Выставки "Грузовой RAI в Амстердаме"


 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Больше недели выставочный комплекс RAI в столице Голландии был главным тусовочным местом тракеров всего мира. С 13 по 22 октября 2005 года здесь проходила The European Road Transport Show 2005 – Европейская выставка дорожного транспорта-2005.


Масштабы

Проводящаяся в нечётные годы, эта выставка устраивается уже более полувека – с 1948 года. В этом году она прошла уже в 28-й раз. Но до недавних пор её статус был, образно говоря, “местечковый”. И лишь с 2003 года, когда RAI получил статус международной выставки класса А и был внесён в официальный календарь OICA (Международная организация производителей автомобилей), он заметно подрос. Салон изменил время проведения (вместо конца зимы стал проходить в середине осени), он начал официально чередоваться с крупнейшим автосалоном IAA в немецком Ганновере. Теперь, как и “старший брат”, этот салон коммерческого транспорта собирает участников и гостей раз в два года.

Девизом нынешнего “бала грузовиков” стал короткий слоган “Smart Solutions. Solid Solutions”, что переводится как “Умные решения. Твёрдые решения”. Для профессионалов транспортного бизнеса это и есть кредо предпринимательства – принимать взвешенные, хорошо обдуманные решения и быть уверенным в их своевременном воплощении в жизнь.

Впрочем, кроме непосредственно грузового транспорта на Европейской выставке дорожного транспорта в Амстердаме широко экспонируются прицепы и полуприцепы, надстройки и кузова, комплектующие и аксессуары, но охватить их одним обзором просто нереально. А потому сегодня поговорим только о грузовиках и “братьях их меньших” – фургонах. Что ни говори, и те, и другие составляют костяк коммерческого транспорта.

 


 

RAI-2003 в цифрах

Общая площадь

 61556 м2

Полезная площадь

 61556 м2

Арендованная площадь

61556 м2

Число экспонентов

 333

Участники из Голландии

298

Иностранные участники

35

Всего посетителей 

141794

Посетителей из Голландии

119343

Иностранных гостей

22451

 

Король грузовиков-2006

Как всегда, большой интерес специалистов был прикован к итогам конкурса Truck of the Year (“Грузовик года”), который официально проводится с 1977 года. Ожидалось, что плотная борьба развернётся между новым Renault Magnum и IVECO Trakker. Однако большинство ведущих журналистов специализированной транспортной прессы из 19 европейских стран проголосовали за MAN TGL. Кстати, компания MAN Nutzfahrzeuge стала первым производителем грузовиков, которому Международное жюри присудило эту награду в шестой раз.

 

MAN TGL завоевал для фирмы шестую корону

 

Итогиконкурса Truck of the Year’2006

Модель автомобиля 

Баллы жюри

MAN TGL

94

IVECO Trakker

39

Mercedes-Benz Atego

33

Renault Magnum 

22

Mercedes-Benz Axor

15

Mitsubishi Canter 

11


 

 

 

Победы MAN вконкурсе Truck of the Year

Год 

Модель грузовика

1978

MAN 19.280

1980

MAN 19.321

1987

MAN F90

1995

MAN F2000

2001

MAN TGA

2006

 MAN TGL

Чем интересен король грузовиков 2006 года? Многим. Например, тем, что MAN TGL является представителем лёгкого конструктивного ряда Trucknology Generation. Он отвечает современным требованиям европейских перевозчиков и пришёл на смену L2000, который выпускается в австрийском городе Штайр. До осени следующего года обе модели будут стоять на конвейере, после чего производство старой версии прекратится. Кстати, после TGA грузовик TGL стал вторым представителем поколения Trucknology Generation, получающим престижный трофей Truck of the Year.

В титулованном MAN TGL действительно много достоинств. Это и комфортабельная кабина от флагманского MAN TGA, и новые двигатели серии D08, и автоматизированная коробка передач производства ZF. И кроме городских и региональных перевозок автомобиль способен брать на себя функции “дальнобойщика”. Для этого даже предусмотрена модификация со “спальником” и высокой крышей. Неудивительно, что коллеги во главе с председателем жюри конкурса, британским журналистом Энди Салтером отдали предпочтение именно машинам этого класса – полной массой от 7,5 до 12 т. “Монстры”, как говорится, отдыхают…

 

Продажи коммерческих автомобилей в 2004 году (%)

Категория

Лидер рынка

Ближайший конкурент

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

Грузовики  

 22, Mercedes-Benz

15, MAN  

Фургоны

18, Mercedes-Benz

14, Volkswagen

Автобусы

   28, Mercedes-Benz, Setra

19, Irisbus

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА (БРАЗИЛИЯ)

