Анализ рынка "Розничные цены на грузовики"


Динамика и закономерности спроса

 

Спрос на отечественные коммерческие автомобили в России остаётся устойчивым даже несмотря на увеличение импорта иномарок и рост цен. О том, что ждёт российский рынок грузовиков в первом полугодии 2006 года, можно судить по конъюнктуре IV квартала 2005 года и I квартала нынешнего года.

 

Тенденции IV квартала

Период конца осени – начала зимы 2005 года характеризовался в России относительной стабилизацией цен на рынке коммерческой техники. Корректировка ценников в сторону увеличения стоимости грузовиков была незначительной. Отчасти это связано с большими объёмами выпуска автомобильной техники (+ 0,9 % к уровню 2004 года), отчасти – с ожиданием от правительства данных о темпах инфляции и размерах экономического роста. В то же время часть продавцов продолжала ориентироваться на изменение котировок валют и стоимость нефти, хотя эти показатели рассматривались лишь как ориентиры для перспективного изменения цен. Главным же сдерживающим фактором роста цен остался умеренный внутренний спрос на автомобильную технику.

В октябре 2005 года суммарный объём продаж отечественных грузовиков (к которым традиционно относятся также белорусские и украинские машины) превысил отметку 19 тыс. единиц. Цифра хотя и достойная, но не отражающая реального интереса перевозчиков к новой технике. Дело в том, что большинство руководителей промышленных предприятий на себе ощутило увеличение темпов инфляции и, как следствие, – снижение платёжеспособного спроса. Если раньше ситуация худо-бедно выправлялась за счёт бартерных сделок, то сейчас никто о подобном и слышать не хочет – всем нужны «живые» деньги. В итоге по большинству марок грузовиков российского производства рост цен в октябре не превышал 1,5 %.

На вялости рынка сказалась нехватка оборотных средств предприятий. Кроме того, эксперты Центра экономики переходного периода отметили влияние ростов объёма импорта коммерческой техники. Активный ввоз грузовых иномарок усиливает конкуренцию на рынке России, что отражается и на производстве отечественных грузовиков. Так, загрузка производственных мощностей в машиностроении РФ составила около 60 %. Но ещё печальнее выглядят данные об уровне рентабельности крупных юридических представителей автопрома. По данным на начало IV квартала 2005 года, рентабельность составляла около 9 %, тогда как сами заводы закладывали в план едва ли не вдвое большие показатели. Самыми низкими темпами в осенний период дорожали седельные тягачи и бортовые автомобили (в среднем по 1 % в месяц), а наиболее высокими – автосамосвалы. Это объяснялось тем, что в предшествующий период (август – сентябрь) прайс-листы на самосвальную технику оставались фактически неизменными.

Ноябрь 2005 года также характеризовался относительной стабильностью рынка грузовой техники в плане сохранения наметившихся тенденций. Объём продаж коммерческого транспорта отечественного производства немного снизился (до уровня 18 тыс. единиц). А рост розничных цен на продукцию большинства брендов по-прежнему незначительно отставал от темпов инфляции. Как и прежде, сдерживающим фактором продаж отечественной техники выступил растущий ввоз подержанных иномарок. По некоторым оценкам, доля «чужих» машин в общем пироге продаж всех коммерческих автомобилей на российском рынке превысила 36 % (годом ранее – 30 %). А с учётом новых и подержанных иномарок доля продаж иностранной техники достигла отметки 40 %. Для предприятий российского автопрома это тревожный звоночек.

В ноябре минувшего года быстрее всех дорожали «Газели». У ряда поставщиков новой техники прирост к ценам предыдущего месяца составил 8 – 9 %. На удивление стремительно «тяжелели» цены на продукцию столичного АМО «ЗИЛ»: такие машины подорожали на 6 – 9 %. Это тем более удивительно, что за предыдущие месяцы рост стоимости ЗИЛов практически вдвое опережал темпы инфляции. Уместно сказать, что к ноябрю с начала  2005 года цены на грузовики данной марки взлетели более чем на 20 %. При этом рост денежного эквивалента КАМАЗов в ноябре составил всё те же 1–1,5 %. Почти без изменений остались рыночные цены на изделия Кременчугского автозавода. Умеренно, по 1–2 %, дорожали грузовики Минского автозавода. А вот на машинах остальных брендов ценники менялись еженедельно.

Декабрь 2005 года для большинства участников сделок по купле-продаже коммерческих автомобилей стал моментом истины. Предприятия стремились как можно скорее израсходовать остатки средств на балансе, а дилеры – как можно выгоднее реализовать технику. В итоге рынок накануне Нового года охарактеризовался заметным оживлением. Однако активизация покупательского спроса не смогла удержать цены на прежнем уровне. Дорожали автомобили разных категорий, и активнее всего – автосамосвалы и бортовые грузовики. Стоимость седельных тягачей и автомобилей-шасси поднималась в соответствии с общими тенденциями IV квартала.

В конечном итоге можно отметить, что завершающий квартал 2005 года был отмечен ростом цен на коммерческую технику в прогнозируемых пределах.

 

Что показал I квартал

Январь традиционно считается не самым удачным месяцем для развития бизнеса. А на этот раз он характеризовался на редкость затяжными праздниками и адекватным снижением деловой активности не только в отрасли, но и в целом в России. Результат длительных празднований не замедлил сказаться на результатах трудовой деятельности больших коллективов, аукнувшись эхом значительного спада производства. Выпуск товарной продукции на предприятиях автопрома упал на 1/3 и более. А падение объёмов продаж в сопоставлении со среднемесячными показателями составило без малого 20 %. В таких непростых условиях дилеры автомобилестроительных компаний разумно предпочли не «задирать» цен на новые автомобили и в ряде случаев сохранили прайс-листы декабря прошлого года.

