Безопасность "Рука руку моет…или Как украинскую ГАИ уличили в протекционизме"


 



 

Украинский закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (так называемая «автогражданка») вступил в силу ещё в начале 2005 года. Но ожидаемого эффекта это нововведение так и не дало – из-за отсутствия контроля за наличием соответствующих полисов у водителей, за время действия закона защиту своей гражданской ответственности доверили страховым компаниям всего лишь около 2 млн украинских автовладельцев.

 

Чтобы исправить положение, в конце сентября Верховная Рада Украины внесла в этот закон ряд изменений, которые расширили права льготников (в частности, для них увеличили диапазон автомобилей, на страхование которых распространяется 50 %-ая скидка – объём двигателя увеличен с предыдущих 1600 см3до 2500 см3).

Но главное изменение коснулось тех, у кого до сих пор нет страхового полиса гражданской ответственности – по новым правилам, такой автовладелец не может рассчитывать на помощь со стороны страховой компании, даже если окажется пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. То есть возмещение ущерба жизни и здоровью потерпевшему, не имеющему полиса «автогражданки», будет производиться по старинке: ему придётся самому и за свой счёт проводить экспертизу повреждённого транспортного средства и обращаться в суд (заплатив при этом пошлину) независимо от того, застраховал виновник ДТП свою гражданскую ответственность или нет. А уже в суде интересы виновника, имеющего соответствующий полис, будет отстаивать страховая компания, которая, в случае соответствующего решения суда, и возместит полагающуюся часть убытков.

Одновременно закон утвердил опознавательный знак «автогражданки» – наклейку на ветровое стекло (впервые введённую СК «Оранта» в начале 2005 года), позволяющую легко выявить на дороге незастрахованное транспортное средство. А вот популистские требования некоторых депутатов перенести на год начало контроля со стороны Госавтоинспекции и пограничников за наличием у водителей страховых полисов были отклонены.

Впрочем, пограничные чины Украины и без того сквозь пальцы смотрят на закон об «автогражданке», считая его обязательным только для иностранных водителей, въезжающих на территорию государства. А для украинских граждан положения нового закона пограничники считают лишь рекомендательными и полисы у них поэтому не спрашивают.

Госавтоинспекция тоже самоустранилась от проверки соответствующих полисов у водителей. Причина этого, как считают специалисты, заключается в банальном корыстолюбии.

Ещё весной, в канун дня смеха, словно первоапрельская шутка, прозвучало заявление руководителей МВД Украины об отсутствии у ГАИ возможностей контролировать наличие страховых полисов у водителей. При этом «жезлоносцы» неоднозначно намекнули на своё нежелание работать в пользу страховых компаний, мотивируя свой отказ тем, что за «дополнительную нагрузку» не имеют, мягко говоря, соответствующей материальной компенсации. Как вскоре выяснилось, в основе такой «принципиальности» всё-таки был живейший интерес к проверке страховых полисов у автовладельцев – но только к тем документам, которые оформлялись исключительно дочерним предприятием МВД «Ресурсы» («Украинская страховая компания «Княжа»). Под предлогом перестройки Госавтоинспекции и внедрения новых принципов работы с участниками дорожного движения, руководство Департамента ГАИ объявило, что отныне контроль будет осуществляться только при прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, а также при нарушении водителями ПДД.

Что касается нарушителей, о них тут же забыли (каких-либо данных о количестве составленных протоколов за это нарушение нет), а вот страховой компании «Княжа» руководство ГАИ очень быстро создало «зелёную волну» для работы в своих подразделениях. При этом всем, кто хотел зарегистрировать транспортное средство или пройти техосмотр, «для ускорения процесса» настоятельно рекомендовали застраховать свою гражданскую ответственность именно в компании «Княжа», агенты которой, как правило, располагались в этом же подразделении. Причём нередко застраховаться на минимальный срок (15 дней) предлагали даже тем, у кого уже был страховой полис другой компании.

В результате страховая компания, которая никогда не числилась среди лидеров рынка, сразу же побила все рекорды по страхованию гражданской ответственности, продав только в ІІІ квартале 2005 г. более 57 тыс. полисов и заняв при этом 18,3 % украинского рынка «автогражданки». Достижения компании «Княжа», которая лишь немного отстала от лидера страхового рынка – компании «Оранта» (правопреемницы «Госстраха»), не остались незамеченными, в том числе и Антимонопольным комитетом Украины, который признал продажу страховых полисов прямо в подразделениях ГАИ и МРЭО недобросовестной конкуренцией с предоставлением существенных преимуществ одной страховой компании перед другими.

В результате, во исполнение закона «О защите экономической конкуренции», Антимонопольный комитет Украины вынес решение оштрафовать страховую компанию «Княжа» в размере 10 % доходов, полученных ею за предыдущий год. Одновременно АМУ запретил не только «карманным» страховым компаниям МВД, входящим в ДП «Страховой альянс» («Украинская страховая компания «Княжа», «Народная финансово-страховая компания «Добробут» и «Украинская охранно-страховая компания»), но и любым другим компаниям продавать страховые полисы в отделениях МРЭО, а также в помещениях любых других органов внутренних дел, в том числе и в арендованных.

Учитывая, что ГАИ Украины до сих пор находится в стадии реформирования, было бы вполне логично лишить вновь создаваемое подразделение возможности самостоятельно вести финансовую деятельность и оказывать платные услуги. Да и Генеральной прокуратуре Украины следовало бы поинтересоваться, какой «откат» за своё покровительство получили милицейские структуры от названных выше страховых компаний, и в частности, от ЗАО «Украинская страховая компания «Княжа».

В общем, со страхованием гражданско-правовой ответственности в Украине дела обстоят как всегда. А ведь хотели как лучше…

 

Владимир ШЛЯХОВОЙ

Фото автора