Автобизнес "Цикличность бизнеса, или Кто номер один на рынке автобусов?"


 

 


Компания DaimlerChrysler Omnibusse огласила итоги I полугодия. Объём деятельности за это время вырос на 11 %. Было также объявлено о последовательном включении автобусного бизнеса в программу оптимизации Global Excellence (Глобальное превосходство).

 


Переменчивая штука – фортуна. В этом всякий раз убеждаешься, когда наблюдаешь за, казалось бы, спорадическими скачками акций мировых грандов индустрии. Неважно, будь то Лондонская, Нью-Йоркская или Токийская биржа, результат всё равно один: многие слишком зависимы друг от друга. Даже такие индустриальные монстры, как империя Билла Гейтса, не застрахованы от опасных зигзагов в финансовой сфере. Но бывает и так, что даже в финансовый шторм кому-то удаётся удержаться на плаву. И красноречивый пример тому – компания DaimlerChrysler Omnibusse. Совсем недавно отдел продаж отчитался по результатам работы в первом полугодии 2005 года и в очередной раз подтвердил её право называться лидером в мировом масштабе.

Используя открытые корпоративные данные, давайте проанализируем, за счёт чего столь крупная компания выдерживает заданный курс и нападки конкурентов. Попробуем разобраться и в том, что позволяет успешно вести бизнес в столь сложное время с падением курса евро и другими колебаниями валютного курса, ростом цен на сырьё во всём мире и другими неблагоприятными факторами.

 

 

Анализ результатов

Для начала дадим слово Вольфгангу Дицу, руководителю бизнес-направления DaimlerChrysler Omnibusse:

- DaimlerChrysler Omnibusse может быть очень доволен результатами первой половины 2005 года. Мы вовремя сориентировались, чтобы быть готовыми к цикличности бизнеса. Кроме того, наше присутствие по всему миру позволяет нам, по крайней мере, частично сбалансировать развитие разных рынков и влияние экономического порядка.

Что стоит за этими словами? В то время как в Европе, Соединённых Штатах и Бразилии количество вводимых в эксплуатацию автомобилей не увеличивалось, в таких странах, как Мексика, Чили, Аргентина, и государствах Ближнего Востока был отмечен значительный прирост национального автопарка. В этих условиях автобусное бизнес-направление DaimlerChrysler увеличило свои продажи по сравнению с прошлым годом на 11 %. В конкретном цифровом выражении объём продаж пассажирских машин достиг 16900 единиц. При этом реализация интегральных, или, проще говоря, полностью укомплектованных лайнеров составила 5000 единиц – ровно столько, сколько и годом ранее. В то же время шасси было продано на 18 % больше, чем в первом полугодии 2004 года, а именно – 11900 единиц. Число работников в данной сфере по всему миру постоянно составляло около 17100 человек.

 Продажи автобусов DaimlerChrysler

Год/Регион       

Западная Европа

Латинская Америка

Другие          регионы

Всего

в мире

 

2000

6800   

11900   

8800 

27500

2001

6400           

11100                  

9200 

26700

2002

5900    

10300   

8900

25100

2003

6700 

11100   

10500 

28300

2004

7200  

14800  

10800  

32800

 Статистические данные свидетельствуют о том, что общий западноевропейский рынок автобусов полной массой более 8 т достиг уровня прошлого года за первые 6 месяцев, а именно – 13200 единиц. При этом отделение DaimlerChrysler Omnibusse вновь подтвердило своё лидерство на рынке Западной Европы с долей 26 %. Но не всё так радужно на самом деле, как может показаться на первый взгляд. За белозубой лучистостью топ-менеджеров может скрываться запущенный кариес, который до поры до времени не даёт о себе знать. Но если его не лечить – непременно проявит себя в будущем. Говоря конкретным языком бесстрастной статистики, продажи EvoBus GmbH и Mercedes-Benz Turk A.S. снизились на 7 %, а именно – с 3940 до 3700 единиц.

 

Mercedes-Benz Travego второго поколения призван закрепить успех модели на всех рынках 

 

Первой и главной причиной такого спада специалисты называют обусловленное общей конъюнктурой сокращение автобусного бизнеса. Вторая немаловажная составляющая – напряжённое состояние государственных бюджетов. Выражаясь яснее, у правительств ряда стран нет денег на закупку пассажирского транспорта для муниципальных нужд. Не последнюю роль в снижении продаж сыграло повышение цен на нефть и как следствие, на многие другие виды сырья. Итог – подорожание автобусов и падение покупательского спроса потребителей. Ведь не секрет, что многие расходные статьи бюджетов были свёрстаны «впритык», разве что с учётом инфляционных ожиданий.

