Дороги "«Тяжеловесы» на белорусских дорогах"


Контроль за проездом тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

Что составляет суть правовых актов правил проезда ТКТС?

Порядок проезда крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств (далее – ТКТС) по дорогам общего пользования Республики Беларусь в последнее время стал камнем преткновения между перевозчиками и дорожниками. Первые стремятся перевезти как можно больше грузов. Вторые же – сохранить в исправном состоянии дороги, которые, как известно, разрушаются от проезда по ним тяжеловесных транспортных средств. Так сложилось, что учёт этих по сути противоположных интересов ложиться на одно ведомство – Министерство транспорта и коммуникаций, которое должно находить компромисс и между перевозчиками и дорожниками.

Крупногабаритное и (или) тяжеловесное ТС – транспортное средство таких габаритов и (или) массы, при которых для проезда по дорогам Республики Беларусь требуется специальное разрешение, выдаваемое в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «О дорожном движении»).

Проезд крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств по дорогам общего пользования Республики Беларусь допускается в случае перевозки грузов, которые не могут быть разделены на части без чрезмерных затрат или порчи этих грузов, и только при наличии специального разрешения с указанием маршрута движения, выдаваемого уполномоченной организацией (ст. 20 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «О дорожном движении»).

Порядок проезда ТКТС по автомобильным дорогам общего пользования устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, контроль за соблюдением требований законодательства в этой области возложен на Министерство транспорта и коммуникаций и ГАИ МВД.

Если вес и (или) габариты транспортного средства, проходящего контроль на автодорожном пункте пропуска через белорусскую границу, превышают параметры, установленные нормативными правовыми актами Республики Беларусь, дальнейшее движение такого транспортного средства разрешается после устранения превышений весовых и габаритных параметров либо получения специального разрешения на проезд (ст. 41 Закона Республики Беларусь от 2 декабря 1994 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» (в редакции Закона от 22 июля 2003 года; далее – Закон об автодорогах).

При отсутствии у владельца (пользователя) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства специального разрешения на проезд по автомобильным дорогам общего пользования или при отклонении от указанного в разрешении маршрута движения, а также в случае нарушения условий дорожного движения ГАИ задерживает это транспортное средство до приведения его весовых и габаритных параметров в соответствие с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь или получения специального разрешения на проезд, а также осуществления всех причитающихся платежей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, регулирующие порядок проезда ТКТС по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь:

Инструкция о порядке движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь и выдачи специальных разрешений на их проезд по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 7 февраля2005 г. № 8 (далее – Инструкция).

Инструкция о порядке осуществления контроля за проездом тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 7 февраля2005 г. № 10 (далее – Инструкция о порядке осуществления контроля).

 Порядок движения ТКТС по автомобильным дорогам общего пользования

 Грузы, которые не могут быть разделены на части без чрезмерных затрат или их порчи, – это грузы, перевозка которых ограничена следующими условиями:

- разделение груза на отдельные части невозможно без разрушения груза или его элементов с последующим его восстановлением;

- демонтаж груза на месте отправки и монтаж груза на месте его доставки невозможны по обоснованным заявителем причинам;

- другие грузы согласно приложению к Инструкции:

железобетонные балки мостовых пролётов и других сооружений, а также отдельные технологические блоки (модули);

сварные (клепаные) фермы мостовых и других производственно-технических конструкций;

трубы большого диаметра, не более двух;

большегрузные транспортные средства;

строительная техника;

сельскохозяйственные машины и механизмы;

автомобильные краны;

станки;

промышленные трансформаторы, печи, генераторы, шаровые мельницы;

автоцистерны, наполненные жидкими веществами;

рефрижераторы;

ёмкости (реакторы) для пивоваренных, сахарных и нефтеперерабатывающих заводов;

трамваи;

теплоходы (катера), самолеты;

морские контейнеры;

железнодорожные вагоны;

проходческие щиты, статоры;

военная техника;

скоропортящиеся продукты питания;

другие грузы при наличии технико-экономического обоснования владельца груза.

На Транспортную инспекцию Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее – Транспортная инспекция) возложены функции по оформлению и выдаче специальных разрешений в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь при превышении допустимых общей массы и (или) осевых нагрузок до 5 % включительно по согласованным с РУП «Белдорцентр» маршрутам.