Грузовики

32, Volkswagen

 31, Mercedes-Benz

Фургоны  

25, FIAT  

24, Mercedes-Benz

Автобусы

54, Mercedes-Benz

24, Volkswagen

АЗИЯ (ЯПОНИЯ)

Грузовики    

 30, Isuzu 

27, Fuso

Автобусы

30, Fuso 

 24, Hino

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Класс 5-7

29, Navistar  

 25, Freightliner, Sterling

Класс 8

35, Freightliner, Sterling

25, Paccar Western Star


 

 

FIAT Doblo теперь в “дамках”

Фэйслифт, сделанный фургону FIAT Doblo Cargo турецкими производителями, явно пошёл ему на пользу. По крайней мере, члены жюри международного конкурса Van of the Year во главе с голландцем Питером Виеманом, не долго думая, отдали ему пальму первенства. Автомобиль набрал 133 очка из 188 возможных, попросту затмив остальных конкурентов. Награду из рук президента жюри получил шеф отделения коммерческих автомобилей FIAT Лоренцо Систино.

От предшественника образца 2001 года машину отличают новая оптика, решётка радиатора и массивный бампер с выделенными стилистическими элементами. Впервые в данном классе предлагаются версии с различной колёсной базой (стандартная и удлинённая на 380 мм Maxi), высотой крыши (низкая и высокая), объёмом кузова от 3,2 до 4 м3. Грузоподъёмность автомобиля выросла до 874 кг, а длина грузового отсека – до 2.06 м. Всё это означает нечто иное, как возросшие возможности бизнесменов, использующих данный вид транспорта.

Поначалу FIAT Doblo Cargo будет предлагаться с тремя двигателями. Один из них бензиновый, 8-клапанный рабочим объёмом 1.4 л мощностью 77 л. с. Два других – 16-клапанные турбодизели Multijet объёмом 1.3 и 1.9 л мощностью соответственно 75 и 105 л. с. Кстати, Multijet считается самым современным турбодизелем в мире, о чём красноречиво свидетельствует и его титул International Engine of the Year. Позднее линейка силовых агрегатов расширится за счёт 90-сильного 1.3-литрового мотора с изменяемой геометрией турбины и 1.9-литрового двигателя с отдачей в 120 сил. В качестве альтернативы традиционным силовым установкам будет предлагаться и 1.6-литровый мотор, работающий и на бензине, и на сжатом природном газе.

 На выставке активно рекламировалась и возможность взять “Фургон года” в оперативный лизинг на 5 лет с ежемесячными выплатами по 289 евро. Правда, при условии, что автомобиль будет оснащён двигателем объёмом 1.3 л, и годовом пробеге не более 20 тыс. км. И заводская гарантия предлагалась не на два, а на четыре года. Всё это, конечно, хорошо, да вот только “Фургон 2006 года” в Россию официально не поставляется. Во всяком случае, пока. Между тем о популярности машины в остальном мире говорит тот факт, что с начала производства в 2001 году выпущено около 310 тыс. экземпляров данной модели.

 

 

Продажи фургонов Mercedes-Benz

Год/Регион        Западная  Латинская                   Другие       Всего

Европа      Америка             регионы    в мире

2000                    197000        12100                   30900          240000

2001                    202100        7800                     33300          243200

2002                    197400        4600                     34600          236600

2003                    181400        4800                     44700          230900

2004                    194800        8100                     57800          260700

 

 

 

 

Продажи фургонов в 2003 году (данные DaimlerChrysler)

 

Марка                          Продано, тыс. шт.      Доля рынка, %

 

Ford                                  365,2                            16,1

 

General Motors               214,3                            9,4

 

Mercedes-Benz*             205,0                            9,0

 

Volkswagen                    177,6                            7,8

 

PSA (Peugeot, Citroen) 139,8                         6,1

 

Toyota                           134,7                            5,9

 

Hyundai                         124,5                            5,5

 

FIAT                              121,6                             5,3

 

Renault                          111,7                            4,9

 

Nissan                            101,4                            4,5

 

IVECO**                          79,3                             3,5

 

Mitsubishi Motors         33,9                              1,5

 

KIA Motors                       33,6                              1,5

 

Mazda                             26,0                              1,1

 

Dodge                             25,9                              1,1


*Включая Freightliner Sprinter (5214 ед.) и Dodge Sprinter (1941 ед.)

**Не считая 14661 ед., собранных в Китае на JV Naveco            

 

 Царство фургонов. Настоящих и мнимых

Амстердамский RAI – это, конечно же, изобилие фургонов, пикапов и минивэнов. По этой части с ним, пожалуй, не сравнится знаменитый IAA. Почему? Да потому, что кроме настоящих, стопроцентных коммерческих машин для перевозки небольших партий грузов голландцы неустанно придумывают псевдофургоны. Для этого и нужно-то – всего взять стандартный универсал или минивэн, затонировать задние стёкла, убрать второй ряд сидений – и фургон по-голландски готов. И таких машин на выставке было великое множество. Две из них, FIAT Multipla Van и FIAT Stilo Van, стояли на одном стенде с победителем конкурса “Фургон 2006 года”.

