Экономика "На этапах нелёгкого пути"


В связи с резким ужесточением конкурентной борьбы на рынках высо­ких технологий особое значение применительно к автомобильной технике приобретает анализ системы этапов разработки и срока службы товаров и основных факторов, оказывающих на них влияние.

 

«Жизненный цикл» и его особенности

В настоящее время главная составляющая успешной деятель­ности предприятий заключается в возможностях продаж товаров и услуг в соответствии с запланиро­ванной ценой. Каково бы ни было качество конструктивного исполнения товара, если он не продаётся, то необходима остановка его производства, поскольку в противном случае  предприятию грозит банкротство. Поэтому с точки зрения увеличения объёмов продаж сегодня всё большее значение приоб­ретает маркетинговая деятельность, успех осуществления которой неразрывно связан с продолжительностью каждого из этапов «жизненного цикла» товара. Часто в экономической литературе указанный термин отождествляется с понятием «срока службы» товара, а это неправильно.

«Жизненный цикл» товара – это чисто экономическое понятие, определяемое лишь условиями спроса на данный товар. Ведь продукция может выпускаться бесконечно долго, до тех пор, пока существует на неё спрос.

В свою очередь, «срок службы» изделия – это технический термин, обусловленный существованием определённого ресурса работы деталей до  предельно­го состояния. «Жизненный цикл» товара определяется зависимостью объёма продаж от стадии ввода товара на рынок до стадии спада продаж (рис. 1). Вместе с тем, такой подход не раскрывает взаимодействия маркетинговой службы с производством, а также с организациями, выполняющими послепродажное обслуживание.

 

 

 

 

Рис. 1. Стадии «жизненного цикла» товара

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Система этапов разработки товара при ФСА

 

При функционально-стоимостном анализе (ФСА) основной задачей является управление себестоимостью товаров (рис 2). При этом принимаются во внимание три этапа разработки товара: проектирова­ние; организация управления и производства; изготовление (подразумевает­ся, что маркетинговая служба предварительно исследовала ситуацию на рынке). Указанный вид анализа представляется правомерным лишь для простейших производств. В этом случае каждый из обозначенных этапов может быть элементом рассматривае­мой системы, т. е. предполагается системный подход к решению задач о себе­стоимости товара и услуг.

В современных условиях наиболее важная задача заключается в управлении себестоимостью товаров высоких технологий. Поэтому основные функ­ции управления – планирование и организация выпуска товаров высоких технологий – представляют собой сложное сочетание производственной и коммерческой деятельности.

Важнейшими способами уменьшения сроков выпуска товаров на рынок и повышения успешной деятельности предприятий являются технологические решения в производстве и анализ себестоимости товара с учётом особенностей технической эксплуа­тации, а также утилизации, особенно по безотходным технологиям.

Каждый покупатель знает, что любую модель автомобиля следует спроектировать, подготовить к производству, изготовить, продать, обеспечить безопасную эксплуатацию, по завершении срока которой ещё и утилизировать. Однако подобная примитивная система этапов разработки срока службы товара не учитывает всего многообразия современных рыночных отношений, поскольку важнейшим условием успешной деятельности предприятия представляется наличие эффек­тивно функционирующего маркетингового подразделения.

 

Новая система: характерные черты

В связи с указанными выше обстоятельствами особый интерес представляет новая система этапов разработки и срока службы автомобиля, состоящая из 13 элементов (рис. 3): маркетинг (заказ) (1), глобальная сеть Интернет (2), проектирование (3), организация управления и производства (4), изготовление (5), тюнинг (6), товар с определёнными функциями (7), предпродажная подготовка (8), схема продаж (9), безопасная эксплуатация (10), управление качеством (11), послепродажное обслужива­ние (технический сервис) (12), утилизация (13).