Несмотря на спад производства, в феврале рынок грузовой автотехники оставался достаточно стабильным. Провала в продажах удалось избежать благодаря тому, что количество техники на площадках дилеров и самих автозаводов превышало реальный текущий спрос на рынке. Рост цен на рынке сдерживало наличие большого количества грузовиков предыдущего года выпуска. Разница в ценах на 3,5–5 % между машинами 2005 и 2006 года выпуска для многих заказчиков оказалась весьма привлекательной. Выжидательная позиция некоторых транспортников была связана и с необычайно холодной погодой. Ртутный столбик термометра длительное время держался в районе отметки –25 °С, а в таких условиях из-за плохого качества дизельного топлива отечественная техника заводится плохо.

Март явил собой самое заметное с начала года оживление рынка коммерческой техники. По-прежнему сохранилась тенденция увеличения спроса на самосвалы. Правда, вырос и покупательский интерес к автомобилям-шасси. Конъюнктура рынка спроецировалась на увеличении стоимости целого ряда грузовых автомобилей, включая фургоны малой и средней грузоподъёмности. Повышение цен произошло по объективным причинам, и прежде всего – из-за повышения большинством предприятий отпускной стоимости машин. Это было обусловлено ростом цен на металл и ГСМ, комплектующие и энергоносители. Не последнюю роль сыграл переход на использование двигателей стандарта Евро-2. Наконец, старые ценники перечеркнула сорвавшаяся в галоп инфляция: по итогам января – февраля она составила 4 %. И это при том, что Минэкономразвития обещало 8,5 % по итогам всего 2006 года!

И всё-таки уровень продаж коммерческой техники в марте превысил объёмы производства на 1–2 %. В свете того, что снижения налоговой нагрузки на предприятия машиностроения в ближайшее время не предвидится, тенденция повышения цен сохранится и во II квартале. На ценообразование следующих трёх месяцев будет оказывать влияние и статистика производства грузовиков в минувшем году. Впрочем, влияние этого фактора не станет решающим. И всё же взять на заметку некоторые цифры нелишне.

В 2005 году предприятиями России изготовлено 206377 грузовых автомобилей. Много это или мало? Если измерять советскими мерками – мало. Но если взять во внимание тот факт, что это на 2 % больше, чем в 2004 году, то не так уж плохо. Тем более что наш рынок стремительно заполняют новые и подержанные грузовики иностранного производства. И если раньше наблюдалось только робкое наступление западных производителей, то теперь вовсю активизировались заводы с востока, и прежде всего из Южной Кореи и Китая.

Специалисты отмечают: рост выпуска грузовых автомобилей в России наблюдается уже третий год подряд (+ 20920 единиц или 12 % в 2003 году; + 7806 единиц или 3,9 % в 2004 году и + 4020 единиц или 2 % в 2005 году). Как и в 2004-м, в прошлом году продолжался уверенный рост производства большегрузных автомобилей на ведущих предприятиях отрасли. Например, на КАМАЗе было изготовлено на 9,4 % машин больше, чем в 2004 году, на автозаводе «Урал» – на 6,7 %, на Брянском заводе колёсных тягачей – на 37,5 %. Доля ОАО «КАМАЗ» в суммарном объёме производства выросла с 14,5 % в 2004 году до 15,5 % в 2005-м.

Такие бренды, как УАЗ, «Урал» и ВИС сохранили свои доли практически без изменений: доля УАЗа поднялась с 9,16 до 9,41 %; доля «Урала» – с 3,37 до 3,52 %; доля ВИС – с 1,46 до 1,73 %. Практически вдвое сократилась доля ЗИЛа: с 6,31 % в 2004 году до 3,36 % в 2005-м. Аналогичная участь постигла ИЖ: доля в суммарном объёме производства упала с 6,65 % до 3,45 %. И хотя большинство предприятий в ушедшем году выполнило намеченные планы, некоторые намного не дотянули до среднего показателя по отрасли.

 

 

Главные потребители грузовиков в России

Строительство                       – 40 %

Нефтегазовая отрасль            – 17 %

Транспортные перевозки      – 15 %

Коммунальное хозяйство      – 13 %

Сельское хозяйство               – 12 %

Другие сферы                        – 3 %

 

 

Седельные тягачи

Наиболее востребованными седельными тягачами на российском рынке автоперевозок по-прежнему остаются автомобили марок КАМАЗ и МАЗ. В количественном отношении доминируют грузовики Камского автозавода, и это объясняется сложившейся конъюнктурой рынка. КАМАЗы выгодно отличаются от техники конкурентов сбалансированными потребительскими качествами и доступными ценами. Кроме того, доказано временем: магистральные автопоезда в составе тягачей из Набережных Челнов очень эффективно работают с полуприцепами НефАЗ, СЗАП и других производителей прицепного состава. Они предназначены для перевозки грузов в составе автопоездов полной массой от 25 до 97 т и действительно обеспечивают минимальные затраты на междугородних перевозках по территории России и стран ближнего зарубежья.

Автоперевозчики не без оснований считают, что все серийные модели седельных тягачей КАМАЗ предлагаются самим производителем, его региональными дилерами и большинством торгующих компаний по выгодным ценам. Достаточно сказать, что отпускная стоимость машин данной марки в последнем квартале прошлого года и первом квартале нынешнего серьёзно отставала от темпов инфляции. Например, только по итогам января – февраля 2005 года официальный уровень инфляции в России составил 4 %, тогда как цена на седельные тягачи КАМАЗ (см. таблицу 1) за более длительный срок выросла чуть более чем на 3 %. Исключение из правил составляет полноприводный тягач КАМАЗ-44108-010-10 (6х6), что вполне объяснимо: вездеход применяется на транспортировке в условиях бездорожья полуприцепов-цистерн, и прежде всего – бензовозов и нефтевозов. Заказы на такие автомобили долгие годы поступают с завидной стабильностью.

