Подвижной состав "Ставка на третью ось"


Паспортная вместимость трёхосного «Эталона» – 64 человека. Но в часы «пик» туда войдёт гораздо больше пассажиров…

На минувшем Киевском автосалоне корпорация «Эталон» традиционно показала целый ряд новинок. Среди них – разработка «Дельфин-макси» – трёхосная машина с двигателем «Андория», которая имеет АБС и соответствует стандарту Евро-3. 120-сильный дизельный агрегат снабжён турбонаддувом с промежуточным охлаждением. Серийный выпуск этих автобусов начнётся нынешней осенью в Чернигове, куда не так давно было передано производство автобусов особо малого класса «Дельфин». Ещё одна трёхосная новинка корпорации – городской автобус среднего класса «Эталон» А-079.030, унифицированный с базовой машиной и вмещающий 64 пассажира.

 

 

 С ориентиром на больший груз

Повышенный интерес конструкторов предприятия к 3-осным пассажирским машинам объясняется желанием обеспечить внутренний рынок доступными большему числу автоперевозчиков недорогими автобусами. Эти автобусы столь же качественны и долговечны, как их 2-осные предшественники, но имеют при этом повышенную пассажировместимость. В то же время повышение цены, по сравнению с базовой моделью, у таких машин достаточно невелико.

Так, 3-осный «Дельфин-макси» БАЗ-3215, в отличие от своего 2-осного предшественника, имеет вдвое большую пассажировместимость (32 места против 18) , а его цена составляет 24 тыс. долларов. Так что по параметрам «цена – качество – себестоимость пассажироперевозок» заводчане считают его более предпочтительным для потребителей и не исключают, что до конца года он может вытеснить с конвейера своего 2-осного «собрата», имеющего не столь высокую рентабельность. Аналогичными соображениями заводские конструкторы руководствовались и при создании 3-осного городского автобуса «Эталон» А-079.030. Год назад президент компании Владимир Бутко поставил перед конструкторами задачу создать на базе недорогих агрегатов 8-метровый автобус, который перевозил бы 60-70 пассажиров. Когда заводчане проработали различные варианты с использованием агрегатов польских, немецких и других производителей, то пришли к выводу: экономически наиболее целесообразным является создание 3-осной конструкции шасси. В результате появилась 3-осная машина на хорошо себя зарекомендовавших агрегатах ТАТА. При этом третья поддерживающая ось позволила увеличить пассажировместимость автобуса почти вдвое. Если обычный серийный «Эталон» А-079.04 перевозит 38 пассажиров, то «трёхосник» – 64. Цена этого автобуса составляет около 44 тыс. долларов, что в перерасчёте на одного пассажира является на сегодняшний день наилучшим показателем. Высокая унификация нового «Эталона» с базовой моделью позволит выпускать их на одной сборочной линии.

 «Турист» поневоле

Ещё одна новая разработка НТЦ корпорации – комфортабельный туристический автобус «Эталон L» А-079.042, который также будет серийно выпускаться с октября нынешнего года. При сравнительно невысокой цене он обеспечивает уровень комфортабельности перевозок, не уступающий лучшим западным образцам, а по некоторым показателям даже превосходит их. Трёхрядная компоновка с большим шагом сидений (860 мм) позволяет всем пассажирам свободно расположиться в салоне и не чувствовать себя стеснёнными. Кроме того, автобус имеет возможность перепланировки салона, располагает очень вместительным багажником (объёмом 3,2 м3). Стоимость такого автобуса с «полным фаршем» (кондиционер, «видеодвойка», минибар и т. д.) составляет 60 тыс. долларов.

