Статистика "Бизнес на грузовиках"


 

Анализ импорта в Россию в 2000-2005 гг.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото Андрея МАХОТИНА

 

Рынок тяжёлых грузовиков в России год от года растёт, причём заметными темпами. При этом в последнее время на нём появились новые бренды, стремящиеся занять свою нишу. И хотя основные рыночные доли примерно сформировались, картина постоянно корректируется.

 

Источники информации

Говорят, прогнозы – дело неблагодарное. Но если бы букмекерские конторы принимали солидные ставки на предсказание объёмов ввоза грузовиков в Россию, то некоторые соотечественники могли бы неплохо заработать. Особенно те, кто пристально следит за развитием этого бизнеса. Располагая точными исходными данными, зная положение в экономике и отслеживая изменения в законодательстве, предсказать увеличение импорта несложно.

Однако стоит учесть, что существует несколько источников информации, по которым цифры не всегда совпадают. Базовым справочным пособием принято считать официальные данные Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК РФ). В них отражается количество техники, ввезённой на территорию нашей страны (т. е. фактически пересекшей государственную границу) и прошедшей таможенное оформление. При этом таможня не разделяет машины на ввезённые через фирмы или частных лиц, официальными импортёрами или «серыми» дилерами – всё суммируется по маркам.

Есть данные самих официальных представительств зарубежных автопроизводителей в России. В этом случае число новых ввезённых грузовиков больше указанных в данных ГТК РФ – дело в том, что представительства фиксируют факт оплаты, а не саму поставку. Иными словами, автомобили уже оплачены по контрактам, но ещё не доставлены в Россию. Разница в принципе небольшая (в десятки единиц), но порой имеет принципиальное значение для подведения итогов коммерческой деятельности компаний. А вот подержанных авто через представительства ввозится в несколько раз меньше, чем в целом через границу. Тут своё слово говорят многочисленные фирмы, специализирующиеся на продаже грузовиков с пробегом.

Существуют также данные TDDB – так называемой европейской статистики поставленных грузовиков. В ней сами компании-производители учитывают количество автомобилей конкретной марки, изготовленных по заказу из определённой страны, в данном случае – России. Как правило, эти цифры меньше приводимых ГТК РФ, хотя бывает и наоборот. В общем, этими данными у нас пользуются редко, отдавая предпочтение проверенным источникам вроде таможенных органов. Наконец, имеет место быть информация из независимых источников, например, агентства BEST-Statistic. И хотя их цифры порой тоже отличаются от приведённых в других базах данных, тенденции всё же отражаются правильно.

 

Закономерности

Общая тенденция по новым и подержанным грузовикам, ввозимым в Россию, – ежегодное увеличение объёмов поставок (см. таблицы 2а и 3). Всё это говорит о том, насколько востребована импортная техника в автохозяйствах страны на внутренних и особенно – на международных перевозках грузов. На транспортировке товаров за пределы России и из Европы сюда в настоящее время задействовано чуть более 40 тыс. единиц подвижного состава. А согласно экспертной оценке, на международных рейсах может быть занято до 100 тыс. тягачей и автомобилей-шасси. Это говорит о том, что только на рейсах в Европу и обратно дефицит грузовой техники составляет более половины от рыночной потребности.

А возьмите внутренние перевозки. Кроме региональных маршрутов всё больше техники требуется для нужд строительных организаций, крупных промышленных объектов, представителей малого и среднего бизнеса. И одними КАМАЗами да МАЗами тут не обойдёшься. К тому же частные перевозчики с небольшим автопарком или предприниматели-одиночки нередко обращают свой взор на иномарки, понимая, что с ними в эксплуатации проблем меньше. Да и продать такие автомобили потом гораздо проще – они медленнее дешевеют. Об огромном спросе на строительные машины (и прежде всего самосвалы и миксеры) говорят по крайней мере два факта. Первый: европейские производители тяжёлых грузовиков дали добро на установку на собственное шасси самосвальных кузовов и других надстроек, выпускаемых российскими предприятиями (как правило, Москвы и Московской области). Второй: статистика угонов и краж специальной техники сохраняет устойчивую тенденцию к росту.

 

Лидеры рынка

Пальму первенства по суммарному импорту грузовиков тяжёлого класса в Россию вот уже несколько лет подряд удерживают шведские производители. С учётом поставок новой техники и автомобилей с пробегом лидером является Volvo Trucks (см. таблицу 1). Первое место марке обеспечивают внушительные поставки грузовиков с пробегом возрастом от трёх до семи лет. По количеству продаж новых коммерческих машин она стремительно догоняет компанию Scania, которой удаётся четыре года подряд быть первой по реализации новой техники и второй по суммарному зачёту новых и подержанных грузовиков.

