Экономика "Особенности национального фрахта"


 

Рынок услуг на грузовые перевозки в России крайне неоднороден. Сумма фрахта зависит в первую очередь от экономического благополучия регионов. Причём цены на него складываются чуть ли не обратно пропорционально: чем беднее область, тем дороже туда дорога…

 

Логика такого явления проста: благосостояние субъекта Российской Федерации напрямую сказывается на работе и развитости его автотранспортных предприятий. Другими словами, здесь «есть что возить», и цены на услуги существенно ниже. В более благополучные в экономическом отношении регионы из столицы проложены даже «любимые» маршруты. На большинство перевозок по ним определены чёткие ставки, а их изменения происходят в силу общей конъюнктуры.

 

Из столицы дороже…

На величину фрахта влияет несколько факторов: километраж перевозки, вес груза, выбор транспортного средства и многие другие. В их число входят и так называемые дополнительные услуги – страховка и сопровождение, в том числе вооружённое, погрузка и разгрузка. Компании-автоперевозчики стремятся обеспечить все предоставляемые клиенту транспортные средства мобильной связью, дабы всегда находиться на «линии» с водителем, доставляющим груз. Некоторые из них осуществляют и консалтинговые услуги заказчикам непосредственно по заключаемым сделкам, не связанным с самим фрахтом, а также оказывают содействие в подготовке необходимых документов.

Конечно, львиная доля затрат на перевозку уходит на горючее. Здесь нового ничего нет – чем дальше пункт назначения, тем дороже будет фрахт. Скажем, доставить груз из Москвы в Санкт-Петербург (около 700 км) обойдётся порядка 17-18 тысяч рублей, в Краснодар (1500 км) аккурат в два раза дороже, т. е. 35-37 тысяч рублей. Средний тариф, из которого в результате складывается цена перевозки – 18-20 рублей за километр пути. Он может варьироваться в зависимости от места доставки и напрямую связан с ценой на топливо. Его подорожание увеличивает и стоимость фрахта.

Конкуренция между автоперевозчиками весьма велика, и поэтому в большинстве своём они просят оплату перевозки лишь в одну сторону следования. Правда, некоторые могут потребовать оплатить расходы полностью, включая и обратную дорогу. Такое практикуется в основном региональными экспедиторами, т. к. в глубинке рынок транспортных услуг развит несколько хуже, нежели в крупных промышленных и культурных центрах. Он если и не стихийный, то урегулирован подчас крайне слабо. Специализированные транспортные предприятия, которых здесь ещё сравнительно мало, конкурируют преимущественно с индивидуальными предпринимателями. «Кустари» перебиваются единичными заказами. В их действиях зачастую нет системы, но тем не менее такое присутствие на рынке услуг по перевозкам значительно влияет на величину фрахта. Со временем наиболее успешно работающие индивидуальные предприниматели-экспедиторы стараются обзавестись собственными автопарками и перевести бизнес на новый уровень.

Как правило, «порожняком» автомобили не возвращаются. На «любимых» маршрутах путь домой также фрахтуется. Либо его оплачивает сам заказчик, либо компания-автоперевозчик самостоятельно находит нового клиента уже на месте первичной доставки. С этой целью в пункте назначения создаётся региональное представительство транспортной фирмы или заключается договор с местными коллегами. В договорной схеме свои преимущества. В любом случае обе стороны обеспечивают себя грузом на обратный путь, даже если заказ приходит со стороны потенциального конкурента.

Как бы там ни было, обратный фрахт обходится почти в два раза дешевле, поэтому гораздо экономичнее оплатить перевозчику его услуги в обе стороны. Исключение в такой системе составляет лишь Санкт-Петербург. Доставить груз туда получится куда дешевле, чем обратно. Фрахт из северной столицы в Москву обойдётся порядка 22-25 тысяч рублей.

 

«Любимые» маршруты столичных автоперевозчиков

Направление

Цена фрахта, тыс. руб.

Цена фрахта на обратном пути, тыс. руб.

