Безопасность "Прогресс неумолим"


В Папенбурге прошли «Технологические дни» DaimlerChrysler

 

Пятьдесят единиц коммерческой техники концерна DaimlerChrysler разных марок, оснащённых новейшими системами безопасности, замерли в ожидании журналистов. Здесь, на севере Германии, на полигоне близ города Папенбург немцы собрали гостей со всего мира для демонстрации последних разработок в области высоких технологий.

 

Фабрика инноваций

Образованный семь лет назад, в ноябре 1998 года, в результате слияния крупнейшей промышленной компании Daimler-Benz AG и лидирующего предприятия автомобильной индустрии США Chrysler Corporation, концерн DaimlerChrysler известен своими передовыми разработками в области систем безопасности для коммерческого транспорта. Достаточно вспомнить, что он первым среди всех производителей предложил такую опцию для автобусов, как система стабилизации курсовой устойчивости ESP. И он же первым ввёл на фургонах надувные занавески для защиты водителя и переднего пассажира от травм при боковых ударах.

В настоящее время по всему миру концерн пользуется услугами 28 тыс. наёмных сотрудников, работающих над созданием и внедрением систем безопасности в серийную продукцию. В год DaimlerChrysler регистрирует более 2000 патентов и инвестирует в перспективные разработки (только вдумайтесь!) 15 млн евро ежедневно. В прошлом году, например, на инновации для коммерческой техники, поставляемой на рынки Европы, Америки и Азии, было затрачено более 1 млрд евро. И погоня за техническим прогрессом продолжается.

DaimlerChrysler AG в мире

На 1 января 2005 года численность сотрудников концерна DaimlerChrysler по всему миру составляла 384723 человека (годом ранее – 362063 человека). В 2004 году концерн инвестировал более 6,4 млрд евро в недвижимость, заводы и оборудование (в 2003 году – 6,6 млрд евро). Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в 2004 году составили 5,7 млрд евро (в 2003 году – 5,6 млрд евро). Всего за период с 2005-го по2007 г. планируется произвести инвестиции в размере 38 млрд евро.

 

 

Концепт-трак Mitsubishi Fuso


Мировой лидер

На сегодняшний день крупнейший в мире производитель коммерческих автомобилей воплощает глобальные масштабы своей деятельности в стратегию. В её фундамент заложены такие блоки, как глобальное присутствие, сильные марки, широкий модельный ряд и технологическое лидерство.

Имидж концерну создают его торговые марки. В списке коммерческой техники такие бренды, как Mercedes-Benz, Freightliner, Sterling, Western Star, Setra, MTU, Detroit Diesel, Mitsubishi Fuso. Продукция DaimlerChrysler производится в 17 странах мира, а её продажи осуществляются практически повсеместно – более чем в 200 странах мира. В минувшем году было продано 712200 коммерческих автомобилей и 4006700 единиц пассажирского транспорта.

На 31 декабря 2004 года рыночная капитализация составляла около 35,7 млрд евро, а оборот за весь минувший год достиг 142,14 млрд евро (или 192,3 млрд долларов США). Акционерами DaimlerChrysler являются инвесторы государств Европы, США и других стран. В обращении находится примерно миллиард акций. Ими торгуют на всех ключевых фондовых биржах мира, включая нью-йоркскую, франкфуртскую и токийскую. Финансовая отчётность согласно GAAP ведётся с предоставлением ежеквартальных отчётов о прибыли.

Во II квартале 2005 года группа коммерческих автомобилей концерна DaimlerChrysler увеличила свои продажи на 20 %, или до 221600 единиц техники. За этот же период доходы подразделения выросли на 19 %, до 10,6 млрд евро. К середине года в концерне были определены меры по повышению рентабельности в целом, и это обещает дать плоды в обозримой перспективе.

 

 

Пример экологически чистого транспорта – Mercedes-Benz Citaro, работающий на водороде


Штрихи глобализма

Крупнейший в мире производитель коммерческих автомобилей, концерн DaimlerChrysler владеет 33-процентным пакетом акций в Европейском авиационно-космическом и оборонном консорциуме (European Aeronautic Defence and Space Company/EADS) - одном из лидеров рынка авиационных и оборонных технологий. Кроме того, крупнейшая в мире компания по финансированию коммерческого автотранспорта DaimlerChrysler Financial Services поддерживает продажи концерна в 39 странах.