И если первые два места вот уже долгое время «зарезервированы» за шведскими производителями, то в догоняющей тройке позиции то и дело меняются. Одно время третью строчку итогового протокола занимал Mercedes-Benz, потом была компания IVECO, теперь вот выбился MAN. Но это с учётом новых и подержанных автомобилей. Что же касается исключительно продаж техники с иголочки (по которым в основном и судят о работе представительств), то «бронза» по итогам 2005 года сохранилась за коммерческими автомобилями с трёхлучевой звездой (см. таблицу 1).

Однако, говоря о положении дел с продажей грузовиков зарубежных марок в России, следует иметь в виду, что все они находятся не в одинаковых условиях. Например, немецкий Mercedes-Benz представлен мощным транснациональным концерном DaimlerChrysler с внушительными финансовыми возможностями, а голландский DAF – небольшой частной компанией VH-DAF, по статусу не являющейся даже официальным дистрибьютором завода-изготовителя. Scania через группу компаний «Скания Россия» продаёт большегрузы только для нашей страны, а представительство Renault Trucks в странах СНГ – ЗАО «Рено Тракс Восток» – реализует технику и в Россию, и в Беларусь. Одни представительства работают в России уже более десятка лет, другие – совсем недавно. Словом, даже «стартовые» условия у всех разные.

И тем не менее видное положение на отечественном рынке традиционно занимают представители так называемой большой европейской семёрки: Volvo, Scania, Mercedes-Benz, IVECO, MAN, Renault, DAF. Суммарные объёмы их продаж в 2005 году (см. таблицу 1) составили чуть более 78 %, в то время как на технику американских, китайских, южнокорейских, чешских и других производителей пришлось менее 22 %. Наиболее заметная разница просматривается по импорту в Россию новых тяжёлых грузовиков (см. таблицу 2а). В минувшем году на долю большой семёрки пришлось свыше 92 % всех поставок, а на долю других брендов – менее 8 %.

Различие в импорте подержанной коммерческой техники, согласно данным ГТК РФ (см. таблицу 3), не столь огромно, но тоже весьма внушительно. На долю ввезённых из-за границы в 2005 году грузовиков тяжёлого класса на бренды большой семёрки пришлось почти 74 %, т. е. практически три из четырёх импортированных грузовиков имели к ней прямое отношение. А все остальные марки в сумме набрали чуть больше 26 %, да и то в основном за счёт огромного количества ввезённых «американцев», и прежде всего – «капотников» Freightliner.

Есть основания полагать, что и в ближайшей перспективе такой расклад по импорту в общем сохранится.

 

Volvo Trucks 

Крупнейшая шведская автомобильная компания AB Volvo в настоящее время представлена на рынках 185 стран мира и насчитывает более 81 тыс. сотрудников. По итогам 2005 года объём продаж на мировом рынке увеличился на 14 %, а чистая прибыль – на 32 %. Ключевое достижение компании в России – укрепление позиций лидера в сегменте тяжёлых грузовиков. Подразделение ЗАО «Вольво Восток» в минувшем году совершило качественный рывок, преодолев по продажам важную психологическую отметку в 1000 новых грузовиков. По словам генерального директора ЗАО «Вольво Восток» Ларса Корнелиуссона, в течение 2005 года в России было продано на 99,4 % грузовиков больше, чем в 2004 году. Рекорд продаж в нашей стране составил 1339 единиц техники, из них 801 тягач и 538 шасси.

О популярности автомобилей Volvo говорит тот факт, что они трижды удостоены звания «Лучший зарубежный грузовик года в России». В 2001 году им стал Volvo FH12, в 2003-м – серия Volvo FH/FM, в 2005-м – Volvo FM12 4х2 «Регион». Планы на 2005 год по двойному увеличению импорта новых грузовиков, двукратному росту объёмов выпуска на заводе в подмосковном Зеленограде выполнены практически полностью.

 

Офисы продаж Volvo Trucks 

Москва

Санкт-Петербург

Великий Новгород

Калининград

Петрозаводск

Архангельск

Нижний Новгород

Ростов-на-Дону

Екатеринбург

Новосибирск

Хабаровск

Итого: 11 городов

 

Во многом успех обусловлен и деятельностью подразделения «ВФС Восток», которое добавляет к продукции всей группы AB Volvo лизинг, страхование и консультации по финансовым аспектам. Генеральный директор этой компании Алексей Шичанин подчёркивает успех совместных проектов, в частности, под названием «Регион». Напомним: он предусматривает не только продажу техники шведской марки, но и комплексное транспортное решение, включающее выгодные схемы финансирования, приобретения и технической поддержки.

