Автобусный парк "Yutong: первые шаги на российских просторах"


 

 


 

В начале ноября нынешнего года в подмосковной Ивантеевке, на базе одной из местных автоколонн, успешно прошла демонстрация новинок автобусной техники от китайской компании Yutong. Приглашённые, большинство которых составляли руководители, главные инженеры и механики крупных автотранспортных предприятий, с интересом восприняли производственные возможности китайского автопрома, а также новинки автобусной техники, которые, может быть, уже в ближайшем будущем появятся на городских и туристических маршрутах.

 

Страницы истории

Китай, обладая огромным потенциалом, продолжает укреплять свои позиции на международном автомобильном рынке. Полностью освоившись в азиатском регионе, китайские автопроизводители обратили своё внимание на европейские государства. Среди них наиболее перспективными с точки зрения сбыта продукции представляются Россия, а также другие страны СНГ. Дешёвая рабочая сила в сочетании с технологиями, стремительно приближающимися к современному уровню, позволяют предложить недорогую продукцию, обладающую вместе с тем приемлемым качеством, способным удовлетворить запросы неизбалованного российского потребителя.

Что же представляет собой компания Yutong на сегодняшний день и каково её положение на современном автобусном рынке? Акционерное общество с ограниченной ответственностью под названием Zhengzhou Yutong Bus Co., Ltd было основано в1993 г. на базе бывшей фабрики по производству автобусов, расположенной в Чженчжоу. Акции компании были впервые выставлены на шанхайской фондовой бирже в1997 г. На протяжении более 10 лет своего развития Yutong принимал на вооружение и активно использовал самые современные технологии, одновременно занимаясь собственными технологическими разработками. Таким образом, уже в1998 г. был введён в строй по существу новый завод по производству автобусов, впоследствии ставший крупнейшей производственной базой в Юго-Восточной Азии.

Машина для городских маршрутов ZK6737D

 

Новый виток развития компании пришёлся на 2002 год, когда Yutong вместе с известной немецкой автомобильной компанией МАN основал в Чженчжоу совместное предприятие Lion Bus Co., Ltd. Доли обеих сторон в этом производстве были распределены поровну. Помимо выпуска машин Yutong, Lion Bus Co., Ltd будет заниматься производством автобусов по лицензии МАN, так что часть продукции будет выходить из ворот завода под его брендом. 8 июля 2003 года стало днём основания компании Сhongqing Yutong Bus Co., Ltd, обладающей самой крупной и мощной производственной базой в юго-западном Китае. 28 августа2003 г. была создана компания Lanzhou Yutong Bus Co., Ltd.

В2003 г. объём производства автобусов Yutong достиг 15 тыс. единиц, что составило 20 %-ую долю внутреннего рынка, а уже в2004 г., выпустив 18 тыс. машин, удалось повысить этот показатель до 25 %. План на нынешний год составляет 21 тыс. автобусов, а в2006 г. предполагается выйти на 30 тыс. единиц.

Не случайно промышленно-коммерческий банк Китая присвоил компании Yutong статус ААА (категорию максимального кредитования) сроком на 8 лет. В2003 г. ВААV признал эту компанию лучшим производителем туристических автобусов повышенной комфортности. На сегодняшний день Yutong, располагая крупнейшей модернизированной производственной базой в Азии, входит в список 500 ведущих компаний Китая.

 

Залог успеха – надёжная производственная база

При организации автобусного производства должное внимание было уделено оснащению современным оборудованием и внедрению современных технологий.

Компания Yutong располагает 4 производственными линиями, на которых осуществляются сварка, окраска и комплектация собираемых машин необходимым оборудованием. Среди операций, которые выполняются на каждой из них, следует отметить автоматическую сварку боковин кузова автобуса, специальное фосфатное покрытие кузовов и возможность автоматической окраски. Кроме того, предусмотрены компьютеризированные линия контроля качества и линия производства безопасных кресел Vogel.

Yutong стал первым китайским предприятием, где начала применяться технология фосфатного покрытия, основанная на полном погружении кузова автобуса в бассейн со специальным раствором. В результате удалось повысить антикоррозионные характеристики кузова автобуса, обеспечив его надёжную защиту от ржавчины.