Москва – Санкт-Петербург

Москва – Екатеринбург

Москва – Мурманск

Москва – Самара

Москва – Краснодар

Москва – Тюмень

Москва – Новосибирск

16 – 18

 

55 – 60

60 – 70

32 – 37

35 – 40

60 – 70

95 – 100

20 – 25

 

25 – 30

30 – 40

15 – 18

18 – 20

30 – 35

50 – 55

Легче – не значит дешевле

Компании-автоперевозчики могут предоставить для фрахта любую грузовую машину, начиная с отечественной «Газели» и заканчивая импортными еврофурами. Самое важное, что стоимость перевозки от выбора машины существенно не зависит. Например, неважно, на чём вы захотите перевезти средний груз (до 10 тонн) в Екатеринбург. Будь то КАМАЗ или Mercedes-Benz, фрахт обойдётся в пределах 55-60 тысяч рублей. В такую же сумму выльется стоимость перевозки и меньшего груза на другом автомобиле. Разница есть, но она менее существенна, чем километраж зафрахтованного маршрута. В настоящий момент автопарки экспедиторов представлены самой разнообразной техникой, и её выбор для перевозки определяется лишь весом и формой груза. Хотя многие компании в списке своих услуг особняком выделяют «кубатуру» имеющихся машин и соответственно ценовые тарифы: 9 кубов – 1,5 тонны идёт по одним расценкам, а 40 кубов – 10 тонн по другим и т. д.

Наряду с «любимыми» маршрутами существует у перевозчиков и «любимый» вес груза. Он равняется 20 тоннам, т. е. максимально допустимой норме для российских дорог. Здесь перевозчики частенько используют хитрости. Во-первых, основная часть фрахта до пункта назначения рассчитывается изначально из данной цифры: километраж на массу груза (20 тонн для машин 78-96 кубов). В случае перевозки более лёгкого груза (менее 20-10 тонн) заказчик фрахта рискует переплатить. Поэтому необходимо знать хотя бы примерно отличия в расходе топлива машин разного класса, чтобы не ошибиться. Во-вторых, водители некоторых компаний на свой страх и риск идут на нарушение установленной нормы и допускают перегруз автомобилей до 25-30 тонн. Если заказчик и может что-то выиграть от такой фрахтовой аферы, то дороги, да и сам автомобиль едва ли.

Надо сказать, автоперевозчики весьма трепетно относятся к самому грузу. Некоторые компании, например, никогда не возьмутся перевозить продукты питания. Исключение для них может составить лишь «недалёкий» маршрут, да и то обозначенный с множеством оговорок. Цена фрахта, разумеется, здесь будет выше. Подобное отношение наблюдается и в перевозке хрупких или легко бьющихся предметов. Во фрахтовом договоре, скорее всего, будет предусмотрен процент «боя». В противном случае экспедитор просто откажется от предоставления услуги и заказчику придётся искать другого перевозчика.

А вот на перевозку взрывчатых или легковоспламеняющихся грузов «уговорить» транспортников практически невозможно. Если кто и согласится, то цена фрахта может увеличиться в несколько раз. Крупные компании-экспедиторы, наоборот, стремятся предложить клиентам наибольший спектр услуг, в том числе и в перевозках опасных грузов. Тем самым транспортники работают на свой имидж как надёжного и ответственного партнёра. Но PR здесь играет меньшую роль, чем обычная экономическая целесообразность. Такой вид услуг предоставляется довольно редко, поэтому и фрахтовая цена складывается фактически без конкурентного фактора. Она намного выше, чем при транспортировке обычных грузов.

На стоимость перевозок существенное влияние оказывает сезонность. Зафрахтовать автомобиль зимой, если не учитывать больший расход топлива, значительно дороже. Сезонная цена также зависит и от места доставки. На «северных» маршрутах водители и их груз подвергаются большему риску в силу погодных условий, поэтому экспедитор старается всё учесть заранее. В результате возрастает и цена на перевозку.

Для обычных грузов и привычных направлений сезонность тоже влияет на стоимость транспортировки. Зимой плата за услугу может быть выше на 10 – 20 % от её летнего значения. Хотя эта цифра в большей степени зависит от конкретного региона и его экономической специфики. В сельскохозяйственных областях ценовый пик приходится на осень, когда техника задействована преимущественно на перевозках собранного урожая. В холодное время года в таких субъектах Федерации денежная величина фрахта бывает даже ниже, несмотря на, как уже отмечалось, больший расход топлива и степень риска в транспортировке груза по «зимней» трассе. В промышленных регионах влияние сезонности на величину фрахта сказывается меньше. Как правило, здесь колебание цены не поднимается выше 10-15 процентов.

