Производство "Volvo Тrucks: борьба за клиента"


Компания Volvo Trucks объявила о полном обновлении гаммы тяжёлых грузовиков серий FH и FM. Для того, чтобы оценить масштаб проделанной работы, она устроила большой сбор гостей в Швеции, на заводском испытательном полигоне близ Гётеборга.

 

Миссия выполнима!

Результаты проделанной работы впечатляют даже человека неискушённого. Прежде чем представить новый товар широкой общественности, шведская компания запустила на дороги 13 стран мира 50 обновлённых грузовиков, которым суждено было провести в испытательном режиме ни много ни мало 3 млн км. В результате корпоративных усилий основные цели были достигнуты. В частности, удалось сделать машины легче на270 кги добиться экономии топлива на уровне 3 %. Задача эта была почти невыполнима, особенно в свете ужесточения экологических норм европейским законодательством. Однако шведы в очередной раз доказали и себе, и всему миру, что невозможное – возможно.

Уместно вспомнить, что в своё время в разработку нового поколения Volvo FH/FM было вложено 600 млн. евро. В проекте было занято 1200 человек. К нему приступили в 1997 году, а уже в мае 1999-го на испытания попали первые прототипы. Работа над нынешним модернизированным семейством началась практически сразу вслед за выходом машин в 2001 году. Сколько денег было потрачено, шведы не говорят, но для чего это было сделано, ясно: ради повышения привлекательности скандинавских грузовиков для европейских транспортных компаний.

 

13-литровый D13A пришёл на смену 12-литровому D12D


Корпоративный дух убеждает в том, что производить качественные грузовики – ещё не значит быть лидером грузового автомобилестроения. Менеджеров компании учат так: требовательный покупатель сегодня рассчитывает на понимание характера его деятельности поставщиком. И даже больше – на реальную помощь в повышении рентабельности бизнеса. Отсюда одна из краеугольных задач – помочь покупателю сократить издержки. Это первый и самый распространённый подход. Но есть и другой – разработка решений, повышающих прибыль клиентов. Впрочем, в России и странах СНГ многие автоперевозчики, скорее на рельсы готовы лечь, нежели показать своим деловым партнёрам картинку реального состояния своего бизнеса. А потому для автоперевозчиков той же России по-прежнему актуальными остаются вопросы технического совершенства грузовых автомобилей, их надёжность и стоимость.

Автоматическая трансмиссия I-Shift второго поколения


Как показывает анализ европейского рынка, потребности Старого Света в тяжёлых грузовиках в 2005 году остаются очень высокими. В течение первых шести месяцев этого года европейское подразделение компании поставило 22412 единиц автомобильной техники, что на 2 % превышает количество востребованного подвижного состава за тот же период 2004 года. И общий сбыт, по словам руководства, находится на небывало высоком уровне.

 

Новый взгляд на практичность наружных зеркал заднего вида


Индексы новизны

Обновлённые машины скандинавского производителя легко узнать по шильдикам Euro-4 и Euro-5, закреплённым на боковинах кабин. За ними скрываются воплощённые идеи инженерного состава, работающие в прямом смысле слова на будущее. В числе новинок – более мощный 13-литровый и более эффективный 9-литровый двигатель, новое поколение трансмиссий I-Shift для более широкого спектра перевозок и кабина повышенного комфорта.

Внешне отличить Volvo FH 2005 года от модели 2001 года сложно


Представляя новый продукт, старший вице-президент компании Volvo Trucks в Европе Роар Исаксен подчеркнул, что модельный ряд FH и FM постоянно совершенствуется. А сейчас вообще сделан значительный шаг вперёд в области современных технологий и сервиса. И не последняя роль в обновлении отведена модернизации силовых приводов – двигателей и трансмиссий.