Рассмотрение отдельных элементов представленной системы возможно только при системном подходе на основании принципа её делимости. Необходимость применения указанного подхода обусловлена тем обстоятельством, что выходные параметры первого элемента служат входными для второго и т. д. Кроме того, для каждого элемента предусматриваются один объект и различ­ные субъекты управления. Из рис. 3 видно, что каналом «входа» системы служат затраты на приобретение основных и оборотных фондов, а также на рабочую силу, а первым элементом системы является  «маркетинг».

Ошибка маркетологов в анализе рыночных условий может привести к банкротству предприятия-изготовителя товаров высоких технологий вслед­ствие выпуска модели, не соответствующей потребностям покупателей.

Первым элементом рассматриваемой системы может служить также за­каз на производство товара, поскольку он чаще всего не предполагает проведение маркетинга с помощью предприятия-изготовителя. В этом случае обычно предусматривается модернизация имеющегося проекта, а также незначительная реорга­низация производства и управления.

Как правило, затраты различных вариантов рассматриваемых этапов разра­ботки и срока службы товара рассчитываются по методикам первого поколе­ния, при которых учитываются изменения эксплуатационных затрат и капи­таловложений, т. е. только экономические параметры. Методики второго по­коления рекомендуют не только определять экономические параметры, но и учитывать средства, выделяемые на создание фондов для улучшения соци­альной и окружающей среды. Последние следует создавать за счёт страхо­вания, т. е. фирмы-изготовители должны возмещать вред от деятельности ав­томобиля. Естественно, что приоритет применения имеют методики второго поколения.

Следует отметить, что для России в последние 5-10 лет наметился переход к новой модели производства – изготовлению товара, управляемому сбытом. Причём главную роль здесь играют информационные технологии.

Вторым элементом рассматриваемой системы считается продажа авто­мобилей через глобальную сеть Интернет, исключительные выгоды применения которой очевидны как для потребителей, так и для продавцов. Покупатель получает возможность вы­бора у изготовителя требуемых модели автомобиля, цвета кузова, запасных частей, до­полнительных агрегатов, эксклюзивных работ, технологического и эксплуа­тационного оборудования. При этом заметно сокращаются расходы и сроки продвижения товара от производителя к потребителю. По данным фирмы Volkswagen, эти расходы сокращаются в два раза по сравнению с аналогичным показателем для классиче­ской цепочки продаж (производитель – дистрибьютор – дилер – покупатель) за счёт устранения двух промежуточных звеньев.

Первое место по продажам через Интернет занимают американские про­изводители. Продажа осуществляется тремя путями: через организацию собст­венных магазинов в сети, через крупные порталы, а также че­рез собственные защищённые сети внутри глобальной сети Интернет.

Третьим элементом названной системы является проектирование ав­томобилей. В последние годы в названной области произошли существенные изменения. Конкурентная борьба в условиях рыночной экономики вынужда­ет производителей в значительной степени сокращать сроки ввода новых моде­лей автомобилей за счёт улучшения организации производства и конструирова­ния. Поэтому без широкого применения систем автоматизированного проектирования (САПР) в процессе подготовки выпуска нового изделия сегодня невоз­можно представить современное производство высокотехнологичных товаров. В свою очередь, САПР подразделяется на ряд элементов: «САD» – система выполнения чертежей, «САМ» – система организации производства, «САЕ» – система осуществления инженерных рас­чётов. Наибольшее распространение среди САПР, применяемых при подготовке производства автомобильной техники, получили «САТIА», «Unigraphies», «Solid Enge» и др.

При этом важнейшими этапами работы САПР считаются: анализ требований к изделию, разработка трёхмерной модели (в ряде случаев не только компьютерной, но и физической), конструкторской доку­ментации, проведение расчётов деталей на прочность, изготовление оригинально­го оборудования и оснастки, а также разработка технологических процессов. По данным фирмы Ford, использование подобных САПР позволяет сократить время выпуска новой модели автомобиля до 12-18 месяцев.

К четвёртому элементу системы этапов разработки и срока службы автомобиля относят организацию управления деятельностью аппарата и производства, предусматривающую разработку, внедрение тех­нологических процессов изготовления деталей, агрегатов автомобиля, а также оригиналь­ного оборудования.

