Геополитика "Ставка на транзит"


"Мы сегодня должны создать условия для максимального использования транзитного потенциала Беларуси, для повышения привлекательности белорусских транзитных путей, для чего снять все барьеры», – так определил политику возглавляемого им ведомства министр транспорта и коммуникаций Беларуси Михаил Боровой в одном из последних своих выступлений перед журналистами. Известная же по личному опыту перевозчиков и подтверждённая выводами созданной по распоряжению белорусского правительства рабочей группы практика говорит о том, что сделать белорусским властям предстоит ещё очень много.

        

Граница: очереди и конфискации или скорость и безопасность?..

Так, согласно опубликованным в местной печати результатам обследования этой группой девяти автодорожных пунктов пропуска на границе со странами ЕС, в их работе были выявлены существенные недостатки. В частности, не соблюдаются определённые постановлением ГТК и Госкомпогранвойск Беларуси нормативы времени на осуществление пограничного и таможенного контроля, которые для проведения такого контроля в отношении грузовых автотранспортных средств составляют 40 минут. Дополнительные затраты времени возникают из-за того, что компьютерные сети разных контрольных органов на границе (пограничной, таможенной, санитарной служб и транспортной инспекции) не интегрированы между собой, а процедура обязательного конвоирования транзитных грузов может стоить перевозчику до двух суток потерянного в период формирования конвоя времени. Было отмечено, что на погранпунктах требуются реконструкция подъездных путей, оборудование стоянок, открытие пунктов питания. Ставшая «притчей во языцех» белорусская таможня и широко практикуемые ею штрафы и конфискации, как сказано в отчёте рабочей группы, «приводят к уменьшению потока транспортных средств и товаров как в Беларусь, так и при транзитном пересечении ее территории».

Широко практикуемые белорусской таможней конфискации были впервые названы в качестве одной из проблем на пути транзита и в тексте новой Комплексной программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 – 2010 г., принятой постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 700 от 28 июня 2005 г. Это обстоятельство было отмечено экономистом Исследовательского центра Института приватизации и менеджмента (Минск, Беларусь) и одним из авторов издающегося ИЦ ИПМ совместно с Немецкой экономической группой в Беларуси «Мониторинга инфраструктуры Беларуси» Дмитрием Бабицким в качестве одной из наиболее примечательных особенностей новой правительственной программы, свидетельствующей о понимании белорусскими властными структурами всей серьёзности проблем в этой области.

        

Куда «уходят» поезда?

Представляя проект Программы на заседании Президиума Совета Министров Беларуси 14 июня текущего года, заместитель премьер-министра Василий Гапеев сообщил, что реализация мероприятий, предусмотренных ранее принятой “Программой развития транзитных перевозок грузов и пассажиров автомобильным и железнодорожным транспортом через территорию Республики Беларусь до 2005 года”, способствовала росту транзитных перевозок железнодорожным транспортом в 2001 – 2004 г. За этот период транзитом через территорию Республики Беларусь, например, железнодорожным транспортом было перевезено 129,9 млн тонн грузов.

Однако в последние годы, по его словам, наметилась тенденция снижения грузовых перевозок по железной дороге, так что их объём по итогам 2004 года составил 33,2 млн, что на 12,6 % меньше, чем в 2003 г. Уменьшились транзитные грузопотоки в Литву и ее порты на 2,7 млн, или на 37,9 %; в Латвию и ее порты – на 2,1 млн; в Украину и ее порты – на 1,8 млн, или на 26,1 %.

Это объясняется, по мнению специалистов БЖД, в первую очередь изменениями на рынке транспортных услуг.

В частности, это должно было коснуться создания новых и реконструкции существующих российских портов на Балтийском море, в соответствии с реализацией Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 гг.)" и её подпрограммы "Морской транспорт", утверждённой Правительством России (декабрь 2002 г.).