Шведы – люди не суеверные, и цифра 13 их нисколько не пугает. Наверное, поэтому в их самолётах есть 13-й ряд кресел, а уж тем более – индекс нового дизельного двигателя повышенной мощности. Речь идёт о совершенно новом моторе D13A рабочим объёмом13 л. Он легче своего предшественника D12D примерно на20 кг, но при этом ещё мощнее и эффективнее. С целью увеличения объёма цилиндров и повышения крутящего момента на 200 Нм длина хода поршней была увеличена. В результате возросло ускорение, улучшены ходовые качества при меньшем переключении передач и более скромном расходе дизельного топлива плюс улучшена способность преодоления подъёмов. Ведь повышенная мощность означает ещё и экономичную езду с более высокой средней скоростью.

На «дегустацию» были представлены разные варианты машин


Двигатель D13A предлагается с четырьмя вариантами мощности:400 л. с. (294 кВт),440 л. с. (324 кВт),480 л. с. (353 кВт) и520 л. с. (382 кВт), но последний – только для серии FH. Мотор с «несчастливым» индексом поистине уникален. Ведь, начиная с него, все двигатели Volvo разрабатываются в соответствии с единой базовой концепцией. Это прочные силовые агрегаты с высокой эксплуатационной надёжностью и многими общими техническими решениями. В их числе – единая головка блока цилиндров, расположенный сверху распредвал, четыре клапана на цилиндр и насос-форсунки с электронным управлением.

Кстати, D13A стал первым двигателем компании Volvo, который может быть оснащён замкнутой системой вентиляции картера CCV. Периодичность замены моторного масла увеличена до 100 тыс. км или одного раза в год. Это означает сокращение времени нахождения в сервисном центре и снижение издержек. Новый двигатель сохранил все сильные качества предшественника, но при этом был усовершенствован. В частности, с целью увеличения объёма цилиндров и повышения крутящего момента длина хода поршня была увеличена. По словам руководителя отделения производственной стратегии и планирования компании Мэтс Францена, мотор стал более пригодным для выполнения тяжёлых работ – таких, как строительные перевозки и использование тяжёлых прицепов.

Набор компонентов для AdBlue


Ещё один предмет гордости шведов – новое поколение двигателей D9B, пришедших на смену поколению D9A. Они обладают исключительно высокой мощностью по отношению к массе. Такие моторы характеризуются более высоким ускорением и улучшенной управляемостью, а это немаловажные факторы при преодолении подъёмов. «Девятка» выпускается с тремя уровнями мощности:300 л. с. (220 кВт),340 л. с. (250 кВт) и380 л. с. (280 кВт). Периодичность замены масла в них увеличена до 80 тыс. км, что также положительно сказывается на повышении экономичности эксплуатации. В новой «девятке» усовершенствованы система охлаждения и смазки. Как и D13A, первоначально он будет поставляться на рынок в варианте Евро-3. но при желании их можно дополнительно оснастить системой SRC, позволяющей довести их до уровня соответствия более высоким экологическим стандартам.

 

 

Программа двигателей Volvo Trucks

Мотор       Объём, л   Конфигурация  Мощность,         Макс. крутящий

           кВт/л. с.            момент, Н·м

D13A 400    12.8            R6                        294/400                2000

D13A 440    12.8            R6                        324/440                2200

D13A 480    12.8            R6                        353/480                2400

D13A 520    12.8            R6                        382/520                2500

D9В 300      9.4              R6                        220/300                1500

D9В 340      9.4              R6                        250/340                1600

D9В 380      9.4              R6                        280/380                1700

 

 Шведы выбрали систему избирательной каталитической нейтрализации (SRC) по нескольким причинам. В частности потому, что это самое экономичное решение на рынке с точки зрения расхода топлива. Оно обеспечивает прочность и высокую надёжность конструкции. SRC также хорошо работает на высокомощных двигателях. Система не требует дополнительного технического обслуживания. Наконец, технология устойчива к различиям в качестве топлива.

 

Заправочная ёмкость для мочевины


Евро-4 и Евро-5

Как известно, принятие новых экологических норм не за горами: Евро-4 вступает в силу уже с 1 октября 2006 года. Однако уже весной текущего года компания Volvo Trucks начала поставку двигателей, отвечающих стандартам токсичности отработавших газов Евро-4 и Евро-5, которые должны вступить в силу в 2006 и 2009 гг. соответственно. Благодаря системе избирательной каталитической нейтрализации двигатели выполняют строгие экологические нормативы без снижения технических характеристик. Более того, технология SCR может также использоваться на двигателях высокой мощности. И уже сейчас представители компании утверждают, что Volvo Trucks прекрасно подготовлена к требованиям, вступающим в силу после 2010 года.