Большим спросом в обозреваемый период пользовались седельные тягачи КАМАЗ-54115 и -65116 общего назначения, применяемые для буксировки бортовых полуприцепов и полуприцепов-цистерн. Некоторые из этих машин всё чаще задействуются в качестве тягачей для автовозов, в том числе и гидромеханизированных. Не снижается интерес транспортников к «магистральникам» КАМАЗ-5460 и -6460. Последний, кстати, используется не только на магистральных перевозках, но и на буксировке самосвальных полуприцепов и автоцистерн ёмкостью 30 м3. А вот на тягачи-супертяжеловесы КАМАЗ-65225 и -65226 для перевозки особо тяжёлых грузов массой до 65 т заказы поступают в меньших объёмах. Следует учесть, что все камазовские «седельники» комплектуются антиблокировочной системой тормозов и автономным отопителем типа Webasto – таковы требования рынка. Ещё одна особенность – дополнительное оборудование автомобилей для буксировки полуприцепов-цистерн, автовозов и самосвальных полуприцепов. Такие тягачи оснащаются гидрофикацией, проблесковыми маячками и защитой топливного бака.

Эксперты автомобильного рынка отмечают, что седельные тягачи КАМАЗ можно считать лучшими грузовиками по соотношению цена/качество. Продажа такой техники осуществляется по фиксированным на момент заключения договора ценам. Это, в свою очередь, позволяет транспортникам планировать обновление парка подвижного состава и последовательно распределять затраты предприятия. А в целом существующая на данный момент политика ценообразования Камского автозавода реально рассчитана на широкий круг покупателей.

Довольно резко взлетели цены на продукцию Минского автозавода. Одна из причин – отсутствие прямых конкурентов на белорусском рынке. Это повлекло повышение отпускной цены завода-изготовителя. Вторая причина – ввод в начале 2005 года уплаты НДС по стране назначения, т. е. в России автомобили МАЗ становятся автоматически на 18 % дороже. Есть и другие составляющие роста, а именно – использование импортных узлов и агрегатов. С двигателем ЯМЗ седельные тягачи МАЗ дешевле, а с двигателями Deutz или MAN – дороже. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что российские перевозчики всё меньше интересуются техникой, оснащённой моторами ЯМЗ, и всё чаще спрашивают двигатели зарубежного производства.

Сравнительный анализ конца 2005-го и начала 2006 года свидетельствует о том, что за три месяца седельные тягачи подорожали в среднем на 6 %. Хотя нужно иметь в виду, что это относительный показатель: одни машины дорожали на такую величину за квартал, а другие – только за месяц. Ясно только то, что ни по одному из представленных в таблице тягачей цены не были снижены (впрочем, как и по подавляющему большинству другой техники).

 

Таблица 1. Изменение цен на седельные тягачи

 

Модель седельного тягача

Колёсная формула

Мощность мотора,

 л. с.

Нагрузка на седло, кг

IV  

квартал

2005 г.

I

квартал

2006 г.

Динамика изменения цен, %

Прогноз

 II квартал

2006 г.

ЗИЛ-442160-17

4х2

150

6 400

375 000

405 000

+ 8,0

482 000

КАМАЗ-5460-046-22

4х2

360

16 500

1 320 000

1 360 500

+ 3,07

1 379 000

КАМАЗ-5460-013-13

4х2

260

10 000

765 000

790 000

+ 3,27

820 000

КАМАЗ-6460-028

6х4

360

16 500

1 322 500

1 366 000

+ 3,29

1 385 000

КАМАЗ-65116-019

6х4

260

15 000

862 000

885 000

+ 2,67

904 000

КАМАЗ-54115-010-15

6х4

240

20 000

800 000

826 000

+ 3,25

839 000

КАМАЗ-44108-010-10

6х6

260

10 000

920 000

986 000

+ 7,17

995 000

МАЗ-543203-220

4х2

250

8 800

725 000

785 000

+ 8,28

799 000

МАЗ-543302-220

4х2

250

8 500

590 000

630 000

+ 6,78

650 000

МАЗ-544008-30-020

4х2

390

10 550

980 000

1 190 000

+ 21,43

1 205 000

МАЗ-544008-320-021

4х2

390

10 550

979 000

1 180 000

+ 20,53

1 200 000

МАЗ-642208-020

6х4

330

16 800

1 100 000

1 220 000

+ 10,91

1 250 000

МАЗ-643008-020

6х4

400

15 800

1 610 000

1 675 000

+ 4,04

1 690 000

МАЗ-642505-220

6х6

330

14 700

1 470 000

1 505 000

+ 2,38

1 510 000

Урал-44202-0311-41

6х6

300

8 100

970 000

1 020 000

+ 5,15

1 038 000

МАЗ-МАN-543268

4х2

410

11 200

2 050 000

2 130 000

+ 3,9

2 250 000

МАЗ-МАN-642268

6х4

410

17 000

2 250 000

2 300 000

+ 2,22

2 330 000

КрАЗ-6443

6х6

330

17 000

1 366 000

1 380 000

+ 1,03

1 404 000

КрАЗ-6446

6х6

330

9 500

1 398 000

1 414 000

+ 1,14

1 420 000

КрАЗ-64431-40-02

6х4

330

17 000

1 396 000

1 415 000

+ 1,36

1 425 000

 

Автосамосвалы

Незаменимые труженики при производстве строительных работ, перевозках насыпных и навалочных грузов, сельхозпродукции – самосвалы оказались наиболее востребованными рынком наряду с седельными тягачами. Большинство машин этого типа российского, белорусского и украинского производства отличаются простотой конструкции и высокими эксплуатационными характеристиками. Широкая география продаж, высокая ремонтопригодность и выгодные цены – вот что обусловило всплеск покупательского интереса к такой продукции. Нельзя списывать со счетов и высокую степень унификации самосвалов с остальными моделями заводов-производителей.