 Второй заход

Нынешние Technology Days прошли уже во второй раз. Любопытно, что предыдущие, первые «технологические дни» DaimlerChrysler были организованы в Папенбурге шесть лет назад, в далёком 1999 году. И сегодня, оглядываясь назад, можно убедиться в том, как перспективные разработки перекочевали на серийную технику.

Нынешние тесты также были призваны показать потенциал компании, но в более приземлённом виде. Иными словами, гостям показывали то, что в ближайшее время будет устанавливаться на сходящие с конвейера грузовики и автобусы. И проходило это на фоне недавней оптимизации глобальной программы улучшения бизнеса по коммерческой технике Global Excellence (Глобальное превосходство).

Она предусматривает, в частности, разработку новых ассистирующих систем безопасности в течение ближайших 25 лет. Амбициозно? Да! Но – выполнимо! Основа философии «Глобального превосходства» – это  мероприятия, направленные на реализацию существующей стратегии группы. Например, она ставит цель снизить зависимость от производственных циклов, увеличить присутствие на мировом рынке коммерческих автомобилей и расширить инновационное лидерство новых продуктов, или, говоря проще, быть на острие технического прогресса.

         Представители компании считают, что у водителя грузовика или автобуса, как и у каждого из нас, есть своя мечта. Зачастую – связанная с профессиональной деятельностью. И некоторые из них уже становятся реальностью.

 

 

 

Цифры и факты

В целом операционная прибыль всего концерна DaimlerChrysler во II квартале 2005 года составила 1,7 млрд евро (годом ранее – 2,1 млрд евро), что значительно превзошло прогнозы аналитиков (для сравнения: в I квартале она составляла 628 млн евро). Снижение операционной прибыли было с лихвой компенсировано улучшением финансовой доходности и уменьшением налога на прибыль. Доходы на акцию составили 0,73 евро против 0,57 евро во II квартале 2004 года. Чистая ликвидность производственной деятельности выросла с 3,6 млрд евро в конце I квартала 2005 года до 5,5 млрд евро на конец II квартала. Общая выручка DaimlerChrysler выросла на 4 %, до 38,4 млрд евро. За вычетом эффекта колебания курсов и консолидированных изменений по всем подразделениям, доходы выросли на 6 %. Чистая прибыль увеличилась на 160 млн. евро, составив 737 млн евро, что на 28 % больше аналогичных показателей прошлого года. В то же время ожидается, что спрос в автомобильной отрасли во второй половине 2005 года останется довольно сдержанным.

 Борьба за экологию

         Одной из важнейших тем конференции в рамках Technology Days стали технологии снижения содержания токсичных веществ в выхлопных газах автобусов Mercedes-Benz и Setra. И здесь рассматривалась знаменитая BlueTec – эффективная система нейтрализации выхлопных газов SCR (Selective Catalytic Reduction, селективное каталитическое восстановление), разработанная концерном DaimlerChrysler. Уместно вспомнить, что первые городские автобусы Mercedes-Benz Citaro, оснащённые BlueTec и отвечающие нормам Евро-4, успешно эксплуатируются транспортными предприятиями Штутгарта, Гамбурга и Лара. Туристические лайнеры Mercedes-Benz и Setra также будут оснащаться системой нейтрализации выхлопных газов BlueTec.

         В основе технологии BlueTec лежит модернизация двигателей и дополнительная обработка выхлопных газов. В результате дожигания количество сажи и твёрдых частиц снижено в десятки раз, а оксиды азота благодаря встроенной системе SCR путём добавления водного раствора карбамида (AdBlue) превращаются в безвредные азот и водяные пары. Такая технология позволяет достичь показателей Евро-5, вступающих в силу с 2009 года.          Любопытно, но то, что происходит в двигателях Евро-4/Евро-5 в рамках комплексного процесса внутри самого силового агрегата, сегодня достигается на машинах Евро-3 всего лишь при помощи одного сажевого фильтра. По сравнению с началом 90-х годов прошлого века, благодаря системе SCR содержание сажи и мелких частиц пыли в выхлопных газах сократилось на 97 %, а выделение оксидов азота снизилось на 86 %.

Сажевый фильтр для городских и пригородных автобусов марок Mercedes-Benz и Setra с моторами Евро-2 и Евро-3 предлагается в качестве опции аж с 1997 года. Неудивительно, что в Западной Европе практически каждый второй городской автобус в настоящее время оснащён сажевым фильтром, а в Германии их – больше половины.

