Компоненты "Дни СНГ в Allison Transmission"


На целую рабочую неделю столица Венгрии г. Будапешт стала местом проведения мероприятий, организованных крупнейшим в мире производителем автоматических коробок передач для представителей автомобильного бизнеса России, Украины, Беларуси и других стран СНГ.

 

Портрет фирмы

         Отделение концерна General Motors, хорошо известная специалистам компания Allison Transmission устроила такое мероприятие неспроста. Выйдя на рынки стран Содружества значительно позже своих конкурентов (в числе которых, например, компания Voith) она решила наверстать упущенное через знакомство потенциальных заказчиков и местных дистрибьюторов с продуктом «вживую», причём в полном объёме. Для этого был организован семинар «Конструкция и опыт эксплуатации коробок передач Аллисон», поездка на завод в Сентготарде на границе с Австрией и практика использования продукции в различных видах техники, специально собранной для этого на полигоне EuroRing.

Джим Аллисон основал фирму в 1915 году. Он умер очень рано, и в 1929 году бизнес был продан компании General Motors. Автоматические коробки американского производителя появись на военных автомобилях ещё в 40-е годы прошлого века. С тех пор их активно использовали в коммунальной технике (в частности, на мусоровозах), а также на строительных машинах (и, прежде всего, на автосамосвалах). Первый замедлитель Torqmatic производства Allison Transmission устанавливался на автобусы ещё полвека назад. За всю историю фирмы в мире было продано более 3 млн. трансмиссий этой марки.

В настоящее время Allison Transmission является лидером в своей области: четыре из пяти выпускаемых в мире автоматических коробок передач для транспортных средств массой 5 т и выше (это около 300 тыс. единиц в год) носят её маркировку. Продукция компании применяется на городских автобусах, средних и тяжёлых грузовиках, внедорожниках, коммунальных и пожарных машинах, кранах, карьерных самосвалах и военной технике. Allison Transmission выпускает силовые агрегаты для нефтяного и газового оборудования, аэродромной, складской и муниципальной спецтехники. В числе производителей, с которыми сотрудничает Allison Transmission, такие бренды, как Nissan, Terberg, Volvo, Iveco, Scania и другие.

 

 Роль компании NDGS 

В России и странах СНГ Allison Transmission работает через своего официального дстрибьютора – компанию NDGS (Noviy Dizel Gearbox Service), НДГС (Новые дизели и коробки передач сервис). Она была сформирована из двух европейских дистрибьюторов и ставит своей целью наладить прямые поставки на автозаводы России и СНГ. По словам операционного менеджера фирмы Мордехая Кинера, изначально на российских просторах и рынках государств Содружества преследовались две задачи: сделать бренд узнаваемым и вызывать ассоциацию названия фирмы с автоматической трансмиссией. Сегодня, оглядываясь на два прошедших года, можно утверждать, что они выполнены.

 

 Президент Allison Transmission Лоренс Дуи

 

Отдельной строкой стоит специальная техника, для которой компания выпускает целый спектр силовых агрегатов. Достаточно сказать, что с 80-х гг. ХХ века и до настоящего времени правительство США постоянно закупает у фирмы её продукцию для своей армии. Недавно, например, был подписан контракт стоимостью 11,7 млн. долларов США на поставку трансмиссии Х200-4А для модернизации боевых машин, воюющих в Ираке. Новая трансмиссия заменяет сразу три элемента – коробку передач, раздаточный редуктор и дифференциал механизма поворота. Живучесть нового агрегата в пять раз выше прежней модели ТХ-100-1. Разработка новинки была вызвана необходимостью установки на американские БМП более мощного 350-сильного двигателя. А тот, в свою очередь, появился как следствие повышения массы при увеличении противоосколочной защиты.

На исследования и науку Allison Transmission тратит денег больше, чем любой из конкурентов. И последовательно внедряет новинки в производство. На прошлогоднем форуме экологических видов транспорта в Шанхае, например, этот дивизион концерна GM заявил о возможности массового выпуска автобусов с дизельными, водородными и электрическими моторами. Движитель в них включает в себя два электромотра и тяговую аккумуляторную батарею.