Большим подспорьем в бизнесе по продажам грузовиков стала успешная работа сборочного предприятия Volvo в России – «ВТС-Зеленоград». В 2005 году на нём было собрано 354 грузовика против 210 машин в 2004-м. Уже в новом, 2006 году он должен выйти на проектную мощность и произвести 500 машин.

Важная составляющая поддержки наступления марки – развитие фирменного сервиса. В сентябре 2005 года компания «Вольво Восток» открыла первый в России «Центр Вольво» в Шушарах, на юге Санкт-Петербурга. Инвестиции в его строительство и техническое оснащение составили 100 млн шведских крон (около 11 млн евро). Уместно напомнить, что техцентр – 100-процентная дочерняя компания «Вольво Восток» – создавался по концепции One-stop-shopping. Центр, предоставляющий, по сути, собственное дилерство компании, включает услуги первоклассного сервиса и технического обслуживания грузовых автомобилей, строительного оборудования и автобусов Volvo, двигателей Volvo Penta, склад оригинальных запасных частей. Сюда же относится офис продаж шведской техники, услуги по финансированию приобретения подвижного состава и тренинг-центр.

Планы у марки в России просто грандиозные. В настоящее время Volvo Truck Corporation имеет разветвлённую сеть из 27 станций технического обслуживания. Все они находятся в узловых точках основных транспортных магистралей от Калининграда до Владивостока и от Санкт-Петербурга до Минеральных Вод. В ближайших планах – расширение дилерской сети в России: в 2006 году – до 30 фирменных СТО, а в 2010 году – до 45 СТО. Все они будут соответствовать корпоративным стандартам марки, предусматривающим соответствие дилерских СТО европейским параметрам, а именно: оснащённости фирменным оборудованием, специальным инструментом и квалифицированным персоналом.

География сервиса Volvo Trucks 

Москва (4 фирменные СТО)

Санкт-Петербург (3 фирменные СТО и 1 техцентр)

Калининград

Смоленск

Нижний Новгород

Орёл

Самара

Ростов-на-Дону

Тольятти

Краснодар

Волгоград

Уфа

Невинномысск

Минводы

Екатеринбург

Челябинск

Омск

Новосибирск (2 фирменные СТО)

Красноярск

Владивосток

Итого: 26 авторизованных СТО + ООО «Техцентры Вольво»

По словам Ларса Корнелиуссона, главные задачи компании на 2006 год – укрепление позиций лидера на рынке и увеличение производства грузовиков в Зеленограде. В их числе развитие собственного сервиса и увеличение количества авторизованных станций технического обслуживания. И, наконец, открытие под Москвой регионального склада запасных частей – второго по величине в Европе.

 

Самые крупные рынки Volvo Trucks (поставки 2005 г.) 

Западная Европа     

35560 

Северная Америка    

32151

Великобритания

6087

США

27964

 

Франция  

5650

Канада 

3021

Испания

4050

Мексика

857

Германия  

3887

 

 

Италия  

2821

Средний Восток  

14125

Нидерланды

2400

Иран

10830

Швеция

2371

Турция

919

Бельгия 

2073

Израиль

772

Норвегия  

1359                     

Саудовская Аравия     

541

Дания

1285

Кувейт  

366

Финляндия 

964

ОАЕ

243

 

 

Оман

167

Восточная Европа    

7073

Сирия 

158

 

Россия 

1339

Ирак   

74

 

Польша    

1336

 

 

Чешская Республика                   

782

Южная Америка       

7723

Румыния   

677  

Бразилия 

   5894

Венгрия   

492

Чили

605

Латвия

457 

Аргентина

419

Словакия 

444 

Перу 

416

Литва       

438

Венесуэла

261

Юго-Восточная Азия

3553    

Африка 

2091

Китай

787   

ЮАР                            

   853

Южная Корея              

622       

Ангола

348

Индия

552

Марокко

201

Тайвань 

362

Алжир    

150

Таиланд   

285

Эфиопия 

142

Индонезия 

275      

Судан  

130

Малайзия 

251  

Гана    

82

 

Океания  

1420

 

 

Австралия 

1253

 

 

Новая Зеландия           

167

 

 

 

ВСЕГО в мире: 103696 единиц.

Scania 

По суммарному количеству продаж новых автомобилей эта шведская компания уверенно держит второе место, тогда как на российском рынке является лидером (см. таблицу 1). Рост суммарных продаж по сравнению с 2004 годом составил 28 %, а по так называемым «пакетным» Scania Griffin – 47 %. Кстати, модель Griffin P114GA4x2NA является лидером продаж 2005 года – ей принадлежит 37 % от общего объёма реализованной новой грузовой техники (см. таблицу 11).