 Внешне туристический «Эталон L» мало похож на своего предшественника


История создания этого автобуса достаточно необычна. Когда в минувшем году делегация завода отправилась в Ганновер на специализированную автобусную выставку, заводчанам пришлось выложить «кругленькую» сумму за аренду импортного автобуса, а затем мучиться в тесноте всю дорогу. Но нет худа без добра – уже в дороге у членов делегации родилась правильная мысль: глупо платить деньги за аренду того, что можно сделать самостоятельно и намного лучше. Вот так появился туристический «люкс»…

Что же касается моделей, показанных на предыдущих выставках, то все они находятся в активной эксплуатации и проходят ресурсные испытания, тесты в соответствующих научно-исследовательских учреждениях с последующей доводкой. Уже в этом году «Роксолана» должна стать на конвейер. При этом идеология уменьшения цены заставила заводчан искать агрегатную базу взамен немецкой, которая планировалась на первых порах. Автобусы «Пролисок» и «Славутич» также начнут выпускаться в ближайшее время. Городские низкопольные «Пролиски» должны прийти на конвейерную смену «Эталону» А-079.04, когда тот начнёт морально устаревать (ожидается, что это произойдёт в ближайшие два года). А производство «Славутича» сдерживают вялотекущие переговорные процессы с автозаводом им. Лихачёва.

 А больше пока не получится...

В настоящее время корпорация «Эталон» активно развивает дилерскую сеть по всей Украине. Пока спрос опережает производственные возможности предприятия, автобусы продаются ещё за два месяца до их изготовления. Но так будет не всегда. Заводчане уже сейчас готовятся к работе в условиях жёсткой конкуренции. В частности, ведутся переговоры и с корпорацией «Автоинвестстрой», которая также, возможно, будет продавать продукцию «Эталона». Уже сейчас предприятие успешно сотрудничает с «Автоинвестстроем», закупая через эту корпорацию у россиян шасси для «Дельфинов» и ряд других комплектующих.

БАЗ-3215 «Дельфин-макси» теперь отвечает Евро-3


Всего за 2,5 года, прошедшие с начала работы Бориспольского автозавода, было произведено и реализовано 950 автобусов «Эталон» различных модификаций. Кроме того, предприятие изготовило 350 автобусов особо малого класса «Дельфин» БАЗ-2215. Суммарно произведено и реализовано более 1300 автобусов. Ожидается, что уже с августа-сентября все «Эталоны» независимо от предназначения для экспорта или внутреннего рынка будут выпускаться с форматом двигателя Евро-2. Машины получат двигатели ТАТА и системы АБС Wabco, закупаемые в Германии. Кроме того, конструкторы ведут работу над 10-метровой машиной, которая может выпускаться на мостах ТАТА с двигателем Евро-3 или Евро-4 (Cummins или Deutz).

Что касается экспорта, пока он для предприятия не столь важен, поскольку БАЗ не может удовлетворить спрос даже на внутреннем рынке. В то же время главными потенциальными импортёрами «Эталонов» и «Дельфинов» на предприятии считают Россию, Белоруссию, Молдавию и Грузию, с представителями которых уже ведутся соответствующие переговоры. Заинтересованы в «Эталонах» не только среднеазиатские республики, но и ряд африканских стран. Работа в этом направлении ведётся без ущерба для внутреннего рынка.

На стенде компании «Эталон»


В нынешнем году корпорация начала наращивать объёмы производства. За пять месяцев этого года на БАЗе произвели и реализовали более 250 автобусов «Эталон», в Чернигове – 150 автобусов «Дельфин». А к концу года в корпорации планируют выйти на годовую мощность 1000 «Эталонов» и 600 «Дельфинов». Больше не получится. Основная причина, сдерживающая увеличение производства автобусов в корпорации, в том числе низкопольных, заключается в нехватке производственных площадей. Поэтому сейчас идёт работа по строительству новых цехов в Пролисках и Чернигове. В планах предприятия также создание Галицкого автозавода во Львове, но этот процесс пока в стадии длительных переговоров.

Кроме того, в корпорации намерены трансформировать свой НТЦ, в котором работают 60 специалистов, в отдельную хозрасчётную структуру – НИИ «Эталон», находящийся сейчас на стадии регистрации. Таким образом, в структуру корпорации будут входить три автозавода и институт, называющийся «НИИ автомобилестроения».

 

Владимир ШЛЯХОВОЙ