Страхование "«Зеленая карта»: вчера, сегодня, завтра…"


Три года назад Беларусь получила «членский билет» «Клуба Зелёной карты». За это время наработан немалый опыт… 

 

Что есть что? Кто есть кто?

В соответствии с решением Управляющего Комитета Совета Бюро «Зелёная карта», с 1 января 2003 года активировано транзитное членство Белорусского бюро по транспортному страхованию. До марта 2003 года Белорусское бюро по транспортному страхованию оформило соглашения с органами других стран, блин, и с 7 марта 2003 года белорусские страховые компании приступили к реализации собственных сертификатов «Зелёная карта». На данный момент продавать полисы «Зелёные карты» имеют право только девять страховых компаний: «Белгосстрах», «ТАСК», «Белнефтестрах, «БАСО», «Белвнешстрах», «АльВеНа», «ПромТрансИнвест», «Белингосстрах», «Багач», «Купала»,- только они являются полными членами Белорусского бюро по транспортному страхованию и могут страховать гражданскую ответственность владельцев транспортных средств, выезжающих за пределы  Республики Беларусь.

Что же принимается на страхование в системе «Зелёная карта»? Многие белорусы, особенно в период отпусков, пересекают на собственных транспортных средствах территории иностранных  государств. Однако в этих государствах, как и в Республике Беларусь, законодательно определена обязательность страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Таким образом, пересекая границу Республики Польша, необходимо купить польскую страховку, пересекая границу Германии,– немецкую, Франции – французскую. Покупка национальных страховых сертификатов в каждой пересекаемой стране - хлопотная и экономически невыгодная процедура.  Данная проблема в странах Западной Европы решена при помощи Международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - «Зелёная карта». Эта система международных договоров об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев средств автотранспорта получила своё  название по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего это страховое правоотношение. Путь развития страхования в данной области, по которому прошли страны Европы, был непрост. В послевоенное время, в связи с бурным ростом автомобильного движения, практически во всех странах Западной Европы уже действовало национальное законодательство, регламентирующее страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств внутри этих стран.  Это нововведение не было исчерпывающей мерой – финансовая защита предоставлялась только потерпевшим в результате ДТП с участием водителей-резидентов этой страны. Потерпевшие в результате ДТП с участием приезжих водителей-иностранцев не получали возмещения. Поиск решения проблемы поручен в 1939 году Римскому Институту унификации частного права. Исследования были прерваны Второй мировой войной. В1947 г. проблема передана на рассмотрение Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). Перед Комиссией был поставлен вопрос: “Возможно ли на основании законодательства европейских стран заключение Соглашения, предусматривающего возмещение Страховщиками или Бюро по страхованию (объединением страховщиков) виновной стороны сумм, уплаченных в качестве компенсации пострадавшим в ДТП?”.

 

 Взаимная ответственность – по опыту скандинавов

В основу будущей системы легла идея, сформулированная некоторыми правительствами и скорректированная экспертами в области страхования, которая предполагает создание системы международного полиса транспортного страхования  (Система «Зелёная Карта”), позаимствовавшая основные черты у системы, действовавшей в то время на территории Скандинавских стран. Согласно этой идее, страны – участницы договора о «Зелёной Карте» приняли на себя обязательства признавать на территории любой из стран страховые полисы о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, приобретённые в этих странах, в международном автомобильном сообщении. В каждой стране – участнице договора образованы объединения страховых компаний, продающих полисы «Зелёная Карта». Национальные бюро «Зеленая Карта» должны регулировать взаиморасчёты и гарантировать выплату страхового возмещения в случае неплатёжеспособности страховой компании.  В 1949 году в Лондоне Бюро по транспортному страхованию Великобритании провело Международную конференцию страховщиков транспортных рисков, на которой была одобрена Рекомендация ЕЭК ООН по транспортному страхованию. На этой же конференции был учреждён Совет Бюро, который возглавил Гай Ф. Джонсон. Функции Секретариата возложены на Бюро по транспортному страхованию (Великобритания). В 1951 году прошло первое официальное заседание Совета Бюро, на котором утверждены типовое соглашение между национальными бюро по транспортному страхованию, форма страхового сертификата “Зелёной Карты”, приняты Декларации к ЕЭК ООН, подтверждающие, что страховые рынки готовы к принятию Правительствами поправок к законодательству, регламентирующих введение системы “Зеленая Карта”.  Только спустя год  ЕЭК ООН приняла Резолюцию №43, формально одобряющую введение Системы “Зелёная Карта” и утверждающая форму «карты международного транспортного страхования». С  1 января1953 г. система “Зелёная Карта” вступила в силу. В 1965 году принято решение о расширении действия Системы “Зеленая Карта” на территорию за пределами Европы. В 1973 году подписаны дополнительные соглашения между Бюро стран Западной Европы, регламентирующие их деятельность в данном направлении. В 1984 году  ЕЭК ООН приняло Консолидированную резолюцию по развитию дорожного транспорта. В 1991 году принята Конституция Совета Бюро, Секретариат Совета Бюро стал независимым органом и подписаны единообразные соглашения между бюро в новой редакции. Наконец было подписано девятнадцатью бюро многостороннее гарантийное соглашение, основанное на Директиве Совета Европейского Союза 1972 года, которое унифицировало и объединило существовавшие ранее двусторонние соглашения в качестве дополнительных к Единообразному соглашению между Бюро. В 1997 году была создана система транснационального членства для всех новых Членов, принятых Советом Бюро. Белорусское бюро по транспортному страхованию с 2003 года является транзитным членом в системе «Зелёная Карта». Это означает, что только спустя четыре года белорусские страховые компании могут получить право продажи собственных сертификатов «Зелёная карта» владельцам транспортных средств, не зарегистрированных в Республике Беларусь.