РУП «Белдорцентр» будет оформлять и выдавать специальные разрешения на проезд по автомобильным дорогам общего пользования.

Специальное разрешение должно быть получено до начала перевозки и находиться у водителя или лица, сопровождающего ТКТС.

Движение ТКТС должно осуществляться в часы наименьшей интенсивности движения при наличии хотя бы одного из следующих условий:

общая масса ТКТС превышает 60 т;

нагрузка на ось превышает допустимую более чем на 50 %;

максимальная высота транспортного средства с грузом превышает5 м;

максимальная ширина транспортного средства с грузом превышает4 м;

максимальная длина транспортного средства с грузом превышает30 м.

Инструкцией установлены случаи обязательного сопровождения ТКТС

автомобилем прикрытия:

при ширине транспортного средства от 3,5 до4 мвключительно;

при высоте более5 м;

при длине от 24 до30 мвключительно;

при общей массе от 60 до 80 т включительно;

автомобилем сопровождения:

при ширине транспортного средства более4 м;

при длине автопоезда более30 м;

при общей массе более 80 т;

при превышении допустимых осевых нагрузок более чем на 50 %;

если транспортное средство при движении частично занимает полосу встречного движения;

если в процессе движения возникает необходимость проведения дополнительных мероприятий по регулированию дорожного движения для обеспечения беспрепятственного проезда ТКТС.

Автомобиль прикрытия - автомобильное транспортное средство специального назначения, оборудованное проблесковым маячком оранжевого цвета, выделяемое владельцем (пользователем) ТКТС для сопровождения ТКТС по маршруту движения, имеющее средства измерения габаритов транспортных средств и сооружений (п. 3 Инструкции).

 Автомобиль сопровождения – автомобиль Государственной автомобильной инспекции главного управления общественной безопасности и специальной милиции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, имеющий специальную цветографическую окраску и световую сигнализацию, используемый для сопровождения ТКТС по маршруту движения (п. 3 Инструкции).

Проезд ТКТС через искусственные сооружения осуществляется с учётом условий, указанных в специальном разрешении.

Искусственные сооружения – инженерные сооружения, устраиваемые для проезда транспортных средств и прохода пешеходов в местах пересечений автомобильных дорог с водотоками, оврагами, иными дорогами и препятствиями (ст. 1 Закона об автодорогах).

Проезд крупногабаритных транспортных средств под искусственными сооружениями (по искусственным сооружениям) осуществляется с учётом их фактических горизонтальных и вертикальных просветов.

Вертикальный просвет над провозимым грузом должен быть не менее40 смпри самостоятельном проезде и не менее15 смпри проезде в присутствии представителя владельца автомобильной дороги или при сопровождении.

 Порядок выдачи спецразрешений на проезд ТКТС

Для получения специального разрешения на проезд ТКТС владельцем (пользователем) ТКТС представляются в уполномоченную организацию следующие документы:

заявление;

схема автопоезда с изображением на ней всех участвующих в перевозке транспортных средств, количества осей и колёс на них, распределения нагрузок на оси;

документы и при необходимости чертежи, подтверждающие, что груз не может быть разделен на части без чрезмерных затрат или порчи этого груза.

Заявление должно быть оформлено на бланке организации или заверено печатью организации или индивидуального предпринимателя, владельца (пользователя) ТКТС, а при подаче заявления физическим лицом – его подписью с указанием места жительства.

При оформлении специального разрешения уполномоченной организацией в каждом конкретном случае устанавливается перечень организаций, с которыми необходимо согласование маршрута движения.

Согласование маршрута движения должно производиться с:

- организациями городского электрического транспорта, электрической сети, электрической связи при превышении допустимого габарита по высоте;

- дистанцией пути железной дороги – при пересечении маршрута перевозки железнодорожных путей в одном уровне, если габариты транспортного средства с грузом или без груза превышают: по ширине -4,0 м, по высоте над поверхностью проезжей части -5,0 м(4,0 м- на электрифицированных участках), по длине транспортного средства с одним прицепом (полуприцепом) -30 м, а также если общая масса транспортного средства превышает 60 т или скорость движения менее8 км/ч;

- владельцами автомобильных дорог – если общая масса транспортного средства и (или) нагрузки на оси превышают допустимые более чем на 50 % или габарит транспортного средства по высоте более5,0 мдля республиканских автомобильных дорог и более4,5 м– для местных автомобильных дорог;

- владельцами улиц и дорог в городах и иных населённых пунктах – при проезде по улицам и дорогам городов и иных населённых пунктов, входящих в маршрут движения ТКТС;

- ГАИ – если для обеспечения движения ТКТС требуется его сопровождение.

