Подвижной состав "Минские новинки – на автомобильном рынке"


Стратегия развития Минского автозавода ориентирована на постоянное обновление модельного ряда, повышение конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции, освоение новых технологий. В целях приближения технико-экономических характеристик мазовских машин к уровню западных аналогов проводятся работы по модернизации серийно выпускаемых изделий, создание и освоение новых образцов автотехники.

 

Пополнение в семействе «магистральников»

Ещё в октябре 1999 года с конвейера предприятия сошёл первый двухосный грузовой МАЗ-4370, открывший новый ряд МАЗов среднетоннажного семейства. Опыт эксплуатации этих машин в Беларуси, России, а также других странах СНГ и Балтии показал, что наибольшая эффективность применения подобной автотехники может быть достигнута при её работе в составе автопоездов на базе среднетоннажников семейства МАЗ-4370. Одним из примеров разработок в этом направлении стал автопоезд полной массой 18 т в составе двухосного автофургона-тягача МАЗ-437130 и прицепа МАЗ-837300-3012, демонстрировавшийся на 9-й Московской международной выставке «Мотор шоу-2005». При этом грузоподъёмность автопоезда составляет 8,6 т, а автомобиля-тягача – 4 т. Указанный подвижной состав рассчитан на выполнение как местных, так и междугородных перевозок по автодорогам I-IY категорий.

Как известно, в Европе созданы большегрузные бортовые «тандемные» автопоезда для междугородных перевозок с короткой сцепкой и суммарным объёмом кузовов 115-120 м3. Подобный подвижной состав позволяет полностью использовать грузоподъёмность ТС при объёмной массе груза порядка 0,2 т/м3. В новом же мазовском автопоезде суммарный объём кузовов составляет 71 м3 (35,5 + 35,5 м3), что даёт возможность максимально использовать грузоподъёмность при транспортировке грузов с объёмной массой около 0,13 т/м3. В результате повышается производительность при перевозках легковесных грузов.

Проведённые исследования по оптимизации технико-эксплуатационных параметров автомобилей и автопоездов среднетоннажного семейства МАЗ-4370 показали увеличение производительности автопоезда по сравнению с одиночным автомобилем при эксплуатации в условиях региональных и междугородных перевозок на 80 %. При этом снижение себестоимости транспортной работы в расчёте на 1 ткм составило 34-35 %. Ресурс автопоезда при эксплуатации на междугородных перевозках по магистральным дорогам составляет не менее 800 тыс. км пробега.

Создание автомобиля МАЗ-437130 для эксплуатации в составе автопоезда явилось продолжением работ по расширению модельного ряда среднетоннажных МАЗов и обновлению номенклатуры продукции. Он был спроектирован на базе шасси хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации МАЗ-4370 с внесением в его конструкцию ряда усовершенствований, наиболее значительными из которых является установка новых силового агрегата и кабины.

Установка нового силового агрегата предполагает комплектацию МАЗ-437130 двигателем Deutz BF 4M 1013FC Code 125G/1 мощностью 125 кВт, соответствующим требованиям Евро-3, 5-ступенчатой КПП ZF S5-42, а также однодисковым фрикционным сцеплением фирмы ZF-Sachs с гидропневматическим приводом. В сочетании с ведущим мостом, главная передача которого имеет передаточное число 4,44, это позволяет обеспечить автопоезду скорость до100 км/ч. Однако, в соответствии с Правилом № 89 ЕЭК ООН, устанавливается ограничитель максимальной скорости до90 км/ч.

Заметим, что моторный отсек МАЗ-437130 адаптирован под максимально широкий ряд силовых агрегатов. Так, например, уже в следующем году автомобиль предполагается оснащать 155-сильным минским двигателем, удовлетворяющим нормам Евро-3, и 5-ступенчатой коробкой передач СААЗ-433420 производства Смоленского автоагрегатного завода.

Благодаря применению современного двигателя увеличенной мощности, оптимизированному передаточному числу трансмиссии, а также улучшенной аэродинамике автопоезд обладает высокими тягово-скоростными качествами и топливной экономичностью. Проведённые исследования показывают, что автопоезд полной массой 18 т на пригородных и региональных перевозках расходует в среднем 17 л/100 км при скорости движения60 км/ч, в то время как одиночный автомобиль имеет расход топлива порядка 13 л/100 км при60 км/ч. МАЗ-437130 комплектуется двумя топливными баками объёмом по130 л. Поэтому при средней скорости движения автопоезда70 км/чпо равнинной местности запас хода по топливу составляет более1000 км.