Сама «Зелёная карта" - это международный сертификат страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, который безоговорочно признаётся всеми странами-участниками Системы «Зелёная карта» и обеспечивает беспрепятственный проезд по территории любой из этих стран.  Страховой полис «Зелёная карта» гарантирует покрытие расходов, связанных с ответственностью автовладельцев перед третьими лицами в случае нанесения ущерба их здоровью или имуществу. Убытки пострадавшим компенсируются страховой компанией виновного водителя, а урегулированием страховых случаев занимаются национальные бюро стран-участниц Системы «Зелёная Карта». ВНИМАНИЕ: Зелёная карта не предусматривает компенсацию за ущерб, нанесённый вашему транспортному средству, а также за личный ущерб лица, управляющего транспортным средством в момент происшествия.  Также Зеленая карта  не действует в стране регистрации страховой компании. Иными словами, белорусская Зеленая карта не обеспечивает страховую защиту владельца транспортного средства на территории Республики Беларусь, болгарская - на территории Болгарии и т. д.

 

Что, как и почему?

Каковы правила обращения с Зелёной картой?   Действующая Зелёная карта должна находиться у лица, управляющего транспортным средством, в течение всего времени поездки. Отсутствие этого документа в момент проверки уполномоченными на то лицами ведёт к необходимости приобрести полис в местной страховой компании и заплатить штраф согласно действующему в стране пребывания законодательству. Страховая компания не несет ответственности за последствия, если Зелёная карта по какой-либо причине не была предъявлена контролирующему органу в странах, указанных в страховом сертификате, при въезде, пребывании и выезде владельца (водителя) транспортного средства. Если действенность Зелёной карты Белгосстраха в одном из государств, входящих в Систему Зелёной карты, будет подвергнута сомнению и вы будете вынуждены нести расходы на дополнительное страхование и (или) выплату штрафа, необходимо немедленно сообщить об этом в страховую компанию (эмитенту сертификата)  или Белорусское бюро по транспортному страхованию, и они предпримут необходимые меры по выяснению возникших недоразумений.

Механизм действия полиса страхования довольно хорошо отработан. Если при ДТП нет человеческих жертв, то роль дорожной полиции в таком происшествии ограничивается составлением протокола. Страховые компании разработали специальные формы документов, "извещения об аварии", которые участники происшествия заполняют сообща. Бланки выдаются на руки автовладельцу вместе со страховым полисом.
Заполнение извещения не составит особого труда, поскольку сам документ представляет собой обычную анкету с рядом вопросов: дата и место ДТП; пострадавшие; адреса участников ДТП; данные их автомобилей; повреждения, полученные в результате ДТП, и т.д. Кроме того, подробная инструкция, как правило, содержится на обороте самого бланка извещения. Заполненные извещения высылаются страховым компаниям по почте (адреса и телефоны страховых компаний указаны и в полисе, и в извещении).

В свою очередь, страховая компания делает оценку ущерба: в частности, для автомобиля - это стоимость работ и деталей, необходимых для восстановления. Эта оценка ложится в основу расчета выплаты пострадавшему. Затем страховая компания определяет, кто виноват в ДТП. Если виноватым оказался владелец автомобиля, застрахованный в другой страховой компании, то к ней может быть предъявлен регрессивный иск. Пострадавший обязательно получает компенсацию, а денежные споры от участников аварии переносятся на уровень страховых компаний, где застрахованы эти автомобили. Для пострадавшего это очень удобно - он просто получает компенсацию без утомительных судебных разбирательств и безнадёжных попыток выбить деньги из виновника аварии. Кроме того, не обойдён заботой и виновник. Вне зависимости от его материального благополучия, он знает, что ущерб пострадавшему компенсирован и он ничего не должен.