В случае если требуется сопровождение ГАИ, то согласование производят:

- при прохождении маршрута по автомобильным дорогам нескольких областей, г. Минска, а также при международных перевозках – с УГАИ УВД облисполкомов, УГАИ ГУВД Мингорисполкома, по территории которых проходит маршрут перевозки;

- при прохождении маршрута в пределах одной области, г. Минска – с соответствующим подразделением УГАИ УВД облисполкомов, УГАИ ГУВД Мингорисполкома;

- при прохождении маршрута в пределах одного района, города и района в городе – с соответствующим отделом (отделением, группой) ГАИ городских, районных, районных в городах управлений (отделов) внутренних дел.

В управлении ГАИ может быть согласован весь маршрут движения ТКТС.

Указанные организации должны согласовать маршрут движения в срок не более пяти рабочих дней с момента подачи листа согласования.

В разделе «Особые условия движения» специального разрешения указываются порядок движения ТКТС, вид сопровождения автомобилем сопровождения или прикрытия, а также другие условия.

Если движение транспортного средства, указанного в заявлении, по заявленному маршруту не может быть разрешено без проведения обследования маршрута движения ТКТС, уполномоченная организация обязана письменно уведомить о необходимости проведения обследования в пятидневный срок с момента поступления заявки.

По результатам обследования определяется необходимость составления проекта по усилению сооружений и (или) проекта перевозки.

Работы и услуги по усилению сооружений и выполнению других мероприятий, предусмотренных проектом, выполняются на договорных условиях между владельцем (пользователем) ТКТС и владельцем сооружений и (или) коммуникаций.

Обследование маршрута движения ТКТС проводится при наличии хотя бы одного из следующих условий:

ТКТС имеет превышение допустимых осевых нагрузок более чем на 50 %;

маршрут движения ТКТС с общей массой свыше 60 т проходит по искусственным сооружениям, имеющим класс грузоподъёмности НГ-60 в соответствии со СНиП 2.05.03-84 «Мосты и трубы»;

маршрут движения ТКТС с общей массой свыше 80 т проходит по искусственным сооружениям, имеющим класс грузоподъёмности НК-80 в соответствии со СНиП 2.05.03-84 «Мосты и трубы»;

общая масса ТКТС превышает величину, соответствующую классу грузоподъёмности искусственного сооружения, расположенного на маршруте движения, если класс грузоподъемности искусственного сооружения снижен в процессе его эксплуатации.

Выдача специального разрешения осуществляется уполномоченной организацией владельцу (пользователю) ТКТС или его уполномоченному представителю в течение пяти дней после выполнения следующих условий:

согласования маршрута и условий дорожного движения с заинтересованными организациями;

если для проезда ТКТС требуется проведение обследования маршрута движения - после проведения обследования;

если для проезда ТКТС требуется разработка проекта - после проведения всех мероприятий, предусмотренных проектом;

оплаты за проезд ТКТС по автомобильным дорогам.

Специальное разрешение выдаётся на одну перевозку с установлением срока его действия не более 30 календарных дней.

При перевозках однотипных грузов по установленному маршруту допускается выдача специального разрешения на определённое количество поездок на срок, определяемый уполномоченной организацией, с учётом срока действия договора, объёма перевозок и т. д. В данном случае владельцем (пользователем) ТКТС при каждом выезде в специальном разрешении производится отметка (дата выезда, подпись руководителя и печать организации). Без такой отметки специальное разрешение считается недействительным, а нарушитель несёт ответственность.

Бланки специальных разрешений являются бланками строгой отчётности и изготавливаются по заказу РУП «Белдорцентр». Все полученные заявления и выданные специальные разрешения подлежат учёту.

