Подвижной состав "«Американцы» в России"


Необходимость обновления подвижного состава некоторых российских автопарков обусловливает необходимость поиска техники, по возможности сочетающей в себе надёжность, экономичность эксплуатации с должным уровнем комфорта, особенно необходимого при осуществлении магистральных перевозок на значительные расстояния. В поисках вариантов выхода из создавшейся ситуации всё большее внимание россиян обращает на себя американская автотехника. Среди организаций, занимающихся вопросами её поставки на российский рынок, а также организации надлежащей сервисно-ремонтной сети и обеспечения необходимыми запчастями, заметное место занимает компания «Гудвил Холдинг».

 

На пути становления компании

Начало истории компании «Гудвил» (это слово означает «добрая воля») было положено в августе 1992 года. Из четырёх физических лиц – её создателей трое были менеджерами среднего звена совместного российско-бельгийского предприятия «ЕвроДант», занимавшегося транспортно-экспедиторскими услугами в Санкт-Петербургском морском торговом порту. Уставный капитал составлял всего 10 тыс. руб., а штат сотрудников насчитывал 5 человек, включая помимо учредителей одного наёмного работника. К настоящему же времени из того первого состава в компании остались и работают двое – генеральный директор И. Юрченко и коммерческий директор И. Волошко.

Первоначально у компании было два направления деятельности. Во-первых, речь идёт об экспорте в Эстонию овощей, которым она занималась около года. Постепенно указанное направление сошло на нет вследствие выравнивания цен на овощи в России и Эстонии, больших издержек на границе и т. д. Кроме того, осуществлялась экспедиторская деятельность, которая в ту пору приносила стопроцентную прибыль. В частности, в 1992-1993 гг. был заключён первый в Санкт-Петербурге договор на экспедирование с американской компанией SeaLand.

Рентабельность в транспортно-экспедиторском бизнесе в то время была весьма высока. Даже когда в течение месяца «обрабатывалось» менее 10 контейнеров, заработанного хватало на содержание офиса и оплату персонала. Но такое положение не могло сохраняться долго, поскольку транспортные компании стали самостоятельно выходить на владельцев груза. С другой же стороны, крупные экспедиторские фирмы получили возможность приобретения собственного парка машин. По этому пути и пошла компания «Гудвил».

Транспортный бизнес «Гудвила» берёт своё начало с покупки в 1994 г. одного подержанного полуприцепа-контейнеровоза ЧМЗАП, для которого был арендован тягач КАМАЗ. Такой вариант тогда оказался экономически выгодным, после чего руководством компании было принято решение о дальнейшем приобретении других транспортных средств.

Отдельная история была связана с арендой в 1995 г. нового автомобиля Sisu грузоподъёмностью 65 т, оснащённого двигателем Cummins, а также спецприцепа. Наличие в парке такого тягача стало первым опытом знакомства с импортной техникой. Помимо всего прочего, в указанный период началось снижение рентабельности внутрироссийских перевозок, что дало толчок к принятию решения о вступлении в АСМАП и выходу на международный рынок автоперевозок между Финляндией и Россией.

Как рассказал коммерческий директор «Гудвил Холдинг» И. Волошко, определённые сложности в осуществлении деятельности компании возникли осенью 1997 года, когда финны решили измерить высоту автопоезда в составе КАМАЗа в сцепке с полуприцепом ЧМЗАП, укомплектованным обычным 40-футовым контейнером. Оказалось, что она превышает 4 м. В результате подобные машины перестали пускать в Финляндию. После тщательных «промеров» каждой единицы всё же удалось подобрать всего две сцепки, отвечающие стандартам по высоте и другим жёстким требованиям. При этом эксплуатация остального подвижного состава на обозначенном маршруте оказалась невозможной.

Успешно решить указанную проблему помогло приобретение американской техники. В частности, было закуплено два американских контейнеровоза типа Goosneck. Таким образом в парке появились американские контейнеровозы (1971 и 1973 гг. выпуска), которые впоследствии хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. Кроме того, с их помощью можно было без спецразрешения перевозить стандартные контейнеры, а при наличии разрешения – даже нестандартные контейнеры High Cube с увеличенной высотой.