Особенно велик ущерб, если одним из транспортных средств, попавших в ДТП, является автобус. Здесь, как правило, имеют место самые большие выплаты, достигающие нескольких миллионов долларов. Но, несмотря на это, компенсация страховой компанией будет выплачена все равно. Только здесь уже не обойтись без вмешательства полиции, а иногда - и суда. Времени на разбирательство потребуется больше, но и сумма выплат значительнее, - ведь определить размер материальной компенсации за потерю здоровья или, не дай Бог, жизни всё-таки сложнее, чем подсчитать расходы на восстановление автомобиля.

В случае если Вы стали участником ДТП, необходимо:

  1. Незамедлительно сообщить о ДТП в дорожную полицию.
    1. Сообщить пострадавшим серию и номер своей Зеленой карты, наименование страховой компании, где был приобретен полис, её адрес и телефон,  фамилию, имя владельца и водителя транспортного средства, их адрес,  марку и регистрационный номер транспортного средства.
    2. Получить    вышеперечисленную    информацию    от    других    участников    дорожного происшествия.
      1. Заполнить совместно с пострадавшими в ДТП «Извещение об автоаварии». (Образец прилагается).
      2. Проинформировать о случившемся национальное бюро страны, в которой произошло ДТП, оно же отвечает за ликвидацию ущерба, нанесённого Вами на территории этой страны (адрес - на оборотной стороне Зеленой карты).
      3. Сообщить о случившемся в Вашу страховую компанию.
      4. Вручить пострадавшим или полиции (по их требованию) копию Зеленой карты (2-ой экземпляр).
      5. Взять копии Зеленых  карт у других участников ДТП.

 

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. Подписывать любые документы, заявления (даже государственные) на чужом языке, если Вы не знаете этот язык или содержание документов непонятно Вам.
  2. Отдавать кому-либо оригинальную Зелёную карту.
  3. Делать любые заявления о принятии на себя ответственности за происшествие.

Обязательным условием для обращения в бюро "Зелёной карты" является наличие полицейского протокола. После этого начинается процедура урегулирования убытков. Построена она на выставлении счетов страховым компаниям и последующих взаимозачётах между ними. Система работает весьма чётко: если иностранец приезжает в другую страну и разбивает там машину, то корреспондирующая страховая компания выплачивает страховую сумму пострадавшему, а потом направляет требование страховщику, выдавшему green card. Если вдруг последняя по какой-то причине отказывается удовлетворить требование, то на ближайшей Лондонской ассамблее данную страну просто могут вывести из членов системы. В своё время это едва не случилось с Болгарией: болгарская компания MIC активно демпинговала и в результате фактически обанкротилась. Чтобы страна осталась в  Системе «Зеленая Карта», её обязательства вынуждена была взять на себя Bulstrad (Болгарское Бюро по транспортному страхованию). И хотя компания со всеми расплатилась, недоверие к болгарским картам сохранилось.

 

Где можно купить страховой полис «Зелёная карта»?

Девяти белорусским компаниям разрешено страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных на территории Республики Беларусь и выезжающих за её пределы.  Купить полис «Зелёная карта» можно в офисах этих страховых компаний или в пунктах таможенного оформления проезда через государственную границу Республики Беларусь. Размеры страховых взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих за пределы Республики Беларусь, утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2002 № 1832 и одинаковы у всех страховых компаний. Страховые взносы дифференцируются в зависимости от типа транспортного средства, срока страхования и страны пребывания. Например, при страховании на  Украину, Латвийскую Республику, Эстонскую Республику, Республику Молдова и во вновь принимаемые в Систему "Зеленая Карта" страны действуют пониженные тарифы по отношению к странам Западной Европы. Хотя страховые тарифы, действующие на территории Республики Беларусь, и не столь малы, однако они, при большой степени неопределённости в рисках и довольно значительном сроке прохождения административных процедур урегулирования убытков, обеспечивают гарантию выполнения страховыми компаниями взятых на себя обязательств.

 

Размеры взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих в Украину, Латвийскую Республику, Эстонскую Республику, Республику Молдова и во вновь принимаемые в Систему "Зелёная Карта" страны ( в евро )


Размеры взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих во все страны Системы "Зелёная карта" (в евро)
                                                                                                                                                                  


Россия пока ещё не является участником Соглашения о «Зелёной Карте», и её водителям приходится страховать свою ответственность за пределами страны. Однако первый шаг (хотя и не без сложностей) на этом пути уже сделан: введено обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств. 

 

Валерий ТЕЛИПКО