Наиболее покупаемыми были, разумеется, самосвалы Камского автозавода грузоподъёмностью от 7 до 20 т. Из 11 базовых моделей устойчивым спросом пользовалась добрая половина, и продавцы чутко реагировали на сезонное изменение конъюнктуры. Изменение стоимости самосвалов КАМАЗ колебалось в пределах от 1–1,5 % в октябре минувшего года до 1,5–2 % в марте нынешнего года. На это существенным образом повлияла введённая программа обмена старого автомобиля на новый с доплатой. Формально она стартовала в августе 2005 года, но по-настоящему вступила в действие и набрала обороты только к концу года. В самом начале в ней были задействованы лишь 8 сервисных центров КАМАЗ при официально сертифицированных 208. По мнению представителей завода, наличие фирменной гарантии на автомобили с пробегом повысит спрос на новые грузовики, что станет конкретным стимулом и резервом увеличения выпуска продукции на главном сборочном конвейере.

Почти такими же темпами, как по самосвалам с берегов Камы, менялся денежный эквивалент аналогичной продукции Минского автозавода: маржа прироста находилась в коридоре 1–1,6 %. А вот у их конкурентов по рынку ситуация отличалась порой существенным образом. Так, повышение цен на изделия марки КрАЗ было весьма незначительным – менее 1 % на пиках корректировки. В то же время самосвалы «Урал» прибавляли в цене по 0,5–1 % ежемесячно. Но это правило не относится к новым моделям – таким, как бескапотный самосвал с трёхсторонней разгрузкой «Урал-55572» и «капотник» с кабиной повышенного комфорта «Урал-55571-44». Поскольку первый вышел на рынок совсем недавно, составить представление об изменении цен по нему не представляется возможным. А вот по второй машине картина яснее ясного: самосвал дорожает быстрее инфляции (см. таблицу 2).

На повышении самосвальных цен сказались и трудности, переживаемые отраслью. В частности, это касается массовых увольнений с предприятий. О том, насколько они велики, говорят статистические данные.

 

Справка. Численность работников сборочных предприятий

Предприятие

Июнь 2004 г.

Июнь 2005 г

Уволено, чел.                      

Динамика, %

АО «ИжАвто»            

2130   

10020 

2110 

- 17,3

 

АМО «ЗИЛ»              

12150  

10780 

1370      

- 11,2

 

ОАО «УАЗ»              

21870

15260

6610

- 30,2

АО «АЗ «Урал»         

14880  

12870              

2010 

- 13,5

 

Справедливости ради нужно отметить, что у этой медали есть и лицевая сторона, а именно – увеличение средней заработной платы на данных предприятиях от 10 до 25 %. К слову, самый высокий рост (+24,7 %) отмечен на автомобильном заводе «Урал»: здесь зарплата рабочих в прошлом году выросла с 4765 до 5942 руб. Но самой высокой остаётся зарплата сотрудников столичного ЗИЛа: 8812 руб.

В среднем повышение рыночных цен в I квартале 2006 года по сравнению с IV кварталом 2005-го составило чуть менее 5 %. Однако и здесь не следует забывать, что речь идёт об усреднённом показателе. Если же брать данные за каждый месяц из обозреваемого полугодия, акценты могут быть смещены. Скажем, цена автосамосвала в октябре прошлого года и его цена в марте 2006-го – не одно и то же. Но в связи с колебаниями цен на рынке и большими зимними «каникулами» разница в стоимости автомобилей по рассматриваемым кварталам не столь заметна, как, например, при сравнении первого и второго квартала или второго и третьего. Зато тенденции роста цен (см. таблицу 2) отображены вполне объективно.

 

Таблица 2. Изменение цен на автосамосвалы

 

Модель

автосамосвала

Колёсная формула

Мощность мотора,

 л. с.

Грузоподъ-ёмность, кг

IV  

квартал

2005 г.

I

квартал

2006 г.

Динамика изменения цен, %

Прогноз на

 II квартал

2006 г.

ЗИЛ-ММЗ-450650 с/х

4х2

178 карб.

5 700

602 000

620 000

+ 2,99

630 000

ЗИЛ-ММЗ-450650 с/х

4х2

136 дизель

5 700

606 000

628 000

+ 3,63

639 000

ЗИЛ-ММЗ-450850

4х2

178 карб.

