Компоненты "Магия конверсии"


 Все, кто знаком с военной техникой, давно и хорошо знают продукцию Навлинского автоагрегатного завода (НААЗ, Брянская обл.), который несколько десятков лет специализировался на выпуске различных типов коробок отбора мощности (КОМ), карданных валов автомобилей и специализированных карданных валов для привода дополнительного оборудования для “оборонки” (достаточно назвать КОМ 131-4202010Б, которая с 1965 года и по сей день агрегатируется с раздаточной коробкой автомобилей ЗИЛ и КамАЗ, а также реверсивную 157к-4206006 для карбюраторных ЗИЛов). Это не лирическое отступление об истории завода, а всего лишь характеристика качества его продукции: надо ли напоминать, какой всесторонней проверке военпреды подвергали всё, что шло на нужды армии, и за все годы “службы” у предприятия рекламаций не было:  оно действительно выпускало лучшие КОМы для военной техники.

Когда в стране началась конверсия, НААЗ в полной мере переключился на “автогражданку” – качественная продукция завода была востребована производителями не только коммунальных и строительных автомобилей, но и всей широкой гаммы техники, снабжённой теми или иными спецагрегатами, работавшими от коробок отбора мощности. Чтобы поддерживать свою конкурентоспособность и постоянно улучшать и совершенствовать КОМы, здесь постоянно обновляют основные средства производства – например, установка ионно-плазменного азотирования позволяет не только достичь качества термообработки, не уступающего мировым стандартам, но заодно и сократить расход энергоносителей, что снижает себестоимость изделий и делает их доступней покупателю.

Разумеется, и модельный ряд КОМов не стоит на месте. Среди новинок, представленных ОАО “Навлинский автоагрегатный завод” на выставке MIMS-2005, внимание специалистов привлекла коробка отбора мощности – КОМ 85-503-4202010Б с пневматическим включением (она устанавливается на правый боковой люк автомобиля МАЗ и служит для привода шестерёнчатых насосов типа НШ32 или НШ50).

В сравнении с аналогами, у неё есть несколько важных преимуществ:

– в конструкции этой КОМ применены игольчатые подшипники, которые повышают запас прочности изделий минимум в два раза;

– шестерни закаливаются способом цементации, который полностью исключает сколы зубьев;

– благодаря изменению шлицевой части механизма включения прочность изделия увеличилась в 2-3 раза;

– шток включения сделан из нержавеющей стали;

– и, наконец, литьё картера выполняется из высокопрочного чугуна марки СЧ-20,благодаря чему возрос срок службы корпуса относительно динамических повреждений.

Ещё одна новинка ОАО “Навлинский автоагрегатный завод”, вызвавшая особый интерес потребителей, – агрегатируемая с КПП автомобилей КамАЗ (коммунальные автомобили и всевозможная спецтехника с различным гидрооборудованием) КОМ 04-00-000А с пневматическим включением (Nmax 45 кВт). У неё несколько “изюминок”. Во-первых, роликовый игольчатый подшипник в конструкции заменён на два более надёжных – роликовых конических. Во-вторых, корпус этой коробки крепится к КПП автомобиля дополнительными кронштейнами, что позволяет значительно повысить устойчивость картера КОМа от разрушения (это было, пожалуй, единственное слабое место отечественных КОМов – при пиковых нагрузках корпус в прямом смысле разрывался) и, благодаря этому усовершенствованию, передавать через коробку большую мощность, чем у её аналогов.

Кстати, по схожей схеме производится и ещё одна новинка НААЗа – КОМ КС 3577 для автокрана (базовое шасси МАЗ), которая устанавливается на правый боковой люк КПП выходным валом назад по ходу автомобиля и служит для привода аксиально-поршневого насоса 310.02.56 или другого агрегата посредством карданного вала (Nmax 44 кВт). Чтобы запустить новинку “в серию”, пришлось с нуля создать обкаточный стенд, на котором теперь испытывают каждый КОМ.

И – карданные валы, которые также производит это предприятие. Технической новинкой эту продукцию назвать нельзя, зато приятная новость для потребителей в том, что, купив балансировочную машину, ОАО “Навлинский автоагрегатный завод” теперь будет сам производить балансировку карданных валов. Во-первых, сократятся сроки производства, во-вторых, возрастёт качество изделий, а в-третьих (и это очень важно для покупателя), снизится цена (раньше за балансировку каждого карданного вала завод платил стороннему исполнителю чуть ли не половину стоимости изделия). Соответственно вырастет и производительность – по словам главного технолога завода Александра Панова, теперь НААЗ будет ежемесячно выпускать 2-3 тыс. карданных валов, а уже в ближайшей перспективе предприятия – наладить производство этих изделий и для сельхозмашин самого широкого спектра.