Акция "Соединяя Европу и Азию"


Из Китая 17 октября нынешнего года в столицу Бельгии прибыл автокараван «Пекин-Брюссель». Его участники за 20 дней успешно преодолели путь протяжённостью около 12 тыс. км, показав тем самым эффективность выполнения по сухопутному пути международных автоперевозок грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в государства Центральной Европы.

 

Возможностям перевозок нет границ

Интерес к созданию автотранспортного коридора между странами Европы и Юго-Восточной Азии вполне закономерен. Ряд грузов требует срочной доставки и аккуратного обращения, и в этом случае автоперевозчики предлагают доставку «от двери до двери», более быструю по сравнению с морским транспортом и более дешёвую по сравнению с воздушным.

В связи с этим весьма актуальной представляется идея Союза международных автоперевозчиков Казахстана (KazATO) о проведении автокаравана по историческому Шёлковому пути из Китая в Европу. Проект по  осуществлению перевозок грузов по подобному маршруту сухопутным путём получил всестороннюю поддержку Международного союза автомобильного транспорта (IRU), а также ассоциаций международных автоперевозчиков Китая (CRTA), России (АСМАП), Латвии (Latvijas Auto ), Литвы (Linava) и Польши (ZMPD). Указанные организации-члены IRU выбрали национальных автоперевозчиков для участия в данном проекте. В результате было подготовлено 5 экипажей автопоездов, каждый из которых представлял свою страну. Огромную заинтересованность в реализации названного мероприятия выразили ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН), Экономическая и социальная Комиссия ООН для Азиатско-Тихоокеанского региона, Европейская Комиссия, Министерство транспорта и связи Республики Казахстан, Постоянное представительство Российской Федерации при ООН, Американская ассоциация грузоперевозчиков и Торговая Палата США. Девиз автокаравана: «Автомобильный транспорт несет прогресс от Пекина до Брюсселя» ещё раз подчёркивает значимость такого способа транзита грузов для экономического и социального развития любого региона.

Призвать международные деловые круги  шире использовать возможности автотранспорта в грузоперевозках «Азия-Европа», - такова цель организации международного автокаравана «Пекин-Брюссель» и Международного союза автомобильного транспорта, который, объединяя автоперевозчиков из 70 стран мира, уже более 50 лет представляет их интересы на международной арене. «Цель автокаравана состоит в том, чтобы показать, что можно эффективно перевозить грузы из Китая в страны СНГ, а затем и в центр Европы за четверть времени, затрачиваемого сегодня при перевозке этих же грузов морским путём. Это служит прекрасной демонстрацией того, что автомобильные перевозки больше не являются вспомогательным видом транспорта в трансконтинентальном сообщении, а являются производственным инструментом, который вносит успешный вклад в дело процветания всех народов в нашем глобализованном мире», - отметил в своём приветствии в адрес участников автокаравана президент IRU П. Лереманс.

 

На этапах нелёгкого пути

Маршрут автокаравана, отправившегося из Китая, прошёл через столицы Казахстана (Астану), России (Москву), Латвии (Ригу), Литвы (Вильнюс), Польши (Варшаву), Германии (Берлин) и завершился в Брюсселе (Бельгия).

Караван тронулся в путь 27 сентября 2005 года из Хоргоса (Китай), куда загруженные контейнеры были доставлены китайскими автоперевозчиками. Это событие специально приурочили к 3-ей Евроазиатской конференции по проблемам автомобильного транспорта, прошедшей в Пекине и организованной IRU. В присутствии нескольких сотен делегатов конференции и министров транспорта из десятка стран, в том числе министра транспорта Китая,  состоялась официальная церемония проводов автокаравана.

В адрес его организаторов и участников было высказано немало тёплых слов и оптимистичных пожеланий. В частности, президент Китайской ассоциации международных перевозчиков Яо Мингде отметил, что возрастание объёма торговли Китая с зарубежными партнёрами создаёт необходимость использования возможностей всех видов транспорта, включая быстрые и надежные услуги международных автоперевозчиков по доставке грузов в Китай и из него - во все страны Евразийского континента. «Мы уверены, что автокараван «Пекин – Брюссель» станет доказательством того, что коммерческий грузовой автотранспорт является реальным и жизнеспособным инструментом, который мы можем использовать», - заявил Яо Мингде.

