Презентация "Шведы выбирают газ"


 Автобусный завод «Скания-Питер» устроил в Москве презентацию автобуса Scania OmniLink на газовом топливе.

 

Российская столица стала вторым городом в СНГ, где новый пассажирский лайнер был представлен специалистам и прессе. Широкая публика, очевидно, сможет с ним познакомиться чуть позже, во время проведения специализированных транспортных выставок.  А собственно российская премьера машины прошла 28 октября 2005 года в Санкт-Петербурге, на церемонии подписания соглашения о проведении пробной эксплуатации между ООО «Скания-Питер», ООО «Лентрансгаз», комитетом по транспорту Администрации Санкт-Петербурга и ГУП «Пассажиравтотранс».

О самом 12-метровом городском автобусе Scania OmniLink с дизельным двигателем мы уже неоднократно рассказывали на страницах журнала. И потому об основных конструктивных особенностях повторяться не будем. Но вариант с системой CNG, работающей на сжатом природном газе, для российского рынка – новинка. А потому на него следует обратить особое внимание.

 

Эксплуатация ScaniaOmniLink в Австралии

Города

Поставка

Заказ

Канберра

 20 ед.

 25 ед.

Сидней  

 102 ед.

 -

Брисбейн

 150 ед.  

 100 ед.

Аделаида

6 ед.

130 ед. (к2007 г.)

ИТОГО

 278   

 255

 Сразу оговорюсь, что новый автобус первоначально будет эксплуатироваться в Санкт-Петербурге. А вот насколько эффективной окажется такая техника в условиях работы на маршруте, сегодня возьмутся сказать только представители завода. Транспортники же с выводами не спешат и прогнозы строить не намерены. Оно и неудивительно. Сейчас в северной столице стоимость газового топлива выросла на 40 %. При этом нужно иметь в виду, что затраты на топливо в предприятиях занимают не менее 35 % всех расходов. А много это или мало в масштабах города, можно судить на примере питерского предприятия «Пассажиравтотранс»: ежедневно оно расходует в день около одного миллиона рублей!

 

 Годовой эффект использования ScaniaOmniLink на газе

(данные завода ООО «Скания-Питер»)

Пробег автобуса в день, км

200

Пробег автобуса в год, км

72000

Расход топлива, л

28800

Стоимость топлива в год, руб.

469440

Экономия при использовании газа, руб.

275044

 

Кстати, кроме Северной Пальмиры городские лайнеры Scania трудятся в ряде других регионов России, скажем, в том же Кургане. Начальник отдела маркетинга и рекламы ООО «Скания-Питер» Наталья Соловьёва говорит, что там люди, стоя на остановке, нередко пропускают холодные отечественные автобусы с замёрзшими окнами и ждут шведские машины российской сборки с тёплым салоном. Думаете, преувеличение? А вы вспомните, как в советское время пассажиры нередко пропускали просторные, но очень холодные «Икарусы» и с удовольствием садились в тесные, но зато тёплые ЛАЗы.

Уместно заметить, что недавно в Тольятти проводился тендер на поставку машин для нужд пассажирского хозяйства города. В подготовленной документации был пункт, расписывавший требования к комфорту водительской кабины. А вот пункта, предписывающего обеспечить приемлемым микроклиматом пассажиров, там не оказалось. Не потому ли, что изначально прицел брался на российских производителей, нередко отделяющих водителя от пассажирского салона. А почему, собственно, сидящий за рулём должен чувствовать себя комфортнее других? Ведь есть современные автобусы вроде Scania, в которых на месте водителя микроклимат точно такой же, как в пассажирском салоне…

Как бы то ни было, заказы на шведские автобусы российского производства продолжают поступать. В том числе – и в газовом варианте. Сейчас, по словам директора по продажам и маркетингу ООО «Скания-Питер» Алексея Блинова, предприятие получило заказ на 10 городских «низкопольников» с газобаллонным оборудованием, и это только начало. Уже известно, например, что такая техника будет работать в одном из подразделений «Газпрома». А есть и желающие обновить парк за счёт смены старых машин на новые, и непременно – с газовым оборудованием.