 

жёлтый - Сельскохозяйственные регионы

синий  - Промышленные регионы

 

Машиночасы

В отличие от общероссийского фрахта перевозки грузов в пределах столицы рассчитываются не по километражу, а по часам. Аналогичная практика всё чаще находит свое применение и в Московской области. Причём здесь существует доскональный учёт не только используемого времени на перевозку, но и тоннажа и, как следствие, выбора транспортного средства. Перевозчики, за редким исключением, не предоставляют автомобиль для работы с «чужим» водителем. Если же такое и происходит, то цена фрахта возрастает уже на порядок. Экспедиторы тем самым хотят себя обезопасить от возможных негативных последствий аренды. Зафрахтовать у перевозчика транспортное средство могут лишь постоянные клиенты, если для заказчика подобная форма услуги будет экономически выгодна.

Большинство московских экспедиторов предоставляют автомобили на срок не менее 4 часов. Ещё один час включается в стоимость на доставку фрахтуемой машины по требуемому адресу. Видимо, экспедиторы, утверждая существующие расценки, исходили из исчисления времени на погрузку и разгрузку. Некоторые перевозчики ведут исчисление фрахта по километражу, но такая форма предоставления транспорта встречается реже почасовой. Однако для заказчика, перевозящего грузы на небольшие расстояния, она может быть предпочтительнее. Средняя цена, в зависимости от автомобиля колеблется от 10 до 20 рублей за один километр пути. Для экспедитора такой способ расчёта фрахта менее удобен, поскольку просчитать топливный расход в перегруженной транспортом столице иногда просто невозможно.

На стоимости перевозки сказывается и пропускная система. Доставка груза по спецпропуску обходится немного дороже. Заказать «Газель» для транспортировки груза (минимально 5 часов) обойдётся клиенту порядка 1400-1800 рублей. Более тяжёлые машины будут стоить дороже, ведь временной лимит у них выше. Так, зафрахтовать ЗИЛ можно на срок не менее 7 часов, КАМАЗ и другие автомобили грузоподъёмностью более 10 тонн – на 8 часов. Соответственно и цена перевозки составит от 3000 до 5000 рублей. К такой модели фрахта грузовых машин склоняется всё больше столичных перевозчиков, хотя зачастую заказчики не в восторге от неё. Московские пробки могут непредсказуемо увеличить машиночасы и, соответственно, стоимость транспортной услуги.

 

Экспортный фрахт – дешевле

Перевозки на международных транспортных маршрутах имеют свои особенности. Основная из них – соотношение экспорт/импорт. Ввозить товары на территорию Российской Федерации значительно дороже. И дело не только в таможенных пошлинах, но и в фискальных. Экспедиторская услуга при вывозе не облагается налогом на добавленную стоимость. При импорте НДС на неё взимается по ставке 18 %. В результате всех ввозных «накруток» стоимость фрахта грузовых автомобилей возрастает в 2-2,5 раза.

Если, например, заказчик международной перевозки вывозит во Францию свой товар и импортирует оттуда другой, то цена фрахта в обе стороны составит более 4,5 тысяч евро (1400 € – экспорт, 3000-3200 € – импорт). Наиболее экономичным является фрахт автомобилей для поездок в Финляндию и Польшу. Экспорт товаров в эти страны происходит в среднем по ставке 700 и 800 евро соответственно. А вот импорт из Финляндии на 25 % ниже польского. На цену здесь влияет сравнительная близость скандинавского государства к Санкт-Петербургу. Питерские автоперевозчики в короткий срок могут доставить туда товары клиента и привезти обратно требуемый груз.

Наиболее дорогой (из стран ЕС) фрахт автомобилей в Италию (1600 евро) и Испанию (2000 – 2400 евро). Импортировать товары из этих государств также дороже всего – 3900 – 4400 евро.