Следует отметить и применение компьютеризированных линий окраски. С помощью автоматических механизмов удаётся поместить кузов автобуса в требуемое положение. Оснащение такой производственной линии обеспечивает проведение всех необходимых операций, включая отчистку от следов коррозии, фосфатное покрытие, грунтовку, нанесение краски и полировку. Автоматические разбрызгиватели, закупленные в Японии, работают в соответствии с заранее разработанными программами, без вмешательства человека. Система разбрызгивателей обеспечивает равномерное покрытие поверхности краской с нанесением минимального вреда окружающей среде.

Для обеспечения точности сборки и её высокого качества компания Yutong применяет на соответствующих линиях технику, аналогичную используемой в авиапромышленности. Внедрение систем автоматизированного проектирования и автоматизированного производства (САD/САМ) позволяет координировать ключевые моменты производственного процесса и сокращать сроки исследований. Следует также отметить введение в строй нового сборочного и сварочного оборудования. Использование технологий точечной сварки и сварки в среде углекислого газа способствует повышению качества соответствующих соединений, а применение антикоррозионной обработки обеспечивает защиту от грязи и дождя.

Руководство компании понимает, что современный автобус должен удовлетворять существующим требованиям безопасности. Поэтому фирма закупила производственную линию безопасных кресел у компании Vogel. Выпущенные на ней сиденья отвечают самым жёстким европейским стандартам ЕСЕR 80. Кресла подобного уровня безопасности были произведены в Китае впервые. Сиденье представляет собой китайскую разработку, суть которой заключается в том, что амортизатор встраивается в спинку кресла. При аварии или экстренном торможении голова пассажира ударяется о спинку переднего сиденья, но амортизатор, встроенный в спинку, гасит удар и таким образом предотвращает нанесение травм пассажиру.

 

 

 Туристический автобус ZK6119HA          

 

     Рабочее место водителя автобуса ZK6119HA

 

 

Повышению качества выпускаемых автобусов способствует наличие автоматической линии контроля, оснащённой цифровыми приборами контроля и слежения. Новая линия контроля получила государственный сертификат первой степени. Она компьютеризирована, что позволяет не только анализировать текущие результаты, но и при необходимости собрать и распечатать все статистические данные контроля качества.

 

Повышая научный потенциал

Естественно, что динамичное развитие производственной базы предполагает организацию эффективной системы управления. Постоянная оптимизация её структуры основывается на использовании принципов научного подхода, который, в частности, предполагает создание системы информационного управления. К мощной сети Интернет подключена компьютерная техника всех отделов, включая подразделение планирования ресурсов предприятия РDМ, КОА, отдел продаж, поставок, административный отдел, диспетчера управления сервисами и СRМ. Электронный протокол извещения об услугах, который был недавно установлен, позволяет  усовершенствовать информационную базу секторов исследований и развития, логистики, финансов и контроля качества. Исходя из количества действующих модулей, специалисты по информационным технологиям считают этот электронный протокол одним из самых образцовых.

Как известно, организация современного производства невозможна без аккумулирования в одном месте научно-исследовательских кадров и создания соответствующей базы для их деятельности. Основной шаг в этом направлении был сделан в мае 2004 года, когда Государственный комитет развития и планирования, Министерство финансов, Таможенный комитет и государственная канцелярия по налогам издали официальное сообщение об образовании в компании Yutong государственного технического центра. Китайское руководство, несомненно, осознало, что производство автобусов имеет многообещающее будущее и начинает играть всё большую роль в национальной экономике. Ведь жесточайшая конкуренция на международном рынке автомобилестроения обусловливает необходимость непрерывной разработки и внедрения конструкторских и технологических инноваций. Таким образом, в настоящее время Yutong располагает практически единственной в Китае крупной исследовательской базой, где выполняются расчётно-экспериментальные работы по созданию новых моделей и их дизайна, что, несомненно, повышает перспективы компании, позволяя ей занимать одну из лидирующих позиций в области производства автобусов в Юго-Восточной Азии.