Через некоторое время остро встала проблема обслуживания названного подвижного состава, связанная с отсутствием запчастей. Например, на одном из контейнеровозов при проведении техобслуживания была обнаружена раковина на одном из колец подшипника. Попытка найти нужную запчасть в Петербурге не увенчалась успехом.

Поскольку необходимых подшипников не оказалось в то время ни в России, ни в Европе, поиски переместились в США. В результате руководители «Гудвила» обнаружили, что запчасти на контейнеровозы выпуска 70-х годов прошлого века в США можно купить без проблем, причём по цене, которая на порядок ниже европейских аналогов.

Во время очередного рейда на российско-финляндской границе перевозка на КАМАЗах опять оказалась под угрозой, и, как выяснилось, запрет был введён теперь окончательно. Для продолжения перевозок был приобретён в рассрочку на три месяца седельный тягач International 9700. Результатом стала организация системы, когда контейнеры, привозимые автопоездом в Санкт-Петербург, перегружались на КАМАЗы, которые довозили их дальше до Москвы. Но однажды в декабре 1997 г. ситуация сложилась таким образом, что КАМАЗы не успели вернуться из Москвы в Санкт-Петербург, и было принято решение послать тягач International в российскую столицу. Это решение оказалось не совсем удачным, поскольку, не достигнув пункта назначения, автопоезд попал в ДТП. После этого случая руководители «Гудвила» стали искать выход из такого положения. В частности, отрабатывались различные варианты: приобретение в США сломанного тягача, отдельных запчастей и т. д. В итоге всё же остановились на покупке исправного автотранспортного средства. Таким образом, был впервые заказан седельный тягач International 9700 в США.

За первой машиной последовали другие. Дело оказалось выгодным, качество приобретённых транспортных средств – хорошим. Все эти обстоятельства повлекли за собой принятие решения о замене всего собственного парка КАМАЗов на тягачи International. Как рассказал И. Волошко, «увидев преимущества этих «американцев», наши знакомые автоперевозчики попросили поставить аналогичные машины и для них. Так мы получили первые заказы».

В начале августа 1998 г. был продан последний КАМАЗ, а 18.08.1998 г. в России произошёл пресловутый дефолт. «На этот момент в пути находились несколько тягачей, которые шли для клиентов с отсрочкой платежа. Клиенты от машин отказались, мы реализовать их не смогли даже по цене ниже себестоимости и приняли единственно возможное решение – оставить их в своём парке. Именно американская машина помогла нам выжить и полностью рассчитаться с долгами уже к январю 1999 года», – отметил коммерческий директор «Гудвил Холдинга».

Увеличение парка машин и необходимость их обслуживания повлекли за собой проработку вопросов создания собственной ремзоны, а также поиска надёжных поставщиков запчастей в США. В результате появился первый небольшой склад. Кроме того, с организацией регулярных поставок запчастей появились первые клиенты.

Развитие бизнеса, расширение парка и объёмов импорта техники, а также номенклатуры приобретаемых запчастей обусловили необходимость поиска дополнительных площадей. Стало ясно, что следует искать место, которое могло бы стать в перспективе базой для развития компании. Это позволило бы удобнее разместить и парк собственных машин, и импортируемую технику, и запчасти. Долгие поиски привели в город Пушкин Ленинградской области, где теперь, на территории бывшего автопарка, и размещаются подразделения «Гудвил Холдинга».

В начале весны 2000 г. состоялся переезд на новую площадку, после чего началось её обустройство. Вместе с тем продолжался процесс приобретения подвижного состава в США. Кроме того, подбирался штат слесарей, которые постепенно накапливали опыт ремонта и обслуживания американской автотехники. Таким образом, к настоящему времени штат сотрудников составляет около 120 человек. В структуру компании ныне входит несколько самостоятельных подразделений. В частности, одно из них обеспечивает предпродажную подготовку машин, а также выполнение сервисных и ремонтных работ, в которых занято более 40 человек. Существует и служба, отвечающая за приобретение запчастей, в составе которой порядка 15 сотрудников. Одним из основных является отдел продаж. Его работу обеспечивают 6 менеджеров, один из которых отвечает за успешное взаимодействие с дилерами. Кроме того, естественно, имеются административно-хозяйственные подразделения, а также юридический отдел.