Итальянские легковые машины в “гражданском” варианте в России не очень популярны, а в коммерческом исполнении – тем более. Они не могут тягаться по возможностям ни с успешным фургоном IVECO Daily, ни с отечественными “Газелями”. Так что “эта песня не про нас”. Но для тех, кого может заинтересовать подобная техника, отмечу: FIAT Multipla Van обладает грузовым отсеком объёмом 2 м3 и комплектуется 115-сильным дизельным мотором 1.9 JTD с системой впрыска Common Rail или бензиновым 16-клапанным двигателем объёмом 1.6 л мощностью 92 л. с. FIAT Stilo Van подчёркнуто предназначен для города и при цене в 16880 евро (без налогов) предлагается с 1.9-литровым 120-сильным дизельным мотором. Его прыти хватает, чтобы разогнать фургон до скорости 190 км/ч. А больше, как говорится, и не надо.

 Из других фургонов итальянского концерна было представлено множество вариантов на тему FIAT Ducato и FIAT Scudo. Но разве удивишь этим избалованных европейцев?! А вот одна фирма всё-таки удивила – своей смелостью и решительностью. Итальянская компания Piaggio выкатила на суд зрителей и потенциальных заказчиков сверхкомпактный фургон и два мини-самосвала. Всё бы ничего, да только машины эти скорее напоминают мотороллер с крышей, нежели средство для доставки грузов и стройматериалов. Но, как говорится, вольному воля: быть может, в Европе как раз и есть спрос на такую технику…

 Остальные производители, как и положено, козыряли фургонами на своих корпоративных стендах. Рядом с фиатовским раем расположился ивековский, и – весьма успешно: как раз на перепутье людских потоков между павильонами. Тут главное внимание было уделено переходу на экологические нормы Евро-4 и Евро-5. А для демонстрации возможностей семейства Daily были выставлены образцы на любой вкус и цвет, включая полноприводную версию 4х4.

  Французские компании Peugeot и Renault здорово постарались, представив всю гамму основных коммерческих “извозчиков” лёгкого и среднего классов, однако знаковых новинок среди них не оказалось. DaimlerChrysler “выстрелил” полноприводным Mercedes-Benz Vito. Впрочем, причислить его к покорителям бездорожья можно, лишь обладая хорошо развитым воображением: дорожный просвет “немца” составляет всего 150 мм. У простых “Жигулей” он и то больше…

Основательно подготовились к выставке немецкие компании Opel, VW и Ford. Главной новинкой VW стал Caddy TDI с коробкой передач DSG. Автомобиль оснащается двухлитровым 109-сильным дизельным двигателем. Ещё одна интересная разработка – Caddy EcoFuel. Работающий на сжиженном газе, он хорошо приспособлен для решения транспортных задач в населённых пунктах. Одной заправки в 26 кг биотоплива хватает для пробега в 430 км, а этого даже для двух рабочих смен вполне достаточно. В Германии в настоящее время 1 кг газа стоит 75 евроцентов. Caddy EcoFuel потребляет около 6 кг газа на 100 км пути. Нетрудно подсчитать, что каждая сотня километров пути обходится примерно в 4,5 евро. По нынешним меркам, совсем неплохо для жителей Старого Света, особенно с учётом роста стоимости высокооктанового бензина. Кстати. После резкого подъёма цен на горючее осенью нынешнего года некоторые АЗС в Германии стали закрываться из-за отсутствия рентабельности. А в случае с газовым топливом по всей Германии работают около 700 заправок. В общем, выгода налицо.

 Концерн Volkswagen не упустил случая напомнить, кто стал законодателем моды на фургоны. Его представители раздавали на стенде сделанные по репринту проспекты VW Transporter полувековой давности. Причём – как в грузовом, так и в пассажирском вариантах. Подтекст угадывался просто: сначала были мы, потом – все остальные. А новые модели концерн водрузил на высоту нескольких метров – то ли от гордости за свою продукцию, то ли чтоб лучше было видно издалека. Во всяком случае, эффект сработал – люди то и дело задирали головы.

  Ford в долгу не остался и прикатил 8-местный микроавтобус 1966 года выпуска в двухцветной окраске. Мотивировка такой ностальгии – 40-летний юбилей самой массовой модели Transit. Последнюю версию “коммерсанта” установили на вращающийся подиум, а всем гостям стенда за визитки дарили модель с логотипом круглой даты. Впрочем, большого праздника всё равно не получилось: все ждали премьеру обновлённого хита продаж, но её так и не состоялось. Возможно, приберегли до будущего года – чтобы во всей красе представить бестселлер на IAA в Ганновере. Но европейцы, и голландцы в том числе (а их было абсолютное большинство), разочарований не любят. А Ford Focus Wagon Van – слишком слабое утешение…

 

Ford Focus Wagon Van уже не просто универсал; это – фургон!