Повышенная эффективность сгорания топлива в новых моторах способствует снижению расхода дизельного топлива. Правда, при этом придётся нести дополнительные затраты на мочевину. Благодаря дополнительной обработке выхлопных газов посредством реагента AdBluе и системы SCR оксид азота превращается в безвредный азот и водяной пар. Специалистами установлено, что для соответствия требованиям стандарта Евро-4 требуется концентрация реагента AdBlue на уровне около 3-4 % от объёма топлива, а для Евро-5 – более высокая пропорция (около 5-7 %). Для реагента выпускаются баки ёмкостью от 30 до120 л, и перевозчик сам выбирает, какой подходит лучше для специфики его работы.

 

Volvo FM тоже поднабрал силёнок и не отстаёт от FH 

Среди инструкторов были и те, кто работает на грузовиках Volvo с 1969 года


AdBlue без секретов

Реагент AdBlue представляет собой устойчивую водоподобную жидкость без запаха и абсолютно безопасную для человека. Активное вещество в реагенте – нитрат аммония – изготовлено из природного газа. Реагент состоит из 32,5 % раствора нитрата аммония в дистиллированной воде. AdBlue замерзает при температуре –15 °С, но двигатель при этом может быть запущен. Бак с реагентом оснащён системой, которая быстро нагревает жидкость после пуска двигателя. Стандартная система способна обеспечить размораживание при температурах до –25 °С. По отдельному заказу предлагается решение, обеспечивающее подобный эффект при температурах до –40 °С.

 

Обновлённый интерьер флагмана


В настоящее время компания Volvo вместе с ведущими нефтеперерабатывающими и химическими концернами разрабатывает оптимальные решения для дистрибьюции и эксплуатации реагента AdBlue. По соглашению с компанией Yara уже сейчас Volvo Trucks может поставить заказчикам системы и оборудование для заправки и хранения реагента AdBlue.

У клиентов шведской компании есть также возможность заказать вариант 12-литрового двигателя мощностью390 л. с. (287 кВт) или430 л. с. (316 кВт) с системой рециркуляции отработавших газов EGR. Он соответствует требованиям стандарта Евро-4. В то же время для российских перевозчиков ситуация с тем же AdBlue до конца не ясна. Например, что будет, если залить мочевину в бак с дизельным топливом? Шведы уверяют, что это невозможно, поскольку на продукте стоит маркировка, а на лейке – клапан. Но мы-то с вами прекрасно знаем, что в нашей стране и невозможное возможно!.. В этом случае, как уверяют специалисты, двигатель выйдет из строя. Опять же вопрос: полетят насос-форсунки, высыпется катализатор или мотор будет запорот окончательно? Ответы мы услышали разные, и стало совершенно очевидно, что и для Европы переход на Евро-4 и Евро-5 – дело совершенно новое.

Однако надо иметь в виду что между требованиями действующего стандарта Евро-3 и принимаемого через год Евро-4 есть существенные различия. Так, оксид азота (NOx) должен быть сокращён на 30 %, а содержание твёрдых частиц – аж на 80 %. Забота об экологии улучшает качество воздуха, но предъявляет слишком высокие требования к производителям грузовых автомобилей. И поэтому важно отдавать себе отчёт в том, что автомобили, отвечающие требованиям экологических директив Евросоюза, будут дорожать. В то же время, вложения в систему, отвечающую нормам Евро-5, окупятся очень быстро. В частности, за счёт того, что в ряде стран до 2009 года будут взиматься более низкие транспортные сборы. Наконец, отпадёт необходимость модернизации системы в будущем.