Разумеется, автопром Поднебесной пока ещё не располагает достаточным количеством собственных инженерных кадров высокой квалификации, подготовка которых занимает довольно длительное время. Динамика же развития современного, и особенно европейского, авторынка уже сейчас предполагает необходимость  проведения целого комплекса исследовательских работ с применением аппаратуры, обеспечивающей выполнение расчётов на самом высоком уровне. Выход из создавшейся ситуации обозначился с созданием совместного предприятия компании Yutong с MAN. Ведь этот немецкий гигант автомобилестроения располагает собственным мюнхенским центром исследования и развития. Привлечение его научного потенциала, очевидно, позволит в перспективе обеспечить соответствие разработок компании Yutong мировым стандартам. Помимо MAN, Yutong активно участвует в программах технического обмена и сотрудничества с такими известными производителями узлов, агрегатов, автобусов, как Nissan, Eton, Perkins, Cummins.

Как известно, Китай славен своими философскими традициями, корни которых уходят в глубокую древность. Поэтому не случайно в основе их производственной деятельности лежат свои ценности, особая корпоративная культура, помогающие теснее сплотить людей, тем самым способствуя повышению эффективности выполнения работы. Конечно, Yutong – ещё сравнительно молодая компания, история которой не насчитывает и полутора десятков лет. Однако её руководство понимает, что фундамент дальнейшего успешного развития закладывается уже сейчас. В основе стратегии деятельности лежат 7 ключевых ценностей компании: ценовая эффективность, вера, уважение к каждому, поиск оптимальных научных решений, практичность в сочетании с творческим подходом, работа в команде, а также ориентация на потребности динамично развивающегося рынка.

На протяжении десятилетнего развития производственные достижения компании Yutong неразрывно сочетались с социальным аспектом её функционирования. Отстаивая такие общечеловеческие ценности, как забота о ближних и равенство, и формируя таким образом корпоративную культуру, компания жертвовала деньги и товары благотворительным организациям, Ассоциации инвалидов, школам-участникам проекта «Надежда», оказывала помощь жителям районов бедствий.

 

«Китайцы» для России

Руководство ООО «Ютонг Рус», занимающегося активным продвижением китайских автобусов на российском рынке, организовало знакомство с новыми разработками в сфере этой техники. Вниманию участников мероприятия, большинство которых составили  профессионалы-автотранспортники, знакомые не понаслышке с эксплуатационными особенностями многих представителей модельного ряда автобусов как российского, так и западного производства, были представлены один туристический и два городских автобуса. И если ZK6831HG уже успешно осваивает маршруты Санкт-Петербурга, то «турист» ZK6119HA и машину малого класса ZK6737D можно было лицезреть лишь на одной из выставок, прошедшей в Северной Пальмире нынешней осенью. Так что москвичам они были показаны впервые.

Стремясь выяснить объективные мнения специалистов, организаторы не случайно выбрали местом проведения презентации территорию одной из подмосковных автоколонн. Ведь присутствующие получили возможность не только составить определённое мнение, прокатившись на каждой из машин, оценить их в ходе тест-драйва, но и, благодаря наличию смотровой ямы, лично убедиться в основных особенностях узлов и агрегатов.

В первую очередь обращает на себя внимание туристический автобус ZK6119HA. Он оборудован современным 6-цилиндровым дизелем Cummins C 300 20, удовлетворяющим требованиям Евро-2. Примечательно, что этот «силач», оснащённый системой турбонаддува с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха и обладающий верхним расположением клапанов, отличается довольно высокой мощностью – 300 л. с. при 2200 оборотах коленвала в минуту. Максимальный же крутящий момент указанного дизеля составляет 1125 Н·м при 1300-1400 об/мин. Что касается рабочего объёма, то он составляет 8300 см3. Следует отметить, что комплектация «туриста» предполагает надёжную звукоизоляцию моторного отсека. Благодаря такому двигателю, сагрегатированному с полностью синхронизированной 6-ступенчатой механической КПП модели ZF S6-90 и сцеплением Sachs GMF-430, а также одинарной гипоидной передаче с передаточным отношением 5,125, автобус способен развивать максимальную скорость до120 км/ч. В целях уменьшения усилия водителя, прикладываемого к рулевому колесу, был установлен рулевой механизм ZF 8098 типа «винт-шариковая гайка» со встроенным сервоусилителем.

