Пассажирские перевозки "Волгоградский тупик"


 

 

 

Демонтаж государственной монополии на пассажирские перевозки  сулил очевидную выгоду предприятиям разных форм собственности, муниципальным органам власти и, главное, тем, кто пользуется этим видом транспорта. Преобразование рынка транспортных услуг предусматривало главное: чем больше перевозчиков, тем лучше транспортные операторы будут развивать свой сервис. Однако скоро сказка сказывается…

 

Вокзальный «капкан»

Несмотря на статус города-миллионника, Волгоград до сих пор так и не имеет современного вокзального комплекса: автовокзал продолжает ютиться в небольшом здании. За неброской косметикой недавнего ремонта, чистотой и аккуратностью здесь никак не скрыть гнетущую тесноту: два маленьких зала ожидания, соседствующие с кассами, киосками, камерой хранения, всё-таки далеки от современных стандартов обслуживания пассажиров. В городе есть ещё один небольшой автовокзал, работающий в южном направлении, но его удельный вес в пассажиропотоке незначительный. Так что вся нагрузка по приёму и отправке автобусов на ближние и дальние маршруты приходится на вокзал по ул. Балонина, 11.

 

«Ворота» города-героя встречают и провожают путников провинциальной скромностью, теснотой и муниципальным безразличием к проблемам крупнейшего автотранспортного узла РФ

 

Расположение автобусного «порта» по этому адресу удобно во всех отношениях, поскольку здесь сконцентрирован весь пассажиропоток Волгограда: в каких-то двухстах шагах напротив находится крупнейший в РФ железнодорожный вокзал со всеми атрибутами обслуживания пассажиров. Там же аккумулирована городская транспортная развязка с несколькими маршрутами автобусов, троллейбусов, маршрутных такси, что также очень удобно. Правда, на этом выигрышные моменты центрального автовокзала можно считать исчерпанными. Дальше начинаются проблемы…

Проектная мощность автовокзала, рассчитанная на одновременное пребывание 300 человек, сегодня никак не вписывается в реальные масштабы пассажиропотока. А ведь прибывшего пассажира ещё нужно накормить, «обустроить», успеть продать ему билет и, наконец, вовремя отправить. Правда, это видимая часть вокзального «фронта работ». За рутиной кассового хозяйства, функционирующего, как и диспетчерская служба, круглосуточно, не менее важно принять и расположить на стоянке транспорт, дать водителям возможность отдохнуть перед выездом и т. д. Вот здесь проблем – пруд пруди, поскольку куда ни кинь – всюду клин…

Центральный автовокзал Волгограда имеет всего 7,82 тыс. м2 земли. На этой территории, зажатой с трёх сторон крутыми склонами холмов, железнодорожными путями и застройками, размещается станционное хозяйство: здание, платформы, парковка техники, пост техосмотра и т. д. Если честно, то слово «размещается» здесь вряд ли уместно. Опревданным было бы слово «ютится», но даже оно не отразит проблему дефицита площадей.

 В час пик, когда отсюда в удобное для пассажиров время уходит наибольшее количество машин по всем направлениям, вся территория вокзала забита пассажирской техникой под самую завязку. Разместить даже сотню автобусов проблемно. А если их полторы-две сотни? Многие водители эту задачу решают каждый по-своему, паркуя технику на прилегающих улицах. Правда, такой «ход конём» сложившуюся ситуацию никак не разруливает: загазованность воздуха в ближайших жилых кварталах города и без того предельная, движение транспортных потоков из-за «причаливших» у тротуаров автобусов тоже затруднительно. К тому же водители вынуждены постоянно находиться в машинах, поскольку такая «стоянка» никем не охраняется. Впрочем, охрану автовокзальной парковки тоже можно назвать символической…

 

Территориальная чехарда

Современные атрибуты станционного хозяйства предусматривают чётко обозначенную на местности территорию вокзала с целым перечнем технических средств безопасности. Акт на право владения земельным участком у автовокзала есть. По мере сил государственное унитарное предприятие «Вокзал-авто» облагородило территорию, навело санитарный порядок, провело ряд других мероприятий по охране общественного порядка. С недавних пор даже «выкроило» пару метров земли под размещение милицейского поста. Милиция следит за общественным порядком ретиво, но на транспортные потоки никак повлиять не может: полномочий ГИБДД у постовой службы нет. А для частника, таксиста или просто залётного «маршрутника» обычный постовой страж правопорядка не указ! К тому же улица Балонина вплотную примыкает к зданию вокзала и у него же заканчивается. Дальше – тупик, упирающийся в крутой холмистый склон.