Крупнейший завод Allison Transmission находится в Индианаполисе (США, штат Индиана). Расположенный в Венгрии завод ежегодно выпускает 58000 АКП. Правда, здесь детали не производят – их поставляют из Северной Америки, Франции и Италии. Центры компании есть в Голландии, Бразилии, Китае, Сингапуре и Японии.

 

Итальянский карьерный самосвал Astra RD28 с АКП HD4560

Голландский Terberg шутя преодолевает бездорожье

 

 Примеры сотрудничества

В настоящее время в России эксплуатируется около 2000 АКП Allison. Большинство из них были ввезены в страну неофициальными продавцами или машиностроительными заводами. Так, американские коробки передач устанавливались на грузовики ЗИЛ. Сейчас ведутся переговоры о поставке больших партий агрегатов на ОАО «КАМАЗ», ОАО «Ликинский автобус», ВАП «Волжанин», НПК «Коммаш», завод «Пожтехника» из г. Торжка. На испытаниях находятся городской автобус ЛиАЗ-5256, мусоровоз на шасси МАЗ-5551, трубовоз МЗКТ-79091, передвижная нефтедобывающая установка МЗКТ-80071 и другая техника. В Московской области эксплуатируется 350 автобусов с агрегатами Allison Transmission, причём 10 из них отходили уже достаточно большой срок.

 

 Семинар

         Дни СНГ в Allison Transmission начались с семинара «Конструкция и опыт эксплуатации коробок передач Аллисон». Он был посвящён не только знакомству с выпускаемой продукцией, но также новинкам и современным решениям, заложенным в конструкцию АКП.

         Модельный ряд Allison Transmission настолько разнообразен, что он способен отвечать требованиям практически любого заказчика. Например, полностью автоматическая 5-скоростная 1000 SeriesTMс мощностью на входе 340 л.с. и крутящим моментом 750 Нм оптимально подходит для тяжёлых погрузчиков и автомобилей полной массой до 13600 кг. Её 32-битный микропроцессор поддерживает постоянную связь с двигателем и за счёт считывания рабочей информации (частота вращения коленвала, степень загрузки, состояние дороги) обеспечивает оптимальный режим работы. Модель 2400 SeriesTM(300 л.с.; 705 Нм) оснащается защёлкой Park, блокирующей двигатель, а конвертор РТО защищает мотор и вспомогательное оборудование от внезапных ударом грузом. А вот трансмиссия 2000МН часто используется для передвижных домов.

         Для среднего класса коммерческих транспортных средств хорошим решением является коробка передач АТ545. В Америке, например, она стала эталоном на школьных автобусах и развозных фургонах. Вот уже четверть века «пятьсот сорок пятая» устанавливается на коммерческую технику. Секрет популярности – в надёжности изделия, её относительно невысокой стоимости и способности прощать ошибки неквалифицированных водителей.

         Серию В400 принято использовать на пригородных маршрутах. Её отличают компактность, плавное переключение передач и дополнительный редуктор, продлевающий срок службы тормозной системы. А вот В500 уже предписано использовать для работы с более мощными двигателями, которыми обычно комплектуются междугородные и туристические лайнеры. Плюс данной модели – модульное исполнение и сменные масляные фильтры, облегчающие обслуживание и ремонт.

         Выступающие специалисты Allison Transmission особо остановились на серии HD4060. Она выпускается в четырёх-, пяти- и шестиступенчатом вариантах и одинаково эффективна как на шоссе, так и на бездорожье. Предусмотрена даже возможность программирования, позволяющая настроить трансмиссию и режимы автомобиля наиболее эффективно для конкретных условий работы. По словам сотрудников компании, благодаря высокой мощности и этим качествам HD4060 часто используют на пожарной и строительной технике. Сопоставимы с ней и разработанные для дизельных двигателей М5610 (550 л.с.; 2373 Нм) и М6610 (850 л.с.; 3078 Нм) с шестью передачами вперёд и двумя назад. Если верить экспертам, она идеально подходит для внедорожного использования (на заготовке леса, в строительстве и горной промышленности).