Не обошли изменения конфигурации рынка и переключения части транзитных грузопотоков (удобрения, металлургическая продукция и др.) с балтийских портов в порты Дальнего Востока и на сухопутные маршруты через пограничные переходы с Китаем. А вступление с 1 мая 2004 г. Польши, Латвии и Литвы в ЕС уже повлекло за этим актом европейской интеграции введение дополнительных требований к ветеринарному и фитосанитарному контролю, подвижному составу для перевозки опасных грузов и ограничению количества пунктов пропуска со специальными видами контроля.

Стали жёстко квотироваться поставки экспортёрами из России и других государств – участников СНГ ряда товаров (продукции металлургической промышленности, зерна и др.) в новые страны ЕС после его расширения. В отношении некоторых грузов распространились антидемпинговые процедуры, действовавшие ранее в ЕС, что негативно отражается на объёме их экспорта из России и других стран СНГ и соответственно транзита через Беларусь.

Результатом подобных рыночных трансформаций стал запрет на перемещение через белорусско-российский участок границы отдельных видов грузов. Имеется в виду то обстоятельство, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2003 г. № 743 "Об установлении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции и табачных изделий" установлены пункты пропуска через государственную границу алкогольной продукции и табачных изделий. В связи с отсутствием в приложении к указанному постановлению белорусских пунктов пропуска государственная граница Российской Федерации с 1 января 2004 г. практически закрыта для алкогольной продукции и табачных изделий при следовании их в Россию из стран Западной Европы транзитом по Беларуси. Грузовладельцы вынуждены направлять эти грузы иными маршрутами в обход Республики Беларусь.

 

 Камень преткновения – пункты пропуска и разрешительная система

В отличие от железнодорожного транзита, статистика автомобильных грузоперевозок через Беларусь пока что свидетельствует о положительной динамике их развития. В 2004 г. по сравнению с 2001-ым автомобильный транзит увеличился на 1790,3 тыс. т (56,8 %) и составил 4941,6 тыс. т. Количество поездок увеличилось на 117590. Перевозку грузов транзитом через территорию Беларуси в 2004 г. осуществляли перевозчики 27 стран: 8 государств – участников СНГ и 19 стран Европы.

 

Динамика количества транзитных поездок иностранных перевозчиков через Беларусь

 

 

 

 

Объём транзитных грузов, перевезённых иностранными перевозчиками транзитом через Беларусь (тыс. т)

 

 

Однако белорусский вице-премьер признал, что основные объёмы транзитных автоперевозок в 2004 г. приходились на долю российских (47 %), польских (29 %) и литовских (7 %) перевозчиков. При этом он подчеркнул, что "введение Россией разрешительной системы для белорусских перевозчиков позволяет сделать вывод о дальнейшем увеличении в ближайшей перспективе доли российских перевозчиков в транзите через территорию республики". В то же время доля транзитных грузов в Россию и из России в общем объёме транзита составляет 85,5 % (5757,72 тыс. т, а из 325903 транзитных поездок, выполненных иностранными перевозчиками в 2004 г. через территорию Беларуси, 283435, или 86,97 %, осуществлялось в Россию. Кроме того, белорусскими перевозчиками в 2004 г. осуществлено в Россию и из России 87509 транзитных поездок, что составляет 23,6 % от общего их количества в Россию.

Согласно данным Минтранса, в основном белорусские перевозчики осуществляли поставки товаров в Россию в 2004 г. из Германии, Польши, Нидерландов, Литвы, Бельгии, Италии, Австрии, Франции, Чехии.

 

В обратном направлении из России белорусскими перевозчиками транзитом через Республику Беларусь было выполнено 18452 поездки в 28 стран и перевезено 328,9 тыс. т товаров.

 

 

По сведениям управления внешних экономических связей Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, растёт количество поездок польских перевозчиков транзитом по территории Беларуси, в то же время количество поездок по территории Беларуси перевозчиков из стран Западной Европы снижается, что может объясняться криминогенной обстановкой в нашей стране и слишком пристальным вниманием к транзитному грузу со стороны белорусских таможенных органов. В результате этого в управлении ВЭС Минтранса констатируют, что, принимая во внимание практику обмена разрешениями на паритетной основе, белорусским транспортникам всё труднее сохранять прежнее количество разрешений на поездки по европейским странам. Также отмечается снижение темпов роста автомобильного транзита: некогда он достигал 20 % в год, а сейчас находится на уровне 6-7 %.