 

Новый этап развития

В октябре 2001 г. в офисе «Гудвил Холдинга» впервые появились представители концерна DaimlerChrysler, приобретшего к тому времени Freightliner. Это было связано, главным образом, с возникшими затруднениями с реализацией подержанных седельных тягачей International 9700 на внутреннем рынке США. После оценки возможностей российского рынка было принято решение о начале поставок названных машин морским путём в Хамину (Финляндия), откуда они уже своим ходом поступали к российскому заказчику.

В сентябре 2004 г. «Гудвил Холдинг» посетило руководство Freightliner в лице старшего вице-президента Джона Мерфилда и директора по экспорту Кена Дана. Гости на месте ознакомились с уровнем организации российской компании, дав должную оценку возможностям службы сервиса и широте ассортимента запчастей на складе. А уже в середине октября этого же года был проведён обучающий семинар специалистов, которые под руководством опытного менеджера по обучению Билла Мюррея детально ознакомились с особенностями техобслуживания машин, выпускаемых этой американской фирмой. В результате «Гудвил Холдинг» стал, по существу, первой российской компанией, готовой предоставить полный спектр услуг по гарантийному обслуживанию новых тягачей Freightliner.

Плодотворные результаты завязавшегося сотрудничества с американцами не замедлили сказаться. Уже в декабре 2004 г. между компаниями Freightliner LLC и «Гудвил Холдинг» был подписан договор, в соответствии с которым указанная российская компания стала первым New trucks dealer Freightliner в России.

В марте 2005 г. «Гудвил Холдинг» впервые собрал представителей своих дилеров на конференцию, в которой приняли участие руководители 8 компаний из различных регионов России. В ходе мероприятия специалисты обменялись накопленным опытом, а также разработали совместный план продвижения американской грузовой техники и объединения дилеров в единую сеть. Помимо этого, были подведены итоги работы за 2004 год и названы победители в номинациях «Лучший дилер по продаже техники» и «Лучший дилер по продаже запасных частей».

На сегодняшний день дилерская сеть «Гудвила» насчитывает порядка 10 компаний в различных регионах России, включая Москву, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Уфу, Тюмень, Омск, Иркутск, Улан-Удэ. Помимо налаживания продаж техники, основным требованием для заключения дилерского договора стало появление собственного склада запчастей.

Одним из основных сдерживающих факторов успешного продвижения американской техники является отсутствие в России надлежащего количества сервисных центров. Все участники конференции отметили возросшую необходимость их создания, без чего динамика продаж американской техники в целом на российском рынке может значительно замедлиться. Именно поэтому такое большое внимание было уделено данной проблеме в ходе конференции. Кстати, среди дилеров «Гудвил Холдинга» успешно действуют сервисные службы в Ростове-на-Дону, Омске, Тюмени и Иркутске. В Нижнем Новгороде идёт активная работа по расширению сервисной базы. На ближайший год планируется открытие сервиса и в других дилерских регионах. Даже было принято решение о том, что дисконтная карта «Гудвил Холдинга» на приобретение запчастей и сервис станет единой и будет действовать во всей дилерской сети.

На конференции были подведены итоги дилерской программы за 2004 год. Много внимания было уделено обмену опытом. Дилеры представили свои компании, ознакомили собравшихся с историей и дальнейшими тенденциями их развития. По мнению всех участников конференции, перспективы завоевания американской техникой российского рынка достаточно благоприятные. «Гудвил Холдинг» со своей стороны делает многое для того, чтобы обеспечить профессиональный сервис техники в регионах России и наличие там складов запасных частей. Именно с этой целью и создаётся дилерская сеть.

На сегодняшний день общая площадь, занимаемая «Гудвил Холдингом», составляет 18472 м2. Причём из них 120 м2 отдано под офис, 892 м2 отведено для сервисного центра, а 517 м2 занимает участок производства полуприцепов. С вводом в эксплуатацию нового здания удалось получить дополнительно 564 м2 площадей сервисного центра, позволяющих одновременно обслуживать до 6 машин.