5 800

599 000

620 000

+ 3,51

630 000

ЗИЛ-ММЗ-450850

4х2

136 дизель

5 800

605 000

625 000

+ 3,31

635 000

КАМАЗ-45142-010-15

6х4

260

14 000

1 140 000

1 184 000

+ 3,86

1 202 000

КАМАЗ-45143-012-15

6х4

240

10 000

1 028 000

1 062 000

+ 3,31

1 089 000

КАМАЗ-53605-010

4х2

240

7 500

704 500

770 000

+ 9,29

782 000

КАМАЗ-55102-053-15

6х4

240

7 000

980 000

1 018 500

+ 3,93

1 048 000

КАМАЗ-55102-050-15

6х4

240

10 000

936 000

998 000

+ 6,62

1 003 000

КАМАЗ-55111-016-15

6х4

240

13 000

981 000

1 039 000

+ 5,91

1 045 000

КАМАЗ-55111-018-15

6х4

240

13 000

999 000

1 029 000

+ 3,0

1 050 000

КАМАЗ-6520-006

6х4

320

20 000

1 515 000

1 572 000

+ 3,76

1 600 000

КАМАЗ-6520-032

6х4

320

20 000

1 470 000

1 510 500

+ 2,72

1 572 000

КАМАЗ-65111-012

6х6

260

14 000

1 210 000

1 288 500

+ 6,49

1 302 000

КАМАЗ-65111-110

6х6

260

14 000

1 271 000

1 308 500

+ 2,95

1 340 000

КАМАЗ-65115-015-13

6х4

260

15 000

1 095 000

1 133 500

+ 3,52

1 170 000

КАМАЗ-65115-017

6х4

260

15 000

1 140 000

1 177 500

+ 3,29

1 200 000

КАМмАЗ-6540-012-10

8х4

240

18 500

1 198 000

1 245 000

+ 3,92

1 280 000

МАЗ-551605-2125

6х4

330

20 000

1 320 000

1 380 000

+ 4,55

1 410 000

Урал-55571-44

6х6

230

13 000

951 000

1 050 000

+ 10,41

1 099 000

КрАЗ-65055-02

6х4

330

16 500

1 440 000

1 500 000

+ 4,17

1 508 000

КрАЗ-65055-41

6х4

330

16 000

1 410 000

1 455 000

+ 3,19

1 470 000

КрАЗ-65055-40-02

6х4

330

16 000

1 500 000

1 551 000

+ 3,4

1 600 000

КрАЗ-65055-55

6х4

330

18 000

1 449 000

1 501 000

+ 3,59

1 550 000

КрАЗ-65055-55-02

6х4

330

18 000

1 509 000

1 562 000

+ 3,51

1 605 000

КрАЗ-6510

6х4

240

13 500

1 225 000

1 273 000

+ 3,92

1 315 000

КрАЗ-6510 М

6х4

330

16 900

1 185 000

1 275 000

+ 7,59

1 298 000

КрАЗ-65032-043

6х6

330

18 000

1 570 000

1 599 000

+ 1,88

1 614 000

КрАЗ-65032-043-02

6х6

330

18 000

1 639 000

1 667 000

+ 1,71

1 710 000

 

Бортовые машины

Грузовые автомобили с бортовой платформой традиционно являются лидерами продаж на российском рынке. Объясняется это приемлемой ценой и высокой функциональностью таких транспортных средств. Простота обслуживания и разветвлённая сеть СТО дали этим машинам фору перед аналогичными иномарками. Правда, зарубежные грузовики, собираемые на российских заводах, мало-помалу начинают отвоёвывать свой кусок рыночного пирога. Пока же положение отечественных брендов в целом выглядит безоблачным. Вот только надолго ли? Ведь на пятки им наступают корейские и китайские марки, причём – российского производства! Впрочем, это тема отдельного разговора.

Ежемесячные колебания цен на бортовые грузовики в прошлом году были предсказуемыми: от 0,1 % на УАЗ-3303 до 0,9 % на КАМАЗ-53215. В некоторые месяцы цена на отдельные позиции поднималась на 1 %, но не более того. Зато под занавес года и накануне весны колебания цен усилились. И особенно это заметно по продукции ГАЗ. На протяжении обоих кварталов Горьковский автозавод и его дилеры проводили гибкую избирательную корректировку прайс-листов. «Точечное» повышение касалось только самых востребованных моделей, в числе которых – бортовая полуторатонная «Газель» и среднетоннажный ГАЗ-3307: более 10 и более 9 % соответственно (см. таблицу 3).

Стремительнее всех в рассматриваемый период дорожали бортовые грузовики марки ЗИЛ. В отдельные периоды цены на них росли как на дрожжах, с лёгкостью перемахивая 10-процентный барьер. Кстати, по экспертным оценкам, среди всей представленной на российском рынке техники отечественных производителей ЗИЛ обладает печальным рекордом: ему принадлежит максимально высокий годовой индекс цен. По этому показателю столичное объединение обгоняют только их коллеги с Минского автозавода. Наблюдатели отмечают и такую особенность рыночных перемен, как перекос некоторых стоимостных показателей. В частности, характеризующих первоначальные затраты (покупка техники) и срок окупаемости транспортных средств.

Уместно вспомнить, что I квартал для отрасли и бизнесменов был закономерно тяжёлым. Например, спад производства по итогам первых трёх месяцев 2005 года составил 14,6 %, а снижение объёмов продаж по сравнению с I кварталом 2004-го достиг большей величины – 16,5 %. Начало 2006 года также охарактеризовалось отставанием темпов сборки большегрузной техники, что не могло не сказаться на рыночных ценах – они стали расти. Поднялись в цене и автомобили малой и средней грузоподъёмности. О том, насколько характерным оказался этот рост, красноречиво говорят данные по продукции Ульяновского автозавода (см. таблицу 3). Сопоставимыми темпами набирали рыночную цену автомобили ЗИЛ: они становились дороже на 2 – 4 % в месяц, а за квартал – более чем на 10 %. Стоит подчеркнуть, что львиную долю такого повышения составила не «самодеятельность» дилерских организаций, а инициатива самого АМО «ЗИЛ». Тем не менее на протяжении нескольких месяцев затоваривания площадки готовой продукции не наблюдалось.

Итоговая поквартальная разница цен на бортовые автомобили составила почти 6,3 % (показатель продавцов Москвы и Московской области), и это реально отражает динамику спроса и предложения на российском рынке коммерческой техники.

Таблица 3. Изменение цен на бортовые автомобили

 

Модель бортового автомобиля

Колёсная формула

Мощность мотора,

 л. с.

Грузоподъ-ёмность, кг

IV  

квартал

2005 г.

I

квартал

2006 г.

Динамика изменения цен, %

Прогноз на

 II квартал

2006 г.

УАЗ-23602 тент

4х4

91

800

263 000

285 000

+ 8,36

300 000

УАЗ-3303-024

4х4

76

1 000

180 000

197 000

+ 9,44

210 000

УАЗ-33036 длиннобазный

4х4

84

1 150

206 000

221 000

+ 7,28

239 000

УАЗ-39034 двойная кабина

4х4

76

1 000

219 000

239 000

+ 9,13

250 000

ГАЗ-33023 «Газель»

4х2

98

1 500

240 000

265 000

+ 10,42

280 000

ГАЗ-3307

4х2

119

4 500

270 000

295 000

+ 9,26

305 000

ГАЗ-3308 «Садко»

4х4

122

3 700

355 000

375 000

+ 5,63

386 000

ЗИЛ-5301ВЕ-11 «Бычок» с тентом

4х2

130

3 000

399 000

438 000

+ 9,77

450 000

ЗИЛ-5301ЕЕ-11 «Бычок» без тента

4х2

130

3 000

459 000

491 300

+ 7,04

530 000

ЗИЛ-5301МЕ-09 тент двухрядная кабина

4х2

130

2 690

489 000

532 100

+ 8,81

559 000

ЗИЛ-5301КЕ-14 односпальный, без тента

4х2

130

2 900

452 000

479 800

+ 6,15

500 000

ЗИЛ-432930-06

4х2

130

6 000

502 000

535 000

+ 6,57

560 000

ЗИЛ-433110-01

4х2

150

6 000

445 000

495 000

+ 11,24

535 000

ЗИЛ-433360-01

4х2

150

6 000

405 000

440 000

+ 8,64

485 000

ЗИЛ-433360-991 тент

4х2

150

6 000

450 000

492 000

+ 9,33

525 000

ЗИЛ-433180-02

4х2

180

8 000

704 000

725 000

+2,98

741 000

ЗИЛ-433440-02

6х6

150

5 000

680 000

710 000

+ 4,41

725 000

КАМАЗ-43080-010

4х2

240

6 500

977 000

1 085 000

+ 11,05

1 145 000

КАМАЗ-43253-010-15

4х2

240

7 500

719 000

748 000

+ 4,03

770 000

КАМАЗ-4326-033-15

4х4

240

4 000

949 000

973 500

+ 2,58

995 000

КАМАЗ-53215-050-15

6х4

240

11 000

903 000

940 500

+ 4,15

960 000

КАМАЗ-53215-1050-15

6х4

240

12 000

889 500

915 500

+ 2,92

936 000

КАМАЗ-43114-027-15

6х6

240

6 100

951 000

982 500

+ 3,31

1 005 000

КАМАЗ-43114-029-15

6х6

240

6 100

885 000

953 000

+ 7,68

1 000 000

КАМАЗ-43118-011-10

6х6

260

10 000

1 000 000

1 085 500

+ 8,55

1 152 000

КАМАЗ-65117-030

6х4

260

14 000

1 059 000

1 092 500

+ 3,16

1 123 000

МАЗ-43704

4х2

136

5 950

590 000

610 000

+ 3,39

625 000

МАЗ-533603-221

4х2

330

8 100

839 000

860 000

+ 2,51

880 000

МАЗ-630305-040

6х4

330

13 300

1 265 000

1 300 000

+ 2,77

1 330 000

КрАЗ-65053-02

6х4

330

17 100

1 490 000

1 515 000

+ 1,68

1 530 000

КрАЗ-65053-40-02

6х4

330

17 000

1 509 000

1 561 000

+ 3,45

1 590 000

КрАЗ-6322-02

6х6

330

10 100

1 499 000

1 520 000

+ 1,41

1 539 000

КрАЗ-6322-10-02

6х6

330

10 000

1 512 000

1 566 000

+ 3,57

1 605 000

 

Автомобили-шасси

Цены на эту продукцию отличались разнополярной динамикой. Например, коммерческие автомобили ГАЗ то дорожали, то дешевели. По некоторым моделям это утверждение справедливо и в отношении техники УАЗ. А вот ряду других производителей пришлось «бросить якорь» и заморозить цены на одном уровне. Так поступили, например, Минский и Кременчугский автозаводы. Несущественно менялись и цены на камазовское шасси. В целом в последнем квартале минувшего года рост рыночных цен на автомобили-шасси замедлился.

Королями на рынке автомобилей-шасси себя по праву чувствуют изделия марки КАМАЗ. Обширная гамма шасси из Набережных Челнов позволяет заказчику смонтировать любую надстройку – от мусоровоза до буровой установки. На базе этих автомобилей изготавливают автоцистерны и бетоносмесители, автокраны и лесовозы, ремонтные мастерские и массу другой спецтехники. Машины активно используются в строительстве и геологоразведке, нефтедобыче и сельском хозяйстве, производстве и коммунальной сфере. Из-за высокого спроса и цены не знают состояния покоя – они неотступно следуют вверх.

Данные ОАО «АСМ-холдинг» по 2005 году говорят о том, что выросло производство среднетоннажных автомобилей марки ГАЗ. Причём важную скрипку в сводном оркестре начинает играть недавно поставленный на конвейер «Валдай». Горьковский автозавод, удельный вес которого в производстве отечественных грузовиков традиционно составлял около 57 % (в 2004 году – 57,9 %), в минувшем году увеличил свою долю до 61 %. При этом за 12 месяцев выпуск шасси ГАЗ-5752 «Соболь» сократился почти на четверть (– 24,8 %), а выпуск ГАЗ-2705 «Газель» – на 4,5 %. Одновременно с этим производство самой массовой модификации «Газели» – ГАЗ-3302 – увеличилось на 13 %.

Качество своей продукции нижегородцы улучшают благодаря сотрудничеству с зарубежными партнёрами. И на достигнутом не останавливаются. В настоящее время ГАЗ ведёт работу по созданию совместного предприятия с итальянской компанией IVECO по производству лёгких коммерческих машин класса «ГАЗель» и «Соболь», автомобилей средней грузоподъёмности типа ГАЗ-3310180 «Валдай» и дизельных двигателей к ним (таких, как IVECO 8040.45С). Готовится и организация СП с немецкой фирмой ZF по выпуску коробок передач.

