Выставки "Busworld-2005: автобусная Мекка"




Небольшой бельгийский город Кортрийк славен тем, что здесь раз в два года проводится крупнейшая в мире международная выставка автобусов Busworld. Осенью 2005 года она прошла уже в 18-й раз.

 

Рекорды

На этом самом престижном смотре пассажирского транспорта традиционно вручают приз «Автобус года», блещут предсерийными новинками и эксклюзивной техникой, собранной на заказ. Здесь принято заключать большие контракты, подписывать протоколы о намерениях, изучать потребительский спрос и делиться новостями. Неспроста сюда едут производители, транспортники, туроператоры не только из Европы, но также из Азии, Ближнего и Среднего Востока, Северной Америки. Все они в каком-то смысле превращаются в паломников, совершающих свой хадж.

История выставки начинается в 1971 году, когда Профессиональная Ассоциация операторов городских и туристических автобусов организовала в Западной Фландрии специализированный показ пассажирских машин. Идея была проста: консолидировать производителей и сделать регулярной в Европе крупнейшую выставку автобусов. В то время рынок автобусов был невелик: ежегодно выпускалось всего 32000 изделий. Но мысль создать демонстрационную площадку в качестве альтернативы IAA, проходящей в немецком Ганновере, нашла поддержку. В немалой степени благодаря тому, что проходят они в разное время: IAA – в чётные годы, а Busworld – в нечётные.

 

Традиционная «заставка» форума перед главным входом

 

Нынче наплыв специалистов и прессы в дни проведения Busworld такой, что мест в отелях не хватает, и приезжие вынуждены селиться в близлежащих городах и посёлках. В прошлый раз лично мне довелось жить примерно в 40 км от места проведения выставки, в небольшом и печально известном городке Ипре. Славен он тем, что в годы первой мировой войны там впервые было массово применено боевое отравляющее вещество – горчичный газ. Собственно, он и получил название иприт по названию местечка. Народу тогда полегло – тьма-тьмущая: если верить местным историкам, миллиона два, не меньше. В память о них благодарные потомки соорудили арку, на которой высечены имена всех погибших. И дух трагедии настолько пропитал здешние места, что Ипр, с его коричневыми домами и трубами котельных, при наступлении темноты вызывает невольную ассоциацию с крематорием… Вот поэтому в нынешнем году я поселился подальше и жил в Генте, что примерно за 50 км от выставки.

 

 

Статистика популярности выставки Busworld

 

1999

2001

2003 

2005

Общая площадь,           м2

30000

33000

37200

41600

Общее число экспонентов

193

240

270

315

- в том числе производители автобусов

35

40

46

48

- в том числе дилеров по запчастям

158

200

224

267

Всего посетителей     - в том числе из стран

20914

23943

24224

25236

Бенилюкса

8445

10461

н.д.

н.д.

- из других стран Европы и мира

12469

13482

н.д.

н.д.

Число стран(по посетителям)

78

98

105

107

 

 

Часть пассажирских машин «экспонировалась» вне экспозиции

 

В этом году Busworld побил все рекорды и по числу участников, и по масштабам представленной техники. Как и в прошлый раз, устроители выставки пристроили к комплексу Kortrijk xPo несколько временных павильонов. В них разместились производители аксессуаров, запчастей и сервисного оборудования. Интерес к ним проявляли по большей части специалисты и гимназисты местных учебных заведений. А вот собственно техника притягивала абсолютно всех. Да ещё как притягивала! Самыми неугомонными на выставке оказались представители Японии, Кореи и особенно – Китая. Они фиксировали всё происходящее на видеокамеры, а технику фотографировали в мельчайших подробностях, буквально до винтика. Откуда такое усердие – полагаю, объяснять не надо. Пройдёт немного времени, и такие же конструктивные и технические решения мы увидим, например, на технике из Поднебесной. Причём не где-нибудь, а на наших родных просторах. Зачем изобретать то, что уже придумано до них?! Вот подсмотреть – другое дело!

Выставка работала с 21 по 26 октября, с 10 до 19 часов, но рядовые посетители были допущены на её территорию только 23 числа. А в самом начале с техникой знакомились специалисты-транспортники, пишущая и снимающая гвардия. Стоимость входа была обычной для европейских форумов – 10 евро в день или 50 евро на все 6 дней.