Из всего этого следует вывод, что для успешного ведения бизнеса важно уметь правильно расставить акценты в анализе собственных успехов, недочётов, а где-то – и откровенных ошибок. Мотивировка проста: чтобы повторно не наступать на одни и те же грабли. Тем более что последствия самоуспокоенности рано или поздно неизбежно проявятся в негативном аспекте.

 

Видение перспективы

И всё-таки специалисты DaimlerChrysler Omnibusse смогли уловить течения нынешнего года и, выражаясь морской терминологией, «правильно поставили паруса». В регионе NAFTA удалось увеличить сбыт автобусов в I полугодии на 17 %, а точнее – до 3380 единиц. В Северной Америке рост отмечен прежде всего в отношении продаж «гибридных» городских автобусов марки Orion. Нужно заметить, это один из ведущих поставщиков пассажирских машин с комбинированной силовой установкой. На настоящий момент Orion продал более 500 «гибридных» автобусов. Из них 325 единиц были приобретены автотранспортными предприятиями Нью-Йорка, а 150 – канадской метрополией Торонто.

Положительная динамика бизнеса в первом полугодии отмечена и на мексиканском рынке, где в отчётный период рост составил 19 %. Переходя с процентов непосредственно на технику в числовом выражении, получаем прибавку в 4900 единиц. Между прочим, представляя марку Mercedes-Benz и являясь единственным поставщиком шасси и комплектных автобусов в Мексике, отделение составляет больше половины местного рынка, а конкретно – 58 %.

Любопытно, что в Латинской Америке, представляющей собой классический рынок шасси, автобусное бизнес-направление DaimlerChrysler Omnibusse превысило продажи продукции DaimlerChrysler do Brasil за отчётный период на 30 %. Это составляет 10600 единиц техники против 8100 единиц. Таких результатов удалось достичь за счёт высоких экспортных квот. И в этом кроется ещё один секрет успешного ведения бизнеса: специалисты компании не только умеют держать нос по ветру и отслеживать происходящие события, но и грамотно прогнозируют развитие ситуации.

Sprinter для перевозки людей с ограниченной подвижностью на стенде компании OmniPlus 

 

Так было, например, в случае с резко возросшим интересом заказчиков к шасси под установку собственных кузовов или кузовов, изготавливаемых специализированными ателье. Чтобы соответствовать возросшему по всему миру спросу на шасси, отделение создало в Сан Бернардо специальный центр Bus-Center. Теперь он в любое время готов к всплеску потребительской активности и продолжает совершенствовать свою работу. Между тем на внутреннем бразильском рынке отделение компании занимает ровно половину местного пирога и уверенно сохраняет за собой роль лидера.

 

Работа на опережение

Важное достоинство специалистов компании – умение работать на опережение. Об этом свидетельствует и факт принятия программы Global Excellence (Глобальное превосходство). Это не просто очередной корпоративный проект с красивым и амбициозным названием, но и реальное желание быть уверенными в завтрашнем дне и, простите за банальность, строить будущее своими руками, невзирая на экономические факторы. Сторонников такого мышления очень много, однако не все могут работать в полном соответствии с велением времени. И всё-таки двигаться в этом направлении надо: как известно, под лежачий камень вода не течёт.

Член правления DaimlerChrysler, отвечающий за «грузовое» направление, Андреас Реншлер рассуждает на эту тему так:

- Автобусный бизнес является неотъемлемой частью деятельности компании DaimlerChrysler в отрасли коммерческого транспорта. Поэтому постепенное включение направления DaimlerChrysler Omnibusse в масштабную политику преобразований играет важную роль в нашей программе Global Excellence.

В качестве примера Андреас Реншлер приводит переход на использование технологии BlueTec на современных грузовиках компании, а также применение ведущих мостов концерна DaimlerChrysler. Не будет лишним подчеркнуть, что вот уже на протяжении нескольких месяцев городские автобусы Mercedes-Benz Citaro, оснащённые по технологии Blue Tec от DaimlerChrysler, проверяются практикой эксплуатации на реальных маршрутах при повседневной пассажирской нагрузке. Уже сейчас вся эта техника соответствует вводимым в октябре 2006 года требованиям стандарта Евро-4. Благодаря новой технологии содержащиеся в выхлопных газах сажа и высокодисперсная пыль, по сравнению с выхлопами начала 90-х гг., снизятся на 98 % (да-да, это не опечатка), а выброс оксидов азота сократится до 86 % (и эта цифра точная).