Пятым элементом указанной системы является изготовление автомо­биля. Существенного снижения его сроков можно достигнуть за счёт использования современного технологического оборудования путём применения гибких производственных систем (ГПС).

При сопоставлении эффективности ГПС и поточного производства в современ­ных условиях следует иметь в виду, что сфера распространения поточных форм организации производства и соответствующих видов поточных линий ограничена в основном массовым и крупносерийным типами производства, в которых их доля не столь значительна и постоянно уменьшается под воздействием ряда факторов, обусловленных развитием научно-технического прогресса. К ним, в частности, можно отнести увеличение многообразия способов разработки объектов новой продукции, частую сменяемость выпускаемых изделий, а также постоянное расширение их номенклатуры. Основное отличие ГПС от автоматических линий заключается в возможности обработки широкой номенклатуры изделий и быстроте смены объектов производства.

Товар может не обладать такими потребительскими качествами, которые желает получить покупатель. В этом случае потребитель может повлиять на произ­водство с помощью заказа. С целью изготовления эксклюзивного товара  нередко производят его тюнинг (улучшение базовой модели). Подобная деятельность отнесена к шестому элементу рассматриваемой системы. Тюнинг, как правило, выполняется на предприятиях ручной сборки, т. е. вне крупносерийного производства. Кстати, в последнее время в России тюнинг автомобильной техники получил заметное развитие. Следует заметить, что внесение эксклюзивных изменений в конструкцию может увеличить стоимость автомобиля в несколько раз.

Как правило, специалисты «тюнинговых» фирм уделяют серьёзное внимание дизайну автомобилей. Известно, что для успешного продвижения товаров на рынок практически все производи­тели на стадии проектирования уделяют должное внимание совершенствованию внешнего вида автомобиля. Кроме того, тюнинг осуществляется и предприятиями технического сервиса – как стан­циями технического обслуживания, так и крупными автоцентрами.

При ФСА основные функции автомобиля определяются потребительскими свойствами товара. В частности, к ним можно отнести: внешний вид, интерьер салона, плавность хода, управляемость, динамические качества и т. п. Причём в современных условиях, особенно при тюнинге, должное внимание уделяется аэродинамическим свойствам, дизайну, а также красоте и качеству отдел­ки, эргономике и комфортности рабочего места водителя и т. д. Указан­ные потребительские свойства следует рассматривать и анализировать отдельно. Ав­тор полагает, что аналогичные потребительские свойства характерны и для большинства дру­гих товаров высоких технологий.

К восьмому элементу указанной системы отнесена предпродажная подготовка товара. На этом этапе предполагается контроль внешнего вида и технического состояния. При доставке автомо­биля к месту продажи, а также при хранении на открытых площадках поверхно­сти кузова и салона загрязняются, нарушаются регулировки в агрегатах, появля­ются различные повреждения и мелкие неполадки. Кроме того, перед реализацией следует удалить защитный слой консервантов на кузове, агрегатах, проверить наличие эксплуатационных жидкостей для контроля работы автомобиля и принадлежностей. С этой целью в автоцентрах организуют несколько рабочих по­стов.

Девятым элементом системы является выбор оптимальной схемы продаж. Основным направлением развития автомобильной промышленно­сти в настоящее время считается создание совместных предприятий с фирмами-изготовителями транспортных средств передовых зарубежных стран. В этом слу­чае удаётся реализовать следующую схему продаж товара. Фирма-изготовитель продвигает импортный автомобиль на рынок через дистрибьютора (совместное предприятие), затем товар поступает к дилеру (в автоцентр) и потом к покупателю.