Данные ГТК и официального представительства – компании «Скания Россия» немного разнятся. Так, согласно таможенной статистике в минувшем году в Россию было ввезено 1364 новых автомобиля Scania, а по данным представительства – 1422. «Потерянные» 58 единиц – это те самые машины, что уже оплачены клиентами, но ещё не пересекли границу. По подержанным автомобилям конкретную информацию из официального источника в «Скания Россия» получить не удалось. Очевидно, ввоз грузовиков с пробегом через дилерскую сеть настолько мал, что о нём предпочитают умалчивать. А вот данные таможенной статистики говорят о том, что в 2005 году государственную границу Российской Федерации пересёк 2041 подержанный автомобиль Scania. Для сравнения: в 2004 году число бэушных «шведов» данной марки составляло 1585 автомобилей.

Планы продаж 2006 года представительство не скрывает: 1750 новых грузовиков, включая 875 «пакетных», адаптированных для России.

 

MAN 

В статистике продаж грузовиков MAN традиционно доминируют прямые поставки с завода (до 70 % от общего показателя), а на проданные со склада в Москве приходится менее трети.

До недавних пор (кстати, на протяжении нескольких лет) самым востребованным грузовиком этой марки в России был F2000. Затем шёл флагманский TGA, на третьем месте – сразу две модели: L2000 и М2000. Теперь статус-кво нарушен, но об этом – чуть далее. Подержанной техники через представительство – компанию «МАН Автомобили Россия» продавалось – кот наплакал: всего 1,5 % от всей ввезённой в нашу страну техники со львом на фирменной эмблеме.

По данным ООО «МАН Автомобили Россия», в минувшем году в РФ через официальную сбытовую сеть продано 514 новых грузовых автомобилей немецкой марки (по данным таможни – 547) и 234 единицы – с пробегом (всего по данным ГТК – 2622). Лидерство уверенно захватила модель TGA – 460 единиц. Из них 302 приходится на магистральные седельные тягачи (в том числе 96 «пакетников»), 155 на шасси и 3 на супертяжёлые тягачи. Второе место по объёму продаж принадлежит модели М2000 – на неё нашлось 45 покупателей-автоперевозчиков. Серия L2000 разошлась по России только в количестве 7 штук. Отметивший в прошлом году мировую премьеру TGL привлёк внимание двух покупателей, но это только начало. Рост суммарных продаж через дилерскую сеть по отношению к 2004 году составил 52 %, и это вселяет уверенность в укрепление позиций бренда на российском рынке.

В 2006 году «МАН Автомобили Россия» рассчитывает реализовать 650 новых единиц техники, включая 380 «пакетников». В настоящее время эти планы не кажутся такими уж нереалистичными. Компанию возглавил опытный Пер Густав Нильссон, который до недавнего времени занимал руководящий пост в «Скания Россия». А менеджерский состав пополнился людьми, успевшими поработать в других дилерских структурах, и в частности, с автомобилями Scania.

 

IVECO 

Всего три года назад суммарные продажи итальянской техники через представительство IVECO составляли 290 новых и 150 подержанных коммерческих машин. Среди новых доминировали тяжеловесы полной массой более 16 т: было продано 244 единицы, в том числе 145 дорожных версий, 71 внедорожная и 28 сборочных комплектов для СП «IVECO-УралАЗ». Фаворитом продаж остался Stralis. Среди других грузовиков пользовались спросом фургоны лёгкого класса Daily (43 единицы). Вышедший на рынок EuroCargo второго поколения успели распробовать три представителя автотранспортных компаний столичного региона.

2005 год закончился совсем с иными показателями, подчёркивающими рост популярности самой техники и плоды усилий главы представительства Александра Сергеева и его коллег. Было продано 709 машин марки IVECO, в том числе 561 – тяжёлого класса. Из этого количества 271 автомобиль представлен в дорожной версии и 290 – во внедорожной. Реализовано также 145 фургонов Daily и 3 грузовика серии Cargo. Лидером продаж стал Stralis AT.430. А вот появившийся осенью (в октябре) Stralis AT.440 S35TP имеет все шансы стать хитом продаж нынешнего, 2006 года.

В минувшем году в России было продано около 3000 подержанных автомобилей IVECO (по данным таможни – 1801), тогда как годом ранее – вдвое меньше (по данным ГТК – 1376). Новых, согласно статистике таможенной службы, в 2005 году продано 518 единиц, в 2004 году – 496 единиц. Рост суммарных продаж по отношению к позапрошлому году составил 14,5 %. План 2006 года – продать не меньше техники, чем в 2005 году.

 

Mercedes-Benz 

ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» огласило итоги своей деятельности в минувшем году одним из первых. В целом статистика продаж коммерческих автомобилей имеет устойчивый положительный вектор.

