренды (лизинга)» (тоже вступило в силу задним числом – с 24 мая 2005 г., и с его принятием вышеуказанное совместное постановление Совмина и Нацбанка от 30 июля 2004 г. утратило силу).

На этот раз в постановлении от 1 сентября 2005 г. конкретизировано, что до заключения кредитного договора с лизингодателем либо договора финансовой аренды (лизинга) с лизингополучателем банк должен направить в Минфин ходатайство о согласовании не только конкретных размеров процентной ставки по предоставляемому банком кредиту, но и процентного дохода банка по договору финансовой аренды (лизинга). К такому ходатайству прилагаются подтвержденные Нацбанком данные о сложившихся по банку за отчётный период средневзвешенных процентных ставках по кредитам, выдаваемым в иностранной валюте, и расчёт процентного дохода банка, включая вознаграждение (доход) по договору финансовой аренды (лизинга). При этом, как и раньше, Минфин в течение двух недель должен принять решение о согласовании процентных ставок банка.

Казалось бы, меры приняты, льготы даны, ставки определены и прочее, прочее… Тем не менее в 2004 году белорусские международные автомобильные перевозчики смогли купить всего 94 МАЗа и 137 МАЗ-МАНов при общей ежегодной потребности в обновлении подвижного состава около 3000 автопоездов…

Многие перевозчики объясняют это несколькими факторами. Во-первых, после принятия решения об отмене временного ввоза подвижного состава зарубежного производства им пришлось вернуть лизингодателю более 3 тыс. более чем наполовину оплаченных автопоездов, что, вкупе с резко упавшей рентабельностью перевозок, значительно снизило их платёжеспособность. Во-вторых, и лизинговые, и транспортные компании выжидают: не изменится ли ещё что в данном сегменте законодательства. А наиболее «нетерпеливые» и вовсе решили не ждать у моря погоды и передислоцировались в страны с более привлекательными рыночными условиями.

А что будет дальше – покажет время…

 

Светлана ДАНИЛЕВИЧ