 


На улице можно было встретить и новейшие модели производства Irisbus…

 

 


 …и заслуженных «ветеранов» вроде дабл-деккера Van Hool

 

Награды-2006

В этом году паломничество в автобусную Мекку началось как-то обыденно, без лишней помпезности. Вслед за короткой церемонией официального открытия выставки состоялось вручение приза Coach of the Year 2006. Кстати, конкурс «Автобус года» проводится с 1989-го. Вслед за его результатами были оглашены итоги традиционной «Европейской недели автобусов» ECW (European Coach Week).

Все ждали интриги, подобной той, что разыгралась в 2003 году. Напомню: тогда получилось как в фигурном катании с российской и канадской парой, которым вручили два комплекта золотых медалей на зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Тогда впервые за многолетнюю практику награждались сразу два туристических лайнера: MAN Lion’s Star и Scania Irizar PB. Прецедент был создан, и многие ожидали, что история с Coach of the Year повторится и на этот раз. Но пессимисты были разочарованы: награду получил только один автобус. Его название – Neoplan Starliner SHD.

- Мы необычайно рады тому, что новый Neoplan Starliner был выбран «Автобусом 2006 года», – заявил Йоахим Райнмут, председатель правления NEOMAN Bus GmbH. – Благодаря этому необыкновенному автобусу мы получили возможность представить нашим клиентам на последней выставке IAA Nutzfahrzeuge туристический лайнер, являющийся полностью новой разработкой и  далеко выходящий за рамки обычного. То, что теперь он выбран «Автобусом года», подтверждает правильность нашей стратегии на создание продукции класса Premium «Made in Germany» и наполняет нас гордостью.

 

Neoplan Starliner примерял корону «Автобуса 2006 года»

 

Члены жюри во главе со Стюартом Йонесом были восхищены общей концепцией Neoplan Starliner, что, в конце концов, и повлияло на их решение. При этом особую роль, в соответствии с ожиданиями, сыграл необычный дизайн «Sharp cut» этого туристического автобуса класса Премиум. В день передачи награды на главной европейской выставке Busworld он был представлен новой короткой версией длиной 12,99 м с 480-сильным двигателем  MAN D2876 Common Rail и 12-ступенчатой автоматической коробкой передач TipMatic. Эта машина на метр короче той, что была показана годом ранее в Ганновере. Своё решение жюри обосновало «более чем необычным впечатлением от автобуса как снаружи, так и изнутри».

Особо подчёркивался уровень безопасности, которым обладает новый лайнер. Это касается как конструкции каркаса кузова и применяемых материалов, так и современных устройств. В числе последних – система курсовой устойчивости ESP, антиблокировочная система тормозов ABS второго поколения, так называемый адаптивный круиз-контроль ACC и система контроля рядности движения в заданной полосе LGS. В 5-звёздном исполнении лайнер предоставляет пассажирам 46 комфортабельных мест, а в 4-звёздном, с расстоянием между креслами 830 мм – уже 50 мест. К услугам путешественников – и 13-кубовый багажный отсек.

Было  также отмечено «художественное конструирование со страстью»  во всём, что нашло выражение в точных замечаниях членов жюри о «качествах звезды» и «wow-эффекте». Особо подчёркнут тот факт, что Neoplan вновь «вдохнул жизнь» в панорамное остекление по краю крыши 50-х годов, что рассматривалось в качестве особого знака повышенного комфорта для пассажиров-туристов.  Другими положительными критериями оценки послужили плавный ход, совершенная в техническом плане  адаптация трансмиссии MAN, а также низкий уровень шумов потоков воздуха при движении автобуса. Комфортабельные сиденья пассажиров и продуманное рабочее место водителя явились теми преимуществами, которые удачно завершили положительное впечатление, создаваемое  этим люксовым лайнером.

 

 

Лидеры продаж автобусов 2004 года

Регион

Лидер рынка

Ближайший конкурент

Западная Европа

28 %, Mercedes-Benz, Setra

19 %, Irisbus

Латинская Америка

54 %, Mercedes-Benz

24 %, Volkswagen

Азия (Япония)

30 %, Fuso

24 %, Hino


 

 

Качество Neoplan

Starliner был главным, но не единственным экспонатом на стенде Neoplan. Рядом с ним красовался «свежевыпеченный» Trendliner UC с новой длиной кузова, повышенным уровнем комфорта и увеличенным полезным пространством. Честь бренда защищал экономичный Tourliner по привлекательной для европейских туроператоров цене. Эта модель, как нетрудно догадаться, стала ответом фирмы на ход земляков-конкурентов, вовремя нащупавших перспективную рыночную нишу. Своеобразным раздражителем для других производителей служил грациозный Skyliner. Этот красавец – для тех, кто знает толк в туристическом бизнесе. Наконец, Cityliner HC был представлен специальной лимитированной серией «Edition 2006». Практически каждый из перечисленных экспонатов заслуживает отдельного, детального рассказа. Но времени и места на это сейчас нет, а потому – галопом по Европам!