 

Впервые на российских трассах

Компания «Гудвил Холдинг» на Международном Автотранспортном Форуме, состоявшемся в Москве в начале ноября прошлого года, официально объявила о начале поставок новой грузовой техники Freightliner на российский рынок. «Тягач Freightliner – собери его сам!» - так сформулирована концепция американцев в России. Теперь появилась возможность приобретения машин в той комплектации, которая соответствует потребностям российского рынка и соответствующим условиям эксплуатации. В частности, будет предлагаться индивидуальная комплектация для каждого покупателя. Freightliner предлагает несколько различных вариантов оснащения: кабины со спальным местом и без него, различные типы двигателей, механические и автоматические КПП, возможность дополнительного обогрева кабины, блокировки межосевых и межколёсных дифференциалов и т. д. Так что теперь дело за потребителем. Именно ему определять, какой должна быть его машина.

А 1 ноября 2005 г. в рамках выставки первого Международного Автотранспортного Форума на стенде компании «Гудвил Холдинг» состоялся премьерный показ новых «американцев». Две модели – Argosy и Columbia CL 120 – ознаменовали официальный выход Freightliner на российский рынок. Ещё в середине сентября прошлого года эти новинки были отправлены на ФГУП «НИЦИАМТ» (Дмитровский автополигон). К настоящему же времени «американцы» уже успешно прошли сертификационные испытания на соответствие российским стандартам.

В официальной презентации приняли участие первые лица «Гудвил Холдинга», Freightliner, Detroit Diesel, DaimlerChrysler и другие гости. В своем выступлении генеральный директор «Гудвил Холдинга» И. В. Юрченко отметил, что «американская техника уже перестала быть экзотикой на российских дорогах. Она не разочаровала владельцев, на деле доказав свою практичность и экономичность, надёжность и простоту эксплуатации». Так что техника Freightliner вполне соответствует российским условиям. «Официальный выход Freightliner – это итог первого десятилетия работы и начало нового этапа освоения российского рынка. Для нашей компании большая честь быть первым официальным дилером Freightliner в России», – отметил И. В. Юрченко.

В свою очередь, представитель американской стороны г-н Патрик Ральке – ответственный за экспорт тягачей Freightliner в Россию – также обратил внимание на значимость официального выхода компании на российский рынок: «Freightliner – крупнейший в Северной Америке экспортёр тяжёлых грузовиков. Мы поставляем технику в 38 стран мира, и в наших планах – сделать Россию 39-й по счёту страной, в которую осуществляется экспорт техники Freightliner». При этом предполагается обеспечить поддержку дилерам указанных машин в России, продолжая дальнейшее развитие дилерской сети. «Наша идея – предоставить покупателям в России те же условия, на которых мы работаем в Америке, а именно: автомобиль в индивидуальной комплектации», – добавил г-н Ральке.

После официальной церемонии все присутствующие получили возможность оценить Argosy и Columbia CL 120, представших во всей своей красе. Яркий и эффектный премьерный показ указанной техники сопровождался соответствующей шоу-программой. По словам всех участников, презентация стала настоящим праздником. Стоит добавить, что автомобиль Freightliner Columbia стал одним из победителей в номинации «Лучший грузовик Форума».

Интересно, что продемонстрированные в Москве «американцы» были укомплектованы с учётом российских условий эксплуатации. В частности, следует отметить «двойную» теплоизоляцию кабины. Кроме того, в условиях российского бездорожья опытные автомобилисты сумеют по достоинству оценить наличие межосевых и межколёсных блокируемых дифференциалов среднего и заднего мостов. Мощный двигатель производства Detroit Diesel, установленный на каждом из тягачей, сертифицирован в соответствии с нормами Евро-3. Следует также отметить усиление пневмоподвесок среднего и заднего мостов. Обращает на себя внимание и увеличение расстояния между осями колёс указанных мостов. Теперь оно стало равным 54 дюймам или 1,37 м. В результате на соответствующие мосты приходится по 8 т полной массы машины. Что касается передней подвески, то и на Argosy, и на Columbia CL 120 применены малолистовые рессоры, а также двухтрубные телескопические амортизаторы двухстороннего действия. При этом передняя рессора на Argosy несколько короче и, соответственно, несколько жёстче, чем на Columbia, что обусловлено меньшей величиной колёсной базы. В частности, последняя у Argosy равна 165 дюймам, в то время как у Columbia она соответствует 215 дюймам. В процессе адаптации к российским условиям изменения коснулись и светового оборудования. Оно было заменено на соответствующее российским и европейским стандартам.