С учётом назначения машины выбирались и её подвески. В частности, китайские специалисты применили Contitech 916N1. И передняя, и задняя подвески выполнены зависимыми. В качестве упругих элементов спереди применены 2, а сзади 4 пневмобаллона. Демпфирующая же часть каждой подвески представлена гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия.  Как видим, разработчики постарались создать все условия для обеспечения приемлемой плавности хода, от которой, как известно, во многом зависит впечатление о туристической поездке.

При выборе тормозной системы основное внимание было обращено на обеспечение современных требований безопасности. Поэтому не случайно в пневмоприводе предусмотрены раздельные контуры на барабанные тормозные механизмы передних и задних колёс. Кроме того, не забыли и про автоматическую регулировку зазора между каждой из фрикционных накладок и внутренней поверхностью барабана. И, конечно, вероятность отказа элементов привода существенно снижается благодаря установке осушителя воздуха с электроподогревом. Следует отметить и комплектацию тормозной системы машины ABS фирмы Wabco.

Продольного габаритного размера автобуса, составляющего11,29 м, вполне достаточно для обеспечения общей пассажировместимости 49 человек. Причём в эту цифру включены кресла водителя и гида. Сиденье шофёра снабжено подвеской с возможностью регулировки её жёсткости в зависимости от массы человека. Кроме того, оно дополнено трёхточечным ремнём безопасности. Что касается посадочных мест пассажиров, то каждое из сидений Vogel YT08 оснащено механизмом изменения угла наклона спинки. Удобство посадки обеспечивает наличие откидных подлокотников со стороны прохода между сиденьями. Двойные стеклопакеты, вклеенные в каркас кузова, а также ветровое стекло, выполненное из многослойного «безопасного» материала, обеспечивают отличную обзорность.

Вентиляция салона осуществляется через 2 потолочных люка, 2 вытяжных устройства, расположенных на крыше, а также систему кондиционирования воздуха Kelin. Для обеспечения комфортного микроклимата на рабочем месте водителя для него предусмотрен индивидуальный блок отопления и вентиляции с устройством забора наружного воздуха и возможностью регулировки скорости вентилятора. Отопление салона производится тепловыми элементами (конвектор и вентилятор в одном блоке) с автоматическим температурным контролем. Что касается пассажиров, то для них также предусмотрены блоки индивидуальной вентиляции и освещения.

Следует отметить, что в рамках адаптации машины к российским условиям система отопления была заменена на более мощную. В дополнение к этому был установлен «отсекатель» холодного воздуха, обеспечивающий так называемую тепловую завесу. При открытии входной двери автобуса это позволяет «отсекать» зимой холодный воздух, не пропуская его внутрь.

В передней части и посередине салона устанавливаются жидкокристаллические мониторы, на которых удаётся демонстрировать фильмы. Кстати, DVD-подготовка уже предусмотрена. Экскурсионное обслуживание обеспечивается с помощью микрофона и громкоговорителей в салоне.

В принципе этим и исчерпываются основные особенности комплектации «туриста», отнесённого к эконом-классу, приблизительная стоимость которого составит 165 тыс. долларов. За дополнительную оплату, конечно, можно установить кухню, туалет, мини-бар и много других полезных опций.

Оценивающие взгляды специалистов приковывала к себе и другая новинка – ZK6737D (City bus). Габаритные размеры машины 3,06х2,32х7,33 м позволяют отнести её к городским автобусам малого класса. Кстати, вместимость его по сравнению с обычными маршрутными такси весьма внушительна и составляет 33 человека, не считая водителя. Причём 11 из них смогут разместиться в салоне лишь стоя. Естественно, что в соответствии с назначением машины она комплектуется 22 пластиковыми сиденьями Vogel CT 420 без обшивки. С одной стороны, они более «вандалоустойчивы», с другой – удешевляют стоимость комплектации.