 

Skyliner выставлялся рядом с флагманом и, очевидно, неспроста…

 

Как и «старший брат», получивший титул, междугородный Trendliner UC предстал в укороченной версии длиной 13,01 м. Он занял промежуточное положение между самой короткой модификацией U длиной 12,25 м и самой «вытянутой» UL размером 13,90 м. Выставленная на всеобщее обозрение  модель N 3516 UC N была оснащена экономичным мановским двигателем мощностью 360 л. с. и 6-ступенчатой «механикой». Пассажировместимость лайнера – 63 человека, объём багажного отделения – 6,4 м3.

Неотразимый Cityliner HC длиной 12,84 м выпустили ограниченной серией «Edition 2006» неспроста: тем самым компания сделала подарок себе, любимой, и своим клиентам к 35-летию марки. Кстати, к 30-летию бренда, в 2001 году, был произведён фэйслифт. А теперь, когда на конвейере уже пятое поколение этой удачной модели, решено было «ни в чём себе не отказывать». Лайнер на 50 пассажирских мест комплектуется 520-литровым топливным баком и имеет приличную автономность хода. Из технических изысков следует отметить ксеноновые передние фары.

 

Львиное семейство

Модельный ряд MAN тоже пополнился и обновился. Это касается моделей Lion’s Regio для региональных перевозок, Lion’s City с низким уровнем пола для города и Lion’s City T для пригорода.

Городской трёхдверный Lion’s City длиной 12 м и полной массой 18000 кг многим транспортникам уже знаком. Но на этот раз его показали с силовой установкой, работающей на природном газе и соответствующей уровню норм Евро-5. Уместно напомнить, что MAN является пионером в массовом создании серийных машин с газовыми двигателями – в настоящее время по всему миру колесит более 2500 таких автобусов. Они эксплуатируются, например, в Анкаре, Брисбоне и Хельсинборге.

Выставочный экземпляр был укомплектован «родным» 12-литровым 245-сильным двигателем и 5-ступенчатой автоматической коробкой передач Voith. В баллонах из композитного материала с алюминиевой оболочкой суммарным объёмом 1280 л газ находится под давлением 200 бар. Двухдверный кузов предоставляет пассажирам 31 сидячее место и 53 стоячих. Кстати, для модели Lion’s City теперь предлагается новый 6-цилиндровый горизонтальный рядный двигатель рабочим объёмом 10,5 л. Его максимальная мощность – 270 л. с. при 1900 об/мин, а пик крутящего момента в 1250 Н∙м достижим при очень низких оборотах – в пределах 1000-1400 об/мин.

 


Шильдик MAN пусть вас не смущает – это лишь маркировка двигателя

 

 


И здесь такая же история: этот продукт – не немецкого производства

 

Другой «львёнок», Lion’s City Т, был представлен в качестве своеобразного пробного шара. Производитель хотел выяснить, насколько живым окажется реальный покупательский интерес к машине, специально созданной для пригородных и междугородных перевозок пассажиров. Двухдверный 12-метровый автобус рассчитан на 36 мест, а при трёхдверном исполнении – на 32 места. Вариант Lion’s City TU при двух дверях может предложить кресла уже 40 пассажирам. Выбор двигателей невелик, зато оптимален: 240 или 280 л. с. Выставочный экземпляр был 280-сильным, а его салон имел 38 сидений. Машина интересна также тем, что её межсервисный интервал увеличен до 60 тыс. км.

 

 Продажи автобусов в 2003 году (данные DaimlerChrysler)

Марка

Продано, тыс. шт.