В качестве десятого элемента системы рассматривается безопасная экс­плуатация. Она обусловливается особенностями конструкции автомобиля, имеющего системы пассивной, активной, интерактивной безопасности, а также наличием нейтрализаторов, экологических фильтров и т. п., значительно снижающих вредные выбросы выпускных газов в окружающую среду. Пренебрежение безопасной эксплуатаци­ей или возникновение отказов и неисправностей агрегатов систем безопасности автомобиля приводит к возникновению дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Безопасность эксплуатации автомобилей должна отвечать требованиям стандартов по токсичности выпускных газов двигателей. Устранение отставания российских производителей в этой области несомненно позволит существенно повысить конкурентоспособ­ность российских автомобилей, приблизив её к зарубежным аналогам.

К одиннадцатому элементу системы можно отнести управление качеством товара. При этом качество изделий высоких технологий как в производстве, так и в эксплуа­тации в значительной мере определяется их надёжностью. Основными элементами последней считаются безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопри­годность. Два последних свойства напрямую связаны с техническим сервисом.

Управление качеством товара в производстве направлено на обеспечение стандартизованных цепочек технологических процессов как в управляемой (про­ектирование и производство), так и в управляющей (аппарат управления) подсис­темах. К настоящему времени выявлено, что около 50 % подвижного состава в России не соответствует требовани­ям исправного технического состояния, в результате чего растёт количество ДТП, ухудшается экологическая обстановка и повышается смертность населения. При эксплуатации результирующим показателем деятельности по управлению качеством ТО и ремонта подвижного состава автотранспортного предприятия служит коэффициент технической готовности подвижного состава, который можно рассматривать как ком­плексный показатель надёжности. Представляется целесооб­разным создание системы управления качеством не только на фирмах-изготовителях автомобилей, но и на всех предприятиях технического сервиса. Ре­зультатом этой деятельности будет получение сертификата соответствия, удовлетворяющего международным требованиям.

В качестве двенадцатого элемента рассматриваемой системы выступает послепродаж­ное обслуживание, включающее хранение, ТО, ремонт и тюнинг. Послепро­дажное обслуживание товара может повысить доходы производителя до 30 %, а в некоторых случаях ещё больше, и служить единственным источником чистой прибыли.

Техническое обслуживание автомобиля относится к такому элементу рас­сматриваемой системы, который модифицирует спрос на материальные блага и тем самым способствует увеличению доходов и рентабельности предприятия. Кроме того, оно представляется самым лучшим средством создания тесных отношений между предприятием и его клиентами при циркуляции большого объёма техниче­ской и коммерческой информации.

В настоящее время всё большее распространение получает автомобильная диагностика как часть ТО. Встроенные в агрегаты автомашины диагностические датчики позволяют определять их отказы и неисправности и информировать вла­дельца с помощью бортового компьютера, к которому они подключены. Так, например, благода­ря сервисной системе «DIS» на автомобилях фирмы BMW информация передаётся на сервер автоцентра. В нём имеется база данных на более 100 тыс. запасных частей, позволяющая быстро найти необходимую деталь.

Разработка новой промышленной продукции требует экономической оценки различных вариантов политики технического сервиса. Она заставляет производи­телей учитывать все этапы срока службы товара и уровень его технических воз­можностей ещё во время разработки, а также совокупность услуг, которые долж­ны сопровождать его эксплуатацию. Такой подход, осуществляемый в рамках вы­явления себестоимости товара, ведёт к углублению экономического анализа и по­зволяет определить сумму затрат, начиная с разработки автомобиля и кончая его утилизацией.

В табл. 2 представлены задачи послепродажного обслуживания и управления сроком службы товаров. Выявлены приоритетные задачи различ­ных этапов срока службы, важность правильного выбора инновационной мо­дели технического сервиса.

Получение достоверных данных о качестве автомобильной техники осуществляется вследствие длительного взаимодействии клиентуры и пред­приятий технического обслуживания. Так, фирмы «Автомир», «Инком Лада», «Элекс-полюс», занимающиеся продажей, ТО и ремонтом отечественной и южнокорейской автомобильной техники, дают гарантию на автомобили до 5 лет.