  Сажевые фильтры в России

Есть возможность сделать экологичнее и пассажирский транспорт, работающий в России. Такое дооборудование предлагает сервисная сеть OMNIplus. Её специалисты осуществляют установку сажевых фильтров на находящиеся в эксплуатации городские и пригородные автобусы Евро-3 и частично Евро-2. При этом используются только сажевые фильтры, прошедшие испытания и рекомендованные производителем к продаже.

 

 

Работа системы автоматического сцепления тягача с полуприцепом Automatic coupling в действии


На полигоне в Папенбурге был показан и автобус с газовым двигателем и малым содержанием вредных частиц в выбросах. Модель M 447 hLAG с l-регулировкой и каталитическим конвертором окисления в серийном исполнении полностью соответствует нормам Евро-4. Его можно сертифицировать и как EEV (Enhanced Environmentally friendly Vehicles – экологически чистые автомобили). Тем самым можно добиться соответствия показателям Евро-5.

Реалией сегодняшнего дня является городской автобус Mercedes-Benz Citaro с горизонтально расположенным 6-цилиндровым рядным двигателем OM 457 hLA мощностью354 л. с. и максимальным крутящим моментом 1600 Нм. Благодаря технологии BlueTec он соответствует нормам Евро-4. С топливным баком ёмкостью280 лиспользуется 38,3-литровый бак AdBlue, которого хватает на две-три полных заправки дизельным топливом. Использование AdBlue в итоге позволяет экономить 3-5 % горючего.

 Будущее – за гибридами

Впрочем, уже сейчас специалисты обсуждают возможность соответствия нормам Евро-6 с технологией SCR. Правда, на повестке дня встаёт гибридный привод. Лидером рынка гибридных автобусов пока является Orion Bus. В настоящее время в Нью-Йорке (США) на линиях работают 325 городских автобусов Orion с гибридным приводом. На низкопольных городских моделях Orion VII длиной 12,2 мустанавливается система, разработанная Orion Bus совместно с BAE-Systems. Компактный дизельный двигатель Cummins рабочим объёмом 5,9 лмощностью 191 кВт/260 л. с. работает в паре с электрической установкой. При торможении электрическая энергия рекуперируется в 600-вольтные аккумуляторные батареи. Практика показывает, что использование гибридного привода позволяет экономить от 25 до 35 % топлива, снижает уровень вредных выбросов на 90 %, NOx на 40 % и CO на 30 %.

Вторым крупнейшим транспортным оператором по гибридной технике является канадский Торонто – здесь пассажиров перевозят 150 гибридных автобусов. А вообще первый в мире автобус с гибридной силовой установкой Mercedes-Benz OE302 был показан компанией Daimler-Benz AG на международной выставке коммерческого транспорта в 1969 году.

О важности применения гибридного привода наглядно говорит и сделка, заключённая между DaimlerChrysler, BMW и General Motors в сентябре текущего года. Три компании подписали протокол о намерениях, в котором закрепили идею образования равноправного альянса с целью совместных разработок системы гибридного привода. Цель сотрудничества – создать двухрежимную полностью гибридную систему, позволяющую улучшить показатели экономичности двигателя без ущерба для мощности. Новый Центр гибридных разработок расположен в г. Троя (США, штат Мичиган). Он будет вести конструкторские работы полностью разборной системы и её составляющих: электродвигателя, высокоточной электроники, систем безопасности, электропроводки, контрольных устройств.

Всем хорошо известно, что в плане оснащения электроникой коммерческий транспорт нынче не только не отстаёт от обычного, но в чём-то его опережает. В общем, грузовики и автобусы сейчас не на задворках прогресса, и их оснащение постоянно совершенствуется.

 

Разбитый Mercedes в центре пассивной безопасности


Грузовики XXI столетия

         Времена, когда большегрузные автомобили ассоциировались лишь с ядовитым облаком чёрного дыма, маленькой скоростью и спартанским оснащением, давно прошли. Пример DaimlerChrysler убеждает в том, что сегодня мало заправить грузовик топливом и проверить давление в шинах. Теперь уже нельзя сесть за руль, внимательно не изучив руководства по эксплуатации. А в нём могут встретиться новые термины, значение которых даже опытному водителю непонятно.