Доля рынка, %

DaimlerChrysler*

27.5

14.9

Kinglong

 13.3

7.2

Zhengzhou Yutong

13.1

7.1

TATA

12.4

6.7

Ashok Leyland

12.1

6.6

Dongfeng

10.2

5.5

FAW

9.9

5.4

Volvo

7.8

4.2

Hyundai

7.0

3.8

NEOMAN**

6.3

3.4

Irisbus***

5.7

3.1

Scania

4.9

2.7

* DaimlerChrysler без 1618 ед. в Китае, проданных JV YBL

** NEOMAN, не считая 900 ед., собранных в Китае на JV Lion’s Bus Ltd.

***Irisbus без 4593 ед., собранных в Китае на JV CBC-IVECO                      

 

 

Звёздная россыпь

Автобусное бизнес-направление компании DaimlerChrysler осталось верно своим традициям и амбициям и провело пышную презентацию новинок на своём стенде площадью около 3000 м2. А показать профессионалам было что. Например, городские и междугородные Mercedes-Benz Citaro LE и Citaro LE U в исполнении Low Entry; туристический Mercedes-Benz Travego M и Travego L с увеличенной высотой салона; междугородные Setra S 415 UL и S 417 UL нового семейства MultiClass 400. Всего на стенде компании находилось шесть автобусов Mercedes-Benz и семь Setra. Кроме того, несколько машин располагались на улице, и на них можно было совершить пробную поездку.

Гостеприимство у DaimlerChrysler всегда пишется с большой буквы, но на этот раз оно было подчёркнутым: в течение всей выставки для покупателей автобусов Mercedes-Benz вечером была открыта клубная гостиная на вилле Альба. Там новоявленные хозяева машин с трёхлучевой звездой могли отдохнуть от выставочной суеты в непринуждённой обстановке… Остальным предлагалось посетить хлебосольный стенд.

После рестайлинга Mercedes-Benz Travego стал ещё более подтянутым и привлекательным. Он получил по-новому оформленную облицовку передней части, новый дизайн бамперов с интегрированными противотуманными фарами, новые фары головного света. У него иначе акцентирована боковая линия, более широкий передний вход и новые боковые габаритные огни на светодиодах. Установка для кондиционирования воздуха встроена в крышу более органично; она плавно переходит в усовершенствованную заднюю часть кузова. На корме тоже заметны перемены: округлённые задние фонари вытянутой формы получили элегантные вставки красного цвета. В продаже он представлен в двух исполнениях (Fashion и Flair) и в трёх вариантах длины: 12,4 м (Travego), 12,96 м (Travego М) и 13,99 м (Travego L). Для него предназначены два 6- и 8-цилиндровых двигателя Евро-4 мощностью 428 и 476 л. с. соответственно.

 

 

В Travego L длиной 13,99 м для водителя и гида места стало на 140 мм больше

 

Новый Travego получил усовершенствованную электронику на базе испытанного, гибко программируемого управления (FPS). В напряжённой работе водителя ему помогают: ABS (антиблокировочная тормозная система), ASR (противобуксовочная система), EBS (тормозная система с электронным управлением), BA (ассистент торможения), ESP (электронная система стабилизации курсовой устойчивости). Они дополнены современными системами-ассистентами: ART (система регулирования дистанции), DBL (ограничитель тормоза-замедлителя), SPA (ассистент дорожной полосы).

Важные детали для туроператоров: новый лайнер сохранил внешнюю ширину в 2,55 м и высоту салона в 2,10 м. А для транспортников привлекательнее другая информация: по сравнению с моделью-предшественником новый Travego позволяет снизить вес до 300 кг. Увеличенная таким образом полезная нагрузка и уменьшение потребления топлива делают автобус более рентабельным.

Выпуском Mercedes-Benz Citaro Low Entry компания создала абсолютно новый сегмент продукции. Смешанная конструкция с областью низкого уровня пола до зоны за средней входной дверью обеспечивает наличие свободного пространства для стоячих мест, а высокий пол в задней части позволяет разместить много сдвоенных сидений. Благодаря просторному салону в хвостовой части можно без проблем установить удобное в обслуживании оборудование. Примечательно, что автобус сделан по модульному принципу. Внешние кузовные панели взяты от городской модели Citaro; каркас кузова, двигатель, коробка передач и ведущий мост – от междугороднего Integro и туристического автобуса с высоким полом Travego RH. Это позволяет использовать проверенные временем и дорогами решения, а также даёт шанс строить любые варианты для конкретных запросов клиентов.

