Таможня "По пыльным тропинкам вдали от дорог"



В сплетении дорог и магистралей самый маленький таможенно-пограничный автомобильный переход РФ, получивший название “Верхний Баскунчак”, всё-таки не затерялся. Наоборот, он активно действует. А стражи экономических интересов страны здесь даже недавно отпраздновали  своё новоселье…

 

Степь да степь кругом…

В этом месте что влево, что вправо, что вперёд картина будет одна –  ни селений, ни нормальных дорог, ни деревца на десятки, а кое-где и сотни километров. Едва ли не сразу  за рабочим посёлком Верхний Баскунчак вся цивилизация заканчивается, и дальше простирается степь. Самая настоящая, с обычными грунтовыми дорогами – где укатанными подобно асфальту, а где разбитыми тяжестью гружёных машин. От таможенно-пограничного перехода, получившего одноимённое название с населенным пунктом, до границы каких-то полтора десятка степных миль. По местным меркам, считай, близко. Размещать автомобильный пункт пропуска на самом кордоне, где столь необходимые блага цивилизации и жизнедеятельности, как электричество, вода, телефон, отсутствуют вообще, резона нет. Они вряд ли там скоро появятся.

Так что главную инстанцию, “дающую добро” на въезд в  Россию или выезд из неё, разместили на краю посёлка, у главной дороги в Казахстан. Она и ведёт до ближайшего городка Тургай. Туда всего-то километров 70 будет, не более. Это если по дороге. Можно, конечно, степью попетлять, чтобы ближе было, но это даже в хорошую погоду дело неблагодарное: бездорожье полное, машину “убить” проще простого. Как и лишнее горючее сжечь. Потому-то весь законопослушный люд едет цивилизованно, по установленному дорожниками маршруту, именуемому автомобильной дорогой Верхний Баскунчак-Тургай. На административной карте это всего лишь красная нить, а в реальности – раздолбанная грунтовка, годами не видевшая ремонта. Но это – главная транспортная артерия российско-казахстанского региона. В округе на сотни километров и такой нет. По ней казахи едут в Россию в гости к родственникам, спешат за покупками, везут в ахтубинскую или верхнебаскунчакскую больницу рожениц, больных, поскольку “своя цивилизация” у них расположена в 2-3 сотнях километров.

Автобусного сообщения через автопереход нет: не каждый автобус “долетит до середины пути”. В основном здесь ходит частный транспорт, как правило, полноприводный. Самые распространённые легковые автомобили УАЗ-469 или “таблетки”, реже “Жигули”. На “копейках” и её “сородичах” можно ехать лишь летом, но не в снежную пургу или осеннюю распутицу. В такой период самым ходовым транспортом признаны полноприводные грузовики ГАЗ-66, “Урал”, КАМАЗ, ЗиЛ. В этих краях они практически востребованы всегда, поскольку не только тянут на себе весь грузопоток, но и в частном порядке осуществляют основные пассажирские перевозки.

До самых заморозков востребован и другой вид транспорта – тяжёлые мотоциклы с коляской. Казахи отдают предпочтение мотоциклам “Урал”, “К-750” в военном исполнении или МТ-11 с дополнительным приводом на 3-е колесо. Полной заправки казахскому мотоциклисту из Тургая хватает на поездку в райцентр Ахтубинск за покупками и обратно. В тёплое время 2-3 мотоциклиста ежедневно пересекают автопереход с этой целью. Остальной поток – легковой транспорт, грузовики.

 

Их знают даже в лицо

Процедура пересечения таможенно-пограничного автоперехода “Верхний Баскунчак” ничем не отличается от такого же процесса на больших международных пунктах пропуска. Единственное отличие – нет очередей. Плюс статус двухстороннего перехода, т. е. пересечение кордона лишь гражданами России и Казахстана. С “паспортиной” Украины, Беларуси или другой третьей страны здесь хода нет.

Автопереход имеет ещё одну особенность. Почти всех пересекающих пункт пропуска таможенники и пограничники знают в лицо. У них вообще память на лица отличная. А если человек едва ли не каждую неделю едет из Казахстана в Верхний Баскунчак, Ахтубинск или в Волжский за продуктами, делает в здешних краях закупки для школы или детского садика, навещает стареньких родственников, то это запоминается особо.

 Правда, процедура есть процедура: даже при коротком двухчасовом посещении российского посёлка въезжающий заполняет миграционную карточку. Без этого документа, составленного по паспортным данным, вход любому заказан. Как и выход. Заполнение таможенной декларации в частных поездках явление редкое, поскольку всяк пересекающий границу знает правила, нормы и  лишнее перевозить не будет. А вот коммерческие грузы, как и положено, декларируются.

