Мировая премьера "Звёздный лайнер"


Лучший туристический лайнер VIP-класса. Пожалуй, это самая подходящая характеристика в описании нового Neoplan Starliner SHD, завоевавшего титул «Автобус 2006 года». Символично, что именно с него мы начинаем обзор пассажирских машин нового сезона.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

 

Neoplan: из истории марки

Гордость немецкого автобусостроения, компания Neoplan Bus GmbH расположилась на юге Германии, в Штутгарте – столице земли Баден-Вюртемберг, через которую протекает река Неккара. Кроме Neoplan в этом регионе работают такие всемирно известные фирмы, как DaimlerChrysler, Porsche, Bosch. Численность населения земли Баден-Вюртемберг составляет 10,5 млн. человек – столько же, сколько проживает в одной Москве, а собственно штутгартскую прописку имеют около 600 тыс. граждан. Быть может, это не впечатляет так, как впечатляет экономическая мощь региона, которая особенно заметна в сравнении: его экспорт почти равен объёму экспорта Испании или, например, Швеции. И в этом есть определённый (надо сказать, немалый) вклад компании, выпускающей автобусы Neoplan уже несколько десятилетий.

Один из самых узнаваемых в мире автобусных брендов, Neoplan ведёт свою историю с первой половины прошлого века. Собственно, тогда компания носила другое название – Gottlob Auwarter GmbH и начинала свою биографию в 1935 году с постройки кузовов для грузовиков и автобусов. В 1953-м она выпустила первый 10-метровый несущий автобусный кузов под названием Neoplan. Его появление произвело настоящий фурор, и впоследствии все успехи компании ассоциировались именно с этим названием. Футуристический дизайн, максимальный уровень комфорта и высокая планка функциональности стали визитной карточкой фирмы.

Переломным моментом в биографии марки стала середина 60-х годов ХХ века. В рамках дипломной работы Конрада Аувертера, на которую ушло два года, был разработан первый дабл-декер Neoplan N20L Do-Lux. В апреле 1967 года на Неделе автобусов в Ницце состоялась официальная премьера двухэтажного Skyliner. Удивил он не только внешним видом, но и функциональностью. Специалисты без устали смаковали такие удачные компоновочные решения, как большое багажное отделение между моторным отсеком и верхним этажом, кухня в передней части салона и туалетная кабина в средней. Габаритная длина двухосного Skyliner NH22L составляла 12 м, а высота достигала 3,8 м. Автобус обладал комфортабельными креслами на 67 пассажиров. О Neoplan начали говорить, как о фирме, способной окружить людей дорожной роскошью и предоставить туристическим операторам экономически привлекательное средство для путешествий на большие расстояния.

Позднее в модельном ряду появился 135-местный Skyliner, выпускались четырёхосные двухэтажники Megaliner и Megashuttle, которые в начале 90-х однажды экспонировались в Москве, на Красной Пресне. А пиком гигантомании стал сочленённый двухпалубник Jumbocruiser, который за рубежом после переделки ухитряются использовать даже как отель на колёсах. Однако визитной карточкой компании оставался Skyliner. Его неоднократно пытались копировать, ему старались подражать, но копия, как известно, всегда хуже оригинала – Skyliner остался непревзойдённым. За три с половиной десятилетия работы над такими конструкциями фирма накопила огромный опыт и выпустила около 4000 пассажирских гигантов.

 

Современность

С 2000 года компания Neoplan входит в холдинг NeoMAN Bus GmbH. Совместная доля на европейском рынке в позапрошлом году достигла 15%, но специалисты уверяют, что это только начало. Весь мир сейчас идёт по пути глобализации, и кто это скорее поймёт и предпримет адекватные шаги, тот в итоге и окажется самым жизнестойким.

Скептиков сотрудники фирмы предупреждают: никакого «кровосмешения» не будет, Neoplan останется Neoplan. Кстати, выставка IAA-2002 в Германии стала первым совместным участием двух брэндов в самом крупном форуме коммерческого транспорта. До показа новейшего флагмана в немецком Ганновере на роль «вожака» двухэтажных туристических «дальнобойщиков» претендовал Neoplan Skyliner N122/3L с колёсной формулой 6х2. При длине 13,65 м, высоте 4 м и полной массе 25,5 т он вмещал, в зависимости от модификации, от 56 до 78 пассажиров и предоставлял в их распоряжение 11-13 м3 багажных отсеков. С топливными баками объёмом 580-640 л он обладал завидной автономностью и казалось, ничто его не затмит.