 

Два юбилея и две мировые премьеры

У председателя правления группы MAN Nutzfahrzeuge Антона Вайнманна было, как минимум, ещё два повода гордиться продукцией концерна. В Амстердаме дебютировали MAN TGM и новая кабина XLX для флагманской модели TGA. Кроме того, вспомнили на выставке и о двух юбилеях в истории фирмы. Исполнилось 90 лет компании MAN Nutzfahrzeuge и 50 лет заводу MAN в Мюнхене.

В связи с первым событием был выпущен 150-страничный альбом “Seit 90 Jahren auf Achse” с подстрочником “МАН и его история с 1915 до 2005”. Монография издана на немецком и английском языках и уже поступила в продажу. На вторую дату стоит обратить более пристальное внимание. Ровно полвека назад, 15 ноября 1955 года, из ворот мюнхенского предприятия с линии окончательной сборки длиной 500 м выехал первый тяжёлый грузовик MAN 515 L. А всего в первый год их было собрано более 3000 экземпляров. Спустя пять лет завод праздновал уже выпуск 30-тысячного автомобиля.

В связи с круглой датой было объявлено о начале выпуска флагмана MAN TGA лимитированной серии “Commander 50”. Специальный дизайнерский пакет включает в себя окраску люксовой кабины XXL в тёмно-серый колер (vulpekula grey), стилизованную надпись Commander, крупную цифру 50 с фирменным жёлтым оттенком на стреле корпоративного серого цвета. Диски колёс хромированные. В качестве мотора предлагается выбор из трёх моделей: D20 Common Rail мощностью 430 л. с. и D28 Common Rail с отдачей в 480 или 530 л. с.

 

Мировая премьера: MAN TGM

 

Грузовик MAN TGM является логическим продолжением идей, заложенных в серии МЕ2000, выпускавшейся с 1988 года в качестве М90. Он занимает промежуточное положение между представителем лёгкого класса MAN TGL и тяжёлым MAN TGA. Полная масса представленного на выставке автомобиля 18 т, но это только первая ласточка: позже появятся и другие модификации, начиная с 12-тонной. Вариант 18-тонника предлагается с колёсной базой от 3575 мм до 6175 мм. В дальнейшем возможно увеличение базы между 3,9 м до 8,0 м и более. Кроме того, допускается выбор задней подвески: она может быть рессорной или пневматической. Для нового ряда предусмотрены дизельные моторы мощностью 176 кВт (240 л. с.); 206 кВт (280 л. с.) и 240 кВт (326 л. с.). Вариантов кабин тоже три: C, L и LX.

Большое внимание интерьеру и удобству водителя уделено и в флагмане TGA XLX. Он получил мультифункциональный руль с “легковушечным” расположением клавиш управления и более современный дизайн. Новинка шириной 2,44 м базируется на каркасе кабины модельного ряда TGA, а по высоте занимает промежуточное положение между знаменитыми вариантами XL и XXL. Высота потолка составляет почти 2 м, а длина спальной полки – 2,2 м. Это больше, чем длина многих домашних диванов. Так что дальнобойщики получили хорошее дополнение к уже имевшимся предложениям от MAN.

 

Совсем другой Actros

Ещё больше воображение публики будоражил шоу-трак Cruiser, сделанный на базе “Вождя Мерседесов”. И первое, чем он поражал специалистов и зевак, – “неправильными” фарами. Мы уже привыкли, что на магистральных тягачах появился ксенон с характерным голубоватым свечением, а в “противотуманках” ослепительно белым цветом горят галогенки. Но здесь – иное дело: в привычных по форме блоках передних фар горят… светодиоды! Их шесть блоков для ближнего света и одна наклонная полоска – для указателей поворота. Сделаны они по специальной LED-технологии. Дальний свет сохранён в виде “окуляров” прожекторного типа. Задние фонари тоже не обычные, а светодиодные, причём скорее “концептовские”, чем серийные. Окраска кабины тоже вызывает предчувствие эксклюзивности. Так и есть: машина покрыта специальным лаком по уникальной технологии Alu-Beam.