Новая кабина была разработана на базе «короткой» кабины МАЗ-6501 с максимально возможной унификацией узлов. Анализ эксплуатации в АТП среднетоннажных МАЗ-4370 подтвердил целесообразность сохранения трёхместной кабины с возможностью перевозки одного или двух человек, сопровождающих груз, что способствует расширению сферы применения автопоезда. Кстати, по заказу кабина может быть выполнена в двухместном варианте. Дополнительно предусмотрена и установка откидного среднего сиденья, которое может использоваться как столик.

Подъём в кабину прост и удобен. Эргономически правильное размещение приборов, сигнальных средств и органов управления, регулируемые рулевая колонка и сиденье, длинные передние малолистовые рессоры способствуют созданию функционального и удобного рабочего места водителя. Для его отдыха кабина оборудована откидным спальным местом. В качестве дополнительного оборудования устанавливают независимый жидкостный подогреватель Webasto или Eberspacher, автомагнитолу и другие электроприборы.

Для наиболее полного использования грузоподъёмности автопоезда были выбраны соответствующие размеры кузовов тягача и прицепа: длина6,2 м, ширина2,488 м, высота2,3 м. Погрузочная высота в снаряжённом состоянии при этом составляет1,1 м. Наружная и внутренняя облицовки кузовов, изготавливаемых на ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава», выполнены из нержавеющей стали толщиной0,6 мм. При этом в качестве утеплителя применён полиуретан. Кузова изготовлены с использованием импортной нержавеющей фурнитуры фирмы Furgocar.

Заметим, что кроме представленного варианта исполнения автопоезда предполагается изготовление конструкций с одинаковыми тентовыми кузовами автомобиля и прицепа общим объёмом 60 м3 (30+30 м3) или 71 м3 (35,5+35,5 м3).

По сравнению с серийным МАЗ-4370 значительные изменения были введены в систему электрооборудования. Все устройства коммутации электрооборудования собраны в единый блок, что обеспечило удобство обслуживания и надёжность эксплуатации. Щиток приборов имеет единое корпусное исполнение со встроенными приборными блоками и панелью световых сигнализаторов с антибликовым стеклом. Основные узлы и датчики электрооборудования на двигателе и шасси автомобиля подключены к бортовой сети через герметичные разъёмы, что исключило коррозию контактов и свело к минимуму возможность отказов.

Особенностью конструкции МАЗ-437130 стало и применение современных электронных систем. Центральное место среди них занимает электронная система управления (ЭСУ) двигателем Deutz. Её функционирование позволяет осуществлять лёгкий запуск мотора и оптимальную подачу топлива на различных режимах его работы, обусловливая минимальный выброс вредных веществ в атмосферу, что способствует выполнению требований Евро-3. Кроме того, удаётся значительно улучшить характеристику протекания крутящего момента, а также снизить расход масла на угар. Обеспечивается и контроль за рабочими параметрами двигателя. При превышении их критических значений или возникновении серьёзной неисправности уменьшается подача топлива (снижается мощность) или выключается двигатель. При этом система сообщает водителю о возникшей неисправности путём зажигания контрольной лампы и сохраняет параметры внутри блока управления для их анализа и проведения ремонта.

Следует отметить и установку ABS фирмы Wabco типа 4S/4М (4 датчика/ 4 модулятора) с уменьшенными габаритами электронного блока управления и электропневматическими модуляторами повышенной долговечности.

В комплектацию нового автомобиля входит также бортовая система контроля и диагностики (БСКД) от НПП «Хартрон» (Украина). Она диагностирует бортовые электронные системы управления узлами и агрегатами автомобиля (ABS, ASR, ЭСУ двигателя и др.) с выводом на дисплей перед началом движения и при техобслуживании диагностических сообщений для водителя и обслуживающего персонала о неисправностях электронных систем. В результате удаётся определять большую часть неисправностей без применения внешнего диагностического оборудования. Кроме того, названная система обеспечивает отображение осевой нагрузки, среднего расхода топлива за последние100 кми массу другой полезной справочной информации. В частности, выводятся дата, текущее время, напряжение в бортсети, количество топлива в баке, моточасы работы двигателя, среднее замедление при последнем торможении и т. д. Предусмотрено и предотвращение и регистрация попыток несанкционированного запуска двигателя. Кроме того, блок БСКД обеспечивает функции будильника, счётчика пробега с начала поездки и т. д.

В качестве дополнительного оборудования может быть установлена электронная система мониторинга, оценки состояния и гибкого технического обслуживания (МГТО) производства йошкар-олинского ООО «Объединение «Родина». Кстати, она одновременно выполняет функции электронного «бортового журнала» транспортного средства на всём протяжении его жизненного цикла.