Почему так важно быть на острие прогресса? Вовсе не для того, чтобы тешить своё самолюбие: «ах, какие мы молодцы!». Уже сегодня нужно быть готовыми к ужесточению экологических норм, и промедление здесь чревато потерей даже старых клиентов, не говоря уже о притоке новых. К слову, недавно технология BlueTec была удостоена премии в области энергии и окружающей среды «Золотая капля масла». Это говорит о том, какое внимание профессионалы уделяют предстоящим изменениям. Впрочем, DaimlerChrysler Omnibusse готова к будущему не на словах: решено, что в туристических и рейсовых пригородных автобусах Mercedes-Benz и Setra будет применяться дизельная технология BlueTec.

 

Развитие сервисных услуг

Чем ещё берут специалисты крупной компании? Умением предоставить клиентам новые сервисные услуги. Уже в конце прошлого века специалисты DaimlerChrysler Omnibusse поняли, что без работы под клиентов серьёзного улучшения бизнеса им не добиться. Поэтому начиная с 1998 года пакет предложений, установленных компанией EvoBus GmbH по договору на оказание сервисных услуг Omniplus и контракту на лизинг сервисных услуг, распространяемых на техобслуживание и ремонт автобусов Mercedes-Benz и Setra, постоянно дополняется. Эти пакеты гарантируют более гибкое планирование дополнительных затрат и непродолжительный простой автобусов. Они же дают реальную минимизацию административных расходов клиентов и обеспечивают установку оригинальных деталей в соответствии с качеством Omniplus. Так, Service Select предлагает транспортникам соответствующий их запросам спектр услуг по модульному принципу. При нём существует возможность выбора отдельных модулей по договору о сервисном обслуживании.

Думаю, российским ремонтникам и эксплуатационникам будет интересно узнать, что же включает в себя модульный принцип. Основной пакет «Техобслуживание» является в нём главной составляющей и подразумевает расходы на проверку исправности узлов и агрегатов. С ним могут быть связаны любые другие модули. Например, модуль «Ремонт быстроизнашивающихся деталей», включая их текущий ремонт и профилактику. Или модуль «Агрегаты», подразумевающий полный ремонт силового привода со всеми агрегатами (двигатель, коробка передач, ведущий мост). Модуль «Кондиционер» охватывает ремонт всей установки для кондиционирования воздуха на весь период действия контракта. Есть даже модуль «Менеджмент», который избавляет автобусный парк от административных расходов. В этом случае Omniplus берёт на себя производство и контроль расчётов, координацию сроков ремонта и государственного контроля, а также предоставляет заказчику полный перечень имеющихся и предстоящих расходов. Наконец, существует модуль «Полный сервис», включающий все вышеперечисленные модули.

Однако и этим сервисные предложения не ограничиваются. По желанию, в качестве отдельной услуги и независимо от упоминавшихся модулей, возможно включение модуля «Шины». К нему относится замена шин при их регулярном износе, в том числе монтаж, замена клапанов и балансировка. Сюда же входит гарантия на все связанные с этим расходы на оплату труда и материалов. Для больших и средних компаний удобства налицо.

 

 Вот оно, превосходство, отражённое на корме Setra ComfortClass!

 

Дополнительные предложения

Безусловно, важным элементом успешного ведения бизнеса является предоставление клиентам дополнительных услуг. Особенно – таких услуг, которых нет у конкурентов или степень развития которых оставляет желать лучшего. И здесь опять показателен опыт компании Omniplus. В рамках тесного сотрудничества с производителем шин Continental AG было разработано сервисное обслуживание шин для автобусов Mercedes-Benz и Setra для предоставления компетентной помощи на месте поломки. Быстрая доставка и монтаж благодаря сервису Tire Omniplus по фиксированной цене доступны всем автотранспортникам и частным владельцам автобусов, имеющим карту Omniplus Service. С сервисной службой шин можно бесплатно связаться по горячей линии через телефонные сети и с любых европейских телефонных номеров.

Принцип действия достаточно быстр и прост. На горячую линию круглосуточного сервисного обслуживания поступает звонок по поводу проблемы с шиной, регистрируются данные пластиковой карты, а также информация о типе автобуса, размере шин и месте поломки. Затем эти сведения направляются в круглосуточную экстренную службу компании Continental, которая незамедлительно организует аварийный выезд к месту поломки в соответствующей стране. Пока таких стран 16, но в ближайшей перспективе (с осени 2006 года) список охваченных таким сервисом государств будет расти. Уже на месте данные, полученные аварийной службой, ещё раз сверяются с данными карты Omniplus Service. Вокруг места поломки выставляется ограждение, производится монтаж новых шин, и путь может быть продолжен с минимальными потерями времени. Важно, что экстренная служба шиномонтажа самостоятельно обеспечивает утилизацию старых шин. Тем самым водитель избавляется от необходимости везти повреждённую покрышку до ближайшего мусоросборника.

