Логистика "Как сохранить груз"


 

Каждый грузовладелец стремится, чтобы его груз дошёл не только вовремя, но и в полной сохранности. При этом бережного отношения со стороны грузоперевозчиков требует к себе иногда не только сам перевозимый товар, но и его дорогостоящая упаковка, иначе брак из-за не закреплённого должным образом груза после транспортировки может исчисляться десятками процентов. Эти и другие проблемы, связанные с сохранением груза, решаются при его сепарации, т. е. при раскреплении грузов при перевозках, что позволяет избежать потерь и сохранить прибыль. Какие варианты самые эффективные?

 

Ещё один способ крепить груз

До недавнего времени словосочетания «технологии сепарации грузов при транспортировке» вообще не было в обиходе российских производителей. Качеству доставки груза уделяли очень мало внимания, а о методах сепарации не задумывались вообще. Однако рассыпанная или примятая продукция может свести на нет все усилия технологов и менеджеров, а товар в испорченной упаковке никто не купит. Значит, для раскрепления груза нужны не только подручные материалы (ими наши водители оперируют давно и успешно), но и специальные технологии, которые позволяют экономить время, рабочую силу, по максимуму использовать полезную кубатуру кузова – другими словами, снижают себестоимость перевозок и повышают их эффективность.

Существует множество методов сепарации грузов: расклинивание с помощью деревянных конструкций, заполнение пустот поддонами, автомобильными покрышками, применение стяжных ремней для крепления груза. Принципиально новый для России способ сепарации – с помощью воздушных пакетов (пневмооболочек). Суть метода проста: в образовавшуюся при погрузке пустоту помещают воздушный пакет (airbag) в спущенном состоянии и наполняют его от внешнего источника сжатого воздуха до полного заполнения пакетом всего объёма пустоты. При этом груз плотно прижимается к стенкам транспортного средства или к мягким пакетам. При такой транспортировке, какая бы ни была качка или тряска, груз никуда не денется, не сдвинется с места и не повредится.

Особенно эффективен такой метод при транспортировке негабаритной продукции (например, изделий мебельных фабрик, где ассортимент достигает трёх тысяч наименований различных по размерам и габаритам изделий), когда при таком разнообразии сформировать стандартные палеты практически невозможно. Впрочем, и не всякий груз, размещённый на палетах, можно гарантированно доставить заказчику в целости и сохранности. Например, в 90 % случаев сухие строительные смеси расфасовывают в мешки из пергаментной бумаги или полиэтилена весом 20-50 кг. При транспортировке их укладывают на поддоны двух стандартных размеров – 800x1200 и 1000x1200 мм (крупные предприятия разрабатывают для себя поддоны специальных размеров для оптимизации укладки мешков). После укладки получившиеся палеты обматывают стрейч-плёнкой или упаковывают в полиэтиленовый мешок (иногда мешки крепят к поддону с помощью полимерной ленты).

Но представьте, что произойдёт с грузом, если поддон выступает за габариты мешков? Такие палеты, поставленные в кузове одна на другую, склонны к заваливанию, так как площадь верхнего поддона больше площади поверхности нижней палеты, и часто нижние продольные планки поддона второго яруса только на 50 % соприкасаются с нижней палетой. Образуется множество маленьких пустот, разно ориентированных в пространстве. Закрепить такие палеты с помощью деревянных распорок практически невозможно, и здесь часто прибегают к комбинированным способам крепления (в маленькие пустоты устанавливают старые поддоны, а вот надёжно закрепить всю конструкцию можно, установив по центру воздушный пакет, который будет «раздвигать» груз в стороны до тех пор, пока он не упрётся в борта). Прокладочные доски обеспечивают устойчивость первого яруса; второй ярус давит своей массой на первый, и этой силы вполне достаточно для того, чтобы не крепить первый ярус дополнительными средствами (крепятся только палеты второго яруса). Но, как показала практика грузоперевозок, наиболее удачное решение в таких ситуациях – установить в образовавшихся коварных пустотах воздушные пакеты, совпадающие с конфигурацией пустоты. Таким образом и груз будет закреплён «намертво» по всей своей площади, и мешки не порвутся при случайном соприкосновении с рёбрами палеты.