         Одну из таких систем – Emergency braking system – демонстрировали в Папенбурге. Известный своим лидерством в области технических инноваций, DaimlerChrysler удивил и на этот раз. Изумлённой публике была показана электронная система экстренного торможения, работающая в полностью автономном режиме. Она создаёт усилие, на 20% превышающее максимальное значение стандартной системы, и за счёт этого усиливает эффективность замедления до полной остановки. …К стоящей на дороге малолитражке сзади на скорости80 км/чнакатывает 40-тонная фура. При сближении с неподвижно стоящим объектом до расстояния примерно в100 мбез вмешательства водителя в автоматическом режиме включается основная тормозная система, раздаётся мощный гудок, зажигаются фары. «Аттракцион», прямо скажем, не для слабонервных. Ведь визуально кажется, что расстояния между машинами для полной остановки не хватит и удар будет – как у лучшего бомбардира хоккейной премьер-лиги по шайбе… Но проходит несколько мгновений – и автопоезд замирает как вкопанный в нескольких метрах от «малютки». И это не просто перспективная разработка: с весны 2006 года Telligent Emergency braking system в качестве опции будет устанавливаться на серийные грузовики DaimlerChrysler.

         Ещё одна система активной безопасности концерна – Lane Assistant. Она работает при скорости транспортного средства более40 км/чи позволяет водителю более чётко отслеживать траекторию движения автопоезда по дорожной разметке. Стоит машине пересечь поля выбранного ряда или осевую линию, как электроника создаст усилие на руле, включит характерное звуковое предупреждение и сбросит скорость. Такое устройство позволяет предупредить ЧП в случае переутомления водителя или его невнимательности за рулём. Хотя, конечно, это не панацея от всех бед.

         Любопытная разработка специалистов DaimlerChrysler – Night view assist. С помощью видеокамеры, снимающей в инфракрасном спектре, она помогает сидящему за рулём лучше распознавать объекты на проезжей части и прилегающей обочине. Например, в условиях тумана или измороси, когда реальная видимость от фар головного света составляет всего-навсего 40-50 м, система увеличивает глубину зоны фронтального обзора до150 м, т. е. втрое. При этом более полное изображение с элементами, не улавливаемыми человеческим глазом, выводится на жидкокристаллический дисплей. Пока эту новинку предполагается использовать на флагмане Mercedes-Benz – тяжёлом грузовике Actros.

         Не менее любопытна, но довольно спорна в эффективности применения разработка под названием Predictive Curve Assistant. Она постоянно следит за дорогой и с помощью голосовых подсказок и пиктограмм на маленьком дополнительном дисплее информирует водителя о поворотах, перекрёстках и развязках по пути следования. И не просто следит, но и во избежание критических ситуаций подсказывает водителю, что необходимо снизить скорость или скорректировать направление движения. Возможно, избалованным европейским дальнобойщикам такая опция придётся по душе, да только нашим она нужна, как зайцу шлемофон.  А вот truck parking, аналог «легкового» парктроника, штука весьма полезная: с ним маневрировать легче, быстрее и безопаснее. Он начинает реагировать на предметы в полосе маневрирования на максимальном удалении230 сми минимальном от 40 до60 см.

         На флагмане грузовых Мерседесов демонстрировалась и система Stop-and-Go traffic. С помощью встроенного в маску радиатора радара грузовик автоматически сохраняет выбранную дистанцию и, в зависимости от обстановки, включает газ или тормоз. Вещь для плотного городского движения, особенно в пробках, просто незаменимая. Водитель может запрограммировать необходимую дистанцию до впереди идущей машины. И пока её скорость не будет превышать30 км/ч, система будет работать как круиз-контроль. Но только скорость упадёт ниже отметки15 км/ч, как она станет просто повторять движение впереди расположенного транспортного средства с заданным интервалом.

         Из области полезных приспособлений – система автоматического сцепления тягача с полуприцепом Automatic coupling. Водителю грузовика достаточно въехать седельно-сцепным устройством под дышло полуприцепа, как «стыковка» пройдёт в автоматическом режиме.

         Удобная и очень полезная система, существенно облегчающая труд водителей, носит название Reversing aid. С её помощью можно управлять контейнерной платформой в буквальном смысле слова одной рукой. При этом держаться за руль не обязательно: вся манёвренность зашита в бортовом устройстве с джойстиком. Контролируя движение автомобиля-шасси с прицепом задним ходом только по зеркалам, можно быстро загнать транспорт под стоящие на лапах контейнеры и за считаные минуты забрать нужный груз.

         И перечисленные системы – не весь актив DaimlerChrysler в области систем активной безопасности, а только малая его толика. Об остальных разработках будет повод поговорить отдельно.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото: DaimlerChrysler и автора