А уже 30 сентября состоялись мероприятия по поводу встречи участников мероприятия в казахстанской столице. Следует заметить, что организация автокаравана имеет для автотранспортного сектора этой среднеазиатской республики особенное значение. Ведь недавно принятая правительством страны программа «Новая Евроазиатская транспортная инициатива» (NELTY) предусматривает развитее проходящего по территории Казахстана транспортного транзитного коридора из Китая для транспортировки грузов в страны СНГ, а также другие государства Европы и США. Не случайно на конференции, прошедшей по случаю прибытия автокаравана в Астану, вице-министр транспорта и коммуникаций Казахстана Е. Ж. Кошанов отметил, что в настоящее время в республике идёт процесс интенсивного освоения транзитных автомобильные перевозок. Ведь экономика этой страны, расположенной в центре Евразийского континента, между динамично развивающимися рынками Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, во многом зависит от возможностей развития в государстве рынка транспортных услуг. Проведённый анализ грузопотоков показал, что автомобильный перевозчик в состоянии обеспечить более щадящий режим доставки по сравнению с другими видами транспорта, что особенно важно для грузов с высокой стоимостью.

Целая неделя потребовалась автокаравану, чтобы достигнуть российской столицы, и Москва уже 7 октября приветствовала участников мероприятия. Как известно, использование транзитного потенциала является одним из приоритетов развития отечественного транспортного комплекса. Ведь согласно Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года,  транзитные перевозки через Россию должны достигнуть 90-100 млн тонн в год. При этом в 2004 году международные перевозки грузов автомобильным транспортом обеспечили 26,4 % внешнеторгового оборота России. Доставка грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по суше автотранспортом, осуществляемая международным автокараваном, соответствует стоящей перед транспортной отраслью России задаче по разработке и развитию транзитных коридоров, что позволит значительно расширить уже имеющиеся возможности российских международных автоперевозчиков. Это и определило  участие в проекте АСМАП, объединяющей в своих рядах более 3000 российских предприятий и организаций.

В приветственной речи в адрес участников автокаравана министр транспорта РФ И. Е. Левитин  выразил благодарность Международному союзу автомобильного транспорта за привлечение внимания мировой общественности к транзитным потенциалам стран Евразийского континента и весомый вклад в развитие автоперевозок Восток-Запад. Начальник департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Е. С. Москвичев  отметил, что организация каравана является только началом работы по созданию сухопутного моста «Азия-Европа». В ходе дальнейшей работы в этом направлении предстоит решать таможенные и правовые вопросы, а также создавать необходимую инфраструктуру.

На заседании «круглого стола» по теме: «Использование транзитного потенциала России в грузовых автоперевозках Китай-Европа», приуроченного к прибытию автокаравана в Москву, глава представительства IRU в СНГ И. Б. Рунов подчеркнул тот факт, что автомобильный транспорт имеет определённые преимущества при доставках грузов из Азии в Европу. К ним, в частности, можно отнести сравнительно высокую по сравнению с морским транспортом скорость перевозки и возможность доставки «от порога до порога». В подтверждение этой мысли можно привести следующие цифры, указанные президентом АСМАП Ю.С. Сухиным. Доставка грузов по морю осуществляется со средней скоростью 4 км/ч, по железной  дороге - 8 км/ч, а автотранспортом - 16 км/ч.

По информации водителей, дорога до Риги не вызвала особенных трудностей, и автокараван прибыл в латвийскую столицу точно следуя графику. На пресс конференции, состоявшейся по этому поводу 10 октября, министр сообщений Латвии А. Шлесерс сообщил, что нынешней весной с китайской стороной обсуждался проект договора о международных автоперевозках, с помощью которых можно было бы ускорить процесс доставки грузов из Китая в Латвию, а затем и в другие европейские государства, а также поднимался вопрос развития китайского транзита через латвийские порты.

Всего через день, 12 октября, участников автокаравана приветствовали в Вильнюсе. Президент Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков А. Кондрусевичус указал, что интерес к проекту по доставке грузов из Азиатского-Тихоокеанского региона в СНГ и Европу автотранспортом со стороны международных автоперевозчиков и представителей бизнеса Латвии и Литвы закономерен. Располагая морскими портами, эти страны могут взять на себя роль связующего звена в интермодальных перевозках между Азией и Европой.

Автотранспортное и деловое сообщество Польши, столицы которой автокараван достиг 14 октября, продемонстрировало большой интерес к мероприятию. В ходе пресс-конференции в Варшаве заместитель министра инфраструктуры Польши В. Горски поблагодарил IRU за поддержку проекта по созданию автотранспортного моста, связывающего Азию и Европу, и добавил, что для Польши, грузовой парк которой насчитывает более 66 тыс. автотранспортных средств, а в секторе автоперевозок занято более 12 тыс. предприятий, проект представляется весьма важным.

И, наконец, 17 октября автокараван прибыл в Брюссель, завершив свой многокилометровый пробег. Подводя итоги мероприятия, президент Европейского совета грузоотправителей Дик Ван ден Брук Хумфрей заявил, что караван несомненно положит начало новой эпохе в области торговли, прежде всего, во всех странах с формирующейся рыночной экономикой, расположенных вдоль вновь открытого «Шёлкового пути» протяжённостью около 12 тыс. километров.

 

Юрий ПОЛЯКОВ