 

12-метровый Citaro LE открыл новый сегмент продукции DaimlerChrysler

 

Новинкой в автобусе является ветровое стекло Opticool, уменьшающее теплоотдачу и потерю энергии, в сравнении с ранее применявшимся аналогом, на 10 %. Но ещё интереснее – передний мост с независимой подвеской колёс. В настоящее время это единственный европейский серийный городской автобус, который обладает такой отличительной чертой. Крыша Citaro LE из стеклопластика увеличена на 310 мм от середины автобуса. Внутри ласкает глаз дугообразное оформление потолка, создающее гармоничный переход от передней части с низким полом к более высокой корме. Площадки высотой до 200 мм и поднятый уровень пола обеспечивают однородное расположение кресел – пассажиры могут сидеть лицом по ходу движения. При этом подъём сидений равномерный, как в театре.

Новый «горожанин» длиной 12 м можно заказать в двух- или трёхдверном исполнении. А вот модификации для междугородных перевозок – 12-метровый Citaro LE U и 13,1-метровый Citaro LE MU поставляются только с двумя входными дверями. Правда, при этом можно установить двухстворчатую переднюю входную дверь, которая в городском автобусе является серийным оснащением. В зависимости от количества сидений и дверей «город» предлагает 85-91 пассажирских мест, «межгород» – от 65 до 80 мест. Для Citaro LE приготовлены два 6-цилиндровых рядных дизельных двигателя: мощностью 299 или 354 л. с. С середины 2007 года к ним добавится ещё один силовой агрегат, уже с отдачей в 286 л. с.

  Большой интерес вызвала мировая премьера новой серии рейсовых автобусов для междугородных перевозок MultiClass 400 от Setra. Это третий модельный ряд производителя, в дополнение к двум существующим TopClass ComfortClass. Производство серии стартует весной 2006 года с модели Setra S 415 UL длиной 12,2 м, а затем на конвейере появится Setra S 417 UL длиной 14,05 м. Машина пришла на смену предшествующей 300-й серии, хотя отличий у неё существенно больше, чем смена индекса или рестайлинг.

Важно отметить, что были приняты меры по оптимизации веса, что дало экономию примерно в 200 кг. Фронтальная панель теперь изготовлена из полимера, не подверженного коррозии. Салон получил новое освещение и увеличенные по вместимости багажные полки. В конструкции использованы более долговечные материалы и компоненты, что наряду с увеличенными интервалами техобслуживания сделало лайнер более привлекательным для клиентов.

Выбор моторов пока невелик: базовой является 300-сильная рядная «шестёрка». А вот для модели S 417 UL предусмотрен дополнительный вариант в виде двигателя мощностью 354 или 408 л. с. Во всех моделях используется мерседесовская 6-ступенчатая коробка передач GO 190. А с конца 2006 года в распоряжении заказчиков окажется и полностью автоматическая трансмиссия EPS 3.

 


 

 

Регистрация новых автобусов в Германии в I полугодии 2005 года

Производитель

Июль 2005

Январь-июль 2005

Рост, %

Bova 

21

178

6.0

DaimlerChrysler

37

392

13.2

EvoBus (Mercedes-Benz)

106

742

25.1

EvoBus (Setra)

38

452

15.3

Irisbus

1

44

1.5

MAN Nutzfahrzeuge

43

355

12.0

Neoplan Bus

44

286

9.7

Solaris

27

109

3.7

TemSA

4

38

1.3

Volvo  

6

42

1.4


 

 

Очередной «китаец»

Нашествие производителей автобусов из Поднебесной, предпринятое в последние годы, активно продолжается. Теперь в ход пошла «крупная артиллерия» – в Европу официально выходит крупнейшая в Китае компания по выпуску городских, пригородных, междугородных и туристических лайнеров King Long. Основанная в 1988 году, она быстро расширила модельный ряд и теперь производит автобусы пяти классов длиной от 6 до 13 м, в одно-; полутора- и двухэтажном исполнениях. Общее количество моделей превысило 50. Словом, ассортимент на любой вкус. Площадь завода составляет 200.000 м2. В настоящее время на предприятии работают 1800 человек, из которых 400 – инженерный состав.