 Порядок осуществления контроля на автомобильных дорогах общего пользования

Перечень юридических лиц,

осуществляющих контроль за проездом тяжеловесных и (или)

крупногабаритных транспортных средств

1. На автомобильных дорогах общего пользования Республики Беларусь:

- республиканское унитарное предприятие по диагностике и контролю за состоянием автомобильных дорог «Белдорцентр» (весогабаритный, документальный контроль);

- республиканские унитарные предприятия автомобильных дорог (габаритный, документальный контроль);

- республиканское унитарное предприятие «Белавтострада» (габаритный, документальный контроль);

- организации государственного дорожного хозяйства, подчинённые местным исполнительным и распорядительным органам (габаритный, документальный контроль).

2. В автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь – Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (весогабаритный, документальный контроль) (приложение 1 к Инструкции о порядке осуществления контроля).

Контроль за проездом ТКТС в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь согласно постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 декабря2004 г. № 54 возложен на следующих должностных лиц Транспортной инспекции:

начальника, заместителей начальника Транспортной инспекции, начальника отдела контроля в пунктах пропуска центрального аппарата Транспортной инспекции;

начальников, заместителей начальников филиалов Транспортной инспекции, начальников пунктов пропуска филиалов Транспортной инспекции, старших инспекторов и инспекторов пунктов пропуска и постов весогабаритного контроля Транспортной инспекции.

На автомобильных дорогах может осуществляться документальный контроль, а на стационарных и передвижных постах весогабаритного контроля, кроме того, контроль с применением оборудования для проведения измерений весовых и габаритных параметров транспортных средств (далее – весогабаритный контроль) (п. 5 Инструкции о порядке осуществления контроля).

При документальном контроле общую массу транспортных средств определяют по товарно-транспортным документам и техническим паспортам (автомобильным справочникам). Общую массу транспортного средства получают путём суммирования массы груза (брутто) со снаряжённой массой тягача и массой полуприцепа (прицепа) по техническим данным.

Результаты взвешивания или результаты документального контроля являются основанием для принятия решения о взимании платы.

Основными технологическими операциями по осуществлению контроля на автомобильных дорогах являются:

         остановка транспортного средства;

         проверка транспортных документов, связанных с определением весовых и габаритных параметров;

         определение весовых или габаритных параметров транспортных средств;

         проверка наличия специального разрешения у владельцев (пользователей) ТКТС и соблюдения установленного в специальном разрешении маршрута и условий дорожного движения;

         оформление документов, связанных с прохождением контроля.

Весогабаритный контроль транспортного средства не производится в следующих случаях:

- при предъявлении его владельцем (пользователем) документа с отметкой о прохождении контроля и квитанции взвешивания, выданной РУП «Белдорцентр» или Транспортной инспекцией, при прохождении контроля на маршруте движения;

- при предъявлении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств, выдаваемого уполномоченными органами стран СНГ для транспортных средств стран СНГ, при условии, что после указанного взвешивания масса перевозимого груза не подвергалась изменениям (догрузке) и подтверждается транспортными документами и целостностью средств идентификации, произведённых должностными лицами таможенных органов.

 Порядок повторного взвешивания транспортных средств

Повторное взвешивание транспортных средств проводится в случае:

- сбоя весоизмерительного оборудования из-за нарушения водителем технологии проезда транспортного средства через весоизмерительные платформы;

- по письменному заявлению владельца (пользователя) транспортного средства или его представителя, если взвешивание связано с перемещением или выгрузкой части груза с целью изменения осевых нагрузок;

- несогласия владельца (пользователя) транспортного средства с результатами первого взвешивания при превышении более чем на 2 % общей массы транспортного средства с грузом от рассчитанной по проездным документам суммы его полной массы с массой груза, указанной в товарно-транспортной накладной (CMR), по письменному заявлению, поданному в течение одного часа после взвешивания. При условии, что масса и размещение перевозимого груза не подвергались изменениям (отгрузка, перемещение груза) и это подтверждается целостностью средств идентификации, произведённых должностными лицами таможенных органов или отправителя груза.

Заявление подается на имя начальника поста или лица, его заменяющего. Решение о проведении повторного взвешивания должно быть принято в течение одного часа с его подачи.