«Мордашка» Setra S 417 UL из семейства MultiClass 400 говорит о том, как далеко шагнул прогресс 

 

Ещё продуктивнее новая сервисная услуга, введённая нынешней осенью для владельцев лайнеров Mercedes0-Benz и Setra. Речь идёт о сервисе по замене автобуса по программе Omniplus Bus Pool. Жизнь показывает, что водители и владельцы пассажирских машин не желают думать о том дне, когда их техника с пассажирами в результате поломки не сможет продолжить следование к месту назначения и нужно будет организовать замену лайнера. Но теперь в случае аварий и поломок, требующих продолжительного ремонта, можно благополучно доставить пассажиров на отдых в комфортабельный мотель или домой. Как раз это и гарантирует новая услуга Bus Pool. Справедливости ради нужно отметить, что стартовала она всего несколько недель назад в Германии и будет доступна владельцам фирменных сервисных карт. Большим плюсом при этом является сохранение мобильности с минимальными затратами по приемлемой цене.

Суть программы в следующем. Если после поломки невозможно выполнение ремонта в течение 24 часов в рамках предложенного контракта, то владелец автотранспортного предприятия решает, требуется ли замена автобуса. Если да, то, указав номер своей карты Omniplus Service, место назначения и количество пассажиров на борту вышедшего из строя автобуса, он заказывает через круглосуточную службу горячей линии запасное средство передвижения. Горячая линия тут же заказывает автобус с водителем у автотранспортного предприятия-участника программы Omniplus Bus Pool, который в данный момент может предоставить соответствующую пассажирскую машину. Водитель запасного автобуса подписывает типовой договор, установленный между автотранспортным предприятием и компанией EvoBus GmbH, и направляется в поездку.

Такие поручения получают предприятия, которые на основании контрактов включились в программу замены автобусов Omniplus Bus Pool. При выставлении счёта, который оформляется по фирменной сервисной карте, учитываются единые фиксированные дневные ставки, а также стоимость реально пройденного километража. Новое сервисное предложение, по мнению эксплуатационников, выводящих на линии лайнеры, является выгодным. А что, как не умение считать и зарабатывать деньги, ценится в мире бизнеса?!

 

«И» вместо «или»

Для успешного ведения бизнеса в современном, быстро меняющемся мире важно удивлять клиентов новинками. В первом полугодии компания довольствовалась, в основном, уже существующими моделями, хотя было и приятное исключение. Так, весной на новом заводе в турецком городе Хошдере был начат выпуск существенно модернизированных туристических автобусов Mercedes-Benz Travego. Они получили обновлённую фронтальную светооптику, новые задние фонари, третью ось и изменённый интерьер.

По поводу того, почему Турция была выбрана местом производства нового продукта, руководитель бизнес-направления DaimlerChrysler Omnibusse Вольфганг Диц заявил следующее:

- Завод в Хошдере вместе с немецкими производствами в Мангейме, Ульме и Ной-Ульме образует костяк нашего европейского производственного объединения. Одновременно мы заявляем о 8000 рабочих местах на EvoBus. Наша стратегия называется «и» вместо «или».

А текущей осенью DaimlerChrysler представил на европейском рынке сразу три новых модели. Среди них – уже знакомое по весне второе поколение туристических автобусов Mercedes-Benz Travego, городской низкопольный Mercedes-Benz Stadtbus Citaro Low Entry и лайнер для междугородних перевозок Setra MultiClass 400. Кроме того, в новых туристических лайнерах компании теперь предлагается темпомат с системой контроля безопасной дистанции ART.

С этими новинками бизнес-направление DaimlerChrysler Omnibusse, по словам собственных маркетологов,  возобновляет наступление на рынок. Причём речь идёт не просто о следующих сериях. Названные марки осваивают на рынке новые сегменты. Это справедливо как в отношении европейского ассортимента интегральных автобусов Mercedes-Benz и Setra, так и в отношении модельного ряда шасси за океаном. Вся техника уже оснащается двигателями, соответствующими экологическим нормам Евро-4, с применением технологии BlueTec. Всё это говорит о том, что компания думает о завтрашнем дне уже сегодня.

В заключение хочется привести мнение одного из экспертов компании, которое довелось услышать на выставке: «Судя по текущему году, отделение DaimlerChrysler Omnibusse снова достигнет по меньшей мере уровня мировых продаж прошлого года». А в современных условиях это уже немало.

 

Роман ПАВЛИЕНКО

Фото Александра ТРОХАЧЁВА