         По мнению специалистов Минтранса, в лучшую сторону положение поможет изменить развитие пограничной инфраструктуры, в частности дальнейшая реконструкция пункта пропуска "Козловичи" и подготовка его к таможенному контролю легкового транспорта. В сентябре 2004 г. в Киеве ЕС проведён тендер на строительство грузового терминала на этом пункте пропуска. Общий объём финансирования составляет $16 млн. Проектная пропускная способность грузового терминала "Козловичи-2" определена такой, как и польского "Корощин", – 4000 автомобилей в сутки. Также планируется завершить в 2005 – 2006 гг. реконструкцию пунктов пропуска "Брузги", "Берестовица", "Новая Рудня", "Мокраны" и "Котловка", разработать проект строительства пункта пропуска "Домачево" и реконструкции пункта пропуска "Бенякони"; развивать терминальную (паркинговую) систему, объекты транспортно-дорожного сервиса, информационного и телекоммуникационного обеспечения.

Министерством транспорта и коммуникаций разработана Программа развития дорог на подъездах к пунктам пропуска на 2006 – 2015 гг., подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь, определяющий перечень пунктов пропуска, предназначенных для проезда автотранспортных средств общей массой до 24 т и свыше 24 т. По поручению Президиума Совета Министров Республики Беларусь создана рабочая группа, которой разработаны проекты Концепции развития приграничной инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Беларусь и Комплексной программы развития приграничной инфраструктуры автодорожных пунктов пропуска на Государственной границе Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг.

 

Про сборы и поборы

По мнению составителей Программы, на развитие транзитных перевозок существенное влияние могут оказать также дорожные сборы. Анализ существующих систем сборов за проезд транзитного иностранного автотранспорта по дорогам общего пользования в сопредельных государствах показал, что при формировании их величины в Литве, например, для грузовых автомобилей используются общая масса и время их пребывания на территории страны (день, неделя, месяц, год); а для автобусов – общая масса, количество осей и время пребывания на территории страны (день, неделя, месяц, год). В то же время в Польше с этой целью учитываются общая масса, количество осей и время пребывания на территории страны (день, неделя, месяц, 6 месяцев, год) для грузовых автомобилей и общая масса и время пребывания на территории страны (день, неделя, месяц, 6 месяцев, год) для автобусов. В России и Латвии сборы за проезд по дорогам общего пользования не взимаются. В нашей стране в учёт принимаются грузоподъёмность и время пребывания в стране (день, неделя, месяц, год) для грузовых автомобилей, а для автобусов – вместимость и время пребывания в стране (день, неделя, месяц, год).

На данный момент существует три варианта доставки транзитных грузов автотранспортом в Россию: через Беларусь, Украину и Литву. Увеличение расстояния перевозки через Литву составляет 130 км, Украину – 420 – 563 км (первая цифра через пункт пропуска Шегини, вторая – Ужгород). Введение Латвией в декабре 2004 г. значительных штрафных санкций с физических лиц ($200 – $1000) и юридических лиц ($3 – $20 тыс.) за превышение общей массы АТС вынуждает перевозчиков очень внимательно контролировать загрузку АТС. Выполнение данной процедуры непосредственно у грузоотправителей в большинстве случаев невозможно из-за отсутствия соответствующего весового оборудования, поэтому перевозчики вынуждены будут недогружать транспортные средства. Кроме того, дорожная инфраструктура на альтернативных маршрутах на начало 2005 года не отвечает международным требованиям, и дорожные расходы вместе с расходами на топливо через Украину на $160 – 180 больше.