 



Фары ближнего света и указатели поворотов выполнены на светодиодах

 

 

Такие фонари могут появиться и на серийных тягачах

 

По интерьеру сразу видно, что здесь позволили развернуться дизайнерам. И первый сюрприз – деревянный (!) настил пола. Он светло-песочный, как и вся обшивка дверей, боковин и нижней части передней панели. Правда, эти элементы покрыты тончайшим материалом алькантара, который применяется для отделки интерьеров очень дорогих машин. Верх оставили тёмно-серым из соображений практичности – чтобы глаза не уставали. Насколько окажется практичным тиковое дерево под ногами дальнобойщика – сказать трудно. Но раз такую вещь придумали – значит, это кому-нибудь нужно!

Оснастка кабины тоже эксклюзивная. Ей могли бы позавидовать не только многие автомобилисты, но и охранники. Чего стоит, например, видеокамера, контролирующая “мёртвую зону” в непосредственной близости от машины. Её цветной ЖК-монитор расположен на передней панели рядом с рычажком стояночного тормоза. Видеокамеры заднего вида пока нет, и обзор происходящего “за спиной” доверен традиционным наружным зеркалам. Зато панель приборов – со шкалами в хромированной окантовке и бирюзовой подсветкой наподобие той, что применяется в легковом Chrysler 300C. Меню, разумеется, электронное, клавиши управления, конечно же, на руле. В передней панели сделаны также подстаканники на две ёмкости: очевидно, для водителя и его напарника. На борту предусмотрен и максимум удобств для комфортного отдыха. Удобная спальная полка с холодильником и выдвижными ящиками для белья и личных предметов решает проблему создания уюта и экономии места. А для любителей музыки есть встроенная аудио- и видеосистема с плоским 23-дюймовым экраном. Коммуникативная система и бортовой навигатор – производства Blaupunkt.

Достоинства Cruiser дополняются форсированным двигателем мощностью 600 л. с. и новой автоматизированной коробкой передач PowerShift. Правда, пока можно заказать только мотор – он предлагается с ноября 2005 года. Коробка передач PowerShift появится в прайс-листе официальных дилеров с 2006 года. А вот серийных фар на светодиодах придётся ждать и того больше – аж до 2008 года. А к тому времени, как нетрудно догадаться, DaimlerChrysler придумает ещё что-то новенькое.

 

 

 Концепт-трак AeroCruiser пока за стеклом

 

Кстати, как и в прошлый раз, концерн показал макет тягача будущего под названием AeroCruiser (улавливаете параллели?!). У него уже нет привычных “ушей”-зеркал заднего вида. Вместо них на пилонах установлены видеокамеры обзора задней полусферы. Выступающих элементов на фронтальной части днём с огнём не сыщете: всё зализано по законам аэродинамики, как говорится, “от и до”. Очевидно, так на публике проверяются дизайнерские идеи. Мировому лидеру далеко не безразлично, как специалисты воспримут те или иные стилистические решения. И пока в недрах дизайн-студий и кабинетах инженеров идёт работа над перспективными образцами, маркетологи изучают реакцию рынка. Дальновидно, ничего не скажешь.

 

 

Продажи грузовиков Mercedes-Benz

Год/Регион        Западная  Латинская                   Другие       Всего

Европа      Америка             регионы    в мире

2000                    77700          26300                   17100          121100

2001                    67300           23600                   17000          107900

2002                    60300          21800                   19700          101800

2003                    59300          23800                   27400          110500

2004                    66100          31100                   40200          137400

 

 

 

Продажи техники DaimlerChrysler*

Год/Регион        США         Канада      Мексика   Другие       Всего

страны      в мире

2000                    131600        10000          7400            2100            151100

2001                    87200          6200            5200            1800            100400

2002                    95300          9500            4100            1600            110500

2003                    103000        9600            4300            2400            119300

2004                    130800        12900          4900            3800            152400

*Марки: Freightliner, Sterling, Thomas Built Buses

 

 

У практичных европейцев Volvo VN энтузиазма не вызвал, зато в России капотники нынче в почёте

 

Французская революция

Компания Renault Trucks сделала основную ставку на совершенно новый магистральник Premium Ruote второго поколения. Он был показан в классической спецификации 4х2 и в версии с подвесной средней осью 6х2 специально для голландского рынка. Кроме того, она показала обновлённый Midlum для городских и региональных перевозок. И заострила внимание транспортников на новом 13-литровом моторе для флагмана производства – модели Magnum. Вдобавок к “тяжеловесам” и представителям среднего класса были продемонстрированы сервисные услуги на европейском пространстве.

 О новом Renault Premium мы подробно рассказывали в октябрьском номере “АП”. Но машина настолько хороша, что заслуживает повторного упоминания. У неё полностью изменённый дизайн экстерьера и интерьера, новый 11-литровый дизельный двигатель мощностью 330-440 л. с., усовершенствованные мосты, подвеска и другие элементы конструкции. Топливная экономичность, по данным производителя, улучшена на 3 %. Износостойкость сцепления выросла вдвое и составляет 800 тыс. км. Существенно увеличены межсервисные интервалы. Всё это говорит о том, что новинка может стать настоящим бестселлером Восточной Европы, и России в частности. По крайней мере, те, кто умеет считать деньги, внимательно присмотрятся к этому продукту.