 


Sunsundegui Sideral с мотором Volvo – тоже не «европеец»

 

Только для некоторых европейцев название King Long кажется новым и незнакомым. На самом деле компании принадлежит титул «Топ-бренд Китая». Кроме того, по рейтингу он входит в число 500 крупнейших торговых марок всего мира. Годовой объём компании составляет 13000 автобусов среднего и большого классов. При этом в технике данной марки используется много комплектующих буквально со всего мира. Например, в Германии фирма сотрудничает с компаниями MAN и ZF, в Америке – с Cummins, Dana и Neway, во Франции – с Telma, в Японии – с Nissan, Hino и Mitsubishi. Неудивительно, что продукция King Long востребована не только у себя на родине. Автобусы данной марки продаются в Сингапуре и Филиппинах, Индии и Саудовской Аравии, Ираке и Ливане, Сирии и Мальте, Болгарии и Барбадосе, Гонконге и Макао.

Любопытно, что накануне открытия Busworld транспортный журнал EuroBus поместил статью «Долгий путь в Европу», в которой рассказал, что дорогу к сердцам потребителей Старого Света восточный производитель начал через небольшое государство – Мальту. Первую отгрузку из 147 автобусов фирма осуществила ещё в 1990 году. С тех пор на остров регулярно отправляются китайские машины для перевозки пассажиров. Например, в июне 2001-го сюда отправили партию новой модели с индексом 6113, а в июне 2005 года  было продано ещё 84 городских автобуса.

На нынешней выставке дебют фирмы оказался скомканным: у представителей King Long не нашлось даже визиток. А информацию о своей продукции они раздавали «дедовским» способом – в буклетах. В то время как европейские производители стремятся обеспечить заинтересованных лиц пресс-папками, фотографиями или, на худой конец, информацией на CD-дисках.

 


Marcopolo привёз много новинок. Одна из них – Viaggio 370…

 


 …а другая – Ideale 770

 

Made by Sweden

Как всегда солидно были представлены шведские бренды.

Сообладатель титула «Автобус 2005 года», компания Scania представила новую корпоративную стратегию, поговорить о которой будет отдельный повод. А пока она сконцентрировала внимание клиентов на своих новинках. В их числе оказались: новая трёхосная модель Irizar PB серии К с 420-сильным двигателем Scania EGR Евро-4 для междугородных линий и туристических поездок, машины серий K и N для городских линий и пригородного сообщения и собственно моторы, отвечающие грядущим экологическим стандартам. В числе последних – и новый 9-литровый двигатель формата Евро-5 мощностью 230, 270 или 310 л. с., комбинируемый с автоматической трансмиссией.

 

 

Автобусные двигатели Scania

Модель Экологич.            Рабочий                Макс.                     Крутящий            Технология         Начало 

стандарт               объём, л               мощность, л. с.   момент, Н∙м                                       продаж

230              Евро-3                   9.0                          230                         1100

                Евро-4                   9.0                          230                         1050                       EGR                        ноябрь 2005 г.

260         Евро-3                   9.0                          260                         1250

270         Евро-4                   9.0                          270                         1250                       EGR                        ноябрь 2005 г.

                Евро-5                 9.0                          270                         1250                       EGR                        с 2006 г.

300         Евро-3                     9.0                          300                         1400

310         Евро-4                     9.0                          310                         1550                       EGR                        ноябрь 2005 г.

340         Евро-3                   11.0                        340                         1600

                Евро-4                 12.0                        340                         1700                       EGR                        ноябрь 2005 г.

380         Евро-3                   11.0                        380                         1800

                Евро-4                 12.0                        380                         1900                       EGR                        ноябрь 2005 г.

420         Евро-3                   12.0                        420                         2000

                Евро-4                   12.0                        420                         2100                       EGR                       

                                                                           Turbocompound

 

 

После расширения модельного ряда линейка городских и пригородных автобусов Scania выглядит так: N230, K230, N270, K270, N310, K310. Серия N представлена пассажирскими машинами длиной 10,7 или 12,0 м, к которым чуть позже добавится двухэтажный лайнер и сочленённик габаритной длиной 18 м. Серия К объединяет двухосные одиночные автобусы длиной 10,7 или 12 м, а также трёхосные длиной от 13,7 до 15,0 м. И если Irizar PB остался по дизайну без изменений, то OmniLink претерпел лёгкую доводку. У него сменилась передняя маска, после чего европейцы называют его не иначе, как «улыбчивый автобус». И впрямь круглые передние фары в выделенной полоске цвета, контрастирующего с цветом кузова, вызывают ассоциацию с дружелюбной улыбкой. А вот плоские задние фонари, сделавшись круглыми, получили пластиковые «очки». Не знаю, как кому, а мне прежние нравились больше.