Любопытно, что переводом коммерческой техники на газ и эксплуатацией пассажирских машин с таким оборудованием очень активно занимается Уральский регион. Здесь даже находились смельчаки, которые в своё время на собственный страх и риск, не имея фирменной сервисной поддержки, покупали и выпускали на линии газовые автобусы. Но практика отдельных хозяйств показала, что даже Scania, но с двигателем DAF, работающим на пропан-бутане, проигрывает новой модели. Что ни говори, а мотор, потребляющий в качестве топлива метан, надёжнее и долговечнее. Специалисты шведской компании уверяют, что ресурс такого силового агрегата составляет 2 млн км! Только вдумайтесь в эту цифру!

Подкупающе звучат и другие цифры, непосредственно связанные с эксплуатацией автобусов чисто российского производства и шведских лайнеров, собранных руками наших соотечественников. Открытые данные свидетельствуют о том, что коэффициент выхода на линию пассажирских машин российских марок составляет 0.73-0.74. У автобусов Scania OmniLink этот показатель равен 0.95-0.97. Другими словами, разница составляет около 20 автобусов на сотню. Объяснять транспортникам, что это такое, конечно, нет нужды.

 

 Справка

По состоянию на ноябрь 2005 года автобусный завод ООО «Скания-Питер» выпустил 250 автобусов: 240 единиц городской модели OmniLink и 10 единиц пригородной модели OmniLine. Всего за год планируется достичь рубежа в 300 готовых изделий. План 2006 года установлен на уровне 350 единиц. Поскольку проектная мощность предприятия составляет 400 автобусов, по достижении этой планки будет рассматриваться вопрос о строительстве нового завода на других производственных площадях.

 

 Ну, а теперь самое время поближе познакомиться с особенностями газовых «шведов». На новых машинах используются композитные газовые баллоны с алюминиевой облицовкой и покрытием из углеродного волокна. Баллонов четыре ёмкостью 320 л каждый. Заправка производится под давлением 200 бар. Ёмкости устанавливаются на верхней части крыши над передним мостом.

Установку газовых баллонов можно сочетать с устройством кондиционирования воздуха и/или кондиционером водителя. В стандартном варианте штуцер для медленной заправки находится в передней части автобуса. Но по индивидуальному заказу можно выбрать штуцер для быстрой заправки справа сзади. При этом время полной заправки составит около четырёх минут. Практикой доказано, что одной полной заправки баллонов хватает для пробега в городе на расстояние около 500 км.

Информация для эксплуатационников. Высота автобуса с газовыми баллонами и лотком составляет 3,47 м. Вес газовых баллонов и лотка – примерно 675 кг, плюс около 200 кг – газовое топливо. Таким образом, дополнительный вес составляет примерно 875 кг. За вычетом массы топливных баков с дизельным топливом (300 л, или 300 кг), получается дополнительных 575 кг.

 

Выбросы 9-литровых двигателей Scania

Тип 

ОС9 G02*

Евро-4

Евро-5

EEV

PM

0.00

-

-

0.02

NMHC

0.00

0.55

0.55

0.40

Метан

0.00

1.10

1.10

0.65

СО

0.20

4.00

4.00

3.00

NOx

1.78

3.50

2.00

2.00

 

Нелишне подчеркнуть, что базовый газовый двигатель точно такой же, как дизельный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха. На нём используется искровое зажигание, а степень сжатия составляет 12,5:1. Рабочий процесс обеспечивает сгорание бедной смеси. На автобусе стоит лямбда-зонд с каталитическим конвертером, отвечающим нормам Евро-5. Чтобы получить новый мотор, работающий на газе, к электрооборудованию базового двигателя нужно добавить проводку, а к самому двигателю – лямбда-зонд, датчик скорости и датчики давления и температуры. Но оговорюсь сразу: переделывать обычный дизельный вариант в газобаллонный нерентабельно. Специалистами подсчитано и проверено, и вердикт таков: овчинка выделки не стоит. Так что покупать лучше сразу заводской вариант. Такой, который способен работать как на природном газе, так и на  биогазе.

Отдельно хочется затронуть уровень безопасности, поскольку в российских условиях это особенно актуально. Комплектная газовая система построена в соответствии с требованиями ECE R110 и, по словам руководства компании,  в ближайшее время будет сертифицирована. Каждый баллон оборудован тремя термопредохранителями, которые открываются при температуре +110 °С для защиты баллонов от высокого давления в случае пожара. Каждый баллон имеет регулятор расхода, закрывающийся в случае поломки трубки во избежание утечки топлива. На всех баллонах предусмотрен магнитный клапан, который также закрывается, если двигатель останавливается или в случае обнаружения аварии датчиком столкновения. Более того, в моторном отсеке установлены пожарные датчики, способные в экстренной ситуации предупредить водителя о возгорании. Наконец, имеется невозвратный клапан для защиты заправочной трубы в передней части автобуса.