К примеру, строительные материалы. За ними казахи едут в Волгоград, самый крупный ближайший город от этого участка границы. Закупают там материалы для индивидуального строительства, ремонта объектов социально-культурного назначения. По всей номенклатуре стройматериалы идут без пошлин, но в обязательном порядке декларируются. Так предусмотрено двухсторонним соглашением между Россией и Казахстаном.

 

Досмотр груза и транспорта инспектор таможни и контролёр погранслужбы проводят совместно

 

– По объёмам наполнения бюджета от таможенных сборов на этом автопереходе наш пост получает менее одного процента, – рассказал корреспонденту журнала начальник Ахтубинского таможенного поста Андрей Еремицкий. – Однако упразднить его мы не имеем права: автопереход необходим и жителям приграничья, и нашим предприятиям, и предпринимателям на сопредельной стороне.

Резон в тех словах есть. Как и сама значимость одного из самых маленьких международных автопереходов РФ. В этом автор строк убедился на месте дислокации столь важного режимного объекта.

 

Автоперевозки местного масштаба

 В то раннее октябрьское утро государственную границу пересекли уже несколько частных и коммерческих автомобилей, которые после оформления необходимых документов въехали в Астраханскую область или ушли в Казахстан. Старший смены таможенной службы Сергей Бугаков уже внёс всю информацию на электронный носитель компьютерной базы.

Автомобиль КАМАЗ пришлось временно задержать из-за отсутствия страхового полиса. Водителю, оформив необходимые документы, разрешили выход за пределы автоперехода на местный узел связи для оперативного урегулирования по телефону проблемного вопроса с владельцем транспорта. По словам таможенников и пограничников, такие ошибки казахстанские автоперевозчики допускают часто, но проблему они решают быстро, поскольку оформить страховые документы на автомобиль здесь несложно.

 

Некоторые автомобили контролёрам приходится проверять очень скрупулёзно. Интуиция и опыт, как правило, не подводят…

 

А вот гружённый стройматериалами КрАЗ, принадлежащий Приволжской железной дороге, на автопереходе почти не задержался. Время заняло лишь заполнение декларации по всей номенклатуре груза. Она оказалась широкой. Это – беспошлинный, но декларируемый ввоз груза на территорию Казахстана.

Со смотровой “рампы” весь груз в кузове просматривается как на ладони,

но старшина - контролёр КПП Олег Бобылёв не привык проводить досмотр поверхностно

 

Представитель СМП-801 документы на стройматериалы и технику представил по всей форме, поскольку процедура уже знакома: в преддверии зимы велись работы по модернизации устройств автоматики российской железной дороги, один из участков которой проходит по казахстанской территории. Каждый день туда уходит несколько машин с оборудованием, стройматериалами. Но все перемещения груза, техники на сопредельную сторону приходится декларировать. Правда, в одностороннем порядке: объект находится в 18 км от российской границы, а казахстанский таможенно-пограничный пункт пропуска – за “тридевять земель”, аж в Тургае. Туда, понятное дело, никто гружёную машину не гонит, слишком накладно. После российского автоперехода преодолевается 17-километровый путь до границы, а там ещё 18 км нужно “пилить” по казахстанской степи до объекта на железной дороге.

Формально это нарушение, но стороны, учитывая ситуацию, договорились работать по односторонней упрощённой схеме, поскольку на территории России есть участки казахстанской железной дороги, где уже  сопредельному государству приходится выезжать на регламентные работы своей “колейки” по такой же схеме.

Совместный наряд пограничной и таможенной служб автоперехода досмотр груза, автомобиля российских железнодорожников, оформление документов провёл быстро. На “всё про всё” ушло не более 15 минут, после чего КрАЗ ушёл на объект. Правда, не все здесь такие законопослушные…

 

Контрабандистами не рождаются…

В Ахтубинской погранкомендатуре могут привести много примеров по уже заведённым и переданным в суд контрабандным делам. Тихий и, казалось бы, спокойный регион российско-казахстанского приграничья время от времени содрогается от локальных конфликтов между пограничниками и контрабандистами. Изощрённые на выдумки нарушители стараются использовать любой повод для контрабандного перемещения товара через границу, рискуя при этом и грузом, и техникой, и собственной свободой

В основном контрабандисты везут в обход автоперехода хозяйственно-бытовую группу товара. Сейчас в суд ушло уголовное дело по факту контрабанды (ст. 322, ч. 1 УК РФ) гражданкой Д. Её и раньше знали как специалиста по контрабандному перемещению товара, но достаточных улик ни таможенники, ни пограничники собрать не могли. А нет доказательств – нет уголовного дела, а тем более наказания. Вычисляли нарушительницу долго и взяли-таки с поличным прямо у границы, в 30 км от пункта пропуска. Тогда КАМАЗ с прицепом, доверху груженный китайским товаром (посуда, обувь, кожа, трикотаж), повернул обратно в сторону Казахстана и хотел скрыться за границей от наряда пограничников. Не получилось. Почти год длилось следствие, но вину “нечаянно заблудившейся в степи” всё-таки доказали. Сейчас дело находится на рассмотрении в суде.