 

Кузовная стилистика Jonckheere воистину безупречна

 

На своём стенде Volvo Bus умудрилось поставить четыре автобуса (не считая уличной экспозиции рядом с павильоном), в числе которых были низкопольные 8700 Low Entry в соло- и «гармошечной» версиях, 34-местный 9700 Prestige Plus и 48-местный 9700 для рынка Швейцарии. Другие новинки компании – газовый двигатель G9A рабочим объёмом 9,4 л мощностью 260 или 300 л. с., 12-литровый DH12E и 9-литровый D9B. Кроме того, посетители увидели технологию SCR, позволяющую выполнять нормы Евро-4 и Евро-5, а также автоматическую коробку передач второго поколения I-Shift.

 

На данном «вольвешнике» можно было совершить тест-драйв

 

Паны представляют…

Польский Solaris хотя и занимал небольшую площадь, но притягивал посетителей как магнитом. Интригой были не только новые модели автобуса и троллейбуса, статистические данные по продажам в Европе, но и смена фирменного стиля, в частности, в написании названий базовых серий. В общем, пищи для проявления любопытства оказалось предостаточно.

 

 

Доходы Solaris Bus & Coach (млнЕвро)

Год

Доход

2002

55,06

2003

59,88

2004

102,07

2005(прогноз)

171,25

Динамика развития этой компании численностью 1050 человек настолько стремительна, что некоторых производителей она заставляет серьёзно волноваться. Об этом красноречиво говорят статистические данные, в частности, по экспорту готовой продукции. Если в 2001 году Solaris поставил за рубеж всего 55 единиц техники, то спустя год – уже 126, а ещё двумя годами позже – 366. В нынешнем году, по предварительным оценкам, объём экспорта должен вырасти до 550 пассажирских машин.

Большой интерес к польским машинам в Германии объясняется просто: в минувшем году был выигран тендер на поставку автобусов крупной берлинской транспортной компании. Согласно контракту в 2005 году заказчику будет поставлено 130 единиц Solaris Urbino 18, плюс столько же в 2006-м и 2007-м гг.

 

Solaris Vacanca не принадлежит к числу новичков, но вызывает восхищение

 

 

Экспортные поставки SolarisBus & Coachв 2004 году

Страна

Отгрузка, шт.

Эстония

8

Словакия

11

Франция

12

Венгрия 

16

Италия

26

Чехия

30

Литва

30

Швейцария

42

Латвия

81

Германия

110


 

Автобусы Solaris, эксплуатирующиеся в Европе

Страна

Число, шт.

Польша

1203

Германия

312

Латвия

241

Чехия 

95

Италия

93

Литва

85

Швейцария

69

Словакия

39

Венгрия

25

Франция

23

Эстония

23

Швеция

3

Мальта

3

Австрия

2

Румыния

1

ВСЕГО

2217


 

 

Urbino 12 – самый свежий посланник Польши

 

Польский производитель активно участвует во всех крупных европейских выставках. И в нынешнем году ему нашлось чем блеснуть перед конкурентами и деловыми партнёрами. Специалистам было предложено ознакомиться с Solaris Urbino III. Как следует из индекса, эта модель уже третьего поколения. Она стала на поток в 1999 году и с тех пор выпускается в версиях длиной 10; 12; 15 и 18 м. Пригнанный в Кортрийк 12-метровый автобус на 31 посадочное место был укомплектован вертикальным 6-цилиндровым рядным двигателем DAF Евро-4 мощностью 310 л. с. и коробкой передач Voith. Кроме этой версии есть низкопольная, с обозначением Low Entry. Она оснащается мотором DAF Евро-3 и рассчитана на 33 сидячих места.

Рядом с автобусом на время выставки в павильоне припарковался троллейбус Solaris Trollino 12 III. Этот электрифицированный «двойник» выпускается в 12-; 15- и 18-метровом исполнении. Самый короткий, представленный на стенде, оборудован 34 пассажирскими креслами. По мнению главы компании Криштофа Ольшевски, за таким транспортом – будущее.

 

Турция далеко?.. – Турция – рядом!