 Порядок прохождения контроля транспортного средства

Прохождение контроля оформляется путём проставления на транспортных документах, предъявляемых владельцем (пользователем) транспортного средства, отметки штампа.

Штамп о прохождении контроля ставится в путевом листе, а для нерезидентов Республики Беларусь – на оборотной стороне разрешения на международную перевозку. В случае отсутствия у перевозчика разрешения на международную перевозку и путевого листа штамп о прохождении весогабаритного контроля проставляется в графе 18 международной товарно-транспортной накладной (CMR).

В штампе работник уполномоченного юридического лица ставит дату, номер квитанции взвешивания или отметку «Документальный контроль» либо «Документальный и габаритный контроль» (если не производилось взвешивание) и свою подпись.

Наличие отметки о проведении документального контроля не освобождает перевозчика от проведения контроля с использованием весоизмерительного оборудования по маршруту движения.

При отсутствии у владельца (пользователя) ТКТС специального разрешения на проезд по автомобильным дорогам или при отклонении от указанного в разрешении маршрута движения, а также в случае нарушения условий дорожного движения работники ГАИ задерживают это транспортное средство.

Задержанное транспортное средство доставляется на охраняемую стоянку либо в ближайшее дорожно-эксплуатационное управление (линейную дорожную дистанцию) и сдаётся в установленном порядке на ответственное хранение должностному лицу указанной организации.

Работниками уполномоченных юридических лиц самостоятельно или с участием работников ГАИ составляется акт, один экземпляр которого вручается владельцу (пользователю) ТКТС или их представителю.

Дальнейшее движение задержанного транспортного средства разрешается только после приведения его весовых и габаритных параметров в соответствие с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь или получения специального разрешения на проезд, а также после осуществления всех причитающихся платежей.

Контроль за наличием у владельцев (пользователей) ТКТС специального разрешения на проезд и соблюдения ими установленных маршрутов движения и условий дорожного движения уполномоченными юридическими лицами может быть осуществлён на любом участке автомобильной дороги общего пользования.

При выявлении превышения весовых параметров транспортного средства в пределах погрешности весоизмерительного оборудования (до 2 % включительно) транспортное средство не относится к категории ТКТС.

 Порядок осуществления контроля в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь

В автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь осуществляются следующие операции контроля:

проверка наличия специального разрешения у владельцев (пользователей) ТКТС;

проверка транспортных документов, связанных с определением весовых и габаритных параметров;

определение весовых и габаритных параметров транспортных средств;

согласование с должностными лицами таможни отправления маршрута движения ТКТС до таможни назначения;

оформление документов, связанных с прохождением контроля для ТКТС, въезжающих на территорию Республики Беларусь;

взимание установленного размера платы с владельцев (пользователей) ТКТС, выезжающих с территории Республики Беларусь, в случае выявления факта проезда по автомобильным дорогам без специального разрешения или при нарушении условий движения, установленных в специальном разрешении, либо при отклонении от маршрута движения;

выдача специального разрешения на движение ТКТС в установленном порядке.

Прохождение контроля транспортных средств оформляется работниками Транспортной инспекции.

При въезде на территорию Республики Беларусь транспортного средства с превышением допустимых весовых и (или) габаритных параметров без специального разрешения на проезд ТКТС работники Транспортной инспекции владельцам (пользователям) ТКТС – резидентам и нерезидентам Республики Беларусь выдают под роспись предписание[1] о необходимости получения специального разрешения на проезд ТКТС по автомобильным дорогам или уведомляют должностное лицо таможни о необходимости направления ТКТС на склад временного хранения с целью устранения превышения весовых и (или) габаритных параметров.

Перечень складов временного хранения, на которые направляются ТКТС для приведения в соответствие весовых и (или) габаритных параметров, определяется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Если при въезде на территорию Республики Беларусь транспортного средства со специальным разрешением его весогабаритные параметры, установленные при контроле, превышают параметры, указанные в специальном разрешении, а ставки в расчете платы по этим весовым параметрам превышают ставки платы, применённые при выдаче специального разрешения, работники Транспортной инспекции выдают владельцам (пользователям) ТКТС под роспись предписание. Также работники Транспортной инспекции уведомляют об этом должностное лицо таможни для принятия решения о направлении ТКТС на ближайший склад временного хранения с целью устранения превышения весовых и (или) габаритных параметров или получения согласования изменений в специальное разрешение на проезд ТКТС по автомобильным дорогам (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. № 381 «Об утверждении допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, проезжающих по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, и ставок платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств»).[2]

Повторное взвешивание транспортных средств в автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь проводится по тем же правилам, что и на автомобильных дорогах, но с учетом специфики работы автодорожного пункта пропуска и в порядке, согласованном с должностными лицами пограничных войск и таможни в пункте пропуска.