 

Тротуарная плитка разграничивает подведомственную территорию автовокзала с асфальтовым покрытием и узенькую полоску городской улицы. В этом месте уже начинается настоящий тупик…

 

 

Доказать «чужому» водителю, что тот вклинился в переполненную территорию вокзала, сложно. Администрации хозрасчётного государственного предприятия перекрыть шлагбаумом оставшиеся до тупика несколько десятков метров улицы не разрешают: дорога в муниципальной собственности. Так что «закольцевать» заборчиком свою территорию и установить шлагбаум с постом охраны на въезде администрация вокзала не вправе. Как и повлиять на «залётные» машины, поскольку установленные знаки, запрещающие сюда въезд транспорта, кроме рейсовых автобусов, игнорируют все. А ГИБДД тут гость редкий.

С трёх сторон вокзальная земля надёжно прикрыта холмистым природным ландшафтом. Оттуда не то что легковым автомобилем, но и армейским вездеходом никак на территорию не въехать. И не выехать. Правда, есть другая опасность: местные жители протоптали по всему периметру склонов тропинки и, сокращая путь, «маневрируют» между снующими автобусами, рискуя попасть под колёса. Поставить на склонах ограждение опять же нельзя – земля в муниципальной собственности. Можно было бы возвести ограждение по нижнему краю, но это сузит вокзальную территорию: на парковке задние колёса автобусов становятся аккурат у бордюрной кромки, а нависающая «корма» заходит на травяной покров. Таким образом, для выезда транспорта от посадочных платформ экономится добрых полтора-два метра, что в условиях дефицита внутривокзальной проезжей части  всё-таки оправдано.

 

Рельефный ландшафт защищает склонами вокзал от транспорта с трёх сторон и при умелой парковке автобусов позволяет «выкроить» несколько метров для внутривокзальной проезжей части

 

Полезную площадь под стоянку автобусов можно было бы значительно расширить за счёт ограничения доступа ТС, не связанных с обслуживанием пассажиров и торговой инфраструктурой вокзала. Причём никаких дополнительных средств и капитальных сооружений для этого не нужно – городским властям достаточно отвести структурному подразделению Волгоградского ГУП «Вокзал-авто» каких-то 70-80 метров уличного тупика, упирающегося здесь в здание пассажирского «порта» и склон огромного холма. Дальше – дело техники и небольших затрат для станционного объекта: установить на въезде круглосуточный пост и шлагбаум позволит не только контролировать транспортный поток и отсеивать из него «чужую» технику, но и повысит уровень безопасности объекта. Ведь не секрет, что в припаркованном под окнами вокзала неизвестный автомобиль могут быть не только хозяйственные сумки с картошкой…

 Зато на вокзальную территорию беспрепятственно въезжают «грачующие» автоперевозчики, которые стали «уводить» пассажиров прямо с платформы. То, что произошло весной этого года, поразило даже представителей правоохранительных органов: 10 мая водитель маршрутной «Газели», не имеющий договора с автовокзалом на кассовое обслуживание, в очередной раз попытался «увести» пассажиров. Ни попытки контролёров посадочной платформы 120-го маршрута «Волгоград – Волжский» (его обслуживает Волжская автоколонна № 1732), ни находящейся на вокзале наряд милиции не смогли остановить «пирата», и даже вызванный участковый инспектор не смог убедить частника покинуть территорию вокзала, поскольку тот признавал лишь полномочия сотрудника ГИБДД. Когда прибывший к платформе автоинспектор затребовал необходимые для перевозки пассажиров документы на маршрут и микроавтобус, то у водителя таковых не оказалось. Более того, у него не было при себе даже водительского удостоверения. Когда запросили сведения о водителе по информационной базе, оказалось, что тот лишён прав за управление ТС в нетрезвом виде…

 Сейчас пыл у частников на этом маршруте поугас, и волжская автоколонна № 1732 наконец спокойно перевозит людей в город-спутник и обратно. Хотя «левые» маршрутные такси не исчезли, и частники исподтишка «грачуют», зарабатывая никем не учтённые деньги. Для этого им не обязательно заезжать на вокзал, достаточно идти немного впереди рейсовой машины…

 

Станционный бизнес

Альтернативные услуги по пассажирским перевозкам нынче в моде. И не только в Волгограде. Правда, нерасторопность местных властей постепенно превращает неплохую идею демонополизации автоуслуг в обычный «пшик», т. е. мероприятие для «галочки». А это уже не просто чиновничья «филькина грамота», а элементарная беспечность в вопросах безопасности перевозки людей, технической надёжности ТС. Не секрет, что деятельность большинства  частных перевозчиков сегодня ещё не оформилась в цивилизованные рамки предоставления услуг по массовому извозу людей. Ныне только немногие автопредприятия малых форм проводят предрейсовый осмотр ТС и освидетельствование водителей. Хотя на руках у владельцев автобусов и есть кипа заранее заверенных документов, дающих формальное право выхода на лини. Фальшивые разрешения спасают разве что самих водителей и владельцев техники от ГИБДД и от транспортной инспекции, а вот пассажиров от беды – далеко не всегда.