 

 Спецификация газового двигателя ScaniaОС9

 

Рабочий объём, л

9.00

Число цилиндров

6

Диаметр цилиндра, мм

115

Ход поршня, мм

144

Число клапанов на цилиндр

2

Объём масла, л

33 (L) 24 (K)

 

 

 

Спецификация газового двигателя ScaniaОС9 G02

Экологический класс

Евро-5 и EEV

Система регулирования подачи газа

Закрытый контур с лямбда-зондом

Макс. мощность, кВт (л. с.) при об/мин

191 (260) при 2000

Макс. крутящий момент, Н∙м (кгс) при об/мин

1100 (112) при 1000-1400

Мин. потребление топлива, г/кВтч*

 192

*При полной нагрузке          

 

Двигатель дизельного лайнера, как и простой дизель, сопрягается с автоматической 5-ступенчатой коробкой передач ZF 5HP 502C, с блокирующим устройством для обеспечения наиболее низкого уровня расхода топлива. В коробке применяется и встроенный гидравлический замедлитель. Эта коробка согласована с системой подачи топлива таким образом, чтобы обеспечить плавное переключение передач. И не только. Она настроена на мощное и плавное, без рывков, выполнение функций замедлителя и снижение уровня потребления природного горючего.

Несколько слов о приёмнике с фильтром NGV1. Его приемлемый температурный диапазон – от -40 °С до +120 °С.  Все детали изготовлены из нержавеющей стали, с фильтром и колпачком для защиты от пыли. Благодаря полированной внутренней аэродинамической конструкции приёмника TN1, вызываемая процессом заправки вибрация значительно снижается. При этом достигается максимальный поток прохождения газового топлива. Приёмник WEH TN1 оборудован встроенной системой обратного клапана, предназначенной для минимизации эффекта, оказываемого частицами грязи на уплотняющие компоненты. Он совместим со всеми «родными» насадками, а его встроенный фильтр для тонкой очистки топлива задерживает частички размером 50 микрон. Ценно и то, что во время дозаправки через такое устройство с использованием фирменных насадок отсутствует характерный неприятный шум.

Аналогичен по конструкции и эксплуатационным свойствам приёмник TN5 для дозаправки автобусов сжатым природным газом (CNG) на АЗС самообслуживания. Его диапазон давления такой же, как у вышеописанного изделия – 200; 260 и 390 бар. Он обеспечивает быструю заправку пассажирской машины без неприятного свиста. По некоторым оценкам, этот приёмник является очень надёжным устройством, сводящим техническое обслуживание к минимуму и существенно сокращающим время простоев.

Заложенные в автобусе конструктивные решения обеспечивают ему высокие потребительские свойства. В частности, он рассчитан на эксплуатацию с большими межсервисными интервалами. Они составляют 20 тыс. км при работе в городском режиме и 35 тыс. км в пригородном. Кстати, с 2006 года транспортники получат возможность заказывать газовый Scania OmniLink уже в рестайлинговом исполнении. Фэйслифт затронул изменение передней и задней «масок», в которых появилась обновлённая оптика.

Подводя итог первому знакомству с газовым «шведом» российской сборки, хочется отметить, что его появление на нашем рынке (а в перспективе – и на рынках наших соседей) вселяет оптимизм. Давайте посмотрим правде в глаза: только в Москве выброс токсичных веществ из выхлопных газов автомобилей составляет австрономическую величину – 8000 т. Из них 6000 т приходится на оксид углерода, 1300 т – на несгоревшие углеводороды и по меньшей мере 500 т – на оксид азота. Это тот смрад, который попадает в лёгкие москвичей и гостей столицы. Поэтому столичному мегаполису, как и другим крупным городам России, как воздух нужны экологически чистые автобусы. По крайней мере, на улицах городов, по которым будут грациозно катить газобаллонные Scania, атмосфера станет хоть чуточку чище.

 

Александр НИКОЛАЕВ