Доступ пассажиров в салон осуществляется через 2 двухстворчатые двери, со стороны правого борта автобуса. Одинарные боковые окна с безопасными стёклами вклеены в каркас кузова. Причём 2 окна с левой и 2 – с правой стороны снабжены сдвижными форточками. Такой же форточкой дополнено и боковое стекло, расположенное по левому борту, вблизи рабочего места водителя. Именно через указанные форточки да 2 потолочных люка в основном и происходит вентиляция салона. Заметим, что по заказу возможна установка системы кондиционирования Kelin. Отопление салона производится 4 тепловыми элементами с автоматическим температурным контролем. Что касается рабочего места водителя, то для него предусмотрен индивидуальный блок отопления и вентиляции.

Машина комплектуется 140-сильным Dongfeng, который, обладая рабочим объёмом 5638 см3, способен развивать максимальный крутящий момент 405 Н·м при частоте вращения коленчатого вала 1500-1700 об/мин. В сочетании с ним применена 5-ступенчатая механическая КПП. В конструкции шасси предусмотрены 9-листовые передние и 11-листовые задние рессоры, установленные в подвеске вместе с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия.

В целях адаптации к российским условиям эксплуатации пришлось установить более мощное сцепление. Кроме того, в связи с необходимостью повышения эффективности торможения при движении в условиях городского цикла, пришлось укомплектовать машину тормозными механизмами с увеличенной площадью колодок и, соответственно, фрикционных накладок. Многие проблемы зимней эксплуатации поможет снять оснащение автобуса предпусковым подогревателем. В дальнейшем ZK6737D будут снабжаться дополнительными тепло- и шумоизоляцией салона. Изменится и система механизма открывания дверей. Пневмопривод тормозной системы будет дополнен осушителем воздуха с электроподогревом.

Как можно заметить, конструкция автобуса, в целях максимального снижения его стоимости, была по возможности упрощена. По оценке специалистов ООО «Ютонг Рус», затраты на приобретение подобной машины, а это порядка 47 тыс. долларов, должны окупиться в течение года при условии  правильной её эксплуатации.

Следует подчеркнуть, что удешевление комплектации указанного автобуса выполнялось не в ущерб его безопасности. В частности, все элементы тормозной системы удовлетворяют правилам ЕЭК ООН. Помимо установки фрикционных накладок с большей площадью и осушителя воздуха, имеются раздельные контуры пневмопривода на передние и задние колёса, предусмотрена автоматическая регулировка зазора между накладкой и барабаном, а также установка ABS фирмы Wabco.

Продемонстрированные новинки ещё не успели пройти сертификацию, но вся необходимая документация для прохождения этой процедуры уже сдана. Так что показанные образцы предназначены для отправки на полигон. Поэтому некоторые нарекания, касавшиеся ZK6737D, во многом обусловлены тем, что эта машина приобреталась специально для проведения дальнейших испытаний, а потому – в самой дешёвой комплектации.

Немаловажным обстоятельством является относительная простота конструкции китайских разработок, что, очевидно, позволит в приемлемые сроки наладить обслуживание подобных машин в условиях сервисных зон крупных автопарков.

Ещё одним положительным моментом можно считать готовность китайской стороны предоставлять услуги своих специалистов в области сервиса техники. В этом случае если, например, определённое количество автобусов, выпущенных компанией Yutong, будет эксплуатироваться в пределах одного региона или же в одном автохозяйстве, то китайские специалисты, владеющие русским языком, имеют возможность постоянно там находиться. Кроме того, с помощью сети Интернет легко наладить постоянную связь с заводом. Любую информацию китайцы быстро воспринимают и при необходимости готовы подсказать выход из создавшегося положения. Как ожидается, проблемы с запчастями тоже вполне решаемы. Ведь уже на сегодняшний день ООО «Ютонг Рус» располагает обширным складом, укомплектованным запчастями на сумму 600 тыс. долларов.

Таким образом, в ходе знакомства с новой техникой были высказаны пожелания и предложения по дальнейшему совершенствованию конструкции этих машин. По предварительным оценкам специалистов, организация поставок «китайцев» на российский рынок имеет реальные перспективы. Конструктивный диалог между участниками мероприятия помог не только обратить внимание на достоинства представленных конструкций, но и выявить незначительные недостатки, которые могут быть, в принципе, легко устранены.

 

Юрий ПОЛЯКОВ

Фото Андрея МАХОТИНА