         Но коробки Allison Transmission – это не те «автоматы», которые не нуждаются в обслуживании. И у них тоже есть свои особенности. Например, когда коробка холодная, уровень масла определить невозможно. Чтобы получить показания, нужно некоторое время прогреть коробку в режиме N (нейтраль). Благодаря экрану водитель может получать информацию об уровне масла с точностью до 0,5 л. Если электроника показывает LO-01, нужно долить 1 л трансмиссионного масла и т.п. А определить, что случилось с АКП можно по списку кодов, соответствующих конкретным отказам и неисправностям (всего 256).

О надёжности и долголетии изделий Allison Transmission можно судить по такому примеру: ресурс коробкидля городского автобуса составляет 500 тыс. км или 6 лет. Цикл замены масла – около 120 тыс. км, а при высокой нагрузке (с большим числом остановок и троганий с места) – чаще. Практика показывает, что механическая часть практически не ломается, нужно лишь вовремя менять масло и фильтры. Основные поломки связаны с электронной частью – жгутами, разъёмами, соединениями. Но эти проблемы – не из числа глобальных и дорогостоящих.

         Резюмируя основной мотив семинара, можно сказать, что продукция Allison Transmission сделана так, чтобы охватить если не весь, то – максимально возможный спектр применений. При этом одной из составляющих столь амбициозных утверждений является способность американских коробок адаптироваться к различным условиям и режимам работы. И чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, что это так и есть на самом деле, нас пригласили на полигон EuroRing, куда по такому случаю из США прилетел сам президент компании Лоренс Дуи.

 

 Этот армейский грузовик тоже ездит с трансмиссией Allison


Модельный ряд

Продукция Allison Transmission разделена на серии:

1000 SeriesTM

2000 SeriesTM

2400 SeriesTM

2000 MH

3000 MH

4000 MH

AT545

B300

B400

B500

DP8000

HD4060

HD4560

M5610

M6610

M9600

MD3060

MD3066

MD3560

MT643

MT653DR

S5610

S6610

S9600

S9800

 

 

Полигон EuroRing

         Продукцию Allison Transmission дешёвой никак не назовёшь: в зависимости от исполнения, одна коробка стоит от 6000 до 15000 долларов США. Поскольку это американский продукт, его стоимость завязана на курс доллара. Впрочем, где вы видели хороший товар по маленькой цене?! Да и выигрыш от установки «автомата» очевиден. Примерно такая мысль мелькнула в моей голове, когда я увидел, сколько и каких образцов техники предстоит опробовать за рулём…

         На небольшом автодроме, арендованном по случаю «Дней СНГ», стояли городские и школьные автобусы, американские фургоны и европейские самосвалы, пожарные машины и эвакуаторы, мусоровозы и военные грузовики. Для простого перечисления вариантов применения наверняка пришлось бы пожертвовать целой страницей журнала. И пока шли «покатушки», я расспрашивал инструкторов о достоинствах и недостатках коробок Allison Transmission. А заодно узнавал новости.

         Оказывается, Allison Transmission производит не только автоматические коробки передач, но и гибридные силовые установки. Они позволяют снизить выброс сажи и углеводородов на 90%, оксидов азота – примерно наполовину. При этом экономия топлива в сравнении с обычными дизельными моторами достигает 60 %, а ускорение во время начала движения увеличивается в полтора раза. На автобусах с гибридной силовой установкой колёса приводятся в движение электродвигателем, запитанным от АКБ. А дизельный мотор приводит в действие генератор, питающий аккумулятор. Кроме того, дизель соединён с трансмиссией и часть своей мощности передаёт на колёса. Примечательно, что вместо обычных свинцовых батарей Allison Transmission использует никелевые. Они на треть легче и вдвое меньше по габаритам. Кроме того, срок их эксплуатации достигает 6 лет, что втрое больше свинцовых аналогов. Такие автобусы работают на маршрутах в США и Китае.

         Что касается использования агрегатов Allison Transmission в СНГ, то таких примеров очень много. В России наиболее часто американская АКП встречается на автобусах ЛиАЗ, мусоровозах МАЗ и развозных фургонах Volvo. В нефтяной промышленности и строительстве таких примеров ещё больше. Но на полигоне российской техники пока не было. Говорю «пока», потому что есть предварительная договорённость поставить туда новый «Волжанин» по бартеру. Мы им – автобус, они нам – коробки передач на такую же сумму.

