Консультант "Как применять Конвенцию МДП?"
Новое постановление Высшего Хозяйственного Суда РБ
Президиум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (ВХС РБ) принял постановление № 58, которым урегулировал некоторые вопросы применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП), причём с момента принятия нового постановления признаётся утратившим силу постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года № 42.
Как говорится в сообщении ВХС, в целях установления единой правоприменительной практики, руководствуясь статьёй 18 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республике Беларусь», Президиум ВХС РБ постановил, что при рассмотрении дел по спорам, возникающим при перевозке грузов по процедуре МДП, судам необходимо руководствоваться нормами Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее – Конвенция МДП); Соглашением о таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 года; постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 1998 года № 1996 «О мерах по выполнению Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП»; Таможенным кодексом Республики Беларусь; Положением о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, утверждённым приказом Государственного таможенного комитета (далее – ГТК) от 16 июня 1995 года № 163 – ОД; Временным положением о доставке и транзите товаров, перемещаемых под таможенным контролем между российскими и белорусскими таможенными органами, утверждённым приказом ГТК от 15 августа 1995 года № 233 – ОД; приказом ГТК от 8 июля 1998 года № 245-ОД «О перевозке товаров под таможенным контролем»; постановлением ГТК от 2 сентября 2002 года № 81 «Об установлении маршрута следования транспортных средств в Российскую Федерацию»; Положением о порядке осуществления контроля за доставкой товаров, перевозимых под таможенным надзором автомобильным транспортом, утверждённым приказом ГТК от 21 августа 1995 года № 241 – ОД; Инструкцией о возникновении и прекращении налогового обязательства, возникновении и прекращении обязательства по уплате процентов, возникновении и погашении таможенной задолженности и задолженности по процентам, утверждённой постановлением ГТК от 28 января 2004 года № 9 (далее – Инструкция № 9), Договором поручительства от 1 февраля 1999 года, заключённым между ГТК и Белорусской ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (далее – БАМАП).
Также в постановлении указывается, что действие Конвенции МДП, согласно содержащейся в ней статье 2, распространяется на перевозки грузов, осуществляемые без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одного из государств-участников Конвенции МДП, до таможни места назначения другого государства-участника Конвенции МДП или того же самого государства-участника Конвенции МДП, при условии, что определённая часть перевозки МДП между её началом и завершением производится автомобильным транспортом.
Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях.
Новым постановлением подтверждается, что книжка МДП является единым транзитным документом, посредством которого выполняются международные транзитные операции и осуществляется контроль таможенных органов за доставкой грузов в каждом государстве, на территории которого осуществляется операция МДП.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь под грузами, перемещаемыми по процедуре МДП, для таможенных целей применительно к пункту 1 статьи 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь понимается товар, отвечающий требованиям статьи 3 Конвенции.
Факт надлежащего исполнения перевозчиком обязательства по доставке товара в таможню места назначения удостоверяется таможенным органом путём заполнения без оговорок отрывного листка № 2 книжки МДП с проставлением таможенной печати, даты и подписи должностного лица таможни.
Кроме того, в качестве альтернативного доказательства надлежащего прекращения операции МДП суду могут быть представлены:
корешки № 1 или № 2 в книжке МДП с должным образом проставленными на них печатями таможенных органов либо копия этих корешков, предоставленная гарантийным объединением, которая должна подтвердить идентичность копии оригиналу корешка;
любое официальное свидетельство или подтверждение прекращения операции МДП, следующей за рассматриваемой, оформленное компетентными органами другого государства, в котором данная перевозка МДП продолжается, либо подтверждение перевода соответствующего груза в условия другой таможенной процедуры или другой системы таможенного контроля, например, его очистки для свободного обращения.
При наличии обоснованных сомнений в подлинности печатей таможенных органов, проставленных на корешках книжки МДП, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу в соответствии со статьёй 92 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.
Наличие в книжке МДП печатей таможенных органов, поддельность которых установлена экспертизой, следует расценивать как отсутствие подтверждения о завершении операции МДП в таможне назначения или вывоза (промежуточной таможне).
Согласно статье 36 Конвенции МДП, всякое нарушение положений Конвенции повлечёт применение к виновному в стране, в которой нарушение было совершено, предусмотренных законодательством этой страны санкций.
В силу статьи 37 Конвенции МДП в тех случаях, когда невозможно установить, на территории какого государства произошло нарушение, считается, что местом его совершения является территория того государства, где это нарушение было обнаружено.
При рассмотрении споров о взыскании сумм таможенной задолженности, образовавшейся вследствие недоставления в таможенные органы места назначения или выезда (промежуточную таможню) товаров, находящихся под таможенным контролем, суду следует учитывать, что осуществление перевозки по процедуре МДП на территории Таможенного союза Республики Беларусь и Российской Федерации (далее – Таможенный союз) имеет ряд особенностей, обусловленных отсутствием таможенного контроля и упразднением пограничных пунктов таможенного оформления.