В 2006 г. «Гудвил Холдинг» планирует поставить 100 новых тягачей. Машины соответствуют всем европейским нормам и российским ГОСТам. Freightliner предоставляет базовую гарантию один год без ограничения пробега и два года на агрегаты без ограничения пробега. Гарантийное обслуживание будут обеспечивать официальные дилеры Freightliner в России. Кроме того, обслуживать двигатели можно на авторизованных сервисах Detroit Diesel, Cummins, Caterpillar.

 

Полуприцепы-низкорамники собственного производства

К слову сказать, компания «Гудвил Холдинг» уже успешно прошла в Госстандарте России и ФГУП «НАМИ» сертификацию производства низкорамных полуприцепов-контейнеровозов. Они вполне соответствует требованиям, предъявляемым к международным производителям транспортных средств, а также российским стандартам (в соответствии с нормами ISO 3779, 3780, ГОСТ Р 51980). Кстати, полуприцепы сконструированы с учётом директивы ЕС 96/53, в соответствии с которой использование контейнеровозов старых типов с 31.12.2006 г. станет невозможным.

Конечно, речь идёт о сборке конструкций, осуществляемой с помощью импортных комплектующих, среди производителей которых оказались Dana, Meritor, Neway Holland, Wabco, Hutchens. Большинство комплектующих полуприцепов рассчитано на тяжёлые условия эксплуатации и подходит для использования на российских дорогах. Теперь появилась возможность перевозить не только 40-футовые стандартные контейнеры высотой до 2,6 м, но и 40-футовые нестандартные (High Cube) высотой 2,9 м и общей массой до 31 т без получения спецразрешения.

Как правило, полуприцепы-контейнеровозы выпускаются под конкретный заказ. Причём максимальные производственные мощности составляют до 20 единиц техники в месяц. При этом осуществляется выпуск трёх видов полуприцепов. Среди них самым дешёвым является двухосный вариант, комплектуемый рессорными подвесками. Именно он в наибольшей степени подходит для внутренних российских перевозок.

Кроме того, предусмотрено и трёхосное исполнение полуприцепа-контейнеровоза на рессорных подвесках. Подобный вариант подойдёт, например, для перевозок из Финляндии, поскольку адаптирован к требованиям европейского рынка. Ведь в соответствии с европейскими нормами регламентируется расстояние от шкворня полуприцепа до среднего моста трёхосного полуприцепа или оси балансирной подвески – для двухосной конструкции. И этому требованию не удовлетворяет двухосная конструкция, которая, однако, обеспечивает оптимальную «развесовку».

Помимо указанного, существует и вариант изготовления трёхосного полуприцепа с применением пневмоподвесок. Это позволяет получить повышенную плавность хода, что бывает необходимо при перевозке грузов, чувствительных к динамическим нагрузкам.

Следует отметить, что полуприцепы удовлетворяют современным требованиям безопасности. В частности, они оборудованы рабочей и стояночной тормозными системами, а также ABS фирмы Wabco. Упомянутые полуприцепы могут быть использованы в составе автопоезда и с тягачами российского производства при соблюдении соответствующей нагрузки на седельно-сцепное устройство и высоте его расположения 1,1 м. Гарантийное и постгарантийное обслуживание проводят на сервисной станции «Гудвил Холдинга».

Таким образом, на сегодняшний день компания «Гудвил Холдинг» является одним из крупных поставщиков американской автотранспортной техники на российский рынок. Наличие собственной дилерской сети, а также возможности проведения сервисного обслуживания и замены необходимых запчастей, несомненно, сыграют положительную роль при выборе российскими автоперевозчиками подвижного состава для обновления парка своих автохозяйств.

 

Юрий ПОЛЯКОВ