         Пока же пришлось довольствоваться, в основном, американской и европейской техникой. О том, как работала продукция Allison Transmission в различных условиях, стоит рассказать отдельно. Но главное впечатление, вынесенное с полигона – коробки действительно хороши и удобны в использовании. Работать на технике с такими агрегатами – одно удовольствие. А уж какой будет эффективность в каждом конкретном случае – пусть скажут практики.

 

Полигон EuroRing был специально арендован для проведения «Дней СНГ»


Преимущества

Не знаю, как вы, а лично я с удивлением узнал, что Scania у себя дома регулярно проводит со 100 дилерами в Швеции тест-драйв по трансмиссиям. Предыдущий такой экзамен состоялся 8 сентября. На стартовой прямой был устроен параллельный заезд 420-сильной Scania R-серии с АКП Allison и 460-сильный Volvo FH12 с АКП I-Shift. Оба продукта превосходны и по эксплуатационным свойствам, и по качеству изготовления, и по функциональности. Но что удивительно – Scania быстрее набрала скорость. Так же вышло и на полигоне EuroRing, где 27-тонный эвакуатор с АКП Allison быстрее достиг финиша на 100-метровом отрезке против 17-тонного автопоезда в сцепке с седельным тягачом MAN c АКП Tipmatic. Для чистоты эксперимента за рулём сидели не представители компании, а журналисты.

Такое преимущество специалисты объясняют следствием современных решений, заложенных в эти АКП. В их числе – шесть скоростей и повышенная плавность переключения передач, экономия от 5 до 15 % топлива, блокирование гидротрансформатора практически сразу после перехода на вторую передачу. К положительным моментам относятся способность машин с такой трансмиссией развивать скорость до 120 км/ч, безударный и безопасный задний ход, малошумная работа агрегата. Явный плюс – и простой переключатель передач.

         К числу главных достоинств коробок Allison относятся существенное снижение выброса токсичных веществ и уменьшение эксплуатационного расхода топлива за счёт сокращения числа переключения передач и более плавного изменения частоты вращения коленчатого вала при переключениях. Ещё одно достоинство – способность обеспечивать движение автомобиля с очень малой скоростью.

Простым нажатием кнопки на пульте переключения скоростей водитель может самостоятельно выбирать оптимальный топливный режим работы машины, переходя с экономичного в обычный и наоборот. В принципе, этот переключатель устроен даже проще, чем пульт ДУ домашнего телевизора. Хороша коробка и тем, что её можно настроить на конкретный профиль местности. Наконец, отдел эксплуатации транспортного предприятия без специального диагностического оборудования может иметь реальное представление о состоянии АКП перед выходом машины на линию.

         Бесспорное достоинство коробок Allison – наличие замедлителя на выходе. Это повышает ресурс двигателя, продлевает жизнь задним осям и увеличивает срок работы тормозных накладок. Кроме того, замедлитель понижает уровень шума в салоне. Наконец, специалисты Allison Transmission уверяют транспортников в том, что с их коробками эксплуатационные расходы сравнительно низки. А так это или нет – могут сказать только заказчики с опытом.

 

Завод в Сентготарде

         Сборочный завод GM Powertrain Hungary находится в Сентготарде, на западе Венгрии, на границе с Австрией. Он был основан в 1990 году как совместное предприятие GM и Raba, и начал свою работу спустя два года. В 2001-ом к проекту подключился FIAT, а в мае 2005-го контракт был расторгнут.

         Изначально на этом заводе собирали Opel Astra и 8-клапанные бензиновые моторы для легковых автомобилей. С 1993 года приступили к выпуску 16-клапанных двигателей и различных коробок передач. В настоящее время здесь производят третье поколение бензиновых двигателей Twinport рабочим объёмом 1,6 л; моторы объёмом 1,4 и 1,8 л; коробки передач для средней и большой нагрузки. Здесь же делают все автомобили Opel, от малолитражки Corsa до модели представительского класса Signum. И именно здесь собирают двигатели для SAAB в Швеции, FIAT в Италии и  ChevyNiva в России.