 

Преимущества в простоте

Главный плюс этой технологии – её универсальность. Для воздушного пакета не имеет значения конфигурация, размер и ориентация в пространстве заполняемой пустоты – он всегда примет её форму (заметим, что данная схема размещения легко трансформируется для любого количества палет, в том числе и нечётного, при этом изменяется только количество применяемых пакетов). Воздушный пакет плотно облегает груз и тем самым предотвращает не только смещение друг относительно друга единиц груза, но часто и смещение продукции внутри единицы груза. При этом затраты времени на раскрепление груза по этой технологии очень малы – даже самый крупный воздушный пакет наполняется воздухом не дольше, чем за 1,5 минуты, а эта работа вполне по силам одному человеку.

Воздушный пакет одинаково эффективен при работе с любым типом груза: это могут быть строительные материалы, пищевые продукты, грузы повышенной опасности (химической промышленности, взрывоопасные). Для воздушного пакета также не имеет значения и тип транспортного средства – это может быть железнодорожный вагон, автомашина с жёсткими стенками или тентом, контейнер, трюм судна. Воздушный пакет практически ничего не весит, а значит, не уменьшает полезную грузоподъёмность транспортного средства; в сдутом состоянии воздушный пакет занимает мало места, а значит, не требует больших складских помещений для хранения, всегда готов к применению, может наполняться от любой пневмосистемы, в том числе от пневмосистемы автомашины, и использоваться неоднократно.

 

Основа прочности – конструкция воздушного пакета

Сейчас в странах СНГ наиболее распространены воздушные пакеты «Bates Cargo Pak», в основу которых заложена бумага «Korsnas DFDC», разработанная датской компанией Bates Korsnas. Благодаря этой бумаге воздушный пакет обладает большой прочностью и высокой износостойкостью.

В чём тут «изюминка»? Воздушный пакет состоит из бумажного и полиэтиленового пакетов. Двух- или трёхслойный бумажный пакет обеспечивает прочность и износостойкость изделия. Внутри него находится полиэтиленовый мешок, который придаёт изделию герметичность. Каждый воздушный пакет оснащён клапаном, через который пакет наполняется воздухом (клапан – тоже оригинальная разработка компании Bates Cargo Pak).

Такие воздушные пакеты выпускаются трёх типов (Light, Medium и Heavy), которые друг от друга отличаются максимальной выдерживаемой нагрузкой – 14, 24 и 30 т соответственно. При этом каждый тип воздушного пакета имеет семь типоразмеров, что позволяет подобрать его для груза любого размера и массы с минимальными затратами.

Здесь стоит заметить, что воздушные пакеты типа Light выпускаются в двух исполнениях: одноразовые (Light) и многоразовые (Light Re-use), что также позволяет минимизировать затраты на раскрепление груза. Что касается воздушных пакетов типа Medium и Heavy, то они выпускаются только в многоразовом исполнении.

А чтобы воздушные пакеты можно было легко и быстро наполнять воздухом, компания Bates Cargo Pak заодно разработала и выпускает пневмокраны трёх модификаций (эффективно ими пользоваться можно по методике расчёта нагрузок на груз, возникающих во время транспортировки). Кстати, эта методика позволяет пользователю самостоятельно подобрать необходимый для него тип и размер воздушного пакета для каждого конкретного способа транспортировки и груза.

 

Александр ЯНИЧЕК,

директор компании «Катфул», Санкт-Петербург

 

 

ТЕКСТОВКИ

 

Установив воздушный пакет в нужном месте, теперь его остаётся заполнять воздухом до тех пор, пока груз надёжно не упрётся в стенки кузова

 

 

Два пакета и три минуты на их заполнение – вот и всё, что потребовалось для превращения «проблемного» груза в «монолит»

 

 

Нередко воздушная распорка наиболее эффективна при упоре в потолок