 

Premium Ruote второго поколения лишь недавно справил мировую премьеру

 

Свежий интерьер помолодевшего “француза”

 

Желание зарабатывать на перевозках груза выполнимо и с другой техникой, носящей ромб на капоте. И об этом свидетельствуют доработанные модели Midlum и Magnum: их возможности стали привлекательнее прежних.

 

После модернизации Midlum стал ещё более привлекательным

 

Индекс флагмана – “Сто пятый”

Настоящий фурор вызвал показ нового флагмана DAF – модель XF105. Его премьеры ждали все транспортники, но особенно нетерпеливо – сами голландцы. Каково же было удивление многих из них, увидевших в дебютном тягаче хорошо “отреставрированного” предшественника. Одни сочли это приверженностью традициям, другие объяснили соображениями практичности. Что ни говори, а транспортным компаниям легче содержать автопарк грузовиков DAF, когда многие детали взаимозаменяемы. Но истина, как водится, лежит где-то посередине.

  Впрочем, есть и третье мнение. В связи с большими затратами на работы по созданию двигателей экологических стандартов Евро-4 и Евро-5 бюджет на “перелицовку” машин был урезан. Однако экономия на дизайнерских изысканиях и переоснастке производства всё равно не позволила сохранить прежнюю цену готового продукта: новый DAF стал дороже прежнего как минимум на 10 %.

Немалую роль в увеличении стоимости DAF XF105 сыграл новый двигатель PACCAR MX рабочим объёмом 12.9 л. Он выполнен по технологии SCR DeNOx и полностью отвечает требованиям экологических норм Евро-4 и Евро-5. Вариантов мощности три: 410; 510 и 560 л.с. На повышении отпускной цены завода сказался и рестайлинг. Новый флагман получил оригинальную “макушку” крыши Super Space с блоками встроенных прожекторов, увеличенную по площади решётку радиатора и изменённые обтекатели наружных зеркал заднего вида. В бампере появились противотуманные фары прожекторного типа. Но всё равно при беглом взгляде на облик новичка уж больно явно в нём просматриваются гены “девяносто пятого”. Кстати, при сравнении тягачей с низкой крышей это сходство только усиливается.

 

Интерьер “сто пятого” теперь эстетичнее и практичнее


В топ-версии крыши Super Space отныне “гнездятся” дополнительные фары головного света

 

Непосредственно в кабине перемены куда более наглядны. Моторный тоннель стал ниже и возвышается над уровнем пола всего на 15 см. Рычаг механической коробки передач отныне складной, что очень удобно на стоянке, поскольку увеличивает полезное пространство. А вот “джойстик” автоматизированной трансмиссии AS-Tronic сменил “прописку” и переехал под рулевую колонку. В буквальном смысле слова под рукой теперь находится и стояночный тормоз. На панели приборов – новый кругляшок с циферблатом и надписью AdBlue. Это указатель уровня мочевины в баке. Он сделан по аналогии с топливомером. Из других заметных отличий “сто пятого” от предшественника – переработанный спальный отсек. В совокупности это и даёт преимущества, которые позволяют компании укрепить имидж вместе со сменой шильдика.

Производство нового флагмана начнётся уже в январе 2006 года, но заказы на него принимаются с осени 2005 года.

 

На улице DAF имитировал кусок дакаровской пустыни

 

 

 

Продажи грузовиков в 2003 году (данные DaimlerChrysler)

 

Марка                          Продано, тыс. шт.      Доля рынка, %

 

DaimlerChrysler             312,9                           18,4

 

Dongfeng                        149,5                             8,8

 

FAW                                  138,3                             8,1

 

Volvo Global Trucks*      130,1                            7,6

 

Paccar Group                    91,6                              5,4

 

Navistar                              85,1                              5,0

 

Tata Motors                       82,4                              4,8

 

Toyota/Hino                      66,1                               3,9

 

Isuzu Motors                    59,8                               3,5 

 

IVECO                              52,9                               3,1

 

MAN                                 52,1                               3,1

 

Ford                                 44,4                               2,6

 

Scania                            39,9                               2,3

 

Ashok Leyland               31,7                               1,9

 

Nissan Diesel               31,3                               1,8

 

General Motors              27,8                               1,6

 

KAMAZ                              24,1                               1,4

 

Hyundai                            22,5                               1,3

 

Volkswagen                   21,7                               1,3

 

GAZ                                 15,8                               0,9

 

KIA Group                     11,1                               0,7

 

Daewoo                         4,2                                 0,2

 

*Включает марки Volvo, Renault, Mack


 

 

Самая мощная Scania

До нынешнего автосалона в Амстердаме самым мощным магистральным тягачом последних лет в Европе считался 610-сильный Volvo FH16. Но теперь корона лидера мощности возвращается грузовикам Scania серии R: у них под кабиной может находиться 8-цилиндровый V-образный двигатель мощностью 620 л. с. Автомобиль с таким мотором и был главным козырем на стенде шведской компании.