         Маркетинговые исследования показали, что в 2004 году предприятию удалось достичь уровня большой удовлетворённости клиентов качеством продукции, что в комментариях, собственно, не нуждается. С января 2005 года на предприятии внедрено регулируемое производство коробок передач, а объём инвестиций составил 18 млн. евро. В таких условиях, как говорится, сам Бог велел заводу развиваться и улучшать показатели. Кроме того, потребность рынка в КП-автоматах с большой нагрузкой в последние годы удвоилась. Восточная Европа, Ближний Восток, Китай, Латинская Америка и Россия всё чаще выбирают для коммерческой техники автоматическую трансмиссию, и за таким спросом будущее.

         Рабочих на заводе немного – около 40 человек, находящихся в цеху, плюс складские труженики и прочая «обслуга». Зарплата – чуть выше средней по стране, а главное – она не «плавает» в сторону уменьшения и вовремя выплачивается. У каждой смены есть своя норма выработки, и без её выполнения никто не вправе покинуть рабочее место. Чтобы сотрудники не расслаблялись, всюду висят электронные табло, на которых отражена самая важная для них информация. А именно: норма выработки на конкретный день (например, 68 коробок),  число собранных изделий и число кондиционных, прошедших внутренний контроль качества.

         Качеству здесь уделяется особое внимание. Есть даже специальный столик, на который специалист вправе отложить бракованную деталь или предмет, вызывающий его подозрения. Затем эта деталь будет тщательно осмотрена и измерена, и в случае несоответствия стандартам – отправлена поставщику в виде рекламации. Претензий к работнику в случае необоснованных претензий не будет, а вот если допустит брак в работе – могут и штрафные санкции применить.

         Коробки передач собирают по участкам на медленно движущемся конвейере, который может быть остановлен в случае обнаружения брака или некомплектности. При этом человек, обнаруживший несоответствие, не только не наказывается, но и поощряется администрацией. На всех участках занятость такая, что специалистам некогда ходить к соседям, резаться в шашки или устраивать перекуры один за другим. К тому же по периметру рабочей зоны установлены видеокамеры.

         После окончательной сборки коробки передач каждая из них поступает на участок «водных процедур». Здесь их поочерёдно погружают в залитую до краёв ванну. Оператор ждёт несколько секунд, пока успокоится технический раствор и смотрит, нет ли пузырьков воздуха – так проверяется герметичность. Полная влагонепроницаемость особенно важна для машин, работающих в тяжёлых условиях – например, в армии и на стройке. Кстати, за время нашей двухчасовой экскурсии по заводу ни одно изделие не было забраковано, и это тоже показатель отношения к делу специалистов Allison Transmission.

 

Конкуренты и перспективы

         Возьму на себя смелость утверждать, что лёгкой жизни у Allison Transmission в России в ближайшее время не предвидится. Что ни говори, а основные конкуренты из компании Voith присутствуют на местном рынке ни много, ни мало 10 лет. И у них есть главное преимущество – наличие сервисной сети. А вот компания Allison Transmission пока выступает в роли догоняющего.

         Да, в перспективе на территории России будут создаваться сервисные центры. Да, уже готовится подписание дилерского контракта в Сургуте. Да, есть муниципальные и частные предприятия в Санкт-Петербурге, готовые взять на себя ответственность за выполнение обязательств перед клиентами. Но всё это – вопрос времени. А пока дистрибьютор Allison Transmission по России и странам СНГ довольствуется тем, что 230 коробок работают в нефтяной промышленности Казахстана, 350 – в Московской области и ещё несколько штук находятся в опытной эксплуатации на различных видах техники. 

         И всё-таки надежда на прорыв остаётся, поскольку ряд моделей автобусов российского производства с коробками передач разных производителей продаётся по одинаковой цене. Есть и другие предпосылки, заставляющие верить в радужные перспективы. Например, контракты, заключённые во время проведения «Дней СНГ» и подписанные протоколы о намерениях. А ведь кроме пассажирского транспорта есть спецтехника и коммунальные машины, которым АКП нужны как воздух.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора