Автобизнес "Кто обслужит 800 000 грузовиков Scania?"


«Скан-Юго-Восток» - первый в России технический центр «Scania», прошедший сертификацию DOS2

 Одновременно два значимых события отметил концерн «Scania CV AB» в России 6 октября нынешнего года. Первое: в этот день «Скан-Юго-Восток» в Люберцах передал российскому перевозчику тысячную машину, проданную в России в нынешнем году. Второе: сервисная станция «Скан-Юго-Восток» получила от шведского концерна  сертификат DOS2.

         Как эти события связаны между собой?

         Лидером российского рынка продаж новой грузовой техники шведы уже попросту привыкли быть. В 2004 году в России продано более 3 тыс единиц новой импортной тяжелой грузовой техники (для сравнения: в 1999 г – всего 240), из них более 1 тыс приходилось на долю «Scania» (в 1999 году -около 10% процентов всего российского рынка). В первом полугодии текущего года рынок, поощренный либерализацией российского таможенного законодательства в отношении к новому импортному подвижному составу для грузоперевозок перескочил отметку в 2 183 единицы, и 33% пришлись на долю этого шведского концерна. Прошло всего три месяца – «Scania» перешагнула порог второй тысячи. А ранее подписанные контракты продолжают реализовываться, подписываются новые…

         Российские тенденции роста продаж шведских большегрузов мало чем отличаются от мировых: шведские аналитки утверждают, что если «Scania» и впредь будет продолжать развиваться нынешними темпами, в последующие десять лет объем ежегодных продаж этих автомобилей в мире составит 100 тыс единиц, а по дорогам планеты единовременно будут колесить более 800 тыс грузовиков с эмблемой гриффина.

         О чем это говорит? О том, что 800 тысяч машин, несмотря на свою пресловутую надежность, будут нуждаться в сервисном обслуживании и ремонте. А потребность в ремонте будет тем меньше, чем шире и качественнее будет налажена сеть фирменного технического обслуживания.

         Вот вам и прямая связь (причем, взаимная) между двумя событиями, произошедшими 6 октября в Люберцах. Чем шире, качественнее и доступнее специализированный сервис автомобиля, тем охотнее перевозчик его покупает. Чем больше перевозчик покупает – тем шире должна быть сервисная сеть.

Чтобы соответствовать такому росту, «Scania» за последние несколько лет осуществила широкомасштабную интеграцию международной сети продаж и сервисного обслуживания, расширила ассортимент товаров и услуг, дополнив его целым набором услуг, связанных с сервисом и финансированием (здесь и международный, и исключительно российский лизинг).

         Только в России сегодня работает 24 авторизованных сервисных центра «Scania», причем качество и стоимость услуг зависят нет от возможностей и желания сервисной станции, а от жесткого регламента, установленного шведским концерном для всех без исключения авторизованных станций, работающих на всей планете. По словам директора «Скания-Россия» по продажам и маркетингу Андрея Чурсина, ежегодно планируется расширять сервисную сеть на 3-5 станций.

Сервисная станция «Скан-Юго-Восток», как известно, является официальным дилером шведского концерна «Scania». Компания осуществляет продажу, техническое об­служивание, гарантийный и послегарантийный ремонт фирменной автомобильной техники, а также оказывает услуги по круглосуточной эвакуации автотранспорта. По мнению клиентов, подмосковная фирма всегда отличалась высо­ким качеством обслуживания, доступными ценами, а так­же широким спектром сопутствующих услуг.

Зачем люберецким бизнесменам понадобилось искать проблемы на собственную голову и вызывать из Швеции ревизоров? Да именно затем, чтобы стать первым в России официальным дилером «Scania», успешно прошедшим аттестацию в соответствии с жесткими стандартами Scania DOS2 (Dealer Operating Standard 2). Аттестация технического центра, расположенного в подмосковных Люберцах, проводилась представителем концерна «Scania CV AB» и представителем официального дистрибьютора компании «Scania» в России.

 Работа дилерских центров ведущих производителей автомобильной техники строится в соответствии с едиными корпоративными стандартами. Производители (в данном случае – «Scania») стремятся к тому, чтобы объемы и, главное, качество услуг, предлагаемых клиенту, по продаже, обслуживанию и ремонту техники были едиными для всех, вне зависимости от их местонахождения – будь то США, Германия, Турция, Афганистан, Австралия или Россия. У шведского концерна, по мнению многих специалистов, эти стандарты запредельно жесткие.

Что же такое сертификация по-шведски? В отношении дилеров фирма «Scania» прово­дит испытания, которые называются DOS (Dealer Operating Standard) уже довольно давно. Появившийся три года назад новый DOS2 еще более ужесточил требования к организации работ и техническому оснащению дилерских центров. Если DOS1 можно назвать экзаменом ответственным, но все-таки не чересчур труд­ным, то DOS-2 - проверка на прочность куда как бо­лее сложная. Шведские специалисты, кстати, приехали в Люберцы прямиком из Венгрии, где «завалили» местного официального дилера при сдаче экзамена на DOS2. Мадьяры на­брали по этой программе всего около 60% вместо тре­буемых хотя бы 75%!

- Требования стандартов DOS2 разбиты на девять позиций и включают в себя около 40 вопросов,- рассказывает руководитель ООО «Скан-Юго-Восток» Юрий Начевкин.- Вопросы самые разные: от соответствия корпоративной идеологии до разработки экологических программ. Экологии уделяют очень большое внимание. Но, конечно, во главе угла стоит качество работ техцентра, оборудование рабочих мест, ремзона. Оборудование, промаркированный фирменный специнструмент и оснастка, уровень квалификации персонала, обучения сотрудников, компьютеризация рабочих мест… Короче говоря, неучтенных моментов в перечне стандартов попросту не существует.

Для нас ничего неожиданного или удивительного в этом, по сути дела, не было. О том, что будем сертифицироваться, мы узнали в ноябре прошлого года, а официальный процесс сертификации прошли нынешним летом. Причем у нас не было DOSов даже в английском варианте.

Однако изначально вся наша работа строилась таким образом,  что нам оставалось лишь отшлифовать кое-какие нюансы и привести их в соответствие с новой документацией. В остальном же мы работали, как и обычно. Тут ведь тоже надо давать себе отчет в том, что сертификация – это не некая разовая кампания, направленная на то, чтобы получить красивый листок с печатью в дубовой рамочке. Соблюдение жестких шведских стандартов – не самоцель. Цель этого соблюдения – максимальное удовлетворение пожеланий клиента и максимально эффективная работа в России купленного у «Scania» транспорта. Ведь все эти требования направлены на выполнение главной задачи: сведение непроизводительных затрат и потерь времени к минимуму, на обеспечение качественной и эффективной работы техцентра.

- Никаких сбоев в работе быть не должно,- говорит директор технического центра Александр Соколов.- Разве допустимо, когда, к примеру, слесарь бродит по ремзоне и ищет завалившийся за стеллаж необходимый ему гаечный ключ. Нет, недопустимо. Все должно быть просто и четко: осмотрев технику, механик заходит в «агрегатку», говорит, какой вид работ предстоит выполнять, учетчик по компьютеру выясняет, какой инструмент необходим, на каком стенде находится, выдает его, а после выполнения работ получает обратно. Так что никаких особых требований представители «Scania» к нам не предъявляли.

Коллектив «Скания-Юго-Восток» только что получил сертификат DOS1

Но получение сертификата душу греет: выходит, что работаем мы по самому, что ни на есть, «гамбургскому счету».

Аудиторский экзамен длился с 12 по 15 июня. Для вы­несения «приговора» гости удалились в кабинет замди­ректора Александра Соколова. На его глазах шведы за­били полученные результаты в программу своего ноутбу­ка. Программа выдала ответ: 88, 3%. Это означало: экзамен сдан. Кстати, работа техцентра так порадовала шведов, что они решили выписать сертификат не на стандартные два года, а на три.

         - «Вердикт» был встречен нами не то, чтобы с ликованием или бросанием в воздух шапок, а скорее, с чувством удовлетворения,- продолжает Юрий Начевкин,- мы испытали чувство гордости за нашу работу: ведь «Скан-Юго-Восток» на данный момент является единственной сертифицированной станцией на территории России. С вводом дополнительных производственных площадей и увеличением количества квалифицированных специалистов нам удалось достичь статуса полноценного технического центра европейского уровня. В планах компании в ближайшее время – строительство еще нескольких современных сервисных центров, максимально приближенных к основным федеральным трассам. По большому счету, наша главная цель – не просто выдержать испытание Европой, каким бы жестким оно ни было, а максимально обеспечить растущие потребности российских автоперевозчиков.

         А саму сертификацию рано или поздно придется пройти всем фирменным сервисным станциям. Иначе не красоваться гордому гриффину на крыше вашего офиса…

 

Олег ЖАРКО