Законно приобретённый в кассе билет на проезд в автобусе гарантирует пассажиру многое, в том числе медицинское, имущественное страхование. У многих автоперевозчиков негосударственной формы собственности такой финансовый «кульбит» не предусмотрен. Зачастую альтернативная форма перевозок предусматривает лишь доставку пассажира из пункта «А» в пункт «Б» без каких-либо других обязательств перед последним. Со временем это уйдёт, но только в период становления сектора пассажироперевозок.

Сейчас в Волгоградской области кассовое обслуживание пассажиров предоставляют лишь 16 филиалов предприятия «Вокзал-авто», хотя не так давно в подведомственном регионе было 38 автостанций и вокзалов. В середине 90-х часть из них закрыли или передали в муниципальную собственность. Последнее на пользу не пошло, поскольку районным администрациям было не досуг уделять внимание новым хозяйственным структурам. А они-то требуют внимания и ухода. К примеру, райцентр Новая Анна когда-то получил в собственность автостанцию типового проекта, где Волгоградское объединение автостанций арендовало часть комнат для кассового обслуживания пассажиров. Так вот, за первое полугодие 2005 г. доходы от услуг составили 87 тыс. руб., а расходы – 154 тыс. руб. Итог плачевен – 1 октября от такого бизнеса и партнёрства с местной властью пришлось отказаться. И очень даже вовремя: за годы муниципальной эксплуатации здание, на крыше которого выросли трёхметровые кусты и деревья, обветшало и практически пришло в негодность. «Спихнуть» в таком виде станцию обратно в областную собственность у администрации района не получилось, поскольку «реанимировать» такое помещение трудно. Быстрее всех в этой ситуации сориентировались руководители местного АТП. Они практически дистанцировались от убыточного муниципального объекта, который районная администрация в конце концов продала каким-то бизнесменам, и пошли альтернативным путём, установив в районе Новоаннинского железнодорожного вокзала небольшой вагончик для кассового обслуживания пассажиров, где всегда большой поток людей и собственный кассовый объект работает с прибылью.

 Вообще-то практика показала: станции, когда-то переданные на баланс автопредприятий, а не муниципалитета, более прочно держатся на ногах. Такому ходу дела в областном объединении автостанций только рады. Тем более что ново-аннинские автомобилисты с тем вагончиком подсуетились очень даже вовремя. Не сделай они этого, нишу в автоперевозках людей быстро занял бы частный извоз, который пока ни перед кем и ни за что не отвечает, особенно перед пассажирами.

Двум более крупным автовокзалам («Центральному» и «Южному») в областном центре пока достойной альтернативы нет. Только центральный вокзал ежедневно отправляет и принимает 290-300 автобусов, обслуживая почти 5 тыс. пассажиров. Отсюда без проблем можно уехать в Киев, Москву, Луганск, многие города РФ и ближнего зарубежья.

Сейчас многие автопредприятия обзавелись современными автобусами повышенного комфорта, поставив их на дальние маршруты. Но их ещё недостаточно. Начальник автовокзала Наталья Засорина, прошедшая за 30 лет трудовой биографии путь от рядового кассира до руководителя крупнейшего в России автотранспортного узла, это признаёт, но такого темпа в обновлении парка современными пассажирскими машинами повышенного комфорта автопредприятий. Впрочем, иначе и быть не может: не будь модернизации подвижного состава, конкурировать с другими перевозчиками очень трудно.

 

Может ли чадящий автобус Икарус конкурировать с комфортными двухэтажной Setra или полутораэтажным Neoplan? Выход один – волгоградским перевозчикам приходится модернизировать свой подвижной парк, подогнав его под современные стандарты и запросы клиента

 

В Волгограде, где пассажиропоток очень высок, это особенно заметно: как грибы после дождя вокруг центрального автовокзала появляются альтернативные вокзалы с виртуальными посадочными платформами. У главного входа в железнодорожный вокзал соперничают сразу два крупных перевозчика – фирмы «Ной» и «Югавтотранс». От их присутствия на рынке пассажирских перевозок уже никак не отмахнуться: транспортники новой волны пришли в эту нишу бизнеса с серьёзными намерениями и, видимо, надолго. К тому же они «обскакали» традиционных перевозчиков более комфортным подвижным составом с люксовыми опциями сервиса. «Югавтотранс» заключил партнёрское соглашение с объединением автостанций и, получив кассовое обслуживание центрального автовокзала, обязательно заезжает туда за пассажирами, едущими в Москву или Ростов-на-Дону. На здании вокзала фирма даже установила свой рекламный щит, что, впрочем, никак не повредило деятельности государственного унитарного предприятия «Вокзал-авто», а заодно не нанесло морального или финансового ущерба другим перевозчикам, работающим на этом вокзале.