 

Форма

 

ПРЕДПИСАНИЕ № _____            Дата ____________________

 

                                   Место контроля __________

 

При контроле весогабаритных параметров «__» _______________ 200_ г.,

квитанция взвешивания (расчета платы) № ____________ установлено,

что на транспортном средстве _______________________________________

               (государственный регистрационный номер)

зарегистрированном в ___________________________ принадлежащем _____

           (символ страны регистрации)

_______________________________________ при перевозке груза по _____

(наименование владельца (пользователя)

____________________________________________________________________

      (номер товарно-транспортной накладной (CMR)

под управлением ____________________________________________________

        (фамилия, инициалы водителя транспортного средства)

допущено превышение допустимых весовых и (или) габаритных параметров

транспортного средства _____________________________________________

              (краткое изложение сути нарушения,

____________________________________________________________________

              расчет платы)

   На основании пункта 15 Инструкции о порядке осуществления

контроля за проездом  тяжеловесных  и  (или)  крупногабаритных

транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования

Республики Беларусь указанное ТКТС направляется в установленное

место  для  устранения  превышения весовых и (или) габаритных

параметров или получения специального разрешения на проезд по

автомобильным дорогам в РУП «Белдорцентр».

____________________________________________________________________

       (наименование склада временного хранения)

____________________________________________________________________

  (адрес областного отдела управления транспортного контроля РУП

____________________________________________________________________

              «Белдорцентр»)

Работник Транспортной инспекции, выдавший предписание, _____________

                            (должность,

____________________________________________________________________

       фамилия, инициалы, подпись, штамп поста)

   Мне известно, что неисполнение предписания влечет за собой

ответственность  в соответствии с действующим законодательством

Республики Беларусь.

 

Предписание

получил ______________________ ____ ч ____ м «__» __________ 200_ г.

      (подпись владельца (пользователя) ТКТС, время, дата

              получения предписания)

 

 

 

Таблица 1.

 

Тип транспортного средства 

Допустимая общая масса   
транспортного средства (в  
тоннах) для автомобильных дорог

I - IV категории,
запроектированных
под нагрузку 10 т

IV - V категории,
запроектированных
под нагрузку 6 т

Грузовой автомобиль:      

 

 

двухосный           

18    

12     

трехосный           

24    

16     

трехосный с ведущей осью, имеющей
две пары колес, оборудованных 
пневматической подвеской    



25    



16,5    

четырехосный          

32    

23     

с пятью и более осями     

38    

28,5    

Седельный автопоезд:      

 

 

двухосный тягач с одноосным  
полуприцепом           


28    


18     

двухосный тягач с двухосным  
полуприцепом при расстоянии между
осями полуприцепа от 1,3 метра до
1,8 метра включительно     




36    




24     

двухосный тягач с двухосным  
полуприцепом при расстоянии между
осями полуприцепа свыше1,8 метра



38    



28,5    

двухосный тягач с трехосным  
полуприцепом          


38    


28,5    

трехосный тягач с одноосным  
полуприцепом          


34    


24     

трехосный тягач с двухосным  
полуприцепом          


38    


28,5    

трехосный тягач с трехосным  
полуприцепом          


38    


28,5    

Автопоезд:           

 

 

двухосные грузовой автомобиль, 
автомобиль-тягач, трактор с  
одноосным прицепом       



28    



18     

двухосные грузовой автомобиль, 
автомобиль-тягач, трактор с  
двухосным прицепом       



36    



24     

трехосные грузовой автомобиль, 
автомобиль-тягач с одноосным  
прицепом            



34    



22     

другие автопоезда       

38    

28,5    

Автобус:             

 

двухосный           

18        

трехосный           

24        

трехосный сочленённый     

28        

четырехосный сочленённый    

28        

 При проезде по магистральным автомобильным дорогам М-1 - М-12 устанавливается следующая допустимая общая масса автопоездов:

двухосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом - 42 тонны;

трехосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом - 42 тонны;

трехосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом - 44 тонны;

трехосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом - 44 тонны.