Рапортуя на опережение, представители компании ещё до окончательного подведения итогов говорили о том, что будет отмечен реальный рост реализации грузовиков и фургонов. Сразу после официального «рассекречивания» данных стало ясно, что это так и есть. В сегменте грузовых автомобилей рост продаж составил 41 %, что достойно и восхищения, и уважения. Отмечено увеличение объёмов продаж коммерческих машин в регионах России. И не последнюю роль в этом сыграло увеличение количества фирменных сервисных станций по обслуживанию коммерческой техники сразу втрое – с 5 до 15.

 

Продажи коммерческих автомобилей Mercedes-Benz в 2005 году 

Класс машин

Сбыт в 2004 г.

Сбыт в 2005 г.

Рост, %

Новые малотоннажные а/м

647

715

10

Новые грузовые а/м

474

672

41

Подержанные а/м

147

159

8

Общий объём продаж

1268

1546

22

Продажи тяжёлых грузовиков Mercedes-Benz в 2005 году 

Модель автомобиля

Сбыт в 2004 г.

Сбыт в 2005 г.

Рост, %

Actros

403

517

28

Atego/Axor/SKT

71

155

118

Общий объём продаж

474

672

41

Продажи малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz в 2005 году 

Модель автомобиля

Сбыт в 2004 г.

Сбыт в 2005 г.

Рост, %

Vito

50

46

- 8

Sprinter

430

464

8

Vario

35

38

8

Viano

130

167

28

Vaneo

2

-

-

Общий объём продаж

647

715

10

 

Приятно отметить, что в минувшем году оживился рынок тяжёлых грузовиков. Об этом красноречиво говорит статистика продаж флагмана компании. Тенденция повышения спроса обозначилась и в сегменте развозных грузовиков. В течение всего 2005 года рост продаж лёгких машин семейства Atego, развозных грузовиков семейства Axor составил более 100 %. На темпах продаж большегрузов позитивно сказалась благоприятная экономическая ситуация в России. Положительно отразилось и поступательное развитие региональной промышленности. Например, в Северо-Западном регионе и на Южном Урале количество проданных автомобилей удвоилось.

Минувший год ознаменовался также увеличением спроса на малотоннажные автомобили Mercedes-Benz. Они нашли своих покупателей в различных секторах российской экономики. Наиболее востребованными они оказались в пассажирских, почтовых, курьерских, продовольственных и медицинских перевозках. Эксперты отмечают, что более половины проданных автомобилей были предварительно переоборудованы силами кузовостроителей на территории России. При этом значительный рост отмечен в регионах. Достаточно сказать, что в сравнении с 2004 годом продажи в 2005-м выросли вдвое.

Львиная доля от проданных автомобилей пришлась на модель Sprinter – 18-местный автобус. Напомним: он производится на совместном предприятии с ГУП МО «Мострансавто» в подмосковной Коломне. На втором месте по популярности «специализации» машины – переоборудование под нужды медицинских перевозок. Однако нужно отметить, что значительный рост продаж этой модели по-прежнему сдерживается квотированием со стороны завода.

Зато расширение программы «Особая серия» с привлекательными ценами сказалось на продажах автомобилей Viano и позволило марке закрепиться в сегменте минивэнов премиум-класса.

В 2005 году было продано 159 грузовых малотоннажных автомобилей с пробегом. Очевидно, что в перспективе эта цифра будет значительно больше, поскольку в Москве ведётся строительство центра по продаже подержанных коммерческих автомобилей.

 

Renault Trucks 

Популярность французской техники у российских автоперевозчиков растёт как на дрожжах. И тому есть логичное объяснение. Машины made in France отличаются приемлемой стартовой стоимостью, надёжностью и неприхотливостью в эксплуатации. Сервисная сеть марки тоже развивается стремительными темпами. А главное – персонал представительства очень внимательно относится к своим клиентам, которые могут объективно сравнивать такую заботу с «вниманием» других продавцов и оценивать не слова и обещания, а реальные действия.

Чтобы оценить рывок марки на российском рынке, давайте заглянем в 2003 год. Тогда в России было продано всего 750 единиц техники Renault, из которых 111 поставлены через официальную дилерскую сеть. Плюс было реализовано 64 новых автомобиля полной массой свыше 3,5 т. Лидером продаж был (и остаётся) седельный тягач Premium 370 для международных перевозок и Midlum для региональных и городских. Кстати, фактом продажи здесь считали пересечение границы, а не поставку в конкретные руки. И, между прочим, в то время поставки коммерческой техники с ромбом на капоте в Украину через московское представительство Renault Trucks были вдвое выше.