Очень солидно подготовилась к выставке компания TemSA. Мало того, что она заняла одно из лучших мест в залах комплекса Kortrijk Xpo, так ещё устроила целую россыпь из новых моделей, подкрепив их показ добротным пиаром. Информация, подарки и сувениры с фирменной символикой лились как из рога изобилия, и любой посетитель на стенде всегда был желанным гостем. С таким подходом производитель далеко пойдёт, ведь его «земляки»-конкуренты выглядели очень бледно и неубедительно. Браво, TemSA!

На выставке Busworld удивительно красивый туристический Diamond смотрелся выигрышнее, чем на прошлогодней IAA, хотя там он экспонировался под открытым небом. Оригинальный трёхосный лайнер, созданный гением бывшего неоплановского дизайнера Боба Ли, затмевал собой многие экспонаты. Причём не только те, что находились по соседству. Этот красавец выпускается в двух модификациях – Diamond 13 длиной 12,99 м и Diamond 14 длиной 13, 975 м. Его комплектация предусматривает несколько уровней исполнения по комфорту, начиная от трёхзвёздного на 59 или 55 мест, четырёхзвёздного на 54, 52 или 50 мест и заканчивая люксовым пятизвёздным на 50 или 46 мест. Мотор для любой комплектации один – мановский, Евро-3, мощностью 460 л. с.

 

 

Diamond без натяжки можно назвать бриллиантом – настолько он хорош

 

Два варианта исполнения по длине имеет и Safari HD. Это уже четвёртая серьёзная вариация на тему одной и той же модели, нашедшей спрос далеко за пределами Турции. Причём специальные версии (вроде почтового Post Bus) – не в счёт. Новый Safari HD 12 длиной 12,2 м рассчитан на 53 пассажира, а 12,8-метровый Safari HD 13 – на 55 пассажиров. Короткая модификация снабжается 380-сильным мотором DAF, а длинная – таким же, плюс двигателем мощностью 428 л. с. того же производителя.

 


Символика в честь юбилейного, тысячного автобуса турецкого производителя

 

 

Развитие модельного ряда автобусов TemSA

Год

Модель

2000

Safir, Samba

2001

Safari

2002

Euro Safari

2003

Safari Intercity

2004

Opalin 8, Opalin 9, Diamond

2005

Tourmalin, Safari HD


 

 

Приятно отметить, что к расширению модельного ряда компании причастны и российские бизнесмены. Когда в Российскую Федерацию стали поступать первые экземпляры Opalin 8, отечественные предприниматели быстро сформулировали свои пожелания к этому автобусу и передали их на завод. Видя очевидную выгоду, турецкие специалисты оперативно отреагировали на замечания и удовлетворили запрос в полном объёме. В итоге колёсная база и общая длина выросли на 763 мм, высота (с установленным на крыше кондиционером) – на 27 мм. Объём багажных отсеков увеличился с 5,0 до 5,8 м3. Четырёхцилиндровый рядный двигатель MAN с отдачей в 180 сил уступил место 6-цилиндровому 220-сильному рядному мотору немецкого производителя. На колёсах появились шины с рисунком протектора, на 30 мм шире предшествующей модели. Топливный бак объёмом 150 л «ушёл в отставку», а его место заняла 210-литровая ёмкость. Индекс модели поменялся на Opalin 9. Примечательно, что теперь эта модель предлагается не только российским, но и европейским перевозчикам.

 

Новая звезда TemSA по имени Tourmalin

 

Любопытную спецификацию имеет впервые представленный потребителям Tourmalin. Он тоже задуман в двух версиях – 12-метровой (Tourmalin 12) и 12,8-метровой (Tourmalin 13). Двигатель у них одинаковый – 310-сильный DAF, коробка передач и основные узлы – тоже. А вот потребительские свойства – разные. «Двенадцатый» Tourmalin рассчитан на перевозку 59 пассажиров с багажом объёмом до 4 м3, а «тринадцатый» – на доставку 63 человек, к услугам которых багажные отсеки объёмом 5 м3.

 

Особое место, как всегда, занимали «кузовщики»

 

Из крупных производителей автобусов новинками блеснули также Irisbus, Van Hool, VDL. Множество новинок не поленились привезти на Busworld десятки кузовных ателье, дизайн-студий и частных мастерских. Но как нельзя в один присест съесть все блюда на званом обеде, так и невозможно за раз охватить мир пассажирских машин, представленных в Кортрийке. А потому к обзору крупнейшей в мире выставки автобусов мы непременно вернёмся, но – уже в следующем году. До встречи!

 



Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора