Выставки "Для кого загораются «Северные звёзды»?"


Крупнейшая в Северо-Западном регионе России ежегодная международная автомобильная выставка «Авто + Автомеханика Санкт-Петербург» проводилась нынче в городе на Неве уже в 13-й раз. Этот автофорум, организуемый ОАЛ «Ленэкспо» совместно со всемирно известной выставочной фирмой Franktfurt Messe при участии многих других ассоциаций и союзов, входит в международный проект Automechanika Global, включающий в себя 9 выставок, проводимых в странах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Он переживал за свою недолгую биографию разные времена со своими взлётами и падениями.

 

Индикатор бизнеса

Автомобильным выставкам, шоу и т. д. на планете – несть числа. И мировым, и континентальным, и региональным. Где-то они – парад прогресса автомобилестроения, где-то – взгляд в замочную скважину будущего, где-то – натужное стремление продемонстрировать, что «мы ещё живы», где-то – сгусток годовой деловой жизни, когда посетители и экспоненты натирают авторучками на пальцах мозоли, подписывая контракты. Наблюдая за каждой из них, можно сделать точные выводы о состоянии экономики и транспорта того или иного региона.

Сказать по правде, в последний раз на этой выставке, традиционно проходящей в выставочном комплексе на берегу Финского залива, я был давненько, году в 1999-м или 2000-м – вскоре после печально известного дефолта, повергнувшего саму экономику региона и транспортную отрасль в упадок. Экспозиция была, мягко говоря, довольно скромной и даже убогой. И настроение таким же – под стать промозглому ветру с залива и вызванному пресловутым дефолтом унынию в транспортном бизнесе. И заголовок к отчёту с той выставки был невесёлым: «Рекламная пауза на Маркизовой луже».

За эти несколько лет изменилось многое. Когда изо дня в день ходишь по одним и тем же улицам, ездишь одними и теми же маршрутами, трудно заметить происходящие вокруг изменения. Но при пятилетнем интервале они бросаются в глаза очень ярко. Первое, что невозможно было не заметить в самом Питере, – на улицах заметно «посвежел» подвижной состав пассажирских автобусов и грузовиков. Очень много юрких и уже ставших привычными питерскому глазу комфортных Scania OmniLink, собранных здесь же, а также НефАЗов, многих других новых и подержанных российских и зарубежных автобусов. Стареньких «Икарусов» и ЛАЗов уже почти не видно. Так что и оживлённый интерес экспонентов и посетителей к 13-й выставке «Авто + Автомеханика» естественным образом отражал состояние транспортного бизнеса в регионе.

Вряд ли для читателей сугубо профессионального журнала особый интерес представляет полное описание всей выставки, а посему посмотрим на неё с позиции конкурса «Коммерческий транспорт: Северные звёзды-2005», который уже в третий раз проводился здесь журналом «Автоперевозчик», ВАО «Ленэкспо» и рекламным агентством «Продвижение» при поддержке производителя масел Shevron. Цель его – содействие развитию производства и продажам коммерческого автотранспорта, повышению качества коммерческого автотранспорта и содействие развитию автоперевозок в России.

 

Всё для пассажира

В категории коммерческого транспорта наиболее широко были представлены пассажирские машины всех категорий. Казалось бы, по количеству экспонатов самой скромной была экспозиция Scania – всего два автобуса. Но именно на них стоит остановиться более подробно – не только потому, что оба они были отмечены призами конкурса «Коммерческий транспорт: Северные звёзды-2005», но прежде всего потому, что технически эти две новинки, представленные ООО «Скания-Питер», во многом стали новым словом шведов.

Низкопольный Scania OmniLink давно стал привычным участником городского и пригородного дорожного движения. Репутация этого ультрасовременного чуда автобусостроения из алюминиевых профилей без применения сварки исключительно высока и среди пассажиров, которым он даёт комфорт, безопасность и скорость, и среди перевозчиков, которым он обеспечивает стабильную и доходную работу. Однако на сей раз в выставочном павильоне на берегу Финского залива состоялась премьера нового Scania OmniLink c двигателем OC9 GO2 с общей системой CNG, работающей на сжатом природном газе (обладатель специального приза конкурса «Коммерческий транспорт: Северные звёзды-2005»). Здесь установлен такой же базовый двигатель, как и при работе на дизельном топливе, и привычная коробка передач ZF 5HP502. При работе на сжатом газе силовой агрегат выдаёт «на-гора» 260 л. с. (191 кВт), крутящий момент – 1100 Н∙м при 1200 об/мин.

 

 

На крыше автобуса установлены четыре 320-литровых композитных газовых баллона в алюминиевой облицовке, покрытых углеводородным волокном. Производитель предусмотрел две схемы заправки баллонов топливом: медленная и быстрая (всего за 4 минуты). Полная заправка обеспечивает пробег автобуса около 500 км при движении в городских условиях. Так что расход недорогого и исключительно экологичного топлива составляет 192 г/кВтч.

Когда речь заходит об использовании сжатого газа в качестве автомобильного топлива, уместен вопрос о безопасности транспортного средства и его пассажиров. Комплектная газовая система автобуса Scania OmniLink c системой CNG создана в соответствии с требованиями ECE R110. Каждый баллон оборудован тремя термопредохранителями, которые открываются при температуре +110°С для сброса давления в баллонах в случае пожара. Кроме того, в каждом баллоне установлен регулятор расхода газа, который автоматически закрывается в случае повреждения топливопровода. В каждом баллоне есть магнитный клапан, который прекращает подачу топлива в случае остановки двигателя или в случае, если датчик столкновения зафиксирует ДТП. А ещё пожарные датчики установлены в моторном отсеке. Их задача – предупредить водителя о возникновении пожара.

Вторая новинка, представленная «Скания-Питер», – 51-местный (50 пассажиров + водитель) автобус для междугородных и чартерных перевозок Scania OmniLine IL94 IB с колёсной формулой 4х2 – был высоко оценён посетителями выставки «Авто + Автомеханика Санкт-Петербург» (по традиции, именно они были судьями в конкурсе «Коммерческий транспорт: Северные звёзды-2005»), присудившими ему победу в номинации «Лучший зарубежный автобус».

Как и Scania OmniLink, кузов Scania OmniLine сделан из алюминия, а передняя и задняя панели выполнены из стеклопластика. Поскольку алюминию и пластику незнакомо такое понятие, как коррозия, это значительно снижает затраты на техническое обслуживание автобуса. Кроме того, благодаря малому весу этих материалов, существенно снижен расход топлива.

OmniLine выпускается в вариантах длиной 12 и 13,5 м. Очень удобен в техобслуживании: доступ к основным узлам предельно прост. Люк моторного отделения поднимается вверх параллельно кузову, практически не занимая места в гараже. Просторен моторный отсек. Аккумуляторы установлены на выдвижном поворотном поддоне. Линейка двигателей состоит из трёх 9-литровых силовых агрегатов Scania мощностью 220, 260 или 330 л. с., имеющих высокий крутящий момент при низких оборотах и соответствующих требованиям Евро-3. От многих «одноклассников» этот автобус отличает высокий уровень безопасности. На всех колёсах установлены дисковые тормоза, оснащённые антиблокировочной системой. Прочность каркаса безопасности для пассажиров и водителя обеспечивает её высокий уровень даже в случае опрокидывания автобуса и по надёжности ничем не отличается от защиты, применяемой шведским концерном в туристических лайнерах.

Приятная и лёгкая в управлении механическая КПП оснащена системой Comfort Shift и встроенным гидравлическим замедлителем (через рычаг переключения импульс передаётся при помощи электропневматики, так что когда вы едете с набором скорости на третьей передаче, можно заранее перевести рычаг на четвёртую, а уже потом, когда скорость достигнет необходимой, переключить её педалью сцепления). Кстати, при довольно-таки внушительных габаритах машина очень манёвренна.

Стоит отметить: при подсчёте анкет, в которых посетители выбирали лучший зарубежный автобус, несмотря на то, что на нынешней выставке конкуренция в этом сегменте рынка была довольно серьёзной, отрыв от основных конкурентов, представивших весьма достойную технику, оказался очень значительным.

 

 

 

«Лего» по-китайски

Кстати, о конкурентах. В Санкт-Петербурге автобусы зарубежного производства представляли Китай, Южную Корею, Украину и Индию.

Как и на всех крупных российских автомобильных выставках в последние годы, очень внушительно был представлен китайский автопром. Причём уважение и некоторую зависть вызывает тот факт, что если китайцы экспонируют некую новинку, это вовсе не означает, что на стенде стоит выставочный эксклюзив, собранный «на колене», который колесит с выставки на выставку, устало демонстрируя достижения автопрома, которому до серийного производства очень далеко. Это машина, которую уже можно покупать и на которой можно работать.

Как и промышленность всех стран с переходной экономикой, Китай не миновали «болезни роста». Когда на рынки стран СНГ мутным потоком хлынул дешёвый китайский ширпотреб, мы очень быстро усвоили, что всё китайское – это очень дешёво, но сделано халтурно. Впрочем, к подобному понятию мы привыкли слишком поспешно, поскольку созданные в этой стране условия для иностранного бизнеса очень скоро привлекли туда лидеров мирового автомобилестроения. Многочисленные европейско-китайские тандемы в рекордные сроки выдали «на-гора» по-европейски качественную продукцию фактически по китайским ценам. Очень заинтересованно подошли к сотрудничеству с Китаем немецкие промышленники. Дело в том, что нынешний пакет социальных гарантий работникам, предусмотренный государством, формировался в период бурного подъёма экономики Германии. Нынче ситуация изменилась более чем существенно, и цена тех же немецких автобусов, куда законодательным образом «забиты» те самые социальные гарантии, на которые имеет право немецкий наёмный работник, стала неконкурентоспособной на мировом рынке, что, естественно, невыгодно производителю. Выход из положения? А вот он, в Китае. За очень невысокую плату ведомые ЦК КПК рабочие готовы трудиться очень честно и качественно. Результатом сотрудничества стал завод по производству автобусов в провинции Ютонг. Качество – немецкое, цена – китайская.

Тем более что современное автомобилестроение только в исключительных случаях носит эксклюзивный характер, когда производитель хотя бы основные узлы и агрегаты изготавливает сам (пример такого исключения из правил – автобусное производство Scania). В подавляющем же большинстве автобусное производство напоминает детский конструктор Lego: мировая специализация в производстве тех же силовых агрегатов, мостов, полуосей, трансмиссий давно сформировалась, и производителю автобуса остаётся лишь изготовить (или купить) раму и скомпоновать из различных комбинаций агрегатов собственное видение транспортного средства для перевозки пассажиров. Важно только добиться от своего государства снижения или отмены ввозных пошлин на комплектующие узлы и агрегаты, высокого качества сборки при максимально дешёвой рабочей силе, заказать современный дизайн-проект, наладить гарантийное и послегарантийное обслуживание техники на потенциальных рынках её продажи – и заняться рекламой…

Городские низкопольники на выставке в Питере были представлены довольно широко. Характерный пример – Yutong ZK6118HGA. По дизайну машина вполне современна, в дорожном потоке её с трудом отличишь от десятков других «одноклассников». 245-сильный дизельный силовой агрегат – шестицилиндровый Cummihs C 245 20 рабочим объёмом 8 300 см³ с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха и механическим прямым впрыском топлива. В стандартной комплектации предусмотрена механическая 5-ступенчатая КПП QJ 805, но по желанию покупателя может быть установлена автоматическая 5-ступенчатая Allison T310R с гиротрансформатором на первой ступени, трёхклавишным селектором переключения скоростей и встроенным ретардером. Рулевой механизм – ZF 8098 со строенным сервоусилителем. Зависимую подвеску выбирает сам покупатель – либо рессорную, либо пневматическую Contitech 916N1 с двумя пневмобаллонами на передней оси и четырьмя – на задней. Тормоза – без особых изысков: на обоих контурах установлены барабанные механизмы. Haldex автоматически регулирует тормозные механизмы. Завершающий штрих в детском конструкторе Lego под названием «Тормозная система автобуса» – антиблокировочная система производства Wabco, которая, как известно, в рекламе не нуждается.

Рабочее место водителя по комфорту, обзорности и безопасности ничем не отличается от мановского. На приборной панели установлен информационный дисплей для водителя, его сиденье снабжено пружинной подвеской, подголовником, двумя регулировками положения и классическим трёхточечным ремнём безопасности. В салоне установлено 35 антивандальных пластиковых сидений Vogel CT 440, всего же здесь помещается, по мнению производителя, 100 пассажиров (откровенно говоря, мне показалось, что пассажиров «российского производства» поместится меньше).

На стенде Yutong мне довелось побеседовать с руководителем одной из питерских транспортных компаний, осуществляющих городские пассажирские перевозки. И вот что он сказал:

- Год назад я взял 15 таких машин. Никаких проблем! Сервис есть. Мои ребята за этот год на автобусах только ездили – причём с чистыми руками. По два раза на ТО подъехали – и всё.

Стоит такое китайское «автобусное Lego» 90 тыс. долларов. Разговор о растаможке излишен. Всего Yutong представил в Санкт-Петербурге шесть моделей автобусов самых разных «калибров». Если учесть, что все они – качественно собранные «конструкторские наборы» комплектующих от лучших производителей, к тому же обеспеченные сервисом в регионе, то цена их – более чем привлекательна. Например, 23-местный (22 места для сиденья + водитель) городской автобус ZK6737D, вмещающий всего 32 пассажира, обойдётся перевозчику в 48 тыс. у. е. За туристический лайнер, «нафаршированный» полным «джентльменским набором» для удобства работы водителя и гида, а также комфорта туристов, необходимо выложить 170 тыс. долларов. Однако Yutong даже в масштабах не самой крупной в России автомобильной выставки вовсе не был рекордсменом по низкому уровню цен.

Продукцию и интересы ещё одного посланника из Поднебесной – автобусы Golden Dragon – представляла автомобильная корпорация «Грузомобиль». К примеру, низкопольный городской автобус City Bus 6112 UE1 общей вместимостью 90 пассажиров c 220-сильным двигателем Cummins CKD C220-20 обойдётся перевозчику в 76 449 долларов. А туристический 12-метровый автобус большого класса Grand Сruiser 6129 E1 c 300-сильным дизелем Cummins CKD C300-20 – в 118 499 долларов. В его «джентльменский набор» входит 55 мягких кресел с регулируемыми спинками и шириной сидений, отопители салона, кондиционер верхнего расположения, видеоконтроль движения задним ходом, полки для багажа, дистанционное управление пассажирских дверей, солнцезащитный козырёк, ставшая уже привычной пара телевизоров с ЖК-экранами.

Характерно, что автобусы Golden Dragon уже несколько лет «обкатываются» за Уралом, и отзывы перевозчиков о них – самые лестные: выносливы, неприхотливы в эксплуатации, обладают завидным моторесурсом. Golden Dragon сделал ставку и на европейские машинокомплекты, и на японские Hi-Fi технологии столь уважаемых автопроизводителей, как Hino, Toyota, Nissan.

Цена же городского или пригородного автобуса особо малого класса City Shuttle 6720 C1 на 14 посадочных мест и 28 пассажиров составляет 34 459 долларов.

И не стоит забывать, что китайцы, в отличие от некоторых российских, белорусских и украинских производителей, не забывают о своевременном предоставлении сервисного сопровождения. Автобусы поставляются в регионы, где предварительно созданы консигнационные склады оригинальных запасных частей, имеется сеть сертифицированных производителем технических центров. Потенциального перевозчика это привлекает не меньше, чем цена.

 

Русские бренды

В номинации «Северные звёзды-2005: лучший отечественный автобус» посетителям выставки проходилось выбирать в основном из продукции, представленной компанией «Русские автобусы».

Пристальное внимание публики заслуженно привлекли сразу несколько моделей. В частности, гордость коллектива Павловского автобусного завода – трёхосный городской автобус малого класса полукапотной компоновки с колёсной формулой 6х2 ПАЗ-City на шасси VW Transporter Т5 Fahrgestell 7JL113. Бурное развитие скоростного маршрутного транспорта в больших городах уже давно и настоятельно требует замены или хотя бы преемника «Газели». В новом павловском автобусе многое сделано для удобства пассажиров. В первую очередь – вход и выход пассажиров, что обеспечивается низким уровнем пола и высоким – 2130 мм – потолком салона. Удобные двустворчатая передняя и одностворчатая задняя двери раздвигаются параллельно борту. Кузов отличается большой площадью остекления. В салоне расположено 10 основных и три раскладных пассажирских сиденья. Всего же он спроектирован под перевозку 25 пассажиров. Пятицилиндровый рядный дизель PD рабочим объёмом 2,5 л с турбонаддувом, развивающий мощность 128 кВт при 3500 об/мин с максимальным крутящим моментом 400 Н·м при 2000 об/мин, расположен спереди поперечно. Рулевой механизм Volkswagen c гидроусилителем, автоматическая 6-ступенчатая КПП и двухконтурная тормозная система, оснащённая дисковыми тормозами на всех колёсах, системами ABS и ASR, делают работу водителя и достаточно комфортной, и вполне безопасной. Неприятно удивил лишь предусмотренный производителем ресурс кузова – всего шесть лет.

«Русские автобусы» представили в Питере современный большой низкопольный 12-метровый городской лайнер ЛиАЗ-5292,57 с колёсной формулой 4х2 с двигателем, работающим на компримированном природном газе (метане). Если в дизельном варианте на автобус устанавливается рядная «шестёрка» Caterpillar 3126 E рабочим объёмом 7,2 л, мощностью 230 л. с. (169 кВт) с максимальным крутящим моментом 895 Н·м при 1400 об/мин, то в газовой версии ЛИАЗ-5292,57 оснащается рядным 6-цилиндровым силовым агрегатом Cummins CG 250 рабочим объёмом 8,3 л, мощностью 250 л. с. (186 кВт) с максимальным крутящим моментом 1017 Н·м при 1400 об/мин. Оба двигателя отвечают экологическим требованиям Евро-3. Заявленный производителем расход топлива у дизеля составляет 25 л/100 км, а у газового двигателя – 38 м³/100 км. Восемь изготовленных в Орске 92-литровых газовых баллонов из металлопластика установлены на крыше автобуса.

