Дороги "Дорожная отрасль в условиях рыночных реформ"


Юрий ПОЛЯКОВ

Фото автора

Функционирование дорожного хозяйства России на современном этапе становления рыночной экономики осложняется целым рядом проблем, требующих комплексного решения. В первую очередь к ним следует отнести недостаточное финансирование научных исследований в указанной сфере, строительства и ввода в эксплуатацию автомобильных дорог с современным покрытием, а также элементов придорожной инфраструктуры. Серьёзные препятствия полноценной эксплуатации дорожной сети создают пробелы в нормативно-правовой базе и недостатки в организации управления дорожным хозяйством. Аналогичные трудности характерны и для других стран СНГ. Об этом и шла речь на состоявшемся в Москве заседании круглого стола «Автомобильные дороги: состояние и перспективы развития».

 

Развитие дорожной сети

О значительных масштабах нынешнего развития дорожного комплекса России свидетельствует ряд данных статистических наблюдений. Так, по данным «Росавтодора» на 1.01.2005 г., протяжённость сети автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации составляла 600,6 тыс. км. Причём из них на федеральные приходилось 47,1 тыс. км, а на территориальные (дороги общего пользования субъектов РФ, относящиеся соответственно к собственности субъектов) – 553,5 тыс. км. При этом 546,3 тыс. км автомобильных дорог общего пользования имели твёрдое покрытие, что составляло около 91 % от их общей протяжённости. Ведомственные (частные) автодороги по состоянию на указанную дату имели общую протяжённость 270,9 тыс. км (в том числе с твёрдым покрытием – 191,2 тыс. км, или 67,1 %). Следовательно, полная протяжённость сети автомобильных дорог в Российской Федерации на 1.01.2005 г. составляла 871,5 тыс. км.

За прошедший год было введено в эксплуатацию 1230,8 км автомобильных дорог, в том числе 169,2 км – на федеральных автомобильных дорогах и 1061,6 км – на территориальной дорожной сети. В связи с выделением дополнительных средств из федерального бюджета было введено в эксплуатацию 914,4 км автомобильных дорог.

Концентрация ресурсов в области строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений, в первую очередь на объектах с высокой степенью готовности, позволила в 2005 году с использованием средств федерального бюджета и средств софинансирования субсидий бюджетами субъектов Российской Федерации ввести в эксплуатацию на 36 % больше автомобильных дорог, чем в 2004 г. В частности, было завершено строительство автомобильной дороги Адлер – Красная Поляна на участке 32– 35-й км с тоннелем длиной 2,5 км, мостов через р. Ветлугу в Республике Марий Эл, через Кольский залив у г. Мурманска. Кроме того, ликвидирована часть грунтовых разрывов на автомобильной дороге «Колыма» в Республике Саха (Якутия). Следует отметить и введение в пробную эксплуатацию первой очереди Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга. Относительно этого объекта выполнен значительный объём работ для завершения строительства уже в нынешнем году. На автомобильной дороге «Амур» (Чита – Хабаровск) введены в эксплуатацию участки протяжённостью 50,5 км. На дороге М-4 «Дон» переустроены два наиболее опасных снегозаносимых участка, на которых в конце января – начале февраля 2005 г. в снежных заносах движение транспорта было прервано до 4 суток. На дороге М-7 «Волга» с завершением реконструкции моста через р. Клязьму удалось обеспечить четырёхполосное движение на всём протяжении от Москвы до Нижнего Новгорода.

Что касается сферы содержания и ремонта автодорог и искусственных сооружений, то важное значение имеет то обстоятельство, что в 2005 г. был переустроен 801 участок повышенной концентрации ДТП, построены 50 км линий искусственного освещения. Кроме того, произведён ремонт, в том числе капитальный, около 3,5 тыс. км федеральных автодорог на наиболее загруженных и важнейших для функционирования всей транспортной системы страны магистралях: М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-10 «Россия», М-7 «Волга», М-2 «Крым», М-18 «Кола», М-29 «Кавказ», М-52 «Чуйский тракт», М-53 «Байкал», М-60 «Уссури».

Завершён ремонт 174 искусственных сооружений на федеральных автомобильных дорогах общей длиной более 12 км, что позволило ликвидировать участки повышенной концентрации ДТП и существенно сократить излишние пробеги подвижного состава. Например, благодаря ремонту мостов через шлюзы плотины Волжской ГЭС удалось уменьшить пробег транспорта более чем на 300 км.

Отмечая определённые успехи в совершенствовании дорожной сети России в минувшем году, следует принимать во внимание то обстоятельство, что объём расходов на содержание и ремонт федеральной дорожной сети в 2005 г., даже с учётом средств, дополнительно выделенных в ноябре, был установлен на 9 % меньше, чем в 2004 г. Это привело к тому, что к концу прошлого года удельный вес федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, снизился с 38,1 % в 2004 г. до 37,2 %. При этом доля федеральных дорог, работающих в режиме перегрузки, к концу 2005 г. увеличилась до 28,2 % (в 2004 г. она составляла 27,3 %).