 

Таблица 2.

 

Тип осей транспортного средства 

Допустимая осевая масса, сумма   
осевых масс (в тоннах)       
транспортного средства для     
автомобильных дорог        

I - IV категории,
запроектированных
под нагрузку 10 т

IV - V категории,
запроектированных
под нагрузку 6 т

при   
двускатных
колесах 

при 
одно-
скатных
колесах

при   
двускатных
колесах 

при 
одно-
скатных
колесах

Одиночные оси          

10  

9  

6  

5,5

Сдвоенные оси прицепов или    
полуприцепов, ведущие оси грузовых
автомобилей, автомобилей-тягачей,
седельных тягачей или автобусов 
при расстоянии между осями:   

 

 

 

 

до1 метра           

12  

11  

9  

от 1 метравключительно до 1,3 
метра             


14  


13  


10  


от 1,3 метравключительно до 1,8
метра             


16  


15  


11  


10 

от 1,8 метравключительно до 2,5
метра             


18  


17  


12  


10,5

Строенные оси грузовых     
автомобилей, автомобилей-тягачей,
седельных тягачей, прицепов или 
полуприцепов при расстоянии между
осями:             

 

 

 

 

до1 метра           

16,5 

15  

12  

10,8

от 1 метравключительно до 1,3 
метра             


19,5 


18,3 


13,5 


12 

от 1,3 метравключительно до 1,8
метра              


22,5 


21  


15  


13,5

от 1,8 метравключительно до 2,5
метра             


25,5 


24  


16,5 


15 

Смежные оси грузовых автомобилей,
автомобилей-тягачей, седельных 
тягачей, прицепов или полуприцепов
с количеством осей более 3 при 
расстоянии между осями:     

 

 

 

 

до1 метра           

5,5 

5  

4  

3,6

от 1 метравключительно до 1,3 
метра             


6,5 


6,1 


4,5 


от 1,3 метравключительно до 1,8
метра             


7,5 


7  


5  


4,5

от 1,8 метравключительно до 2,5
метра             


8  


7,5 


5,5 


 При проезде по автомобильной дороге М-1/Е-30 Брест (Козловичи) – Минск – граница Российской Федерации (Редьки) транспортных средств с полуприцепами, имеющими строенные оси с расстояниями между осями от1,3 метравключительно до1,8 метра, допустимая сумма осевых масс для строенных осей полуприцепа составляет 24 тонны.

Для сдвоенных или строенных осей, из которых основная ось (две основные оси) с двускатными, а дополнительная ось с односкатными колесами, допустимая сумма осевых масс принимается как для осей с двускатными колесами с уменьшением осевой массы на 0,5 тонны.

Осевые массы транспортных средств, имеющих на оси четыре и более двускатных или односкатных колес при расстоянии между ними более0,7 метра, а также при количестве колес на оси шесть и более при расстоянии между ними менее0,7 метране должны превышать значений, приведенных в таблице 3.

 

Таблица 3.

 

Тип осей транспортного средства

Допустимая осевая масса, сумма 
осевых масс (в тоннах)    
транспортного средства для  
автомобильных дорог    

I - IV категории,
запроектированных
под нагрузку 10 т

IV - V категории,
запроектированных
под нагрузку 6 т

Одиночная ось          

14,5   

9     

Смежные оси грузовых автомобилей,
автомобилей-тягачей, седельных 
тягачей, прицепов или полуприцепов
с количеством осей две и более при
расстоянии между осями:     

 

 

до1 метра           

9,5   

5,9    

от 1 метравключительно до 1,3 
метра             


10,5   


6,5    

от 1,3 метравключительно до 1,8
метра             


12,0   


7,75   

от 1,8 метравключительно до 2,5
метра             


13,75  


8,75   

 В грузовых автомобилях, автомобилях-тягачах, седельных тягачах, прицепах, полуприцепах при количестве смежных осей более двух и различном межосевом расстоянии для расчета допустимых осевых параметров принимается среднее арифметическое межосевое расстояние.