В конце 2005 – начале 2006 года более-менее равномерным был рост цен на шасси ЗИЛ и КрАЗ (см. таблицу 4), чего нельзя сказать о тех же КАМАЗах. Грузовики ЗИЛ дорожали оправданно, что особенно понятно по результатам минувшей осени. Данные «АСМ-холдинга» лучше всяких слов раскрывают суть происходившего на предприятии, где за 10 месяцев 2005 года выпуск грузовиков снизился на 47,1 %. Хуже всего дела обстояли с моделью «Бычок»: их сборка сократилась более чем в полтора раза, а если быть точным – на 56,1 %. В таких условиях рассчитывать на лояльность автозавода, и уж тем более – дилера в области формирования цены, мягко говоря, не приходится.

Мониторинг цен на автомобили-шасси, представленные в Интернете и у столичных дилеров, даёт полное представление о том, насколько они неустойчивы и подвержены внешним и внутренним воздействиям. В целом по технике данной категории рост цен при переходе от одного квартала к другому составил немногим более 5 %. Впрочем, стоит внимательно взглянуть на стоимость шасси (см. таблицу 4), чтобы понять очевидное: все автомобили дорожали по-разному. Лидерами ценового всплеска остались изделия Горьковского завода и АМО «ЗИЛ», замыкающими – украинские КрАЗы и продукция Минского завода колёсных тягачей.

В целом, по мнению обозревателей, динамика цен в сегменте автомобилей-шасси оставалась и остаётся умеренной. Заказчикам это на руку: легче корректировать свой бизнес-план.

 

Таблица 4. Изменение цен на автомобили-шасси

 

Модель автомобиля-шасси

Колёсная формула

Мощность мотора,

 л. с.

Грузоподъ-ёмность, кг

IV  

квартал

2005 г.

I

квартал

2006 г.

Динамика изменения цен, %

Прогноз на

 II квартал

2006 г.

ГАЗ-3302 «Газель»

4х2

98

1 250

230 000

255 000

+ 10,87

278 000

ГАЗ-330232 «Газель»

4х2

100

 1 500

272 000

290 000

+ 6,62

312 000

ГАЗ-3309

4х2

150

4 500

264 000

289 000

+ 9,47

314 000

ЗИЛ-5301К2-16 каб. с 2 спальными местами

4х2

109

2 900

430 000

456 500

+ 6,16

475 000

ЗИЛ-5301Е2-07 без АБС

4х2

109

3 000

418 000

442 500

+ 5,86

460 000

ЗИЛ-5301М2-05 двухрядная кабина

4х2

109

7 мест

470 000

496 500

+ 5,64

520 000

ЗИЛ-5301Е2-09 удлинённая рама

4х2

109

3 700

430 000

454 500

+ 5,69

474 000

ЗИЛ-432932-08 без АБС

4х2

136

6 750

458 000

499 000

+ 8,95

526 000

ЗИЛ-433112-11 с буксирным устройст.

4х2

150

7 500

449 000

472 400

+ 5,21

499 000

ЗИЛ-433182-02

4х2

178

8 000

660 000

697 700

+ 5,71

730 000

КАМАЗ-43253-1011-15

4х2

240

9 600

619 000

655 000

+ 5,82

690 000

КАМАЗ-4308-1012

4х2

178

6 500

698 000

733 500

+ 5,09

770 000

КАМАЗ-55111-1012-15

6х4

240

15 400

814 000

858 000

+ 5,41

899 000

КАМАЗ-53228-1960-15

6х6

240

15 800

1 023 000

1 068 500

+ 4,45

1 109 000

КАМАЗ-53229-1036-15

6х4

240

16 800

945 000

974 000

+ 3,07

990 000

КАМАЗ-53229-1059-15

6х4

240

17 600

950 000

987 000

+ 3,89

1 015 000

КАМАЗ-53229-1093-15

6х4

240

16 600

1 000 000

1 037 500

+ 3,75

1 068 000

КАМАЗ-53215-1032-15

6х4

240

12 000

865 000

899 500

+ 3,99

939 000

КАМАЗ-53215-1069-15

6х4

240

12 000

837 000

897 500

+ 7,23

950 000

КАМАЗ-53215-1051-15

6х4

260

12 000

864 000

915 500

+ 5,96

949 000

КАМАЗ-53205-1011-15

6х4

240

8 900

850 000

895 000

+ 5,29

922 000

КАМАЗ-43114-1031-15

6х6

240

7 700

880 000

924 500

+ 5,06

960 000

КАМАЗ-43114-1025-15

6х6

240

7 700

959 000

994 000

+ 3,65

1 022 000

КАМАЗ-43118-1017-15

6х6

240

12 000

896 000

948 500

+ 5,86

999 000

МЗКТ-692371

8х4

423

24 600

1 820 000

1 880 000

+ 3,29

1 943 000

КрАЗ-6322-100-02

6х6

330

11 000

1 480 000

1 514 000

+ 2,29

1 540 000

КрАЗ-6322-44-02 длиннобазный

6х6

330

усил. рама

1 520 000

1 580 000

+ 3,95

1 620 000

КрАЗ-63221-45-02 длиннобазный

6х6

330

10 100

1 545 000

1 565 000

+ 1,29

1 585 000

КрАЗ-6443-088

6х4

330

17 000

1 405 000

1 435 000

+ 2,14

1 465 000

КрАЗ-65101

6х4

330

16 000

1 200 000

1 226 000

+ 2,17

1 250 000

КрАЗ-65053-300-02

6х4

330

18 300

1 485 000

1 518 000

+ 2,22

1 542 000

 

Пикапы и фургоны

2005 год характеризовался тем, что практически сохранился общий уровень производства малотоннажных автомобилей грузоподъёмностью до 2 т. В суммарном объёме выпуска грузовиков они составляют 66,7 % (в 2004 году – 68,2 %). При этом в ОАО «УАЗ» их производство увеличилось на 5 %, в ЗАО «ВАЗинтерсервис» – на 20,8 %. В то же время ОАО «Иж-Авто» сократило выпуск пикапов почти в два раза. Сняв со сборки устаревшие модели в середине года, оно так и не развернуло в должной мере выпуск модернизированной модели. В итоге – первичное «проседание» по объёмам и статотчётности и вторичное – по продажам.