 


Так обозначается самый “тяговитый” флагман шведской компании

 

Вторым козырем были новые коробки передач, серийное производство которых начнётся в мае 2006 года. Их основное достоинство – уменьшенная масса. В зависимости от модели, экономия может составлять 69 кг. Достигнуто это благодаря алюминиевому картеру (до этого применялись чугунные). Есть изменения и в конструкции: теперь ретардер интегрирован в трансмиссию, хотя раньше стыковался с ней как самостоятельный узел.

К новостям компании относится и новое (а точнее, доработанное старое) сцепление. С ним усилие на педали уменьшится почти на четверть (а точнее – на 20 %) от предыдущего. А вот износостойкость увеличится благодаря большей толщине накладок: 5 мм вместо прежних 3 мм. Эксплуатационникам такая информация – всё равно что бальзам на душу.

Чем ещё блеснули скандинавы? Европейским “бюджетным” тягачом – аналогом российского тягача Griffin. У него кабина от R-серии, а не от прежней “скамейки” и новый 5-цилиндровый рядный двигатель. Его рабочий объём – 9 л, максимальная мощность – 310 л. с. Уровень экологического соответствия – нормы Евро-4.

 

Принятие норм Евро-4 не за горами – в октябре 2006 года, и потому производители спешат сообщить о свой готовности даже таким способом

 

Шведский гимн

Традиционно богатым и красочно оформленным был стенд Volvo Trucks. И шведам есть что показать: новые модели FH и FM только завоёвывают сердца европейских транспортников. А главная новость здесь, как и у других производителей “большой семёрки”, – готовность к выполнению экологических норм Евро-4 и Евро-5. И главных источников повышенного внимания сразу несколько.

Во-первых, это новый дизельный двигатель D13A рабочим объёмом 13 л. Он пришёл на смену прежнему отлично себя зарекомендовавшему D12 и, судя по всему, принял эстафету достойно. Он на 20 кг легче и на 20 “лошадок” мощнее. Кроме того, максимальный крутящий момент вырос на 200 Н·м. При этом новый силовой агрегат экономичнее прежнего на 5 %, а интервал ТО по замене масла вырос до 100 тыс. км. Вариантов мощности четыре: 400; 440; 480 и 520 л. с.

Во-вторых, 9-литровый мотор Volvo FM доработан с учётом перспективных экологических норм и получил обозначение D9B. У него три варианта мощности: 300; 340 и 380 л. с.

В-третьих, модернизированы коробки передач. В частности, автоматизированная I-Shift рассчитана на более высокий крутящий момент и может работать в паре с новым 13-литровым двигателем. И если прежний “автомат” мог работать на автопоездах полной массой до 44 т, то теперь не возбраняется таскать и 60-тонные. Специалисты компании утверждают, что в особых случаях разрешено использовать трансмиссию и на автопоездах полной массой до 130 т. Фантастика? Реальность!

Реальностью являются и другие новости компании. Например, усовершенствованная автоматизированная коробка передач Powertronic, облегчённые мосты и улучшенная отделка кабин. Всё это также призвано сделать заказчика довольным, а собственный бизнес – более прибыльным.

 

 

IVECO и колибри

При чём тут птицы?!”, – удивится непосвящённый и будет неправ. Восхитительные маленькие птицы имеют самое непосредственное отношение к итальянской технике. С недавних пор (а именно – с нынешней осени) колибри стали официальным фирменным символом соответствия техники IVECO экологическим нормам Евро-4 и Евро-5. Машины с такими рисунками уже колесили по всему миру, выставлялись на мотор-шоу в разных странах и презентовались отдельно. Теперь настал черёд показать их широкой публике.

 На площади свыше 3500 м2, которую занял корпоративный стенд, итальянцы устроили настоящее оранжевое царство. В прошлый раз было красное, но тогда и Красный Барон был на коне, а теперь он – только бронзовый призёр чемпионата мира в Формуле-1. Впрочем, в знак уважения к нему и традициям на стенде присутствовал (причём почти под самым потолком!) гоночный болид пока ещё под номером 1. Но внимание привлекал не столько он, сколько выставленные на всеобщее обозрение допотопные грузовики марки Magirus и макет с наглядным отображением процесса превращения вредных выхлопов в выбросы, отвечающие нормам Евро-4/Евро-5.