 

Таблица 4.

 Допустимые габариты транспортных средств

Наименование габаритов транспортного средства
с грузом или без груза      

Допустимая величина
габарита (в метрах)

Длина:                   

 

грузового автомобиля           

12    

автобуса                 

12    

автобуса (с числом осей более 2)     

15    

сочленённого автобуса            

18    

автопоезда, седельного автопоезда     

20    

Ширина:                  

 

транспортного средства с изотермическим  
кузовом                  

2,6   

автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов  
МАЗ-509А, МАЗ-543             

2,63   

других транспортных средств        

2,55   

Высота                   

4    

Выступ груза                

До 2    

 Ставки платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования

республики Беларусь

 Ставки платы за превышение допустимой общей массы транспортного средства более 2 процентов устанавливаются в размере 0,03 доллара США за каждую полную тонну превышения на километр расстояния и 0,01 доллара США за неполную тонну превышения на километр.

Cтавки платы за превышение допустимой осевой массы на одиночную, сдвоенную и строенную оси транспортного средства.

 

Таблица 5.

Превышение допустимой осевой
массы (процентов)  

Ставки платы за километр расстояния
(долларов США)    

От 2 до 5 включительно   

0,1        

От 5 до 10 включительно   

0,3        

От 10 до 15 включительно  

0,4        

От 15 до 20 включительно  

0,5        

От 20 до 30 включительно  

0,7        

От 30 до 40 включительно  

0,9        

Свыше 40           

1,8        

 

Ставки платы за превышение допустимой осевой массы на каждую смежную ось транспортного средства при количестве осей более трёх с односкатными и двускатными колёсами, а также имеющих на оси четыре и более двускатных или односкатных колёса при расстоянии между ними более0,7 метраи при количестве колес на оси шесть и более при расстоянии между ними менее0,7 метра.

 

Таблица 6.

Превышение допустимой осевой
массы (процентов)  

Ставки платы за километр расстояния
(долларов США)    

От 2 до 5 включительно   

0,06       

От 5 до 10 включительно   

0,10       

От 10 до 15 включительно  

0,14       

От 15 до 20 включительно  

0,17       

От 20 до 30 включительно  

0,28       

От 30 до 40 включительно  

0,46       

Свыше 40           

0,90       

 Ставки платы за превышение допустимых габаритов транспортных средств.

 

Таблица 7.

Параметры транспортного средства (метров)

Ставки платы за
километр расстояния
(долларов США)

Высота:                  

 

свыше4 метровдо4,5 метравключительно 

0,05   

от4,5 метрадо5 метроввключительно   

0,10   

свыше5 метров              

0,20   

Ширина:                  

 

свыше2,55 метрадо3 метроввключительно 

0,05   

от3 метровдо3,75 метравключительно  

0,10    

свыше3,75 метра             

0,25   

Длина:                   

 

за каждый полный метр превышения допустимой
длины:                  

 

до4 метроввключительно         

0,04   

от4 метровдо8 метроввключительно   

0,05   

свыше8 метров              

0,06   

за неполный метр превышения допустимой длины

0,02   

Выступ груза:               

 

за каждый полный метр превышения     

0,04   

за неполный метр превышения        

0,02   

 Плата за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств при следовании без специального разрешения или нарушении установленного маршрута движения по автомобильным дорогам.

 

Таблица 8.

Превышение допустимых
параметров (процентов)

Повышенный размер платы при следовании
без специального разрешения или 
нарушении установленного маршрута
движения (процентов)   

От 4 до 10 включительно 
общей массы и (или) осевых
масс          



50         

От 10 до 40 включительно
допустимой общей массы и
(или) осевых масс, а также
любых допустимых габаритов



100         

Более 40 допустимой общей
массы и (или) допустимых
осевых масс       



200         

 

Светлана ИГНАТОВИЧ,

юрист



[1] Форма предписания о необходимости получения специального разрешения на проезд ТКТС по автомобильным дорогам публикуется на с.

[2] Допустимые весовые и габаритные параметры транспортных средств, проезжающих по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь содержатся в таблицах 1-4; ставки платы за проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств содержатся в таблицах 5-8.