Выделение средств в течение года осуществлялось неравномерно. В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ, объём финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета составлял в сопоставимых ценах 2005 года на 12,7 млрд руб. меньше, чем в 2004 г., и лишь к ноябрю он был увеличен до уровня, на 12 % превышающего уровень 2004 года. В связи с этим дополнительно выделенные средства могли быть доведены до бюджетополучателей только в конце ноября – начале декабря 2005 г.

Вместе с тем очевиден значительный положительный эффект от выделения дополнительных средств. В частности, удалось остановить негативную динамику последних лет по снижению финансирования дорожного хозяйства, выполнен большой объём задельных строительных работ, что позволит в 2006 году при практически неизменном уровне финансирования ввести в эксплуатацию участки федеральных автодорог общей протяжённостью, более чем в 2 раза превышающей суммарную длину автодорог, введённых в 2005 г. Срок сдачи в эксплуатацию ряда объектов, в том числе мостового перехода р. Каму у г. Перми, был сокращён по сравнению с первоначально предусмотренным графиком. Кроме того, были существенно увеличены объёмы наиболее важных для обеспечения безопасности движения работ по ремонту федеральных автомобильных дорог.

Основу сети автомобильных дорог общего пользования образуют федеральные автомагистрали, соединяющие Москву со столицами стран ближнего зарубежья, а также дороги, связывающие административные центры субъектов РФ с российской столицей и между собой. В случае отсутствия автотрасс от сети федеральных дорог до указанных административных центров, к федеральным магистралям относятся автомобильные дороги от этих центров до аэропортов, морских, речных портов, железнодорожных станций.

Хотя протяжённость федеральных автодорог в России составляет 5,4 % от общей протяжённости автодорожной сети и 7,8 % от длины автодорог общего пользования, на них приходится от 45 до 50 % объёмов грузоперевозок автотранспортом. При этом международные автомобильные перевозки грузов практически в полном объёме осуществляются по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.
Территориальные автодороги обеспечивают межрегиональные и межрайонные автотранспортные связи, подъезды к городским и сельским поселениям.

В последние годы наметилась тенденция сокращения протяжённости ведомственных и частных дорог (на 01.01.2003 – 303,9 тыс. км, на 01.01.2004 – 299,2 км, на 01.01.2005 – 270,9 тыс. км). Поскольку значительная их часть принадлежит организациям, не имеющим возможности содержать и улучшать их, многие из них фактически становятся бесхозными.

Следует особо отметить, что ныне действующая в России классификация автодорог, установленная постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1991 г. № 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», к настоящему времени устарела и требует переработки. Так, например, вступившие в действие законодательные акты в сфере разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления фактически предопределяют наличие ещё одного класса дорог общего пользования, попадающих в сферу ответственности муниципальных органов управления, – автодороги муниципальных образований (муниципальные дороги). Их протяжённость оценивается в 544,3 тыс. км, включая 145,2 тыс. км улично-дорожной сети городов. Содержание и развитие указанных дорог должно осуществляться за счёт средств муниципальных бюджетов, а также выделяемых из бюджетов субъектов РФ.

Многие из муниципальных автодорог фактически выполняют функции дорог общего пользования и обслуживают значительные транспортные потоки. На основании Федерального закона от 16.09.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такие дороги должны быть переведены в сеть дорог общего пользования.

В настоящее время Федеральным дорожным агентством ведётся разработка новой классификации автомобильных дорог в России.

 

На пути решения проблем

Участники круглого стола «Автомобильные дороги: состояние и перспективы развития» отметили возрастающую интенсивность движения автомобильного транспорта на дорогах СНГ. В настоящее время дорожная отрасль стран Содружества функционирует в условиях недостаточного финансирования. К тому же, в работе дорожного хозяйства этих государств ощущается ряд серьёзных проблем: ухудшение состояния дорог, увеличение износа существующей сети, медленное обновление основных производственных фондов, высокая аварийность на автомобильных дорогах, усиление негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду и здоровье человека и другие.

По-прежнему остаётся актуальной проблема разработки согласованной нормативно-методической базы, что потребует активизации и сосредоточения усилий дорожных администраций государств Содружества. В настоящее время требуется ускорение процесса переработки стандартов и других нормативных документов в странах СНГ, утверждённых до 1990 года, а также повышение эффективности отраслевой стандартизации. Следует обратить внимание и на возможность принятия в ближайшей перспективе законов о платных дорогах и концессиях в государствах СНГ.

В целях активизации процесса решения насущных проблем дорожной отрасли участниками круглого стола было рекомендовано проведение целого ряда мероприятий. В частности, предполагается организация совместных научных исследований, совещаний, конференций и семинаров по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах СНГ. Кроме того, следует наладить обмен оперативной, справочной и иной информацией, касающейся безопасности дорожного движения, а также обмен законодательными и иными нормативно-правовыми актами, результатами исследований и методическими рекомендациями.

Придавая особое значение обеспечению сохранности автомобильных дорог и их развитию как важнейшей составляющей национального достояния стран СНГ, участники круглого стола посчитали необходимым обратиться к правительствам государств СНГ с предложением об организации устойчивого финансирования дорожной отрасли.