Но в Ганновере Neoplan выстрелил ранее не «засвеченным» двухпалубным туристическим Skyliner N122/3C. Букву «С» создатели предлагают расшифровывать как Comfortvariante, что в переводе не нуждается. Стало ясно, что для двухэтажников наступила пора смены поколений. Однако сухопутные фрегаты с двумя палубами не безальтернативны. Их удачно дополняют так называемые полутораэтажники, к числу которых принадлежит и новый Starliner. 

Мир современных автобусов необычайно велик и многообразен, и потому завоёвывать контракты становится всё труднее. В то же время,  стопроцентных «дальнобойщиков» в нём заметно меньше, чем тех же городских или пригородных машин. Как и двухпалубных гигантов, выдающихся, неординарных по дизайну «полутораэтажек» в Европе раз, два – и обчёлся. Но именно они, величественные и грациозные, находящиеся на пике технического совершенства, нередко являются флагманами и гордостью производственной гаммы автобусостроительных компаний. К числу таких пассажирских машин относится и сухопутная каравелла Neoplan, запущенная в серийное производство лишь несколько месяцев тому назад. Сегодняшний рассказ – о лучшем из лучших, единственном и неповторимом Neoplan Starliner SHD.

 

Предшественник

Starliner в переводе с английского означает «Звёздный лайнер». В отношении данной модели это справедливо в буквальном смысле слова на все 100 процентов. Появившийся в 1997 году предшественник нынешнего лайнера пять лет подряд, с 1998 по 2003 гг. становился победителем конкурса «Автобус года» по версии читателей ведущих немецких транспортных журналов. Лучшим туристическим лайнером его признали и члены авторитетного европейского жюри одноимённой международной премии. Словом, автобусу на роду написано быть лидером. Между тем, до появления новой звезды было выпущено около 1000 автобусов этой модели, что для техники ценой в полмиллиона евро весьма солидно.

Обладатель титула «Автобус 2006 года» как две капли воды похож на своего предшественника Starliner N516/3 SHDHC, дебютировавшего в Ганновере в 2004 году.  За сложностью индекса этого пассажирского фрегата кроется высочайший уровень комфорта, соответствующий по классификации четырём звёздам. Кстати, буква «С» в обозначении читается как Comfort. В новом лайнере нет привычной для других автобусов дальнего следования индивидуальной реактивной вентиляции – вместо неё улучшена централизованная система подачи и кондиционирования воздуха в салоне. Нет и привычных ячеек для мусора – их заменил… мусоропровод наподобие того, что устанавливается в скоростных поездах ICE. Трёхосный Starliner на 84 см длиннее двухосного 12-метровика, а по цене на 16000 евро дороже. Прибавка продиктована не только увеличением материалов и трудозатрат, но и повышением уровня отделки. Например, мягкие велюровые кресла теперь получили развитую боковую и ягодичную поддержку из кожи. Ход, согласитесь, оправданный.

Уместно вспомнить, что Starliner разрабатывался под девизом «Делай добро и говори об этом!» и впервые появился в производственной гамме компании в 1996 году. По сравнению с первой версией новая получила больше усовершенствований. И хотя в новейшем лайнере и его предшественнике много общего, машины эти разные, как сказал один немецкий водитель, «по философии применения».

Длиннобазный вариант SHD L предполагается использовать на дальних международных маршрутах, при которых большая часть пути проходит по автобанам и широким автомагистралям. При этом подразумевается, что лайнер будет избавлен от необходимости маневрировать в узких городских и поселковых улицах. Его прерогатива – быстрая и максимально комфортная доставка пассажиров на международных линиях. В свою очередь, укороченный SHD нацелен, в основном, на межрегиональные перевозки. Он будет эксплуатироваться там, где манёвренность играет далеко не последнюю роль.

 

Фантастика наяву

         Ещё не смолкли фанфары по случаю презентации новой версии люксового «туриста», а представители компании заявили, что укороченная трёхосная версия Neoplan Starliner SHD займёт около 70 % всего выпуска данной модели. Она ровно на один метр короче модификации SHD L габаритной длиной 13,99 м.