 Второе поколение I-Shift

 

В новых моделях Volvo FH/FM применяется усовершенствованная автоматическая система переключения передач I-Shift. Это не доработанный, а заново сконструированный вариант 12-ступенчатой трансмиссии с делителем и демультипликатором с электронным управлением. Она стала компактнее и потеряла несколько килограммов веса. В результате было обеспечено повышение технических характеристик и улучшение ходовых качеств, а заодно – повышена плавность переключения передач и уменьшен уровень шума (главным образом, благодаря применению косозубых шестерён в планетарной передаче. Новое поколение компактнее предыдущего, что позволяет использовать более короткую колёсную базу.

Трансмиссия второго поколения мощнее, чем предшествующий аналог. Она рассчитана на крутящий момент до 2500 Н·м, а это – максимальный крутящий момент двигателя D13A. Благодаря высоким рабочим характеристикам и более совершенному алгоритму переключения передач новая I-Shift повышает удобство вождения и улучшает ходовые качества грузовика. С ней значительно проще маневрировать на ограниченной площадке и легче управлять автомобилем в условиях заторов и пробок.  Эффективное взаимодействие двигателя и трансмиссии I-Shift повышает безопасность вождения. По утверждению Ове Викстрема, специалиста по трансмиссиям Volvo Trucks, новая коробка избавляет водителя примерно от 2000 переключений передач в день. Это делает управление автомобилем удобным и улучшает экономию топлива. В итоге получается отличное решение для скоростных региональных перевозок. В ближайшие 2-3 года ожидается двойное увеличение количества пользователей системой I-Shift.

Кроме того, расширенная в 5 раз (!) база данных и увеличенная втрое (!) память коробки I-Shift предоставляет больше возможностей для адаптации трансмиссии к различным требованиям заказчика. Новое, более мощное программное обеспечение позволяет выполнять больше функций и осуществлять более точное управление. Теперь она может быть установлена на автопоездах полной массой до 60 т, а в отдельных случаях – и до 130 т. Напомним: коробка-автомат I-Shift первого поколения предназначалась для автопоездов полной массой до 44 т. В определённых условиях коробка способна обеспечивать выполнение тяжёлых строительных перевозок и работ на дорогах низкого качества. Более того, во время движения можно использовать функцию отбора мощности двигателя, что ранее было невозможно.

Усовершенствованное электронное управление также помогает повысить тормозной эффект благодаря компактному ретардеру – вспомогательному тормозу, установленному на трансмиссии. Улучшенная возможность обработки данных упрощает адаптацию трансмиссии к различным транспортным операциям и индивидуальным требованиям заказчика. Систему можно модернизировать позже, например, в случае изменения потребностей заказчика по характеру перевозок или смене владельца автомобиля. Наконец, периодичность замены масла для I-Shift второго поколения составляет 400 тыс. км или один раз в три года.

 Уже другой Powertronic

 Наряду с I-Shift второго поколения для обновлённого модельного ряда предлагается усовершенствованная автоматическая трансмиссия Powertronic. Она обеспечивает повышенное значение максимального крутящего момента и применяется для более широкого спектра перевозок. Вообще, именно эта трансмиссия компании Volvo Trucks специально предназначена для тяжёлых перевозок и сложных условий работы. Переключение передач в автоматическом режиме осуществляется плавно, без прерывания потока мощности, что делает Powertronic идеальной в условиях тяжёлых строительных перевозок. Но коробка также поддерживает ручное переключение передач.

Теперь программа трансмиссии расширена с двух до трёх вариантов, с пятью или шестью передачами. После увеличения максимального крутящего момента на 300 Нм пик значения приходится на 2500 Н·м. Кроме того, для обеспечения более высокого тягового усилия усовершенствован гидроусилитель. Коробка отбора мощности рассчитана на крутящий момент 850 Нм, что представляет собой очень ценное усовершенствование. Ещё один важный момент – улучшенная способность данной трансмиссии в преодолении подъёмов.

 Новые мосты

Последний компонент силового привода – задний мост. Он также был модернизирован, с тем чтобы с минимальными потерями энергии передать мощность на колёса.