Особняком в транспортировке грузов стоит Калининградская область. Не так давно город и регион получили новые привилегии по статусу особой экономической зоны. Практически все внешнеторговые операции здесь облагаются по льготным налоговым ставкам, на импортные и экспортные сделки распространяется специальный таможенный режим, а географическое расположение и близость к Германии и Польше позволяют калининградским транспортникам удерживать более низкие фрахтовые цены по сравнению с центром России.

Все международные перевозки, за редким исключением, осуществляются на зарубежных моделях автомобилей. Всё дело в так называемом экологическом стандарте Евро-3, который сейчас действует на территории Европы. Автомобили отечественного производства по ряду причин едва подпадают под Евро-2, поэтому перевозить грузы на них, колеся по странам ЕС, невозможно. Данный стандарт распространяется и на подержанные иномарки. Учитывая, что большинство автопарков компаний-экспедиторов составляет как раз такая техника, на фрахтовую цену международной перевозки наибольшее влияние оказывают организации, оснащённые самым современным модельным рядом машин.

Стоимость новых автомобилей, а также их обслуживание достаточно высоки. Их владельцы стремятся окупить транспорт и все сопутствующие его работе расходы в максимально короткие сроки эксплуатации. Такие действия обоснованны. Даже современная техника в Европе стремительно «устаревает» в силу введения высоких экологических стандартов. Страны ЕЭС уже готовятся перейти на новый уровень – Евро-4, в то время как российские автопроизводители никак не могут приблизиться к предыдущему.

Следует отметить ещё один важный момент во фрахтовом ценообразовании на международных маршрутах. Отечественные автоперевозчики стремятся поддержать стоимость услуги на европейском уровне, а там цена фрахта довольно высока, т. к. сфера услуг в развитых странах дешёвой никогда не была. Горючее также дороже, чем в России. Это ещё один фактор, определяющий дороговизну «обратного» пути. Если при экспорте водители заправляются на отечественных заправках по более низким ценам, то ввозить товары уже приходится на «импортом» топливе. В итоге фрахт заказчику перевозок обходится в кругленькую сумму.

 

Прогноз:

Неуклонный рост цен на нефть на мировом рынке в ближайшее время может существенно повлиять на стоимость фрахта как для транспортировки грузов внутри страны, так и за границу. Учитывая, что стоимость топлива на отечественном рынке привязана к мировым ценам на «чёрное золото», то, скорее всего, она возрастёт. Следовательно, велика вероятность и подорожания услуг на перевозки. Как уже отмечалось, в среднем по стране зимний уровень фрахтовых цен выше, чем в тёплое время года. Однако, по всей видимости, сегодняшний уровень сохранится и в ближайшие 3 – 4 месяца, т. е. с отступлением холодов сезонного спада стоимости может не произойти. По более пессимистичным оценкам, цена на фрахт способна возрасти в течение нескольких недель, так как в стране сохраняется высокий уровень инфляции (2 % в месяц), которая вкупе с ростом цен на нефть существенно скажется на денежной величине транспортных услуг в целом.

 

Средний уровень ставок фрахта для европейских маршрутов*

 

 

Страна

Экспорт

Импорт

 

 

Германия

 

 

Бельгия/Голландия

 

Франция (Париж)

 

Италия

 

Испания

 

 

Австрия

 

Чехия

 

Словакия

 

Венгрия

 

Польша (Варшава)

 

Финляндия (Хельсинки)

 

 

1100 – 1200 €

 

 

1200 – 1300 €

 

1400 €

 

1600 €

 

2000 € – Барселона

2400 € – Мадрид

 

1400 €

 

1200 €

 

1100 €

 

1000 $

 

800 €

 

700 €

 

2500 € – Берлин

2800 € – Промзона

2900 € – Юг

 

2900 – 3000 €

 

3000 – 3200 €

 

4200 – 4300 €

 

3900 – 4000 €

4300 – 4400 €

 

3100 €

 

2400 €

 

2300 €

 

2500 $

 

2000 – 2200 $

 

1500 $

 

 

 

* - по данным АСМАП на 03.03.2006

 

Дмитрий ВЕНЕДИКТОВ