Новый Starliner в пятизвёздочном исполнении, с расстоянием между креслами в 900 мм, рассчитан на перевозку 46 пассажиров (в длиннобазном варианте – 50). А в четырёхзвёздочном – на 50 персон (для SHD L – 54) с расстоянием между креслами в 830 мм. К их услугам – 13-кубовое пространство под багаж (у длиннобазного SHD L – 14-кубовое), биотуалет, мини-кухня, гардероб и прямо-таки фантастический салон. В потолке, похожем на элемент космического корабля, встроены светильники, создающие «бархатный» свет. Точечные глазки голубоватого цвета словно указывают направление движения по центральному проходу. Часть загнутой крыши имеет угловое остекление с тонировкой, что усиливает естественное освещение внутреннего пространства. На всех окнах, также имеющих затемнение от проникновения любопытных взоров с улицы, возможна установка сдвижных шторок. Никаких сопел индивидуальной вентиляции нет и в помине: центральная климатическая установка создаёт в герметичном салоне нужную влажность и температуру воздуха. Чтобы путешествие в лайнере было максимально приятным, здесь установлены жидкокристаллические мониторы и новейшая аудиосистема с колонками и сабвуферами, обеспечивающими не только стереоэффект, но и высокое качество звука.

         Создатели задумали новый Starliner исключительно в трёхосном варианте (предшественник был ещё и двухосным). И водрузили в его моторный отсек 480-сильный двигатель MAN Евро-3. С конца 2006 года появится версия двигателя, отвечающего нормам Евро-4. Как вариант может устанавливаться и 530-сильный мотор, но это, как говорится, для самых искушённых и взыскательных клиентов. В качестве коробки передач используется 12-ступенчатый автоматизированный TipMatic с ручным переключением и встроенным интардером. Предусмотренная функция EasyStart позволяет удерживать многотонный автобус на подъёме без нажатия педали тормоза и скатывания назад. Техническая оснастка лайнера XXI века поднята на такой уровень, дотянуться до которого многим производителям автобусов будет непросто ещё на протяжении ряда лет. И, чтобы не быть голословным, обращу ваше внимание на некоторые технические изыски, присущие этому «туристу».

 

 

Технические характеристики Neoplan Starliner N 5217 SHD 

Длина, мм 12990

Ширина, мм 2550

Высота, мм 3960

Колесная база, мм 6200/1470

Диаметр разворота, мм 21494

Высота салона спереди, мм 2005

Высота салона сзади, мм 2155

Передний свес, мм 2920

Задний свес, мм 2400

Уровень пола, мм1630

Высота ступенек, мм350

Полная масса, кг 25100

Двигатель MAN D 2876 LOH20

Число цилиндров 6, в ряд

Число клапанов на цилиндр 4

Система впрыска  Common Rail

Рабочий объем мотора, см3 12816

Мощность, кВт (л.с.) при об/мин 353 (480)/1900

Макс. крутящий момент, Нм 2300/1000-1300

Коробка передач  TipMatic

Тип коробки передач Автоматизированная

Число передач КП  12

Передний мост  MAN VOS-08-B-01

Задний мост      MAN HY-1336-B

Подруливающая ось  NOLS-08-B-01

Тормозная система   Электропневматическая EBS 2

Компоненты тормозной системы  ABS, ASR, BA, ESP

Подвеска  Пневматическая ECAS

Объём топливного бака, л 500

Объём багажных отсеков, м313

Размер шин  295/80 R22.5

Число мест   54/50+1+1

Число мест выставочного образца 48+1+1

 

 

Его дисковые тормоза снабжены электропневматической системой EBS второго поколения, включающей ABS и ASR. Есть также электронный ассистент торможения и программа стабилизации ESP. Более того, искусственные «мозги» есть даже в амортизаторах. На борту установлен электронный ограничитель скорости MSC (Maximum Speed Control), а в качестве помощника водителю используются адаптивный круиз-контроль ACC (Adaptive Cruise Control) и бортовой контроллер за движением по дорожной разметке LGS (Lane Guard System). Если так и дальше пойдёт, того и гляди, в будущем водитель может стать в автобусе простой формальностью…

          

Техника XXI века

Характеризуя свой продукт, немцы не жалеют эпитетов, превосходной степени и прилагательного «новый»: новый флагман, новый дизайн, новая концепция. Не скупится на похвалу и пресса, отводя ему в специализированных журналах центральные статьи. И есть за что. Великолепный внешний вид автобуса – заслуга дизайнера Михаэля Штрейхера, сумевшего объединить инновации с традициями. Любопытная деталь: монитор с картой и указанием маршрута есть не только в салоне, но и в кабине водителя. В числе других особенностей – подруливающая задняя ось, уменьшающая радиус разворота.

