Отдел кадров "ТIR-экзамен для дальнобойщиков"


 

В 2005 году БАМАП проводила первый в своей истории конкурс профессионального мастерства водителей магистральных автопоездов. Но сопутствовала этому мероприятию не только торжественная радость по поводу того, что он первый, но и озабоченность: конкурс выявил серьёзные пробелы в знаниях водителей-«международников» по процедуре МДП. Комментирует эту ситуацию директор ЧУО «Курсы повышения квалификации кадров «БАМАП-Веды» Геннадий ДАШКЕВИЧ.

 

Проверка знаний по процедуре МДП среди участников конкурса показала, что ответы на вопросы вызвали у большинства водителей затруднения. Прежде всего это связано с тем, что, в отличие от экзамена по Правилам дорожного движения, где из предложенных вариантов ответов правильным являлся только один, вопросы по процедуре МДП предусматривали один, два, три и даже четыре правильных ответа! И все их требовалось указать. Сделано это было намеренно – чтобы конкурсант не отвечал наугад, а использовал свои знания. Потому и неудивительно, что правильно на все десять вопросов не ответил никто.

Обучение водителей магистральных автопоездов осуществляется по программе, согласованной с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Практически вся программа нацелена на приобретение теоретических знаний, освоение вопросов организации международных автомобильных перевозок и безопасности дорожного движения.

В соответствии со стандартным учебно-тематическим планом подготовки водителей изучаются различные аспекты международных автомобильных перевозок. В частности, Конвенция КДПГ, Соглашение ЕСТР, разрешительная система, безопасность дорожного движения, организация МАП, страхование автомобильных рисков, перевозка специфических грузов (опасные, тяжеловесные и крупногабаритные), государственный таможенный контроль и таможенные операции, Конвенция МДП и т. д.

Учебным планом предусмотрено общее обучение международным автомобильным перевозкам, без разделения на перевозки, осуществляемые под таможенным контролем и без оного. Понятно, что тех 36 часов, которые отводятся по программе на подготовку водителя-международника, явно недостаточно для действительно серьёзного повышения квалификации и работы по процедуре МДП. Конкурс ещё раз убедил в этом как судей, так и самих участников соревнований.

В настоящее время разрабатывается программа подготовки водителей-международников, которая разделена на два блока.

Первый включает в себя вопросы организации и выполнения международных автомобильных перевозок без таможенного контроля. Он направлен на освоение основных требований, предъявляемых к перевозкам без учёта таможенного законодательства и Конвенции МДП.

Второй блок объединяет в себе элементы организации и выполнения международных автомобильных перевозок под таможенным контролем и предполагает углублённое изучение особенностей и требований Конвенции МДП.

Если получение знаний по первому блоку обязательно для всех международных перевозчиков (тех, кто осуществляет перевозки в Россию, и тех, кто доставляет грузы в страны Европы), то второй блок необходим только для международных перевозчиков, которые выполняют грузоперевозки под таможенным контролем.

Этот шаг БАМАП по разработке дифференцированной программы подготовки водителей-международников тем более актуален, что в Положении Минтранса о лицензировании нет чёткого разделения понятий перевозчиков, осуществляющих международные автомобильные перевозки в Россию и выполняющих их в государства Евросоюза и другие страны.

Следующий вывод, сделанный по итогам конкурса, заключается в необходимости включения в типовые программы раздела по обучению практическим навыкам управления автомобилем. Ведь то, что упражнения «бокс» и «стоянка» большинство участников конкурса не смогли выполнить без нарушений, наводит на размышления о всесторонности подготовки.

Сегодня специалисты «БАМАП-Веды» уже приступили к разработке учебной программы по практическим навыкам вождения.

В ней предусмотрено и изучение особенностей технической эксплуатации автомобиля, что весьма важно, поскольку в зарубежных поездках каждое обращение в сервис оборачивается для предприятия-перевозчика немалыми финансовыми затратами. Водитель должен сам уметь определять и устранять мелкие неполадки, возникающие в дороге. Это – показатель его профессионализма.

Водитель-международник за границей представляет свою страну. Следовательно, на данный вид перевозок должны попадать самые лучшие. А для этого нужно повысить качество процесса обучения и усилить контроль над ним.

Необходимость организации централизованного контроля над подготовкой водителей по процедуре МДП – это ещё один вывод, который можно сделать по результатам соревнований.

Сегодня в Минске данный вид обучения осуществляют четыре учебных центра. Каждый из них сам выполняет функции контроля, причём так, как считает нужным. Выработка же единых критериев оценки знаний качественно улучшит систему подготовки, повысит ответственность водителей за свои знания и умения, а также поднимет престиж профессии водителя-«международника».

Учебный центр «БАМАП-Веды» единственный из четырёх получил в 2003 г. сертификат IRU на соответствие всем стандартам подготовки международных перевозчиков. Наличие сертификата и контроль над обучением со стороны БАМАП, прямым образом заинтересованной в развитии международных перевозок, в том числе по процедуре МДП, безусловно, повышают ответственность учебного центра за уровень знаний и квалификации обучающихся водителей.