 

Задачи послепродажного обслуживания и управления «жизненным циклом» продукции

 

Разработка и выпуск продукции: этапы поисковых работ, спецификации, ис­следования, квалифи­кации 

Продукция в течение срока своей службы: этапы про­изводства и использования 

 

Продукция в конце срока своей службы: этапы использования и унич­тожения 

 

1

2

3

Предложить, задействовать и далее кор­ректировать полити­ку по обеспечению запасными частями для серии товаров.

Обсудить задачи по распределению за­пасных частей при определении техни­ческих характеристик и раз­работке техническо­го обеспечения.

Включить план рас­пределения запасных частей в план техни­ческого обслужива­ния при его разра­ботке.

Обсудить проблему распределения за­пасных частей при определении целей обслуживания.

Учесть специфические, технические и сервисные элементы, которые могут изменить стратегию или параметры общей системы распределения запчастей.

 

Обсудить технические из­менения и модификации:

  • включить в план новые детали с прогнозируемой средней продолжительно­стью безаварийной экс­плуатации (МТВР);
  • воздействовать на по­ставщика и на сеть в случае значительного изменения в потреблении той или иной запчасти;
  • скорректировать полити­ку технического обеспече­ния и ремонта, в частности, в случае сбоя в поставках.

Учесть элементы стратегии маркетинга, производства, технического обеспечения, финансирования, которые могут изменить принципы управления складирова­нием и потоком запчастей:

  • переход от комплектации при продаже к приложению списков рекомендуемых деталей;
  • изменение процессов прогнозирования и выражения потребностей в запчастях;
  • изменение политики технического обеспечения и ремонта; новый подход к субподряду;
  • корректировка задач по рентабельности послепродажного обслуживания данного изделия.

 

Обеспечивать взаимоза­меняемость деталей при изменении технических характеристик продук­ции.

Обсудить вопросы рас­пределения запасных частей при определении срока службы товара:

  • прекращение произ­водства деталей и/или ремонта;
  • обеспечение марке­тинга в конце срока службы оборудования, контракты на техниче­ское обеспечение, поли­тика обновления парка и т. д.;
  • техническое обеспече­ние в конце срока служ­бы, контроль за постав­щиками запасных час­тей, уничтожение старо­го оборудования.

Учесть или определить элементы политики тех­нического обслуживания и распределения запчастей:

  • даты прекращения технического обслуживания;
  • постепенное изменение локализации деталей;
  • передача контрактов на техническое обслуживание.

 

 

 

Тринадцатым элементом рассматриваемой системы является утилиза­ция. Согласно действующей в России планово-предупредительной системе ТО и ремонта ав­томобиль, имеющий пробег Lк + 0,8Lк (Lк – пробег до капитального ремон­та), на основании экономической неэффективности к дальней­шей эксплуатации подлежит утилизации. Ежегодно только в Европе необхо­димо утилизировать примерно 10 млн автомобилей. Эта проблема достаточ­но актуальна и для России. Простейший способ её решения заключается в создании свалок, но их производственные мощности небеспредельны.

Однако примеры успешного выхода из подобных ситуаций уже имеются. Так, в Германии BMW создала центр рециклинга, который разра­батывает технологии, позволяющие возвратить во вторичное использование утилизированный материал агрегатов и деталей автомобилей данной фирмы. Благодаря этим технологиям удаётся сохранить для производства около 95 % материалов. При проектировании новых моделей BMW в чертежи вносятся тре­бования технологии рециклинга и создаётся база данных по составу материа­лов.

Пытаются решить обозначенную проблему и в России. Так, например, Правительство Москвы большое внимание уделяет вторичному ис­пользованию материалов утилизированных товаров. Созданы пункты приёма цветных и черных металлов для металлургической промышленности и пластмасс для химической. На очереди создание рециклинга для автомо­бильной промышленности.

Таким образом, знание системы этапов разработки и срока службы то­варов высоких технологий позволяет выбрать оптимальные стратегии изго­товления, использования, пред- и послепродажного обслуживания, что даёт возможность более точно определять себестоимость продукции за весь срок службы с учётом утилизации.

 

к. т. н. В. Г. СМИРНОВ, ГУУ