 


 …а более современный – о достижениях этой техники в кругосветном рейде Overland

 


 Основное внимание устроители стенда пытались привлечь к Daily с мотором Евро-4 и так называемым сажевым фильтром AGR в системе рециркуляции выхлопных газов, а также к Stralis с дизельным двигателем Cursor 13 и технологией нейтрализации выхлопных газов SCR с помощью мочевины. Кстати, IVECO пошла путём использования AdBlue наряду с четырьмя другими ведущими производителями грузовиков в Европе: Mercedes-Benz, DAF, Renault Trucks, Volvo Trucks. Ещё два члена “большой семёрки”, MAN и Scania, остановились на системе EGR (Exaust Gas Recirculation).

В Амстердаме IVECO показала своё видение экологически спокойного завтра – гибридный Daily. Его силовая установка представляет собой комбинацию дизельного мотора и электродвигателя. Возможно, это то самое удачное компромиссное решение, которое позволит коммерческому транспорту спокойно перейти от обычных дизелей к силовым установкам будущего. А для практичных голландских бизнесменов были представлены шасси Trakker, специально подготовленные для местного рынка с учётом всех его характерных особенностей.

 

Японская щедрость

Игрушечные инерционные машинки, фирменные значки с эмблемой Mitsubishi и щедрое угощение – далеко не всё, чем одаривали гостей стенда представители японской компании. Для взрослых они подготовили буклет об истории Mitsubishi Fuso, которая ведётся с 1932 года. А для знакомства предложили небольшие грузовики Canter, выпускаемые в Португалии. Только на этот раз “японцы” были представлены седьмым поколением.

Автомобиль с устройством для разбрасывания противогололёдных реагентов и отвалом очень походил на стремление показать реальную альтернативу немецкому универсалу под названием Unimog. Да и цена его была куда скромнее. А вот машина со сдвоенной кабиной и открытой грузовой платформой – это уже замах на немецкие грузовики VW Transporter. Впрочем, реальных конкурентов куда больше.

 В Mitsubishi Canter последнего поколения действительно много нового. Это и кабина с увеличенной площадью остекления и улучшенным обзором, и более крупные и “выразительные” передние фары, и переработанный интерьер. Вариантов исполнения – великое множество, от шасси 4х2 до фургона 6х2. Максимальная грузоподъёмность самой мощной модификации – без малого 5 т (4890 кг). Основной прицел по сбыту – конечно же, Западная Европа, хотя Россию и страны СНГ здесь списывать со счетов не намерены.

 

“Свои” участники

Не желая обидеть организаторов, конечно, нужно отметить местных производителей специальной техники – компании Terberg и GINAF. Первая строит машины для тяжёлых условий с использованием кабин Volvo, а вторая заимствует их у “домашней” фирмы DAF. Terberg в этот раз по традиции нашпиговал небольшой пятачок своими “сороканожками”, а в дополнение к ним усилил эффект от осмотра экспозиции полноприводным (6х6) самосвалом с огромными многослойными шинами для ярко выраженного внедорожного применения. Компания GINAF выкатила шасси развозного автомобиля с вынесенной вперёд кабиной. И чтобы ни у кого не было сомнений в надёжности голландской техники, одну из машин экспонировали в подвешенном состоянии: дескать, смотрите, какая мощная ходовая… 

Из любопытных экспонатов запомнились две машины. Одна из них – шасси для полицейского водомёта. В свете происходящих во Франции уличных беспорядков и массового поджога машин техника просто незаменимая. Но выглядит она как-то нелепо, а надо бы – устрашающе. Впрочем, раскраску ей можно сделать соответствующую. Только спасёт ли это экипаж от нападения агрессивно настроенной толпы – вот в чём вопрос…

Другой редкий экспонат из Голландии – автомобиль фирмы GEMCO для перевозки пива. По сути, у него только узкая водительская кабина и низкорамное шасси, а всё остальное – грузовое пространство для транспортировки слабоалкогольных напитков. Вещь уникальная, но не конвейерная, а потому перспектив для широкого сбыта у неё нет. По крайней мере – в нашей стране. Другое дело – какая-нибудь частная фирма из небольшого европейского городка, где такой “концепт-кар” нужен не столько с практической, сколько с рекламной точки зрения.

Подводя итог, можно уверенно сказать, что в общем и целом салон 2005 года, конечно, удался. Хотя приверженность к “местечковости” в ряде случаев осталась. Достаточно сказать, что большинство экспонентов предлагали проспекты и буклеты, справочную информацию только на голландском языке. Но это частности. Главное – выставка не зачахла, как ей предрекали скептики. Она живёт и демонстрирует готовность к росту. Вот только бы топливный кризис, скачки курса евро и прочие неурядицы не сыграли с ней злую шутку… Впрочем, организаторам RAI оптимизма не занимать!