Задние мосты грузовиков Volvo были облегчены. Вес моста в сборе с рамой снижен на 40-230 кг, в зависимости от варианта.В них снижены потери на трение и ускорено время переключения передач. Более быстрое переключение, в свою очередь, повысило возможности использования прямой трансмиссии и улучшило топливную экономичность. Вдобавок ко всему, конструктивный ряд новых задних мостов будет поддержан программой, расширяющей возможности заказчика в части адаптации грузового автомобиля для выполнения различных транспортных задач.

Программа новых мостов с колёсными редукторами теперь расширена серией из семи новых моделей.

 Повышенный комфорт

Кабины новых Volvo FH/FM прошли целый этап усовершенствования. Например, для улучшения обзора были модифицированы внешние зеркала заднего вида. Специалисты применили более эффективные радиусы изгиба, обеспечивающие более широкий и полный спектр обзора. А дополнительное зеркало переднего вида позволяет сидящему за рулём обнаружить помеху впереди грузовика до того, как он тронется с места. Новые свойства автомобилей Volvo FH и Volvo FM обозначены снаружи четырьмя новыми цветами и специальными декоративными полосами. Подсказками к узнаванию обновлённых моделей служат стилизованные эмблемы и новый знак Globetrotter.

Внутри новизна заметна, прежде всего, по новой цветовой гамме интерьера. В ней появились дополнительные цвета. Фактор хорошего настроения и самочувствия особенно важен для водителей, которые проводят большую часть рабочего времени в кабине автомобиля. Поэтому все материалы отделки интерьера в автомобилях Volvo FH/FM тщательно отобраны и согласованы по цвету. Используются новые варианты материалов обивки, включая голубой текстиль и винил – комбинацию, устойчивую к износу и с улучшенными грязеотталкивающими свойствами. Есть титаново-серый или песочный плюш.

Сама кабина теперь имеет больше пространства для хранения вещей и лучшее освещение. На заказ можно получить расслабляющую подсветку красного цвета. Внутри прибавилось небольших практичных отсеков и держателей для документов, ручек, очков и т. п. Большая центральная вещевая ниша над ветровым стеклом увеличена в размерах, и в некоторых местах установлена подсветка. Ярче стали лампы для чтения. Благодаря отделениям, выполненным в соответствии с требованиями стандартов DIN, облегчается установка по спецзаказу аудиосистем и средств связи.

Специалист по кабинам и электронному оборудованию Volvo Тrucks Дженни Бломквист утверждает, что многие изменения в кабине на первый взгляд незаметны. Но для водителя они означают значительное усовершенствование как для работы за рулём, так и для отдыха. Новые приборы с чёткими дисплеями облегчают труд водителя. Приборная панель стала удобнее, с логически улучшенным и легче считываемым расположением приборов. Она предлагается в трёх вариантах на выбор. Новое аппаратное и программное оснащение обеспечивают вывод информации на большем количестве языков, чем прежде. А аппаратурное оснащение предоставляет расширенные возможности для добавления новых функций в блок приборов.

Кресло водителя с улучшенными боковыми опорами стало более комфортабельным. Для него используется более толстая обивка и видоизменённая подушка сиденья с блочными пружинами. На заказ можно приобрести и кресло с вентиляцией. Улучшилось и спальное место. Отныне оно оснащено новым матрасом, изготовленным из отдельных активных пружинных карманов, которые подстраиваются под форму тела. Матрас спального места стал намного толще. Он плавно изменяет свою форму в соответствии с положением тела. К нему теперь прилагается практичный чехол, который в случае необходимости легко свернуть.

Для снижения риска непроизвольного трогания автомобиля с места на новых грузовиках вводится система оповещения водителя о незадействованном стояночном тормозе. Индикация в виде мигающего символа и особый звуковой сигнал оповещают водителя, если зажигание выключено и стояночный тормоз не задействован или если зажигание включено, ни одна педаль не нажата, а автомобиль с открытой дверью неподвижен.

Подводя итог первому знакомству с модернизированным семейством тяжёлых грузовиков серий FH/FM, нельзя не отметить, что работа над их усовершенствованием проделана огромная. Компания свой шаг сделала. Ход – за перевозчиками.

 Александр ТРОХАЧЁВ,

фото автора