 

Автомобиль контрабандистов к месту доставки груза так и не прибыл, зато на штрафплощадку погранкомендатуры попал

 

 “Подзалетел” на перевозке контрабандного груза и ЗиЛ-131 с казахстанскими номерами. Он поджидал товар в глухой степи Астраханщины у самой границы. Пустой грузовик мобильный наряд погранкомендатуры задерживать не стал, спокойно дождался в засаде, пока в него перегрузят с российского КАМАЗа автозапчасти. Их контрабандисты закупили в г. Волжский Волгоградской области. Таможенное оформление этого вида груза по закону обошлось бы в каких-то 2 тыс. руб. Тариф мизерный, можно сказать, символический. Однако официально переместить товар через пункт пропуска владельцы автозапчастей не захотели. И напрасно. Весь товар, автомобиль задержаны и, скорее всего, по решению суда будут конфискованы. Владельцу товара и транспортного средства, наверное, придётся “сушить сухари” или пополнять российскую казну огромным штрафом. Правда, это уже решает суд.

Бывают задержания и особо опасных контрабандных грузов. Можно даже сказать, взрывоопасных. Один такой случай запомнился инспекторам мобильного наряда тем, что в кузове автомобиля ГАЗ-66 с астраханскими номерами они обнаружили металлолом. Груз на первый взгляд незначительный, медного гроша не стоит. Но… его-то тайно везли в Россию с военного полигона на территории Казахстана по неведомым степным дорогам.

 

В груде ворованного на казахском полигоне металлолома оказались неразорвавшиеся авиационные боеприпасы

 

Для бывшего когда-то на балансе военного ведомства десантного полноприводного грузовика (кабина в заводском исполнении без крыши, рама усилена под двойную грузоподъёмность) бездорожье помехой не являлось. Впрочем, задержание произошло быстро, почти молниеносно, хотя и с погоней. В груде металлолома, наваленного в кузове, оказались неразорвавшиеся части авиационных боеприпасов. Попади такие на металлургическую переработку или даже при неаккуратном обращении при разгрузке – беды не миновать. Тем более что неделей раньше пограничникам поступила информация: при разборке такой же неразорвавшейся боеголовки на казахстанском полигоне погибло сразу 6 человек, промышлявших заготовкой металлолома. Для обезвреживания опасной контрабандной находки пришлось вызывать специалистов, а контрабандистов тут же взять под стражу, поскольку не исключали возможность планировавшегося террористического акта.

 

В тихой заводи … всякое водится

Казалось бы, тихое и спокойное российско-казахстанское приграничье ведёт спокойную и размеренную жизнь. Так, впрочем, оно и есть. За исключением тех, кто ищет лёгкого контрабандного заработка Им пока “на руку” отсутствие чётко обозначенной линии государственной границы с непременными атрибутами режимной погранзоны – разделительной полосы, погранзнаков. Результаты служебно-боевой деятельности Астраханского погранотряда, статистика таможенных “уловов” Южного таможенного управления пока свидетельствуют о преобладании контрабанды товаров народного потребления китайского, узбекского, киргизского производства и казахстанского алкоголя. Их удельный вес в общем товарообороте России и Казахстана пока мизерный, поскольку действует двустороннее соглашение на беспошлинный товарообмен некоторыми группами товаров. И это смягчает отношения соседей, привыкших веками общаться без ограничений и пошлин.

Однако государственная граница существует, и с этим приходится считаться. Тем более что она уже обустраивается основательно. Даже в таких отдалённых местах, где поток транспорта за сутки не превышает десятка единиц техники, а зимой и того меньше. Автопереход “Верхний Баскунчак” именно такой. Сейчас один из самых маленьких таможенно-пограничных автомобильных пунктов пропуска РФ обретает современные черты. В октябре стражи экономических интересов государства переселились в новое модульное здание – светлое, просторное.

В таком помещении будет тепло и тем, кто работает, и тем, кто пересекает государственную границу. Если это происходит на самых отдалённых точках, где “таможня даёт добро”, значит, на границе всё-таки наводится порядок. Многие это уже поняли, ощутили. Поубавили свой пыл и контрабандисты. Но, видимо, временно: на границе-то во все времена кто-то что-то тайно перемещает, а кто-то их вычисляет. Правда, в данном случае не следует забывать, что Астраханщина всё-таки славится потомками Верещагина. А те за державу и постоять могут…

 

Валентин Ожго

Астрахань-Москва.