Фирма «Ной» тоже работает, уповая лишь на собственные силы, отправляя каждый день с железнодорожного вокзала в сторону Москвы по нескольку комфортабельных пассажирских машин.

На таких дальних пассажирских маршрутах в Волгограде работают лишь эти транспортные операторы. Как оказалось, такого количества машин и рейсов вполне достаточно для столичного направления. А ведь через город-герой ещё идут не менее комфортные транзитные пассажирские машины, которые тоже не прочь захватить попутного пассажира.

 

Вокзал под… мостом

В последнее время расширение числа транспортных операторов с так называемым виртуальным сервисом услуг разрастается не по дням, а по часам. От то и дело появляющихся малых, средних и крупных предприятий уже рябит в глазах. В Волгограде это замечаешь на подходах к центральному автовокзалу, куда ведёт всего одна тупиковая улочка Балонина.

 

Проезжую часть узенькой улицы Балонина, ведущую к автовокзалу, под силу преодолеть лишь экстремалам: в час пик тротуары заполняют машины альтернативных вокзалов, а пешеходы из-за этого идут по проезжей части, рискуя оказаться под колёсами

 

Пешеходный марш-бросок по ул. Балонина сродни экстриму, поскольку прилегающие тротуары постоянно заняты «маршрутками» частного извоза сразу нескольких владельцев. Как рассказал директор ГУП Волгоградского областного предприятия «Вокзал-авто» Геннадий Ткач, проезжую часть улицы к вокзалу пешеходы и водители делят с трудом. Водителям рейсовых автобусов приходится постоянно лавировать между идущими людьми, поскольку по тротуару пассажиру с ношей просто не пройти – из-за стоящего транспорта проход зачастую не превышает 50-60 см. Как оказалось, на этом отрезке улицы, частные перевозчики создали альтернативный вокзал по основным и «кассовым» направлениям перевозки людей.

 Сервис на альтернативном вокзале действует пока «в ручном» режиме и зависит от изобретательности водителей. Традиционный набор сводится к «самиздатовским» расписаниям движения автобусов на заборе и взымания с пассажиров денег за проезд. На большее фантазии у частных извозчиков не хватает. Впрочем, для столь престижного бизнеса другого и не надо: «живые» деньги текут прямо в карман, минуя налоги в местный бюджет. Секрет прост, и тайны из этого никто не делает, поскольку всем известно, что лишь немногие частные перевозчики исправно платят государству подать хотя бы в едином налоге. Остальные же умело уходят от сей важной обязанности, поскольку принцип «заплати налог и спи спокойно» в РФ пока не действует. Сегодня даже маленькое провинциальное АТП платит в месяц налогов больше, чем все вместе взятые перевозчики города-миллионника.

 

«Самиздатовское» информационное табло частных перевозчиков гарантирует перевозку пассажиров.
А как быть с имущественным и медицинским страхованием людей?

 

Самое интересное, что, по словам Геннадия Ткача, в Волгограде пока никто не взял ответственности за размещение таких альтернативных вокзалов.

Мы неоднократно интересовались в районной и городской администрациях вопросом правомочности выделения земли под работу вот таких «автовокзалов», – рассказывает Геннадий Григорьевич, – однако ясного ответа так и не получили: район ссылается на город, а там тоже утверждают, что и они такого разрешения не выдавали.

Нет ясности в размещении альтернативного автовокзала и под путепроводом. Правила дорожного движения категорически запрещают стоянку, остановку ТС под/над путепроводами. А на ул. Балонина именно в таком месте, где интенсивнейшее движение транспорта, организована не только стоянка микроавтобусов, но и посадочная платформа.

Наша доблестная ГИБДД и транспортная инспекция, – сокрушается директор Волгоградского объединения автостанций «Вокзал-авто» Г. Ткач, на это никак не реагируют, словно ПДД на отдельно взятой территории не действуют…

Здесь можно было бы упрекнуть руководителя государственного унитарного предприятия в предвзятости к альтернативным перевозчикам, фантазиях по поводу незаконной стоянки техники и находящейся там посадочной платформы. Правда, через пару минут после нашей встречи сомнения ушли прочь – под путепроводом у так называемого диспетчерского пункта одного из автоперевозчиков пассажиров дожидались автобусы нескольких маршрутов…

 Получается, что ПДД можно просто игнорировать или не замечать. Как этого не замечают ГИБДД, транспортная инспекция и вся чиновничья рать города-героя…

 

Валентин ОЖГО,

Москва – Волгоград – Москва

Фото автора