В случае недоставления в таможенные органы места назначения или выезда (промежуточную таможню) Российской Федерации груза, следовавшего по процедуре МДП по территории Таможенного союза, таможня Республики Беларусь, которой дорожное транспортное средство или контейнер были предъявлены в целях их контроля вместе с грузом и относящейся к ним книжкой МДП и в распоряжении которой находится отрывной лист № 1 книжки МДП, подтверждающий въезд транспортного средства с грузом на территорию Республики Беларусь, вправе предъявить требование к перевозчику или, в установленном порядке, к национальному гарантийному объединению – БАМАП о взыскании сумм причитающихся ввозных или вывозных пошлин и сборов, а также любых процентов за просрочку их уплаты (пункт 1 и пункт 2 статьи 8 Конвенции МДП).
В том случае, если хозяйственный суд при проверке обстоятельств, по причине которых товары не были доставлены в таможенный орган места назначения или выезда (промежуточную таможню) Российской Федерации, установит факт вывоза товаров с территории Республики Беларусь, нарушение норм Конвенции МДП признаётся совершённым на территории Российской Федерации, а налоговое обязательство по уплате таможенных платежей – прекращённым в соответствии с пунктом 13 Инструкции № 9.
В качестве доказательств фактического вывоза товаров с территории Республики Беларусь судом может быть принято во внимание официальное подтверждение пунктов принятия уведомлений, расположенных на территории Российской Федерации, о въезде товаров на территорию Российской Федерации, товаросопроводительные документы с отметками таможенных органов зарубежных государств и отметками получателя груза, свидетельские показания, полученные судом непосредственно в ходе судебного разбирательства.
Если правоохранительными органами зарубежных государств было возбуждено дело об административном правонарушении либо уголовное дело, связанное с вывозом товаров, то подтверждение фактического вывоза товаров может производиться на основании материалов по административному или уголовному делу только после вступления в силу постановления либо приговора суда.
Суд должен дать объективную оценку всем доказательствам, представленным в обоснование правомерности взыскания сумм таможенной задолженности за недоставление товаров в таможенные органы назначения государств-участников Таможенного союза.
При перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь с применением процедуры МДП ответственность за неуплату сумм таможенных платежей в торговом обороте возлагается на перевозчика. БАМАП несёт с перевозчиком-держателем книжки МДП солидарную ответственность по уплате сумм таможенных платежей в торговом обороте.
Обязанность по уплате таможенных платежей в торговом обороте подлежит исполнению БАМАП при выдаче товаров без разрешения таможни, их утрате (в том числе хищении) или недоставлении перевозчиком-держателем книжки МДП товаров в таможню назначения.
Согласно статье 41 Конвенции МДП, в том случае, если таможенные органы признают достаточными доказательства того, что груз, указанный в манифесте книжки МДП, погиб или безвозвратно потерян в результате дорожно-транспортного происшествия или при обстоятельствах, вызванных непреодолимой силой, или что недостача является результатом причин, свойственных грузу, то они освобождают от уплаты обычно причитающихся пошлин и сборов.
В соответствии с Договором поручительства от 1 февраля 1999 года, заключённым между ГТК и БАМАП, ответственность БАМАП по каждой книжке МДП, по которой обнаружено нарушение, ограничивается максимальной суммой, эквивалентной 50 000 долларов США, включая суммы и таможенных платежей, и процентов за просрочку их уплаты.
В соответствии со статьёй 10 Конвенции МДП, если таможенные органы завершили операцию МДП, они не могут больше требовать от БАМАП уплаты причитающихся ввозных или вывозных пошлин и сборов, а также любых процентов за просрочку, за исключением случая получения свидетельства о прекращении операции МДП противозаконным или обманным образом, либо если прекращения операции МДП не было.
Считается, что свидетельство о прекращении операции МДП получено противозаконным или обманным путём, если при осуществлении операции МДП использовались грузовые отделения и контейнеры, подвергшиеся злоумышленным изменениям, или использовались фальшивые или неточные документы, произошла подмена грузов, подделка таможенных пломб и т. д., или когда свидетельство получено другим незаконным путём.
Таможенные органы не вправе требовать от БАМАП уплаты причитающихся ввозных или вывозных пошлин и сборов, а также любых процентов за просрочку, если они в течение годичного срока, считая со дня принятия книжки МДП для оформления, письменно не уведомили БАМАП об отказе в таможенном оформлении.
В случае, если свидетельство о прекращении операции МДП было получено противозаконным или обманным путём, срок, указанный в абзаце первом данного пункта, устанавливается в два года.
Требование платежа должно быть направлено БАМАП не ранее, чем через три месяца со дня его письменного уведомления о незавершении операции МДП или о получении свидетельства о прекращении операции МДП обманным или противозаконным путём, но не позднее, чем через два года после этой даты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Конвенции МДП по делам, переданным в хозяйственные суды на рассмотрение в течение указанного двухлетнего срока, таможенные органы праве взыскать денежные суммы с БАМАП в течение одного года со дня вступления в силу судебного решения.
Наконец, в том случае, если при рассмотрении дел о взыскании таможенной задолженности будет установлено, что таможенными органами при проведении расследования по факту недоставления товаров в таможенные органы назначения или выезда (промежуточную таможню) допущено необоснованно длительное выполнение проверочных действий, что повлекло предъявление требований о погашении таможенной задолженности к БАМАП в связи с невозможностью взыскания задолженности непосредственно с виновных лиц, то, согласно новому постановлению ВХС Беларуси, суд в соответствии со статьёй 215 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь обязан вынести частное определение.
Марина ОРЕШКО