Согласно сделанным специалистами Минтранса расчётам, существующее состояние автомобильных дорог и система дорожных сборов в Республике Беларусь не может отрицательно влиять в ближайшей перспективе на развитие транзитных перевозок. В целях общего решения вопроса о сокращении суточных пробегов транзитного автотранспорта по территории Республики Беларусь и стимулирования скорейшего продвижения грузов постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1592 для иностранных перевозчиков введена дифференцированная гибкая система оплаты за проезд по дорогам общего пользования Республики Беларусь в зависимости от времени пребывания на территории Республики Беларусь (до одних суток, свыше одних суток до одной недели, свыше одной недели до одного месяца, свыше одного месяца до одного года).

Кроме того, как указывается в Программе, для выполнения прогнозных показателей роста транзитных перевозок автомобильным транспортом необходимо принятие некоторых нормативных правовых актов, в числе которых называется Указ Президента Республики Беларусь о внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 22 июля 2004 г. № 341 "О порядке установления количества разрешений на проезд автотранспортных средств иностранных государств  по территории Республики Беларусь" в части предоставления Министерству транспорта и коммуникаций права определять количество разрешений для иностранных перевозчиков с оплатой сборов за проезд по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; постановления Совета Министров Республики Беларусь, касающегося снижения стоимости страховых полисов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцем автотранспорт­ных средств, выезжающих во все страны системы моторного страхования "Зелёная карта". В целях активного развития перевозок из стран Западной Европы в Российскую Федерацию, в том числе в Калининградскую область, предлагается рассмотреть на заседаниях Совета Министров Союзного государства вопрос о создании для белорусских и российских перевозчиков безразрешительного принципа выполнения перевозок грузов в/из третьих стран.

        

Россия-Беларусь: увязка интересов и возможностей

Поэтому в качестве одного из важнейших факторов, влияющих на развитие транзитных перевозок по территории Республики Беларусь, составители Комплексной программы обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. называют реализацию Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 гг.)". Одной из главных задач модернизации российской транспортной системы является переключение российских грузопотоков из портов сопредельных стран на порты России. Для перевалки российских грузов на Балтике предусмотрено строительство новых портов (Приморск, Усть-Луга, Высоцк). Однако, как рассчитывают составители белорусской Программы развития транзита,  в ближайшие годы, особенно в зимний период, российские экспортёры будут вынуждены наряду с новыми маршрутами транспортировки своих грузов через порты России использовать традиционные маршруты через порты Балтии, поскольку полностью переключить экспорт российских грузов через порты России сейчас невозможно, пока эти перевозки сдерживаются ещё относительно слабой инфраструктурой железнодорожных станций и подходов к портам, недостаточной мощностью имеющихся терминалов.

Но по мере ввода в действие новых портовых мощностей и решения проблем железнодорожной инфраструктуры, доля перевозок российских грузов через порты других государств будет неуклонно снижаться. К 2010 г. в морских портах  России запланировано ввести в эксплуатацию новые и реконструировать действующие перегрузочные комплексы производственной мощностью 262 млн тонн в год. Это позволит снизить долю российских внешнеторговых грузов, проходящих через порты сопредельных стран, с 30 % в 2000 г. до 10 % в 2010 г. В 2010 г. в портах стран Балтии будет переваливаться только 17 млн т российских грузов.

Учитывая, что Белорусская железная дорога является важнейшим связующим звеном в обеспечении экономических связей Калининградской области с другими регионами России, белорусские транспортные ведомства считают наиболее перспективным для себя развитие транзитных перевозок на калининградском направлении. Удельный вес этих грузоперевозок благодаря мероприятиям, проводимым Белорусской железной дорогой совместно с ОАО "Российские железные дороги", в последние годы неуклонно увеличивается и в 2005 г. в общем объёме транзита дороги достиг 46 %. На перевозку большинства важнейших грузов на калининградском направлении Белорусской железной дорогой постоянно предоставляются значительные тарифные льготы (понижающие коэффициенты и фиксированные тарифные ставки).