Кроме регистрации в памяти целого ряда параметров (моточасы работы двигателя, наработка на холостых оборотах, общий пробег МАЗ-437130, пробег машины после последнего ТО, количество запусков двигателя, переключений передач, блокировок дифференциала и т. д.), система анализирует нагрузки и режимы работы автомобиля и его агрегатов в процессе эксплуатации и прогнозирование проведения следующего ТО.

 Минский «богатырь»

В типаже перспективных автомобилей Минского автозавода значительное место занимают самосвалы. В рамках дальнейшего расширения модельного ряда и совершенствования подобной техники был создан самосвальный автопоезд полной массой 65 т в составе седельного тягача МАЗ-643008-029-011 с колёсной формулой 6х4 и трёхосного полуприцепа МАЗ-953000, обладающего грузоподъёмностью 42,6 т.

Создание данного автопоезда позволяет расширить и обновить номенклатуру продукции завода и преследует цель повышения технико-эксплуатационных показателей мазовских самосвальных автотранспортных средств за счёт применения принципа универсальности изделий и увеличения грузоподъёмности.

Автопоезд в базовом исполнении предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом, а соответствующие модификации по заказам потребителей – в регионах с тропическим и холодным климатом.

Основной особенностью тягача является установка короткой новой кабины длиной1,75 мна базе большой кабины МАЗ-6430 с четырёхточечным пружинным подрессориванием. Её параметры в сочетании с оптимальной компоновкой рабочего места и интерьера обеспечивают достаточно высокий уровень рабочего и бортового комфорта и гарантируют удобство управления.

Машина укомплектована 400-сильным дизелем ЯМЗ-7511.10 (Евро-2) и 9-ступенчатой КПП ЯМЗ-239. В качестве вариантов предусмотрена возможность оснащения двигателями, соответствующими нормам Евро-3: ЯМЗ-658 мощностью420 л. с., а также MAN D2866 LF25 (410 л. с.). В последнем случае устанавливается 16-ступенчатая КПП ZF 16S221.

Автопоезд оснащён целым комплексом электронных систем. Антиблокировочно-противобуксовочная система ABS/ASR от фирмы Wabco отличается уменьшенными габаритами электронного блока управления (ЭБУ) и электропневматическими модуляторами повышенной долговечности. Система обеспечивает повышенную безопасность движения за счёт применения более совершенного алгоритма управления во время торможения.

Новинкой является применение на новом самосвальном автопоезде оригинального устройства ограничения скорости (УОС), объединённого с интеллектуальной электронной системой мониторинга, оценки состояния и гибкого технического обслуживания (УОС/МГТО), которое одновременно выполняет функции электронного «бортового журнала». При этом кроме автоматического ограничения максимальной скорости в соответствии с требованиями международных стандартов (Правило № 89 ЕЭК ООН), существуют возможности установки порога ограничения скорости при перегрузе и регистрации в памяти целого ряда параметров. Система обеспечивает анализ нагрузки и режимов работы автомобиля и его агрегатов в процессе эксплуатации с прогнозированием проведения следующего ТО.

Своими конструктивными особенностями отличается и полуприцеп МАЗ-953000. Самосвальная платформа поднимается и опускается с помощью гидроцилиндра «Hyva». Управление гидрооборудованием механизма подъёма платформы полуприцепа электропневматическое. При этом угол подъёма платформы ограничивается автоматически и равен 450.

Сварная самосвальная платформа с ровным дном дополняется съёмными надставными бортами высотой 200 мм. Последние позволяют увеличить объём 25-«кубовой» платформы до 28,8 м3, что позволяет полностью использовать грузоподъёмность автопоезда при перевозке грузов с объёмным весом 1,4-1,7 т/м3.

На прицепном звене применена антиблокировочная система тормозов типа 4S/3M (4 датчика/ 3 модулятора) производства НП РУП «Экран» (Беларусь), которая значительно повышает безопасность движения и обеспечивает выполнение международных требований к тормозным свойствам АТС. Следует отметить и установку электронного счётчика километров пробега прицепного звена, встроенного в блок АBS с возможностью считывания данных при компьютерной диагностике, а также в виде светового кода на контрольную лампу АBS.

Проведённые расчёты технико-экономических показателей разработанного автопоезда показали, что по сравнению с серийным автопоездом в составе тягача-самосвала МАЗ-551605-225 и самосвального прицепа с двухсторонней боковой разгрузкой МАЗ-856100, обладающим полной массой 55 т и грузоподъёмностью 35 т, годовая производительность увеличивается на 27 %, а себестоимость транспортной работы снижается на 5,5 %.

Как видим, Минский автозавод «отметился» на минувшем «Мотор Шоу-2005» сразу двумя новинками, внедрение которых в производство, очевидно, позволит расширить сферу эксплуатации мазовской автотехники.

 

Юрий ПОЛЯКОВ