Прошло три года, и компания «Рено Тракс Восток» во главе с опытным бизнесменом Гийомом Зиммерманном заняла новые высоты на российском рынке. В 2005 году общее число проданных автомобилей марки Renault (новых и с пробегом) составило без малого 2500 единиц (см. таблицу 11). Из них 274 новых грузовика нашли своих обладателей в России и 28 в Белоруссии. Было продано 50 тягачей в специальном исполнении, адаптированных для местных условий эксплуатации. Рост продаж составил 222 %. Лидером продаж осталась модель Premium 370 – на её долю приходится 69,5 % от общего количества реализованных автомобилей.

Структура клиентских контрактов в 2005 году была следующей:

  1. тягачи Premium – 210 ед. (196 в РФ и 14 в РБ);
  2. тягачи Magnum – 51 ед. (45 в РФ и 6 в РБ);
  3. шасси Mascott (3,5-6,5 т) – 15 ед. (8 в РФ и 7 в РБ);
  4. самосвалы Kerax – 15 ед. (все в РФ);
  5. шасси Midlum (8-18 т) – 11 ед. (10 в РФ и 1 в РБ).

План 2006 года весьма амбициозен, но выполним: передать клиентам 600 новых грузовиков, из которых 300 – в исполнении «Восток» и «Восток-2».

 

DAF Trucks 

Официальному импортёру техники DAF Trucks в России, компании VH-DAF, труднее многих других. Дело в том, что она представлена частным капиталом, а не структурами от головных компаний-производителей. И тот же 2003 год, в который мы возвращались для анализа роста продаж по другим маркам, для неё был первым полным годом работы компании на российском рынке. Тогда усилиями президента компании Сержа Ван Холе и его коллег были проданы 52 новых седельных тягача и 220 единиц грузовой техники с пробегом. Лидером продаж в то время был 95XF Limited Edition, а затем – универсальная серия CF.

Минувший год, по словам Сержа Ван Холе, подтвердил правильность стратегической линии работы компании, выраженной девизом «Вместе для России». За 12 месяцев 2005 года было продано 142 новых седельных тягача и 232 единицы техники с пробегом. Объём ввезённых для работы в России коммерческих автомобилей полной массой более 20 т по сравнению с 2004 годом увеличился вдвое. Стоит учесть, что VH-DAF поставляет в Россию не только седельные тягачи, но и комплектные автопоезда различной конфигурации, с различными полуприцепами, включая тентовые, изотермические и рефрижераторные.

Как и остальные участники рынка, компания ориентирована на конечного потребителя грузовой техники – крупные и средние автотранспортные предприятия и частных грузоперевозчиков-одиночек. Будучи голландским юридическим лицом, VH-DAF предлагает российскому рынку полный спектр финансовых услуг на наиболее выгодных и максимально упрощённых условиях, с минимальными сроками рассмотрения кредитных заявок, низкими авансовыми ставками на рынке и минимальными процентами. В её предложениях есть и внутренний, и международный лизинг.

Приоритетной моделью, пользовавшейся наибольшим спросом в 2005 году, был DAF FT XF95.430 – всего было заказано 90 новых машин. Флагману отдают предпочтение фирмы, занятые на международных перевозках. А те, кто возит грузы в основном по России и странам Содружества, выбирают DAF CF85.380 «Перспектива», продажи которой начались с июня прошлого года. В 2005 году на неё поступило 49 заявок. В наступившем году спектр финансовых услуг по этой программе будет расширен. Кстати, в 2006-м существенно расширится гамма техники, предлагаемой со стоянки в Москве. Кроме того, появятся и новые схемы приобретения техники DAF с пробегом в кредит без процентов.

 

«Американцы»

Отдельного внимания заслуживают марки, не входящие в «большую семёрку». Уже не первый год они обеспечивают солидный рост продаж по автомобильной технике с пробегом. Например, в 2003 году было ввезено на 12604 единиц подержанных грузовиков больше, чем годом ранее. Правда, тогда львиную долю среди них составляли японские Hino, Mitsubishi, Isuzu; южнокорейские Daewoo и Hyundai; китайские FAW. Но теперь акцент сместился в сторону машин, выпущенных в Северной Америке.

Например, одних только грузовиков Freightliner было продано свыше 2800 штук (см. таблицу 1) и почти 200 единиц International. Кстати, оглядываясь в недавнее прошлое, можно сказать, что эта техника у российских автоперевозчиков пользуется всё большим спросом. Например, в Сибири и на западе Российской Федерации три года назад неплохо продавались американские тягачи International (622 единицы) и Freightliner (309). А вот другие бренды Нового Света – такие как Navistar, Kenworth, Mack, пользовались весьма ограниченным спросом.