Кузов автобуса выполнен по модульной схеме. Его основанием служит каркас-ферма, сваренная из стальных профилей коробчатого сечения. Она, кстати, получает антикоррозионную обработку. Внешняя обшивка сделана из листовой нержавеющей стали, а передняя «маска» и панель кормы – из стеклопластика. Встроенные элементы пассивной безопасности есть спереди и сзади, а по бокам проложен силовой защитный пояс из усиленного стального бруса. Он призван защитить пассажиров в случае касательного столкновения с высокими кабинами грузовиков, а также бортами прицепов и полуприцепов. Стёкла в автобусе тонированные, боковые – двухслойные, с вакуумной «прослойкой», предотвращающей запотевание или обмерзание. Сильно наклонённое назад лобовое стекло пассажирского салона снабжено многопозиционным стеклоочистителем.  

«Лишний» метр габаритной длины на новом лайнере был убран за счёт уменьшения колёсной базы на 300 мм и укорачивания заднего свеса на 650 мм. Это повлекло за собой уменьшение полезного пространства багажных отсеков на 1 м3, но в целом дало положительный эффект. Благодаря электрогидравлической подруливающей оси EHLA при колёсной базе 6,2 м диаметр разворота составляет 21,5 м, что для такого гиганта совсем неплохо. Маневрирование существенно упрощается за счёт установки видеокамеры заднего вида и парковочных датчиков. В серийное оснащение входит электронная система распределения тормозных сил EBS со встроенными ASR/ABS и так называемым ассистентом торможения, дисковые тормозные механизмы, темпомат, гидроусилитель руля. Из технических особенностей нового лайнера следует выделить электромагнитный тормоз-замедлитель, а также электронную систему, способную остановить многотонную громадину в случае, если во время движения водителю стало плохо или он задремал.

Рабочее место водителя по-неоплановски комфортабельно. Оно, как и весь необычный интерьер, выполнено в духе концепта НС и с точки зрения эргономики практически безупречно. Даже диаметр четырёхспицевого рулевого колеса выверен скрупулезно. Незаменимым помощником человека служит электроника. У системы диагностики последнего поколения есть и свое название: CAN-Bus-System.

Оснащением предусмотрено наличие на борту кофеварки и охладителя напитков, мини-бара и СВЧ-печи, холодильника и видеодвойки. В качестве дополнительного оборудования предлагаются ксеноновые фары, омыватель фар, спутниковая система навигации GPS, CD-плейер с чейнджером на 10 компакт-дисков, бортовой телефон, компактный кухонный комплекс с нагревателем воды и мини-грилем, климатические установки и многое другое.

 

Выгода перевозчика

Не нужно ходить к гадалке, чтобы понять, насколько привлекательным для транспортной компании является «Звёздный лайнер». Обладая таким средством передвижения, можно планировать удивительные автобусные туры – от экскурсионных по городу до туристических в дальнее зарубежье. Не возбраняется использовать его на корпоративных заказах, «экономика» которых не является тайной за семью печатями. А пока гражданам России и стран СНГ (да и иностранцам тоже) приходится довольствоваться старенькими машинами, давно отслужившими свой век или бегающими на последнем издыхании.

Межсервисный интервал на Neoplan Starliner SHD увеличен до 80 тыс. км, и это не может не нравиться операторам, занятым в сфере пассажирских перевозок. При грамотной эксплуатации и своевременно проводимом сервисном обслуживании такой лайнер будет служить хозяину верой и правдой долгие годы. Есть только одна загвоздка: срок окупаемости такой пассажирской машины очень велик, и доверить её можно только профессионалу с большой буквы. А такие специалисты в российских транспортных компаниях – буквально наперечёт. Так что «автобус 2006 года» для большинства автобусных парков России пока так и остаётся мечтой – хотя и  теоретически осуществимой, но практически – недостижимой.