Потери транзита в порты стран Балтии из-за реализации российской программы предусматривается компенсировать также наращиванием грузопотоков по II и IX Международным транспортным коридорам: в рамках развития транспортных коридоров, проходящих через Республику Беларусь, особое внимание уделяется совершенствованию технологии перевозок грузов прямыми ускоренными поездами, прежде всего контейнерными. Кроме того, на участке Брест – Минск – Осиновка – Москва планируется организация движения пассажирских поездов со скоростью до 160 км/час, а в целях совершенствования сети передачи данных уложено 264 км волоконно-оптических линий связи на участке  Орша – Борисов – Минск, планируется продолжение работ по главному ходу с выходом на Барановичи и Брест, а также участки Барановичи – Лида и Витебск – Полоцк. Помимо этого Белорусской железной дорогой ведутся работы по созданию системы автоматической идентификации подвижного состава, которая позволяет в автоматическом режиме устанавливать место дислокации и время прохождения вагонов и локомотивов, оснащённых датчиком.

        

Планы и надежды…

Трезво оценивая ситуацию, рост транзитных железнодорожных перевозок через Беларусь к 2010 году даже при благоприятных условиях можно прогнозировать в размере не более 40,2 млн т в год. Учитывая изложенное выше, объемы транзитных перевозок в 2006 году ожидаются в размере 35,7 млн т; в 2007 г. – 36,8 млн т; в 2008 г. – 37,9 млн т; в 2009 г. – 39 млн т. Объём транзитных перевозок пассажиров к 2010 г. увеличится до 1910 тыс. человек.

Количество грузовых транзитных поездок автомобильных перевозчиков к моменту завершения реализации Программы предполагается увеличить на 14 – 18 %.

 

Прогнозируемое количество транзитных поездок иностранных перевозчиков через Беларусь

 

 

Прогнозируемое количество транзитных поездок белорусских перевозчиков через Беларусь

 

Количество пассажирских транзитных поездок по сравнению с 2004 годом до 2010 года увеличится на 8 – 11 %.

 

Ожидаемое количество транзитных поездок пассажирского автотранспорта через Беларусь в 2006 – 2010 гг. (тыс.)

 

Общий ежегодный рост транзитных перевозок всеми видами транспорта через территорию страны предусмотрен в размере 3 %, а до 2010 г., как сообщил Василий Гапеев в ходе представления проекта программы в правительстве, транзит через Беларусь всеми видами транспорта должен увеличиться по сравнению с 2004 г. на 14-18 %.

От увеличения сбора за проезд по дорогам общего пользования на 0,3 % может быть получено дополнительно $7 млн, однако самая большая прибавка ожидается от использования дорожного сервиса. Если доходы в этой сфере возрастут в среднем на 4 % в год, то отчисления в республиканский бюджет составят $72 млн.

В целом, как ожидают в белорусском правительстве, реализация Комплексной программы позволит увеличить валютные поступления на 7-8 % в год. В абсолютных цифрах это означает, что за год в Беларуси планируется получать за счёт транзита около $690 млн. Это позволит отчислять в бюджет не менее $260 млн в год.

 

Приоритеты

В качестве приоритетных направлений обеспечения эффективного использования транзитных возможностей белорусского транспорта в новой программе названы совершенствование его нормативной и правовой базы, а также системы сборов с транзитного перевозчика и обеспечение преференциальных условий проезда транзитом через Республику Беларусь по сравнению с условиями проезда через территории сопредельных государств. С этой целью предполагается улучшать технологию таможенного контроля и оформления на основе применения современных технических средств, а также внедрять, наряду с другими системами информатизации, новейшие информационные технологии сопровождения транспортных процессов.

В очень важном направлении совершенствования таможенного оформления транзита большие надежды возлагаются на разработанный Государственным таможенным комитетом проект новой редакции Таможенного кодекса Республики Беларусь, который был внесён 1 июня 2005 г. в Совет Министров Республики Беларусь. Как отмечается в тексте Программы, в проекте нового Таможенного кодекса учтены основные принципы регулирования внешнеторговых отношений, принятые Всемирной торговой организацией, а также механизмы таможенного регулирования, определённые Киотской конвенцией по гармонизации и упрощению таможенных процедур 1999 г., в частности: предсказуемость, последовательность и открытость таможенных процедур; доступность информации относительно законов, нормативных правовых актов по таможенному делу, таможенных правил и процедур; применение современных методов работы, таких как контроль на основе управления рисками, методов аудита, информационных технологий; внедрение международных стандартов. Предполагается также интенсифицировать работы по интеграции Республики Беларусь в общую европейскую транзитную систему, для чего планируется внедрить в национальную систему транзита отдельные элементы европейской системы общего транзита; подготовить предложения о разработке нормативного правового акта, обеспечивающего принцип реализации свободы транзита в Республике Беларусь; продолжить работу над проектом Указа Президента Республики Беларусь "Об административной ответственности за сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь", принятие которого позволит применять адекватные меры наказания за таможенные правонарушения, исключив конфискацию товаров и транспортных средств за незначительные правонарушения.