О массовых продажах новых «американцев» речь пока не идёт – слишком дороги они по сравнению с «европейцами». Но как знать, быть может, ситуация изменится. В любом случае серьёзной альтернативы продукции той же «большой семёрки» они сейчас составить не в состоянии. Да и в ближайшие годы тоже.

 

«Китайцы» и «корейцы»

Один из самых молодых и быстро растущих сегментов российского рынка коммерческих автомобилей – техника китайского производства. Об этом наглядно говорят данные работы компании «ИРИТО» – генерального дистрибьютора автомобилей Great Wall, BYD Auto, FAW и DFM. Все эти марки выпускаются в Китайской Народной Республике и официально поставляются на российский рынок.

О масштабах этих поставок говорит тот факт, что в минувшем году в нашей стране продано 4647 автомобилей перечисленных брендов. И что ещё более впечатляет – такой удивительный результат достигнут только за 9 месяцев (продажи машин made by China стартовали в апреле 2005 года). Лидером покупательского спроса стала продукция Great Wall Motors: за 2005 год компанией «ИРИТО» продано 4070 единиц техники данного автозавода. Настоящим бестселлером стал пикап Great Wall Deer G3. Именно он чаще всего привлекал внимание российских покупателей благодаря удачному сочетанию цены, качества и функциональности. Кстати, машина получила премию «Внедорожник года-2005» в номинации «Пикапы», которая была присуждена по итогам опроса «Большого жюри».

 

СПРАВКА

Группа компаний «ИРИТО» – ведущий российский импортёр автомобилей из Китая. На отечественном рынке он представляет автомобильные марки Great Wall, FAW, BYD Auto и DFM. Модельный ряд, предлагаемый компанией, включает пикапы, внедорожники, а также коммерческую технику – грузовики и автобусы. На настоящий момент дилерская сеть «ИРИТО» состоит из 120 автосалонов в 52 городах России.

Холдинговая автомобильная компания Great Wall Motors Ltd. является одним из крупнейших в Китае автопроизводителей. В её состав входят более 10 предприятий, занимающихся производством автомобилей разного типа, а также научно-техническими и опытно-конструкторскими разработками. В 2004 году Great Wall была включена в «TOP 10» крупнейших частных предприятий Китая. Общая мощность производства предприятий Great Wall Motors составляет более 200 тыс. машин в год.

Предприятие FAW (First Automotive Works), образованное в 1953 г., является одним из самых крупных автомобильных производств Китая. Основа модельного ряда – грузовые автомобили различного назначения. На мощностях концерна FAW также осуществляется производство автомобилей европейских и японских марок. На предприятиях компании ежегодно производится до 1 млн единиц техники, которая экспортируется в более чем 50 стран мира.

Автомобильная компания DFM (Dong Feng Motors Co.) основана в 1969 г. и в настоящий момент занимает 4-е место в мире по количеству производимых коммерческих автомобилей. DFM является основным стратегическим предприятием военно-промышленного комплекса КНР. В состав компании входят 42 завода, участвующих в производстве автомашин. Их суммарная мощность составляет более 1 млн автомобилей в год.

Таблица 1. Суммарные объёмы импорта тяжёлых грузовиков в Россию в 2005 году (данные ГТК РФ)

Производитель

Подержанные

Новые

Суммарно

1.

Volvo

3824

1172

4996

2.

Scania

2041

1364

3405

3.

MAN

2622

547

3169

4.

Freightliner

2808

1

2809

5.

IVECO

1801

518

2319

6.

Mercedes-Benz

1560

743

2303

7.

Renault

1982

240

2222

8.

DAF

1367

75

1442

9.

Другие

983

119

1102

10.

Tatra

0

252

252

11.

International

198

0

198

12.

Kenworth

0

0

0

7 ведущх марок

15197

4659

19856

Все бренды

19186

5031

24217

 

Таблица 2а. Импорт новых тяжёлых грузовиков в Россию(данные ГТК РФ)

Производитель

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

DAF

23

16

11

29

39

75

IVECO

84

159

129

169

496

518

MAN

76

150

87

158

294

547

Mercedes-Benz

91

176

282

315

509

743

Renault

1

1

3

17

99

240

Scania

125

291

675

710

1114

1364

Volvo

233

340

444

391

660

1172

Tatra

453

401

5

98

140

252

Другие

Н.д.

216

63

40

95

120

7 ведущих марок

633

1133

1631

1789

3211

4659

Все бренды

1086

1750

1699

1927

3446

5031

 

 

Таблица 2б. Отгрузка новых тяжёлых грузовиков в Россию

(источник: TDDB – Европейская статистика поставленных грузовиков) 

 

Производитель

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

DAF

4

11

39

14

53

IVECO

107

259

245

224

487

MAN

49

139

70

216

224

Mercedes-Benz

30

198

199

311

459

Renault

0

0

4

28

113

Scania

112

371

716

837

1126

Volvo

157

369

462

483

686

Tatra*

453

401

5

98

140

Другие*

Н.д.