Российский рынок трудно представить без фургонов и пикапов, широко применяющихся при перевозке продуктов питания, товаров народного потребления и продукции производственного назначения. Их охотно покупают пиццерии и рестораны, крупные торговые сети и частные магазинчики. Без них вообще невозможно представить жизнь мегаполиса, да и любого населённого пункта. Возможно, поэтому продавцы такой техники держат руку на пульсе и не позволяют ценам никаких колебаний кроме устойчивого движения вверх.

Нетрудно заметить, что характер изменения цен на пикапы был стремительным. По крайней мере, даже при беглом изучении динамики цен (см. таблицу 5) видно, что они росли быстрее цен на коммерческую технику других категорий. Среднестатистический рост по моделям, представленным в таблице, приближается к значению 9,6 %. Проще говоря, пикапы и фургоны за два квартала подорожали почти на 10 %. Величина внушительная, учитывая то, что по некоторым моделям эта цифра справедлива по отношению к более короткому периоду – квартал или квартал с хвостиком.

 

Таблица 5. Изменение цен на пикапы и фургоны

 

Модель автомобиля, пикапа или фургона

Колёсная формула

Мощность мотора,

 л. с.

Грузоподъ-ёмность, кг

IV  

квартал

2005 г.

I

квартал

2006 г.

Динамика изменения цен, %

Прогноз на

 II квартал

2006 г.

ВИС-2345-012

4х2

72

490

182 000

203 000

+ 11,54

220 000

ВИС-23461 «Капрал»

4х4

81

490

235 000

249 000

+ 5,96

265 000

ВИС-2347

4х2

72

490

190 000

210 000

+ 10,53

225 000

ВИС-2348-01

4х4

81

500

194 000

229 000

+ 18,04

240 000

ВАЗ-1706 «Челнок»

4х2

70

350

199 000

220 000

+ 10,55

235 000

ВАЗ-2120 «Утилитер» 1.7

4х4

80

750

215 000

243 000

+ 13,02

262 000

ВАЗ-2120 «Утилитер» 1.8

4х4

82

750

220 000

245 000

+ 11,36

260 000

ВАЗ-2329-01 «Нива» 1.7

4х4

80

н. д.

243 000

272 000

+ 11,93

290 000

УАЗ-23602

4х4

91

725

270 000

290 000

+ 7,41

309 000

УАЗ-3909(02) 5 мест

4х4

86

800

218 000

232 000

+ 6,42

249 000

УАЗ-39099 5 мест

4х4

86

725

225 000

242 000

+ 7,55

260 000

УАЗ-3741 без остекл.

4х4

76

850

195 000

215 000

+ 10,26

230 000

УАЗ-396259 с остекл.

4х4

86

6 откидн. мест

214 000

235 000

+ 9,81

252 000

УАЗ-39629-016 санит.

4х4

86

1 стац. кресло

234 000

252 000

+ 7,69

275 000

ГАЗ-2752 «Соболь»

4х2

98

1 100

290 000

305 000

+ 5,17

318 000

ГАЗ-27527 «Баргузин»

4х4

100

500

305 000

325 000

+ 6,56

340 000

ГАЗ-2705 «Газель»

4х2

98

1 350

285 400

315 000

+ 10,37

339 000

ГАЗ-331013 «Валдай»

4х2

122

 

420 000

455 000

+ 8,33

475 000

 

Прогноз-2006

Анализируя данные конца прошлого года и начала нынешнего, можно примерить на себя мантию пророка и заявить, что коммерческие автомобили во втором квартале будут дорожать. В основе этого утверждения – не только инфляционные ожидания и опора на сложившиеся тенденции. Есть и другие объективные причины. Например, переход выпускаемых автомобилей КрАЗ на двигатели стандарта Евро-2. Если со старым мотором ЯМЗ-238М2 цена была одна, то с новым ЯМЗ-238ДЕ2 – другая. Аналогичная ситуация с продукцией марки «Урал».

Определённому замедлению роста цен на отдельные марки и модели машин может способствовать несколько факторов, в числе которых и насыщение рынка в конкретном сегменте. Только этого самого насыщения в большинстве рыночных ниш пока не наблюдается. А это и служит косвенным подтверждением того, что ценники на коммерческие автомобили будут переписываться только в сторону увеличения.

 

Таблица 6. Производство грузовых автомобилей и шасси в России

 

Производитель

2004 г.

2005 г.

Динамика, %

АМО «ЗИЛ», Москва

12763

6943

– 45,6

ОАО «ГАЗ», Нижний Новгород

117228

126132

+ 7,6

ОАО «КАМАЗ», Набережные Челны

29243

31981

+ 9,4

ОАО «АЗ «Урал», Миасс

6826

7283

+ 6,7

СП ТОО «IVECO-УралАЗ», Миасс

90

106

+ 17,8

ОАО «УАЗ», Ульяновск

18544

19465

+ 5,0

ОАО «АМУР», Новоуральск

395

1085

+ 174,7

ОАО «Иж-Авто», Ижевск

13645

7124

– 47,8

ЗАО «ВАЗинтерсервис», Тольятти

2954

3569

+ 20,8

ООО «БЗКТ», Брянск

40

55

+ 37,5

ЗАО «Автотор», Калининград

123

30

– 75,6

ООО «ТагАЗ», Ростовская обл.

-

2310

-

ЗАО «ВТС Зеленоград», Московская обл.

210

354

+ 68,6

Все заводы суммарно

202356

206779

+ 2,2