Задачи технического обеспечения таможенного оформления транзита предполагают создание в пограничных пунктах пропуска автоматизированной системы управления процессом оформления перемещаемых товаров, транспортных средств и лиц, которая, как ожидается, позволит не допустить дублирование функций контролирующих органов по учёту выполняемых операций, исключить выезд транспортных средств за пределы пункта пропуска без получения необходимых разрешений, проконтролировать сроки оформления товаров и транспортных средств на всех этапах и, наконец, сократить время оформления.

Программой предусматривается развитие, реконструкция и строительство новых объектов приграничной инфраструктуры с необходимой пропускной способностью; реконструкция автомобильных дорог с целью повышения их качества до уровня международных требований; развитие объектов дорожного и приграничного сервиса на имеющих международное значение автомобильных дорогах. Запланировано развитие комбинированных перевозок грузов по II и IX трансъевропейским транспортным коридорам и проведение единой с Российской Федерацией транспортной политики.

Как ожидают в правительстве, поэтапная реализация предусмотренных Программой мероприятий должна способствовать гармонизации транспортной нормативной правовой базы Республики Беларусь с российской и европейской законодательной системой, стимулировать наращивание инфраструктуры для обслуживания участников перевозочного процесса, а также помочь созданию в стране соответствующих требованиям международных договоров внутригосударственных условий для роста транзитных перевозок и благоприятных условий для работы отечественных перевозчиков на международном рынке транспортных услуг.

        

Создавать проблемы и…успешно их преодолевать

Следует также отметить, считает Д. Бабицкий, что многие препятствия, на устранение которых направлена созданная белорусскими властными структурами Комплексная программа обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь на 2006 – 2010 г., этими же структурами были ранее и созданы, как, например, известная своей сложностью процедура таможенного оформления, которую в Программе запланировано упростить. То же касается и указанных в Программе международных договоров и конвенций, необходимость присоединения к которым существует с момента обретения Республикой Беларусь статуса независимого государства.

Почти ничего не говорится и не планируется в связи с потерей транзитного рынка белорусскими перевозчиками, что было вызвано, в частности, известными решениями по ввозу подвижного состава, хотя этот вопрос, по мнению исследователя, заслуживает отдельного раздела в Программе.

Приведённые в Программе развития транзита статистические данные говорят о парадоксальном на первый взгляд факте сохранения, несмотря на имеющиеся проблемы, положительной динамики транзитных перевозок через территорию Беларуси. Этот факт может объясняться, по мнению Д. Бабицкого, благоприятной международной конъюнктурой.

Влияние конъюнктуры, по его словам, лишает смысла и слишком жёсткое планирование, например, в случаях, когда называются конкретные цифры пассажиро- или грузооборота. Следует помнить и о том, что транспорт является обслуживающей отраслью, и поэтому итоги его работы во многом зависят от того, как развивается экономика своей и соседних стран.

Сейчас, по мнению экономиста Д. Бабицкого, росту транзитного грузооборота в Беларуси способствует подъём в российской экономике. Мировой рост цен на нефть и автомобильное топливо, ударяя, с одной стороны, по перевозчику, с другой стороны, повышает спрос на его услуги как следствие роста российского импорта. К тому же, прямой путь через Беларусь, при всех его недостатках, всё ещё достаточно привлекателен для транзита.

 

Виктор СТЕПАНОВ