216

63

40

95

7 ведущих марок

459

1347

1735

2113

3148

Все бренды

912

1964

1803

2251

3383

Примечание. *Приведены цифры таможенной статистики.

 

Таблица 3. Импорт подержанных тяжёлых грузовиков в Россию

(данные ГТК РФ) 

 

Производитель

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.*

DAF

142

327

490

867

878

1200

IVECO

164

350

816

1012

1376

1644

MAN

499

1166

1763

2147

2260

2400

Mercedes-Benz

472

814

1105

1020

1350

1400

Renault

161

477

577

732

1086

1600

Scania

550

1576

2304

2600

1585

1900

Volvo

626

1691

2510

3010

2709

3660

Freightliner

11

72

124

309

1110

2600

International

76

112

395

622

1409

219

Tatra

65

88

111

110

59

28

Другие

363

827

654

829

820

900

7 ведущих марок

2614

6401

9565

11388

11244

13804

Все бренды

3129

7500

10849

13258

14642

17551

Примечание. *Предварительные данные.

 

Таблица 4. Итоги продаж автомобилей семи ведущих европейских марок в России в 2005 году

(данные официальных импортёров) 

 

Пункт статистики / Бренд

Scania

Volvo

Renault

Mercedes

DAF

IVECO

MAN

Общее число проданных автомобилей (новых и б/у), единиц 

3463

5164

2449

1550

374

2510

774

Количество продаж новых грузовиков, единиц 

1422

1339

274

(с РБ – 302)

672

142

561

540

Объём продаж подержанных грузовиков, единиц 

160/2041*

3824*

2175

159

232

290/1801*

234

Число «пакетных» автомобилей для России, единиц

798

262

50

92

49

-

96

Рост суммарных продаж по отношению к 2004 г., %

28

177,6*

222

42

100

14,5

52 %

Рост продаж «пакетных» грузовиков, % 

47 (+ 375 единиц)

- (начало продаж – с января 2005)

- (начало продаж – с марта 2005)

320 (+70 единиц)

- (начало продаж – с июня 2005)

- (начало продаж – с октября 2005)

-

Самая популярная модель в 2005 году

37 % - Griffin P114GA4x2NA

FH12.420

Skyliner

69,5 % - Premium 420

Actros 1841 LS

XF 95.430

Stralis AT430

22

Лидер продаж 2004 года 

Griffin P114GA4x2NA

FH12.420

Globetrotter

Premium 370

Actros 1841 LS

XF 95.430

Stralis AT430

Н.д.

План продаж новых автомобилей в 2006 году, ед. 

1750

Не меньше, чем в 2005 г.

600

Не меньше, чем в 2005 г.

Не меньше, чем в 2005 г.

Не меньше, чем в 2005 г.

650

План продаж «пакетных» грузовиков в 2006 году, ед. 

875

Н.д.

300

Н.д.

Не меньше, чем в 2005 г.

Н.д.

380

Примечание. *Данные статистики ГТК РФ.

Кто в доме хозяин?

Итоги продаж новой и подержанной техники иностранного производства в России в минувшем году не могут не радовать. Рынок растёт, а это значит – оживляется не только торговля, но и экономика. В общем пироге импорта по-прежнему велика доля представителей так называемой «большой семёрки». Это особенно заметно по новым тяжёлым грузовикам, ввезённым в страну, хотя и по автомобилям с пробегом статистика тоже впечатляет (см. таблицу 1).

В наступившем году официальные представительства зарубежных компаний будут активно продвигать грузовики, адаптированные для российского рынка. Меньшая цена по сравнению с заводским аналогом в полной комплектации действительно привлекательна для отечественных автоперевозчиков. Особенно – с учётом того, что в условиях роста цен на топливо, инфляции и увеличения стоимости услуг и материалов приходится экономить и в большом, и в малом.

Аналитики полагают, что в течение всего года будет постепенно активироваться проникновение на наш рынок коммерческих автомобилей китайского и южнокорейского производства. Конечно, пока они не в состоянии конкурировать с большегрузами европейского производства, но в лёгком и среднем классе грузоподъёмности постепенно будут теснить конкурентов из Старого Света и – не исключено – российские автомобили тоже.

Пока же на российском рынке места под солнцем хватает всем, и все зарабатывают на продажах новых и подержанных грузовиков иностранного производства кто как может. Растёт спрос – значит, будет расти и предложение. Лишь бы клиенты были платёжеспособными…