Дизельный мотор устанавливается сзади продольно, газовый – поперечно. В обоих вариантах используется привычная гидромеханическая КПП Voith D851.3E с угловым редуктором W15. От добра добра не ищут, так что и мост, и рулевой механизм, и тормозные системы использовали тоже привычные: портальный ведущий мост – венгерский Raba A-138,34 с неразрезной балкой, немецкий рулевой механизм ZF 8098, немецкие же передние тормозные дисковые тормоза Knorr-Bremse SB7000 с ABS.

Однако победителем конкурса в номинации «Лучший отечественный автобус» в результате опроса посетителей выставки стал городской трёхосный 15-метровый автобус особо большого класса из Ликино ЛиАЗ-62ХХ. Эта разработка ликинских автобусостроителей как нельзя лучше отвечает требованиям, предъявляемым к технике этого класса перевозчиками и пассажирами Северо-Западного региона России. 300-сильный 6-цилиндровый Caterpillar 3126 мощностью 300 л. с. удачно расположен под днищем кузова, не отнимая у салона столь дефицитное в часы пик пространство салона. А вмещает он 135 пассажиров (число посадочных мест – 33). Мост здесь тоже использован от Raba, а рулевой механизм с сервоусилителем – ZF.

Просторный салон, высокая устойчивость этого автобуса, высокое качество агрегатной базы и ресурс кузова, обеспечивающие общий ресурс в 1 млн км, и стали причинами, по которым посетители назвали его победителем конкурса.

 

Грузи больше, вези дальше

Конкуренция в номинации «Лучший отечественный грузовик» была не столь острой, как в «автобусных» номинациях. Здесь за симпатии посетителей боролись два уралазовских самосвала («Урал-63685» и «Урал-6563»), «носатый» трёхосный седельный тягач «Урал-6464», который пока что в экспериментальной версии колесит по выставкам страны, и целая гамма техники из Набережных Челнов. Кстати, КАМАЗ в последние годы, учитывая недостаточность финансирования, делает совершенно невозможное, планомерно обновляя модельный ряд выпускаемой техники и приводя его в соответствие с велением времени. А учитывая жёсткий конкурентный натиск со стороны китайских и корейских производителей грузовой техники, умудряется выдерживать и весьма привлекательную для потребителя ценовую политику.

Победителем конкурса в этой номинации стал бортовой девятитонник КАМАЗ-4308 с колёсной формулой 4х2. Соответствующий требованиям Евро-2 шестилитровый 178-сильный дизель Cummins B5,9 180 CIV-0 с турбонаддувом обеспечивает эффективную и экономичную работу этого грузовика, в том числе и с прицепом. Для российского потребителя немаловажно и то, что серьёзных проблем с поиском недорогих запчастей для техники этого производителя на бескрайних российских просторах не предвидится. А цена КАМАЗ-4308 вполне конкурентоспособна: 754 тыс. рублей, включая НДС.

 

И снова – «ветер с Востока»

Всего пять зарубежных производителей экспонировали в этом году свою технику на «Ленэкспо»: шведская Scania, итальянская IVECO, индийская ТАТА, корейский Hyundai и китайский JAC. Правда, особой конкуренции не случилось и здесь: седельные тягачи Stralis уже примелькались не только на выставках, но и на дорогах. Scania привезла «нафаршированный» до предела эвакуатор, с которым перевозчики если и любят встречаться, то исключительно на выставках да на картинках, но никак не на дороге. Городские среднетоннажники из Шанхая JAC (Janghuai Automobile Company) привлекали исключительно низкими ценами. Например, стоимость модели HFC 1040KL с бортовой платформой грузоподъёмностью 2,5 т – 12 999 долларов, автомобиля-фургона HFC 1045K2S грузоподъёмностью 3 т – 17 999 долларов, городского автомобиля НFC 1083KR1 грузоподъёмностью 5 т – 24 989 долларов.

Но преимущество посетители отдали трёхосному седельному тягачу Hyundai HD 700, премьера которого здесь же и состоялась. Кстати, машина довольно интересная, подробнее о ней мы расскажем в одном из следующих номеров.

 

Олег ЖАРКО